12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1

города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

 

Программа:

«В каждом ребёнке – чудо, ожидай его!»

 

Автор программы:

 

Никитушкина Ирина Петровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево

Самарской области

 

Организуя работу с одарёнными детьми, я исхожу из того, что они должны иметь возможность не только получить определённые знания по гуманитарным предметам, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

 

       Знаю, могу применить, знаю как применить, имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие одарённости учащегося.

Выстраивая систему работы с одарёнными детьми, опираюсь именно на эти принципы, что побуждает всегда двигаться вперёд. Работать с такими детьми нужно, так как одарённый ребёнок не всегда может реализовать свои способности без создания для этого условий.

 

Цель программы:

Формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Задачи:

Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.

Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей.

Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.

Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

Разработать план мероприятий для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми.

 

Планируемые результаты по итогам реализации программы:

 

Создание системы выявления и поддержки одарённых детей с 5 класса и до выпуска из школы.

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одарённости.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

Нормативно-правовая база программы:

Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2011 года.

Федеральная целевая программа «Одарённые дети», в рамках президентской программы «Дети России», утверждённой Правительством РФ от 03.10. 2002 года.

 

Стратегия работы с одарёнными детьми

I. Диагностика

Изучение диагностических методик, основанных на доступности.

Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5-11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых и талантливых детей.

Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путём анкетирования.

Собеседование с учащимися для определения личностных потребностей одарённых детей.

Так как не существует точной диагностики одарённости ребёнка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одарённых детей проходит три этапа:

1 этап – протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету;

2 этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребёнка в полную силу проявить себя и раскрыть свои таланты;

3 этап – заключительный: на этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предмете.

Для выявления интеллектуальной одарённости ребёнка также использую методику экспертных оценок А.А. Лосева. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком.

 

Критерии оценки

 

ФИ детей

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

 

 

 

 

 

 

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций

 

 

 

 

 

 

3. Устойчивость внимания.

 

 

 

 

 

 

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

 

 

 

 

 

 

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

 

 

 

 

 

 

6. Богатство активного словаря.

 

 

 

 

 

 

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

 

 

 

 

 

 

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

 

 

 

 

 

 

9. Развитость творческого мышления и воображения.

 

 

 

 

 

 

10. Владение основными компонентами умения учиться.

 

 

 

 

 

 

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

 

 

 

 

 

 

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица по результатам исследований

 

Критерии оценки

 

ФИ детей

1. Оригинальность мышления

 

 

 

 

 

 

2. Гибкость мышления

 

 

 

 

 

 

3. Продуктивность

 

 

 

 

 

 

4. Способность к анализу и синтезу

 

 

 

 

 

 

5. Высокая концентрация внимания

 

 

 

 

 

 

6. Память

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

II. Формы работы с одарёнными детьми.

 

Групповые занятия по параллели классов с сильными учащимися.

Факультативы.

Конкурсы, фестивали.

Интеллектуальные марафоны.

Участие в олимпиадах.

Работа по индивидуальным планам.

 

III. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального

потенциала одарённых детей.

Организация консультативной помощи для одарённых учащихся.

Знакомство учащихся с новинками литературы, организация помощи ученикам в подборе литературы.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий в результатах самостоятельной работы.

 

IV. Развитие интеллектуальных способностей.

 

Главный принцип в работе с одарёнными детьми, которого я придерживаюсь, - это принцип индивидуализации и дифференциации обучения – разработка индивидуальной образовательной программы. Для таких детей специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности, причём задания не фактологического характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.

Для уроков обобщения широко использую такую форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: выступают в роли консультантов, готовят вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса представляют дифференцированные домашние задания. Применяю приём «три уровня домашнего задания»:

Обязательный минимум

Тренировочный – его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет

Творческое задание – оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой – написать эссе, составить кроссворд, написать рецензию и т.д.

Также активно использую некоторые методические приёмы:

Приём «особое задание» - творческие задания повышенной сложности;

Приём «Энциклопедист» - предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимися для решения усложнённых заданий или дополнения в урок;

Приём «Молодой учитель» - ученики получают опережающее задание и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока;

Составляем индивидуально-образовательный план (индивидуальный образовательный маршрут), то есть, составляем план индивидуального подхода к изучению предмета вплоть до индивидуального посещения занятий.

Также особо хочу обратить внимание на то, что дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко использую «Метод проектов». В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, выпуск буклета, фотоальбом, презентация и т.д. Что для меня особенно важно при использовании этого метода, что проектное обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

В рамках поддержки одарённых детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, и, конечно, в предметных олимпиадах. Предметная олимпиада, по-моему, мнению, один из способов определения глубины интереса ребёнка к предмету.

Одной из первоочередных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации – анализ текста, данных сравнительных таблиц, диаграмм и т.д. Например, в 5-6 классах, с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя предложениями. В старших классах использую приём графического оформления текста. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно». Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» получилась такая таблица:

 

«+» (факты носят положительный характер)

«-» (отрицательное значение)

«?» (мне это интересно)

 

1. Появление мануфактур.

2. Складывание Всероссийского

рынка

 

1. Юридическое оформление

крепостного права.

2. Церковный раскол.

 

1. Конфликт царя и патриарха.

 

Также активно использую следующие приёмы для самостоятельной деятельности на уроках в контексте системно-деятельностного подхода:

- составление биографических справок-характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных заданий и умений.

- работа с исторической картой. Один из приёмов моей работы – «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля – военные походы А. Македонского, Наполеона, Суворова, маршруты Колумба. На уроке ребята отмечают его на карте, дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.

