Программа по историческому краеведению «Славна людьми Земля Вятская» для учащихся 8-9 классов

1
0
Материал опубликован 20 March 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Селезениха Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Программа

по историческому краеведению

«Славна людьми Земля Вятская»

для учащихся 8-9 классов.

Автор

учитель истории и обществознания

Благодатских Владимир Петрович

Селезениха 2013

Пояснительная записка.

Курс отечественной истории должен сочетать

историю Российского государства и населяющих его народов,

историю регионов и локальную историю

(прошлое родного города, села).

Концепция нового учебно - методического комплекса

по отечественной истории.

Программа по историческому краеведению «Славна людьми Земля Вятская» направлена на развитие интереса к истории родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнических традиций. Она дает возможность учащимся, знающим свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории.

Программа соответствует:

- Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения; - Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая включает в себя Историко-культурный стандарт;

- идеям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа отмечена дипломом III степени на Всероссийском конкурсе методических пособий «Растим патриотов России» в 2012 году.

Элементы программы могут использоваться на уроках истории для повышения интереса учащихся к изучаемой теме через краеведческий материал.

Актуальность и сущность программы.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор учащегося, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает ему, знающему свои корни, свои истоки, возможность познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры. 
Программа предназначена для более глубокого изучения и понимания истории родного края, людей, которые прославили Вятскую Землю.

Потребность в данной программе возникла в связи с тем, что:

1. В школьной программе не прослеживается преемственность начальной и средней школы, нет четкой линейной структуры в изучении краеведения.

2. В средней и начальной школе нет полного перечня курсов, включающих в себя учебные пособия и рабочие тетради для учащихся, и подробные методические пособия для учителей.

3. Департаментом образования Кировской области не создан документ, в котором был бы прописан минимум знаний учащихся по краеведению в средней школе по параллелям.

4. В учебниках история нашего края почти не упоминается.

5. Не хватает времени на уроках истории для более подробного освещения тем, связанных с Вятской Землей.

Программа именно такой направленности поможет учащимся накопить конкретные знания о малоизученных моментах истории Вятского края и получить практические навыки работы с историческими источниками.

Основные идеи программы.

Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить учащимся общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимся исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия по данной программе дают возможность повысить уровень образованности учащихся, достигнуть уровня функциональной грамотности и компетентности во многих вопросах истории родного края.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

- устные сообщения с последующей дискуссией;

- написание рефератов и эссе;

- научно-исследовательская деятельность;

- поисковая работа.

Учащиеся могут самостоятельно выбрать:

- раздел программы для углубленного изучения;

- вид отчетной работы;

- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Программа берет на себя функции исторических и социальных знаний, а также ставит перед педагогом воспитательные цели.

Структура программы.

Программа состоит из следующих разделов:

- пояснительная записка;

- актуальность и сущность программы;

- основные идеи программы;

- общая характеристика программы;

- цели программы;

- условия реализации программы;

- учебно-тематическое планирование;

- содержание программы;

- критерии успешности работы учащихся;

- тематика рефератов, исследовательских и творческих работ;

- методические рекомендации;

- требования к умениям и навыкам, которые учащиеся должны получить к концу изучения программы;

- методическое обеспечение реализации программы (УМК)

- рекомендуемая литература для учителя и учащихся.

Общая характеристика программы.

Данная программа предполагает развитие духовно-нравственной личности, воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству и малой родине, овладение знаниями об основных этапах развития Вятского края с древности до наших дней, формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Результаты изучения программы:

- личностные (воспитание российской гражданской идентичности);

- метапредметные (умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности);

- предметные (овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития Вятской Земли с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах).

Программа рассчитана на преподавание в 8 и 9 классах в виде курса по выбору или в 10 и 11 классах за счет школьного компонента. В основе программы лежит аксиалогический подход: «Я» - село (город) – Вятская земля – Россия.

Построена программа по хронологическому принципу: с древних времен до современности и рассчитана на 68 часов.

Цели программы:

Создание условий для формирования и развития у учащихся:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

В процессе изучения программы:

  1. интереса к изучению истории родного края;

    умения самостоятельно приобретать и применять знания;

    творческих способностей;

    коммуникативных навыков.

    описывать результаты проделанной работы;

    выдвигать гипотезы;

    делать выводы;

    участвовать в дискуссиях.

    раскрываются и реализуются внутренние резервы учащихся;

    продолжается воспитание патриотизма;

    формируется культура учебной деятельности;

    учащиеся приобщаются к культурным ценностям.

Условия реализации программы.

