Программа по русскому языку для 5 класса по УМК М.М. Разумовской
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Согласовано Протокол №1 от 30.08. 2019г. Руководитель ШМО: Г.И.Кожушкова | Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1 от 30.08. 2019г. Председатель: В.Г.Бондарев | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №4 В.Г.Бондарев приказ № 99 от 30.08. 2019г |
Рабочая программа
Уровень общего образования (класс): основное общее, 5 г класс
Количество часов:170
Учитель: Дуплищева Н.В.
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской.
Учебник «Русский язык» Издательство «Дрофа», 2016 год
Данная рабочая программа по русскому языку рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часа в год. В соответствии с годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год и расписанием 6 уроков выпадает на праздничные дни (24.02 09.03 04.05 05.05 11.05 ), поэтому программа запланирована на 165 часа в год.
При выпадении в течение года учебных часов по объективным причинам будут объединяться часы на изучение темы с целью достижения содержательного выполнения программы. В связи расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведенных учебных занятий будет произведена корректировка.
Планируемые результаты по русскому языку
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ком-пакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Продвижение учащихся в освоении курса русского языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение обучающимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на качественном уровне.
Содержание данного курса направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в каждом разделе курса русского языка: «Выпускник научится» и « Выпускник получит возможность научиться»
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
-использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
-использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
-соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
-оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Выпускник научится:
-различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
-понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
-понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
-извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
-соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
-излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
-писать рецензии, рефераты;
-составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
-писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
-владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
-различать и анализировать тексты разных жанров,
-создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
-оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
-различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
-создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
-анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
-характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
-оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
-проводить фонетический анализ слова;
-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
языка;
-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы словообразования;
-анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
-использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
-группировать слова по тематическим группам;
-подбирать к словам синонимы, антонимы;
-опознавать фразеологические обороты;
-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
-объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
-аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
-опознавать омонимы разных видов;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
-опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
-распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать синонимические средства морфологии;
-различать грамматические омонимы;
-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать синонимические средства синтаксиса;
-опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
-демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
-уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
-анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета, курса включает: наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий:
О ЯЗЫКЕ (2 часа)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (3 ч)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение.
Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (26 ч)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся и -ться в глаголах.
Не с глаголами.
Использование орфографического словаря.
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.
Знаменательные части речи, их основные признаки.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Фонетика Орфоэпия. Культура речи. 16 часов.
Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
ЛЕКСИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ. (62 часа)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.
Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст- (-ращ-). Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Пользование толковым, словообразовательным, грамматико-орфографическим словарями.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
ГЛАГОЛ (22 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -ться и -тся в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с чередованием и—е(-мир- мер-; -тир тер- и др.), их правописание.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).
Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.
