12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мартынова Татьяна Станиславовна40
0

Выступление «Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации программы гимназии «Одарённые дети»»

Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации программы гимназии «Одарённые дети».

Образование должно помогать людям

становиться помощниками самих себя.

И.Г.Песталоцци.

В 2001 году началась модернизация российского образования, которая направлена на достижение нового образовательного результата: формирование личности способной ориентироваться в современном информационном пространстве и смело использовать свои знания, умения и навыки в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.

Всё чаще слышим мы упоминания о компетентностном подходе в образовании и задумываемся о его содержании. Компетентностный подход предполагает овладение учащимися различными компетенциями (определённым набором знаний, умений и навыков).

Но компетенция – стандарт, образовательная норма, существующая отдельно от практики, независимо от неё. А задача любого учителя заключается в том, чтобы научить ребёнка пользоваться своими знаниями в реальной жизни, на практике, осознавая их ценность, личную значимость. Поэтому обратимся ещё к одному понятию «компетентность».

Компетентность – это умение приложить свои теоретические знания, применить их к практической жизни, в окружающем мире, выразив к ним своё личностное отношение; это опыт, которым обладает учащийся, то есть суть компетентностного подхода сводится к приобретению субъективного опыта, к тому, что теоретические знания и практические умения должны осваиваться учащимися в комплексе, а не по отдельности. Учащиеся должны научиться «извлекать пользу из опыта», «находить новые решения» и т.д. Но, как известно, опыт приходит с годами, учащиеся накапливают его 11 лет, а начинается это накапливание в начальной школе (даже ещё раньше, в детском саду), поэтому необходимо создать благоприятные условия для формирования компетентности, которая так необходима человеку в различных областях его деятельности.

Проанализировав задания районных олимпиад по русскому языку для начальной школы за последние 18 лет, мы пришли к выводу, что они подбираются в соответствии с разделами учебной программы по русскому языку: фонетика, графика и орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, культура речи и т.д.

На уроках русского и родного языка у учащихся формируются компетенции следующих типов:

1) языковая;

2) лингвистическая;

3) правописная;

4) коммуникативная.

Компетенция предполагает овладение определённым набором знаний, умений, навыков, но эти составляющие ребёнок должен уметь применять в практических целях, в жизни.

Языковая компетенция.

Усвоение фонетических норм литературного русского языка.

При изучении такого раздела русского языка как «Фонетика» необходимо, чтобы учащиеся не просто запомнили, какие бывают звуки (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, сонорные и т.д.), а научились слышать эти звуки, отличать друг от друга, находить их в словах, видеть соответствие или несоответствие между произношением и написанием слов.

Для формирования этой компетенции в учебниках приводятся различные задания, которые учитель по необходимости может редактировать, усложнять, рассматривать глубже, приближать их к олимпиадным. В качестве дополнительного материала можно использовать некоторые олимпиадные задания.

Часто бывает так, что ребёнок во время олимпиады не может выполнить задание, не потому что у него не хватает знаний, а потому что ему не ясна его формулировка. Учителю необходимо разнообразить варианты заданий на уроках, задавать дополнительные вопросы, чтобы дети научились понимать их.

Так, например, если в учебнике приводится задание, в котором нужно выполнить фонетический разбор нескольких слов, можно дополнительно дать задание выписать слова, в которых все согласные звуки глухие или звонкие; все согласные мягкие или твёрдые; слова, в которых звуков больше, чем букв; найти среди слов такое, транскрипцию которого можно прочитать справа налево и получить новое слово. Можно также предложить детям самим придумать задание к слову или группе слов. Это творческое задание, для выполнения которого необходим минимальный опыт учащихся.

Варианты заданий.

Матч, шорох, грустный, чашка, хлюпать.

В слове «шорох» все согласные звуки твёрдые.

Лучший, пенёк, чихнуть, хлипкий, чайки, звенит.

В слове «чайки» все согласные звуки мягкие.

Шёпот, шарфик, голубь, взвод, годный.

В слове «годный» согласные звуки звонкие, а в слове «шёпот» - глухие.

Чтение транскрипции справа налево.

лоб – [ л о п] – [ п о л] – пол

тля – [т л΄а ] – [а л΄ т ] – альт

сад – [с а т] – [т а с] – таз и т.д.

Вспомнить и записать слова, в которых подряд идут 4-5 согласных звуков или слова, в которых 5-6 согласных и один гласный звук: всплеск, вздрогнул, встрепенулся и т.д.

Вариантов таких заданий очень много, и часто задания такого типа встречаются учащимся на олимпиадах.

Обогащение словарного и фразеологического запаса

Практически в каждой олимпиадной работе встречаются задания, в которых нужно объяснить значения фразеологизмов, вспомнить фразеологизмы с определённым словом, объединить их по сходству значений. Подобные задания можно использовать на уроках русского языка, родного языка во время словарной работы или на уроках развития речи, на уроках чтения – часто фразеологизмы помогают выразить основную мысль произведения. Эти задания помогают сделать урок ярче, расширяют кругозор и словарный запас, дают возможность учащимся проявить творческие способности. Так, например, можно попросить учащихся изобразить фразеологизмы средствами живописи или жестами.

