Рабочая программа по сельскохозяйственному труду для детей с интеллектуальными нарушениями (9 класс, надомное обучение)
Рабочая программа по с. х.
DOCX / 39.77 Кб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Сельскохозяйственный труд»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Сельскохозяйственный труд.
Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по сельскохозяйственному труду, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа составлена из расчета 34 часа (1 час в неделю) на изучение в 9 классе.
Программа содержит доступный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Цельпрограммы:
- допрофессиональная подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в развитии, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.
Задачи:
- Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
- Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений.
- Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
- Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, заочная экскурсия, практическая работа, наглядный материал: натуральные овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.
Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение, учащимся предлагается подготовка проектов, что побуждает их искать дополнительные сведения об изучаемом объекте. Для проверки умений и навыков в конце изучения каждого раздела рекомендуется самостоятельная работа.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях биологии, естествознания, математики. На всех занятиях используются элементы национально-регионального компонента, учитываются особенности выращивания тех или иных культур в условиях данного региона,
Процесс образования ориентирован на работу с учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности.
Программа направлена на закрепление полученных ранее знаний и навыков.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Овощеводство. |
11 |
3 |
Садоводство. |
3 |
4 |
Животноводство. |
14 |
5 |
Комнатное цветоводство. |
4 |
6 |
Обобщающий урок. |
1 |
|
|
34 |
Содержание программы
Название раздела |
Содержание тем учебного курса |
Введение. |
Значение сельскохозяйственноготруда в жизни людей. |
Овощеводство. |
Урожай томатов. Болезни томатов.Промывка и просушка семян томатов.Правила извлечения семян из огурцов. Промывка и просушка семян огурцов.Картофель Болезни картофеля. Закладка картофеля на хранение.Сорта и гибриды огурца для защищённого грунта.Весенние теплицы и их подготовка к новому сезону.Выращивание рассады огурца.Вредители и болезни огурца в защищённом грунте.Высаживание рассады огурца в защищённый грунт. |
Садоводство. |
Подготовка плодового сада к зимовке.Охрана плодовых деревьев от грызунов.Болезни плодовых деревьев. |
Животноводство. |
Зоогигиенические требования к условиям содержания коров. Правила производственной санитарии.Крупный рогатый скот. Обращение с животными.Молодняк. Возраст разделения молодняка.Содержание откормочного молодняка.Нормы, рацион кормления откормочного молодняка.Доильный аппарат.Доильные установки. Молокопровод.Первичная обработка молока.Пастбищное содержание КРС.Кормовые травы пастбищ. Ядовитые травы пастбищ. Лошади. Значение и особенности.Содержание рабочих лошадей и уход за ними.Кормление рабочих лошадей. |
Комнатное цветоводство. |
Наиболее распространённые виды комнатных растений.Правила и приёмы полива комнатных растений.Приёмы ухода за комнатными растениями.Размножение комнатных растений |
Учащиеся должны знать:
- признаки поражения растений томатов
- дозревание плодов и их переработку
-как убирать огурцы семенники
- правила извлечения семян
- уход за молодым садом
- подготовка молодого сада к зиме
- как выращивать рассаду огурцов для теплицы
- формирование кроны молодого плодового дерева
- выращивание огурцов в плёночной теплице
- пастьбу телят, правила о пастьбе
- производственную санитарию и личную гигиену доярки
- выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота
- устройство доильного аппарата
- уход за телятами в молочный период
- машинное доение коровы
- пастьбу коров, виды пастбищ, правила пастьбы.
Учащиеся должны уметь:
- выделять семена огурцов и томатов
- производить окопку приствольного круга плодового круга
- выращивать рассаду огурцов
- ухаживать за комнатными цветами
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Е.А. Ковалева. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, сборник №2, Москва «Владос», 2011г.
2. Е.А. Ковалева. Учебник Технология « Сельскохозяйственный труд», 9 класс, Москва «Просвещение», 2011 г.
3. Скотоводство. Издание 2-е, переработанное и дополненное под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Е.А. Арзуманяна. Москва «Колос» 1978 г.
4.Натуральные объекты: томаты, огурцы, семена овощных культур, доильный аппарат и т. д.
5.Таблицы по сельскохозяйственному труду в соответствии с программой обучения.
