12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Евгения Викторовна91
Молодой специалист со стажем работы 3 года.
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
3

Программа по самообразованию «Росток здоровья» Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Программа «Росток здоровья», для воспитанников первого класса с ограниченными возможностями здоровья, составлена в соответствии:

Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.

Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат».

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.

Учебный план КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016 -2017 учебный год.

Рабочая программа «Росток здоровья» рассчитана на 34 часа (один час в неделю) в соответствии с годовым календарно-тематическим планом КОУ «Красноярская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год. Данная программа реализуется через уроки здоровья, внеурочная деятельность которых проводятся один раз в неделю.

Актуальность программы «Росток здоровья» обусловлена приоритетным направлениями политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам образования и реализуется в соответствии со   стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образование: детей, педагогов и родителей.

В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач воспитателя является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Цель программы: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в период обучения и в течение всей жизни.

Достичь поставленной цели позволяет решение следующих задач.

Задачи программы:

формировать у обучающихся жизненно важные культурно -гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

помочь ребенку создать целостное представление о своем теле, осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

привить навыки здоровьесберегающего поведения;

обучить бытовой безопасности и профилактике несчастных случаев;

сформировать представления о здоровом питание, режиме дня;

развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

предоставление в занимательной форме информации о ценности здоровья, необходимости его сохранения и укрепления

способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при воспитании.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: информационно-коммуникативные технологии; групповая и индивидуальная работа; практическая работа; творческие проекты; физкультурно-оздоровительные мероприятия; решение различных проблемных ситуаций.

Организация занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

 Воспитание здорового образа жизни включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила личной гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Также используются следующие методические приемы:

рассказы и беседы воспитателя;

моделирование различных ситуаций;

сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;

игры-забавы;

пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика;

физкультминутки.

прогулки с включением подвижных игр;

уроки здоровья;

чтение художественной литературы

интегрированные занятия

викторины

Ежедневное проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, прогулка, чистка зубов, мытье рук, утренний и вечерний туалет).

Для организации ознакомления детей младшего школьного возраста с основами здорового образа жизни в квартире созданы следующие условия:

1)Физкультурный уголок: он содержит оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотеку подвижных игр, комплекс утренней гимнастики, дыхательной гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.

2)Уголок здоровья: здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения, профилактика вредных привычек.

Предполагаемый результат:

создание воспитательной среды, формирующей у детей с ОВЗ значимого отношения к здоровому образу жизни и активное включение в эту среду;

профилактика и устранение вредных привычек;

снижение показателя заболеваемости и утомляемости;

положительная динамика показателей здорового образа жизни,

приобретение и закрепление культурно-гигиенических навыков.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы

Теория

Практика

1

Вводное занятие по ЗОЖ

1

 
 

Здоровье и спорт

   

2

Здоровым будь – о бедах позабудь

1

 

3

В здоровом теле – здоровый дух

1

 

4

Спорт нам поможет силы умножить

1

1

 

Личная гигиена

   

5

Чистота-залог здоровья

1

 

6

Ролевая игра «Влажная уборка квартиры»

 

1

7

Личная гигиена человека

1

 

8

Уход за кожей, ушами, зубами (практикум)

 

1

 

Здоровье и питание

   

9

Витамины и здоровый организм

1

 

10

Полезная и вредная пища

1

1

 

Забота о здоровье

   

11

Здоровье и болезнь

1

 

12

«В стране Болючке» игра

 

1

13

Мои защитники-кто они

1

 

14

«Советы доктора Градусника»

1

 

15

Лекарственные препараты.

1

 

16

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

1

1

17

Викторина «Нет вредным привычкам»

 

1

18

Сон-лучшее лекарство

1

 

19

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

 

1

 

Познай самого себя

   

20

Как устроено тело человека

1

 

21

«Я человек» игра-инсценировка

 

1

22

Правильная осанка человека

1

 

23

Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний

1

1

24

Забота о коже. Если кожа повреждена.

