Программа организации детского отдыха «АКТИВациЯ»
Информационная карта
Полное название программы | Программа организации детского отдыха «АКТИВациЯ» |
2. Авторы программы с указанием контактов | Емельянова Анна Сергеевна учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22». |
3. Краткое содержание программы | Программа включает в себя 7 различных направлений: творческое, валеологическое, социальное, патриотическое, культурное, лидерское и информационное. Каждое направление ориентирует участников программы на пути к «социальной успешности». |
4. Целевая группа и возраст участников программы | Дети и подростки 8-17 лет |
Актуальность программы
В летний период, когда дети находятся на летних каникулах, крайне важно дать им творческое поле для собственной самореализации. Необходимо в игровой форме подготовить к выполнению разнообразных функций в обществе, что предоставляется возможным благодаря развитию нравственных, организаторских, лидерских творческих и других способностей, которые, в свою очередь, лежат в основе социальной успешности подростка.
Результативность деятельности детского лагеря проявляется в специфических качествах личности подростка: социальной инициативе и гуманистической направленности, главным фактором развития которых является достижение успеха.
Жизнь в XXI веке требует от подростков умения быстро ориентироваться в изменяющемся мире, где все более популярной является идея построения успешной карьеры и достижения социальной успешности.
Успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Понять природу успеха и успешности — значит, в первую очередь, найти их основу, проявляющуюся как в конкретной деятельности, так и вне ее: категориях активности, личности, коммуникации, самооценки. Успех — это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека.
Человеческая активность, рассматриваемая как особое личностное свойство, связана с жизненным самоопределением, самоорганизацией и самоосуществлением.
Для своего самосовершенствования в социальном отношении подросток должен быть современным и востребованным, не теряя при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию. Кроме того, подросток должен вырабатывать гражданскую позицию, постигать культуру демократических отношений, совершенствовать свое гражданско-патриотическое воспитание. В духовном и культурном плане подросток должен ориентироваться на четкую систему сформированных ценностей: добра и справедливости, семьи и здоровья, преданности и честности.
Идея социальной успешности легла в основу сюжетной линии программы «АКТИВациЯ».
Программа носит социально-педагогическую направленность: участвуя в проектах и акциях в рамках программы, подросток не только овладевает знаниями, развивается духовно и физически, учится понимать и ценить окружающий мир, но и стремится вырабатывать свои собственные оценки и этические суждения, проявлять активную гражданскую жизненную позицию, отрабатывать навыки проектной деятельности.
Цель программы:
Реализация детьми и подростками общественно полезных инициатив
Задачи:
развитие у подростков, участников программы, организаторских навыков и лидерских качеств, формирование активной гражданской позиции, воспитание гражданственности и национального самосознания, формирование системы ценностных ориентаций;
знакомство с базовыми понятиями в области социальной успешности.
Механизм реализации программы
Программа «АКТИВациЯ» состоит из 7 основных направлений:
- лидерское,
- информационное,
- творческое,
- валеологическое,
- социальное,
- патриотическое,
- культурное.
В основе каждого проекта программы лежит последовательное движение по цепочке: «Социальная проблема - Продукт - Результат - Эффект социальной успешности».
Основные концептуальные обоснования программы:
Социальная проблема
Социальная проблема предполагает обращение к конкретному критерию успеха, заключенному в тематике направления. С разрешением социальной проблемы тесно связан вопрос социализации подростка в детской организации.
Социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, достигает определенного успеха и становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.
Социализация – непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно - в детстве и юности. В процессе социализации ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Разнообразные условия, окружающие ребенка и влияющие на его развитие, называют факторами социализации. Условно их объединяют в четыре группы:
мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенной стране;
мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село и пр.); по принадлежности к аудитории различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, объединения и организации, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.
Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
В период раннего детства такими институтами выступают семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа – Я».
На следующем этапе социализации основным институтом является школа, обеспечивающая ученику систематическое образование. В подростковом возрасте происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. И, кроме того, именно подростковый период является временем подготовки человека к жизни в обществе в широком смысле. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
Детское объединение представляет собой важный фактор социализации, оказывая воздействия на ребенка двояким образом:
- с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимообогащению, формированию новых устремлений;
- с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, соотнесения их с общественными нормами, ценностями.
Включаясь в социальную деятельность, ребенок становится активным субъектом воспитания. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех детских организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Именно за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, одного микроколлектива в другие, возможности создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Как показывает предшествующий опыт развития общественного сектора, у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели и тем более возложение на нее функций других социальных институтов, например, семьи и школы. Но найти приложение своих сил и возможностей, обрести свою референтную группу, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом «свое лицо», свои подходы — вот перспективы детской организации.
Таким образом, социализация ребенка в детском объединении – это процесс достижения успеха через приобретение опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий во всех сферах деятельности, общения и самопознания путем взаимодействия с окружающим миром.
