12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнюшенко Ирина Дмитриевна231
Россия, Ставропольский край
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
2

Индивидуальная образовательная программа «Музыкальный вундеркинд»

t1585648417aa.gif

«Музыкальный вундеркинд»

ПРОГРАММА

по работе с музыкально – одаренными детьмиСодержание программы:

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуализация проблемы.

1.2. Понятие «Одаренный ребенок» и его общая психологическая характеристика.

1.3. Понятие «Музыкальной одаренности»

2. Концепция работы с одарёнными детьми.

3. Цели и задачи программы

4. Принципы программы

5. Основные направления работы

6. Стратегия работы с одаренными детьми

Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

7. Формы работы с одаренными учащимися

8. Психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

9. Кадровое обеспечение программы

10. Этапы реализации.

11. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

12. Организация режима работы с музыкально - одаренными детьми.

12.1. Проектирование дополнительного образовательного процесса в соответствии с контингентом детей,  их индивидуальными  и возрастными особенностями

12.2. Перечень основных видов музыкальной деятельности одаренных детей.

13.Ожидаемые результаты.

Список использованной литературы

 Методическое обеспечение системы работы с музыкально -  одаренными 

Пояснительная записка.

Актуализация проблемы.

Выявление  музыкально - одаренных детей и  дальнейшее углубленное развитие их  музыкальных способностей является одной из приоритетных  задач  в работе учителя музыки. Возникает необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми. Анализ участия детей  в различных утренниках, концертах, творческих заданиях  показывает, что в разных классах имеется категория  музыкально-одаренных детей. Целенаправленная и систематическая работа с музыкально-одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения музыкальных знаний. Данная проблема обозначила мою работу по реализации программы «Музыкальный вундеркинд».

Понятие «Одаренный ребенок» и его общая психологическая характеристика.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным-индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Психологические особенности одаренного ребенка.

Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время, это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Понятие «Музыкальной одаренности»

Что же такое музыкальность и музыкальная одаренность? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

 

Концепция работы с одарёнными детьми.

Программа «Музыкальный вундеркинд» базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в модели выпускника - личности способной реализовать свои личностные индивидуальные запросы. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ребенок сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе буду опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников музыкальные способности, восприимчивость к теоретическому музыкальному учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

испытывают радость от музыкальных занятий.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях.

дети с признаками специальной музыкальной одарённости.

учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в  музыкальном учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем дошкольном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их музыкальных способностей, является одним из главных направлений моей работы как учителя музыки.

 

Цели и задачи программы.

Цель программы:

Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем  музыкального интеллекта, способной к музыкальной творческой самореализации, организация научно-исследовательской деятельности детей для усовершенствования процесса  музыкального обучения  и воспитания.

Задача:

выбор рациональных форм воздействия на музыкально-интеллектуальную деятельностью одаренного ребенка. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

выявление и развитие возможности одаренных детей в различных музыкальных областях;

создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации музыкально - творческих детей;

расширение возможностей для участия музыкально способных и одарённых детей в музыкальных олимпиадах, конкурсах разного уровня, творческих выступлениях.  

 

Принципы программы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора ребенком сферы музыкальной деятельности.

 

Основные направления работы.

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие  музыкально - творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

.

Стратегия работы с музыкально - одаренными детьми.

1. Диагностика.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей:

ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений,

чувства ритма (Б. М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

 

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

Осознание важности данной работы, усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к музыкальному обучению и развитию.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с музыкально - одаренными детьми. Изучение новых передовых технологий по постановке певческого дыхания, голоса, развития диапазона,  артикуляции и дикции, формирования тембральной окраски, выразительности движений и развития общей сценической культуры.

Включение в работу с музыкально- одаренными детьми в первую очередь родителей, обладающих определенными музыкальным качествами: музыкальная культура, музыкальная компетентность.

Взаимодействие учтеля с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие его музыкальных способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; решать возникающие организационные проблемы.

 

3. Активизация  музыкально - творческих способностей учащихся.

Активизация  музыкально - творческих способностей учащихся строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Нам, музыкальным руководителям, необходимо осознать тот факт, что только при большой заинтересованности музыкально-одаренных детей на индивидуальных и групповых занятиях можно добиться необходимой результативности в развитии и активации из творческих способностей. Для того, чтобы заинтересовать одаренных детей нужно предложить им более сложный и богатый по музыкальному образу и форме произведение, в котором они могли бы реализовать свой творческий потенциал. Выбор репертуара должен быть современным, усложненным по-сравнению с учебным программным репертуаром, доступным, содержать некую загадку, стимулировать творческий поиск.