1

1

25

Крепкие-крепкие зубы

1

 
 

Дружи с водой

   

26

«Вода – источник жизни»

1

 

27

Закаляйся, если хочешь быть здоров

1

 

28

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья

1

 

29

Подведение итогов за год

1

1

 

Итого: 34 часа

22

12


 

Содержание программы

Тема занятия

Содержание занятия

1.Вводное занятие по ЗОЖ -1ч.

Цель: познакомит детей с программой «Росток здоровья», темами и видами занятий, дать общие понятия.

Методическое оснащение: иллюстрации по теме, дидактический материал.

Основные понятия: рассказать что такое здоровый образ жизни.

2. Здоровье и спорт -4ч.

Здоровым будь – о бедах позабудь.

В здоровом теле – здоровый дух.

Спорт нам поможет силы умножить.

Цель: приобщить детей к спорту, научить различным подвижным играм и физическим упражнениям.

Методическое оснащение: наглядные пособия, иллюстрации по теме, различный спортивный инвентарь.

Основные понятия: что такое спорт, какие бывают виды спорта, зачем надо вести здоровый образ жизни.

3 Личная гигиена-4ч.

Чистота-залог здоровья.

Ролевая игра «Влажная уборка квартиры».

Личная гигиена человека.

Уход за кожей, ушами, зубами (практикум).

Цель: обучить детей элементарным навыкам ухода за своим телом, ушами, зубами, кожей.

Методическое оснащение: различные принадлежности для ухода за собой (зубная щетка, зубная паста, мыло, ушные палочки и т.д.)

Основные понятия: что такое чистота и личная гигиена, как ухаживать за своим телом.

4. Здоровье и питание-3ч.

Витамины и здоровый организм.

Полезная и вредная пища.

Цель: рассказать детям о вреде и пользе различных продуктов, дат общее понятие что такое витамины.

Методическое оснащение: иллюстрации с разной едой, овощами и фруктами, упаковка с витаминами, дидактическая игра.

Основные понятия: что такое витамины, где они содержатся и для чего нужны.

5.Забота о здоровье-10ч.

Здоровье и болезнь.

«В стране Болючке» игра.

Мои защитники-кто они.

«Советы доктора Градусника».

Лекарственные препараты.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Викторина «Нет вредным привычкам».

Сон-лучшее лекарство.

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Цель: раскрыть суть таких понятий как болезнь, лекарственные препараты, научить детей первой помощи.

Методическое оснащение: различные упаковки от таблеток и лекарств, аптечка первой помощи, наглядные пособия.

Основные понятия: разобрать значение слов болезнь, сон, лекарства, иммунитет.

6.Познай самого себя-8 ч.

Как устроено тело человека.

«Я человек» игра-инсценировка. Правильная осанка человека. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

Забота о коже. Если кожа повреждена. Крепкие-крепкие зубы.

Цель: ознакомить детей как устроено тело человека, что надо знать о своем теле и его состояние.

Методическое оснащение: иллюстрации тела человека (легкие, скелет, кожа и зубы), дидактические игры, зубная паста и щетка, мыло и полотенце.

Основные понятия: внутренние органы, простудные заболевания и правильная осанка.

7.Дружи с водой-3ч.

«Вода – источник жизни».

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Цель: привлечь детей вести здоровый образ жизни, закалятся.

Методическое оснащение: стакан воды, таз, дидактический и наглядный материал.

Основные понятия: рассказать о важной роли воды в нашей жизни.

8. Подведение итогов за год-1ч.

Цель: обобщить и закрепить полученный за год знания о здоровом образе жизни.

Методическое оснащение: тетради по ЗОЖ, анкеты и опросники в картинках.

Основные понятия: что усвоили дети в течение года.


 

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. Критериями результативности усвоения программы являются знания и умения полученные в течение года.