Программа будет реализована при условии занятий с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями:

- четкое формулирование целей каждого занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей;

- дифференцированный и индивидуальный подход к детям.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становился бы предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Поэтому на занятиях, помимо традиционных словесных и практических методов обучения, должны применяться и другие формы работы: диспуты, деловые игры, экскурсии и т.д.

Большая роль на занятиях отводится самостоятельной работе детей. Педагог должен создать такие условия, при которых у ребенка появилась бы потребность заниматься поиском дополнительного материала по некоторым проблемам.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Стандарт

Образователь-ный продукт

Всего

Лекций

Семинар.

Практич.

Глава I. Вятский край с древнейших времен до конца XVI века – 15 часов.

Вводное занятие.

1

1

   

История России – часть всемирной истории.

Анкетирование.

Происхожде-ние Вятской Земли.

2

1

1

 

Вечевые порядки.

История возникновения родного города (села).

Вятская Земля до XV века.

3

1

1

1

Монархии и республики.

Доклад по теме.

Вятка и Орда.

3

1

1

1

Золотая Орда.

Эссе о Косте Юрьеве.

Вятка и Москва.

3

1

1

1

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Тезисы по теме.

Монастыри Вятской Земли.

3

1

1

1

Роль церкви в государствен-ном строительстве.

История родной церкви.

Глава II. От Смутного времени до конца XIX века – 19 часов.

Вятка в Смутное время.

2

1

1

 

Восстановление самодержавия.

Доклад по теме.

Вятский край в XVIII веке.

2

1

1

 

Петровские преобразования.

Презентация по теме.

Герои 1812 года.

2

1

 

1

Отечественная война 1812 года.

Доклад о Н.Дуровой.

Вятские святые.

2

1

1

 

Автокефалия Русской Православной Церкви.

Реферат по теме.

Предпринима-тели Вятки.

3

2

1

 

Новые явления в экономике.

Эссе о купце Анфилатове.

Образование и наука на Вятской Земле.

3

1

1

1

Русское Просвещение.

История родной школы.

Культура Вятского края.

3

2

1

1

Культура народов России.

Доклад о музее в с. Рябово

Повторительно-обобщающее занятие.

1

   

1

 

Презентации к итоговому занятию.

Итоговое занятие.

1

   

1

 

Урок-конференция. Доклады и рефераты учащихся.

Глава III. Земля вятская в первой половине ХХ века –21 час.

На переломе веков.

2

2

   

Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Устное сообщение по теме.

Жизнь вятских крестьян и рабочих.

3

1

1

1

Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Эссе по теме.

Политическая жизнь Вятки.

3

1

1

1

Становление российского парламентариз-ма.

Сообщение о представителе одной из партий.

Вятчане в Первой мировой войне.

3

1

1

1

Влияние войны на российское общество.

Карта с указанием мест, где воевали вятчане.

Вятский край в революциях 1917 года. Гражданская война.

3

1

1

1

Революция

1917 г.

Гражданская война и иностранная интервенция.

Герои революции вашего города (села). Сообщение об Азине.

Вятская Земля в 20-30-е годы.

3

1

1

1

Индустриализа-ция. Коллективиза-ция.

Устное сообщение по теме.

Кировчане в годы Великой Отечественной войны.

4

2

1

1

Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны.

Доклад о земляке-герое.

Глава IV. Кировская область во 2-й половине ХХ – начале ХХI вв – 13 часов.

Проблемы Кировской области 2-й половины XX века.

3

1

1

1

Кризис коммунистичес-кой идеологии.

Список проблем малой родины и пути их решения.

Вятская культура XX-начала XXI веков.

3

1

1

1

Особенности развития советской культуры.

Буклет о памятнике культуры.

Кировская область на современном этапе.

5

3

1

1

Курс на укрепление государствен-ности, экономический подъем.

Черновики докладов и презентаций.

Итоговое занятие.

2

   

2

 

Научно практическая конференция. Публичный экзамен.

Итого

68

29

20

19

   

 

 

Содержание программы.

Глава I. Вятский край с древнейших времен до конца XVI века – 15 часов.

Вводное занятие. (1 час).

Цели и задачи программы. Статус и структура. Требования к результатам обучения и освоения содержания программы. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения.

Происхождение Вятской Земли. (2 часа).

Происхождение Вятской Земли. Ананьинская культура. История заселения Вятского края. Города Никулицын и Кокшаров. История основания города Хлынова. Поход новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию. Образование вашего района (районного центра). История образования вашего города (села).

