Программа общеобразовательной учебной дисциплины удб.01 «Русский язык и литература»
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
(ИТ –колледж)»
ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДб.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Пенза 2017
ОДОБРЕНА методической цикловой комиссией общих гуманитарных дисциплин Протокол № __6__ от «09» января 2017 г. Председатель методической цикловой комиссии ________________________ Ю.В.Масленникова |
Зам. директора по ООП ________А.В. Кулаков « 09 » января 2017 г. |
Программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по техническому профилю профессионального образования для специальности 22.02.06 Сварочное производство.
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Разработчик: Преподаватель высшей категории |
Л.А.Еремина |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
6 |
|
9 |
|
21 |
|
23 |
|
24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» являются прочитать и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миро- понимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру. В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, разви- вают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность ото- брать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования: 22.02.06. Сварочное производство.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Раздел 1. Введение |
1 |
|||||||||||||||
Тема 1.1. Самобытность русской литературы |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
|||||||||||||
1. |
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы |
|||||||||||||||
Русская литература XIX века Раздел 2. Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века |
8 |
|||||||||||||||
Тема 2.1. Обзор русской литературы первой половины XIX века |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Историко-культурный процесс рубежа 18-19 веков. Литературные направления |
1 |
||||||||||||||
2. |
В.А.Жуковский - романтик |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Ведущие журналы в первой половине XIX века», «Развитие жанра оды в творчестве Г.Р.Державина», выразительно прочитать и проанализировать стихотворения К.Н.Батюшкова «Видение на берегах Леты», «Мои пенаты», «Тень друга», «Разлука», «Таврида». Е.А. Баратынского «Бал», прочитать произведения зарубежных авторов: О.Бальзак «Гобсек», Дж.Г.Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…», «К времени», «К NN», «Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 2.2. А.С.Пушкин |
Содержание учебного материала |
3 |
||||||||||||||
1. |
Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина |
2 |
||||||||||||||
2. |
Гуманизм и философская глубина лирики А.С.Пушкина |
2 |
||||||||||||||
3. |
Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении», «Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства», «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина», прочитать «Медного всадника», трагедию «Моцарт и Сальери», выучить наизусть стихотворения Пушкина, проанализировать и интерпретировать стихотворения Пушкина, провести сопоставительный анализ стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова (по выбору преподавателя и студента). |
1 |
|||||||||||||||
Тема 2.3. М.Ю.Лермонтов |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова |
2 |
||||||||||||||
2. |
Тематическое и художественное многообразие лирики М.Ю.Лермонтова |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: индивидуальные задания: подготовить тест по творчеству Лермонтова, подготовить доклад: «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов — художник», подготовить и провести заочную экскурсию в один из музеев М. Ю. Лермонтова, выучить наизусть стихотворения Лермонтова, проанализировать и интерпретировать стихотворения Лермонтова. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 2.4. Н.В.Гоголь |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по темам: «Мертвые души» - поэма о величии России», «Мастерство художественной детали в творчестве Н.Гоголя», «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», прочитать повесть «Невский проспект» |
1 |
|||||||||||||||
Раздел 3. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века |
45 |
|||||||||||||||
Тема 3.1. Обзор развития русской литературы во 2 половине XIX века |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Общая характеристика развития русской литературы во второй половине XIX века. |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать статьи: В. Г. Белинский «Литературные мечтания», прочитать новеллы Г. де Мопассана «Ожерелье», прочитать произведения зарубежных авторов: Ч.Диккенс «Домби и сын», Г. Флобер «Госпожа Бовари» |
0,5 |
|||||||||||||||
Тема 3.2. А.Н.Островский |
Содержание учебного материала |
4 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор). Становление русского национального театра. Творческая история пьесы «Гроза» |
1 |
||||||||||||||
2. |
Изображение “жестоких нравов” “темного царства” |
2 |
||||||||||||||
3. |