Знания:

правила личной гигиены и здорового образа жизни;

о витаминах;

о различных видах спорта;

строение своего тела;

привычки вредные и полезные;

о вреде табака, алкоголя;

правила соблюдения режима дня и питания.

Умения:

ответственно относиться к своему здоровью;

управлять своим эмоциональным состоянием; 

соблюдать правила личной гигиены; 

ухаживать за кожей, глазами, зубами;

следить за своей осанкой;

оказывать первую медицинскую помощь;

быть осторожным с различными лекарствами;

правильно соблюдать свой рацион питания;

совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;

ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

ценностного отношение к миру, окружающим людям, самому себе;

достигать поставленной цели использовать личные знания, опыт;

отрицательного отношения к алкоголю и курению;

четкой жизненной позиции, направленной на положительное формирование личности в социуме;

информированность по вопросам здоровья,

медицинского воспитания, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.


 

Заключение

Формирование здоровой личности школьника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. На протяжении школьного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания, умения, навыки и представления о себе, своем здоровье, физической культуре и здоровом образе жизни позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.


 

Список литературы

Антропова, М.В. Режим дня школьника [Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. - М.: Изд. центр «Венгава-граф», 2002.

Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья [Текст] / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Алексин. – М.: Педагогика, 1990.

Антропова М.В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 1982.

Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.

Гринене Э.Ю. Некоторые аспекты обучения детей и подростков здоровому образу жизни [Текст] / Э.Ю. Гринене // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2011.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2007.

Зайцев, Г.К. Уроки Айболита [Текст] / Т.К. Зайцев. - СПб., 1997.

Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1996.

Зайцев, Г.К. Школьная валеология [Текст]: научное обоснование и 1 программное обеспе­чение/ Г.К. Зайцев. -СПб., 1997.

Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1995.

Зайцев, Г.К. Твое здоровье: укрепление организма [Текст] / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. -СПб, 1998.

Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008.

Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.В. Карасева // Начальная школа. - 2005. - № 11

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: Вако, 2004.

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст]: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В.И. Ко­валько. - М.: ВАКО, 2007.

Комур Г.Д. Формирование гигиенических навыков у детей с нарушенным интеллектом [Текст] / Г.Д. Гомур. – Новосибирск: Гамма, 2012.

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Н.П. Коняева. – М.: Владос, 2010.

Ляхович А.В. Обучение здоровью в школе: методика, медико-педагогические технологии, результаты [Текст] / А. В. Ляхович // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2011.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2002.

Обухова Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие [Текст] / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

Пускаева М.И. Развитие санитарно-гигиенических навыков у школьников с умственной отсталостью [Текст] / М.И. Пускаева. – СПб.: Образование, 2004.

"50 уроков здоровья", Н.Коростелев, М., 1991 год.

Рубинштейн C.Л. О воспитании привычек у детей. Т.2 [Текст] / C.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. пособие / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986.

Сердюковская Г.Н. Гигиеническое воспитание детей и подростков [Текст] / Г. Н. Сердюковская, Л.М. Сухарева, В.В. Стан // Гигиена детей и подростков [Текст] / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.

Советова С.Е. Школьная гигиена [Текст] / С. Е. Советова. – М.: Просвещение, 2007.

"Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья", Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005 год.

Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 8. – С. 15 - 20.наук [Текст] / С.Е. Шукшина. - М., 1998. - 22 с.

 

Приложение №1

 

Методика 1. «Самообслуживание» (блок «Культурно-гигиенические навыки»). Автор - Т.А. Девяткова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова. – М.: Владос, 2008.

Цель: выявить особенности и уровень сформированности у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости культурно-гигиенических навыков.

Оборудование: предметы, необходимые для выполнения гигиенических процедур (хозяйственное мыло, туалетное мыло, стиральный порошок, тазик для стирки вещей, шкаф и плечики).

