Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»

0
0
Материал опубликован 3 November 2020 в группе

Программа по дополнительному образованию «Юные исследователи»

Разработала воспитатель: Шило С.П.

Содержание

1.   

Введение.............................................................................................................................................................

2

2.   

Пояснительная записка......................................................................................................................................

2

3.   

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.............................................................

3

4.   

Новизна данной программы..............................................................................................................................

3




5.   

Создание условий для реализации программы.......................................................................................................................

4

6.   

Цели и задачи, развития экологической культуры ребёнка..........................................................

5

7.   

Формы, методы ознакомления детей с природой............................................................................................

6






9.   

Перспективный план кружка на год....................................................................................................................

7

10.   

Требования к уровню подготовки детей...........................................................................................................

13

11.   

Заключение.........................................................................................................................................................

13

12.   

Список литературы.....................................................................................................................................................

14

13.   

Приложение........................................................................................................................................................

14
























Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Программно-методическое обеспечение. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе.

Основой к структуре разработки рабочей программы являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года).

Материально-технические условия. Материально-техническая база МК ДОУ д\с №5 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития », в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Создание условий для реализации программы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

*  учитывать социальный опыт ребенка

*  учитывать его возможности, способности, интересы

*  строить педагогический процесс как диалоговый

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет: 4- 6 лет (средняя – подготовительная группа)

Сроки реализации программы – 3 года обучения.

Режим работы кружка - 1 раз в неделю.

Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов. Расписание кружка: 1 раз в неделю – пятница, во вторую половину дня.

В познавательном развитии  детей характерна высокая мыслительная активность. «Почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. У детей более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Работа кружка «Юный исследователь» призвана решать следующие  задачи: 1.  Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

2.  Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

3.  Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

4.  Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

5.  Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

6.  Воспитание правильного поведения в природе.

7. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

8. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

9. Расширять  перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в  мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

10. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Методы, используемые для реализации работы кружка:

·  Наглядные методы:

*  экскурсии, целевые прогулки;

*  наблюдения;

*  показа сказок (педагогом, детьми);

*  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

* проведение дидактических игр;

·  Словесные методы:

*  чтение литературных произведений;

* беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

·  Игровые методы:

* проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

*  загадывание загадок;

*  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

·  Практические методы

*  организация продуктивной деятельности детей;

*  оформление гербария растений, плодов;

*  постановка сказок, отрывков литературных произведений;

*  изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:

·  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

·  Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Реализация меж предметных связей по разделам

1.Экологическое воспитание. Получение более углубленных знаний по темам изучаемым на ННОД. Творческий подход, желание самим понять «зачем», «почему», «как». Расширение кругозора в процессе экскурсий, наблюдений, проведения опытов.

2. Театральная деятельность. Театр теней. Дети показывают тени животных, птиц . Теневой театр. Дети показывают сказки. Электрический: заставляют шевелиться человечков, вырезанных из папирусной бумаги. Магнитный театр. Фигурки двигают с помощью магнитов. 3. Развитие речи. Используем на занятии художественное слово: стихи, загадки, рассказы. Используем монологическую речь при описании опытов, рассказах о животных, растениях. 4. Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе изучения тех или иных объектов, явлений, знакомства с их строением. 5. Художественно- эстетическое воспитание. Дети смешивают краски, получая новые цвета, рисуют радугу. Создают рисунок, используя печатки из картофеля, рисуют соком овощей, фруктов. Знакомятся со свойствами пластилина, глины, различными видами красок, рисуют молоком, с помощью копировальной бумаги. 6.Музыкальное воспитание. Знакомятся со звуками издаваемыми разными предметами. Узнают. кто из животных издают высокие, низкие звуки. 7. Физическое воспитание. Узнают, из какого материала мешочек летит дальше. Почему мяч прыгает, и почему нет. 8 Математика. Знакомятся с разными способами измерения. Как измеряли в старину. Смена времен года, частей суток. Знакомятся с часами. Взаимодействие с родителями.

