12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила33
28 лет работаю в школе. Очень люблю детей.
Беларусь, Минская область, Клецкий район, агрогородок Лазовичи

Программа

объединения по интересам культурно-досугового профиля

«Затейник»

базовый уровень изучения образовательной области

«Основы сценического и актёрского мастерства»

Автор составитель:

Полещук Людмила Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Пояснительная записка


 

Досуговая деятельность является одной из важнейших сфер жизнедеятельности учащихся, это время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности учащихся. Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Программа объединения по интересам культурно-досугового профиля «Затейники» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию и удовлетворению интересов в области актерской, сценической, анимационной деятельности.

Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (культурно-досуговый профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 06.09.2017.

Программа объединения по интересам «Затейники» включает в себя направления и виды деятельности культурно-досугового профиля:

- зрелищно-массовая, развлекательная, игровая деятельность;

-творческая деятельность;

-познавательно-образовательная деятельность;

-рекреационная деятельность,

а также направления и виды деятельности художественного профиля: «Музыкальное творчество», «Театр» выстроена с учетом анализа авторских программ:

- Программа народного-театра – студии «РАЕК» С.Б.Гавриленко;

- Программа театра-студии «Дали» А. Луценко. М.: «Владос», 2001;

- Программа дополнительного образования творческого объединения

«Театральная студия» Е.А. Иванова;

Программа обладает прогностичностью, так как культурно-досуговая деятельность детей является необходимой составляющей воспитательного процесса любого учреждения образования. Прогностичность - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития творческих способностей личности ребёнка, оценка последствий тех или иных действий. Данная программа предусматривает формирование осмысленного отношения к ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности. Организация содержательного досуга средствами театрального творчества способствует формированию у подрастающего поколения эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию.

Основная идея программы «Затейник» заключается в формировании думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Обучение актерскому и сценическому мастерству, участие в театральной деятельности развивает память, мышление, речь, способствует формированию общительности, эмпатии, эмоциональной свободы и самоконтроля, учит побеждать страх перед публичными выступлениями.

Реализация программы способствует раскрытию и проявлению своеобразия, самобытности личности, самостоятельности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход является важнейшим условием эффективного процесса обучения по программе «Затейник», каждый ребенок обладает разным темпераментом, поэтому очень важно подобрать для него роль, не противоречащую его естеству.

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Отличительная особенность программы «Затейник» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, создает условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Занятия в объединении «Затейник» актуальны тем, что при системной, последовательной работе с элементами новизны, творчества дают положительные результаты.

Цель программы: создание условий для формирования разносторонне развитой, активной и творческой личности средствами сценического и актёрского мастерства через вовлечение в театральную деятельность.

 

Задачи программы:

овладеть основными выразительными средствами сценического и актёрского мастерства;

развивать художественный вкус, формировать культуру поведения, воспитывать трудолюбие, ответственность, коллективизм;

развивать творческий потенциал каждого учащегося;

развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

формировать практические умения и навыки работы, полученные по специальным дисциплинам;

приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;

- воспитывать творческую личность посредством средствами сценического и актёрского мастерства через вовлечение в театральную деятельность

- воспитывать потребность совершенствования в сценарном и актёрском мастерстве на основе духовно нравственных позиций

- приобщить к коллективному творчеству в процессе работы над спектаклем

- воспитывать творческое «Я» учащихся в работе над сценарным и актёрским мастерством

-воспитывать общечеловесческие духовные качества личности

-создать сплочённый творческий коллектив с высоким художественным вкусом

Принципы реализации программы:

принцип природосообразности (учет индивидуально-психологических

особенностей личности, возрастных особенностей, социального развития и наличия опыта творческой деятельности);

принцип культуросообразности (максимальное использование в

образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);

принцип свободного развития личностных стремлений через реализацию творческих возможностей и способностей личности в процессах взаимодействия в досуговой сфере;

принцип сотрудничества и сотворчества (обеспечение соответствующего характера отношений, объединение участников образовательного процесса и субъектной позиции каждого).

принцип ценностно-смысловой направленности (создание условий для

открытия учащимися собственных смыслов, которые позволяют раскрыть творческие и познавательные способности, свой внутренний мир в целом).

Объединения по интересам формируется из числа дети в возрасте от 10 до 14 лет. Группы комплектуются без специального отбора, с учетом возраста, личного желания и желания законных представителей. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия по подгруппам, индивидуальные занятия для работы над ролью, репетиции и выступления. В группе занимается 12 - 15 человек.

Занятия проходят в помещении соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и правилам по технике безопасности. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, хорошо проветриваемым.

Для полноценной и качественной реализации данной программы необходимо предусмотреть возможность использования на занятиях элементов театрального костюма, реквизита, декораций. технических средства (телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок, микрофоны. Обязательно наличие методических и наглядных пособий.