Варианты заданий.

Вспомнить и записать фразеологизмы со словом «нос»: зарубить на носу, совать нос не в свои дела, комар носа не подточит, водить за нос и т.д.

Вспомнить пословицы, в которых встречаются числительные «один» и «семь»: Семеро одного не ждут. Семеро с ложкой, один с сошкой. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

Объединить близкие по значению фразеологизмы: поднимать бурю в стакане воды - делать из мухи слона, водить за нос – обвести вокруг пальца и т.д.

Лингвистическая компетенция

Данная компетенция предполагает изучение основ науки о русском языке, усвоение определённого комплекса понятий, связанных с единицами и категориями разных уровней системы языка. Например, в начальных классах происходит знакомство учащихся с частями речи, с категориями рода, числа, склонением имён существительных и прилагательных, спряжением и т.д. Также происходит знакомство с историческими изменениями в системе языка, например, вводится понятие полногласия/неполногласия (ворота – врата, золото - злато, хоромы – храмы, берег – брег), понятие беглых гласных (сон – сны, лев – львы, день - дни), чередования согласных звуков в корне слова ( друг – дружить – друзья, водить – вождь – вожатый, свет – свеча – освещение).

На этой основе происходит становление лингвистического мировоззрения и формирование учебно-языковых умений (опознавательных, классификационных, аналитико-синтетических).

Всё это находит отражение в олимпиадных работах. Так, например, встречаются задания такого типа.

Найти соответствие древнерусским словам: страж, алкать, вопиять, зерцало, врата. Определить какой частью речи могут являться слова: течь, простой, печь.

Указать, какими частями речи являются подчёркнутые слова. Кто без крыши и белил крыши города белил.

Составить предложения со словами неряха, плакса, растяпа и определить их род.

Правописная компетенция.

Данная компетенция предполагает усвоение системы орфографических и пунктуационных понятий, а также овладение системой правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности. В начальных классах учащиеся знакомятся с такими орфограммами как: безударные гласные в корне слова, парные согласные (по звонкости и глухости) в корне слова, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих, сочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн, чт и т.д. Также усваивают правила записи предложения, знакомятся с однородными членами предложения и т.д.

В олимпиадных работах встречаются задания такого типа: определите, в какой строке во всех словах пишется буква о:

1) т.пор, к.ллекция, .бзац, буль.н;

2) п.мидор, х.ккей, к.рзина, к.вёр:

3) тр.ллейбус, к.рреспондент, с.поги, сам.лёт.

Коммуникативная компетенция.

На уроках русского и родного языка осуществляется овладение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; учащиеся приобретают навыки речевого общения в различных ситуациях с учётом адресата и стиля (разговор по телефону, в библиотеке, с друзьями; составление текстов поздравительных открыток; исправление деформированных предложений и текстов; поиск речевых ошибок в предложениях и др.).

На олимпиадах встречаются такие задания.

Исправьте ошибки в предложениях:

1) Большую половину времени ребята провели на пришкольном участке.

2) Иван Петрович был мастер на руку.

3) В дубраве за деревней росли высокие дубы.

Для того чтобы объяснить значение фразеологизмов, также необходимы навыки коммуникативного общения, так как нужно логично, понятно и связно изложить свою точку зрения в письменном виде.

Важно отметить, что на уроках русского языка необходимо формировать владение информационной компетенцией, а именно: дети должны учиться владению современными средствами информации, информационными технологиями (Интернет), использованию справочной литературы (различных словарей, энциклопедий). Это умение успешно формируется с помощью проектной деятельности. Работая над проектами, исследовательскими работами дети приобретают навык поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи.

Из всего ранее сказанного можно сделать следующий вывод: на уроках русского языка необходимо формировать все перечисленные компетенции, для того, чтобы учащиеся осознавали богатство и видели красоту родного языка, могли грамотно общаться в различных ситуациях, писать письма, составлять резюме, находить нужную информацию в различных источниках. Только на этой основе у учащихся может появиться потребность в самообразовании, результатом которого станут обширные знания, высокий уровень интеллекта и языковой культуры, что в свою очередь поможет детям успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различного уровня, показывать высокие результаты.

Результативность работы по формированию предметных компетенций подтверждается удачным выступлением учащихся в муниципальных и республиканских олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, Всероссийской олимпиаде школьников, республиканской олимпиаде на кубок Ю.А.Гагарина, активным участием в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», хорошими результатами (призовые места) в Малой академии наук.

Учитель начальных классов Мартынова Т.С.

Список использованной литературы

Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006, - 216 с. (Библиотека учителя начальной школы)

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.