Программа муниципального центра духовно-нравственного воспитания «Светлячок»
Муниципальное бюжетное общеобразовательное учреждение Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Керш-Борковский филиал
Моршанского района Тамбовской области
Утверждено
Приказом директора
МБОУ Сокольниковской СОШ
от 31.08.2021г №300
Срок реализации программы 3 года
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного воспитания на ступенях общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи, традиционных религиозных организаций и других институтов общества. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где закладываются личностные основы гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому данная программа духовно-нравственного воспитания поможет раскрыть внутренний мир обучающегося и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в филиале, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей.
Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, патриотическую, оздоровительную – в единое образовательное содержание, самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Гражданина России. Это мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает их творческие и научные возможности.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Единство православия и духовного просвещения граждан России, являются актуальными задачами развития, стоящими перед нашей страной на современном этапе. И в первую очередь — с духовно-нравственным воспитанием, утверждением идеалов добра, милосердия, справедливости, которые являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Развивая такие качества как доброта, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, позволяет подготовить ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, делает их коллективистами, стремящимися сделать нашу Родину еще краше.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся Керш-Борковского филиала МБОУ Сокольниковской СОШ.
Конституция Российской Федерации 1993г.
Закон РФ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» 124-ФЗ от 24.07.1998
Закон РФ от 26 сентября 1997г №125 «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями на 6 июля 2006 года).
Закон Тамбовской области от 9 ноября 2009г №576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» (принят Тамбовской областной Думой 30 октября 2009г).
Приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
Указ Президента Российской Федерации от 10.01. 2000 года №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Рекомендательное письмо управления образования и науки Тамбовской области от 30.06.2006№02-07/1726 «О возможности изучения в общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Основы православной культуры».
Письмо управления образования и науки Тамбовской области от 18.10.2010 №02-09/4328 «Об изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе».
Комплексный план мероприятий по развитию в Тамбовской епархии православного образования на 2011 год.
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской Православной Церкви.
Соглашение о сотрудничестве управления образования и науки Тамбовской области и Тамбовской епархии Русской Православной Церкви от 4 декабря 2009 года.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
Декларация прав и свобод человека
Конвенция о правах ребёнка
Устав школы
Положение о Центре духовно-нравственного воспитания детей Керш-Борковскго филиала МОУ Сокольниковской СОШ от 30.09.2010г.
Приказ МОУ Сокольниковской СОШ №236 от 30.09.2010г «О создании Центра духовно-нравственного воспитания».
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и приходом храма Илии Пророка с.Керш-Борки.
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и Керш-Борковским филиалом Левинской библиотеки .с.Керш-Борки.
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией МБОУ Сокольниковской СОШ и МБУК с.Керш-Борки.
Цели и задачи Программы
Цель программы.
Создание условий для развития духовно-нравственной личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и творческого потенциалов учащегося.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Привитие обучающимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Сформировать в каждом обучающемся общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность.
Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
Сформировать культуру общения.
Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Приобщить обучающихся к национальной и мировой культуре.
Принципы Программы
Принцип природосообразности.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Возрастной подход.
Программа соответствует специфике начального, среднего образования учащихся и способствует:
духовному и личностному росту учащихся;
развитию творческого и логического мышления;
развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
развитию способности к самопознанию.
Учебно- познавательное
Гражданско- патриотическое
Художественно-эстетическое
Духовно-нравственное
Физкультурно-оздоровительное
Экологическое
Учебно - познавательное
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у обучающихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Задачи:
Представление о базовых национальных Российских ценностях;
о правилах поведения в школе, дома, на улице, в селе, в общественных местах, на природе;
представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, к старшим,
доброжелательное отношение к сверстникам и малышам;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Виды деятельности и формы занятий:
получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах Российских народов (в процессе изучения учебных предметов, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки отражающие культурные и духовные традиции народов России);
получение представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий через содержание учебных предметов.