Вятская Земля до 13 века. (3 часа)

Местное выборное управление. Вятские земские воеводы. Социальная структура вятского общества. Вятка – вотчина Суздальского княжества. Князь Семен Дмитриевич и княгиня Александра. Вятчане - вассалы Великого князя Московского.

Вятка и Орда. (3 часа).

Вятчане в борьбе с Золотой Ордой. Анфал Никитин. Вятская миссия боярина Ф.Сабурова. Воевода Костя Юрьев. Вятчане в генеральной борьбе России с Казанским ханством. Ваш район (районный центр) в период монгольского владычества. Родной город (село) в борьбе с Ордой.

Вятка и Москва. (3 часа).

Отношения вятчан с Москвой. Сепаратисты Яков Пунгин, Иван Мышкин. Походы на Вятку князя И.Горбатого и князя И.Ю.Патрикеева. Конец вольности. Присоединение Вятки в 1489 году.

Монастыри Вятской Земли. (3 часа).

Игумен Трифон. История создания и современное состояние Трифонова монастыря. Преображенский девичий монастырь. Церкви Вятской Земли. История создания церкви в вашем городе (селе).

Глава II. От Смутного времени до конца XIX века – 19 часов.

Вятка в Смутное время. (2 часа).

Вятский край в XVI веке. Введение земской системы. Вятская Земля в Смутное время. Народные восстания. Участие вятчан в Первом и Втором народных ополчениях. Вятчане – участники Собора 1613 г. Вятка в «бунташном веке». Вятский край и восстание Степана Разина. Ваш район (районный центр) во времена Смуты. Смутное время на территории вашего города (села).

Вятский край в XVIII веке. (2 часа).

Реформы Петра Великого на Вятке. Вятские мануфактуры. Сельское хозяйство. Торговля. Губернская реформа 1775 года. Вятка и восстание Е.Пугачева. Ваш район (районный центр) в XVIII веке. Родной город (село) в эпоху Петра I.

Герои 1812 года. (2 часа).

Вятское народное ополчение. Осада ополченцами Дрездена. «Кавалерист-девица» Надежда Дурова. Фильм «Гусарская баллада». Егерский батальон великой княгини Екатерины Павловны. Благотворительные акции в пользу пострадавших от войны. Пленные французы в Вятке. Участие жителей вашего района (районного центра) в войне 1812 года. Родной город (село) во время Отечественной войны 1812 года.

Вятские святые. (2 часа).

«Житие преподобного Трифона Вятского». Блаженный Прокопий Вятский. Преподобный Леонид Устьнедумский. Преподобный Стефан Филейский. Великорецкая икона Святителя Николая. Великорецкий крестный ход. Священномученики и мученицы. Святые вашего района (районного центра).

Предприниматели Вятки. (3 часа).

Развитие торговли на Вятке. Зарождение крупного промышленного производства. «Спичечный король» И.И.Сапожников. Купец Спиридон Лянгусов. Первый «американец» К.А. Анфилатов. Купец Я.А.Прозоров. Т.Ф.Булычев – «хозяин» реки Вятки. Петр Иванович Щукин - купец, меценат, собиратель российских древностей. Известные предприниматели вашего района (районного центра, города, села).

Образование и наука в Вятке. (3 часа).

Начало и истоки просвещения. Епископ Лаврентий Горка. Вятская духовная семинария. Светское образование. Наука. Первый вятский историк А.И.Вештомов. Щепин Константин Иванович - один из основоположников отечественной научной медицины, первый русский профессор медицины. Гусев Матвей Матвеевич - первый русский астрофизик. А.Д.Фокин и «фокинцы». Бехтерев Владимир Михайлович - невропатолог, психиатр, психолог. Просвещение в вашем районе (районном центре, городе, селе).

Культура Вятского края. (3 часа).

Литература XVII-XIX вв. Костров Ермил Иванович - поэт, переводчик. Архитектура. «Вятское барокко». Памятники архитектуры. Архитектор Ф.М.Росляков. Чарушин Иван Аполлонович. Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке. Искусство и живопись. Дымковская игрушка. Братья Васнецовы. И.И.Шишкин. Музыка и театр. П.И.Чайковский, Ф.И.Шаляпин. Основатель газеты «Вятский край» Голубев П.А. Мировые, российские и местные деятели культуры вашего района, города (села).

Повторительно-обобщающее занятие. (1 час).

Работа с презентациями.

Итоговое занятие. (1 час).

Защита и выставка работ учащихся.

Глава III. Земля Вятская в первой половине ХХ века –21 час.

На переломе веков. (2 часа).

