Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, (экспресс-курс)

3
1
Материал опубликован 13 September 2017 в группе

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАБРИКА ЗНАНИЙ»

(ЧОУ ДО «ФАБРИКА ЗНАНИЙ»)

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор ЧОУ ДО «ФАБРИКА ЗНАНИЙ»

   

Т.А. Гнилицкая

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (экспресс-курс)»

(60 часов)

Автор:

Педагог дополнительного образования по русскому языку К.А.Кравченко

 

должность, инициалы и фамилия

 



 

Белгород, 2016

 

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550);
  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987)
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся");
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548«О федеральном перечне учебников»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 года N 24480); Письмо Минобрнауки России от 7 мая 2015 г. N НТ-530/08 «О примерных образовательных программах»
Региональный уровень
  • Закон Белгородской области от 03.07.2006 N 57 (ред. от 03.05.2011) "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" (принят Белгородской областной Думой 21.06.2006); Постановление Правительства Белгородской обл. от 28.10.2013 N 431-пп "Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы";
  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23.04.2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»; Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 года № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;

Актуальность курса обуславливается тем, что выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Главная цель - сформировать и развить у выпускников три вида компетенций:

языковую (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),

лингвистическую (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),

коммуникативную (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи:

обучающие:

обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

повышать уровень грамотности учащихся.

развивающие:

совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации;

стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

воспитательные:

воспитывать ответственное отношение к экзаменам.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения - 60 академических часов.

Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения.

В образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС ООО должен учитываться, прежде всего, системно-деятельностный подход. При этом он отражен не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из таких компонентов:

Знать/понимать:

  • основные функции языка;
  • основные единицы и уровни языка, их взаимосвязь;
  • основные нормы русского литературного языка;

Уметь:

 

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
  • Выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в его повседневной жизни.

 

Освоение курса русского языка, согласно федеральному образовательному государственному стандарту основного общего образования, предполагает достижение не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

К личностным результатам относятся:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности1;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждение актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Раздел 3. Объём дисциплины.

Вид работы

Количество часов на вид работы:

Контактная работа обучающихся с преподавателем

 

Аудиторные занятия (всего)

40

В том числе:

 

Практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающихся

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

20

В том числе:

 

Выполнение практических заданий.

15

Работа с теоретическим материалом (устно):

 

Подготовка к тестированию, контрольной работе.

3

Подготовка к теоретическому опросу.

2

Всего:

60

 

Раздел 4.Содержание дисциплины.

 

 

 

Наименование раздела, темы, дисциплины (модуля)

Виды учебной работы

(бюджет времени)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия.

 

 

 

1.      

Фонетика. Фонетический анализ слова.

0,5

1

0,5

2.      

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

0,5

1

1

 

Раздел 2. Лексика и фразеология.

 

 

 

3.      

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

0,5

0,5

0,5

4.      

Фразеологизмы и фразеологические обороты.Лексические нормы.

0,5

0,5

0,5

5.      

Выразительность русской речи. Анализ средств выразительности.

0,5

0,5

0,5

 

Раздел 3. Морфемика и словообразование.

 

 

 

6.      

Значимые части слова (морфемы). Основные способы словообразования.

0,5

0,5

0,5

 

Раздел 4. Морфология.

 

 

 

7.      

Самостоятельные части речи.

1

1

1

8.      

Служебные части речи.

1

1

1

9.      

Грамматические нормы (морфологические нормы).

 

1

0,5

 

Раздел 5. Синтаксис.

 

 

 

10.            

Словосочетание. Простое предложение.

0,5

0,5

0,5

11.            

Сложное предложение.Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи.

0,5

0,5

0,5

12.            

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного  бессоюзного предложения.

0,5

0,5

0,5

13.            

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

0,5

0,5

0,5

 

Раздел 6. Орфография.

 

 

 

14.            

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.

 

1

0,5

15.            