Календарно-тематическое планирование по сельскохозяйственному труду 9 класс
№ урока в теме |
№ урока по п/п |
Темы программы |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к подготовке учащихся |
Дата |
|
план |
факт |
||||||
Введение (1 ч.) |
|||||||
1 |
1 |
комбинированный |
Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Беседа с учащимися о предстоящей работе в течении года. |
Знать о значении сельскохозяйственного труда в жизни человека, профессиях сельского хозяйства. Направлениях сельского хозяйства. Обучающиеся должны иметь представление об охране труда, спецодежде. |
|
|
|
Овощеводство. (6 ч.) |
|||||||
1 |
2 |
Урожай томатов. Болезни томатов. |
комбинированный |
Расчёт урожая томатов, урожайность по сортам. Болезни, признаки, причины профилактика, лечение. Фитофтора, кладоспориоз. |
Обучающиеся должны знать: признаки поражения растений томата фитофторой, правила сбора плодов томата. Обучающиеся должны уметь: собирать плоды томата, выбирать семена из полностью размягченных плодов, промывать и просушивать семена. |
|
|
2 |
3 |
Промывка и просушка семян томатов. |
урок-практикум |
Получение семян томата. Уборка плодов томата для получения семян. Выделение семян из плодов томата. |
|
|
|
3 |
4 |
Правила извлечения семян из огурцов. |
урок-практикум |
Получение семян томата. Уборка плодов томата для получения семян. Выделение семян из плодов томата. |
Обучающиеся должны иметь представление о внешнем виде огурцов, оставленных для получения семян. Обучающиеся должны знать: сроки уборки, признаки созревания и приемы хранения огурцов- семенников, правила извлечения семян. Обучающиеся должны уметь: собирать огурцы- семенники, извлекать семена из семенных камер, промывать, просушивать семена |
|
|
4 |
5 |
Промывка и просушка семян огурцов. |
урок-практикум |
|
|
||
5 |
6 |
Картофель Болезни картофеля. |
комбинированный |
Копка клубней картофеля, сбор, просушка и закладка на хранение. |
Обучающиеся должны уметь: выкапывать клубни картофеля, собирать, просушивать и закладывать на хранение. |
|
|
6 |
7 |
Закладка картофеля на хранение. |
комбинированный |
|
|
||
Садоводство. (3 ч.) |
|||||||
1 |
8 |
Подготовка плодового сада к зимовке. |
комбинированный |
Высокорослые и низкорослые плодовые деревья, понятие о приствольном круге дерева, правила перекопки приствольного круга, правила подготовки плодового дерева к зимовке: вырезка сухих ветвей, удаление отмершей коры, уничтожение гнёзд вредителей. |
Обучающиеся должны знать: признаки однолетнего прироста плодового дерева, заглубление или оголение корневой шейки посаженного дерева. Обучающиеся должны уметь: собирать опавшие листья граблями и укладывать в кучи, вскапывать приствольные круги. |
|
|
2 |
9 |
Охрана плодовых деревьев от грызунов. |
комбинированный |
Грызуны, наносящие вред плодовому саду: мыши, зайцы. Способы защиты деревьев от грызунов. |
|
|
|
3 |
10 |
Болезни плодовых деревьев. |
комбинированный |
Основные болезни плодовых деревьев, признаки заболевания, меры профилактики, способы лечения. Химические средства, экологически чистые средства. |
Обучающиеся должны знать: основных вредителей молодых посадок плодовых деревьев, меры борьбы с ними и приспособления для охраны молодых плодовых деревьев |
|
|
|
|
Животноводство. (14 ч.) |
|
|
|
|
|
1 |
11 |
Зоогигиенические требования к условиям содержания коров. Правила производственной санитарии. |
комбинированный |
Познакомить с требованиями к устройству коровника, к содержанию помещений и к личной гигиене работников фермы. Воспитывать интерес к профессии животновода. |
Знать меры безопасности при уходе за КРС. |
|
|
2 |
12 |
Крупный рогатый скот. Обращение с животными. |
комбинированный |
КРС. Виды КРС (коровы, быки, молодняк). Внешнее строение коровы. Правила обращения с животными. |
Знать виды и разнообразие крупно-рогатого скота. Уметь находить отличительные черты и особенности различных животных. Знать правила обращения с КРС. |
|
|
3 |
13 |
Молодняк. Возраст разделения молодняка. |
комбинированный |
Молодняк разного возраста: телёнок на молочном вскармливании, телёнок на пойле, телушка. |
Обучающиеся должны иметь представление о нормах и рационах кормления молодняка. Обучающиеся должны знать: возраст разделения молодняка, постановку бычков на откорм, выращивание телок для пополнения дойного стада, содержание откормочного молодняка. |
|
|
4 |
14 |
Содержание откормочного молодняка. |
комбинированный |
Правила раздельного содержания молодняка, содержание бычков на откорм, содержание тёлок для ремонтного стада. |
|
|
|
5 |
15 |
Нормы, рацион кормления откормочного молодняка. |
комбинированный |
|
|
|
|
6 |
16 |
Доильный аппарат. |
комбинированный |
Общее представление о доильном аппарате и его составных частях, назначение каждого элемента, механизм действия, подготовка коровы к доении. Основные и вспомогательные операции при машинном доении, последовательность их выполнения, правила надевания и съема доильных стаканов, правила включения доильного аппарата, признаки окончания доения и машинноедодаивание. |
