Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 Русский язык
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА приказом директор ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии от « » 20 г. № |
Рабочая программа учебной дисциплины
БД.01 Русский язык
Чебоксары – 2017
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
|
Паспорт программы учебной дисциплины |
3 |
|
|
Структура и примерное содержание учебной дисциплины |
6 |
|
|
Условия реализации учебной дисциплины |
12 |
|
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
13 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.01 Русский язык
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих образовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
-
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз- вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, − 78 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов − 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
Лекционные занятия |
39 |
Практические занятия |
39 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
доклад составление текстов реферат выполнение лингвостилистического анализа текста подготовка презентаций конспект подготовка сообщений подбор примеров разбор слов составление опорных таблиц |
4 2 6 2 8 8 4 2 1 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I семестр |
||||
Введение. Общие сведения о языке |
Содержание учебного материала Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. |
2 |
1 |
|
Входной контрольный диктант. |
1 |
2 |
||
Раздел 1. |
Язык и речь. Функциональные стили речи |
19 |
||
Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи |
Содержание учебного материала Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на тему: «Уместность употребления языковых средств» |
2 |
3 |
||
Тема 1.2. Функциональные стили речи |
2 |
1, 2 |
||
Содержание учебного материала Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры социально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. |
||||
Практическое занятие Определение стиля текста |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление текстов различных стилей (по выбору обучающегося) |
2 |
3 |
||
Тема 1.3. Текст как произведение речи |
Содержание учебного материала Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата на одну из тем: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Публицистический стиль и его основные свойства», «Разговорный стиль и его особенности», «Жанры официально-делового стиля». |
2 |
3 |
||
Тема 1.4. Функционально-смысловые типы речи |
Практическое занятие Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов (повествование, описание, рассуждение) |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение лингвостилистического анализа текста. |
2 |
3 |
||
Раздел 2. |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
12 |
||
Тема 2.1. Фонетические единицы |
Содержание учебного материала Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Фонетический разбор слова. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Фонетический разбор слов: учиться, яблоко, муравей |
1 |
2 |
||
Тема 2.2. Орфоэпические нормы |
Содержание учебного материала Орфоэпические нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие Определение орфоэпических норм речи. |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение: «Произношение заимствованных слов». |
1 |
3 |
||
Тема 2.3. Нормы правописания |
Практическое занятие Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Правописание О/Е после шипящих и Ц Правописание приставок на з-/с-. Правописание и- ы после приставок. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорных таблиц «Правописание приставок на З-/С-», «Правописание И – Ы после приставок» |
1 |
2 |
||
Раздел 3. |
Лексика и фразеология |
14 |
||
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка |
Содержание учебного материала Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие Лексический анализ слов |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать примеры употребления изобразительно-выразительных средств в художественной литературе. |
2 |
3 |
||
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. |
Содержание учебного материала Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно-русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. |
2 |
2 |
|
Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас |
Содержание учебного материала Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить конспект: «Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления». |
2 |
3 |
||
Тема 3.4. Фразеологизмы |
Содержание учебного материала Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие Фразеологический анализ слов |
1 |
2 |
||
Практическое занятие Определение лексических норм речи |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение: «Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление». |
1 |
3 |
||
Контрольная работа №1 |
1 |
2 |
||
II семестр |
||||
Раздел 4. |
Морфемика, словообразование, орфография |
12 |
||
Тема 4.1. Морфемика |
Содержание учебного материала Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Морфемный разбор слова |
1 |
2 |
||
Тема 4.2. Словообразование |
Содержание учебного материала Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Словообразовательный анализ слов. |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа Написание реферата «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке» |
2 |
3 |
||
Тема 4.3. Орфография |
Практическое занятие Правописание чередующихся гласных в корне. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа Подготовка презентации: «Правописание сложных слов» |
2 |
3 |
||
Раздел 5. |
Морфология и орфография |
24 |
||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное. |
Содержание учебного материала Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Порядок морфологического разбора имени существительного. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект: «Употребление форм имен существительных в речи» |