Продукт
В качестве Продукта выступает конкретное дело по реализации проекта или акции, реализованные детьми, в рамках программы. Основными требованиями к успешной реализации продукта являются следующие критерии:
В области воспитания:
превращение процесса воспитания в самовоспитание;
осуществление коллективного и личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности подростка;
формирование веры ребенка в себя;
обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения и самореализации;
создание воспитательной среды, стимулирующей у подростков потребности в самосовершенствовании.
В области обучения:
формирование устойчивой мотивации к досуговой деятельности как к жизненно важному процессу;
формирование метапредметных знаний, умений, навыков;
формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества подростков в разнообразных его проявлениях.
В области психического развития:
поиск и развитие индивидуальных способностей подростка;
формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
формирование доминанты самосовершенствования личности;
формирование умений управления собой, саморегуляции;
составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.
В области социализации:
формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
формирование социальной активности;
формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;
обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
подготовку подростков к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.
Результат
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия подростка в деятельности в рамках конкретного проекта (например, активист приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Достижение высоких результатов возможно через прохождение трех уровней результативности.
Личные результаты:
Первый уровень результатов – приобретение подростком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного социального действия и достижение успеха.
Общегрупповые результаты:
Первый уровень результатов – коллектив имеет общие интересы и молодежные инициатив.
Второй уровень результатов – создание атмосферы взаимопомощи и взаимозаменяемости, сплочение детского коллектива.
Результаты для общества (города или района):
Первый уровень результатов - активная деятельность обучающихся при ее включенности в социальную сферу и работа над созданием условий для частичного или (по возможности) полного решения сложившейся социальной проблемы.
Второй уровень результатов – активное воспроизводство системы социальных связей.
Эффект социальной успешности
Достижение уровней результатов в реализации проектов программы увеличивает вероятность появления Эффектов социальной успешности. Для наиболее качественного достижения высокой эффективности проекты программы разделены на группы: долгосрочные (реализуется в течении всей смены), краткосрочные проекты (в течение нескольких днй), дело одного дня.
Основные проекты и программы
Фестиваль «Время твоих побед»
К ритерий успешности: демонстрация творческих способностей.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
В настоящее время существует проблема продвижения молодых творческих людей во всех сферах. Талантливому человеку не всегда понятно к кому можно обратиться и куда можно прийти для раскрытия своего потенциала. Фестиваль «Время твоих побед» способствует раскрытию талантливой молодежи в таких сферах как музыка, хореография, оригинальный жанр, журналистика, театр, театр моды.
Цель проекта: создание условий для самореализации подростков в творческой сфере.
Задачи проекта:
Развитие творческих способностей детей.
Создание условия для формирования эффективной и комплексной системы работы с талантливой молодежью.
Повышение уровня художественного творчества в детской организации.
Участники проекта: ученики 1-11 классов.
Механизм создания продукта «Время твоих побед».
Данный продукт предлагается создать в четыре этапа:
1 этап – размещение в школе информационных сообщений о начале проведения фестиваля и проведение мастер-классов для потенциальных участников в каждом направлении. В ходе мастер-классов предполагается обсуждение практических вопросов, связанных с творческой самореализацией конкурсантов (актерское мастерство, вокал, танец, театральная импровизация, сценическое движение и др.).
2 этап – прием заявок и проведение отборочного тура. Победители отборочного тура фестиваля принимают непосредственное участие в фестивале «Время твоих побед».
3 этап – проведение фестиваля.
В рамках данного этапа осуществляется просмотр и оценка номеров по номинациям:
1) Музыка:
- «Инструментальное исполнение» (индивидуальное, коллективное);
- «Вокально-инструментальные коллективы»;
- «Авторская и бардовская песни» (солисты, дуэты, коллективы);
- «Вокал» (солисты, дуэты, коллективы);
2) Хореография:
- «Эстрадный танец» (солисты, дуэты, коллективы);
- «Народный танец» (солисты, дуэты, коллективы);
- «Спортивный танец» (солисты, дуэты, коллективы);
3) Театр:
- «Эстрадная миниатюра» (солисты, дуэты, коллективы);
- «Театр малых форм»;
- «Художественное слово» (солисты, дуэты, коллективы);
- «Театр мод»;
4) Оригинальный жанр:
- «Пантомима»;
- «Пародия»;
- «Оригинальный номер»;
- «Иллюзион»;
- «Техно-арт»;
- «Синтез-номер»;
5) Журналистика:
- «Публикация»;
- «Радиоматериал»;
- «Видеоматериал» (новостной, игровой);
- «Фотография»;
Продолжительность творческих номеров по номинациям фестиваля составляет:
1) «Музыка» - до 5 минут;
2) «Хореография» - до 5 минут;
3) «Театр»: Художественное слово – до 3 минут; Эстрадная миниатюра - до 10 минут; «Театр малых форм» - до 20 минут;
4) «Театр моды» – до 10 минут;
5) «Оригинальный жанр» - до 5 минут.
