Рабочая программа по литературе (7 класс, УМК: Меркин Г.С.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Литература 7 Меркин Г.С. 70 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
Выразительное чтение художественного текста;
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
Анализ и интерпретация произведения;
Составление планов и написание отзывов о произведениях;
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010. Количество часов 70, в неделю 2. Учебник: Г.С.Меркин, Литература. 7 класс в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2008
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Программа включает несколько разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ:
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Ученик должен знать:
текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
богатство и разнообразие жанров;
характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Ученик должен уметь:
выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль в изучении произведения;
создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
Литература для учителя
Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002
Литература для ученика.
Литература 7 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Меркин Г.С., Дрофа, 2008
Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У - Фактория, 2006
Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Содержание программы по литературе
№ | Тема, раздел | Основное содержание программы | Кол-во часов | Уроки развития речи. | |
Классные сочинения | Домашние сочинения. | ||||
1. | Введение. | Литературные роды. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | 1 | -- | -- |
2. | Из устного народного творчества | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Русские народные песни Обрядовая поэзия | 2 | ||
3. | Из древнерусской литературы | Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы | 2 | 1 | |
4. | Из литературы XVIII века
| М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»: Г.Р.Державин «Властителям и судиям»: Д.И. Фонвизин «Недоросль» | 6 | ||
5. | Из литературы XIX века | А.С. Пушкин «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...»,«Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Н.В. Гоголь «Шинель»: М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» Н.С. Лесков «Левша». А.А. Фет «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». А.П. Чехов «Хамелеон», «Смерть чиновника»: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» | 29 | 2 | |
6. | Из литературы XX века | М. Горький «Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка», А.И. Куприн «Куст сирени». В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» С.А. Есенин «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» И.С. Шмелев «Русская песня». М.М. Пришвин «Москва-река». К.Г. Паустовский «Мещерска ясторона» Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями...» Б.Л. Васильев «Экспонат №...» В.М. Шукшин «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | 25 | 1 | 1 |
7. | Из зарубежной литературы | У. Шекспир «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...» Р. Бернс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Ш. Петёфи «В деревне». Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» . Конан Доил «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Сент-Экзюпери «Планета людей» | 5 | ||
Итого: | 70 | 4 | 1 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Согласовано» Руководитель МО _________ Молодых Т.А. Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № ___ г. Губкин __________ Яковлева И.И. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №__ г. Губкин ______ Щетинина С.Н. Приказ № ___ от «___»__________2011г. |
Календарно-тематическое планирование
по литературе
Класс: 7
Учитель: Жиленкова Ирина Михайловна
Количество часов в неделю: 2
Количество часов за год: 70
Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010
Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 6 класс. М. «Русское слово» 2008
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Факт. дата | Тема Раздела | Тема урока | Домашнее задание | Цифровые и образовательные ресурсы |
1 | 2.09 | Введение Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. | Стр.5, в-5-6 | |||
2 | 5.09 | Из устного народного творчества (2) | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. | Стр.16, в-6 | ||
3 | 9.09 | Русские народные песни Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. | Стр.39 в-2-3 | |||
4 | 12.09 | Из древнерусской литературы (2) | Из «Повести временных лет ». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине. | Стр.54 в - 4 | ||
5 | 16.09 | Р/р. Написание сочинения по теме «Древнерусская литература» | Стр. 56-59, конспект | |||
6 | 19.09 | Из литературы XVIII века (6) | М.В. ЛОМОНОСОВ. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. | Стр.62 в-4 | ||
7 | 23.09 | Г.Р. ДЕРЖАВИН «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.. Тема поэта и власти в стихотворении. | Стр. 74 в – 11 Стр. 75-78 конспект | |||
8-11 | 26.09 30.09 3.10 10.10 | Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль».Основной конфликт пьесы и ее проблематика. Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык. Социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | Стр. 127 в – 6, стр. 128 в - 1 | |||
12-14 | 14.10 17.10 21.10 | Из литературы XIX века (29) | А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» ,«Во глубине сибирских руд...». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. | Стр.39 наизусть Стр. 149 в – 4 Стр. 158 в - 5 | ||