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в Ильинский храм, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков основ православной культуры, милосердия, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
игровых программах, позволяющих обучающимся приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы;
овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Кодекс чести ученика» | сентябрь | классный час | классные руководители |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»: «Волшебные слова» | в течение года | кл.час | классные руководители |
«Уроки Милосердия» по темам: Семейные традиции Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия Праздник «День семьи» Красота истинная и ложная. Жертвенная любовь Милосердие к ближним Доброе отношение к природе | еженедельно | Внеурочное занятие | Учителя начальных классов (с 1класса по 3 класс» |
Уроки ОРКСЭ в 4 классе | 1 час в неделю | Урок | Учитель начальных классов (4класс) |
Уроки «ОДНКНР» в 5 классе | 1 час в неделю | Урок | Учитель истории |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам; «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром», «Лучше избежать ссоры, чем её прекращать» | в течение года | кл.час | классные руководители |
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | сентябрь | Экскурсия по школе, школьный музей | Классный руководитель 1 класса |
День пожилого человека Акция «Свет в окне» организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла, нуждающихся в помощи Концерт «Золотые сердца» | в течение года 1 октября | трудовые акции концертная программа совместно с Керш-Борковским филиалом МБУКРЦКДД | учитель музыки, классные руководители, художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД |
День матери Всероссийская акция «Крылья Ангела», приуроченная к празднованию дня матери. «Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом» «Милой мамочки портрет» «Славим руки матери» | ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | учителя ИЗО и музыки, классные ру художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД ководители, |
День Конституции и День права: Встречи с работниками ПДН Моршанского ОВД. Вручение паспортов учащимся. | декабрь | | Администрация, учитель истории и права, Глава администрации Лёвинского сельсовета. |
Рождественский фестиваль. | январь | конкурс детского рисунка, поделок, концерт | Руководитель Центра, учитель ИЗО, родители. |
Праздник «Масленица – широкая» (1-9 классы) | февраль | концертно-развлекательная программа | Руководитель Центра, художественный руководитель Керш-Борковского филиала МБУКРЦКДД |
Святая Пасха (1-9 классы): конкурс «Пасхальное яйцо» выставка рисунков презентации | апрель | комплекс мероприятий | Классные руководители, учитель технологии, родители. |
День семьи «Моя родословная» «Что означает моё имя» «Моя фамилия» | май | конкурс проектов беседы | классные руководители и родители. |
Региональный этап Всероссийского творческого конкурса «Моя семейная реликвия» в рамках форума «Крепкая семья – сильная Россия» | май | театральное представление | классные руководители, худрук сельскогоДК |
Предполагаемый результат:
уважительное отношение к традиционным религиям;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Физкультурно-оздоровительное
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
негативное влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся 12-13 лет. | в течение года | тестирование | медицинский работник |
Социальный антинаркотический плакат «Защищая жизнь!» | 1 декабря | Конкурс рисунков и плакатов
| Учитель ИЗО, классные руководители, |
Акция «Все имеет смысл, пока мы здоровы » Рейды родительского патруля -лекции -беседы -видеолекторий «Осторожно-Спайс!» | февраль-март | Комплекс мероприятий | Администрация, классные руководители, родители, совместно с МРО УФСКН, КДН и ЗП Моршанского района |
Игра-викторина «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» | в течение года | викторина | классные руководители, преподаватель ОБЖ |
«Внимание-дети» «Детям безопасную дорогу», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный». | Сентябрь, май | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГИБДД | классные руководители, преподаватель ОБЖ. |
Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», | Сентябрь- май | анкетирование | классные руководители |
Осенний школьный мини-марафон (5-9 классы) Весенний кросс | сентябрь | кросс | учитель физкультуры |
«Мама, папа, я – спортивная семья» | февраль | Соревнования семей | учитель физкультуры, классные руководители, родители |
Дни здоровья | ежемесячно | Комплекс мероприятий | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
Лыжные гонки | январь | соревнование | Учитель физической культуры |
Всероссийские соревнования школьников «Президентские состязания» | май | Творческий и теоретический конкурс | Учитель физической культуры |
Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | соревнование | классные руководители, родители |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии наркотиков, компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Экологическое
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным;
создание пришкольного зелёного ландшафта.