Для того, чтобы развивать у детей познавательный интерес к миру природы, формировать осознанно –правильное отношение к природным явлениям и объектам, развивать творчество , рядом должны быть добрые и внимательные родители. Активность ребенка при проведении экспериментов, живой интерес к природе во многом зависит от отношения родителей к экспериментальной деятельности. Свою работу с родителями я начала с проведения родительского собрания и показа ННОД «Этот удивительный воздух» по экспериментальной деятельности. Рассказала о работе, которая будет проводиться с детьми и родителями совместно. Была организована заочная «выставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делились собственным опытом воспитания и ухода за животными. Совместно с детьми и родителями собрали коллекцию семян, злаковых культур, камней, ракушек, листьев, перьев. Родители помогли в подборе материала для лаборатории. Они принесли магниты, различные виды бумаги, теннисные шары, расчески, линейки, различные бутылочки и сосуды и т.д. Помогли в пошиве фартуков для работы детей во время экспериментов. Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. На следующий год поделки из овощей и фруктов. Провели выставку «Чем богат Арзгирский район». Родители принимали активное участие. Все участники были награждены грамотами. Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. В конце года провели совместное собрание в форме КВН, подведя итог всем знаниям, полученным ранее. При работе с детьми важно установить доверительные отношения с родителями. Чем теснее взаимосвязь с родителями, тем больше успехов в работе, тем заметнее результат. Родителям я сообщаю о всей проводимой работе. О ее результате.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными) -Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам; - Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. -  Быстрое включение в активный познавательный процесс;  - Самостоятельное  пользование  материалом; - Постановка цели и нахождение путей ее достижения; - Самостоятельность при поиске  открытий; - Проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели; - Настойчивость в отстаивании своего мнения; - Расширение кругозора детей . - Проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе  её информацию об объекте. - В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.

Перспективный план работы кружка «Юный исследователь» 2013-2014 учебный год средняя группа.

Содержание программы:

Содержание программы включает пять основных блоков:

Живая природа.

Неживая природа.

Физические явления.

Человек.

Рукотворный мир.

Перспективный план 2 младшая группа

Живая природа .

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка и оболочки).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2

Овощи и фрукты

Что общего и чем отличаются

Определение путем обследования: формы, величины, вкуса, запаха.

Овощи, фрукты, чудесный мешочек.

3.

Растения

Что любят растения?

Выявить необходимость света в жизни растений.

Два комплекта растения, картонная коробка.

4.

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой, подкрашенная вода

5

Растения

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

6

растения

листья

Сравнение летних и осенних листьев. Определение с какого дерева листок.

Листья разного цвета, с разных деревьев

7

Растения

Где живут зернышки

Познакомить с колоском, превращением зерна в муку, приготовление из муки теста.

Колосок, мука, ступка пестик.

8

Дождевой червь

Встреча с дождевым червем

Особенности строения, появление после дождя, значение, польза, условия жизни.

Земля, дождевой червь

9

Муравьи

Где живут муравьи

Знакомить с жилищем муравьев, распределение обязанностей между муравьями. Муравьи выделяют муравьиную кислоту.

Картинки с изображением муравейников.

10

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Защитная окраска

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

11

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Разнообразие строительного материала


Неживая природа 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2

Вода

Где прячется вода

Выяснить где содержится вода? Где мы ее видим, а где она невидимая?

Аквариум, тарелка с супом, цветы, земля, фрукты и т.д.


Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: (замерзает на холоде, принимает форму емкости,).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

3


4

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

5

Воздух

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

6.

Воздух

Поиск воздуха.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

7

Воздух

Ветер – это движение воздуха

Показать, что с воздухом можно играть, если научиться сильно дуть. Как получить ветер?

Веер, трубочки, вертушки.

8

Песок, глина.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

9

Песок, глина.

Где вода? 

Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

10

камни

Какие бывают камни?

Познакомить с разнообразием камней , их свойствами, особенностями, классификация камней по разным признакам.

Камни разного размера, цвета.



Физические явления. 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

2.

Магнит

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

3.

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.


Человек. 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Орган обоняния.

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

2.

Орган осязания.

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

3

Орган слуха

Ушки на макушке

Познакомить со значением органов слуха. Различение звуков, умение узнавать по голосу.

Набор музыкальных инструментов, запись голосов птиц и животных.


Рукотворный мир. 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

2.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Перспективный план средняя группа

Сентябрь.

1.»Превращения»

Цель: Познакомить со словом превращение. Поиск превращений. Формировать умение следить за процессом превращения, делать правильные выводы. Развивать умение фиксировать действия превращения на основе употребления парных слов: «Был-будет», «был-стал».

