Программа по самообразованию. Тема: «Наглядность, как эффективное средство в обучении детей с ТМНР (интеллектуальными нарушениями)»
Программа по самообразованию.
Тема: «Наглядность, как эффективное средство в обучении детей с ТМНР (интеллектуальными нарушениями)»
Программу составила:
учитель 1 категории
Конова М.В.
Содержание
I Введение. Актуальность проблемы
II Теоретическая часть
III Практическая часть
IV Заключение
V Литература
Актуальность проблемы.
Проблема использования наглядных средств обучения была актуальной во все времена. В последние годы заметно расширилась область наглядности и усложнился ее инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений к видеофильмам и компьютерным программам, с помощью которых учитель моделирует фрагменты объективной действительности.
Наглядность как принцип обучения был впервые обоснован в педагогических трудах Я.А. Коменского, где он также отметил способы использование наглядности во время обучения. Подтверждали важность наглядности для обучения такие педагоги, как А. Дистервег, И. Песталоцци. К.Д. Ушинский в своих трудах утверждал, что дети мыслят формами, цветом, звуками, ощущениями. Такое восприятие наглядности дало ему возможность сформулировать: эффективность обучения повышается с увеличением использования учащимися в обучении количества органов чувств.
У обучающихся с ТМНР (интеллектуальными нарушениями) отмечается недостаточный уровень познавательной деятельности, низкая мотивация к обучению. У них наблюдается слабая работоспособность и самостоятельность. И поэтому в своей работе я ищу такие методы и приемы обучения, которые повысят эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Целями школьного образования являются не только приобретение ребенком знаний и умений, но и раскрытие, и развитие его способностей, а так же создание благоприятных условий для их реализации. Очень хорошо в этом помогает игровая среда, это среда в которой ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Здесь есть возможность каждому найти свое место, проявить самостоятельность и инициативу, показать свои возможности. Использование активных методов и приемов обучения в образовательном процессе позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, особенно для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в
целом.
Учитывая актуальность данной проблемы, я определила тему по самообразованию: «Наглядность, как эффективное средство в обучении детей с ТМНР (интеллектуальными нарушениями)».
Цель работы – выявить эффективность использования наглядности для обучения детей с ТМНР (интеллектуальными нарушениями).
С учетом поставленной цели определила следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядные средства обучения» и их виды.
2. Рассмотреть методы формирования учебной и познавательной деятельности у обучающихся с ТМНР (интеллектуальными
нарушениями) посредством применения наглядных средств обучения.
3. Разработать комплекс уроков с использованием наглядных средств, направленный на формирование учебной деятельности обучающихся с ТМНР (интеллектуальными нарушениями).
4. Выявить эффективность экспериментальной работы.
Планируемый результат:
•Повысить свою педагогическую компетентность в процессе изучения данной проблемы.
•Создание банка данных, методических материалов, наглядных пособий для работы с обучающимися с ТМНР (интеллектуальными нарушениями).
•Повысить уровень познавательной активности обучающихся.
Теоретическая часть
Использование наглядного материала в обучении умственно отсталых детей своеобразно.
Наглядность для таких детей играет большую роль:
- происходит активизация познавательной деятельности;
-развитие восприятия;
-развитие абстрактного мышления и практических действий;
-расширяется словарный запас детей;
-уточняется знание значения различных слов.
В специальной педагогике проблема наглядности в обучении детей с
нарушением интеллекта рассмотрена А. А. Катаевой, Е.А.Стребелевой,
О.П.Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.Н. Граборовым и др.
А.Н. Граборов отмечал «колоссальные возможности коррекции, которые
заложены в наглядности, как в одном из основных дидактических
принципов.
Выделяется три основных вида наглядности: предметная, изобразительная и словесная.
Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями обучающегося, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.
Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов. Выделяют три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картинок,
произведений живописи, слайдов, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявление эмоций и т.п. В аналогичных
ситуациях могут
использоваться репродукции, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно – популярные и художественные.
Символическая или схематическая наглядность.
К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм,
графиков. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под
ней понимается написание на доске или демонстрация с помощью других
средств наиболее существенных правил, терминов, формул и другой
текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.
Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется когда применение
предметной или изобразительной наглядности невозможно. В таких случаях педагог наглядно описывает ситуацию,
приводит пример из художественного произведения.
Очень часто мы используем традиционный способ демонстрации наглядности – картинки, классная доска, проектор, компьютер (интерактивная доска).
Но, для того что бы наглядность более эффективно использовалась на уроках, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Изучаемый предмет или объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
2. необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
3. наглядность должна соответствовать задачам обучения на данном этапе;
4. соответствовать содержанию урока;
5. вводить наглядность во время урока постепенно, по мере необходимости;
6. при показе иллюстраций выделение главного существенного;
7. продумывание пояснений, которые вы будете давать в ходе демонстрации.
В коррекционной школе мы применяем в основном такие же методы работы, что и в обычных школах, только более дифференцированные.
Применяемые нами для коррекционно – воспитательной работы
методы, приемы определяются особенностями обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Практическая часть
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно поверхностное восприятие предмета. Поэтому на первых этапах обучения я очень осторожно использовала в качестве наглядности картинки. Так как дети часто не могли понять роль изображения как заменителя предмета, изображение действия они воспринимали как позу человека (животного). Поэтому свою работу вначале я построила на обучение детей восприятию изображения на картинке, и соотнесения его с реальным предметом или действием. Причем использовала разнообразные картинки с одним и тем же предметом или действием.