Виды деятельности и формы занятий:
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю, социальные проекты);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности в школе и по месту жительства).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Проекты «Я люблю природу» «Наши маленькие друзья» «Польза животных» | В течение года | Викторины, беседы, игры | классные руководители |
Акция «Кормушка» | в течение года | Трудовая акция | классные руководители |
Интеллектуально-творческий конкурс «Муравей» | март | Творческий конкурс | Учитель начальных классов |
Конкурс фотографий: «Осенний пейзаж» «Зимний пейзаж» «Летний пейзаж» «Весенний пейзаж» | В течение года | фотовыставка | Классные руководители, родители |
День Земли: Экологический праздник День птиц Акция «Чистый дом – чистый двор — чистое село» «Судьба села в твоих руках» Акции: «Зелёна весна» «Сказочная клумба» «Зеленая планета» Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» «Береги природу – наш дом» Экскурсии «Растительный и животный мир балки села Кер-Борки». | апрель-май | Комплекс мероприятий субботник конкурс буклетов субботник игра конкурс экологических проектов | Администрация, Учитель биологии, классные руководители, |
Конкурс исследовательских работ: «Первые шаги в науку» | Декабрь ежегодно | Исследовательские работы | Учителя предметники |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Духовно-нравственное
Цель: Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ценности: уважение к различным вероисповеданиям; творчество и созидание; стремление к познанию и истине.
Задачи:
изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства;
изучение православной этики;
ознакомление с православным календарём;
ознакомление с особенностями церковного искусства;
изучение устроения православного храма;
ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;
выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
воспитание патриотизма;
формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Конкурс творческих работ «Подвиг души и духа» | Сентябрь, ежегодно | Творческая работа | Учителя предметники |
Конкурс исследовательских работ «Светочи земли Тамбовской» | Декабрь, ежегодно | Творческая работа | Учитель русского языка и литературы |
Конкурс изделий декоративно-прикладного направления «Православная культура Тамбовского края» | ноябрь | Творческие изделия | Учитель ИЗО |
Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» | Ноябрь, ежегодно | Рисунки, рассказы детей. | Учитель ИЗО |
Рождественский фестиваль. | январь | Литературно-музыкальная композиция, Рождественские забавы | Руководитель Центра, родители, классные руководители |
Конкурс рисунков, стихов, колядок, поделок «Рождество Христово». | январь | Рисунки, поделки, колядки | Учитель ИЗО |
Неделя православной культуры Православная беседа «житие и творение православных святых» | апрель | Беседы, викторины, | Настоятель храма А.Пятеров, библиотекарь |
Конкурс «Пасха Православная» | май | Творческие работы | Классные руководители |
Пасхальный фестиваль. | май | Творческие работы | Руководитель филиала, учитель ИЗО, родители, настоятель храма А.Пятеров |
День славянской письменности. | 24.05. | Конкурс презентаций | Классные руководители |
Межмуниципальный фестиваль театральных постановок «Радость души моей» (Пасхальный благовест» | апрель | Театральная постановка | Учитель начальных классов, художественный руководитель сельского дома культуры |
Областной заочный конкурс творческих работ «Не святые святые Тамбовского края» | октябрь | Творческая работа (сочинение) | Учитель русского языка и литературы |
Муниципальный этап Епархиального конкурса детского творчества «Свет Рождественской звезды» | декабрь | Литературное творчество | Учитель русского языка и литературы |
День села. «Святой славный Илия Пророк». | 2 августа | Экскурсия в Ильинский храм на праздничную литургию, Концертная программа в сельском доме культуры | Руководитель Центра, родители, сельский дом культуры |
Беседы с настоятелем Ильинского храма | ежемесячно | Беседы | Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров |
Экскурсия в Ильинский храм села Керш – Борки «Колокольный звон» | 7 апреля | Экскурсия на колокольню Ильинского храма | Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров, руководитель филиала |
Экскурсия «Мамонтова пустынь» | 22 мая | Экскурсия на праздничную службу | Руководитель филиала, родители |
Епархиальный конкурс детского творчества «Пасха Красна» | апрель | Поделка Пасхальная радость | Учитель технологии |