2. «Овощи-фрукты».

Цель: Закреплять знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и их названии. Упражнять в умении определять путем обследования формы, величины, вкуса, запаха. Нахождение общих и отличительных признаков между ними. Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопросы.

3.»У кого какие детки»

Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка и оболочки). Умение находить семена в плодах. Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Развивать наблюдательность.

Октябрь.

1.«Где живут зернышки?»

Цель: Познакомить детей с колосками, способами извлечения из него зерна. Знакомить с разнообразием зерен. Рассказать о превращении зерна в муку и приготовлении теста. Закрепить знания о разнообразии хлеба, булочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

2. «Листья».

Цель: Активизировать понятие листопад. Сравнение летних и осенних листьев. Определение, с какого дерева листок.

3. «Муравьи и муравейники»

Цель: Познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Что любят растения?

Сформировать представление о потребности растений во влаге: одним требуется много, другим мало. Выявить значение воды для роста и жизни растений.

Ноябрь.

«Что любят растения?»

Сформировать представление о значении света для роста растений, выяснить всем ли растениям необходимо одинаковое освещение. Опытным путем определить влияние света на рост растений.

«Необычное рисование. Как рисовали древние люди?»

Знакомить детей с жизнью древних людей. Показать возможность использования для создания рисунка различных природных материалов (травы, ягод, фруктов, глины и т.д.) Воспитывать интерес к истории рисования, возникновению предметов для рисования.

«Умная кисточка».

Знакомить детей с акварельными красками, умение получать оттенки разного цвета. Закреплять знания основных цветов, воспитывать положительное отношение к рисованию.

«Стекло»

Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Декабрь.

«Зачем зайчику другая шубка»

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Защитная окраска.

«Вода и ее свойства»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

3«Где прячется вода?»

Цель: Выяснить где содержится вода? Где мы ее видим, а где она невидимая?

«Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: (замерзает на холоде, принимает форму емкости,).

Январь.

«Язычок помощник»

Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

«Ушки на макушке»

Цель: Познакомить со значением органов слуха. Различение звуков, умение узнавать по голосу.

«Умный нос».

Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Февраль

«Поиск воздуха»

Цель: Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 

«Ветер –это движение воздуха».

Цель: Показать, что с воздухом можно играть, если научиться сильно дуть. Как получить ветер?

Резина. Ее качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Март.

«Хитрые семена».

Цель: Познакомить со способом проращивания семян.

«Посадка лука».

Цель: Приобщать детей к выращиванию растений. Умение ставить цель, готовить рабочее место, убирать за собой. Закрепить знания о строении лука, условиях необходимых для роста. Воспитывать интерес к экспериментированию.

«Магнит».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

«Встреча с дождевым червем»

Цель: Формировать представление о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие, что в природе все взаимосвязано. Воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.

Апрель.

«Песок, глина».

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Какие бывают камни?»

Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, классификация камней по разным признакам.

«Гнездо птиц».

Цель: Расширить представления о перелетных птицах. Формировать представление об их внешнем виде и образе жизни. Знакомить с гнездами птиц их разнообразии.

«Свет и солнечные зайчики».

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Май.

«Металл, его качества и свойства».

Цель: Развивать умение детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики. Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

«Мы добрые волшебники».

Цель: закрепить знания полученные в течении года. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.

 Перспективный план работы кружка «Юный исследователь». Старшая группа. Сентябрь.

1.Тема: Юные исследователи. Цель: Знакомить детей с лабораторией, оборудованием, находящимся в ней. Напомнить правила работы с различными предметами. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности. 2. Тема: Чудо дерево. Свойства дерева. Цель: Познакомить детей со строением и разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, ремеслами. Расширить представление о материале, развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что нас окружает. 3. Тема: Красавица картошка. Цель: Обобщить и расширить знания о картофеле. Познакомить с историей появления картофеля на Руси. Знакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека. Упражнять в умении делать простые умозаключения. Умение работать с предметами. 4. Тема: Может ли растение дышать? Цель: Формировать конкретные представления, что растения живые организмы: питаются, дышат, двигаются. Уточнить представления об особенностях проявления этих процессов у растений. Воспитывать желание заботиться, беречь, охранять природу.

Октябрь.