Процедура исследования: Ученику предлагаются для выполнения следующие задания:

1) помыть руки;

2) разложить личные вещи в шкаф,

3) постирать личные вещи (носочки, носовой платок).

Условие: Ученик должен комментировать свои действия, отвечая на вопрос: «Что ты делаешь?».

Анализ результатов: За каждое выполненное задание начисляется от 0 до 5 баллов:

- 0 - 1 баллов – отказ или полное невыполнение заданий;

- 2 - 3 балла – ученик выполняет задания недостаточно точно и тщательно, допускает ошибки, нарушает последовательность действий, требуется помощь педагога.

- 4 - 5 баллов – ученик выполняет задания самостоятельно, последовательно, верно, комментируя свои действия.

Подведение итогов. После проведения обследования по всем заданиям диагностической методики каждому учащемуся присваивается один из уровней сформированности культурно-гигиенических навыков:

- высокий уровень - от 18 до 20 баллов;

- уровень выше среднего - от 15 до 17 баллов;

- средний уровень - от 10 до 14 баллов;

- уровень ниже среднего - от 5 до 9 баллов;

- низкий уровень - от 0 до 4 баллов.

 

Приложение№2

 

Методика 2. «Изучение особенностей развития культурно-гигиенических навыков». Автор - Пускаева М.И. Развитие санитарно-гигиенических навыков у школьников с умственной отсталостью / М.И. Пускаева. – СПб.: Образование, 2004.

Цель: установить уровень сформированности у школьников с умственной отсталостью культурно-гигиенических навыков.

Процедура проведения исследования.

Исследование проводится в два этапа:

Этап 1. Сначала ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

1) Что значит «соблюдать личную гигиену»?

2) Зачем нужно соблюдать правила личной гигиены?

3) Необходимо ли соблюдать личную гигиену при приготовлении и приёме пищи?

4) Как правильно вымыть руки?

5) Можно ли пользоваться одним полотенцем с друзьями (родным)?

6) Можно ли заболеть, если не соблюдать правила личной гигиены?

Этап 2. Далее ребенку предлагается рассмотреть картинки и ответить по их содержанию на вопросы:

1) Что делает человек? Чем он пользуется? Когда (как часто) нужно мыть руки?

2) Чем занимаются люди на картинке? Как часто нужно мыть посуду?


Рисунки к заданиям 1 и 2

3) Для чего нужны эти предметы? Как нужно ухаживать за предметами после их использования?


 

4) Что делают дети? Как они выглядят? Для чего нужна спецодежда?


 

Анализ результатов: За каждое выполненное задание начисляется от 0 до 3 баллов.


 

Подведение итогов

На основании суммы баллов, набранной учащимися, им присваивается один из пяти уровней сформированности культурно-гигиенических навыков.

Высокий (29 - 30 баллов) – у ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки. Он знает предназначение предметов гигиены, правила пользования ими. Умеет правильно организовать безопасную деятельность.

Выше среднего (23 – 28 баллов) – у ребенка в достаточной мере сформированы культурно-гигиенические навыки. Он понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены, но может затрудняться это объяснить. Умеет в основном правильно организовать гигиенические процедуры. При возникновении трудностей обращается ко взрослому.

Средний (17 – 22 балла) – у ребенка недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки. Он имеет неполные, ограниченные представления о правилах гигиены, их значении и способах соблюдения. Пытается отвечать на вопросы, но не доводит деятельность до конца. Предсталвениями о некоторых средствах гигиены полностью не владеет.

Ниже среднего (10 – 16 баллов) – культурно-гигиенические навыки у ребенка сформированы крайне слабо. Он имеет поверхностные представления о правилах гигиены, знает лишь наиболее распространенные правила. Ребенок не осознает необходимость соблюдения правил гигиены. Самостоятельно с заданиями справиться затрудняется.

Низкий (0 – 9 баллов) – культурно-гигиенические навыки не сформированы.


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.