12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дуплищева Наталья Владимировна29
1

Программа по русскому языку для 5 класса на основе авторской программы М. М. Разумовской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Согласовано

Протокол №1

от 30.08. 2019г.

Руководитель ШМО:

Г.И.Кожушкова

Рассмотрено

педагогическим советом школы

протокол № 1 от 30.08. 2019г.

Председатель:

В.Г.Бондарев

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ №4

В.Г.Бондарев

приказ № 99 от 30.08. 2019г








Рабочая программа


Уровень общего образования (класс): основное общее, 5 г класс

Количество часов:170

Учитель: Дуплищева Н.В.

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской.

Учебник «Русский язык» Издательство «Дрофа», 2016 год















Данная рабочая программа по русскому языку рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часа в год. В соответствии с годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год и расписанием 6 уроков выпадает на праздничные дни (24.02 09.03 04.05 05.05 11.05 ), поэтому программа запланирована на 165 часа в год.

При выпадении в течение года учебных часов по объективным причинам будут объединяться часы на изучение темы с целью достижения содержательного выполнения программы. В связи расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведенных учебных занятий будет произведена корректировка.



Планируемые результаты по русскому языку

Личностные результаты освоения русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ком-пакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Продвижение учащихся в освоении курса русского языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение обучающимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на качественном уровне.

Содержание данного курса направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в каждом разделе курса русского языка: «Выпускник научится» и « Выпускник получит возможность научиться»

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

-использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

-использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

-соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

-оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

-выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

-понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность Аудирование

Выпускник научится:

-различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

-понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

-понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

-извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

-создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

-писать рецензии, рефераты;

-составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

-писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

-владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

-различать и анализировать тексты разных жанров,

-создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

-оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

-различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

-создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

-анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

-характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

-оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

-характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

-проводить фонетический анализ слова;

-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного

языка;

-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

-различать изученные способы словообразования;

-анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

-применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

-использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

-группировать слова по тематическим группам;

-подбирать к словам синонимы, антонимы;

-опознавать фразеологические обороты;

-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

-объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

-аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

-опознавать омонимы разных видов;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

-опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

-распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать синонимические средства морфологии;

-различать грамматические омонимы;

-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать синонимические средства синтаксиса;

-опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

-демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

-уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

-характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

-анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Содержание учебного предмета, курса включает: наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий:

О ЯЗЫКЕ (2 часа)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (3 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение.

Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (26 ч)

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся и -ться в глаголах.

Не с глаголами.

Использование орфографического словаря.

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Фонетика Орфоэпия. Культура речи. 16 часов. 

Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

ЛЕКСИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ. (62 часа)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст- (-ращ-). Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Пользование толковым, словообразовательным, грамматико-орфографическим словарями.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

ГЛАГОЛ (22 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -ться и -тся в глаголах (закрепление).

Виды глаголов. Корни с чередованием и—е(-мир-        мер-; -тир        тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола.      Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).

Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание.

Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.

Безличные глаголы.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (19 ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик).Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (24 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении. Повторение.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 б класс



п/п

Дата по плану

Дата по факт.

Наименование разделов и тем

Количество часов




О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ – 2 ч.


1

02.09

02.09

Р/р. О языке.

Зачем человеку нужен язык?

1

2

03.09

03.09

Что мы знаем о русском языке.

1




ФОНЕТИКА. ГРАФИКА – 3 ч.


3

04.09

04.09

Фонетика, орфоэпия и графика.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

4

04.09

04.09

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

1

5

05.09

05.09

Фонетический разбор слова.

1






ТЕКСТ. ОРФОГРАФИЯ, ПИСЬМО. СТРОЕНИЕ СЛОВА.- 26 ч.


6

09.09

09.09

Р. р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

1

7

10.09

10.09

Письмо. Орфография. Зачем людям письмо.

1

8

11.09

11.09

Орфография. Нужны ли правила?

1

9

12.09

12.09

Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная (продолжение темы).

1

10

16.09

16.09

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков

1

11

17.09

17.09

Текст. Орфография. Р. р. Что такое текст (повторение). Тема текста.