Безличные глаголы.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (19 ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имен существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик).Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных.
Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имен существительных.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (24 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имен прилагательных.
Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении. Повторение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 б класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факт. | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| | | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ – 2 ч. | |
1 | 02.09 | 02.09 | Р/р. О языке. Зачем человеку нужен язык? | 1 |
2 | 03.09 | 03.09 | Что мы знаем о русском языке. | 1 |
| | | ФОНЕТИКА. ГРАФИКА – 3 ч. | |
3 | 04.09 | 04.09 | Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
4 | 04.09 | 04.09 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
5 | 05.09 | 05.09 | Фонетический разбор слова. | 1 |
| | | ТЕКСТ. ОРФОГРАФИЯ, ПИСЬМО. СТРОЕНИЕ СЛОВА.- 26 ч. | |
6 | 09.09 | 09.09 | Р. р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | 1 |
7 | 10.09 | 10.09 | Письмо. Орфография. Зачем людям письмо. | 1 |
8 | 11.09 | 11.09 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 |
9 | 12.09 | 12.09 | Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная (продолжение темы). | 1 |
10 | 16.09 | 16.09 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков | 1 |
11 | 17.09 | 17.09 | Текст. Орфография. Р. р. Что такое текст (повторение). Тема текста. | 1 |
12 | 18.09 | 18.09 | Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 |
13 | 18.09 | 18.09 | Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ. | 1 |
14 | 19.09 | 19.09 | Р. р. Основная мысль текста. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
15 | 23.09 | 23.09 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов. | 1 |
16 | 24.09 | 24.09 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 |
17 | 25.09 | 25.09 | Р. р. Анализ сочинений по упражнению. | 1 |
18 | 25.09 | 25.09 | НЕ-с глаголами. | 1 |
19 | 26.09 | 26.09 | Р. р. Абзац как часть текста. | 1 |
20 | 30.09 | 30.09 | Р. р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. | 1 |
21 | 01.10 | 01.10 | Написание – тся и– ться в глаголах | 1 |
22 | 02.10 | 02.10 | Входной диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 1 |
23 | 02.10 | 02.10 | Строение слова. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | 1 |
24 | 03.10 | 03.10 | Р. р. Художественная и научно – деловая речь | 1 |
25 | 07.10 | 07.10 | Как образуются формы слов с помощью окончания. | 1 |
26 | 08.10 | 08.10 | Р. р. Художественная и научно – деловая речь. | 1 |
27 | 09.10 | 09.10 | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи | 1 |
28 | 09.10 | 09.10 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
29 | 10.10 | 10.10 | Служебные части речи | 1 |
30 | 14.10 | 14.10 | Р. р. Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи | 1 |
31 | 15.10 | 15.10 | Р. р. Анализ контрольной работы. Что такое тип речи | 1 |
| | | СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. Фонетика. Орфоэпия. 16ч. | |
32 | 16.10 | 16.10 | Что изучает фонетика | 1 |
33 | 16.10 | 16.10 | Звуки гласные и согласные | 1 |
34 35 | 17.10 21.10 | 17.10 21.10 | Р. р. Изложение «Барсучонок» | 2 |
36 | 22.10 | 22.10 | Р. р. Что такое тип речи. | 1 |
37 | 23.10 | 23.10 | Слог, ударение | 1 |
38 | 23.10 | 23.10 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | 1 |
39 | 24.10 | 24.10 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 1 |
40 | 28.10 | 28.10 | Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе | 1 |
41 42 | 29.10 30.10 | 29.10 30.10 | Р. р. Сочинение-описание по картине Шишкина «Корабельная роща» | 2 |
43 | 30.10 | 30.10 | К/Р Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. | 1 |
44 | 31.10 | 31.10 | Анализ контрольной работы | 1 |
45 | 11.11 | 11.11 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы) | 1 |
46 | 12.11 | 12.11 | Р. р. Описание, повествование, рассуждение. | 1 |
47 | 13.11 | 13.11 | Р. р. Описание, повествование, рассуждение. | 1 |
| | | Лексика. Словообразование. Правописание. 62ч. | |
48 | 13.11 | 13.11 | Как определить лексическое значение слов | 1 |
49 | 14.11 | 14.11 | Сколько лексических значений имеет слово | 1 |
50 | 18.11 | 18.11 | Когда слово употребляется в переносном значении | 1 |
51 | 19.11 | 19.11 | Как пополняется словарный состав языка | 1 |
52 | 20.11 | 20.11 | К/Р. Контрольный диктант №6 по теме «Лексика» | 1 |
53 54 | 20.11 21.11 | 20.11 21.11 | Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 2 |
55 | 25.11 | 25.11 | Как образуются слова в русском языке | 1 |
56 | 26.11 | 26.11 | Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-) | 1 |
57 | 27.11 | 27.11 | Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-) | 1 |
58 | 27.11 | 27.11 | Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов | 1 |
59 | 28.11 | 28.11 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | 1 |
60 | 02.12 | 02.12 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | 1 |
61 | 03.12 | 03.12 | О чём рассказывают устаревшие слова | 1 |
62 | 04.12 | 04.12 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 1 |
63 | 04.12 | 04.12 | Р. р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение. | 1 |
64 | 05.12 | 05.12 | Р. р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение. | 1 |
65 | 09.12 | 09.12 | Правописание приставок. | 1 |
66 | 10.12 | 10.12 | Буквы И-Ы после Ц. | 1 |
67 | 11.12 | 11.12 | К/Р.Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание». | 1 |
68 | 11.12 | 11.12 | Анализ диктанта. | 1 |
69 | 12.12 | 12.12 | Р.р. Оценка действительности. | 1 |
