Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (5 класс)

2
0
Материал опубликован 6 May 2021

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)




Дата


Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к результатам

Контрольно-оценочная деятельность

Информац. сопровождение, цифр. и ЭОР


План

Факт

Предметные

Метапредметные

Вид

Форма


Язык и культура (6 ч)

1.

10.09


Русский язык – национальный язык русского народа.

Язык как

зеркало

национальной культуры.


Урок усвоения

новых знаний

1

Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Понимать роль родного языка в жизни человека.

Понимать, что слово- хранилище материальной и духовной культуры народа.

Знать слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта.

Л.: формирова­ние знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык — важней­ший показатель культуры чело­века. К.: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержа­ния и значения слова, предложения, текста.

Входной

Работа с лингвистическими словарями

Презентация

2.

24.09


Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок.

Краткая

история

русской

письменности.


Урок усвоения

новых знаний


1

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Создание славянского алфавита.

Знать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Загадки. Метафоричность русской загадки. Знать историю русской письменности, Кирилл и Мефодий.


Личностные: положительно относит­ся к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые зна­ния, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, вы­сказывает и обосновывает свою точку зрения.

Текущий

Выписать приме­ры фразеологиз­мов из словаря.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60473/


3.

8.10


Особенности русской

интонации.


Урок усвоения

новых знаний

1

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Понимать особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками, особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях.

Текущий

Практическая работа


Презентация

4.

22.10


Слова с

суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.


Урок усвоения

новых знаний

1

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Знать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

Определять особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Текущий

Комплексный анализ текста


5.

5.11


Слово -

хранилище

материальной и духовной культуры народа.

Слова со

специфическим

оценочно-

характеризующим значением.


Урок усвоения

новых знаний

1

Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Знать ИВС русского языка. Понимать: метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Знать слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Уметь видеть связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека.

Текущий

Комплексный анализ текста


6.

19.11


Русские имена.

Общеизвестные старинные русские

города.


Урок усвоения

новых знаний


1

Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Знать имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Знать происхождение названий старинных русских городов.

Текущий

Мини-исследование


Культура речи (5 ч)

7.

3.12


Основные

орфоэпические нормы

современного русского

литературного языка.

Постоянное и подвижное ударение.


Урок усвоения

новых знаний

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, понятие о варианте нормы. Уметь пользоваться орфоэпическим словарем. Уметь ставить ударения.

Личностные: осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Регулятивные: принимает и сохраня­ет учебную задачу и познавательную цель; четко выполняет требование по­знавательной задачи; определяет по­следовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата при выполнении действий ориентиру­ется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения за­дач, почти не допуская ошибок. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме; осуще­ствляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации, устанавливает при­чинно-следственные связи, делает

обобщения, выводы.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями

http://www.fipi.ru

http://www.gramota.ru/

http://repetitor.1c.ru/

8.

17.12


Омографы.

Произносительные

варианты

орфоэпической нормы.


Урок усвоения

новых знаний



1

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

Различать омографы. Уметь употреблять произносительные варианты

орфоэпической нормы.


Текущий

Употребить омонимы в калам­бурах, загадках

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890

9.



Основные

лексические нормы

современного русского

литературного языка.


Урок усвоения

новых знаний

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка, основные нормы словоупотребления. Знать лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями


10.



Основные грамматические нормы

современного русского

литературного языка.


Урок усвоения

новых знаний


1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, и др.).

Уметь употреблять основные грамматические нормы современного русского литературного языка.



Текущий

Работа с лингвистическими словарями


11.



Речевой

этикет.


Урок усвоения

новых знаний

1

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоц. состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Совр. формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Уметь пользоваться правилами речевого этикета.


Работа с лингвистическими словарями


Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)

12.



Язык и речь. Виды речевой деятельности.


Урок усвоения

новых знаний

1

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Понимать точность и логичность речи, выразительность, чистота и богатство речи. Уметь применять средства выразительной устной речи.

Личностные: испытывает положи­тельное отношение к учению, познава­тельной деятельности, желание приоб­ретать новые знания, умения, совер­шенствовать имеющиеся. Регулятивные: способен принимать и сохранять учебную задачу; плани­ровать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятель­но) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, само­стоятельно находит ее в учебных ма­териалах. Коммуникативные: строит моноло­гические высказывания, умеет зада­вать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы.

Текущий

Комплексный анализ текста


13.



Текст как

единица языка и речи.


Урок усвоения

новых знаний

1

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Знать текст и его основные признаки. Различать композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Текущий

Комплексный анализ текста


14-16.



Функциональные разновидности языка.


Урок усвоения

новых знаний

3

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык худож. литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьш. суфф.и т.д.).

Различать функциональные разновидности языка.

Текущий

Анализ текстов разных стилей


17.



Резервный урок

1







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.