6) Гран-при фестиваля (лучший творческий номер фестиваля).
4 этап - Гала-концерт фестиваля, включающий выступление лучших (по решению жюри фестиваля) творческих номеров фестиваля и награждение победителей фестиваля.
Социальный эффект – демонстрация творческих способностей в соответствии со следующими критериями.
Критериями оценки участников в номинациях «Музыка» являются:
1) уровень исполнения;
2) техника вокала;
3) артистизм;
4) сценический вид, имидж;
5) качество фонограммы.
Критериями оценки участников в номинациях «Хореография» являются:
1) техника исполнения;
2) эстетика;
3) композиционное решение;
4) музыкальное сопровождение;
5) артистизм;
6) имидж и стиль.
Критериями оценки участников в номинации «Театр» являются:
Художественное слово:
1) техника исполнения;
2) эстетика;
3) артистизм;
4) выразительность;
Эстрадная миниатюра:
1) яркость художественного образа;
2) уровень актерского мастерства;
3) стилистическая выдержанность исполнения (соответствие заявленному жанру);
4) художественное оформление номера (костюм, грим, реквизит, декорации, свет).
Критериями оценки участников в номинации «Театр моды» являются:
1) техника исполнения;
2) эстетика;
3) артистизм;
4) выразительность;
5) композиционное решение;
6) оригинальность;
7) сложность создания коллекции.
Критериями оценки участников в номинации «Оригинальный жанр» являются:
1) яркость образа;
2) артистизм;
3) художественное оформление номера (реквизит, костюмы);
4) оригинальность.
Критерии оценки участников в номинации «Журналистика» (публикация, радиоматериал, видеоматериал) являются:
1) раскрытие темы;
2) режиссерский подход;
3) технический уровень материала;
4) актуальность;
5) оригинальность.
Критерии оценки участников в номинации «Журналистика» (фотография) являются:
1) оригинальность;
2) творческий замысел;
3) изобразительное решение;
4) фотографическое качество.
Конкурс авторских стихов «Литературная гостиная»
Критерий успешности: способность выражать свои мысли в кругу единомышленников.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Наиболее современной, органичной и эффективной формой достижения успеха среди творческой молодежи является написание стихов. Для юных поэтов добиться успеха и признания среди сверстников возможно благодаря созданию на базе детской организации клуба «Литературная гостиная». Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, краеведения, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности. Создание и деятельность литературной гостиной вносит определенную новизну в традиционный взгляд на деятельность детской организации.
Цель:
Создание условий для творческого развития образовательных потребностей детей и подростков средствами литературной деятельности.
Выпуск сборника авторских стихов.
Задачи:
активизация интереса детей к более глубокому изучению истории, искусства и культуры своего края;
патриотическое воспитание юных граждан на основе исторических событий, ценностей и традиций отечественной культуры, формирование активной гражданской позиции;
выявление одаренных и талантливых детей, занимающихся поэтическим творчеством;
создание среды творческого общения.
Механизм создания продукта «Литературная гостиная».
Данный продукт предлагается создать в три этапа:
1 этап – объявление о создании клуба «Литературная гостиная», принять участие в котором могут школьники в возрасте от 7 до 18 лет по возрастным категориям:
младшая возрастная группа (7 – 10 лет);
средняя возрастная группа (11 – 13лет);
старшая возрастная группа (14 – 18 лет).
2 этап – заседание клуба «Литературная гостиная» согласно графику:
4 день смены – стихи о семье,
5 день смены – стихи о родной школе,
6 день смены – стихи о Союзе детских организаций,
7 день смены – стихи о праздниках,
8 день смены – стихи о природе,
9 день смены – стихи о родном крае,
10 день смены – стихи о дружбе,
11день смены – стихи о творчестве,
12 день смены– стихи на свободную тему.
Обязательным условиям заседания клуба «Литературная гостиная» является размещение лучших стихов в официальной группе лагеря.
3 этап – проведение городского/ районного конкурса лучших литературных гостиных.
Социальный эффект – подросток ясно, логично и точно излагает свою точку зрения о различных социальных явлениях в поэтической форме.
Проект «Семейный театр»
Критерий успешности: уверенное публичное выступление.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
У многих подростков слабо развит интерес к театрализованной деятельности и творчеству в целом. Приобщение участников детской организации к постановке небольших спектаклей способствует быстрому и эффективному формированию навыков публичного выступления. Для более легкой адаптации детей на сцене предполагается включение родителей в совместную театральную деятельность.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей подростков средствами театрального искусства.
Задачи проекта:
1. Формирование культуры сценического выступления (исполнительского мастерства, сценического образа, организации и подачи творческого номера).
Развитие артистических навыков детей.
3. Пропаганда культуры семейного и коллективного отдыха.
4. Воспитание культуры поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
5. Привлечение родителей к созданию семейного театра.
