Программа по самообразованию «Росток здоровья» (1–2 классы, воспитанники с ОВЗ)
Пояснительная записка
Программа «Росток здоровья», для воспитанников первого класса с ограниченными возможностями здоровья, составлена в соответствии:
Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат».
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016 -2017 учебный год.
Рабочая программа «Росток здоровья» рассчитана на 34 часа (один час в неделю) в соответствии с годовым календарно-тематическим планом КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год. Данная программа реализуется через уроки здоровья, внеурочная деятельность которых проводятся один раз в неделю.
Актуальность программы «Росток здоровья» обусловлена приоритетным направлениями политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образование: детей, педагогов и родителей.
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Одной из главных задач воспитателя является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Цель программы: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в период обучения и в течение всей жизни.
Достичь поставленной цели позволяет решение следующих задач.
Задачи программы:
формировать у обучающихся жизненно важные культурно -гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле, осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
привить навыки здоровьесберегающего поведения;
обучить бытовой безопасности и профилактике несчастных случаев;
сформировать представления о здоровом питание, режиме дня;
развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
предоставление в занимательной форме информации о ценности здоровья, необходимости его сохранения и укрепления
способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при воспитании.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: информационно-коммуникативные технологии; групповая и индивидуальная работа; практическая работа; творческие проекты; физкультурно-оздоровительные мероприятия; решение различных проблемных ситуаций.
Организация занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Воспитание здорового образа жизни включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила личной гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Также используются следующие методические приемы:
рассказы и беседы воспитателя;
моделирование различных ситуаций;
сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
игры-забавы;
пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика;
физкультминутки.
прогулки с включением подвижных игр;
уроки здоровья;
чтение художественной литературы
интегрированные занятия
викторины
Ежедневное проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, прогулка, чистка зубов, мытье рук, утренний и вечерний туалет).
Для организации ознакомления детей младшего школьного возраста с основами здорового образа жизни в квартире созданы следующие условия:
1)Физкультурный уголок: он содержит оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотеку подвижных игр, комплекс утренней гимнастики, дыхательной гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
2)Уголок здоровья: здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения, профилактика вредных привычек.
Предполагаемый результат:
создание воспитательной среды, формирующей у детей с ОВЗ значимого отношения к здоровому образу жизни и активное включение в эту среду;
профилактика и устранение вредных привычек;
снижение показателя заболеваемости и утомляемости;
положительная динамика показателей здорового образа жизни,
приобретение и закрепление культурно-гигиенических навыков.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие по ЗОЖ |
1 |
|
Здоровье и спорт |
|||
2 |
Здоровым будь – о бедах позабудь |
1 |
|
3 |
В здоровом теле – здоровый дух |
1 |
|
4 |
Спорт нам поможет силы умножить |
1 |
1 |
Личная гигиена |
|||
5 |
Чистота-залог здоровья |
1 |
|
6 |
Ролевая игра «Влажная уборка квартиры» |
1 |
|
7 |
Личная гигиена человека |
1 |
|
8 |
Уход за кожей, ушами, зубами (практикум) |
1 |
|
Здоровье и питание |
|||
9 |
Витамины и здоровый организм |
1 |
|
10 |
Полезная и вредная пища |
1 |
1 |
Забота о здоровье |
|||
11 |
Здоровье и болезнь |
1 |
|
12 |
«В стране Болючке» игра |
1 |
|
13 |
Мои защитники-кто они |
1 |
|
14 |
«Советы доктора Градусника» |
1 |
|
15 |
Лекарственные препараты. |
1 |
|
16 |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов |
1 |
1 |
17 |
Викторина «Нет вредным привычкам» |
1 |
|
18 |
Сон-лучшее лекарство |
1 |
|
19 |
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» |
1 |
|
Познай самого себя |
|||
20 |
Как устроено тело человека |
1 |
|
21 |
«Я человек» игра-инсценировка |
1 |
|
22 |
Правильная осанка человека |
1 |
|
23 |
Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний |
1 |
1 |
24 |
Забота о коже. Если кожа повреждена. |
1 |
1 |
25 |
Крепкие-крепкие зубы |
1 |
|
Дружи с водой |
|||
26 |
«Вода – источник жизни» |
1 |
|
27 |
Закаляйся, если хочешь быть здоров |
1 |
|
28 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья |
1 |
|
29 |
Подведение итогов за год |
1 |
1 |
Итого: 34 часа |
22 |
12 |
Содержание программы
Тема занятия |
Содержание занятия |
1.Вводное занятие по ЗОЖ -1ч. |
Цель: познакомит детей с программой «Росток здоровья», темами и видами занятий, дать общие понятия. Методическое оснащение: иллюстрации по теме, дидактический материал. Основные понятия: рассказать что такое здоровый образ жизни. |
2. Здоровье и спорт -4ч. Здоровым будь – о бедах позабудь. В здоровом теле – здоровый дух. Спорт нам поможет силы умножить. |
Цель: приобщить детей к спорту, научить различным подвижным играм и физическим упражнениям. Методическое оснащение: наглядные пособия, иллюстрации по теме, различный спортивный инвентарь. Основные понятия: что такое спорт, какие бывают виды спорта, зачем надо вести здоровый образ жизни. |