Правописание корней, приставок. Правописание слов с удвоенными согласными.

 

1

0,5

16.            

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

 

1

0,5

17.            

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

 

1

0,5

18.            

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

 

1

0,5

19.            

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

 

1

0,5

20.            

Правописание НЕ и НИ.

 

1

0,5

21.            

Правописание служебных слов. Правописание словарных слов.

 

1

0,5

22.            

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

 

1

0,5

 

Раздел 7. Пунктуация.

 

 

 

23.            

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

0,5

0,5

0,5

24.            

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

0,5

0,5

0,5

 

Раздел 8. Стилистика.

0,5

0,5

0,5

25.            

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте.

0,5

0,5

0,5

26.            

Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

0,5

0,5

0,5

27.            

Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

0,5

0,5

0,5

 

Раздел 9. Сочинение-рассуждение.

 

 

 

28.            

Структура ЕГЭ, часть С. Критерии оценивания. Композиция сочинения — рассуждения.

0,5

0,5

0,5

29.            

Тема и проблема текста. Как определить проблему? Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.

0,5

0,5

0,5

30.            

Построение текста, абзацное членение, логические ошибки Фактические ошибки. Соблюдение этических норм. Соблюдение языковых норм, виды ошибок. Речевые, грамматические ошибки

0,5

0,5

0,5

31.            

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного, публицистического и научно-популярного стилей.

0,5

0,5

1

32.            

Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ

 

2

1

 

Раздел 10. Обобщающие занятия.

 

 

 

33.            

Решение КИМов, написание сочинения-рассуждения.

 

3

1

 

 

Всего:

12

28

20

60

 

 

Говоря о надпредметной функции курса русского языка, следует отметить нацеленность курса на формирование важнейших общеучебных умений, основу которых составляют все виды речемыслительной деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Работа с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Структура текстов разных жанров и развитие навыков создания собственных текстов в жанрах реферата, эссе, сочинения-рассуждения.

Формирование языковой и языковедческой компетенций.

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык среди языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. Понятие о частях речи и их формальных и функциональных характеристиках. Понятие о синтаксической системе русского языка, особенностях связи слов, структуре предложения.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Текст и его место в системе языка и речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Русские паронимы.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания:

1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложений;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка в речевой практике.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов. Основы лингвистического анализа текстов различных функциональных разновидностей языка.

Формирование культуроведческой компетенции.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.

Формирование творческих (продуктивных) навыков.

Работа с текстами и создание текстов различных жанров на основе полученной информации (чтения текстов): эссе, сочинение.

Раздел 5. Перечень основной учебной литературы.

Основная литература

  1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Эксперт в ЕГЭ / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Г. Т. Егораева, Е. Н. Груздева, Е.Л. Ляшенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 559, [1] c. (Серия «Эксперт в ЕГЭ»)
  2. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион,2015. – 560 с. – (ЕГЭ).
  3. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015.Книга 2: учебно-методическое пособие/под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)
  4. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 287, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
  5. ЕГЭ. Русский язык. Активный тренинг / Н.Г.Ткаченко. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 400 с. – (Домашний репетитор. Подготовка к ЕГЭ).
  6. ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 430 с. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)
  7. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2012. – 429,[3] c. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)
  8. Русский язык для абитуриентов / Л.А.Чешко. - 9-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 480 с. - (Домашний репетитор).

Дополнительная литература

  1. Итоговое сочинение перед единым государственным экзаменом /Н.А. Миронова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 224 с. – (Подготовка к единому государственному экзамену).
  2. Все сочинения по литературе за 11 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 446, [2] с. (Серия «Решебник»)
  3. Е.Н.Зубова. Новейший школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги»,2012. – 640 с.
  4. Тренажер для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература. 10-11 классы /Авт.-сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.
  5. ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Г.Т. Егораева, О.А. Серебрякова, Е.М. Сергеева, В.И. Белякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 351с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»)
  6. ЕГЭ 2013. В.В. Львов. Русский язык. Типовые тестовые задания. М.: 2013. - 118 с.
  7. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 151 с. (Серия «ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания»).
  8. ЕГЭ. Русский язык. Задания части 3(С). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т. Егораева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2011. – 254, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Выполнение заданий части 3(С)»)
Раздел 6. Перечень информационных технологий.

