12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Марина Сергеевна407
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

   

УТВЕРЖДЕНА

приказом директор ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

Минобразования Чувашии

от « » 20 г. №

Рабочая программа учебной дисциплины

БД.01 Русский язык

Чебоксары – 2017

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

 

Паспорт программы учебной дисциплины

3

 

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

6

 

Условия реализации учебной дисциплины

12

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13


 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 БД.01 Русский язык

  1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования:

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих образовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз- вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, − 78 часов;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов − 39 часов.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

 

Лекционные занятия

39

Практические занятия

39

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

доклад

составление текстов

реферат

выполнение лингвостилистического анализа текста

подготовка презентаций

конспект

подготовка сообщений

подбор примеров

разбор слов

составление опорных таблиц

4

2

6

2

8

8

4

2

1

2


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

I семестр

Введение.

Общие сведения о языке

Содержание учебного материала

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

2

1

 

Входной контрольный диктант.

1

2

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

19

 

Тема 1.1.

Язык и речь. Основные требования к речи

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад на тему: «Уместность употребления языковых средств»

2

3

Тема 1.2.

Функциональные стили речи

 

2

1, 2

Содержание учебного материала

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры социально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Практическое занятие

Определение стиля текста

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление текстов различных стилей (по выбору обучающегося)

2

3

Тема 1.3.

Текст как произведение речи

Содержание учебного материала

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.

2

2

Практическое занятие

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на одну из тем: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Публицистический стиль и его основные свойства», «Разговорный стиль и его особенности», «Жанры официально-делового стиля».

2

3

Тема 1.4.

Функционально-смысловые типы речи

Практическое занятие

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов (повествование, описание, рассуждение)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение лингвостилистического анализа текста.

2

3

Раздел 2.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

12

 

Тема 2.1.

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Фонетический разбор слова.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Фонетический разбор слов: учиться, яблоко, муравей

1

2

Тема 2.2.

Орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

1

2

Практическое занятие

Определение орфоэпических норм речи.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение: «Произношение заимствованных слов».

1

3

Тема 2.3.

Нормы правописания

Практическое занятие

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

2

2

Практическое занятие

Правописание О/Е после шипящих и Ц

Правописание приставок на з-/с-. Правописание и- ы после приставок.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорных таблиц «Правописание приставок на З-/С-», «Правописание И – Ы после приставок»

1

2

Раздел 3.

Лексика и фразеология

14

 

Тема 3.1.

Слово в лексической системе языка

Содержание учебного материала

Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

2

 

Практическое занятие

Лексический анализ слов

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать примеры употребления изобразительно-выразительных средств в художественной литературе.

2

3

Тема 3.2.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Содержание учебного материала

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно-русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

2

 

Тема 3.3.

Активный и пассивный словарный запас

Содержание учебного материала

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

Особенности русского речевого этикета.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить конспект: «Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления».

2

3

Тема 3.4.

Фразеологизмы

Содержание учебного материала

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

1

2

Практическое занятие

Фразеологический анализ слов

1

2

Практическое занятие

Определение лексических норм речи

1

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение: «Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление».

1

3

Контрольная работа №1

1

2

II семестр

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография

12

 

Тема 4.1.

Морфемика

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.

2

2

Практическое занятие

Морфемный разбор слова

1

2

Тема 4.2.

Словообразование

Содержание учебного материала

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.

2

2

Практическое занятие

Словообразовательный анализ слов.

1

2

 

Самостоятельная работа

Написание реферата «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»

2

3

Тема 4.3.

Орфография

Практическое занятие

Правописание чередующихся гласных в корне. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации: «Правописание сложных слов»

2

3

Раздел 5.

Морфология и орфография

24

 

Тема 5.1.

Грамматические признаки слова. Имя существительное.

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.

Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Порядок морфологического разбора имени существительного.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект: «Употребление форм имен существительных в речи»

2

3

Тема 5.2.

Имя прилагательное

Содержание учебного материала

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

1

2

 

Практическое занятие

Правописание суффиксов и окончаний прилагательных.

1

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию: «Правописание сложных прилагательных»

2

3

Тема 5.3.

Имя числительное

Практическое занятие

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Порядок морфологического разбора имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

1

2

Тема 5.4.

Местоимение

Содержание учебного материала

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Порядок морфологического разбора местоимений. Употребление местоимений в речи.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад: «Местоимение как средство связи предложений в тексте»

2

3

Тема 5.5.

Глагол (причастие, деепричастие)

Содержание учебного материала

Грамматические признаки глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Порядок морфологического разбора причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Порядок морфологического разбора деепричастия.

4

2

Практическое занятие

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблиц «Образование действительных и страдательных причастий», «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида».

1

2

Тема 5.6.

Наречие и слова категории состояния

Содержание учебного материала

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Порядок морфологического разбора наречия. Употребление наречия в речи.

Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

2

Практическое занятие

Морфологический разбор знаменательных частей речи

1

2

Тема 5.7.

Служебные части речи

Практическое занятие

Правописание служебных частей речи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта: «Междометия и звукоподражательные слова»

2

3

Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация

31

 

Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

Содержание учебного материала

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Синтаксический разбор словосочетаний.

2

2

Практическое занятие

Виды связи слов в словосочетании.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию: «Значение словосочетания в построении предложения»

2

3

Тема 6.2.

Простое предложение

Содержание учебного материала

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

3

2

Практическое занятие

Односоставные и неполные предложения. Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию: «Простое предложение»

2

3

Тема 6.3.

Осложненное простое предложение

Практическое занятие

Обособление предложений с однородными членами предложения.

Обособление определений, приложений, дополнений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными и причастными оборотами.

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить конспект: «Оформление диалога, знаки препинания при диалоге».

Подготовить сообщение: «Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения».

4

3

Тема 6.4.

Сложное предложение

Содержание учебного материала

Понятие сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

4

2

Практическое занятие

Обособление в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

Обособление в многочленном сложноподчиненном предложении.

Обособление в сложном предложении с разными видами связи.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата «Русская пунктуация и ее назначение».

2

3

Итоговая контрольная работа

1

2

Всего

 

117

 


 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка, литературы и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал, плакаты по курсу.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 384 с.

Дополнительные источники:

1. Антонова, Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учебных заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

2. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003. – 350 с.

3. Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2009. – 368 с.

Электронные ресурсы:

1. Валгина, Н.С., Светлышева, В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения [Электронный ресурс] / П.Ю. Каллиников, А.М. Петров, А.М. Лещенко // Московский государственный университет печати, xBook, версия 2.1b. – 2002. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/index.html .

2. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2.htm .

3. Русский язык для всех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gramota.ru/spravka/rules /.

4. Электронная библиотека словарей русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.ru/default.aspx ?s=0&p=221.


 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Индивидуальные задания, тексты

Промежуточная аттестация

Язык и речь. Функциональные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста;

анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Работа с текстом, конструирование текста, практическое занятие по признакам стилей, индивидуальные задания

Промежуточная аттестация

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Анализ текста, индивидуальные занятия

Промежуточная аттестация

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Практическое занятие, работа со словарями

Промежуточная аттестация

Морфемика, словообразование, орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Индивидуальные задания, работа с текстом

Промежуточная аттестация

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Практическое занятие

Промежуточная аттестация

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

комментировать ответы товарищей;

извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте синтаксические фигуры;

составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной или письменной форме по теме занятия;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

Индивидуальные задания, работа с текстом

Промежуточная аттестация

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.