Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район.
Утверждено
решением педсовета
протокол № 1от «29»августа 2014г
Председатель педсовета
______________ Т.Е.Волкова
подпись руководителя ОУ
Рабочая программа
По физической культуре
(указать предмет , курс ,модуль)
Уровень обучения (класс)
среднее общее образование , 8 класс
(начальное общее , среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 102
Уровень базовый
(базовый , профильный)
Учитель: Еременко Марина Григорьевна
Программа разработана на основе : программ общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И.Лях, А.А.Зданевич изд., М.,Просвещение 2009, 6-е издание.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре для 8 класса составлена учителем физической культуры Еременко Мариной Григорьевной
Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район на основе программы
общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения. Предмет физическая культура входит в образовательную область «Физической культуры».
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение целей физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому и физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных способностей);
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышение работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Задачи физического воспитания учащихся 8 класса направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
формирование личностных и общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми
двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояние здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ Краснодарского края.
Примечание:
Часы из раздела «Лыжная подготовка» в количестве 18 часов переданы на изучение раздела «Спортивные игры».
Часы из вариативной части 2.1 в количестве трех переданы в раздел «Спортивные игры».
Из раздела «Гимнастика с элементами акробатики» (18часов) передано 6 часов в раздел «Легкая атлетика» в связи с организацией обучения с учетом природно-климатических условий Краснодарского края.
Часы из раздела «Элементы единоборств» в количестве 6 часов переданы в раздел «Легкая атлетика» в связи с отсутствием условий для обучения.
Часы из вариативной части 2.2 в количестве пяти переданы в раздел «Легкая атлетика».
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов |
|||
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||||
8 класса |
|||||
1. |
Базовая часть |
81 |
89 |
||
1.1. |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
1.2. |
Спортивные игры |
18 |
39 |
||
1.3. |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
12 |
||
1.4. |
Лёгкая атлетика |
21 |
38 |
||
1.5. |
Лыжная подготовка |
18 |
- |
||
1.6. |
Элементы единоборств |
6 |
- |
||
1.7 |
Плавание |
- |
- |
||
2. |
Вариативная часть |
21 |
13 |
||
2.1. |
Связанный с региональными и Национанальными. особенностями |
12 |
0 |
||
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта. |
9 |
0 |
||
2.3 |
Кроссовая подготовка |
- |
13 |
||
Итого: |
102 |
102 |
- Часы из вариативной части 2.1. и 2.2 (24 часов) в количестве 13переданы в раздел «Кроссовая подготовка».
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для учащихся 8 класса.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:
Естественные основы: влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы: основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательной деятельности.
Культурно-исторические основы: основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Способы самоконтроля: приёмы определения самочувствия, работоспособности. Приёма самоконтроля физических нагрузок. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Приёмы закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:
Скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, ловкость, силовые.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ - 39 часов
БАСКЕТБОЛ: Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение мяча без сопротивления и с активным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой. Броски мяча одной и 2-мя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски одной и 2-мя руками в прыжке. Освоение техники индивидуальной защиты (вырывание и выбивание мяча, перехват мяча). Тактика свободного нападения, позиционное нападение, нападение быстрым прорывом. Личная и зонная защита. Учебная игра.
ВОЛЕЙБОЛ: Стойки игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Передача мяча сверху 2-мя руками на месте и после перемещения вперёд. Передача мяча над собой, через сетку. Передачи мяча над собой во встречных из освоенных элементов: приём, передача, удар. Тактика свободного нападения, позиционное нападение.
Разделы , темы |
Кол-во часов |
I. Спортивные игры |
39 |
Баскетбол |
19 |
Овладение техникой стоек и передвижений |
2 |
Освоение техники ведения мяча , остановок |
3 |
Освоение ловли и передачи мяча |
6 |
Овладение техники бросков мяча |
6 |
Освоение техники игры |
2 |
Волейбол |
20 |
Овладение техникой стоек и передвижений |
2 |
Освоение техники приёма и передачи мяча |
7 |
Овладение техники подачи |
7 |
Освоение техники нападающего удара |
4 |
Итого: |
39 |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ — 12 часов
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Повороты на месте и в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по одному из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. Перестроение
из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении.
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК: Вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь и согнув ноги. Прыжок боком с поворотом на 90*.
АКРОБАТИКА: Мальчики: кувырок вперёд и назад, кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок вперёд с места и с 3-х шагов разбега; стойка на лопатках; стойка на голове и руках. Девочки: кувырок вперёд и назад, кувырок назад в полушпагат, мост из положения стоя с помощью, равновесие на одной, стойка на лопатках.
ЛАЗАНЬЕ ПО КАНАТУ: в 2 и 3 приёма.
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
II. |
Гимнастика |
12 |
Акробатика |
6 |
|
Освоение техники опорного прыжка |
3 |
|
Освоение техники лазанья по канату |
3 |
|
Итого: |
12 |
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — 38 часов После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5-го класса начинается обучение бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям. Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия материальной базы и подготовленности учащихся.
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ: Бег с высокого и низкого старта, старт с опорой на одну руку, стартовый разгон, бег с ускорением, скоростной бег, бег на результат. Эстафетный бег, передача эстафеты.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ И ВЫСОТУ: Прыжки в длину с места и с разбега (7-9 и 9-11 шагов разбега). Прыжок в высоту способом «Перешагивание». Подбор индивидуального разбега.