При изучении дисциплины применяются такие информационные технологии как:

– использование электронных презентаций, электронного курса лекций, графических объектов, видео-аудио-материалов, виртуальных лабораторий или практикумов, специализированных или офисных программ;

– подготовка проектов с использованием электронного офиса.

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
  2. Кабинет русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruslit.ioso.ru
  3. Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://slova.ndo.ru
  4. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru
  5. Официальный сайт федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru
  6. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.language.edu.ru
  7. Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collection.edu.ru
  8. Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru
6.1 Перечень программного обеспечения.

– Использование электронных презентаций при проведении практических занятий(«Microsoft PowerPoint»).

- Использование электронных ресурсов при проведении практических занятий.

– Программы для демонстрации и создания документов и таблиц(«Microsoft Word»).

Раздел 7.Фонд оценочных средств.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

• учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

• учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

• учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

• Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, сочинения разнообразных жанров, тестирования.

 

Вид контроля

Общее количество

1.      

Теоретический опрос

3

2.      

Словарная работа

8

3.      

Сочинение

5

 

Промежуточные аттестации

 

4.      

Промежуточное тестирование

4

5.      

Реферат

2

6.      

Итоговая работа в соответствии с критериями ЕГЭ

2

 

 

 

Примеры оценочных средств.

1. Теоретический опрос.

  1. Что такое фонетика?
  2. Что такое фонетический разбор?
  3. Что такое словообразование?
  4. Какие способы словообразования вы можете назвать.
  5. Что такое морфология?
  6. Что такое синтаксис?
  7. Что такое словосочетание?
  8. Назовите виды подчинительной связи в словосочетаниях.
  9. Что такое предложение?
  10. Какие виды предложений вы знаете?
  11. Что такое обособление?
  12. Что такое однородные члены предложения?
  13. Что такое грамматическая основа.
  14. Назовите виды простого предложения.
  15. Назовите виды сложного предложения.

Для проведения одного теоретического опроса учитель выбирает 5 вопросов по теме.(Теоретический опрос оценивается по форме: 1 вопрос = 1 балл).

2. Словарная работа.

Словарная работа №1.

1.Допишите окончания существительных, прочитайте предложения.

1) Директор… подписали договор…

2) При входе в университет лектор… предъявляют пропуск…

3) Сторож… охраняют корпус… предприятия.

4) Катер… бросают якор… у берега.

5) Доктор… и лекар… предлагают много разных снадоб…

6) Всех попросили предъявить паспорт… и назвать свои адрес…

2. Допишите окончания.

1) О том, как… забияка Серёжа, рассказал… директор школы Татьяна Петровна.

2) Его концерт организовал… известн… импресарио.

3) Операцию сделал… опытн… хирург Иванова.

4) В вольере стоял… маленьк… грустн… пони.

5) На конференции выступил… молод… архитектор Круглова.

6) Собрание провел… бессменн… староста нашей группы Надя Ситникова.

3. Допишите окончания.

Когда дует знойн… сирокко, единственное спасение – пойти на главн… авеню и укрыться в небольш… кафе-закусочной. Сняв сво… кепи, расположиться лучше у окна с плотн… жалюзи. Заказав горяч… мокко, холодн… крем-брюле и любим… бри, можно понаблюдать, например, за юн… леди с объёмист… книгой-путеводителем. Или пообщаться с говорящ… какаду, угостить свеж… манго забавн… шимпанзе по имени Дора.

4. Запишите словосочетания в единственном числе.