1. Тема: Значение света для растений Цель: Знакомить детей со значением света для растений. Выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение. Опытным путем определить влияние света на рост растений. 2. Тема: Почему земля кормит? Знакомство со свойствами почвы. Цель: Познакомить детей с видами почвы, как почва образуется. Закрепить умение сравнивать сухую и влажную почву. В ходе экспериментирования выделять свойства почвы: наличие воздуха и воды. Выяснить что есть в почве для жизни живых организмов. Развивать интерес к проведению опытов. 3 Тема: Смена дня и ночи. Смена времен года. Цель: Расширить представления о Солнечной системе. Совершенствовать представление о частях суток. Развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать. Уточнить и систематизировать у детей представления о космосе, солнечной системе. Закрепить названия планет, их последовательное расположение от солнца. Развивать поисково – исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение земли вокруг солнца. 4 Тема: Почему осенью листья желтеют и опадают? Цель: Дать обобщенное представление о смене времен года. Закрепить знания об осени. Формировать у детей умение логично отвечать на поставленные вопросы.

Ноябрь

1. Тема: Удивительные свойства воздуха. Бывает ли воздуху жарко? Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха: не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх. Дать представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании. Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой. 2. Тема: Дыхательная система. Цель: расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы. Выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. 3.Тема: Красивое платье для водички. Поможем воде стать чистой. Цель: Расширять представления о воде. Закрепить понятия свойства воды –умеет течь, не имеет формы, не имеет вкуса, запаха, прозрачная. Закрепить знания детей о значении воды в жизни живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление . Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. 4. Тема: Круговорот воды в природе. Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов. Закрепить представления об источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать навыки работы в лаборатории. Помочь понять, как происходит круговорот воды в природе.

Декабрь

1 Тема: Как с гуся вода. Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц. Упражнять в умении различать птиц по размеру, расцветке, внешнему виду. Расширять кругозор. 2. Тема: Откуда берутся облака и дождь. Цель: Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков. Дать понятие, как образуется дождь, облака. Значение дождя для окружающей природы. Упражнять в умении обосновывать свои ответы, доказывать почему так, а не иначе. 3 Тема: Твердая вода. Почему айсберги не тонут? Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает, превращается в воду. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. 4. Тема: Путешествие по реке. Цель: Формировать представление о свойствах бумаги размокать в воде. Формировать навыки сравнения свойств различных материалов, развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Январь

1.Тема: Волшебница бумага. Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать предметы сделанные из бумаги, отличать ее качество. 2. Тема: Почему образуется на продуктах плесень? Цель: Узнать, что собой представляет плесень. Вред или пользу приносит людям? Воспитывать бережное отношение к продуктам питания. Закрепить, что необходимо для проведения эксперимента. 3. Тема: Волшебная копировальная бумага. Цель: Способствовать усвоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точнее копирование рисунка. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон. Умение подбирать материал, продумывать ход деятельности для разрешения проблемной ситуации.

Февраль.

1. Тема: Магнит и его свойства. Компас и четыре стороны света. Цель: Сформировать представления о магните и его свойствах. Расширять знания детей об использовании магнита человеком. Воспитывать навыки сотрудничества. взаимопомощи. Познакомить детей с компасом, историей появления компаса, для чего нужен и как им правильно пользоваться. Вызвать желание помочь людям, попавшим в беду 2. Тема: Для чего нужны глаза? Как видят животные? Цель: Познакомить со строением человеческого глаза. Изучить, для чего нужны глаза. Работать над совершенствованием постановки опытов. Подвести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых представителей животного мира. 3. Тема: Чем можно измерять? (путешествие в историю) Современные измерительные приборы. Цель: Научить измерять сыпучее - жменей, длину – пядью, жидкости кувшином, длину – локтем. Воспитывать любовь к своему народу, его прошлому. Развивать способности ребенка измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами измерения. Формировать представления о мере, как способе измерения длины, объема. Веса, пользуясь мерками с делениями. 4. Тема: Путешествие в царство часов. Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Март.

1. Тема: Термометр. Цель: Познакомить с понятием термометр, с его работой, видами, о значении их применения. Развивать способность концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Умение делать термометр для игр. 2. Тема: Почему предметы движутся? Цель: Познакомить детей с понятием «движение», «покой», «трение». Найти объяснение, почему предметы движутся. Объяснить, что если на предметы не воздействует сила, то они остаются в покое. Выяснить опытным путем, что у колеса меньше сила трения, как оно своим появлением облегчило труд людей. 3. Тема: Волшебное электричество. Цель: Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. 4. Тема: Электрический театр. Цель: Выяснить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. Развивать любознательность.



