12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панченко Инна Ивановна407
Социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования в дошкольном учреждении
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
0

Программа по правовому воспитанию «Правознайка» для детей групп с НОДА старшего дошкольного возраста

















Программа по правовому воспитанию

«Правознайка»для детей групп с НОДА старшего дошкольного

возраста









Автор-разработчик:

социальный педагог

Панченко И.И.






Волгоград, 2021







Содержание


1.Целевой раздел


1.1.Пояснительная записка


1.2. Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы


1.3. Цели и задачи реализации рабочей программы


1.4. Принципы к формированию программы


1.5. Планируемые результаты освоения программы



2.Содержательный раздел

2.1. Содержание проводимой работы по правовому просвещению воспитанников программы «Правознайка»

2.2. Содержание проводимой работы с родителями

2.3. Содержание проводимой работы с педагогами

3. Организационный раздел


3.1. Материально-технические условия реализации Программы


3.2. Тематическое планирование программы по правовому просвещению «Правознайка»



Список использованной литературы


Рекомендуемая литература для детей















Данная программа разработана в 2021-2022 учебном году на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ряда парциальных программ:

программы социального развития С.А. Козловой «Я – человек», которая предусматривает формирование у ребенка представления об окружающем мире, о самом себе, о чувствах и поступках, о его правах и обязанностях;

«Социально-личностное развитие дошкольников» Загуменной Л.А.;

«Я - ребенок, я имею право» Зеленовой Н.Г, Осповой Л.Е

и рассчитана на 1 год обучения.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Неблагополучное положение детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Проявляется это в увеличении количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы.

Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.  И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность проведения работы по правовому воспитанию - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.    

Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. В Законе РФ «Об образовании», Семейном кодексе РФ, ФГОС ДО определено, что родители и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.

Таким образом, среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

С целью воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) правовой культуры социальным педагогом МОУ детского сада №13 была разработана программа по правовому воспитанию «Правознайка».

Практическая ценность данной программы заключается в том, что она дает возможность формирования активной жизненной позиции, развития личностного потенциала ребенка с ОВЗ, побуждает воспитывать самого себя.

1.2.Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

Всеобщая декларация прав человека;

Конвенция о правах ребенка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конституция РФ;

Семейный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Закон РФ «Об образовании».

1.3 Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для организации правового воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста в детском саду, способствующих формированию у детей способности осознавать свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Задачи программы:

ознакомление детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

ознакомление детей с ОВЗ с Конвенцией ООН о правах ребенка;

воспитание у детей с ОВЗ уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

содействие процессу формирования у детей с ОВЗ чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в воспитательный процесс;

повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;

формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, изобразительной.

1.4.Принципы к формированию программы

Работа по данной программе основывается на следующих принципах:

принцип системно – организованного подхода предполагает систематическую, скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;

принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей: все виды деятельности по данной программе важно проводить с учетом возраста, индивидуальных возможностей детей с ОВЗ и окружающих условий;

принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний достаточна, чтобы способствовать переходу на более глубокий уровень развития;

принцип процесса в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения;

принцип единого подхода детского сада и семьи к воспитанию и обучению детей, созданию атмосферы взаимоуважения;

принцип демократизации и гуманизации всех процессов воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;

принцип психологической комфортности, создание атмосферы доброжелательности;

принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы


Планируемые результаты с воспитанниками:


-повышение правовой культуры детей с ОВЗ;

-знание детьми с ОВЗ правил здорового образа жизни;

-знание детьми с ОВЗ правил о правах, свободах и ответственности;

-развитие коммуникативных умений и навыков;  

-формирование уважения к достоинству и личным правам другого человека.



Планируемые результаты с родителями воспитанников и педагогами:

- установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, организация общения и взаимопонимания;

-повышение правовой грамотности родителей и педагогов по вопросу защиты и охраны прав ребенка.


2. Содержательный раздел


2.1.Содержание проводимой работы по правовому просвещению воспитанников «Правознайка»

  

Образовательная деятельность по правовому воспитанию организуется в режимных моментах во второй половине дня 2 раза в месяц с детьми в возрасте 5-7 лет (группа №4 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) в форме подгрупповых, групповых занятий.

Исходя из психических и физических особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста не рекомендуется изучать все права из Конвенции ООН о правах ребенка. Поэтому целесообразно выбрать 10 статей и проводить работу только с детьми старшего возраста.

Форма проведения мониторинга представляет собой беседу, опрос, задания в разрешении проблемных ситуаций, сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм, беседа с практическим заданием.

В результате целенаправленного правового воспитания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста должно быть сформировано усвоение прав и основ гражданского поведения.

