Программа муниципального центра духовно-нравственного воспитания «Светлячок»

2
0
Материал опубликован 14 February 2023

Муниципальное бюжетное общеобразовательное учреждение Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Керш-Борковский филиал

Моршанского района Тамбовской области

Утверждено

Приказом директора

МБОУ Сокольниковской СОШ

от 31.08.2021г №300


Программа муниципального центра духовно – нравственного воспитания «Светлячок»



Срок реализации программы 3 года


Введение

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного воспитания на ступенях общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи, традиционных религиозных организаций и других институтов общества. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где закладываются личностные основы гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому данная программа духовно-нравственного воспитания поможет раскрыть внутренний мир обучающегося и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в филиале, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей.
Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, патриотическую, оздоровительную – в единое образовательное содержание, самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Гражданина России. Это мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает их творческие и научные возможности.

Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Единство православия и духовного просвещения граждан России, являются актуальными задачами развития, стоящими перед нашей страной на современном этапе. И в первую очередь — с духовно-нравственным воспитанием, утверждением идеалов добра, милосердия, справедливости, которые являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Развивая такие качества как доброта, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, позволяет подготовить ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, делает их коллективистами, стремящимися сделать нашу Родину еще краше.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся Керш-Борковского филиала МБОУ Сокольниковской СОШ.

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации 1993г.

Закон РФ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012г.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» 124-ФЗ от 24.07.1998

Закон РФ от 26 сентября 1997г №125 «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями на 6 июля 2006 года).

Закон Тамбовской области от 9 ноября 2009г №576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» (принят Тамбовской областной Думой 30 октября 2009г).

Приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Указ Президента Российской Федерации от 10.01. 2000 года №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Рекомендательное письмо управления образования и науки Тамбовской области от 30.06.2006№02-07/1726 «О возможности изучения в общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Основы православной культуры».

Письмо управления образования и науки Тамбовской области от 18.10.2010 №02-09/4328 «Об изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе».

Комплексный план мероприятий по развитию в Тамбовской епархии православного образования на 2011 год.

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской Православной Церкви.

Соглашение о сотрудничестве управления образования и науки Тамбовской области и Тамбовской епархии Русской Православной Церкви от 4 декабря 2009 года.

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

Декларация прав и свобод человека

Конвенция о правах ребёнка

Устав школы

Положение о Центре духовно-нравственного воспитания детей Керш-Борковскго филиала МОУ Сокольниковской СОШ от 30.09.2010г.

Приказ МОУ Сокольниковской СОШ №236 от 30.09.2010г «О создании Центра духовно-нравственного воспитания».

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и приходом храма Илии Пророка с.Керш-Борки.

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и Керш-Борковским филиалом Левинской библиотеки .с.Керш-Борки.

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и МБУК с.Керш-Борки.

Цели и задачи Программы

Цель программы.

Создание условий для развития духовно-нравственной личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Формирование коммуникативного и творческого потенциалов учащегося.

Гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.


Задачи:

Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Привитие обучающимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Развитие форм ученического самоуправления.

Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Сформировать в каждом обучающемся общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность.

Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

Сформировать культуру общения.

Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Приобщить обучающихся к национальной и мировой культуре.



Принципы Программы

Принцип природосообразности.

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Принцип сотрудничества.

Деятельностный подход.

Личностно-ориентированный подход.

Возрастной подход.



Программа соответствует специфике начального, среднего образования учащихся и способствует:

духовному и личностному росту учащихся;

развитию творческого и логического мышления;

развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

развитию способности к самопознанию.


Направления воспитательной работы:

Учебно- познавательное

Гражданско- патриотическое

Художественно-эстетическое

Духовно-нравственное

Физкультурно-оздоровительное

Экологическое



Учебно - познавательное


Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у обучающихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.


Задачи:


Представление о базовых национальных Российских ценностях;

о правилах поведения в школе, дома, на улице, в селе, в общественных местах, на природе;

представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

уважительное отношение к родителям, к старшим,

доброжелательное отношение к сверстникам и малышам;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;


Виды деятельности и формы занятий:


получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах Российских народов (в процессе изучения учебных предметов, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий через содержание учебных предметов.

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в Ильинский храм, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков основ православной культуры, милосердия, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

игровых программах, позволяющих обучающимся приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы;

овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Мероприятия по реализации воспитательной программы:


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Кодекс чести ученика»


сентябрь

классный час

классные руководители

Цикл классных часов по теме

«Поговорим о воспитанности»:

«Волшебные слова»



в течение года

кл.час

классные руководители

«Уроки Милосердия» по темам:

Семейные традиции

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия

Праздник «День семьи»

Красота истинная и ложная.