15-16 | 24.10 28.10 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина Р/р. Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина | ||||
17-19 | 7.11 11.11 21.11 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | С.166 наизусть С.184 в - 7 | |||
20 | 25.11 | Вн. Чт. по произведениям М.Ю.Лермонтова. | С.188-192 конспект | |||
21-22 | 28.11 2.12 | Н. В. ГОГОЛЬ Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. | Пересказ С. 231 в – 2, 8 | |||
23-24 | 5.12 9.12 | И.С. ТУРГЕНЕВ Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч». «Певцы», основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: | С.238 в – 4 С.274 в - 5 | |||
25-27 | 12.12 16.12 19.12 | Н.А. НЕКРАСОВ «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; Основная проблематика произведений: судьба русской женщины. | С. 285 в – 7-9 С.303 в – 6 Наизусть отрывок с. 306 | |||
28-29 | 23.12 26.12 | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. | С.335 в – 2, 8-9 | |||
30-31 | 30.12 9.01 | А.Н. ТОЛСТОЙ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. | С.359 в – 2 С.360 в - 8 | |||
32-34 | 13.01 16.01 20.01 | Н.С. ЛЕСКОВ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. | ||||
35-36 | 23.01 27.01 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.С. Лескова Р/р. Написание сочинения по творчеству Н.С.Лескова | ||||
37 | 30.01 | А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; стихотворение-медитация. | С.362 наизусть | |||
38 | 3.02 | Произведения русских поэтов XIX века о России | ||||
39 | 6.02 | А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказов; позиция писателя. | Отрывок наизусть с. 370 С. 378 в – 1-4 | |||
40 | 10.02 | Вн. Чт. Рассказы А.Чехова | С.378 в-2 | |||
41 | 13.02 | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | ||||
42-44 | 17.02 20.02 24.02 | Из литературы XX века (25) | М. ГОРЬКИЙ «Детство». «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла. | С.65 в – 5 С.74 в – 9-11 | ||
45-46 | 5.03 9.03 | И.А. БУНИН Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. Рассказ «Кукушка». Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | С.81 в – 2 С.100 в – 9-15 | |||
47-48 | 12.03 16.03 | А.И. КУПРИН «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. | С.112 в – 4-5 | |||
49 | 19.03 | В.В. МАЯКОВСКИЙ «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественное своеобразие стихотворения. | С.121 в – 9 | |||
50 | 23.03 | С.А. ЕСЕНИН Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Наизусть с.127 | |||
51 | 26.03 | Вн. чт по творчеству поэтов 20 века | ||||
52 | 30.03 | И.С. ШМЕЛЕВ «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | С.136 в - 6 | |||
53 | 2.04 | М.М. ПРИШВИН «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | С.147 в -1 | |||
54-55 | 6.04 9.04 | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ «Мещерская сторона». Образ рассказчика в произведении. | С.163 в- 10 | |||
56 | 13.04 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам И.Шмелева и К.Паустовского | ||||
57 | 20.04 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. | Наизусть с.165 | |||
58 | 23.04 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «Василий Теркин». Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. | 190 в - 5 | |||
59 | 27.04 | Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. | С.190 в-7 | |||
60 | 30.04 | Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов военного времени | ||||
61 | 4.05 | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | С. 223 в - 5 | |||
62 | 7.05 | В.М. ШУКШИН «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Внутренняя простота и нравственная высота героев | ||||
63-64 | 11.05 14.05 | А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою... Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. | С.227 в – 3, 4 | |||
65 | 18.05 | Вн. чт. Стихотворения русских поэтов 20 века о России | ||||
66 | 21.05 | Контрольное тестирование по произведениям 20 века | ||||
67-68 | 25.05 28.05 | Из зарубежной литературы (5) | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «Планета людей», Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Р.Стивенсон. Вересковый мед. | С.253 в-2 | ||
69 | У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов | С.234 в - 3 | ||||
70 | Итоговый урок. |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.
Устно: выразите6льное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.
Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)
Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки - на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.
Приложение (тесты и контрольные работы)
А.С. Пушкин. «Медный всадник». « Полтава»
1. Назовите жанр, в котором написан «Медный всадник» А.С. Пушкина. (повесть)
2. Как сам А.С. Пушкин обозначил жанр «Медного всадника» в подзаголовке произведения?
1) петербургская повесть 3) историческая драма
2) роман в стихах 4) печальный рассказ
3. Определите стихотворный размер «Медного всадника» по следующим строчкам:
«Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!..»(четырехстопный ямб)
4. Какое происшествие стало фоном и причиной трагических событий в поэме «Медный всадник»? (наводнение)
5. К какому герою поэмы «Медный всадник» так обращался А.С. Пушкин:
«Люблю тебя, Петра творенье…»?
(Петербург, Санкт-Петербург)
6. Кто, не названный по имени, обозначенный местоимением он стоит «на берегу пустынных волн» во Вступлении к поэме «Медный всадник»? (Петр Первый)
7. О ком (о чем) сказано в поэме, что она померкла, «как перед новою царицей порфироносная вдова»? (Москва)
8. О чем мечтает герой «Медного всадника» в начале поэмы?