Апрель

1. Тема: Удивительный мир звуков. Цель: Дать детям представление о звуке, как физическом явлении. Выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными. 2. Тема: Образование теней. Цель: Познакомить детей со свойствами света: принципы образования тени. Выяснить умение делать выводы. 3. Тема: Камни. Свойства камней. Цель: Дать понятие о камнях и их свойствах. Упражнять в умении делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные знания. 4. Тема: Как появляются горы? Извержение вулкана. Цель Познакомить с понятием «гора», «холм». Упражнять в сравнении их между собой. Познакомить детей с возникновением гор на земле. Познакомить с причинами образования гор. Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения. Помочь понять механизм извержения через опыт.

Май

1 Тема: Этот удивительный песок. Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка. Расширять представления о песке, его качестве и особенностях. Закрепить правила безопасности при работе с песком. 2. Тема: Свойства песка. Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность. 3. Тема: КВН. Цель: Упражнять детей в умении применять полученные знания о земле. Активизировать знания о таких физических явлениях как электричество. Закрепить правила безопасного пользования электричеством. Умение отгадывать загадки. 4.Тема: «Город волшебства» Цель: Знакомить детей со свойствами воды, подсолнечного масла, бумаги. Обратить внимание на то, что вода скатывается с бумаги обработанной воском. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Перспективный план кружка «Юный исследователь в подготовительной группе.

Сентябрь

1.Тема: «Бывает ли воздуху жарко?»

Цель: Познакомит детей с умением воздуха расширяться при нагревании. Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.


2.Тема: «Простые опыты с воздухом»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Упражнять в умении исследовать окружающий мир на примере проведения опытов с воздухом. Развивать любознательность интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству.


3. Тема: «Жизнь растений»

Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искуственных. Формировать знания о строении растений, классифицировать по трем группам: деревья, кустарники, травы.


4. Тема: «Как размножаются растения?»

Цель: Дать представление о размножении растений. Закрепить знания об условиях необходимых для роста растений. Воспитывать интерес к выращиванию растений.


.

Октябрь

1. Тема: « Почему осенью опадают листья?»

Цель: Расширить знания о явлениях живой и неживой природы. Умение устанавливать причинно-следственные связи.


2. Тема: «История ложки»

Цель: Дать представление об истории и разнообразии ложки. Конкретизировать знания о свойствах разнообразных предметов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к истории.


3.Тема: Свойства воды. Поможем воде стать чище.

Цель: Закреплять знания о свойствах воды, значении для человека и живых существ. Умение очищать воду разными способами. Воспитывать бережное отношение к воде.

4. Тема: «Могут ли животные жить в воде?

Цель: Продолжать знакомить с животными, обитающими в воде. Закрепить условия необходимые для жизни в воде, умение приспосабливаться. Обратить внимание на строение тела, дыхательную систему. Развивать мышление. Воспитывать любовь к животным.


Ноябрь

1. Тема : «Откуда берутся облака?»

Цель: Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Знакомить с разнообразием облаков, видами осадков. Понимать значение дождя для окружающей природы. Воспитывать уважение друг к другу во время занятия.


2. Тема «Образование теней»

Цель: Познакомить детей со свойствами света: принципом образования тени. Выявить зависимость яркости тени от близости источника света. Развивать умение делать выводы. Воспитывать самостоятельность.


3.Тема: «Почему образуется на продуктах плесень?»

Цель: Выяснить, что такое плесень? Какой вред или пользу приносит плесень людям? Воспитывать бережное отношение к продуктам.

4. Тема: «Из чего изготавливают дрожжевое тесто?» Цель: Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста; Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ; Расширить представления детей о свойствах дрожжей (Могут храниться годами, питаясь сахаром, могут вырастать); Развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия, складывать целое из частей. Воспитывать аккуратность в работе; Обогащать и расширять словарь детей. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Декабрь

1. Тема: «Дыхательная система»

Цель: Расширять представления о строении и функционировании дыхательной системы. Выработать осознанное отношение к выполнению дыхательных упражнений. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.


