Программа по реализации проекта «Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации»

1
0
Материал опубликован 9 February 2023 в группе

«Утверждаю»

Директор школы

__________

Приказ № ___ от ________











Программа

МБОУ Чановской средней школы №2

по реализации проекта

«Создание системы психолого-педагогического сопровождения

обучающихся в образовательной организации»

























р.п. Чаны

Паспорт программы

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чановская средняя школа №2 Чановского района Новосибирской области

Почтовый и юридический адрес ОУ, ссылка на сайт школы

632201, Новосибирская область, р.п.Чаны, ул.Пионерская, 1



Руководитель программы

Директор школы

Разработчики программы

Администрация школы, методический совет образовательного учреждения, руководители социальной, психологической служб

Исполнители программы

Администрация школы, методический совет, руководители методических объединений, руководители социальной, психологической, библиотечной служб, педагоги

Цель разработки программы

Создание системы психолого-педагогического сопровождения для улучшения социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

Задачи

1) Выявление и распространение лучшего опыта работы образовательных учреждений НСО по созданию системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

2) Анализ социально-психологических проблем и опре­деление причин их возникновения, путей и средств их разрешения, с целью выявления ошибок и предотвращение их влияния на деятельность учебного заведения.

3) Подготовка и создание психолого-педагогических условий пре­емственности в процессе непрерывного образования.

4) Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

Категории слушателей

Управление образования Чановского района, МБУ МИМЦ Чановского района, руководящие и педагогические работники, родители, представители общественности, общественные организации

Источники финансирования

Бюджетные средства

Сроки реализации

2020-2023 уч. год

Ожидаемые результаты

За период реализации программных мероприятий

ожидается:

1) Создание сети образовательных учреждений Чановского района, заинтересованных в развитии системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

2) Усиление эффективности деятельности школы, которую можно будет определить через степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

2) Успешная адаптация учащихся к образовательному процессу, социализация выпускников школы.

4) Оптимизация материально-технической базы ОО.

5) Повышение рейтинга образовательной организации среди образовательных учреждений Чановского района.

Пояснительная записка

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения, как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала обучающихся, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Первостепенную роль играют:

Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы владения способами организации процесса обучения. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

успешность деятельности обучающегося;

осуществление деятельности обучающегося без нарушений физического и психического здоровья;

удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

связывание своих личных планов и интересов с последующим самоопределением в профессиональной деятельности.

Смысл такого подхода в том, что школьник должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Психологическое сопровождение обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание системы психолого-педагогического сопровождения для улучшения социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Выявление и распространение лучшего опыта работы образовательных учреждений НСО по созданию системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Анализ социально-психологических проблем и опре­деление причин их возникновения, путей и средств их разрешения, с целью выявления ошибок и предотвращение их влияния на деятельность учебного заведения.

Подготовка и создание психолого-педагогических условий пре­емственности в процессе непрерывного образования.

Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

Целевая аудитория проекта: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся ОО, педагоги школ района, методисты МБУ МИМЦ Чановского района.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлении дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

2. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и массовой.

Этапы индивидуальной диагностики:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Массовую диагностику обеспечивают мониторинговые исследования.

Предмет мониторинговых исследований:

результаты учебной и образовательной деятельности, образовательные программы;

результаты воспитательной деятельности;

уровень социализации личности;

интересы и образовательные потребности учащихся, в том числе и в различных сферах одаренности;

образовательный запрос родителей;

состояние здоровья учащихся.

Субъектами мониторинга являются участники образовательного процесса:

обучающиеся;

педагоги и сотрудники школы;

администрация школы;

родители.

3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление.

Коррекционная работа осуществляется специалистом с согласия родителей и по вопросам, в которых педагог – психолог имеет соответствующую квалификацию. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7. Профориентационное направление.

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Формы работы психологического сопровождения школы

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

1. Работа с обучающимися:

профилактическая работа с учащимися включает в себя как индивидуальные беседы, консультации, так и предоставление медиа – информационных материалов классным руководителям с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей;

организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы;

проведение групповых занятий на классных часах и во внеурочное время с учащимися по формированию мотивации к учебному процессу, межличностному взаимодействию, профилактике приема ПАВ, девиаций;

консультирование учащихся (помощь в решении проблем);

при сопровождении учащихся по направлению социально-профессионального самоопределения уделяется большое внимание индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, проведению групповых занятий по запросу классного руководителя.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, повышение комфортности межличностных коммуникаций, выявление профнаправленности учащихся.