- анализ исторических источников – один из ведущих видов познавательной деятельности

- исторические задачи, работа с понятиями.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход в образовании как раз и включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Преподавание в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технология модульного обучения подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.

Большое значение на определённых этапах урока я отвожу использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моём кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.

Данную систему организации уроков я реализую на протяжении последних 5-х лет.

План мероприятий

для развития интеллектуальных способностей учащихся

 

Мероприятия

Сроки

 

Школьный уровень

1.

Олимпиада по истории, обществознанию, праву

Сентябрь-октябрь

2.

Фестиваль «Триумф талантов»

Апрель

 

Муниципальный уровень

1.

Олимпиады по истории, обществознанию, праву

Октябрь-ноябрь

2.

Конкурс «Юный краевед»

январь

3.

Конкурс проектов и творческих работ учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия»

(городской этап, окружной этап)

Февраль-март

4.

Окружные патриотические чтения «Листая страницы войны»

Февраль

 

5.

Окружная научно-практическая конференция студентов и старшеклассников «В профессию через науку и творчество»

 

Апрель

6.

Окружная конференция «День науки и искусства»

Апрель

 

Областной уровень

1.

Окружные олимпиады по истории, обществознанию, праву

 

Ноябрь-декабрь

2.

Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»

 

 

Ноябрь-декабрь

3.

Областной конкурс творческих работ учащихся «Гражданин Самарской области – гражданин России»

 

Ноябрь-декабрь

4.

Областной интеллектуальный марафон «Вехи истории»

Январь-февраль

5.

Региональный конкурс «Документ в современном мире»

Декабрь-март

6.

Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения»

Февраль-март

7.

Областной конкурс «Алабинские чтения»

Март

8.

Областная научная конференция школьников

Март-апрель

 

Всероссийский уровень

1.

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников 1-1 классов «Эрудит России»

 

Октябрь-январь

2.

Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество»

Октябрь-ноябрь

3.

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

Ноябрь-май

 

4.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (номинация детские исследовательские проекты)

 

Декабрь-март

5.

Всероссийский молодёжный чемпионат по истории, обществознанию, праву

февраль

6.

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

Сентябрь-август

7.

Всероссийские олимпиады, включённые в перечень олимпиад на 2015-2016 учебный год, утверждённый министерством образования и науки РФ

 

Октябрь-май

 

Международный уровень

1.

Международный творческий конкурс «Моя Родина»

Сентябрь-ноябрь

2.

Международный конкурс олимпиад «Я - ЭнциклопедиЯ»

Сентябрь-декабрь

3.

Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия»

 

Ноябрь-январь

 

4

Международный творческий конкурс «Калейдоскоп талантов» Центра дистанционного образования «Созвездие» (номинация – «Детские исследовательские проекты и работы»

 

Январь

5.

Международная предметная экспресс-олимпиада по истории, обществознанию

Март

 

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности

 

В кабинете № 218 созданы постоянно действующие стенды, посвящённые выпускникам – медалистам, победителям и призёрам окружных, областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов.

Выношу на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (вручение грамот на линейках, в классе).

Отправляю благодарственные письма родителям по месту их работы.

Отмечаю заслуги родителей в воспитании одарённых детей на родительских собраниях.

 

Поощрения детей, добившихся высоких результатов

в интеллектуальной деятельности:

 

Гогокина Валентина – поощрительная поездка в Санкт-Петербург от «Центра социализации молодёжи» - как победителю областных конкурсов (2013 год).

Гогокина Валентина – благодарность Думы городского округа Похвистнево Самарской области за успехи в социально-значимой и научно-исследовательской деятельности и активное участие в общественной работе учебного заведения (2014 год).

Гогокина Валентина, Данилова Алиса – премии главы города одарённым детям (2014 год).

Гогокина Валентина – именная премия Губернатора Самарской области для одарённых детей и подростков в номинации «Учебно-исследовательская деятельность» (2015 год).

 

 

Использование Интернет-ресурсов:

 

Сайты конкурсов:

 

Центр дистанционного образования «Созвездие» - http://cdosozvezdie.ru

Всероссийская олимпиада школьников оргкомитета «ООО «РИО» - http://www.rio22ru

Сайт международных творческих конкурсов «Мир одарённых людей» - http://mir-odaryonnykh-lyudei.webnode.ru/

Национальная образовательная программа «Национально-творческий потенциал России» Познание и творчество – http://future4you.ru

Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты – Центр развития одарённости – ЦРО.РФ

Образовательный портал Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области – http://kollegi.otradny.net

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – http://www.sipkro.ru/

Творческие предметные конкурсы и олимпиады для школьников, студентов, преподавателей – http://erudyt.ru

Международный конкурс по основным школьным предметам «Я – ЭнциклопедиЯ» - http://ya-enciklopedia.ru/

Интеллектуальный марафон «Вехи истории» - http://www.gymn1sam.ru/

Всероссийский фестиваль педагогического творчества – http://educontest.net

 

Интернет-ресурсы для подготовки к олимпиадам:

http://old.rosolymp.ru/ - представлены задания заключительных этапов всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву;

http://lomonosov.msu.ru/ - олимпиада для школьников «Ломоносов» (весьма популярная сегодня), где представлены задания и решения по истории, обществознанию, праву, политологии, философии и другим предметам.

 

Интернет-ресурсы по ЕГЭ:

http://gotovkege.ru

http://www.unitest.ru – Сайт Центра образования «Уникум»

http://www/ege.ru - Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.

 

Сайт перечня олимпиад школьников, утверждённый Министерством образования и науки РФ:

http://www.rsr-оlymp.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.