 

Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии и развитии музыкальной детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее: он очень любознателен; любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи; его речь очень развита, большой словарный запас;

во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ; настойчив в достижении поставленной цели;

у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило; обладает богатой фантазией и воображением; рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера; его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким , как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

 

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Создание постоянно действующих стендов, победителям и призерам конкурсов различных уровней

2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов детей и их родителей

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Формы работы с одаренными учащимися:

групповые занятия;

факультативы;

кружки по интересам;

конкурсы;

интеллектуальные марафоны;

участие в конкурсах;

работа с индивидуальным планом работы – индивидуальные  и групповые карты сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации программы.


 

Этап

Мероприятия программы

Форма

 

 

Диагностический

 

Диагностика склонностей, способностей детей и подростков (музыкально-творческие способности).

 

Наблюдение

(активность).

 

Упражнения, задания, опросы, беседы, анкетирование.

 

 

 

 

Досуговые мероприятия, КТД, индивидуальные и музыкальные занятия.

 

 

 

Развивающий

 

 

Выполнение творческих заданий (рост креативности).

Разработка серий творческих заданий

 

 

 

 

 

 

Занятия интегрированного типа.

 

 

Восприятие музыки

Импровизация

Музыкальный фольклор

Вокально-хоровое музицирование

Пластическое интонирование

Инструментальное музицирование

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность

Графическое, цветовое моделирование музыки

 

Урок творчества, урок-путешествие.

 

 

Заключительный

 

Мониторинг эффективности работы с детьми по программе «Музыкальный вундеркинд»

 

 

 

 

 

 

 

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Анализ итогов реализации программы.

 

ПЛАН

работы с одаренными детьми

на 2019-2020 учебный год.

 

 

Сроки

 

 

Мероприятие

 

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2019-2020 год, составление базы одаренных детей( выявление слуха, музыкального интонирования)

Организация кружковой работы.

 

Октябрь

Подготовка  учащихся разных классов к участию в школьных конкурсах.

Подготовка к участию в концерте, посвященного Дню учителя.

 

Ноябрь

Участие в муниципальных, краевых конкурсах.

Подготовка к школьному празднику «День народного единства»

 

Декабрь

Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материал.у

Подготовка вокальных номеров к новому году с учащимися разных классов.

 

Январь

Подготовка вокальных номеров к конкурсу «Солдатский

конверт – 2020»

Подготовка вокальных номеров к вечеру встреч с выпускниками.

 

Февраль

Разучивание строевых песен с учащимися классов.

Работа над развитием вокальных данных.

 

 

Март

 

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященного 8 марта.

Подготовка к конкурсу.

 

 

 

Апрель

Разучивание песен ВОВ

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к часу, памяти, посвященного 9 мая

 

Май

 

 

Подготовка вокальных номеров на «Последний звонок»

Используемая литература

 

Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление. Технология. Творчество

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.

Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.

Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. 190 с.- М.,1983.

Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.

Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, 31 с.- N 3. -6. 1990.

Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

М.К. Акимова, Борисова Е.М. Одаренные дети // Психологическая служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной М.,1995.

Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Л.: 1980.

Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.:- Изд. «Академия», 1996.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей - М.: Педагогика, 1988.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с.- Т.1. - М.: Педагогика,1985.

Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

 

 

 

 

t1585648417ac.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1585648417ad.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы творческих заданий:

 

Формы творческих заданий:

 

Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей).

Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены).

Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске).

Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;учитель помогает ученику найти прием исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития).

Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо.Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).

Музыкальный фольклор (“Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). (Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).

Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности).

Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика музыкальных творческих способностей детей.

 

1-2 классы.

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных). Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация. Средний уровень – образная звукоимитация. Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.


2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

 

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

 

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

 

 

3-4 классы.

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков. Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок.
Высокий уровень – самостоятельно.

Средний уровень – точно копирует педагога.

Низкий уровень – копирует неточно.

 

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.

Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

Средний уровень – 1-2- звука.

Низкий уровень – на 1 звуке.

 

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.

Высокий уровень – использование ритмоформулы.

Средний уровень – воспроизведение метр.

Низкий уровень – беспорядочный ритм.

 

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

3) Создание статического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

 

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (1)

Куприянова Светлана Павловна, 29.09.23 в 14:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Дмитриевна! Какой ценный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.