Жертвенная любовь

Милосердие к ближним

Доброе отношение к природе


еженедельно

Внеурочное занятие

Учителя начальных классов (с 1класса по 3 класс»

Уроки ОРКСЭ в 4 классе

1 час в неделю

Урок

Учитель начальных классов (4класс)

Уроки «ОДНКНР» в 5 классе

1 час в неделю

Урок

Учитель истории

Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;

«Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»,

«Лучше избежать ссоры, чем её прекращать»


в течение года

кл.час

классные руководители

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»


сентябрь

Экскурсия по школе, школьный музей

Классный руководитель 1 класса

День пожилого человека

Акция «Свет в окне» организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла, нуждающихся в помощи

Концерт «Золотые сердца»


в течение года




1 октября

трудовые акции




концертная

программа совместно с Керш-Борковским филиалом МБУКРЦКДД






учитель музыки, классные руководители,

художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД

День матери

Всероссийская акция «Крылья Ангела», приуроченная к празднованию дня матери.

«Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»

«Милой мамочки портрет»

«Славим руки матери»

ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений

учителя ИЗО и музыки, классные ру художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД ководители,

День Конституции и День права:

Встречи с работниками ПДН Моршанского ОВД.

Вручение паспортов учащимся.


декабрь


Администрация, учитель истории и права,

Глава администрации Лёвинского сельсовета.


Рождественский фестиваль.


январь

конкурс детского рисунка, поделок, концерт

Руководитель Центра, учитель ИЗО,

родители.

Праздник «Масленица – широкая» (1-9 классы)


февраль

концертно-развлекательная программа

Руководитель Центра, художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД


Святая Пасха (1-9 классы):

конкурс «Пасхальное яйцо»

выставка рисунков

презентации

апрель

комплекс мероприятий

Классные руководители,

учитель технологии,

родители.

День семьи

«Моя родословная»

«Что означает моё имя»

«Моя фамилия»


май

конкурс проектов




беседы

классные руководители и родители.

Региональный этап Всероссийского творческого конкурса «Моя семейная реликвия» в рамках форума «Крепкая семья – сильная Россия»

май

театральное представление

классные руководители, худрук сельскогоДК


Предполагаемый результат:


уважительное отношение к традиционным религиям;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.



Физкультурно-оздоровительное

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

негативное влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


Виды деятельности и формы занятий:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями).


Мероприятия по реализации воспитательной программы:


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся 12-13 лет.

в течение года

тестирование

медицинский работник

Социальный антинаркотический плакат «Защищая жизнь!»



1 декабря

Конкурс рисунков и плакатов


Учитель ИЗО, классные руководители,

Акция «Все имеет смысл, пока мы здоровы »

Рейды родительского патруля

-лекции

-беседы

-видеолекторий «Осторожно-Спайс!»

февраль-март

Комплекс мероприятий

Администрация, классные руководители,

родители,

совместно с МРО УФСКН, КДН и ЗП Моршанского района

Игра-викторина «Умей всем страхам в лицо рассмеяться»


в течение года

викторина

классные руководители, преподаватель ОБЖ

«Внимание-дети»

«Детям безопасную дорогу»,

«Азбука безопасности»,

«Красный, жёлтый, зелёный».


Сентябрь,

май

20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками

ГИБДД

классные руководители, преподаватель ОБЖ.

Анкетирование учащихся:

«Вредные привычки и мы»,



Сентябрь- май

анкетирование

классные руководители

Осенний школьный мини-марафон (5-9 классы)

Весенний кросс



сентябрь




кросс




учитель физкультуры

«Мама, папа, я – спортивная семья»



февраль


Соревнования семей


учитель физкультуры,

классные руководители, родители

Дни здоровья

ежемесячно

Комплекс мероприятий

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Лыжные гонки

январь

соревнование

Учитель физической культуры

Всероссийские соревнования школьников «Президентские состязания»

май

Творческий и теоретический конкурс

Учитель физической культуры

Военно-спортивная игра «Зарница»

февраль

соревнование

классные руководители, родители


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии наркотиков, компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


Экологическое


Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным;

создание пришкольного зелёного ландшафта.


Виды деятельности и формы занятий:


получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю, социальные проекты);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности в школе и по месту жительства).


Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Проекты «Я люблю природу»

«Наши маленькие друзья»

«Польза животных»


В течение года


Викторины, беседы,

игры


классные руководители

Акция

«Кормушка»



в течение года

Трудовая акция

классные руководители

Интеллектуально-творческий конкурс «Муравей»

март

Творческий конкурс

Учитель начальных классов

Конкурс фотографий:

«Осенний пейзаж»

«Зимний пейзаж»

«Летний пейзаж»

«Весенний пейзаж»

В течение года

фотовыставка

Классные руководители, родители

День Земли:

Экологический праздник

День птиц

Акция «Чистый дом – чистый двор — чистое село»

«Судьба села в твоих руках»

Акции:

«Зелёна весна»

«Сказочная клумба»

«Зеленая планета»

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

«Береги природу – наш дом»

Экскурсии «Растительный и животный мир балки села Кер-Борки».

апрель-май

Комплекс

мероприятий


субботник


конкурс буклетов


субботник



игра


конкурс экологических проектов


Администрация,

Учитель биологии, классные руководители,

Конкурс исследовательских работ: «Первые шаги в науку»

Декабрь

ежегодно

Исследовательские работы

Учителя предметники


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


Духовно-нравственное

Цель: Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ценности: уважение к различным вероисповеданиям; творчество и созидание; стремление к познанию и истине.

Задачи:

изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства;

изучение православной этики;

ознакомление с православным календарём;

ознакомление с особенностями церковного искусства;

изучение устроения православного храма;

ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

формирование культуры общения;

выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

воспитание патриотизма;

формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;



Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Конкурс творческих работ «Подвиг души и духа»

Сентябрь, ежегодно

Творческая работа

Учителя предметники

Конкурс исследовательских работ «Светочи земли Тамбовской»


Декабрь,

ежегодно

Творческая работа

Учитель русского языка и литературы

Конкурс изделий декоративно-прикладного направления «Православная культура Тамбовского края»


ноябрь

Творческие изделия

Учитель ИЗО

Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

Ноябрь, ежегодно

Рисунки, рассказы детей.

Учитель ИЗО

Рождественский фестиваль.


январь

Литературно-музыкальная композиция,

Рождественские забавы

Руководитель Центра, родители, классные руководители

Конкурс рисунков, стихов, колядок, поделок «Рождество Христово».

январь

Рисунки, поделки, колядки

Учитель ИЗО

Неделя православной культуры

Православная беседа «житие и творение православных святых»

апрель

Беседы, викторины,

Настоятель храма А.Пятеров, библиотекарь

Конкурс «Пасха Православная»

май

Творческие работы

Классные руководители

Пасхальный фестиваль.

май

Творческие работы

Руководитель филиала, учитель ИЗО, родители, настоятель храма А.Пятеров

День славянской письменности.

24.05.

Конкурс презентаций

Классные руководители

Межмуниципальный фестиваль театральных постановок «Радость души моей» (Пасхальный благовест»

апрель

Театральная постановка

Учитель начальных классов, художественный руководитель сельского дома культуры

Областной заочный конкурс творческих работ «Не святые святые Тамбовского края»

октябрь

Творческая работа (сочинение)

Учитель русского языка и литературы

Муниципальный этап Епархиального конкурса детского творчества «Свет Рождественской звезды»

декабрь

Литературное творчество

Учитель русского языка и литературы

День села. «Святой славный Илия Пророк».

2 августа

Экскурсия в Ильинский храм на праздничную литургию,

Концертная программа в сельском доме культуры

Руководитель Центра, родители,

сельский дом культуры

Беседы с настоятелем Ильинского храма

ежемесячно

Беседы

Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров

Экскурсия в Ильинский храм села Керш – Борки «Колокольный звон»

7 апреля

Экскурсия на колокольню Ильинского храма

Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров, руководитель филиала
родители

Экскурсия «Мамонтова пустынь»

22 мая

Экскурсия на праздничную службу

Руководитель филиала, родители

Епархиальный конкурс детского творчества «Пасха Красна»

апрель

Поделка Пасхальная радость

Учитель технологии

Субботники по уборке территории военно-мемориального комплекса и братской могилы

Ежемесячно

Волонтерский трудовой отряда « Светлячок»

Классные руководители


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, духовно-нравственному наследию, народным традициям, старшему поколению;

представление: о духовно-нравственном обществе, об этнических традициях и культурном достоянии Тамбовского края;

первоначальный опыт постижения ценностей духовно-нравственного наследия общества, национальной истории и культуры;

увековечивание памяти о разрушенных православных храмах на территории Моршанского района;

Работа волонтерского трудового отряда « Светлячок» Керш-Борковского филиала МБОУ Сокольниковской СОШ

Гражданско-патриотическое

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе, гимне — Тамбовской области;

представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, села Керш-Борки. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к своей семье, школе, своему селу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;


Виды деятельности и формы занятий:

получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Тамбовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий;

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.



Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Тематические встречи посвященные празднованию Победы с ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны»


в течение

года




Встречи, беседы, выставки





Администрация, руководитель Музейной комнаты

Кл. руководители

Детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу»

декабрь

Открытка участнику боевых действий.

Учитель ИЗО

Субботники по уборке территории военно-мемориального комплекса и братской могилы

Ежемесячные

Волонтерский трудовой отряда « Светлячок»

Классные руководители

Экскурсия в краеведческий музей г.Тамбова «Тамбовская область в годы войны», в Моршанский краеведческий музей, в музей филиала.


сентябрь

экскурсия

классные руководители

Вынос флага Российской Федерации.


«Овеянные славой Флаг наш и герб»


Символы Тамбовской области, Моршанского района.



Понедельник


Ноябрь



сентябрь

Еженедельная торжественная линейка




конкурс проектов

Администрация





учитель истории

«Героические страницы истории моей страны и села»


февраль

Летопись истории села

Учитель истории

День героев России.

декабрь

Конкурс презентаций о героях России

классные руководители

«Жители села - участники ВОВ»


февраль

Фото-выставка

классные руководители, родители

Акция «Бессмертный полк»

9 мая

Митинг, шествие

Руководитель центра, классные руководители, родители, жители села.

День народного единства


ноябрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Учитель истории, классные руководители

День защитника Отечества

«Месячник военно-патриотического воспитания с 1февраля по 28 февраля»»


Квест «Блокадный Ленинград»

«Афганистан болит в моей душе»



Исследовательский конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто …»


февраль


выставка рисунков

конкурс чтецов


встреча с военнослужащими

встреча с воинами интернационалистами


творческий проект

Учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители.


«Аты–баты, шли солдаты»


Военно-спортивная игра «Зарница»

февраль

смотр строя и песни

Военно-спортивная игра


Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители
родители

День космонавтики «Россия в освоении космоса»:


«Человек поднялся в небо»


«Через тернии к звёздам»

12 апреля

Комплекс

мероприятий:


20-мин.кл.час


выставка рисунков

Учителя физики и ИЗО.

День Победы «День Победы – праздник всей страны:


Районный конкурс буклетов «Наш школьный музей»


Всероссийский конкурс детского творчества «Великая Победа»



«Живи, цвети, мое село»



«Мои родные защитники Родины»


«Село Керш-Борки в годы ВОВ»





«Книга памяти села Керш-Борки»










Декабрь



Май




май



июнь



Май





В течение года

Комплекс

мероприятий:


конкурс буклетов


детского рисунка

конкурс


литературного творчества


Презентации



Экскурсия в школьную музейную комнату


Сбор старых фотографий села и ее жителей


учителя-предметники,




учитель литературы




учитель истории




Учитель математики



учитель истории









Предполагаемый результат:


ценностное отношение к России, своему народу, Тамбовскому краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

представление: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии Тамбовского края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Художественно-эстетическое


Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


Задачи:

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Виды деятельности и формы занятий:

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры Тамбовского края, с фольклором и народными художественными промыслами;

обучение видеть прекрасное в окружающем мире;

обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и кружка «Умелые руки»).

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

участие в художественном оформлении помещений школы.


Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Село, в котором ты живёшь»


сентябрь

Экскурсии

Классные руководители

«Прикоснуться к вечности»


в течение года

Экскурсия в храм с Керш-Борки

Администрация, классные руководители

Внеклассное чтение «Величие души в рассказе И.С.Тургенева « Живые мощи»

сентябрь

Диспут

Библиотекарь

Организация экскурсий по культурным центрам Тамбовской области

в течение года

экскурсии

Классные руководители, родители

«Покровская ярмарка»

Игра «Осенний калейдоскоп»

Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье»


октябрь

комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий

Администрация, учитель технологии, ИЗО и музыки, классные руководители
сельский дом культуры, библиотека

«Коляда, коляда — отворяй ворота»

«Осенние посиделки»


Январь

октябрь

Фольклорный праздник

учителя технологии, ИЗО,

классные руководители, сельский дом культуры


«Шедевры русской живописи»


декабрь

Игра – викторина

Классные руководители

«Жаворонушки весну кличут»


март

Фольклорный праздник

Классные руководители

«День православной книги»

март

Выставка-презентация

Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров, руководитель филиала

«Искорки Тамбовщины»

«Звездочки Тамбовщины»

апрель

Детские творческие конкурсы

Классные руководители,

учитель технологии и ИЗО



Предполагаемый результат:

представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Школа, дом – одна семья.