3 Личная гигиена-4ч. Чистота-залог здоровья. Ролевая игра «Влажная уборка квартиры». Личная гигиена человека. Уход за кожей, ушами, зубами (практикум). |
Цель: обучить детей элементарным навыкам ухода за своим телом, ушами, зубами, кожей. Методическое оснащение: различные принадлежности для ухода за собой (зубная щетка, зубная паста, мыло, ушные палочки и т.д.) Основные понятия: что такое чистота и личная гигиена, как ухаживать за своим телом. |
4. Здоровье и питание-3ч. Витамины и здоровый организм. Полезная и вредная пища. |
Цель: рассказать детям о вреде и пользе различных продуктов, дат общее понятие что такое витамины. Методическое оснащение: иллюстрации с разной едой, овощами и фруктами, упаковка с витаминами, дидактическая игра. Основные понятия: что такое витамины, где они содержатся и для чего нужны. |
5.Забота о здоровье-10ч. Здоровье и болезнь. «В стране Болючке» игра. Мои защитники-кто они. «Советы доктора Градусника». Лекарственные препараты. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Викторина «Нет вредным привычкам». Сон-лучшее лекарство. Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». |
Цель: раскрыть суть таких понятий как болезнь, лекарственные препараты, научить детей первой помощи. Методическое оснащение: различные упаковки от таблеток и лекарств, аптечка первой помощи, наглядные пособия. Основные понятия: разобрать значение слов болезнь, сон, лекарства, иммунитет. |
6.Познай самого себя-8 ч. Как устроено тело человека. «Я человек» игра-инсценировка. Правильная осанка человека. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Забота о коже. Если кожа повреждена. Крепкие-крепкие зубы. |
Цель: ознакомить детей как устроено тело человека, что надо знать о своем теле и его состояние. Методическое оснащение: иллюстрации тела человека (легкие, скелет, кожа и зубы), дидактические игры, зубная паста и щетка, мыло и полотенце. Основные понятия: внутренние органы, простудные заболевания и правильная осанка. |
7.Дружи с водой-3ч. «Вода – источник жизни». Закаляйся, если хочешь быть здоров. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. |
Цель: привлечь детей вести здоровый образ жизни, закалятся. Методическое оснащение: стакан воды, таз, дидактический и наглядный материал. Основные понятия: рассказать о важной роли воды в нашей жизни. |
8. Подведение итогов за год-1ч. |
Цель: обобщить и закрепить полученный за год знания о здоровом образе жизни. Методическое оснащение: тетради по ЗОЖ, анкеты и опросники в картинках. Основные понятия: что усвоили дети в течение года. |
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. Критериями результативности усвоения программы являются знания и умения полученные в течение года.
Знания:
правила личной гигиены и здорового образа жизни;
о витаминах;
о различных видах спорта;
строение своего тела;
привычки вредные и полезные;
о вреде табака, алкоголя;
правила соблюдения режима дня и питания.
Умения:
ответственно относиться к своему здоровью;
управлять своим эмоциональным состоянием;
соблюдать правила личной гигиены;
ухаживать за кожей, глазами, зубами;
следить за своей осанкой;
оказывать первую медицинскую помощь;
быть осторожным с различными лекарствами;
правильно соблюдать свой рацион питания;
совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
ценностного отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
достигать поставленной цели использовать личные знания, опыт;
отрицательного отношения к алкоголю и курению;
четкой жизненной позиции, направленной на положительное формирование личности в социуме;
информированность по вопросам здоровья,
медицинского воспитания, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
Заключение
Формирование здоровой личности школьника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. На протяжении школьного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания, умения, навыки и представления о себе, своем здоровье, физической культуре и здоровом образе жизни позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Список литературы
Антропова, М.В. Режим дня школьника [Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. - М.: Изд. центр «Венгава-граф», 2002.
Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья [Текст] / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Алексин. – М.: Педагогика, 1990.
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 1982.
Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.
Гринене Э.Ю. Некоторые аспекты обучения детей и подростков здоровому образу жизни [Текст] / Э.Ю. Гринене // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2011.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2007.
Зайцев, Г.К. Уроки Айболита [Текст] / Т.К. Зайцев. - СПб., 1997.
Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1996.
Зайцев, Г.К. Школьная валеология [Текст]: научное обоснование и 1 программное обеспечение/ Г.К. Зайцев. -СПб., 1997.
Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1995.
Зайцев, Г.К. Твое здоровье: укрепление организма [Текст] / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. -СПб, 1998.
Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.В. Карасева // Начальная школа. - 2005. - № 11
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: Вако, 2004.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст]: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007.
Комур Г.Д. Формирование гигиенических навыков у детей с нарушенным интеллектом [Текст] / Г.Д. Гомур. – Новосибирск: Гамма, 2012.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Н.П. Коняева. – М.: Владос, 2010.
Ляхович А.В. Обучение здоровью в школе: методика, медико-педагогические технологии, результаты [Текст] / А. В. Ляхович // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2011.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2002.
