12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Вера Владимировна1006
Работаю в школе учителем музыки 28 лет. Люблю свою работу,люблю петь и играть на гитаре в свободное время,принимаю участие вместе со своими учениками на различных конкурсах .
Россия, Московская обл., Раменское
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по музыке (5-7классы)  для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

        Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 8 классов. Уровень изучения предмета    базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы «Искусство 8-9 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной  Минобрнауки РФ

(М.: Просвещение, 2015) в соответствии с ФГОС 2 поколения.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство». Назначение « Музыка» в основной школе состоит в том, чтобы  обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

           Личностные УУД:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:

·       формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

·       развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

·       совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

·       овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

·       наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

·       приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

·       сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные УУД:

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

·       умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

·       умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·       умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

·       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·       умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

·       смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

·       умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·       умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

·       формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Предметные результаты  выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:

·       общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

·       осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

·       устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

·       понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

·       осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

·       рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

·       применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

·       постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

·       расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

·       освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

        Предметные  результаты изучения учебного предмета «Музыка»

       Обучающийся научится:

-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

-ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

-воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

      Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

                                                                                                                                                                                                                                                                         2. Содержание учебного предмета «Музыка»

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театра

                      3. Календарно-тематическое планирование уроков музыки

в 8 «А», «Б», «В», «Г», «Д»  классах  (1 ч в неделю, всего 34 ч.)

урока

 

Тема урока

Количество часов

Дата
проведения

 урока

Коррекция
даты проведения урока

Тема: Искусство в жизни современного человека (3 часа)

       1

Искусство вокруг нас Художественный образ-стиль-язык.

 

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

       2

Наука и искусство

Входная контрольная работа

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

3

Знание научное и знание художественное.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Искусство открывает новые грани мира ( 7 часов)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

5

 

Пейзаж- поэтичная и музыкальная живопись

         1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

6

Зримая музыка

         1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

 8

Портрет в искусстве России

Портреты наших великих соотечественников

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

      9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    10

Портрет композитора в литературе и кино.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   Искусство как универсальный способ общения (7часов)

 

    11

Мир в зеркале искусства.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    12

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Искусство – проводник духовной энергии.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   13

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   14

Контрольная работа за первое полугодие (Тест)

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   15

Художественные послания предков. Разговор со временем.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   16

Символы в жизни и искусстве.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   17

Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально – поэтическая символика огня.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Красота в искусстве и жизни (10 часов)

   18

Что есть красота?

 

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    19

Откровение вечной красоты.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    20

Откровение вечной красоты

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    21

Застывшая музыка.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

    22

Есть ли у красоты свои законы.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   24

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   25

 Как  соотносятся красота и польза.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   26

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

     27

Творческий проект.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

                                        Прекрасное пробуждает доброе (7часов)

   28

Преобразующая сила искусства.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   29

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   30

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   31

Пьеса для театра  А.Н. Островского «Снегурочка»

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   32

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, музыке.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   33

Итоговая контрольная работа (Тест)

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

   34

Обобщение .Защита исследовательских проектов.

1

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

               

   

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

                                                                 Литература

·       Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение, 2014

·       Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011

·       Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011

  • Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

·       Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

·       Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

·       Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

·       Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.

·       Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

·       Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

·       Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

·       Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.

·       Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002

Электронные учебные пособия

  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  • Нотный и поэтический текст песен.
  • Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
  • Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

                                                       Интернет-ресурсы

 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.