Программа по работе с одарёнными детьми «В каждом ребёнке - чудо, ожидай его!»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1
города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Программа:
«В каждом ребёнке – чудо, ожидай его!»
Автор программы:
Никитушкина Ирина Петровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево
Самарской области
Организуя работу с одарёнными детьми, я исхожу из того, что они должны иметь возможность не только получить определённые знания по гуманитарным предметам, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Знаю, могу применить, знаю как применить, имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие одарённости учащегося.
Выстраивая систему работы с одарёнными детьми, опираюсь именно на эти принципы, что побуждает всегда двигаться вперёд. Работать с такими детьми нужно, так как одарённый ребёнок не всегда может реализовать свои способности без создания для этого условий.
Цель программы:
Формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.
Задачи:
Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.
Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей.
Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.
Разработать план мероприятий для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми.
Планируемые результаты по итогам реализации программы:
Создание системы выявления и поддержки одарённых детей с 5 класса и до выпуска из школы.
Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одарённости.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.
Нормативно-правовая база программы:
Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2011 года.
Федеральная целевая программа «Одарённые дети», в рамках президентской программы «Дети России», утверждённой Правительством РФ от 03.10. 2002 года.
Стратегия работы с одарёнными детьми
I. Диагностика
Изучение диагностических методик, основанных на доступности.
Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5-11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых и талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путём анкетирования.
Собеседование с учащимися для определения личностных потребностей одарённых детей.
Так как не существует точной диагностики одарённости ребёнка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одарённых детей проходит три этапа:
1 этап – протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету;
2 этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребёнка в полную силу проявить себя и раскрыть свои таланты;
3 этап – заключительный: на этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предмете.
Для выявления интеллектуальной одарённости ребёнка также использую методику экспертных оценок А.А. Лосева. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком.
Критерии оценки
|
ФИ детей |
|||||
1. Высокая познавательная активность, мобильность. |
|
|
|
|
|
|
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций |
|
|
|
|
|
|
3. Устойчивость внимания. |
|
|
|
|
|
|
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. |
|
|
|
|
|
|
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. |
|
|
|
|
|
|
6. Богатство активного словаря. |
|
|
|
|
|
|
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. |
|
|
|
|
|
|
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. |
|
|
|
|
|
|
9. Развитость творческого мышления и воображения. |
|
|
|
|
|
|
10. Владение основными компонентами умения учиться. |
|
|
|
|
|
|
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. |
|
|
|
|
|
|
12. Возможность предвосхищения результата деятельности. |
|
|
|
|
|
|
Сводная таблица по результатам исследований
Критерии оценки
|
ФИ детей |
|||||
1. Оригинальность мышления |
|
|
|
|
|
|
2. Гибкость мышления |
|
|
|
|
|
|
3. Продуктивность |
|
|
|
|
|
|
4. Способность к анализу и синтезу |
|
|
|
|
|
|
5. Высокая концентрация внимания |
|
|
|
|
|
|
6. Память |
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
II. Формы работы с одарёнными детьми.
Групповые занятия по параллели классов с сильными учащимися.
Факультативы.
Конкурсы, фестивали.
Интеллектуальные марафоны.
Участие в олимпиадах.
Работа по индивидуальным планам.
III. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального
потенциала одарённых детей.
Организация консультативной помощи для одарённых учащихся.
Знакомство учащихся с новинками литературы, организация помощи ученикам в подборе литературы.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий в результатах самостоятельной работы.
IV. Развитие интеллектуальных способностей.
Главный принцип в работе с одарёнными детьми, которого я придерживаюсь, - это принцип индивидуализации и дифференциации обучения – разработка индивидуальной образовательной программы. Для таких детей специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности, причём задания не фактологического характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.
Для уроков обобщения широко использую такую форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: выступают в роли консультантов, готовят вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса представляют дифференцированные домашние задания. Применяю приём «три уровня домашнего задания»:
Обязательный минимум
Тренировочный – его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет
Творческое задание – оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой – написать эссе, составить кроссворд, написать рецензию и т.д.
Также активно использую некоторые методические приёмы:
Приём «особое задание» - творческие задания повышенной сложности;
Приём «Энциклопедист» - предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимися для решения усложнённых заданий или дополнения в урок;
Приём «Молодой учитель» - ученики получают опережающее задание и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока;
Составляем индивидуально-образовательный план (индивидуальный образовательный маршрут), то есть, составляем план индивидуального подхода к изучению предмета вплоть до индивидуального посещения занятий.
Также особо хочу обратить внимание на то, что дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко использую «Метод проектов». В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, выпуск буклета, фотоальбом, презентация и т.д. Что для меня особенно важно при использовании этого метода, что проектное обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
В рамках поддержки одарённых детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, и, конечно, в предметных олимпиадах. Предметная олимпиада, по-моему, мнению, один из способов определения глубины интереса ребёнка к предмету.
Одной из первоочередных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации – анализ текста, данных сравнительных таблиц, диаграмм и т.д. Например, в 5-6 классах, с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя предложениями. В старших классах использую приём графического оформления текста. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно». Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» получилась такая таблица:
«+» (факты носят положительный характер) |
«-» (отрицательное значение) |
«?» (мне это интересно) |
1. Появление мануфактур. 2. Складывание Всероссийского рынка |
1. Юридическое оформление крепостного права. 2. Церковный раскол. |
1. Конфликт царя и патриарха. |
Также активно использую следующие приёмы для самостоятельной деятельности на уроках в контексте системно-деятельностного подхода:
- составление биографических справок-характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных заданий и умений.