Обухова Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие [Текст] / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Пускаева М.И. Развитие санитарно-гигиенических навыков у школьников с умственной отсталостью [Текст] / М.И. Пускаева. – СПб.: Образование, 2004.
"50 уроков здоровья", Н.Коростелев, М., 1991 год.
Рубинштейн C.Л. О воспитании привычек у детей. Т.2 [Текст] / C.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. пособие / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986.
Сердюковская Г.Н. Гигиеническое воспитание детей и подростков [Текст] / Г. Н. Сердюковская, Л.М. Сухарева, В.В. Стан // Гигиена детей и подростков [Текст] / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.
Советова С.Е. Школьная гигиена [Текст] / С. Е. Советова. – М.: Просвещение, 2007.
"Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья", Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005 год.
Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 8. – С. 15 - 20.наук [Текст] / С.Е. Шукшина. - М., 1998. - 22 с.
Методика 1. «Самообслуживание» (блок «Культурно-гигиенические навыки»). Автор - Т.А. Девяткова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова. – М.: Владос, 2008.
Цель: выявить особенности и уровень сформированности у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости культурно-гигиенических навыков.
Оборудование: предметы, необходимые для выполнения гигиенических процедур (хозяйственное мыло, туалетное мыло, стиральный порошок, тазик для стирки вещей, шкаф и плечики).
Процедура исследования: Ученику предлагаются для выполнения следующие задания:
1) помыть руки;
2) разложить личные вещи в шкаф,
3) постирать личные вещи (носочки, носовой платок).
Условие: Ученик должен комментировать свои действия, отвечая на вопрос: «Что ты делаешь?».
Анализ результатов: За каждое выполненное задание начисляется от 0 до 5 баллов:
- 0 - 1 баллов – отказ или полное невыполнение заданий;
- 2 - 3 балла – ученик выполняет задания недостаточно точно и тщательно, допускает ошибки, нарушает последовательность действий, требуется помощь педагога.
- 4 - 5 баллов – ученик выполняет задания самостоятельно, последовательно, верно, комментируя свои действия.
Подведение итогов. После проведения обследования по всем заданиям диагностической методики каждому учащемуся присваивается один из уровней сформированности культурно-гигиенических навыков:
- высокий уровень - от 18 до 20 баллов;
- уровень выше среднего - от 15 до 17 баллов;
- средний уровень - от 10 до 14 баллов;
- уровень ниже среднего - от 5 до 9 баллов;
- низкий уровень - от 0 до 4 баллов.
Методика 2. «Изучение особенностей развития культурно-гигиенических навыков». Автор - Пускаева М.И. Развитие санитарно-гигиенических навыков у школьников с умственной отсталостью / М.И. Пускаева. – СПб.: Образование, 2004.
Цель: установить уровень сформированности у школьников с умственной отсталостью культурно-гигиенических навыков.
Процедура проведения исследования.
Исследование проводится в два этапа:
Этап 1. Сначала ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
1) Что значит «соблюдать личную гигиену»?
2) Зачем нужно соблюдать правила личной гигиены?
3) Необходимо ли соблюдать личную гигиену при приготовлении и приёме пищи?
4) Как правильно вымыть руки?
5) Можно ли пользоваться одним полотенцем с друзьями (родным)?
6) Можно ли заболеть, если не соблюдать правила личной гигиены?
Этап 2. Далее ребенку предлагается рассмотреть картинки и ответить по их содержанию на вопросы:
1) Что делает человек? Чем он пользуется? Когда (как часто) нужно мыть руки?
2) Чем занимаются люди на картинке? Как часто нужно мыть посуду?
Рисунки к заданиям 1 и 2
3) Для чего нужны эти предметы? Как нужно ухаживать за предметами после их использования?
4) Что делают дети? Как они выглядят? Для чего нужна спецодежда?
Анализ результатов: За каждое выполненное задание начисляется от 0 до 3 баллов.
Подведение итогов
На основании суммы баллов, набранной учащимися, им присваивается один из пяти уровней сформированности культурно-гигиенических навыков.
Высокий (29 - 30 баллов) – у ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки. Он знает предназначение предметов гигиены, правила пользования ими. Умеет правильно организовать безопасную деятельность.
Выше среднего (23 – 28 баллов) – у ребенка в достаточной мере сформированы культурно-гигиенические навыки. Он понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены, но может затрудняться это объяснить. Умеет в основном правильно организовать гигиенические процедуры. При возникновении трудностей обращается ко взрослому.
Средний (17 – 22 балла) – у ребенка недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки. Он имеет неполные, ограниченные представления о правилах гигиены, их значении и способах соблюдения. Пытается отвечать на вопросы, но не доводит деятельность до конца. Предсталвениями о некоторых средствах гигиены полностью не владеет.
Ниже среднего (10 – 16 баллов) – культурно-гигиенические навыки у ребенка сформированы крайне слабо. Он имеет поверхностные представления о правилах гигиены, знает лишь наиболее распространенные правила. Ребенок не осознает необходимость соблюдения правил гигиены. Самостоятельно с заданиями справиться затрудняется.
Низкий (0 – 9 баллов) – культурно-гигиенические навыки не сформированы.