Детские сандалии, мягкие тапки (тапочки), изящные туфли, лакированные штиблеты, женские босоножки, футбольные бутсы, спортивные гетры, удобные кроссовки, кожаные мокасины.

Существенные коррективы, вкусные оладьи, длинные щупальца, удобные антресоли, лёгкие бандероли, тёмные вуали, тяжёлые гантели, старые мозоли, шоколадные трюфели, травяные шампуни, стальные рельсы.

Словарная работа №2.

1. Из предложений 43-48 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

(43)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами. (44)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

(45)— Деда, ты починил? — не веря своим глазам, ошеломленно спросила Дина.

(46)— Ну вот, а ты плакала. (47)Стёклышка нового у меня нет. (48)Здесь трещинка маленькая, — и он провёл твердым длинным ногтем по трещинке.

2. Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида, пишется -Н-».

(20)К четырём часам на раздвинутом столе стоял мелко нарезанный винегрет, жареный картофель с селёдкой, были испечены румяные пирожки с рисом.

(21)Геня старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся враги...

3. Из предложений 4-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н».

(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок: есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.

(6)Нооднажды произошло невероятное!

(7)Бычок, этот хилый очкарик, доплыл до Чёртова Пальца — каменной отвесной скалы у входа в бухту!

4. Укажите предложения с ошибками в построении. Исправьте их.

1) Промотав всё состояние, ему нечего было оставить детям.

2) При выполнении этого задания важно отличать звуки и буквы.

3) На курортах и санаториях люди укрепляют здоровье.

4) Во время его выступления не раз вспыхивали громкие, долго несмолкаемые аплодисменты.

5) Рассуждая над этой проблемой, автор приводит случай из жизни героя.

5. Укажите предложения с ошибками в построении. Исправьте их.

1) Благодаря орфографическим ошибкам оценка была снижена.

2) Лошади, озябнув, не стояли на месте.

3) В Сибири и на Урале начались заморозки.

4) Живущие родственники в Ставрополье, приехав в Москву, остановились у нас.

5) Насмотревшись детективов, ему не спалось.

6. Укажите предложения с ошибками в построении. Исправьте их.

1) Светильник подвешен над креслом и очень красивый.

2) Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

3) Непросто, наверное, научить современного ребёнка различать добро и зло.

4) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

5) В этот момент герой продемонстрировал свойственную для него нерешительность.

7. Укажите предложения с ошибками в построении. Исправьте их.

1) Это всё, что могло дать правительство Колумбу, взявшее на себя снаряжение экспедиции.

2) Вернувшись в на родину, в аэропорту их встречали многочисленные болельщики.

3) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

4) Сейчас модно проводить отпуск в Греции, Италии, Испании, Кипре.

5) Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, является вопрос об укреплении дисциплины.

Словарная работа №3.

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • пёс СТЕРЕЖЁТ
  • две пары ТУФЕЛЬ
  • ПЯТЬСОТЫЙ заказ
  • БЛИЖАЙШАЯ остановка
  • нет ВРЕМЕНИ

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • у ИХ бабушки
  • ЧЕТВЕРО саней
  • ПОПРОБОВАЕМ вспомнить
  • ПОЕЗЖАЙ быстрее
  • располагается ВЫШЕ

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • не ЕЗДИТЕ так быстро
  • ЧЕТВЕРО одноклассников
  • виноград слишком КИСЕЛ
  • опытные ШОФЁРЫ
  • без САПОГОВ

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • слушай более ВНИМАТЕЛЬНО
  • в ПОЛУТОРАСТА километрах
  • ПОЛОСКАЙ горло чаще
  • ДВОЕ ножниц
  • много ПОЛОТЕНЕЦ

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  •  в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году
  • заводские КОРПУСА
  • задача БОЛЕЕ ТРУДНЕЕ
  • МАШЕТ рукой
  • наши ПАСПОРТА

(Работа оценивается по форме: 1 вопрос – 1 балл).