Реализация программных целей и задач также позволит создать образовательное пространство для повышения правовой ком­петентности педагогического состава и вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

2.2 Содержание проводимой работы с родителями

Работа с родителями по правовому воспитанию в детском саду строится по двум взаимосвязанным направлениям:   

-первое направление — правовое просвещение родителей. В рамках работы по этому направлению осуществлялась передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использовали следующие формы работы с родителями:

анкетирование (на выявление правовой компетентности родителей, особенностей семейного воспитания и др.);

индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?» «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей» «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?» и др.;

информационные стенды «Права ребенка в семье», «Наши права в детском саду», «Мир ребенка начинается с его семьи», «Звоните и вам помогут» и др.;

фотовыставки «Наши права в детском саду», «Через игры и беседы узнаем мы о правах»;

Папки – передвижки и памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др.

-второе направление - продуктивное общение. В рамках работы по этому направлению мы опирались на использование такой формы, как совместное творчество детей и родителей:

рисование на темы: «Рисуем вместе с мамами», «Рисуем вместе с папами»; поделки для выставки на тему: «Творим всей семьей»;

спортивные праздники и досуги;

тематические развлечения с детьми и родителями: «Семья – самое лучшее место на Земле», «Школа безопасности для детей и родителей», и др.;

распространение положительного опыта воспитания детей в семье («Воспитание трудолюбия в семье»)

посещение семей (обязательно: неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении);

семейные консультации (по выявленным проблемам и запросу родителей; разъяснению мер социальной поддержки для льготных категорий)

Такие совместные мероприятия выступают интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении способствуют изменению ценностных установок семьи; сближают взрослых и детей, помогают родителям лучше узнать своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизиться с педагогами детского сада. Постепенно наши родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.

2.2 Содержание проводимой работы с педагогами

В рамках работы с педагогами в нашем дошкольном образовательном учреждении организованы различные формы повышения правовой грамотности педагогов:

консультации – групповые и индивидуальные («Правовое воспитание дошкольников: актуальность проблемы, понятие, принципы, цели, задачи, условия осуществления», «Законы, защищающие права детей», «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?», «Теоретические основы педагогического мастерства. Как прийти к личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми», «Обновление содержания психолого - педагогической работы с дошкольниками по нравственно - правовому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО» и др.);

деловая игра «Знаем ли мы права детей»;

дискуссии («Межличностные отношения в детском коллективе», «Инклюзивная практика в детском саду», «Использование дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников», «Правовое воспитание дошкольника как составляющая модель социализации ребёнка в обществе» и др.);

анализ конкретных ситуаций;

распространение педагогами групп успешного опыта работы по правовому воспитанию с родителями и детьми;

выставки, конкурсы (выставка методической литературы по правовому воспитанию в МОУ, конкурсы на лучшее оформление бюллетеня по правовому просвещению родителей, уголков по правовому воспитанию в группах и др. по тематическому планированию);

педагогические советы («Система правового воспитания в ДОУ»)

Таким образом: формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование   всех участников   педагогического процесса.  


Критерием результативности деятельности программы «Правознайка» является степень овладения старшими дошкольниками навыками правовой культуры, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знаний о нормах нравственно – правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умений решать проблемные ситуации, отражающие действия людей (детей или взрослых), нарушающих права детей.

Обследование уровня сформированности правовой культуры у детей подготовительных групп проводится по следующим методикам:


Опрос детей на тему «Права ребенка»


Вопросы, составляющие основу опросника:

Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

Как ты думаешь, что такое право?

Какие права есть у тебя и других детей?

Какие права ты считаешь самыми важными?

Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

Кто защищает права детей?


Беседа «Как поступить?»


Вопросы беседы:

1.Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

2.Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

3.Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

4.Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

5.Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6.Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Правильные ответы ребенка на 5-6 вопросов опросника и беседы свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; на 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне правовой культуры данного дошкольника.


Решение проблемных ситуаций (см. С.А. Козлова «Мы имеем право», стр 204)

Детям предлагается разобраться в 5 различных ситуациях, в которых отражаются действия людей, нарушающих права детей или сказочных героев. По тому, как дети решают такие ситуации, какой выход они предлагают, можно судить об осознанности ими своих прав и обязанностей. Если дети находят 4-5 правильных решений (самостоятельно или с небольшой помощью взрослого) при разборе проблемных ситуаций, то можно говорить о высоком уровне; при среднем уровне – находят 2-3 правильных решения, а при низком – 1 решение (либо совсем не могут разобраться в ситуации).



3.Организационный раздел


3.1. Материально-технические условия реализации Программы

При проведении занятий используются следующий наглядный материал: сюжетные картинки к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка; государственная символика; картинки-символы или предметы: сердце; букварь; домик; большая и маленькая игрушка (мама и детеныш); свидетельство о рождении; карта России, карта области; фотоальбомы иллюстративный материал «Национальная одежда народов России» и др.

