Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 8 класс (по Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по музыке (5-7классы) для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 8 классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы «Искусство 8-9 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ
(М.: Просвещение, 2015) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство». Назначение « Музыка» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностные УУД:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
· формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
· совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
· овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
· наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
· сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные УУД:
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
· умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
· смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные результаты выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
· общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
· устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
· понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
· осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
· рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
· применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
· постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
· расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
· освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Обучающийся научится:
-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
-воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
- Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театра
3. Календарно-тематическое планирование уроков музыки
в 8 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классах (1 ч в неделю, всего 34 ч.)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата урока |
Коррекция |
|||
Тема: Искусство в жизни современного человека (3 часа) |
|||||||
1 |
Искусство вокруг нас Художественный образ-стиль-язык.
|
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
2 |
Наука и искусство Входная контрольная работа |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
3 |
Знание научное и знание художественное. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
Искусство открывает новые грани мира ( 7 часов) |
|||||||
4 |
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
5
|
Пейзаж- поэтичная и музыкальная живопись |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
6 |
Зримая музыка |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
7 |
Человек в зеркале искусства: жанр портрета |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
8 |
Портрет в искусстве России Портреты наших великих соотечественников |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
9 |
Музыкальный портрет. Александр Невский. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
10 |
Портрет композитора в литературе и кино. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
Искусство как универсальный способ общения (7часов) |
|
||||||
11 |
Мир в зеркале искусства. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
12 |
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
13 |
Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
14 |
Контрольная работа за первое полугодие (Тест) |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
15 |
Художественные послания предков. Разговор со временем. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
16 |
Символы в жизни и искусстве. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
17 |
Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально – поэтическая символика огня. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
Красота в искусстве и жизни (10 часов) |
|||||||
18 |
Что есть красота?
|
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
19 |
Откровение вечной красоты. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
20 |
Откровение вечной красоты |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
21 |
Застывшая музыка. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
22 |
Есть ли у красоты свои законы. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
23 |
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
24 |
Великий дар творчества: радость и красота созидания. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
25 |
Как соотносятся красота и польза. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
26 |
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
27 |
Творческий проект. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
Прекрасное пробуждает доброе (7часов) |
|||||||
28 |
Преобразующая сила искусства. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
29 |
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
30 |
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
31 |
Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка» |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
32 |
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, музыке. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
33 |
Итоговая контрольная работа (Тест) |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
34 |
Обобщение .Защита исследовательских проектов. |
1 |
А |
|
|||
Б |
|
||||||
В |
|
||||||
Г |
|
||||||
Д |
|
||||||
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
· Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение, 2014
· Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
· Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
- Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
· Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
· Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
· Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
· Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
· Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
· Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
· Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
· Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
· Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002
Электронные учебные пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
- Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Нотный и поэтический текст песен.
- Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Интернет-ресурсы
- Википедия. Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
- Классическая музыка-Режим доступа :http://classic.сhubrik.ru
- Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
- .Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Вера
Павлова Вера Владимировна