3. Сочинение.

1. Написать сочинение-рассуждение

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

 

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
  • Объём сочинения – не менее 150 слов.

 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Оценивание сочинения проходит согласно критериям КИМ.

8. Промежуточная аттестация учащихся.

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончанию каждого тематического раздела. Вид аттестации выбирается учителем из предложенного списка на своё усмотрение.

Вид промежуточной аттестации:

  • Промежуточное тестирование
  • Теоретический опрос
  • Реферат
  • Итоговая работа в соответствии с критериями ЕГЭ.

Примеры промежуточных аттестаций:

  1. Промежуточное тестирование.

Тест 1.

1. В каком ряду оба слова в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание –Ы(-И)?

1) мастер, фронт

2) инспектор, торт

3) полис, сторож

4) шофёр, сорт

2. В каком варианте допущена ошибка в образовании формы множественно числа существительного?

  1. инженеры
  2. бухгалтера
  3. сторожа
  4. катера

3. В каком словосочетании допущена ошибка в образовании формы слова.

  1. килограмм баклажанов
  2. пара джинсов
  3. сойти с рельс
  4. банка консервов

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    • в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году
    • заводские КОРПУСА
    • задача БОЛЕЕ ТРУДНЕЕ
    • МАШЕТ рукой
    • наши ПАСПОРТА

5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) несколько пар туфель

2) с обеими сёстрами

3) шестисотый заказ

4) перед сто семьюдесятью выпускниками

6.Укажите пример без ошибки в образовании формы слова

1) в двухтысячно пятнадцатом году

2) в полуторастах километрах

3) объёмом не менее двухсот пятидесяти слов

4) с шестидесятью экскурсантами

7.Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.

1) езжай вперёд

2) неудавший эксперимент

3) вытерев руки

4) изучившийся роман

8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) перед полутораста тысячами болельщиков

2) сняв оба туфля

3) около восьмисот книг

4) за прозрачным тюлем

9.В каком случае допущена ошибка в склонении числительного?

  1. встреча с четырьмястами семьюдесятью абитуриентами
  2. автобус со сто одиннадцатью пассажирами
  3. приглашения девяноста восьми гостям
  4. не более двухсот экземпляров

10.Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) В поэме Гоголя мы видим губернское общество и их мелкие интересы.

2) Его ответ был неполным и весьма посредствен.

3) Они спускали аппарат в самую глубочайшую впадину океана.

4) Широкой публике этот начинающий автор знаком по сборнику стихов, вышедшему из печати осенью.

Тест 2.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная О?

1) анал_гичный, ф_нтан, п_лисадник

2) благосл_вить, прик_сновение, к_сноязычный

3) вд_хновлять, об_няние, ст_рожил (этих мест)

4) преод_ление, возвр_щение, оз_рять

2.В каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

1) Цветы можно поливать кипячё…ой водой.

2) На письме…ом столе лежат стопки ученических тетрадей.

3) Улица блистала, устла…ая снежным ковром.

4) Низина утонула в тума…ой дымке.

3.В каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н”?

1) Законы природы неизме…ы.

2) Окно было занавеше…о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.

3) Вадим считал, что сестра слишком ветре…а, чтобы пручить ей серьёзное дело.

4) Иные говорят мудрё…о, а мысли скудные.

4.В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

1) клятве…ое заверение адвоката

2) искажё…ый текст заявления

3) чай подавали в гранё…ых стаканах

4) свежемороже…ые овощи

5.На месте каких цифр пишется НН?

На картине Вермейера “Уличка” мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады домов снизу выбеле(3)ы извёсткой.

6.На месте каких цифр пишется НН?

В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый, идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изыска(4)ость.

7.На месте каких цифр пишется НН?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с возвыше(4)ого берега древний русский город.

8.На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками име(2)о потому, что в старину делали деревя(3)ые коньки, украше(4)ые завитком в виде лошади(5)ой головы.