Участники проекта: ученики 1-7 классов; родители; воспитатели лагеря, классные руководители.
Механизм создания продукта «Семейный театр».
Данный продукт предлагается создать в три этапа:
Подготовительный этап:
1. Диагностика творческих способностей детей.
2. Анкетирование родителей по их отношению к театрализованной деятельности.
Основной этап:
1. Создание предметно-развивающей среды в едином пространстве «РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ» через формирование фокус-группы, в которой родители принимают непосредственное участие во всех делах своих детей.
2. Проведение бесед классными руководителями: виды театра и театрального искусств; правила поведения в театре; работники театра.
3. Посещение театра своего города/ района совместно с родителями.
4. Развитие навыков сценических выступлений посредством театрализованной деятельности через постановку конкретного театрализованного выступления:
Постановка комедийной сказки или мюзикла к закрытию смены.
Социальный эффект – приобретение навыков публичного выступления.
Направление «Социальное»
Проект «Есть контакт»
Критерий успешности: возможность коммуникации с разными социальными категориями.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Основной миссией проекта является интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь лагерного (а затем и школьного актива), и здесь крайне важен диалог между людьми с ограниченными возможностями здоровья и людьми, не имеющими физических ограничений, ведь только посредством коммуникации становится понятно, что границы условны.
Цель проекта:
Формирование в сознании общества понимания человеческого единства и культуры социального взаимодействия.
Задачи проекта:
Привлечение внимания общественности, подростков к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определение круга общественных организаций, государственных учреждений и всех заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь.
Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья через их активное участие в детской организации.
У частники проекта: ученики 3-11 классов; дети с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм создания продукта «Есть контакт».
Данный продукт предлагается создать в два этапа:
1 этап – беседы «Уроки доброты» (в рамках данных бесед подростки совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимаются рукоделием, оригами, вышивка, квилинг, макроме, лепка, выжигание, икебана и т.д.)
2 этап - акция «Мир на ладони» (организация выездных кинопоказов на большом экране художественных фильмов, мультфильмов, развивающих программ на территории интернатов, детских домов, центров психологического сопровождения, воспитанниками которых стали дети с ограниченными возможностями здоровья).
Социальный эффект – вовлечение социально незащищённой группы граждан в деятельность детской организации.
Акция «Подари чудо»
К ритерий успешности: участие в реализации системы мер по предоставлению адресной помощи детям с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Цель и задачи:
вовлечение детей и подростков в активные формы социальной деятельности;
содействие в воспитании у детей и подростков чувства милосердия, доброты, сострадания; духовно-нравственное воспитание;
создание условий для преодоления социального равнодушия в детской и подростковой среде;
участие в реализации системы мер по предоставлению адресной помощи детям с ограниченными физическими возможностями здоровья;
привлечение внимания общества к социальным проблемам, к участию в их решении;
создание условий, способствующих развитию творчества и инициативы молодежи.
Механизм создания продукта «Подари чудо».
1 этап – подготовительный (проводится до начала летнего отдыха).
Разработка положения об акции, анкет для родителей, объявлений для жителей города/района, формирование списков детей с ограниченными физическими возможностями здоровья.
2 этап - объявление акции
На данном этапе среди учащихся школы распространяются объявления (на доске объявлений, на линейке, по радио, по классам и т.д.).
3 этап - сбор средств и гуманитарной помощи
На данном этапе осуществляется сбор денежных средств и гуманитарной помощи. Это можно проводить по классам или посредством установки в определенном месте коробки для сбора средств.
4 этап - приобретение подарков и поздравление детей.
Подарок может быть именным: для конкретного ребенка
5 этап - поздравление детей с ограниченными физическими возможностями здоровья на дому.
6 этап - последействие.
На данном этапе с ребятами, участвовавшими в акции, проводится рефлексия; направляются благодарности спонсорам и организаторам-партнерам.
Возможно определение самых активных участников акции (индивидуально или коллективно).
Социальный эффект – формирование умения оказывать посильную помощь окружающим и понимания, что важны не только слова, а реальная помощь (даже самая минимальная), основанная на уважении к человеку и отношениях на равных.
Детский Референдум
Критерий успешности: возможность выразить свое мнение по общественно-значимой проблеме.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Мечтой любого общества является социально активная, образованная и здоровая молодежь. Обеспечение прав и благополучия молодежи имеет огромное значение для устойчивого развития и процветания, безопасности людей и мира во всем мире и в современной России. Учитывая, что приблизительно 25 % населения планеты составляют молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, несложно предположить, что именно они станут ключевыми игроками в стратегии развития любой страны.
Российская Федерация выразила приверженность и готовность стремиться к выполнению Целей в области развития Декларации тысячелетия, неотъемлемым компонентом которых является создание здоровой, благополучной и безопасной среды для молодых людей и возможностей для реализации их потенциала.