Обучающиеся должны иметь представление о машинном доении коров. Обучающиеся должны знать: составные части доильного аппарата, назначение частей, устройство доильного стакана, пульсатора, коллектора. Обучающиеся должны уметь: разбирать и собирать доильный аппарат, доильный стакан, пульсатор, коллектор. |
|
|
7 |
17 |
Доильные установки. Молокопровод. |
комбинированный |
Общее представление о доильных установках. |
|
|
|
8 |
18 |
Первичная обработка молока. |
комбинированный |
Правила первичной обработки молока, процеживание, охлаждение. Гигиена первичной обработки молока, правила хранения охлаждённого молока. |
|
|
|
9 |
19 |
Пастбищное содержание КРС. |
комбинированный |
Правила безопасности при выпуске коров на пастбище, правила пастбищного содержания коров. |
Обучающиеся должны знать: виды пастбищ, полезные и ядовитые травы для коров, порядок выгонки коров на пастбище, правила пастьбы, поения, отдыха животных на пастбище |
|
|
10 |
20 |
Кормовые травы пастбищ. |
комбинированный |
Основные травы пастбищ: ежа, клевер, тимофеевка и др. |
|
|
|
11 |
21 |
Ядовитые травы пастбищ. |
комбинированный |
Ядовитые травы пастбищ. |
|
|
|
12 |
22 |
Лошади. Значение и особенности. |
комбинированный |
Особенности лошадей, породы. Содержание и кормление лошадей. Уход. Кормление. |
Обучающие должны знать: значение, особенности и породы лошадей, содержание и кормление рабочих лошадей и уход за ними, одноконную упряжь и запряжку рабочих лошадей |
|
|
13 |
23 |
Содержание рабочих лошадей и уход за ними. |
комбинированный |
|
|
||
14 |
24 |
Кормление рабочих лошадей. |
комбинированный |
|
|
||
Комнатное цветоводство. (4 ч.) |
|
||||||
1 |
25 |
Наиболее распространённые виды комнатных растений. |
комбинированный |
Наиболее распространенные виды комнатных растений. Общие представления о потребностях различных групп комнатных растений в питательной среде, свете, температуре выращивания. |
Знать наиболее распространенные виды комнатных растений. |
|
|
2 |
26 |
Правила и приёмы полива комнатных растений. |
комбинированный |
Правила и приѐмы полива комнатных растений. Температура воды для полива. Определение влажности почвы и воздуха в цветочном горшке. |
Знать правила и приѐмы полива комнатных растений |
|
|
3 |
27 |
Приёмы ухода за комнатными растениями. |
комбинированный |
Приѐмы ухода за комнатными растениями (рыхление, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших частей растения, опрыскивание, удаление загрязнений с крупных листьев). |
Знать приѐмы ухода за комнатными растениями |
|
|
4 |
28 |
Размножение комнатных растений. |
комбинированный |
Размножение комнатных растений. Лучшее время для размножения комнатных растений. Правила заготовки и укоренения черенков. |
Знать способы размножения комнатных растений. Знать лучшее время для размножения комнатных растений. |
|
|
Овощеводство. (5 ч.) |
|||||||
1 |
29 |
Сорта и гибриды огурца для защищённого грунта. |
комбинированный |
Сорта и гибриды огурцов для защищённого грунта, сроки посева, условия выращивания здоровой рассады. |
Обучающиеся должны знать: сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивания в теплице, сроки посева семян для получения раннего урожая, условия необходимые для получения здоровой рассады. |
|
|
2 |
30 |
Весенние теплицы и их подготовка к новому сезону. |
комбинированный |
Виды весенних теплиц, обогрев теплиц, подготовка теплицы к новому сезону, обеззараживание. Регуляция температуры, |
Обучающиеся должны знать: виды весенней теплицы, оборудование, обогрев теплицы, подготовку теплицы к новому сезону |
|
|
3 |
31 |
Выращивание рассады огурца. |
урок-практикум |
Практическая работа: подготовка горшков или водонепроницаемых стаканов, заполнение земляной смесью, раскладка семян, полив, уход. |
Обучающиеся должны уметь: готовить горшки или водонепроницаемые стаканы, заполнять их земляной смесью, раскладывать семена огурцов в горшке или стакане, поливать и подкармливать посевы. |
|
|
4 |
32 |
Вредители и болезни огурца в защищённом грунте. |
комбинированный |
Болезни и вредители огурца: внешние признаки, профилактика, лечение. Химические и органические вещества для борьбы с болезнями и вредителями. |
Знать вредителей и болезни огурцов в защищённом грунте, признаки заболеваний, меры профилактики и способы лечения. |
|
|
5 |
33 |
Высаживание рассады огурца в защищённый грунт. |
урок-практикум |
Сроки высадки рассады в теплицу, правила подвязки стеблей, подкормки. Практическая работа: подготовка грунта в теплице, высадка рассады, полив. |
Обучающиеся должны знать: виды весенней теплицы, оборудование, обогрев теплицы, подготовку теплицы к новому сезону, сроки высадки рассады огурцов в теплицу, приемы подвязки стеблей, подкормку растений органическими и минеральными удобрениями (дозы и сроки внесения). Обучающиеся должны уметь: готовить парник к высадке рассады огурца, высаживать рассаду, поливать и подкармливать. |
|
|
|
34 |
Обобщающий урок. (1 ч.) |
комбинированный |
Повторение изученного за год. |
ЗУН |
|
|
Елена Владимировна