Для постановки театрализованных игровых программ и спектаклей необходимо наличие сцены, аппаратура для музыкального оформления, театральные костюмы, пастиж, грим, парики.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тема

Кол-во часов

Всего

часов

в том числе

теоретические

практические

Вводно-ознакомительное

Прослушивание

2

1

1

1.

Основы актерского мастерства

34

10

24

2.

Основы сценической речи

28

6

22

3.

Анимация

16

6

10

4.

Основы психологии личности

6

3

3

6.

Основы сценического движения. Пластика

16

3

13

7.

История театра

6

3

3

8.

Работа над малыми театральными формами

6

-

6

9.

Работа над спектаклем

20

2

18

10.

Спектакли. Выступления.

Концерты

8

-

8

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

144

33

109

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Вводное занятие (2 ч)

Теоретические

Ознакомление с программой, содержанием работы, задачами группы, традициями коллектива, выборы актива. Прослушивание учащихся с целью выявления индивидуальных данных. Проведение организационных собраний, комплектация групп.

Практические

Прослушивание. Пробное декламирование поэтических и прозаических литературных отрывков.

Раздел «Основы актерского мастерства» (34 ч)

Теоретические

Актёр – материал и творец. Теоретические основы актерского мастерства. Действие – язык театра. Сценическое внимание. Восприятие и наблюдательность. Внимание и память. Особенности сценического воображения. Театральный этюд. Значение фантазии в работе актёра. Сценическое отношение и сценическое общение. Чувство партнёра. Косвенное общение. Преодоление мышечных зажимов.

Практические

Творческий конкурс «Театральный экспромт». Упражнения на выполнение простых физических действий с воображаемыми предметами. Упражнения на организацию сценического внимания, наблюдательности, остроты восприятия. Тренировка органов чувств (зрения, слухового восприятия, осязания) с помощью упражнений. Обучающие игры, тренирующие внимание и память. Обучающие игры и упражнения, тренирующие воображение. Этюды на память физических действий, на внимание, на фантазию, на отношение предметов, на движение, на публичное одиночество. Упражнение на развитие фантазии и воспитание сценической веры. Тренинг на сплочение, взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах. Упражнения для релаксации. Упражнения на совершенствование осанки, походки, развитие чувства ритма и координации движения.

Раздел «Основы сценической речи» (16 ч)

Теоретические

Понятие сценическая речь. Понятие «Дыхание» «Дыхание в жизни» и «дыхание на сцене». Основные свойства голоса. Дикция и артикуляция. Особенности строения голосового аппарата. Понятие орфоэпии. Слово – жест.

Практические

Подготовительный этап при обучении технике речи (самомассаж, аутогенная тренировка). Подготовительный комплекс. Разогрев суставов. Дыхательный комплекс. Переход к речевому способу произнесения. Артикуляционная гимнастика. Развитие диапазона голоса. Дыхательная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие умения правильно дышать. Упражнения для развития носового дыхания. Упражнения на развитие силы голоса, на развитие диапазона голоса, развивающие полётность голоса. Инсценировка стихотворения «Штранная иштория» П. Синявского. Артикуляционная гимнастика. Работа над правильным произнесением звуков. Чистоговорки. Упражнения, тренирующие открытый звук. Упражнения, тренирующие закрытый звук, собранный звук. Комплекс упражнений для распределения звука и слова в сценическом пространстве. Упражнения со сложными движениями. Выбор учащимися прозаического произведения для чтения. Читка прозаических произведений. Этюды по рассказам. Творческая работа над текстом и техника стиха. Инсценировка стихотворений по выбору детей. Читка басен по выбору детей. Выбор басен для инсценировки.

Раздел «Анимация» (16 ч)

Теоретические

Виды игровых и формы программ. Виды концертных программ. Методика составления и проведения игровых программ.

Практические

Обучение элементам написания различных программ. Написание сценариев концертных и тематических программ. Практикум по ведению концертных и игровых программ. Тренинг на развитие этикета ведущего.

Раздел «Основы психологии личности» (6 ч)

Теоретические

Личность и межличностные отношения. Деятельность. Индивидуально-психологические особенности личности. Психология роли.

Практические

Коммуникативные игры. Психофизические тренинги. Психофизическая разминка. Деятельность ради деятельности. Тесты, тренинги, игры. Мотивационная сфера личности. Исследование направленности личности.

Работа над типами героев. Составление характеристики героя. «Примеривание» роли к исполнителю.

Раздел «Основы сценического движения. Пластика» (16 ч)

Теоретические

Понятие о сценическом движении. Отличие движения на сцене от движения в жизни. Образы, навеянные музыкой. Понятие «темп», «ритм», «темпо – ритм». Смена темпо-ритма. Пластические техники.