Ключевым элементом общего благополучия молодежи является уровень ее участия в политической и общественной жизни. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, все дети и молодые люди имеют право высказывать свое мнение о решениях, которые влияют на их жизнь, и ожидать, что это мнение не останется без внимания.
Цель проекта: формирование активной гражданской позиции у молодого поколения.
Задачи проекта:
1. выявление отношения детского сообщества к проблемным вопросам;
2. апробация инновационных форм воспитания и просвещения молодых граждан Тамбовской области;
3. практическое освоение учащимися избирательного процесса.
Участники проекта: Ученики 7 -10 классов.
Механизм создания продукта «Детский Референдум».
Данный продукт предлагается создать по следующей схеме:
Руководство и организацию Референдума осуществляет педагог – организатор лагеря совместно с выпускниками школы (активисты и лидеры школьного самоуправления, которые в этом году закончили школу, но были активными организаторами школьной деятельности)
II. Организаторы Референдума исходят из принципа значимости участия каждого гражданина (в том числе несовершеннолетнего) в решении вопросов политического, экономического и культурного развития.
III. Принципы проведения Референдума.
3.1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного участия детей в возрасте от 13 до 17 лет.
3.2. Участники Референдума голосуют за вынесенные на Референдум вопросы или против них соответственно.
3.3. Участие детей в Референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на участника Референдума, а также препятствовать его воле.
3.4. Голосование на Референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за выбором участника Референдума, в том числе наблюдения за заполнением бюллетеня для голосования на Референдуме в месте тайного голосования.
IV. Порядок и сроки проведения Референдума.
Для непосредственного проведения референдума формируются участковые комиссии. Комиссии формируются в составе 7 человек: 5 человек – из числа активистов детских организаций, 1 человек – из числа педагогов, руководителей детских организаций, 1 человек – из числа родительской общественности.
Итоги голосования оформляются Протоколом участковой комиссии.
V. Подведение итогов.
По итогам Референдума областной Комиссией будут подготовлены информационные и методические листовки, раскрывающие отношение подростков к теме данного референдума.
Социальный эффект – формирование умения выразить свое мнение по общественно-значимой проблеме.
Направление «Лидерское»
Биржа труда «СтартАП»
К ритерий успешности: возможность продвижения своих идей.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Бизнес в России молодеет, поддержка малого и среднего молодежного бизнеса стала приоритетной задачей в стране, государство стремится поддерживать мобильных, инициативных развивающихся молодых людей. Российская экономика сегодня делает ставку на тех, кому сегодня нет и тридцати, а они уже успешно управляют собственными компаниями. У них самые большие шансы через 10-15 лет определять вектор экономического развития всей страны. Старт их собственного дела зачастую начинается со школьной или студенческой скамьи. В этой связи необходимо создание еще в школьные годы такой среды, которая будет способствовать продвижению собственных идей. Для этих целей детская организация объявляет набор соискателей, которые вместе станут сотрудниками компании «СтартАП» и организуют традиционное мероприятие.
Цель и задачи проекта: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их секторам для организации мероприятия.
Участники проекта: ученики 5-11 классов.
Механизм создания продукта.
Данный продукт предлагается создать в четыре этапа:
1 этап – размещение информационных сообщений о начале работы биржи труда «Старт UP». Биржа труда - рекрутинговый ресурс, где подросткам предоставляется возможность всесторонне заявить о себе, повысить свой профессиональный уровень, заинтересовать будущего работодателя, пройти онлайн-собеседование и получить шанс стать сотрудником успешного предприятия по проведению какого-либо традиционного мероприятия детской организации.
2 этап – проведение ярмарки вакансий. Информация о соискателях представлена не только их самопрезентацией (резюме), в которой каждый кандидат рассказывает о своих организаторских и лидерских качествах, но также развёрнутым портфолио, средним баллом и оценками по различным школьным предметам.
3 этап – проведение мероприятия.
Социальный эффект – продвижение собственных идей в подготовке конкретного мероприятия.
Актив-мастерская «Дело чести»
Критерий успешности: развитие лидерских способностей.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставили общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении людей, обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.
Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер?
Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
Настойчив, умеет разумно рисковать.
Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки.
Независим, психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
Надежен, держит слово, на него можно положиться.
Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации.
Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
Цель: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
способствовать формированию лидерских качеств, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;
способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе;
создания условий для: нравственного становления учащихся, мотивации их к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Механизм создания продукта «Актив-мастерская «Дело чести».
Данный продукт предлагается создать в 3 этапа:
1 этап – формирование и функционирование на базе детского лагеря органов самоуправления (в каждом отряде). Для эффективного решения задач актив вводят в игровую ситуацию (президент, министр и т.д.), где многие роли сами под собой подразумевают сферу деятельности и ответственность активиста.