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
III. |
Легкая атлетика |
38 |
|
Бег на короткие дистанции |
15 |
||
Прыжки в длину и высоту |
12 |
||
Метание малого мяча |
11 |
||
Итого: |
38 |
МЕТАНИЯ МЯЧА: Метание мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, с 3-5 шагов разбега. Метание мяча на точность в горизонтальную и вертикальную цель.
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА:
Программный материал по лёгкой атлетике
Ходьба и бег по слабопересеченной местности. Эстафеты на отрезках до 60 метров. Игры «Погоня », «Перебежки», «Салки» и др. Старт группой . Бег по пересеченной местности изменением направления. Кросс от 1 до 3 км.
Программный материал по кроссовой подготовке
№ |
Разделы , темы |
Кол-во часов |
IV. |
Кроссовая подготовка |
13 |
Итого: |
13 |
Формы контроля.
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в течении учебного года по шести основным тестам : скоростным , скоростно-силовым,силовым,выносливости,координации,гибкости,силы.
Нормативы физической подготовленности учащихся
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Мальчики |
Девочки |
|||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
|||
1 |
Бег 30 м ; сек |
4,8 |
5,1 |
5,8 |
5,0 |
5,7 |
6,2 |
|
2 |
Бег 60 м ; сек |
8,8 |
9,7 |
10,5 |
9,7 |
10,2 |
10,7 |
|
3 |
Челночный бег 3х10 м ; сек. |
7,8 |
8,0 |
8,5 |
8,2 |
8,5 |
8,8 |
|
4 |
Челночный бег 3х20 м ; сек. |
15,0 |
15,5 |
16,0 |
15,5 |
16,0 |
16,5 |
|
5 |
Челночный бег 4х10 м ; сек. |
10,5 |
10,8 |
11,3 |
10,8 |
11,5 |
11,4 |
|
6 |
Бег 800м ; мин, сек. |
3,15 |
3,30 |
3,45 |
3,30 |
3,45 |
4,00 |
|
7 |
Бег 1000м ; мин, сек. |
4,00 |
4,15 |
4,30 |
4,15 |
4,30 |
4,45 |
|
8 |
Кросс 2000м; мин, сек. |
10,00 |
10,40 |
11,40 |
11,00 |
12,40 |
13,50 |
|
9 |
Прыжок в длину с места ; см. |
190 |
180 |
170 |
180 |
170 |
160 |
|
10 |
Прыжок в длину с разбега ; см |
410 |
370 |
310 |
360 |
310 |
260 |
|
11 |
Прыжок в высоту ; см. |
115 |
110 |
105 |
105 |
100 |
95 |
|
12 |
Метание мяча 150 гр; м. |
42 |
37 |
28 |
27 |
21 |
17 |
|
13 |
Метание т/мяча ; м. |
34 |
31 |
28 |
30 |
27 |
25 |
|
14 |
Прыжки через скакалку за 1 мин;кол-во раз. |
130 |
120 |
110 |
120 |
110 |
100 |
|
15 |
Пресс за 30 сек. Из положения лёжа на спине ; кол-во раз. |
26 |
24 |
21 |
24 |
22 |
19 |
|
16 |
Бросок б/б мяча 2-мя рук. От груди в стену за 30 сек; раз. |
29 |
27 |
25 |
27 |
25 |
23 |
|
17 |
Бросок б/б мяча пр.рук.от плеча в стену за 30 сек;раз. |
28 |
26 |
24 |
26 |
24 |
22 |
|
18 |
То же , левой рукой за 30 сек. |
27 |
25 |
23 |
25 |
23 |
21 |
|
19 |
Наклон вперёд из положения сидя;см. |
14 |
9-12 |
7 |
18 |
10-16 |
8 |
|
20 |
Отжимание от пола (скамейки);кол-во раз. |
28 |
25 |
23 |
17 |
15 |
12 |
|
21 |
Приседания ;кол-во раз за мин. |
52 |
50 |
48 |
50 |
48 |
46 |
|
22 |
Подъём ног на ш/стенке;раз |
16 |
14 |
12 |
14 |
12 |
10 |
|
23 |
Подтягивание на выс. перекладине на низкой перекладине |
9 _ |
5 _ |
4 _ |
19 |
17 |
15 |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ БАЗОВУЮ ШКОЛУ.
Знать:
1. основы истории развития физической культуры в России;
2. особенности развития избранного вида спорта;
3. физиологические основы деятельности систем дыхания , кровотечения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
4. возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств.
5.способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью , правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
Уметь :
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
1. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей , коррекция осанки и телосложения ;
2. контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений , добиться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций ;
3. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями , оказывать первую помощь при травмах несчастных случаях;
4.пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культуры.
5. выполнять контрольные нормативы.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Комплексная программа физического воспитания 1- 11 классов . Сост.В.И.Лях, А.А.Зданевич изд., М., Просвещение 2009 ., 6-е издание А.А.Зданевич , Москва «Просвещение »2009г.
2.Настольная книга учителя физической культуры , под редакцией Л.Б. Кофмана, г.Москва, 1998г.
3.Твой олимпийский учебник.М., «Физическая культура»,2003г.
4.Э.Найминева «Физкультура»Методика преподавания .Спортивные игры.Ростов-на Дону «Феликс », 2001г.
Средства обучения
Оборудование:мячи,скакалки,обручи,секундомер,перекладина,кегли,фишки,стойки,планки,гимнастические маты.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического объединения учителей
От 29 .08.14г. №01 ______________/И.В.Махоткина/
Руководитель МО ОУ___________/М.Г.Еременко / 29 .08.14