Субботники по уборке территории военно-мемориального комплекса и братской могилы | Ежемесячно | Волонтерский трудовой отряда « Светлячок» | Классные руководители |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, духовно-нравственному наследию, народным традициям, старшему поколению;
представление: о духовно-нравственном обществе, об этнических традициях и культурном достоянии Тамбовского края;
первоначальный опыт постижения ценностей духовно-нравственного наследия общества, национальной истории и культуры;
увековечивание памяти о разрушенных православных храмах на территории Моршанского района;
Работа волонтерского трудового отряда « Светлячок» Керш-Борковского филиала МБОУ Сокольниковской СОШ
Гражданско-патриотическое
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе, гимне — Тамбовской области;
представления о правах и об обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, села Керш-Борки. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к своей семье, школе, своему селу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
Виды деятельности и формы занятий:
получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Тамбовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Тематические встречи посвященные празднованию Победы с ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» | в течение года | Встречи, беседы, выставки | Администрация, руководитель Музейной комнаты Кл. руководители |
Детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу» | декабрь | Открытка участнику боевых действий. | Учитель ИЗО |
Субботники по уборке территории военно-мемориального комплекса и братской могилы | Ежемесячные | Волонтерский трудовой отряда « Светлячок» | Классные руководители |
Экскурсия в краеведческий музей г.Тамбова «Тамбовская область в годы войны», в Моршанский краеведческий музей, в музей филиала. | сентябрь | экскурсия | классные руководители |
Вынос флага Российской Федерации. «Овеянные славой Флаг наш и герб» Символы Тамбовской области, Моршанского района. | Понедельник Ноябрь сентябрь | Еженедельная торжественная линейка конкурс проектов | Администрация учитель истории |
«Героические страницы истории моей страны и села» | февраль | Летопись истории села | Учитель истории |
День героев России. | декабрь | Конкурс презентаций о героях России | классные руководители |
«Жители села - участники ВОВ» | февраль | Фото-выставка | классные руководители, родители |
Акция «Бессмертный полк» | 9 мая | Митинг, шествие | Руководитель центра, классные руководители, родители, жители села. |
День народного единства | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Учитель истории, классные руководители |
День защитника Отечества «Месячник военно-патриотического воспитания с 1февраля по 28 февраля»» Квест «Блокадный Ленинград» «Афганистан болит в моей душе» Исследовательский конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто …» | февраль | выставка рисунков конкурс чтецов встреча с военнослужащими встреча с воинами интернационалистами творческий проект | Учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители. |
«Аты–баты, шли солдаты» Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | смотр строя и песни Военно-спортивная игра | Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители |
День космонавтики «Россия в освоении космоса»: «Человек поднялся в небо» «Через тернии к звёздам» | 12 апреля | Комплекс мероприятий: 20-мин.кл.час выставка рисунков | Учителя физики и ИЗО. |
День Победы «День Победы – праздник всей страны: Районный конкурс буклетов «Наш школьный музей» Всероссийский конкурс детского творчества «Великая Победа» «Живи, цвети, мое село» «Мои родные защитники Родины» «Село Керш-Борки в годы ВОВ» «Книга памяти села Керш-Борки» | Декабрь Май май июнь Май В течение года | Комплекс мероприятий: конкурс буклетов детского рисунка конкурс литературного творчества Презентации Экскурсия в школьную музейную комнату Сбор старых фотографий села и ее жителей |
учителя-предметники, учитель литературы учитель истории Учитель математики учитель истории
|
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, Тамбовскому краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
представление: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии Тамбовского края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Художественно-эстетическое
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры Тамбовского края, с фольклором и народными художественными промыслами;
обучение видеть прекрасное в окружающем мире;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и кружка «Умелые руки»).