2 этап – работа «Школы актива». Обязательные темы для заседаний:
Блок «Лидером быть это просто»: «Учусь понимать себя и других», «Я – лидер», «Разбуди в себе лидера!», «Стили работы лидера», «Чемодан лидера», «Лидер и порядок».
Блок «Социальное проектирование»: «Метод проектов», «Методы генерации идей», «Технологии проверки результатов».
Блок «Организаторская деятельность»: «Формы организаторской деятельности», «Структура мероприятия», «Распределение обязанностей».
Блок «Командообразование»: «Лидер и команда», «Уровни развития коллектива».
3 этап – обучение в Заочном Институте Лидерства (на базе группы детского лагеря в социальной сети ВКонтакте).
Социальный эффект – развитие таких лидерских качеств, как:
умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
умения организовать дело;
умение работать в команде;
умение вести дискуссию;
умение анализировать;
коммуникативные умения;
адекватная самооценка.
Направление «Информационное»
Проект «Виртуальный журнал «АКТИВ»
Критерий успешности: умение презентовать свои достижения.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Виртуальный журнал «АКтив» - представляет собой вариант информационного решения проблемы повышения качества освещения деятельности детского лагеря за счет создания уникальной среды общения. Каждый день необходимо выкладывать посты и новостные сюжеты о самых ярких и значимых мероприятиях, событиях и акциях.
Цель: разработка модели сетевой организации деятельности лагеря.
Задачи:
разработать удобную систему публикации, подбора, отбора, анонсирования и рейтингования новостейлагеря;
познакомить со спецификой интернет-СМИ, их местом в современной медиасистеме;
овладеть спецификой работы журналиста в интернет-издании при создании новостного мультимедийного контента.
Механизм создания продукта Виртуальный журнал «ВирАЖ».
Ежедневная публикация постов о жизни лагеря.
Социальный эффект – использование метода Интернет-освещения деятельности лагеря способствует повышению информационного сектора в работе.
Онлайн-эстафета «Добрый поступок»
Критерий успешности: активная жизненная позиция.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Интернет-эстафета основана на желании подрастающего поколения конкретными делами заявлять о своей работе. Данный проект является экспериментальной проверкой сетевой организации деятельности детских объединений по продвижению социально-значимых дел во внеурочное время через взаимодействие в сети Интернет.
Цель: агитация подростков и молодежи к активным действиям.
Механизм создания продукта «Онлайн-эстафета «Добрый поступок».
Отряд или активист - участник эстафеты - публикует видеоролик в открытом доступе телекоммуникационной сети Интернет в официальной группе лагеря, в котором демонстрируется доброе дело, совершенное своим отрядом, ставит хэштег #АКТИВАЦИЯДОБРЫХДЕЛ22 и приглашает другой отряд, учителя или активиста перенять эстафету «Добрый поступок» (то есть разместить в группесвое доброе дело и пригласить в эстафету друзей (подписчиков)).
Социальный эффект – объединение максимально возможного количества людей для совместного решения социальных проблем.
Направление «Патриотическое»
Марафон «Дети Za мир»
Критерий успешности: активная гражданская позиция.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Марафон «Дети Za мир» направлен на укрепление у подростков традиционно российского патриотического сознания.
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей и направленной на решение задач по разностороннему развитию личности юного гражданина России.
Задачи:
воспитание личности с развитым чувством патриотизма, которая не только определяет для себя приоритетные духовные и культурное ценности, но и стремится их преумножать;
способствование развитию интереса у детей к военно-историческому прошлому России;
развитие гражданственности и национального самосознания подростков;
установление партнерских взаимоотношений с социальными институтами города/ района, работающими по проблеме военно-патриотического воспитания.
Механизм создания продукта «Дети Za мир».
Данный продукт предлагается создать в четыре этапа:
1 этап – уборка воинских захоронений.
2 этап – проведение акции «Фонарик надежды». «Фонарики надежды» - символические огоньки, призывающие людей к единению и миру во всем мире, что в настоящее время особо актуально. Внешне – это кубические подсвечники, три стороны которых украшаются рисунками и пожеланиями, на четвертой пишут имя человека, кому адресован этот огонёк.
Школьники вырезают, клеят, расписывают бумажные фонарики и с наступлением сумерек огоньки фонариков зажигаются и опускаются на водную гладь. Невероятное по своей красоте зрелище тронет сердце и останется в памяти абсолютно каждого, кто станет его участником и свидетелем.
3 этап – проведение мероприятия «Сильные духом» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
4 этап - военно-полевой выход (эстафеты, стрельба из различных орудий, пейнтбол, историческая викторина, конкурс солдатской песни, полевая кухня).
Социальный эффект – формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.
Направление «Валеологическое»
Проект «112»
Критерий успешности: умение быстрое ориентироваться в сложных и экстремальных ситуациях.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Общество рисков, время глобальных вызовов, период техногенных катастроф и природных аномалий – перечень эпитетов, характеризующих явления динамично изменяющейся окружающей жизни, далеко не оптимистичен. Проект «112» ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Цель: развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других; формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание
Задачи:
1. воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства;
2. развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
3. формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание
Механизм создания продукта «112».