2. Тема: «Как видят животные?»

Цель: Показать детям роль зрения в жизни животных, особенности строения глаз. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых животных. Расширять кругозор.


3. Тема: «Волшебная соль»

Цель: Уточнить знания детей о свойствах соли. Знакомить с видами, характеристикой. Развивать навыки экспериментирования Воспитывать бережное отношение к соли.

Январь

1.Тема: «Свойства бумаги»

Цель: Знакомить детей со свойствами бумаги, Как сгибается бумага, звук издаваемый ею при сминании, сколько места занимает бумага в пространстве, как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой.


2. Тема: «Исследование бумаги на прочность.

Цель: В процессе проведения опытов узнать: может ли бумага быть мостом, удерживает ли сыпучий материал, Режущие свойства бумаги., прочность бумаги на разрыв. Умение работать с разными видами бумаги.


3. Тема: «Удивительный мир звуков»

Цель: Дать представление о звуке, как физическом явлении. Передача звука на расстояние, восприятие звуков человеком и живыми организмами. Воспитывать интерес к занятию

Февраль

1.Тема: «Почему предметы движутся?»

Цель: Знакомить с понятиями: движение, покой, трение. Помочь детям найти объяснение почему предметы движутся. Знакомить с последствиями трения


2.Тема: «Термометр»

Цель: Знакомить с понятием термометр и его работой. Побуждать объяснять значение термометра. Развивать внимание концентрировать внимание на измерении температуры. Воспитывать желание заботиться об окружающих.


3.Тема: «Чем можно измерять? Современные измерительные приборы»

Цель: Упражнять в умении измерять разными мерками. Формировать представление о мере, как способе измерения длины, объема, веса и.т.д. Знакомить с историей измерительных приборов.


4. Тема: «Путешествие в страну мыла»

Цель: Знакомить со способом получения мыла. Закреплять свойства мыла. Упражнять в лепке из нетрадиционного материала. Умение радоваться полученному результату.


Март

1. Тема: «Как появляются горы. Извержение вулкана»

Цель: Знакомить с понятиями гора, холм. Умение сравнивать их между собой. Знакомить с возникновением гор , причинной извержения вулкана. Умение соблюдать технику безопасности при работе над опытом.


2.Тема: «Этот удивительный песок»

Цель Познакомить с составом и свойствами песка. Формировать наблюдательность


3.Тема: «Песок и глина»

Цель: Формировать представление о песке и глине. Упражнять в умении экспериментировать с песком и глинной, сравнивать их свойства. Соблюдать технику безопасности.


4.Тема: «Знакомство с камнем и мелом»

Цель: Знакомить детей со свойствами камня и мела. Называть свойства и особенности. Закрепить умение детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.

Апрель

1. Тема: «Могут ли животные жить в земле?»

Цель: Выяснить с помощью опытов, что есть в почве для жизни живых существ. Формировать умение самостоятельно делать выводы. Развивать инициативность.

2. Тема: «Опыты с природным материалом.»

Цель: Установить какие материалы имеют природное происхождение. Взаимодействие материалов друг с другом. Изменения при соприкосновении с водой. Развивать творчество.


3.Тема: «Удивительный мир стекла»

Цель: Знакомить со способом получения стекла. Закрепить свойства стекла. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.


4. Тема: «Свойства резины»

Цель : Познакомить со свойствами резины, умение сравнивать с другими материалами. Показать, как люди используют свойства при изготовлении различных предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию.


Май.

1. Тема: «Выращивание рассады»

Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить овощи. Знакомить с приемами посадки рассады. Закрепить условия необходимые для роста растений. Воспитывать ответственность.

2.Тема: «Ткань». Цель: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде.

3. Тема: «Вместе с Мишкой в гости к Маше»

Цель: Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Развивать инициативу, самостоятельность. Воспитывать интерес к экспериментированию













































































































































Требования к уровню подготовки детей.

Воспитанник должен


ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Заключение: Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Список литературы:

1.  Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 2.  Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. 3.  Организация деятельности детей на прогулке, /авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000. 4.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н. 5.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н. 6.  «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.  7 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Москва 2008 Л.Н. Прохорова. 8. «Детское экспериментирование».Москва 2005 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. 9. «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природным материалом» Москва 2014 г. Марина султанова.

Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.