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
участие в художественном оформлении помещений школы.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Село, в котором ты живёшь» | сентябрь | Экскурсии | Классные руководители |
«Прикоснуться к вечности» | в течение года | Экскурсия в храм с Керш-Борки | Администрация, классные руководители |
Внеклассное чтение «Величие души в рассказе И.С.Тургенева « Живые мощи» | сентябрь | Диспут | Библиотекарь |
Организация экскурсий по культурным центрам Тамбовской области | в течение года | экскурсии | Классные руководители, родители |
«Покровская ярмарка» Игра «Осенний калейдоскоп» Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье» | октябрь | комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий | Администрация, учитель технологии, ИЗО и музыки, классные руководители |
«Коляда, коляда — отворяй ворота» «Осенние посиделки» | Январь октябрь | Фольклорный праздник | учителя технологии, ИЗО, классные руководители, сельский дом культуры |
«Шедевры русской живописи» | декабрь | Игра – викторина | Классные руководители |
«Жаворонушки весну кличут» | март | Фольклорный праздник | Классные руководители |
«День православной книги» | март | Выставка-презентация | Настоятель Ильинского храма иерей Александр Пятеров, руководитель филиала |
«Искорки Тамбовщины» «Звездочки Тамбовщины» | апрель | Детские творческие конкурсы | Классные руководители, учитель технологии и ИЗО |
Предполагаемый результат:
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
организация проведения совместного досуга родителей и обучающихся;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
привлечение родителей к активному участию в жизни школы;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
родительские собрания, посещение семей обучающихся;
анкетирование;
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
календарные праздники – 30 ноября День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь;
беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья» : «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» | Месячник «Моя семья» октябрь | Беседы, викторины, игры, презентации проектов | классные руководители |
Семейные праздники : День именинника. | в течение года | Совместные праздники с родителями | Классные руководители |
«Папа, мама, я - спортивная семья» | в течение года | соревнования | Учитель физкультуры, классные руководители, родители |
Последний звонок и выпускной вечер | май - июнь | праздничная программа | Администрация, классные руководители |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию | в течение года | Собрание, круглый стол, практикум и | Руководитель Центра |
Общешкольное родительское собрание | 4 раза в год | собрание | Администрация школы |
Заседания родительского комитета | По мере необходимости | собрание | Администрация школы |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время | в течение года | | Классные руководители |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей. | в течение года | статьи | Администрация |
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию. | в течение года | методические сборники | Администрация |
Родительский патруль | в течение года | | Классные руководители, родительский комитет, администрация Левинского сельсовета |
Работа с социально-неблагополучными семьями | в течение года | | Классные руководители родительский комитет, администрация Левинского сельсовета |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | в течение года | | Руководитель центра, администрация Левинского сельсовета |
Лекция;
Беседа;
Ролевые игры;
Диспуты;
«Мозговой штурм»;
Урок творчества.
Классные собрания;
Классные часы.
Экскурсии
Предполагаемым результатом
данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
Для педагога.
1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе с одной ступени образования к другой. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются: деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать ребёнка до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Планируемые результаты. Для учащихся.Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Учащиеся должны быть:внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
способны к изменению самих себя.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится: итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных обучающихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами;
организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами;
общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
уровень личностного роста обучающегося
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень личностного роста обучающегося
Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Сводный лист данных изучения личностного роста обучающихся
Критерии и показатели | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться; -я люблю мечтать; -мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
2. Трудолюбие: -я стараюсь в учебе; -я внимателен; -я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; -мне нравиться помогать в семье выполнять домашнюю работу; -мне нравится дежурство в школе | | | |
3. Бережное отношение к природе, я – мой дом, моя семья, моя малая Родина -к своему родному краю; -к земле; -к растениям; - к животным | | | |
4.Мое отношение к школе: -я выполняю правила для обучающихся; -я добр в отношениях с людьми; -я участвую в делах класса и школы | | | |
5.Красивое в моей жизни: -я аккуратен в делах; -я опрятен в одежде; -мне нравится все красивое вокруг меня; -я вежлив в отношениях с людьми | | | |
6.Как я отношусь к себе: -я самоуправляю собой; -я соблюдаю санитарно- гигиенические правила; -у меня нет вредных привычек | | | |
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
анкетирование
беседа
консультации
родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Критерии успешности нравственного образования
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Какие личностные результаты мы должны увидеть в процессе воспитания.
Личностные результаты- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской позиции.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального образования должны отражать:
формирование основ гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину, народ, историю России. Формирование ценностей многонационального российского общества, формирование демократических и гуманистических ценностей;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Закон об образовании1992г. №3266-1
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.