Данный продукт предлагается создать в три этапа:
1 этап – деловая игра для младших школьников «ПДД: пора действовать дружно»/
2 этап – эстафета «01» для учеников 5-6 классов.
3 этап – квест «Блокпост: мой ответ терроризму» 7-8 классы (
4 этап – конкурс социальной рекламы «Информационная безопасность» 9-11 классы.
Социальный эффект – приобретение практических навыков, психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам.
Проект « 24/7 »
Критерий успешности: благоприятная экологическая обстановка в данной местности.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Данный проект научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. Проект «24/7» позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Главное условие – на то экологическое дело, за которое взялась ваша детская организация, даются ровно сутки, и необходимо по истечении 24 часов наглядно продемонстрировать изменение экологической ситуации в группе лагеря.
Цель: формирование начал экологической культуры у подростков.
Задачи:
- Создать на территории города/ района благоприятные условия для отдыха и полезной деятельности жителей.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции подростков в процессе практической деятельности по организации содержательного досуга.
Механизм создания продукта « 24/7 ».
Данный продукт предлагается создать в три этапа:
1 этап – трудовой десант «Мусора.НЕТ» (участие в городских/районных и школьных субботниках).
2 этап – экологический квест «Раскрасим город в зеленый цвет») с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
Кроме того, в проект « 24/7» могут входить иные мероприятия экологической тематики: виртуальные викторины, конкурсы учебно-исследовательских работ, фотовыставки, фестивали художников, музыкантов и мастеров прикладного искусства, кинофестивали, марши, смотры, экологические десанты, лекции, мастер-классы и др.
Социальный эффект – формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, предполагающие заботу о её состоянии, рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов, и формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Проект «Альтернатива»
Критерий успешности: здоровый образ жизни.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы и детской организации в этом вопросе.
Ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного максимума могут только здоровые люди.
Цель: мотивировать молодежь к ведению здорового образа жизни, поспособствовать неприятию табака, алкоголя и наркотиков, а также привлечь внимание к активному образу жизни через распространение активных форм молодежного досуга.
Задачи:
- обозначение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни;
- обеспечение двигательной активности участников детских организаций;
- стимулирование занятий спортом на этапе школьного образования;
- формирование личной ответственности за свои поступки, мотивации к дальнейшему использованию полученных знаний и умений в реальной жизни.
Механизм создания продукта «Альтернатива».
Данный продукт предлагается создать в пять этапов:
1 этап – велопробег актива
2 этап – флешмоб «от А до Я»
3 этап - проведение серии спортивных эстафет «Спорт – наша альтернатива»
4 этап – онлайн-конкурс «Моя альтернатива» (создание видеоролика, в котором участник должен рассказать о его здоровом образе жизни, о спорте и увлечениях, которым свойствены соревновательный дух, драйв и стремление к совершенству),
5 этап – агитационная эстафета «Вредно выбирать вредное» (изготовление агитационных материалов по борьбе с вредными привычками).
Социальный эффект – оказание положительного влияния на эмоциональное и физическое развитие подростков.
Направление «Культурное»
Открытая дискуссия «Молодежный голос»
Критерий успешности: умение отстаивать свою точку зрения.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
Формирование нового мышления в настоящее время – это становление и создание диалогического, гуманистического по своей сути мышления, воспитания у людей умения говорить с другими, слушать других, считаться с мнением других, владение искусством спора, что, в конечном счете, связано с интеллектуальным и культурным уровнем личности.
Цель:
Привлечение внимания подростков к общественным, политическим, экономическим проблемам, существующим в России, и выявление возможных путей их решения.
Задачи:
Способствовать решению социально-бытовых проблем подростков путем фокусирования внимания общественности на них.
Сформировать перечень возможных путей решения проблем, обсуждаемых в рамках дискуссии.
Механизм создания продукта «Молодежный голос».
Данный продукт предлагается создать в два этапа:
1 этап – проведение дискуссий.
Ход проведения дискуссии:
Вступительное слово ведущего.
Обсуждение проблемы:
1 команда представляет актуальность проблемы;
2 команда приводит истоки и причины возникновения проблемы;
3 команда представляет наиболее опасные факты о данной проблеме;
4 команда обобщает данные дискуссии и пытается предложить способ решения проблемы.
Мнение экспертов.
Принятия решения открытым голосованием.
Темы дискуссии:
- 5-7 классы - тема для обсуждения «Социальный успех» (потеря моральных норм, борьба с Интернет-зависимостью, проблема взаимоотношений в семье),
- 8-9 классы - тема для обсуждения «Экономический успех» (трудоустройство несовершеннолетних, обращение с деньгами, предпринимательство),
- 10-11 классы - тема для обсуждения «Собственный успех» (профессиональная ориентация, выбор учебного заведения, будущая профессия).