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм помидоров

2) на обоих берегах

3) без правой тапки

4) в полуторастах метрах от дома

5) жесточайший бой

10.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) поезжай скорее

2) самый популярнейший артист

3) лягте удобнее

4) положи вещь на место

5) надень куртку

Промежуточное тестирование оценивается по форме: 1 задание – 1 балл (максимально 10 баллов = оценка «5», 9-7 баллов = оценка «4», 6-5 = оценка «3», 4-1 балл = оценка «2»).

2. Реферат

Примерная тематика рефератов:

1. Что такое лексика? Группы слов по лексическому значению.

2. Что такое морфология? Части речи как единица изучения морфологии.

3. Что такое синтаксис? Что изучает синтаксис?

4. Виды простого предложения.

5. Виды сложного предложения.

6. Изобразительно-выразительные средства языка.

7. Вводные слова.

Оценивание реферата проходит по 5-ти бальной шкале.

3. Итоговая работа в соответствии с критериями ЕГЭ.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <…> для выполнения определённых функций.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Метафизическое мировоззрение – это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы, движущей силой которой является изменчивость организмов.

2) Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать.

3)В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях.

4) Изначальная целесообразность – это представление о том, что каждый вид организмов создан с определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания.

5) С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью: каждый вид организмов создан с определённой целью.

Ответ: ___________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  • напротив,
  • а также
  • дабы
  • хотя
  • потому что

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УСЛОВИЕ, -я, ср. 1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.

2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.

5) мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

6) обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего-л. Условия задачи. Условия теоремы.

Ответ: ___________________________.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.

Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.

ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.

Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

Ответ: ___________________________.

7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

1)Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

В) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

Г) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

Д) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

 

6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

 

7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В. Гоголя.

 

8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

 

9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • зап..здалый
  • изл..гать
  • тр..пещущий
  • пан..рамный
  • отгор..диться

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • об..рвал, пр..бабушка
  • пр..влечь, пр..гласил
  • о..гладил, на..рывный
  • пере..здал, об..грать
  • и..брать, ра..правил

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. подпрыг..вать

  • крестонос..ц
  • обид..ться
  • локт..вой
  • зате..ть

Ответ: ___________________________.

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

  • (кресла) верт..тся
  • люб..щий (поесть)
  • (снега) присыпл..т
  • пил..щий (дрова)
  • (они) расстав..т

Ответ: ___________________________.

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

  • Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
  • Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
  • Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
  • Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
  • Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

 

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.
  • Корсакову казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, и (ПО)ТОМУ пребывают в раздражении.
  • (В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.
  • В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.
  • Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 

 Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.

 Ответ: ___________________________.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей (5) И легкокрылые забавы (6) Столь быстро улетевших дней! Прости (7) Тригорское (8) где радость меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(9) Я к вашим возвращусь полям…

(А.С. Пушкин)

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

Ответ: ___________________________.

20. Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился. – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья. – (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак! (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в Муромские леса, где проводил лето. (13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью. (20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей. (25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём. – (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. (40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел! (45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж». (48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так. (55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

2) Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву в Муромские леса.

3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в Муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

4) Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы.

5)В городе художник принял решение представить на выставке свой первый акварельный этюд.

Ответ: ___________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2)В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему».

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ___________________________.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

«Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) парцелляция

8) ирония

9) ряды однородных членов предложения

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Данный вид работы оценивается согласно критериям оценивания ЕГЭ.

Раздел 9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

При изучении дисциплины используются специализированные кабинеты с мультимедийным оборудованием, имеющиеся в Учреждении.

Полный перечень метапредметных результатов представлен в примерной программе по русскому языку, С. 9-11.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Программа неплохая, но сейчас задания в ЕГЭ немного поменялись, и уже со следующего года 10-11 классы будут обучаться по ФГОС, а эта программа составлена на основе требований ФКГС

27 November 2017