2 |
3 |
||
Тема 5.2. Имя прилагательное |
Содержание учебного материала Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию: «Правописание сложных прилагательных» |
2 |
3 |
||
Тема 5.3. Имя числительное |
Практическое занятие Лексико-грамматические разряды имен числительных. Порядок морфологического разбора имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. |
1 |
2 |
|
Тема 5.4. Местоимение |
Содержание учебного материала Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Порядок морфологического разбора местоимений. Употребление местоимений в речи. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад: «Местоимение как средство связи предложений в тексте» |
2 |
3 |
||
Тема 5.5. Глагол (причастие, деепричастие) |
Содержание учебного материала Грамматические признаки глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Порядок морфологического разбора причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Порядок морфологического разбора деепричастия. |
4 |
2 |
|
Практическое занятие Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц «Образование действительных и страдательных причастий», «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида». |
1 |
2 |
||
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния |
Содержание учебного материала Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Порядок морфологического разбора наречия. Употребление наречия в речи. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Морфологический разбор знаменательных частей речи |
1 |
2 |
||
Тема 5.7. Служебные части речи |
Практическое занятие Правописание служебных частей речи. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта: «Междометия и звукоподражательные слова» |
2 |
3 |
||
Раздел 6. |
Синтаксис и пунктуация |
31 |
||
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание |
Содержание учебного материала Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Синтаксический разбор словосочетаний. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие Виды связи слов в словосочетании. |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию: «Значение словосочетания в построении предложения» |
2 |
3 |
||
Тема 6.2. Простое предложение |
Содержание учебного материала Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. |
3 |
2 |
|
Практическое занятие Односоставные и неполные предложения. Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. |
3 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию: «Простое предложение» |
2 |
3 |
||
Тема 6.3. Осложненное простое предложение |
Практическое занятие Обособление предложений с однородными членами предложения. Обособление определений, приложений, дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными и причастными оборотами. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить конспект: «Оформление диалога, знаки препинания при диалоге». Подготовить сообщение: «Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения». |
4 |
3 |
||
Тема 6.4. Сложное предложение |
Содержание учебного материала Понятие сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. |
4 |
2 |
|
Практическое занятие Обособление в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях. Обособление в многочленном сложноподчиненном предложении. Обособление в сложном предложении с разными видами связи. |
3 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата «Русская пунктуация и ее назначение». |
2 |
3 |
||
Итоговая контрольная работа |
1 |
2 |
||
Всего |
117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка, литературы и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал, плакаты по курсу.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
Дополнительные источники:
1. Антонова, Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учебных заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
2. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003. – 350 с.
3. Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2009. – 368 с.
Электронные ресурсы:
1. Валгина, Н.С., Светлышева, В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения [Электронный ресурс] / П.Ю. Каллиников, А.М. Петров, А.М. Лещенко // Московский государственный университет печати, xBook, версия 2.1b. – 2002. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/index.html.
2. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2.htm.
3. Русский язык для всех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gramota.ru/spravka/rules/.
4. Электронная библиотека словарей русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=221.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Введение |
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Индивидуальные задания, тексты Промежуточная аттестация |
Язык и речь. Функциональные стили речи |
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации; характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Работа с текстом, конструирование текста, практическое занятие по признакам стилей, индивидуальные задания Промежуточная аттестация |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Анализ текста, индивидуальные занятия Промежуточная аттестация |
Лексикология и фразеология |
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Практическое занятие, работа со словарями Промежуточная аттестация |
Морфемика, словообразование, орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Индивидуальные задания, работа с текстом Промежуточная аттестация |
Морфология и орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Практическое занятие Промежуточная аттестация |
Синтаксис и пунктуация |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте синтаксические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной или письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
Индивидуальные задания, работа с текстом Промежуточная аттестация |