Вятка в конце XIX - начале ХХ века. Почва, реки, климат, население Вятского края. Промыслы. Учебные заведения. Ваш край (район, город, село) в начале ХХ века.

Жизнь вятских крестьян и рабочих. (3 часа).

Своеобразие жизни вятской деревни. Состояние агрокультуры в губернии. Отходничество. Аграрная реформа Столыпина в Вятской губернии. Положение вятских рабочих. Формирование вятского пролетариата. От мануфактуры к фабрике. Жизнь рабочих вашего города в начале ХХ века. Столыпинские реформы в вашем районе и селе.

Политическая жизнь Вятки. (3 часа).

Политические партии. Вятский комитет РСДРП. В.А.Горбачев. Эсеры в Вятке. А.А.Гурьев. Губернатор Горчаков. Статский советник Н.Г.Гусев. Другие партии. Столкновения с полицией и войсками. Отголоски революции 1905-1907 годов. Революционное движение в вашем городе (селе).

Вятчане в Первой мировой войне. (3 часа).

Манифестации в честь начала войны. Мобилизация в Вятской губернии, ее особенности. Вятчане – участники войны. Поручик В.И.Якимов. В.И.Перуанский. Г.И.Коротков. Ваши земляки – участники Первой мировой войны.

Вятский край в революциях 1917 года. Гражданская война. (3 часа).

Февраль в Вятке. Большевистские центры осенью 1917 года. М.М.Попов. Губернский съезд Советов. Эсеровские мятежи. Дивизия В.М.Азина. Вторжение колчаковцев и их разгром. Ваш родной город, район, село в годы Гражданской войны.

Вятская Земля в 20-30-е годы. (3 часа).

Вятский край после Гражданской войны. Период НЭПа. Индустриализация и коллективизация. Вятка в 30-е годы. Индустриализация в вашем городе. Период коллективизации в вашем районе (селе).

Кировчане в годы Великой Отечественной войны. (4 часа).

Начало войны. Мобилизация. Герои-кировчане. Прославленные маршалы. Я.Падерин. Г.Булатов. Тыл-фронту. Односельчане-фронтовики.

Глава IV. Кировская область во 2-й половине ХХ – начале ХХI вв – 13 часов.

Проблемы Кировской области 2-й половины XX века. (3 часа).

Задачи послевоенного периода. Экономическое развитие области. Начало 11-й пятилетки. Вятка в 90-е годы. Ваш родной город (село) в 60-90-е годы.

Вятская культура XX-начала XXI веков. (3 часа).

Литература. Писатели и поэты. Ученые. Художники. Композиторы, музыканты, артисты. Культурная жизнь вашего города (села).

Кировская область на современном этапе. (5 часов).

Промышленное производство. Основные отрасли. Машиностроение и металлообработка. Химическая и нефтехимическая промышленность. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Пищевая промышленность. Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Автомобильный транспорт. Воздушный транспорт. Агропромышленный комплекс. Медицина. Образование. Население. Культура. Политическая жизнь. Губернатор Н.Белых.

Итоговое занятие. (2 часа).

Научно-практическая конференция «Проблемы краеведческой работы в сельской школе».

Критерии успешности работы учащихся:

Динамика интереса в процессе работы будет фиксироваться не менее 5 раз:

  1. собеседования после выполнения обязательной работы;

    анкетирование на первом и последнем занятиях.

Форма итоговой отчетности – конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Тематика рефератов, исследовательских и творческих работ.

История города (села).

Преподобный Трифон в истории Вятского края.

Герои-земляки (по выбору).

Современное состояние церкви города (села).

Народные кружки в Вятке 19 века.

Индустриализация (коллективизация) в вашем городе (селе).

Предпринимательство в вашем городе (селе).

Односельчане - ветераны Великой Отечественной войны и труда.

Методические рекомендации.

Для эффективного преподавания данного курса пригодится опыт кандидата педагогических наук Крицкой Н.Ф. по «формированию гражданской позиции ученика на основе использования рефлексивных технологий при изучении общественных дисциплин, включающих технологическую и индивидуальную карту».

Основой процесса формирования качеств являются рефлексивные технологии: технология интерактивного обучения, развития критического мышления, проектная технология и другие, которые применяются в процессе обучения и в организации внеклассной деятельности, социальных практик, акций. Рефлексивные методы - это вопросы, задания, учебные ситуации на основе самоанализа, построения умозаключений, сопоставлений, аналогий, оценок своего внутреннего состояния и опыта. Эти способы деятельности являются средствами выражения собственной позиции ученика. Выбор методов определяется педагогической целесообразностью, зависит от внешних и внутренних факторов: возраста учащихся, уровня их развития, личного социального опыта, материально-технических возможностей школы в обеспечении образовательного процесса необходимыми средствами, уровня профессионализма учителя и т.д. Чем сложнее освоенный рефлексивный метод, тем более уверенно можно утверждать, что происходит процесс формирования ценностей учащихся. То есть рефлексивные методы и приемы могут быть критериями эффективности этого процесса. Умение рефлексировать включается в число общеучебных умений, то есть является обязательным для освоения учащимися.

Из курса лекций для дистанционного обучения Ярославцевой М.Ю. можно использовать методику работы с текстовой информацией на уроках истории (см. лекцию № 5.). Так как наша главная задача — не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому, то для предоставления ему такой возможности учителю, как минимум, придётся продумать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбрать способ её подачи:

• определённая последовательность информации;

• сочетание текста с иллюстративным материалом;

• объединение разных текстов и их фрагментов по теме;

• разделение информации на несколько блоков;

• составление информационных листов.

Обязательно должна использоваться методика работы с историческими документами. Во-первых, как утверждает методист М.Т.Студеникин, с его помощью реализуется принцип наглядности. Внешний вид документа и его художественное оформление содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов, они помогают ощутить атмосферу эпохи, наконец, вызывают живые эмоции у учащихся от соприкосновения с остатками прошлого.

Во-вторых, при работе с документом активизируются процессы мышления и воображения, что способствует лучшему усвоению исторических знаний. Учащиеся осваивают элементарные приёмы самостоятельной источниковедческой работы: чтение документа, его анализ, умение извлекать необходимую информацию, рассуждать, оценивать, и, наконец, выражать собственное мнение.

Требования к умениям и навыкам, которые учащиеся должны получить к концу изучения курса:

- называть даты важнейших событий в истории Вятки;

- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий в жизни края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей нашего края в разные исторические эпохи;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий в нашем крае (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории Вятки.

Методическое обеспечение реализации программы (УМК).

Программа по историческому краеведению «Славна людьми Земля Вятская», автор В.П.Благодатских.

Учебное пособие «Славна людьми Земля Вятская», автор-составитель В.П.Благодатских.

Дополнительные материалы к учебному пособию для учителя, автор-составитель В.П.Благодатских.

Электронные приложения:

- презентации к учебному пособию, автор В.П.Благодатских;

- презентации других авторов.

5. Рабочие тетради. Автор В.П.Благодатских.

 

Литература для учителя.

Балыбердин А.Г. Повесть о стране Вятской. – Киров, 2006.

Берова И.В. Прогулки по старой Вятке. Киров, 1995.

Востриков В. Над Вяткою старинный городок. – Киров, 1993.

Зеленин Д.К. Избранные труды. М., 1994.

Историко-этнографический атлас Кировской области – М.: Издательство ДИК, 1998. – 40 с.: ил., карт.

Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с.

История Кировской области: Учеб. пособие. Киров, 1975.

Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. - Киров, 2005.

Клестова Г.А.Рабочая тетрадь по истории для самостоятельной работы учащихся. – Киров, 2007. – 128 с.

Местный краеведческий материал.

Мусихин В.Е. Вятская деревня: История и современность. Киров, 1995.

По родному краю: Сб. краевед. материалов. Киров, 1991.

Прозоров П.А. Вчера и сегодня вятской деревни. М., 1958.

Тинский А.Г. Вятская мозаика. – Киров, 1994.

Хрестоматия по истории Кировской области. – Киров, 1982.

Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги . – Киров, 1995.

Энциклопедия Земли Вятской. Том 4. История. – Киров, 1995.

Энциклопедия Земли Вятской. Том 9. Культура и искусство. – Киров, 1995.

Литература для учащихся.

Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. – Киров, 1989.

Изергина Н.П. Писатели в Вятке. – Киров, 1979.

История города Кирова: Пособие для учащихся. – Киров, 1974.

Клестова Г.А. На земле Вятской. – Киров, 2006.

Мансуров В.М., Лахман А.И. Родной край. Киров,1988.

Маракулин П.П. Записки вятского Робинзона: сборник рассказов, очерков, миниатюр. – Киров, 1997.

Местный краеведческий материал.

Петряев Е.Д. Живая память. М., 1984.

Пленков В.Г. Вятские умельцы. – Киров, 1991.

Радуга над Вяткой: Сборник. М., 1986.

Странички истории Вятской земли. Вятка, 1993.

Фокин Г.Т. Ведут перекличку годы. Киров, 1979.

Энциклопедия земли вятской. В 10 т. Киров, 1994-1995.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.