Практические

Упражнения для развития внимания и ориентации в пространстве. Упражнения на групповое движение. Игры на развитие двигательных способностей, координацию движений. Музыкально-пластические импровизации. Пластические импровизации под музыку в образе игрушек, сказочных персонажей и т. д. Нахождение и снятие собственных зажимов. Упражнения на снятие психофизических зажимов. Упражнения на заданные схемы с различным темпо-ритмом. Передача ритмических рисунков хлопками, притопыванием ног, их сочетанием. Упражнения на развитие детской пластики. Упражнения на взаимодействие с партнером в пространстве.

Раздел «История театра» (6 ч)

Теоретические

Древне язычество и театр. Культура и театр средневековья. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практические

Творческие игры. Видеопросмотр театральных постановок. Игры «Театр в твоей жизни», «Что такое театр?», «Театр в твоем доме», «Театр на улице», «Школьный театр», «Профессиональный театр для детей», «Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре» (готовимся, приходим, смотрим). Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Раздел «Работа над малыми театральными формами» (6 ч)

Практические

Работа над спектаклями-попурри из инсценированных рассказов и миниатюр «театральное ассорти». Подготовка отрывков для будущего спектакля. Работа над сценками, инсценировками.

Раздел «Работа над спектаклем» (20 ч)

Теоретические

Пьеса: понятие жанра, идея произведения, цепь событий, персонаж и его характер. Распределение ролей при работе над пьесой . Диалог. Мизансцена и ее роль в спектакле. Сценическое поведение героев. Художественное оформление сцены. Обсуждение постановки.

Практические

Выбор и знакомство с пьесой: чтение текста, обсуждение (определение жанра, идеи, основных сюжетных линий). Составление характеристики персонажей. Чтение пьесы по ролям, отработка артикуляции. Работа над диалогами в пьесе. Создание вариативных диалогов, альтернативных вариантов развития сюжета. Определение мизансцен, деление пьесы на смысловые отрезки. Работа над созданием образа персонажей пьесы. Работа с эскизами декораций, проведение выставки работ, отбор декораций на конкурсной основе. Закрепление мизансцен, сценического поведения и логики диалогов, оттачивание актёрского мастерства. Работа над оформлением спектакля: подбор музыкального сопровождения и освещения. Репетиции в декорациях (с использованием музыки и реквизита). Прогон постановки перед премьерой. Определение недочетов и длительности спектакля. Закрепление художественного образа. Пред-премьерный и премьерный показы спектакля. Обсуждение постановки. Подведение итога коллективной работы

Раздел Участие в концертных программах, массовых мероприятиях, конкурсах. (8 ч)

Участие в школьных и районных мероприятиях. Участие в конкурсах, смотрах и фестивалях различного уровня.

Практические

Проверка практических и теоретических знаний в форме творческого отчёта объединения по интересам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы учащиеся должны знать: основные театральные термины и понятия, основные понятия и начальные сведения об игровой досуговой деятельности; основы написания сценариев и игровых программ, этапы работы над спектаклями, историю театра, основные особенности сценической речи, основы деятельности организатора досуга, техники актерского и сценического мастерства, правила работы с микрофоном, правила и способы взаимодействия с аудиторией.

Уметь: организовать игру, находить пути взаимодействия с участниками досугового мероприятия; самостоятельно работать над образом роли; самостоятельно ставить и сочинять актерские этюды; находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; создавать яркие и точные актерские образы; логично выстраивать разговорную и сценическую речь; пользоваться средствами общения в игровой, организаторской деятельности; принимать совместные решения, коллективно планировать работу, распределять обязанности и ответственность; самостоятельно составлять и проводить игровые программы; писать сценарии мероприятий различного уровня и проводить их; совместно подводить итоги и анализировать результаты своей деятельности.

Владеть практическими навыками: межличностного общения и общения в группе; проведения игр, досуговых мероприятий; написания сценария игровой досуговой программы, культурно-досугового мероприятия, театрализованного представления; организатора досуга; актерского и сценического мастерства; сценического мастерства ведущего; самопрезентации и рекламы; работы с микрофоном.

В результате освоения программы учащиеся: станут активными, уверенными организаторами и участниками игры, досугового мероприятия, школьной самодеятельности; станут более достойно держать себя на сцене, уверенней чувствовать себя перед большой аудиторией; повысят своё отношение к ценности собственного досуга для развития и самореализации средствами сценического и актёрского мастерства через вовлечение в театральную деятельность; расширят свои творческие, познавательные способности; осознают ценность своей культурно-досуговой, театральной деятельности для окружающих .