Оборудование: ноутбук, проектор, муз. центр

3.2.Тематическое планирование программы «Правознайка»



п/п

Тема и содержание

Цель и задачи

Материал и оборудование

СЕНТЯБРЬ

Диагностирование детей

ОКТЯБРЬ

1.

«Мои права» (вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка)

Познакомить детей с понятием «Право», «Конвенцией о правах ребенка». Воспитывать уважение к правам человека.

Документ «Конвенцией о правах ребенка», карточки с надписями

2.

Право на фамилию, имя, отчество (игровая беседа на тему «Твое имя», «Ребенок имеет право на имя»)

Познакомить с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «свидетельство о рождении», и что оно обозначает; дать понятие о том, что такое «отчество», «фамилия», их происхождение.


Документ «Свидетельство о рождении»

НОЯБРЬ

3.

«Дружат дети всей земли» (игровая беседа по статье Конвенции «Все дети равны, независимо от расы и национальности»).


Формировать представления о принципе равенства, толерантном отношении к людям разных национальностей.

Картинки, слайдовая презентация

4.

Право на жизнь (игровая беседа на тему: «Ребенок имеет право на жизнь и развитие»)

Воспитать понятия у детей, что человеческая жизнь самая ценная, её надо беречь.

Сказка «Гуси-лебеди»,

картинки

ДЕКАБРЬ

5.

Моя семья (игровая беседа на тему «Твоя семья» (по статье Конвенции «Ребенок имеет право на любовь близких»;

совместная продуктивная деятельность детей и родителей - рисование на тему «Моя семья»)

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», картинки

6.

Мой дом (игровая беседа на тему: «Мой дом-моя крепость»)

Познакомить детей с правом, что ребенок такой же хозяин как мама и папа, никто не имеет право насильно врываться в дом.

Сказка «Заячьи слезы», картинки

ЯНВАРЬ

7.

Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления

Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», кто мучит, тот понесет наказание; способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обидят»

Сказка «Крошечка-Хаврошечка», картинки

8.

Право ребёнка на отдых и досуг (игровая беседа на тему «Делу время, а потехе час» (по статье Конвенции «Каждый ребенок имеет право на игру, развлечение, отдых»)

Познакомить детей с понятием «отдых» и показать его необходимость, обучать детей способам организации самостоятельной деятельности. Закрепить знания о том, что отдых необходим для сохранения здоровья, о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья путем обеспечения условий для отдыха.

Сказка «Двенадцать месяцев», картинки

ФЕВРАЛЬ

9.

Дети имеют право на бесплатное образование (игровая беседа на тему «Учение - свет» (по статье Конвенции «Каждый ребенок имеет право на образование»)

Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения; рассказать детям о преимуществе образованных людей

Сказка А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», картинки

10.

Право на собственное мнение

Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников; привлекать детей к созданию сообщества друзей.

Развивать у детей чувство собственного достоинства,

любви к ближнему и себе самому, не ущемлять чужое мнение и уметь отстаивать свое собственное мнение


Сказка Г.Х.Андерсена «Новый наряд короля», картинки

МАРТ

11.

Ребенок не обязан быть «как все»

Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок», картинки

12.

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение

Формировать умение сопереживать, замечать боль других; совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», картинки

АПРЕЛЬ

13.

Как я вижу своё право

Выяснить, как ребенок видит свое право в рисунке, как его реализует.

Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях

Картинки, белая бумага, цветные карандаши, краски, мультимедийная система

Диагностирование детей


Список использованной литературы:


Голицина Н.С., Огнева Л. Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.» – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

Давыдова О. И., Вялкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, я имею право». М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении».- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Козлова С.А. «Мы имеем право!» (учебно –методическое пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений). – М.: Обруч,2010.

Мячина Л.К. и др. «Маленьким детям – большие права». Учебно – методическое пособие. – СПб: Детство – пресс, 2010. (+ рабочая тетрадь)

Макарова Г.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Жукова Р.А. «Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий». Издание 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях». – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Маралов В.Г. «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов». – М.: АРКТИ, 2009.

Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – 2-у изд. – М.: Просвещение, 2006.

Соловьева Е.А., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка»: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 4-е изд., исправленное и дополненное. – М.: АРКТИ, 2005.

Загуменная Л.А. «Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа». – Волгоград: Учитель, 2012.

Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям». -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.

18.Т.А. Харитончик «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры». – Волгоград: Учитель, 2009.


Рекомендуемая литература для детей:


1.Лопатина А., Скребцова М. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей» – М.: Амрита – Русь, 2008.

Усачев А. «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

«Конвенция о правах ребенка в картинках». – ООО «Издательство «Астрель», 2012.

Остер Г. «Права детенышей. Перевод «Конвенции о правах ребенка» на детский язык». – ООО «Издательство «Астрель», 2012.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.