Взаимодействие школы и семьи.



Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;

позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

создавать условия для духовного общения детей и родителей;

создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.


Содержание воспитательной работы:

изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;

сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;



организация проведения совместного досуга родителей и обучающихся;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;

привлечение родителей к активному участию в жизни школы;

демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

родительские собрания, посещение семей обучающихся;

анкетирование;

тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

семейные праздники;

спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

календарные праздники – 30 ноября День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь;

беседы с детьми и родителями;

походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд.



Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья» :

«Откуда начинается мой род»,

«Военная летопись моей семьи»,

«История создания семьи моих родителей»,

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Памятные даты моей семьи»,

«О тех, кого мы вспоминаем с грустью…»,

«Мужчины нашего рода»,

«Традиции нашей семьи»,

«О моих близких с любовью»


Месячник

«Моя семья»

октябрь



Беседы, викторины, игры, презентации проектов

классные руководители

Семейные праздники :

День именинника.


в течение года

Совместные праздники с родителями

Классные руководители
родители

«Папа, мама, я - спортивная семья»

в течение года

соревнования

Учитель физкультуры, классные руководители, родители


Последний звонок

и выпускной вечер

май - июнь

праздничная программа

Администрация, классные руководители


Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию

в течение года

Собрание, круглый стол, практикум и

Руководитель Центра

Общешкольное родительское собрание


4 раза в год

собрание

Администрация школы

Заседания родительского комитета


По мере необходимости

собрание

Администрация школы

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время


в течение года


Классные руководители

Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей.

в течение года

статьи

Администрация

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию.

в течение года

методические сборники

Администрация

Родительский патруль

в течение года


Классные руководители,

родительский комитет, администрация Левинского сельсовета


Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года


Классные руководители родительский комитет, администрация Левинского сельсовета


Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года


Руководитель центра, администрация Левинского сельсовета



Формы и виды воспитательной деятельности:

Лекция;

Беседа;

Ролевые игры;

Диспуты;

«Мозговой штурм»;

Урок творчества.

Классные собрания;

Классные часы.

Экскурсии

Предполагаемым результатом

данной духовно-нравственной воспитательной программы является:

Для педагога.

1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Это необходимо учащимся при переходе с одной ступени образования к другой. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются: деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать ребёнка до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты. Для учащихся.

Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Учащиеся должны быть:

внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

способны к изменению самих себя.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится: итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных обучающихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами;

организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами;

общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.


Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

уровень личностного роста обучающегося

2. Изучение межличностных отношений:

социометрия;

социально-психологический климат в классе;

общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень личностного роста обучающегося

Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.


Сводный лист данных изучения личностного роста обучающихся



Критерии и показатели

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться;

-я люблю мечтать;

-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

- я стремлюсь получать хорошие отметки





2. Трудолюбие:

-я стараюсь в учебе;

-я внимателен;

-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

-мне нравиться помогать в семье выполнять домашнюю работу;

-мне нравится дежурство в школе




3. Бережное отношение к природе, я – мой дом, моя семья, моя малая Родина

-к своему родному краю;

-к земле;

-к растениям;

- к животным




4.Мое отношение к школе:

-я выполняю правила для обучающихся;

-я добр в отношениях с людьми;

-я участвую в делах класса и школы




5.Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах;

-я опрятен в одежде;

-мне нравится все красивое вокруг меня;

-я вежлив в отношениях с людьми




6.Как я отношусь к себе:

-я самоуправляю собой;

-я соблюдаю санитарно- гигиенические правила;

-у меня нет вредных привычек






3. Формы диагностики:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседы.

анкетирование

беседа

консультации

родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.



Критерии успешности нравственного образования


Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.


Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Какие личностные результаты мы должны увидеть в процессе воспитания.

Личностные результаты- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской позиции.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального образования должны отражать:

формирование основ гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину, народ, историю России. Формирование ценностей многонационального российского общества, формирование демократических и гуманистических ценностей;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям

























Литература

Закон об образовании1992г. №3266-1

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.

Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.

Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.

М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.

Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.

С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.

Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.