Способы проверки ожидаемых результатов:

анализ подготовки и проведения массового мероприятия, игровых досуговых программ;

мониторинг удовлетворенности обучающихся участием в мероприятии; диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (наблюдение, анкетирование); листы достижений

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

участие в концертных программах;

итоговое занятие;

презентация и защита игровой досуговой программы

Текущий контроль осуществляется в течение года, промежуточная аттестация

два раза в год в соответствии с календарным учебным графиком. Показателями результативности программы являются: - положительная динамика развития интереса к киноискусству, развития творческих способностей; - эффективное участие в конкурсах, фестивалях и др.; - удовлетворенность учащихся и родителей образовательными услугами

Формы и методы реализации программы

Образовательный процесс объединения по интересам основан на использовании личностно-ориентированного подхода: обучение строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Раскрытие “Я” личности является основной задачей программы. Решению этой задачи служит использование вариативных игровых исполнительских заданий, где каждый учащийся может выбрать задание по уровню сложности или предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и фантазией.

Специфика организации образовательного процесса в объединении «Затейник» предполагает использование следующих форм работы с учащимися: беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, занятия-игры, не имеющие сюжета учебные упражнения этюды, мастер-классы, конкурсы.

Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и воспитания является применение методов, способствующих повышению мотивации учащихся. Это создание «ситуации успеха», оптимистичности и позитивность оценивания, личностная значимость и увлекательность деятельности, возможность для каждого учащегося проявить и реализовать свои способности.

Методы организации воспитательного процесса: наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Занятие строится по логике театрального действа:

· предлагаемые обстоятельства;

·                   сквозное действие;

·                   сверхзадача;

·                   препятствия, которыми наполнено занятие.

Педагогические методы для всех дисциплин театрального воспитания, используемые при реализации данной программы:

·  метод полных нагрузок – построение занятий без пауз;

· тренинг – цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует логическая связь;

· метод ступенчатого повышения нагрузок – постепенное и неуклонное повышение нагрузки, доводя учащегося до пределов его возможностей и давая ему возможность превратить максимальные нагрузки в привычные;

· метод игрового существования – только апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных результатов;

· метод импровизации – дает возможность выявить у ребенка скрытый потенциал, а также помогает провоцировать учащихся на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

Методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ работы над ролью в спектакле, анализ проведения культурно-досугового мероприятия.

Формы аттестации – итоговые занятия – зачёты по речи, пластике; открытые занятия по мастерству актёра, сценическому движению, сценической речи.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная:

групповая;

индивидуальная

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12 2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/.../ koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016­2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебн. пособие / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.

Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 346 с.

Говорун, Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д.И. Говорун. - Киев: Вища шк., 1990. - 141 с.

Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - Москва: Прометей, 1983. - 306 с.

Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. - Москва: Центр, 2002.

Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. - Москва: Просвещение, 1989.

Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - Москва, 1998.

Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно- методическое пособие / И.М. Карелова. - Санкт-Петербург, 2011.

Коломинский, Я.Л. Психология взаимотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): (учебное пособие) / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд. доп. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.

Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - Москва: Академия, 1995. - 159 с.

Дудзюк, З.I. Зачараванасць тэатрам / З.I. Дудзюк. - Мн.: БДУ,2005 г.

Ершова, П.М. «Техника актерского искусства»./ П.М. Ершова. - М.: 1959г.

Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М., 1982, – 89 с.

История театра. Энциклопедия. – М.: Искусство,2005, – 876с.

Козлянникова, И.П. Сценическая речь / И.П. Козлянникова. - М.:, 1976 г.

Коха, И.Э. Основы cценического движения./ И.Э. Коха. - М.: Просвещение, 1976 г.

Матыцина, И.Г. Коммуникативная игровая деятельность как средство гуманистического воспитания / И.Г. Матыцина. - Мн. : Мы – учащимся, 1999 – 46с.

Креативная психология XXI века: педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого развития творческого потенциала личности: тез. докл. Международной науч.-практ. конф. ученых и практиков сферы образования, 17-20 февр. 1999 г. / [сост. М М. Зиновкина, Р.Т. Гареев]. - Москва: МГИУ и др., 1999. - 145 с.

Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактор формирования социально активной личности: материалы научно- практической конференции (Минск, 30-31 марта 2010 г.) / главный редактор Н.В. Васильченко. - Минск: Нац. центр худ. тв-ва детей и молодежи, 2010. - 212 с.

Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова - Минск: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 327 с.

Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений. В 2 ч. Ч 2. Художественно-творческая деятельность / И. А. Малахова. - Минск: Бел. наука, 2003. - 152 с.

Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему». - Минск: МГДДМ, 2004.

Сморгович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пособие / И.Л. Сморгович; Мин-во культуры Республики Беларусь; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств - Минск: БГУКИ, 2013. - 174 с.

Шевченко, С.А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / С.А. Шевченко. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kulturno-dosugovoi-kompetentnosti- starsheklassnikov-v-uchrezhdenii-dopolnitelno#ixzz4jmNisD9I

Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. - Режим доступа: http://method.nchtdm.by.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.