2. Работа с педагогами и другими работниками школы:

профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится информационно – аналитической поддержке по данным мониторинга, индивидуальных образовательных траекторий;

информационно – методическое обеспечение в рамках психолого- педагогической компетенции при подготовке и проведении семинаров, практических занятий, лекций.

Ожидания и достигаемые цели - повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания педагогических кадров.

3. Работа с родителями:

консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих комфортность зоны ближайшего развития. Формы проведения: групповые занятия, индивидуальные консультации, лекции, семинары;

профилактическая и информационная работа с родителями через родительские собрания в классах, оформление информационно – просветительских стендов, распространение памяток, буклетов;

изучение мнения родителей по вопросу организации учебного процесса;

изучение мнение родителей по вопросу качества предоставления образовательной услуги.


Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения

1. Уровень класса.

На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классному руководителю и преподавателям предоставляется информация исследований коллектива класса в рамках мониторинга. Классный руководитель учитывает данные особенности при планировании воспитательных задач.

2. Уровень учреждения.

На данном уровне работа проводится педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющие проблемы в развитии детей и оказывающие первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.

В рамках психолого – медико – педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка.

Реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа.

3. Уровень образовательных организаций района.

На данном уровне работа проводится педагогами-психологами, социальными педагогами, завучами по воспитательной работе, методистами МБУ МИМЦ Чановского района. Объединение, распространение и обмен опытом работы по вопросам коррекции, развития, профилактики. ​​​​​​​

Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

1 этап - подготовительный (февраль 2020-2021 уч.г):

изучение и анализ модели сопровождения;

поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).

2 этап – практический (2021-2022 уч.г.):

введение в школьную практику проведения психолого – педагогического сопровождения;

поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического сопровождения;

создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;

корректировка системы психолого–педагогического сопровождения;

определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

3 этап – обобщающий (2022-2023 уч.г.):

обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения;

определение перспектив дальнейшего развития школы.


Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения

Создание сети образовательных учреждений Чановского района, заинтересованных в развитии системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Усиление эффективности деятельности школы, которую можно будет определить через степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Успешная адаптация учащихся к образовательному процессу, социализация выпускников школы.

Оптимизация материально-технической базы ОО.

Повышение рейтинга образовательной организации среди образовательных учреждений Чановского района.

Прогнозируемые риски

Риски

Способы минимизации рисков

связанные с

финансами

Ресурсы, необходимые для реализации проектов, указываются при их разработке. Разработчик программы проекта не всегда может обладать необходимой информацией и компетенциями для оценки финансовых рисков.

связанные с деятельностью педагогов

Кадровый риск связан с нежеланием классных руководителей взять на себя ответственность влияния на социум, а так же деятельностью командного состава проекта. У членов команды проекта может быть разный уровень компетенций и разный уровень активности. Возможна ситуация, когда одни члены команды будут загружены в несколько раз больше других. Минимизацией данного риска может стать открытый мониторинг деятельности каждого члена команды проекта и финансовое регулирование как оценка вклада каждого.

связанные с деятельностью обучающихся

Низкая мотивация к самоопределению, влияющая на осознанный выбор профессии. Минимизацией данного риска может стать разработка программы «Жизнестойкость как личностный ресурс школьника».


Оценивание результативности деятельности программы

Внедрение программы оценивается, прежде всего, по результатам психолого-педагогических исследований уменьшения количества дезадаптированных обучающихся. Психолого-педагогическая диагностика проводится на начало и конец года для сравнительного анализа деятельности образовательного учреждения по сопровождению обучающихся.

Критерии оценивания результативности деятельности проекта:

Полнота и своевременность выполнения плана деятельности

0-3

Доля охваченных участников образовательного процесса в рамках ОО

0-3

50-60% -1б.

61-80% - 2б.

81-100% - 3б.

Успешная адаптация обучающихся к учебно-воспитательному процессу

0-3

Положительная динамика удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством образования

0-3


Мониторинг трудоустройства выпускников школы

0-3

Наличие продукта деятельности РРЦРО (публикации, пакет рекомендаций и т.д.)

0-3


Актуальность материалов по освещению процесса реализации проекта на сайте ОО (обновление материалов не реже, чем 1 раз в месяц)

0-3






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации