12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Петровна Корченко29
Старший воспитатель высшей категории МКДОУ-детский сад комбинированного вида "Медвежонок"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
4

«Проект психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации в условиях реализации национального проекта РФ «Образование»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области-детский сад «Медвежонок»











«Проект психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации в условиях реализации национального проекта РФ «Образование»









Выполнил: Корченко Елена Петровна, старший воспитатель МБДОУ-детский сад «Медвежонок»











Новосибирск, 2021



Оглавление

Страница

Введение

3

1.Основная часть

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Паспорт проекта

4

1.3.Этапы проекта

6

1.3.1.Аналитико-диагностический

6

1.3.2.Информационный

7

1.3.3.Основной

8

1.3.4. Заключительный

11

1.4.Заключение

11

Список литературы

11

Приложение 1:

Годовой план совместной деятельности воспитателя, педагога-психолога и других специалистов по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка

12



















2


Введение

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно, потому что не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных детей носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. У одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства, в национальном проекте «Образование». В центре внимания находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания.


1.Основная часть

1.1.Пояснительная записка

Понятие способностей выступает в качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности. В нашем детском саду действует 11 разных кружков и 4 направления дополнительного образования: технической направленности «Робототехника», естественнонаучной направленности «Юные исследователи», художественной направленности «Волшебная радуга», физкультурно-оздоровительной направленности «Веселый мяч».

3

Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Медвежонок» (далее МБДОУ - детский сад «Медвежонок») составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом Министерства образования и

науки Российской федерации № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования»), примерной образовательной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15), авторской образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой «Мозаика-синтез» издание пятое (инновационное), М., 2019 год разработанная с учетом ФГОС, направленная на

развитие разнообразных видов детской творческой деятельности.

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей. Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности.

1.2.Паспорт проекта

Цель проекта: Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей.

Задачи проекта:

1. Совместно с другими специалистами учреждения образования разработать алгоритм распределения детей по группам соответственно их интересам;

2. Содействие самореализации талантливых детей;

3. Содействие в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.

Задачи для педагогов:

- развивать свою социально-профессиональную компетентность и

4

личностный потенциал.

- определение критериев и признаков одаренности детей, создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых детей, требующих особого маршрута сопровождения.

Задачи для родителей:

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;

- учитывать опыт детей, приобретенный в саду.

Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Ожидаемые результаты:

Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.

Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.

Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.

Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей. Необходимые условия для реализации проекта

Оснащенность кабинета практической психологии необходимым диагностическим, методическим инструментарием.

Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Перспективы проекта:

Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.

Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.

Этапы реализации проекта: аналитико-диагностический, информационный, основной, заключительный.

Срок: 1 год

Методы работы:

5

анкетирование, опрос;

собеседование;

тестирование;

творческие работы;

метод прогнозирования;

метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными детьми:

индивидуальные занятия с сильными детьми;

кружковые занятия;

участие в конкурсах;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам.

1.3.Этапы реализации проекта

1.3.1. Аналитико-диагностический

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога.

Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности

креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога.

Итог этапа:

1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;

2. Создание базы данных одаренных и талантливых детей;

3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Срок: сентябрь – октябрь

Этапы выявления одаренных детей:

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей

6

нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей, общего интеллектуального развития.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать

оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

1.3.2. Информационный

Цель этапа: повышение психологической компетенции участников

7

педагогического процесса. Виды деятельности: индивидуальные и групповые

консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

1. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.

Срок: ноябрь-декабрь


1.3.3. Основной этап

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального мира

ребенка. Семинар по развитию креативности педагога.

Итог этапа: Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.

Срок: январь-июль

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Работа с детьми по развитию творческой одаренности в детском саду реализуется в рамках индивидуальной и подгрупповой работы. В нашем ДОУ

функционируют:

- Индивидуальные и подгрупповые занятия (педагог-психолог Косенко С.В.);

- Кружковая работа (воспитатели ДОУ);

-Дополнительное образование детей (педагоги дополнительного образования).

Данные занятия способствуют развитию речевой, интеллектуальной сферы, изобразительных, музыкальных и психомоторных способностей.

Привлечение детей к данной работе происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проходит анкетирование родителей и педагогов, диагностика детей. Принципами выявления таких детей являются:

Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики;

Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так

8

называемой «потенциальной» одаренности - это:

1) психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития детей;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с детьми.

Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что

положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными.

Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние. Для этого были использована рефлексивная техника «Карта настроения», преимущества которой заключается в том, что каждый ребенок, не стесняясь коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

Также развитие творческой одаренности происходит через разработку и реализацию творческих проектов педагогов. При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т. д., или другие формы, более близкие педагогу). Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.

Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы

9

талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка. Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

Диагностический инструментарий

Используемые методики:

С детьми:

1. Тест креативности П.Торренса «Дорисуй фигуры»

2.Тест Векслера: диагностика структуры интеллекта (детский вариант).

3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний».

4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).

С педагогами:

Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»

В. С. Юркевич

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)

3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).

4. Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж.

Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

2. Методика «Определение склонностей ребенка»

Алгоритм распределения детей по интересам:

1. Посещение детьми занятий со специалистами.

2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.

3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.

4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.

5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.

6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений.


10

1.3.4. Заключительный этап

Цель этапа: анализ работы.

Виды деятельности: мониторинг эффективности работы с детьми.

Итог этапа: Подведение итогов и построение перспективы дальнейшей работы.

Срок: август.


1.4.Заключение

Одним из направлений работы нашего детского сада станет создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога.

До и после информационного этапа проводится мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами:

- Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после

занятий, перед участием в конкурсе и после).

- Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.

- Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? ».


Список литературы:

1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:

СОЮЗ, 1997.

Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000

4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002.

5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996

11

Приложение 1

Годовой план совместной деятельности воспитателя, педагога-психолога и других специалистов по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка.


п/п

Месяц

Мероприятие

Участвующие специалисты

Функционал и роль

каждого специалиста

1

Сентябрь

Диагностика

Воспитатели

Наблюдение, беседы, анкета способностей ребенка (для родителей) идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

Психолог

Оснащение кабинета психологии необходимым диагностическим, методическим инструментарием. Измерение выраженности креативности детей, анкета способностей ребенка (для педагогов), социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога, изучение профессионального развития личности педагога.

2

Октябрь

Подведение итогов диагностики

Воспитатели

 Создание базы данных одаренных детей.

Психолог

Аналитический отчет по результатам диагностических исследований талантливых детей. Составление психолого-педагогического портрета ребенка.

ППк

 Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника.

Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.

3

Ноябрь

Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса.

Психолог

Индивидуальные и групповые консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Воспитатель

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.

4

Декабрь - июль

Гармоничное развитие талантливых детей.

Психолог

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального мира ребенка, коррекция поведения. Формирование у ребенка адекватного самовосприятия.

Развитие форм конструктивного общения со сверстниками.

Оказание помощи в адаптации в окружающем мире.

Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.

Семинар по развитию креативности педагога, работе с одаренными детьми.

Воспитатели

Создание развивающей среды для талантливых детей. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах. Индивидуальные и подгрупповые занятия, кружки.

Повышение общих интеллектуальных умений

Активизация творческого мышления

Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками

Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»

ППк

Отслеживание

динамики развития одаренности ребенка

5

Август

Подведение итогов работы

Психолог

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» 

ППк

Заседание по итогам эффективности работы по ИОМ.

Воспитатели

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Передача опыта другим педагогам. 






























14



Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.