Программа мини-курса «Путешествие в мир растений» (5 класс)
«рассмотрено»
Руководитель МО:
________________
Пехова Н.А.
«____» сентября 2016 г.
« «согласовано»
ЗДВР:
________________
Нурмухамбетова Е.В.
«____» сентября 2016 г.
«Утверждено»
Лицей директоры:
Директор лицея:
________________
Жедоуова Н. К.
«____» сентября 2016 г.
Программа мини-курса
«Путешествие в мир растений»
Ф.И.О. автора: Токсанова А.С.
Должность: учитель биологии
Место работы: ГУ лицей г.Аксу
Пояснительная записка
Программа предусматривает изучение мира растений учащихся пятых и шестых классов, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.
Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.
Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.
Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,
использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.
Задачи:
1. Подготовить учащихся к изучению биологии.
2. Расширить кругозор в области биологических знаний.
3. Повысить мотивацию изучения биологии.
4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.
5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.
Формы занятий:
* путешествие
* игра
* сказка
* соревнование
* проект
* презентация
* викторина
* экскурсия
* живая газета
Формы работы:
* Практическая работа
* Самостоятельная работа
* Наблюдение
* Эксперимент
* Индивидуальная работа
* Групповая работа
Методы:
Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).
Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).
Приемы:
Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.
Предполагаемый результат:
овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;
бережливое отношение к растениям;
умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Критерии для мониторинга:
Овладение знаниями о жизни растений;
Сформированность навыков ухода за растениями;
Овладение умениями:
вести наблюдения за растениями;
оформлять результат своей работы;
- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
Календарно-тематическое планирование миникурса «Путешествие в мир растений».
№ п. |
Тема занятия |
Форма занятия |
1 |
Вводное занятие по курсу |
Анкетирование |
2 |
Жители Царства Растения |
Сказка |
3 |
Низшие Растения |
путешествие |
4 |
«Мир растений» |
игра |
5 |
Цветковые растения |
Виртуальная экскурсия |
6 |
Цветки и соцветия |
Соревнование |
7 |
Размножение комнатных растений |
практикум |
8 |
Что мы узнали о растениях? |
Предзащита проектов |
9 |
Защита научных проектов |
Защита проектов |
Литература:
- Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.
- Комнатные растения в вашем доме. – М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.
- Тайный язык цветов. – С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.
- Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.
- Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. – С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.
- Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.
- Энциклопедия живой природы. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Тайны живой природы. – М.; Росмэн, 1996.