2 этап – создание видеоролика о способах решения обсуждаемых проблем и размещение в группе лагеря.
Социальный эффект – активное включение в поиск истины; создание условия для открытого выражения своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме.
Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:
Информированность и подготовка участников к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.
Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание.
Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента.
Установление регламента выступления участников.
Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого участника в ней, для чего необходимо:
- привлечь участников к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
- расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение,
- предоставить каждому учащемуся возможность высказаться.
Обучение участников умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации.
Особая позиция руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция руководителя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая участникам свою точку зрения.
Экспресс-диалог «Диалоги на равных»
Критерий успешности: развитые коммуникативные способности.
Проблема, решение которой позволит достичь данного критерия:
В основу экспресс-диалога «Диалоги на равных» положена идея организовать совместную деятельность взрослых и детей, направленную на развитие позитивного восприятия мира, самого себя, других людей, и, как результат, на самоопределение. Наиболее эффективным способом работы с подростками считается личный пример взрослого человека, успешно реализующего свой потенциал в семейной, профессиональной и общественной жизни. Непосредственное живое общение с успешным человеком – способствует включению внутренних механизмов личностного развития подростка, формирует осознание своей уникальности, неограниченных возможностей и ответственности за свою судьбу.
Цель:
Формирование социально-позитивного стандарта жизни как альтернативы деструктивному образу жизни и мыслей, становление гуманистического мировоззрения подростков.
Задачи:
Изучение положительного жизненного и профессионального опыта взрослых.
Стимулирование активности подростков на продвижение собственных идей.
Помощь в личностном и профессиональном самоопределении подростков и позитивном самовосприятии.
Создание условий для реализации способностей подростков.
Механизм создания продукта «100 вопросов взрослым».
Данный продукт предлагается создать в четыре этапа:
1 этап – «Письмо другу» – возможность задать в письменном виде вопрос любому педагогу школы, работнику муниципального органа, осуществляющего деятельность в сфере образования.
2 этап – серия встреч «Главный герой».
3 этап – деловая игра «Код поколений» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
Социальный эффект – возможность совершенствования своих коммуникативных качеств: ориентация в ситуации общения.
Критерии УСПЕХА
Что является критерием успеха? У этой проблемы две стороны – внешняя и внутренняя.
С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека: хорошие деньги, хорошая работа, хорошие жизненные обстоятельства, интересный круг общения.
Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности, недостаточности, ненужности из жизни.
Подлинный же успех всегда предполагает наличие внутренней удовлетворенности, идущей из глубины человеческого существа, веру в себя и в свои возможности.
Выделяют семь составляющих успеха:
- Внутренняя гармония.
Это главный источник человеческой энергии, которая тратится на реализацию поставленных целей.
- Здоровье и энергия.
Как и внутренняя гармония, здоровье и энергия являются естественным физическим состоянием. Достигнув всего, чего нам хочется в материальном мире, но потеряв здоровье и мир в душе, мы не получаем никакого удовольствия от своих достижений.
- Отношения с окружающими.
Каждый день человеку приходится общаться с различными людьми, с кем-то удается легко и быстро найти общий язык, с кем-то – сложнее. Но встречаются и такие личности, с которыми, как кажется, наладить более-менее приятное общение вообще невозможно. Если общаться с неприятным для вас человеком всё-таки необходимо, то вам (так или иначе) придется искать способы наиболее благоприятного с ним взаимодействия.
- Финансовая свобода.
Финансовая свобода означает обладание достаточной суммой денег, исключающее необходимость постоянно о них беспокоиться.
- Высокие цели и идеалы.
По словам доктора психологических наук Э. Франкла, потребность в смысле и цели жизни является наиболее глубоким подсознательным мотивом. Нам требуется осознание направленности. Необходима преданность чему-то важному, необходимо ощущение, что наша жизнь что-то значит, что мы вносим ценный вклад в жизнь всего мира. Мы можем быть счастливы, когда шаг за шагом продвигаемся к чему-то имеющему для нас большую важность.
- Самопознание и совершенствование.
Для полной реализации нам необходимо знать, кто мы и почему думаем и чувствуем именно так. Важно понимание силы влияний, формирующих наш характер с раннего детства. Необходимо знать, почему мы реагируем на людей и ситуации тем или иным образом. Только поняв и приняв себя, мы можем начать двигаться вперед в остальных областях собственной жизни.
- Самореализация.
Под самореализацией подразумевают ощущение того, что мы становимся тем, кем способны стать. Самореализация личности — то, к чему стремится буквально каждый из нас, зачастую даже не осознавая этого. Получая те или иные блага от жизни и своей деятельности, многие остаются неудовлетворенными. Причиной тому — отсутствие интереса к своему делу, отсутствие настоящей Цели и гармонии в жизни и в самом человеке.