- работа с исторической картой. Один из приёмов моей работы – «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля – военные походы А. Македонского, Наполеона, Суворова, маршруты Колумба. На уроке ребята отмечают его на карте, дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
- анализ исторических источников – один из ведущих видов познавательной деятельности
- исторические задачи, работа с понятиями.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход в образовании как раз и включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Преподавание в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технология модульного обучения подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.
Большое значение на определённых этапах урока я отвожу использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моём кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.
Данную систему организации уроков я реализую на протяжении последних 5-х лет.
План мероприятий
для развития интеллектуальных способностей учащихся
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Школьный уровень |
||
1. |
Олимпиада по истории, обществознанию, праву |
Сентябрь-октябрь |
2. |
Фестиваль «Триумф талантов» |
Апрель |
Муниципальный уровень |
||
1. |
Олимпиады по истории, обществознанию, праву |
Октябрь-ноябрь |
2. |
Конкурс «Юный краевед» |
январь |
3. |
Конкурс проектов и творческих работ учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия» (городской этап, окружной этап) |
Февраль-март |
4. |
Окружные патриотические чтения «Листая страницы войны» |
Февраль |
5. |
Окружная научно-практическая конференция студентов и старшеклассников «В профессию через науку и творчество» |
Апрель |
6. |
Окружная конференция «День науки и искусства» |
Апрель |
Областной уровень |
||
1. |
Окружные олимпиады по истории, обществознанию, праву
|
Ноябрь-декабрь |
2. |
Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»
|
Ноябрь-декабрь |
3. |
Областной конкурс творческих работ учащихся «Гражданин Самарской области – гражданин России» |
Ноябрь-декабрь |
4. |
Областной интеллектуальный марафон «Вехи истории» |
Январь-февраль |
5. |
Региональный конкурс «Документ в современном мире» |
Декабрь-март |
6. |
Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения» |
Февраль-март |
7. |
Областной конкурс «Алабинские чтения» |
Март |
8. |
Областная научная конференция школьников |
Март-апрель |
Всероссийский уровень |
||
1. |
Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников 1-1 классов «Эрудит России» |
Октябрь-январь |
2. |
Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество» |
Октябрь-ноябрь |
3. |
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» |
Ноябрь-май |
4. |
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (номинация детские исследовательские проекты) |
Декабрь-март |
5. |
Всероссийский молодёжный чемпионат по истории, обществознанию, праву |
февраль |
6. |
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» |
Сентябрь-август |
7. |
Всероссийские олимпиады, включённые в перечень олимпиад на 2015-2016 учебный год, утверждённый министерством образования и науки РФ |
Октябрь-май |
Международный уровень |
||
1. |
Международный творческий конкурс «Моя Родина» |
Сентябрь-ноябрь |
2. |
Международный конкурс олимпиад «Я - ЭнциклопедиЯ» |
Сентябрь-декабрь |
3. |
Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» |
Ноябрь-январь |
4 |
Международный творческий конкурс «Калейдоскоп талантов» Центра дистанционного образования «Созвездие» (номинация – «Детские исследовательские проекты и работы» |
Январь |
5. |
Международная предметная экспресс-олимпиада по истории, обществознанию |
Март |
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности
В кабинете № 218 созданы постоянно действующие стенды, посвящённые выпускникам – медалистам, победителям и призёрам окружных, областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов.
Выношу на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (вручение грамот на линейках, в классе).
Отправляю благодарственные письма родителям по месту их работы.
Отмечаю заслуги родителей в воспитании одарённых детей на родительских собраниях.
Поощрения детей, добившихся высоких результатов
в интеллектуальной деятельности:
Гогокина Валентина – поощрительная поездка в Санкт-Петербург от «Центра социализации молодёжи» - как победителю областных конкурсов (2013 год).
Гогокина Валентина – благодарность Думы городского округа Похвистнево Самарской области за успехи в социально-значимой и научно-исследовательской деятельности и активное участие в общественной работе учебного заведения (2014 год).
Гогокина Валентина, Данилова Алиса – премии главы города одарённым детям (2014 год).
Гогокина Валентина – именная премия Губернатора Самарской области для одарённых детей и подростков в номинации «Учебно-исследовательская деятельность» (2015 год).
Использование Интернет-ресурсов:
Сайты конкурсов:
Центр дистанционного образования «Созвездие» - http://cdosozvezdie.ru
Всероссийская олимпиада школьников оргкомитета «ООО «РИО» - http://www.rio22ru
Сайт международных творческих конкурсов «Мир одарённых людей» - http://mir-odaryonnykh-lyudei.webnode.ru/
Национальная образовательная программа «Национально-творческий потенциал России» Познание и творчество – http://future4you.ru
Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты – Центр развития одарённости – ЦРО.РФ
Образовательный портал Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области – http://kollegi.otradny.net
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – http://www.sipkro.ru/
Творческие предметные конкурсы и олимпиады для школьников, студентов, преподавателей – http://erudyt.ru
Международный конкурс по основным школьным предметам «Я – ЭнциклопедиЯ» - http://ya-enciklopedia.ru/
Интеллектуальный марафон «Вехи истории» - http://www.gymn1sam.ru/
Всероссийский фестиваль педагогического творчества – http://educontest.net
Интернет-ресурсы для подготовки к олимпиадам:
http://old.rosolymp.ru/ - представлены задания заключительных этапов всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву;
http://lomonosov.msu.ru/ - олимпиада для школьников «Ломоносов» (весьма популярная сегодня), где представлены задания и решения по истории, обществознанию, праву, политологии, философии и другим предметам.
Интернет-ресурсы по ЕГЭ:
http://www.unitest.ru – Сайт Центра образования «Уникум»
http://www/ege.ru - Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.
Сайт перечня олимпиад школьников, утверждённый Министерством образования и науки РФ:
http://www.rsr-оlymp.ru/