1

12

18.09

18.09

Правила обозначения буквами согласных звуков.

1

13

18.09

18.09

Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ.

1

14

19.09

19.09

Р. р. Основная мысль текста. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Подготовка к домашнему сочи­нению.

1

15

23.09

23.09

Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов.

1

16

24.09

24.09

Разделительные Ь и Ъ.

1

17

25.09

25.09

Р. р. Анализ сочинений по упражнению.

1

18

25.09

25.09

НЕ-с глаголами.

1

19

26.09

26.09

Р. р. Абзац как часть текста.

1

20

30.09

30.09

Р. р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.

1

21

01.10

01.10

Написание – тся и– ться в глаголах

1

22

02.10

02.10

Входной диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

1

23

02.10

02.10

Строение слова. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

1

24

03.10

03.10

Р. р. Художественная и научно – деловая речь

1

25

07.10

07.10

Как образуются формы слов с помощью окончания.

1

26

08.10

08.10

Р. р. Художественная и научно – деловая речь.

1

27

09.10

09.10

Слово как часть речи. Самостоятельные части речи

1

28

09.10

09.10

Как изменяются имена существительные, имена прилага­тельные и глаголы

1

29

10.10

10.10

Служебные части речи

1

30

14.10

14.10

Р. р. Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи


1

31

15.10

15.10

Р. р. Анализ контрольной работы. Что такое тип речи

1




СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА.

Фонетика. Орфоэпия. 16ч.


32

16.10

16.10

Что изучает фонетика

1

33

16.10

16.10

Звуки гласные и согласные

1

34

35

17.10

21.10

17.10

21.10

Р. р. Изложение «Барсучонок»

2

36

22.10

22.10

Р. р. Что такое тип речи.

1

37

23.10

23.10

Слог, ударение

1

38

23.10

23.10

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков

1

39

24.10

24.10

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

1

40

28.10

28.10

Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе

1

41

42

29.10

30.10

29.10

30.10

Р. р. Сочинение-описание по картине Шишкина «Корабельная роща»

2

43

30.10

30.10

К/Р Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.

1

44

31.10

31.10

Анализ контрольной работы

1

45

11.11

11.11

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы)

1

46

12.11

12.11

Р. р. Описание, повествование, рассуждение.

1

47

13.11

13.11

Р. р. Описание, повествование, рассуждение.

1




Лексика. Словообразование. Правописание. 62ч.


48

13.11

13.11

Как определить лексическое значение слов

1

49

14.11

14.11

Сколько лексических значений имеет слово

1

50

18.11

18.11

Когда слово употребляется в переносном значении

1

51

19.11

19.11

Как пополняется словарный состав языка

1

52

20.11

20.11

К/Р. Контрольный диктант №6 по теме «Лексика»

1

53

54

20.11

21.11

20.11

21.11

Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

2

55

25.11

25.11

Как образуются слова в русском языке

1

56

26.11

26.11

Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-)

1

57

27.11

27.11

Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-)

1

58

27.11

27.11

Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов

1

59

28.11

28.11

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

1

60

02.12

02.12

Что такое профессиональные и диалектные слова.

1

61

03.12

03.12

О чём рассказывают устаревшие слова

1

62

04.12

04.12

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

1

63

04.12

04.12

Р. р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение.

1

64

05.12

05.12

Р. р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение.

1

65

09.12

09.12

Правописание приставок.

1

66

10.12

10.12

Буквы И-Ы после Ц.

1

67

11.12

11.12

К/Р.Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание».

1

68

11.12

11.12

Анализ диктанта.

1

69

12.12

12.12

Р.р. Оценка действительности.

1

70

16.12

16.12

Что изучает синтаксис и пунктуация.

1

71

17.12

17.12

Словосочетание.

1

72

18.12

18.12

Словосочетание.

1

73

18.12

18.12

Контрольная работа за полугодие.

1

74

19.12

19.12

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1

75

23.12

23.12

Главные члены предложения

1

76

24.12

24.12

Тире между подлежащим и сказуемым

1

77

25.12

25.12

Предложения распространённые и нераспространённые

1

78

25.12

25.12

Второстепенные члены предложения

1

79

26.11

26.11

Дополнение

1

80

13.01

13.01

Определение.