1) о счастливой семейной жизни 3) о славе поэта
2) о высоком общественном поприще 4) о богатстве и власти
9. Как имя героя поэмы? (Евгений)
10. Укажите имя возлюбленной главного героя поэмы «Медный всадник» (Параша)
11. Мраморная фигура какого животного послужила убежищем герою поэмы «Медный всадник» во время наводнения? (лев)
12. Назовите бедствие, о котором А.С. Пушкин в «Медном всаднике» сказал:
«Осада! Приступ!..»
(наводнение)
13. С помощью какого глагола А.С. Пушкин обозначил помутнение рассудка главного героя поэмы «Медный всадник»? (захохотал)
14. Кто «пел бессмертными стихами несчастье невских берегов» после окончания стихийного бедствия? (граф Хвостов)
15. О ком в поэме сказано:
«Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?» ?
(Петр Первый)
Русская литература 18 века (Д.И. Фонвизин)
1. К какому направлению в литературе относится произведение «Недоросль» Д.И. Фонвизина? (классицизм)/
2. К какому жанру принадлежит драматическое произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (комедия)
3. Кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
1) | г-жа Простакова | 2) | Митрофан | 3) | Скотинин | 4) | Стародум |
4. Кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой».
1) | Скотинин | 2) | Простаков | 3) | Стародум | 4) | Митрофан |
5. Кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Малу толику арифметики маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел».
1) | Кутейкин | 2) | Цифиркин | 3) | Стародум | 4) | Вральман |
6. Какую науку госпожа Простакова называет «не дворянской» и прибавляет: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело… Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». (география)
7. Имя какого героя комедии «Недоросль» стало синонимом лентяю, глупому и избалованному человеку? (Митрофан, Митрофанушка)
8. Назовите имя персонажа, который в комедии является воплощением добропорядочности, мудрости и чистосердечия. (Стародум)
9. Кем приходится в комедии воспитаннице Простаковых и племяннице Стародума Софье офицер Милон? (жених)
10. С какою книгою в руках появляется учитель Кутейкин? (часослов)
11. К какой части речи отнес Митрофанушка слово «дверь», которая навешена «к своему месту»? (прилагательное)
12. Кто из учителей Митрофана прежде служил простым кучером? (Вральман)
Тест по творчеству Д.И. Фонвизина
1 | К какому литературному направлению относится творчество Д.И. Фонвизина? | |||
1) реализм | 2) сентиментализм | 3) классицизм | 4) романтизм |
2 | Какое произведение не принадлежит перу Д.И. Фонвизина? | |||
1) «Бригадир» | 2) «Недоросль» | 3) «Вольность» | 4) «Послание к слугам...» |
3 | Выберите правильное определение сатиры. | |
1) Художественный прием, при помощи которого выражаются комические, смешные, нелепые стороны жизни отдельных людей. | ||
2) Едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит и к кому обращается. | ||
3) Художественные произведения различных родов литературы, в которых резко осмеиваются и осуждаются порочные проявления общественной жизни людей. | ||
4) Изображение человека или картин человеческой жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, преувеличенно страшное с необычайно смешным. |
4 | Против какого общественного порока была направлена комедия «Недоросль»? | |||
1) лицемерие | 2) невежество | 3) чинопочитание | 4) казнокрадство |
5 | Кого называли «недорослями» в XVIII веке? | |
1) безграмотных, недоучившихся дворян | ||
2) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу | ||
3) вообще невежественных людей из разных сословий | ||
4) подростков |
6 | Кто из перечисленных ниже персонажей не является отрицательным героем комедии? | |||
1) Митрофан | 2) Скотинин | 3) Простакова | 4) Софья |
7 | Имя какого героя комедии «Недоросль» стало нарицательным? | |||
1) Скотинин | 2) Вральман | 3) Правдин | 4) Митрофанушка |
8 | Фамилия «Скотинин» является «говорящей», так как олицетворяет: | |||
1) грубость | 2) лицемерие | 3) ханжество | 4) раболепие |
9 | Главные герои комедии «Недоросль» являются представителями: | |||
1) дворянства | 2) мещанства | 3) купечества | 4) крестьянства |
10 | Какого героя в пьесе «Недоросль» автор называет «другом честных людей»? | |||
1) Митрофана | 2) Стародума | 3) Милона | 4) Вральмана |
Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. « Тесты по литературе», М.: «Айрис», 2004 стр.302
Контрольное тестирование по произведениям литературы 20 века
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. « Тесты по литературе», М.: «Айрис», 2004 стр.364