70 | 16.12 | 16.12 | Что изучает синтаксис и пунктуация. | 1 |
71 | 17.12 | 17.12 | Словосочетание. | 1 |
72 | 18.12 | 18.12 | Словосочетание. | 1 |
73 | 18.12 | 18.12 | Контрольная работа за полугодие. | 1 |
74 | 19.12 | 19.12 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 |
75 | 23.12 | 23.12 | Главные члены предложения | 1 |
76 | 24.12 | 24.12 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
77 | 25.12 | 25.12 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 |
78 | 25.12 | 25.12 | Второстепенные члены предложения | 1 |
79 | 26.11 | 26.11 | Дополнение | 1 |
80 | 13.01 | 13.01 | Определение. | 1 |
81 | 14.01 | 14.01 | Обстоятельство | 1 |
82 | 14.01 | 14.01 | Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 |
83 | 16.01 | 16.01 | К/Р по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 |
84 | 16.01 | 16.01 | Работа над ошибками | 1 |
85 | 20.01 21.01 | 20.01 21.01 | Р.р. Изложение | 2 |
86 | 21.01 | 21.01 | Однородные члены предложения. | 1 |
87 | 23.01 | | Однородные члены предложения. | 1 |
88 | 23.01 | | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 |
89 | 27.01 | | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 |
90 | 28.01 | | Р.р. Анализ текста: определите тип текста. | 1 |
91 | 28.01 | | Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | 1 |
92 | 30.01 | | Обращение | 1 |
93 | 30.01 | | Обращение. | 1 |
94 | 03.02 | | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 |
95 96 | 04.02 04.02 | | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 2 |
97 | 06.02 | | Сложное предложение. | 1 |
98 | 06.02 | | Сложное предложение. | 1 |
99 | 10.02 | | Сложное предложение. | 1 |
100 | 11.02 | | Прямая речь. | 1 |
101 | 11.02 | | Прямая речь. | 1 |
102 | 13.02 | | Диалог | 1 |
103 | 13.02 | | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 |
104 105 | 17.02 18.02 | | К/Д Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». Анализ диктанта. | 1 1 |
106 107 | 18.02 20.02 | | Р.р. Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима" | 2 |
108 | 20.02 | | Р.р. Строение текста типа рассуждения – доказательства. | 1 |
| | | Морфология. Правописание. Глагол 22ч. | |
109 | 25.02 | | Что вы знаете о частях речи. Что обозначает глагол. | 1 |
110 | 25.02 | | Р. р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях. | 1 |
111 | 27.02 | | Слитное и раздельное написание НЕ -с глаголами | 1 |
112 | 27.02 | | Как образуются глаголы | 1 |
113 | 02.03 | | Виды глагола | 1 |
114 | 03.03 | | Корни с чередованием букв – Е – И. | 1 |
115 | 03.03 | | Корни с чередованием букв – Е – И. | 1 |
116 | 05.03 | | Инфинитив. | 1 |
117 | 05.03 | | Р. р. Строение текста типа повествование. | 1 |
118 | 10.03 | | Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах. | 1 |
119 | 10.03 | | Наклонение глагола. | 1 |
120 | 12.03 | | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | 1 |
121 | 12.03 | | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 1 |
122 | 16.03 | | Времена глагола. | 1 |
123 | 17.03 | | Спряжение глагола. Лицо и число. | 1 |
124 | 17.03 | | Р.р. Сочинение-повествование «Как я….». | 1 |
125 | 19.03 | | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 |
126 | 19.03 | | Безличные глаголы. | 1 |
127 | 30.03 | | Переходные и непереходные глаголы. | 1 |
128 | 31.03 | | Повторение темы «Глагол». | 1 |
129 | 31.03 | | К/Д Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
130 | 02.04 | | Анализ диктанта. | 1 |
| | | Имя существительное – 19ч | |
131 | 06.04 | | Что обозначает имя существительное. | 1 |
132 | 07.04 | | Как образуются имена существительные. | 1 |
133 | 07.04 | | Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК-. | 1 |
134 | 09.04 | | Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК- (-ЧИК-). | 1 |
135 | 09.04 | | Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК- (-ЧИК-). | 1 |
136 | 13.04 | | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. | 1 |
137 | 14.04 | | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. | 1 |
138 | 14.04 | | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 |
139 | 16.04 | | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
140 | 16.04 | | Род имён существительных. | 1 |
141 | 20.04 | | Существительные общего рода. | 1 |
142 | 21.04 | | Всероссийская проверочная работа. | 1 |
143 144 | 21.04 23.04 | | Род несклоняемых имён существительных. Число имён существительных. | 1 1 |
145 | 23.04 | | Падеж и склонение имён существительных. | 1 |
146 | 27.04 | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 |
147 | 28.04 | | Употребление имён существительных. | 1 |
148 | 28.04 | | К/Р Контрольная работа по морфологии. Анализ контрольной работы. | 1 |
149 | 30.04 | | Р.р. Строение текста типа описания предмета. | 1 |
150 | 30.04 | | Р.р. Соединение типов речи в тексте. | 1 |
| | | Имя прилагательное – 24 | |
151 | 07.05 | | Что обозначает имя прилагательное. | 1 |
152 | 07.05 | | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 1 |
153 | 12.05 | | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 |
154 | 12.05 | | Образование имён прилагательных | 1 |
155 | 14.05 | | Прилагательные полные и краткие | 1 |
156 | 14.05 | | Р.р. Повторение раздела «Текст». | 1 |
157 | 18.05 | | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | 1 |
158 | 19.05 | | Как образуется сравнительная степень прилагательного | 1 |
159 | 19.05 | | Как образуется превосходная степень прилагательного | 1 |
160 | 21.05 | | Р.р. Контрольное изложение «Весной». | 1 |
161
| 21.05 | | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
162 | 25.05 | | К/Р Итоговый контрольный диктант | 1 |
163 | 26.05 | | Анализ итогового контрольного диктанта | 1 |
164 165 | 26.05 28.05 | | Повторение орфографии | 2 |
166 | 28.05 | | Повторение пунктуации. | 1 |
| | | | |
16