1

81

14.01

14.01

Обстоятельство

1

82

14.01

14.01

Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

83

16.01

16.01

К/Р по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

84

16.01

16.01

Работа над ошибками

1

85


20.01

21.01

20.01

21.01

Р.р. Изложение

2

86

21.01

21.01

Однородные члены предложения.

1

87

23.01


Однородные члены предложения.

1

88

23.01


Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

1

89

27.01


Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

1

90

28.01


Р.р. Анализ текста: определите тип текста.

1

91

28.01


Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

1

92

30.01


Обращение

1

93

30.01


Обращение.

1

94

03.02


Синтаксический разбор простого предложения.

1

95

96

04.02

04.02


Р.р. Изложение с элементами сочинения

2

97

06.02


Сложное предложение.

1

98

06.02


Сложное предложение.

1

99

10.02


Сложное предложение.

1

100

11.02


Прямая речь.

1

101

11.02


Прямая речь.

1

102

13.02


Диалог

1

103

13.02


Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

104

105

17.02

18.02


К/Д Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Анализ диктанта.

1

1

106

107

18.02

20.02


Р.р. Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима"

2

108

20.02


Р.р. Строение текста типа рассуждения – доказательства.

1




Морфология. Правописание.

Глагол 22ч.


109

25.02


Что вы знаете о частях речи. Что обозначает глагол.

1

110

25.02


Р. р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях.

1

111

27.02


Слитное и раздельное написание НЕ -с глаголами

1

112

27.02


Как образуются глаголы

1

113

02.03


Виды глагола

1

114

03.03


Корни с чередованием букв – Е – И.

1

115

03.03


Корни с чередованием букв – Е – И.

1

116

05.03


Инфинитив.

1

117

05.03


Р. р. Строение текста типа повествование.

1

118

10.03


Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах.

1

119

10.03


Наклонение глагола.

1

120

12.03


Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

1

121

12.03


Как образуется повелительное наклонение глагола.

1

122

16.03


Времена глагола.

1

123

17.03


Спряжение глагола. Лицо и число.

1

124

17.03


Р.р. Сочинение-повествование «Как я….».

1

125

19.03


Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

126

19.03


Безличные глаголы.

1

127

30.03


Переходные и непереходные глаголы.

1

128

31.03


Повторение темы «Глагол».

1

129

31.03


К/Д Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

130

02.04


Анализ диктанта.

1




Имя существительное – 19ч


131

06.04


Что обозначает имя существительное.

1

132

07.04


Как образуются имена существительные.

1

133

07.04


Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК-.

1

134

09.04


Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК-

(-ЧИК-).

1

135

09.04


Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК-

(-ЧИК-).

1

136

13.04


Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

1

137

14.04


Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

1

138

14.04


Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

139

16.04


Собственные и нарицательные имена существительные.

1

140

16.04


Род имён существительных.

1

141

20.04


Существительные общего рода.

1

142

21.04


Всероссийская проверочная работа.

1

143

144

21.04

23.04


Род несклоняемых имён существительных.

Число имён существительных.

1

1

145

23.04


Падеж и склонение имён существительных.

1

146

27.04


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1

147

28.04


Употребление имён существительных.

1

148

28.04


К/Р Контрольная работа по морфологии. Анализ контрольной работы.

1

149

30.04


Р.р. Строение текста типа описания предмета.

1

150

30.04


Р.р. Соединение типов речи в тексте.

1




Имя прилагательное – 24


151

07.05


Что обозначает имя прилагательное.

1

152

07.05


Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

1

153

12.05


Правописание окончаний имён прилагательных

1

154

12.05


Образование имён прилагательных

1

155

14.05


Прилагательные полные и краткие

1

156

14.05


Р.р. Повторение раздела «Текст».

1

157

18.05


Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных

1

158

19.05


Как образуется сравнительная степень прилагательного

1

159

19.05


Как образуется превосходная степень прилагательного

1

160

21.05


Р.р. Контрольное изложение «Весной».

1

161

21.05


Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

162

25.05


К/Р Итоговый контрольный диктант

1

163

26.05


Анализ итогового контрольного диктанта

1

164

165

26.05

28.05


Повторение орфографии

2

166

28.05


Повторение пунктуации.

1












16


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.