На уроках «Речь и альтернативная коммуникация» я предъявляю
иллюстративный материал в определенной последовательности.
•В самом начале для ориентировочных бесед беру картинки с широкой тематикой ( «На улице», «Семья», «В лесу», «На лугу» и т.д.);
•для работы над построением двухсловной фразы использую картинки изображающие действие или состояние («Девочка рисует», «Мальчик играет» и т.д);
•затем беру картинки для построения фразы из трех слов («Девочка рисует дом», «Дети убирают листву», «Мама моет посуду», «Кошка пьет молоко»)
•следующий этап – картинки на образование родовых понятий ( «Капуста и морковь – овощи», «Тетрадь и ручка – школьные принадлежности», «Корова и лошадь – домашние животные»)
•для освоения практики общения с окружающими взрослыми людьми, одноклассниками, друзьями использую разнообразный предметный и изобразительный дидактический материал, иллюстрирующий природный и социальный окружающий мир.
•в дальнейшем работу по картинкам планирую в двух направлениях:
описание картины и творческий рассказ по ней. Прекрасным пособием являются постепенно усложняющиеся составные картины.
На уроках по предмету “Математические представления” использую
разнообразный дидактический материал:
•различные предметы, игрушки разной формы, величины, цвета;
•иллюстрации предметов, людей, объектов природы;
• изображения цифр, знаков, геометрических форм;
Так как у меня в классе дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями развития, поэтому уроки математики представляют для них сложность, особенно в овладении счетом. Обучение счету таких детей возможно лишь на практической
наглядной основе. И поэтому мы на уроке выполняем действия с
конкретными предметами: с карандашами, палочками, камушками,
тетрадями, мелкими игрушками, счетами. Так же на уроках часто использую различные трафареты, шаблоны для обводки.
На уроках «Окружающий мир» происходит формирование у обучающихся представлений об окружающем. На уроках использую традиционнык дидактические средства с применением компьютера, интернет – ресурсов и печатных материалов. Для расширения опыта взаимодействия с окружающим миром помогает
непосредственный контакт обучающихся с миром природы, с растениями и животными. Так при знакомстве с миром растений я использую, как наглядность комнатные растения, а затем мы знакомимся с растениями пришкольного участка, луга, поля. Так же средствами обучения могут быть птицы и животные.
На уроках по предмету «Окружающий социальный мир» использую
натуральные предметы быта и игрушки заменяющие их (телефон, часы, осветительные приборы, бытовые приборы, посуда и т.п.), а также игрушки, картинки, открытки, разнообразные таблички, схемы, знаки
дорожного движения, фотографии людей различных профессий и т.д.
Наибольшую трудность для обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями представляет освоение последовательности бытовых действий при одевании и раздевании, умывании, заправки кровати, подметании пола и т.д. Для обучения этим навыкам использую разнообразные дидактические игры типа «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», « Уберемся в комнате». Применяю рассматривание серий сюжетных картинок: дети одеваются на прогулку или как дети убираются в классе, заправляют постель и т.д. Так на уроках по темам «Сезонная одежда», вместе с обучающимися изготавливаем папки-ширмы («Алгоритм одевания на прогулку», «Как правильно чистить зубы») коллажи, лэпбуки (« Посуда», « Предметы личной гигиены»).
При проведении уроков по «Окружающему социальному миру» особое значение приобретает один из методов наглядного обучения – экскурсия.
Экскурсии помогают учащимся знакомиться с окружающим миром, природными явлениями, развивают наблюдательность, мышление.
Одним из средств наглядности в коррекционной школе выступает
иллюстративность. К этому средству наглядности относят рисование, лепку, аппликацию,
мозаичные работы из ткани, цветной бумаги, крупы, природного материала, цветной соли.
Мои обучающиеся очень любят рисовать, лепить, выполнять работы в техники
аппликации. И делают это они в основном с образца или с натуры. На уроках или внеурочной деятельности я стараюсь научить обучающихся выделять основные части, видеть в предмете форму, цвет, расположение элементов, особое внимание уделяю восприятию предмета в целом, формированию положительного эмоционального отношения к нему.
Заключение
В методической литературе отмечается, что дети с интеллектуальными нарушениями из – за особенностей психической деятельности нуждаются в использовании
наглядности на уроках в большой степени, чем нормальные.
Чтобы добиться лучшего усвоения учебного материала умственно отсталыми детьми необходимо организовывать урок так, чтобы было задействовано как можно большее количество рецепторов.
Таким образом, наглядность является важным средством познания мира
детьми с умственной отсталостью, т.к. усвоение учебного материала ими
происходит с опорой на чувственное восприятие действительности. Наглядность повышает интерес
детей к знаниям и делает процесс обучения максимально эффективным.
Список литературы
1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя.—— М.: Просвещение, 1991.— 94 с.
2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. Авторы – составители В.Г.Петрова, Т.В.Шевырева. – М., Классик Стиль, 2005. – 245с. 3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. – 208 с. 4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб.заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 208 с.