Образ Катерины в пьесе «Гроза». Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия |
2 |
||||||||||||||
4. |
Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», критические статьи (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.Писарев «Мотивы русской драмы»), составить тезисы критических статей, цитатную характеристику героев пьесы (по тексту «Грозы»), подготовить сообщение «Малый театр – «Дом Островского», создать презентацию по творчеству Островского, написать домашнее сочинение по пьесе «Гроза». |
2 |
|||||||||||||||
Тема 3.3. И.А.Гончаров |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество И.А.Гончарова (обзор). Общая характеристика романа «Обломов» |
2 |
||||||||||||||
2. |
Обломов и обломовщина. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать роман «Обломов», прочитать критические статьи (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина», А.Дружинин «»Обломов». Роман И.А.Гончарова»), создать иллюстрацию к эпизодам романа, подготовить сообщение «Система образов в романе И.Гончарова «Обломов»», проанализировать эпизоды: сон Обломова, день Обломова, Обломов в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 3.4. И.С.Тургенев |
Содержание учебного материала |
7 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева |
1 |
||||||||||||||
2. |
«Отцы и дети»: творческая история и своеобразие романа |
1 |
||||||||||||||
3. |
Базаров в системе действующих лиц |
2 |
||||||||||||||
4. |
Внутренний конфликт главного героя. Испытание Базарова любовью |
2 |
||||||||||||||
5. |
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова |
2 |
||||||||||||||
6. |
Поэтика романа. Авторская позиция в романе. |
2 |
||||||||||||||
7. |
Проверочная работа по творчеству И.С.Тургенева. Подготовка к сочинению. |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по темам «Споры вокруг романа «Отцы и дети»», «Тип «лишнего человека» в русской литературе», подготовить доклад: «Роман Тургенева «Рудин»», «Тургенев и Полина Виардо: история любви», прочитать роман «Отцы и дети»,«Дворянское гнездо», статью Д. И. Писарева «Базаров», создать презентацию по творчеству Тургенева, составить план к предложенным темам сочинения, написать домашнее сочинение. Прочитать роман Н.Чернышевского «Что делать» |
3,5 |
|||||||||||||||
Тема 3.5. Н.С.Лесков |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Повесть «Очарованный странник». Смысл странствий главного героя Ивана Флягина. Тип праведника в творчестве Н.С.Лескова. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать повесть «Очарованный странник», составить план повести, подготовить сообщение: «Лесков и Пензенский край», прочитать повесть «Леди Макбет Мценского уезда» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 3.6. М.Е.Салтыков-Щедрин |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор). Проблематика сказок Салтыкова-Щедрина |
2 |
||||||||||||||
2. |
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в повести «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы. Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания как способы изображения действительности. Эзопов язык. |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «М.Е.Салтыков-Щедрин - писатель сатирик», прочитать и подготовить художественный пересказ сказок Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга», прочитать повесть «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»), создать презентацию по творчеству Салтыкова-Щедрина. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 3.7. Ф.М.Достоевс-кий |
Содержание учебного материала |
7 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение. Философская глубина творчества писателя |
1 |
||||||||||||||
2. |
Причины преступления главного героя Родиона Раскольникова. Образы униженных и оскорбленных в романе |
2 |
||||||||||||||
3. |
Смысл теории Раскольникова о праве сильной личности |
2 |
||||||||||||||
4. |
Раскольников и его «двойники» |
2 |
||||||||||||||
5. |
Крушение идеи главного героя. Страдание и очищение в романе. |
2 |
||||||||||||||
6. |
Проверочная работа по творчеству Ф.М.Достоевского. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание» |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить доклад «Судьба Ф.М.Достоевского», подготовить сообщение: «Изображение маленького человека в повести «Бедные люди», «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов», «Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание романа «Преступление и наказание», создать иллюстрацию к эпизодам романа, создать презентацию по творчеству Ф.М.Достоевского, подготовить вопросы для проведения дискуссии «Личность Раскольникова», написать домашнее сочинение |
3,5 |
|||||||||||||||
Тема 3.8. Л.Н. Толстой |
Содержание учебного материала |
15 |
||||||||||||||
1. |
Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого |
1 |
||||||||||||||
2. |
История создания, жанровое своеобразие, особенности композиции романа «Война и мир» |
1 |
||||||||||||||
3. |
Изображение светского общества в романе |
2 |
||||||||||||||
4. |
“Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских |
2 |
||||||||||||||
5. |
Изображение войны 1805-1807 гг. в романе |
2 |
||||||||||||||
6. |
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения |
2 |
||||||||||||||
7. |
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского |
2 |
||||||||||||||
8. |
Духовные искания Пьера Безухова |
2 |
||||||||||||||
9. |
Изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа |
2 |
||||||||||||||
10. |
Пьер и Платон Каратаев |
1 |
||||||||||||||
11. |
Картины партизанской войны 1812 г. в романе «Война и мир» |
1 |
||||||||||||||
12. |
Кутузов и Наполеон |
2 |
||||||||||||||
13. |
Женские образы в романе |
2 |
||||||||||||||
14. |
Психологизм прозы Л.Н.Толстого. «Диалектика характера» |
2 |
||||||||||||||
15. |
Проверочная работа по творчеству Л.Н.Толстого. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать роман «Война и мир», «Севастопольские рассказы», подготовить доклад «Нравственно-религиозные взгляды Л.Н.Толстого», подготовить сообщение: «Диалектика души, диалектика характера в произведениях Л.Н.Толстого», «Художественная деталь в романе «Война и мир», создать презентацию по творчеству Л.Н.Толстого, подготовить сообщение: «Мои любимые страницы романа “Война и мир”», написать домашнее сочинение |
5,5 |
|||||||||||||||
Тема 3.9. А.П.Чехов |
Содержание учебного материала |
6 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества писателя |
2 |
||||||||||||||
2. |
Темы, сюжеты, проблематика и художественное своеобразие чеховских рассказов |
2 |
||||||||||||||
3. |
Путь от Старцева к Ионычу |
3 |
||||||||||||||
4. |
Жанровое и художественное своеобразие пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы |
2 |
||||||||||||||
5. |
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе |
2 |
||||||||||||||
6. |
Новаторство А.П.Чехова-драматурга. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», пьесу «Вишневый сад», создать иллюстрациюк прочитанным произведениям Чехова, подготовить сообщение: «Жизнь и творчество А.П.Чехова», подготовить художественный пересказ рассказа «Человек в футляре», написать рецензию на рассказ «Крыжовник». |
2 |
|||||||||||||||
Раздел 4. Поэзия второй половины XIX века |
7 |
|||||||||||||||
Тема 4.1. Поэзия второй половины XIX века |
Содержание учебного материала |
7 |
||||||||||||||
1. |
Основные темы, особенности поэтического языка в лирике Ф.И.Тютчева |
2 |
||||||||||||||
2. |
Своеобразие личности и творчества А.А. Фета |
2 |
||||||||||||||
3. |
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее художественное своеобразие |
2 |
||||||||||||||
4. |
Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо», особенности жанра и композиции |
2 |
||||||||||||||
5. |
Сатирическое изображение помещиков в поэме |
2 |
||||||||||||||
6. |
Образы крестьян. “Народный заступник” Гриша Добросклонов |
2 |
||||||||||||||
7. |
Проверочная работа по поэзии второй половины XIX века |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать стихотворения: А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная ловля», «У Мраморного моря», Я.П.Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки», А.К.Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»Литература народов России. Прочитать: К. Л. Хетагуров «Послание», «Песня бедняка», «На кладбище», «Фсати», поэма «Кому живется весело», выучить наизусть стихотворения Тютчева, Фета, Некрасова, подготовить сообщение: «Жизнь стихотворений А. А. Фета, Ф.И.Тютчева в музыкальном искусстве», «Феномен Козьмы Пруткова». Подготовить фотовыставку иллюстраций к произведениям А. А. Фета |
2 |
|||||||||||||||
Литература XX века Раздел 5. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века |
9 |
|||||||||||||||
Тема 5.1. Обзор русской литературы первой половины XX века |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Развитие реалистических традиций русской классики и модернизм. Трагические события эпохи и их отражение в русской литературе начала века. Серебряный век. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Живопись, музыка и театр в эпоху Серебряного века» (с презентационным сопровождением), подготовить сообщение по творчеству Брюсова, Бальмонта, Гумилева, Северянина, Клюева, выразительно прочитать, проанализировать и интерпретировать стихотворения поэтов русского модернизма. Литература народов России. Прочитать: Габдулла Тукай, стихотворения. Зарубежная литература. Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо |
1 |
|||||||||||||||
Тема 5.2. И.А.Бунин |
Содержание учебного материала |
3 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор). Пейзажная лирика поэта |
2 |
||||||||||||||
2. |
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» |
2 |
||||||||||||||
3. |
Счастье и трагедия любви в рассказах И.А.Бунина |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», подготовить сообщение «Изобразительно-выразительные особенности Бунина-поэта и прозаика». |
0,5 |
|||||||||||||||
Тема 5.3. А.И.Куприн |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «А.И.Куприн и Пензенский край», прочитать повести «Гранатовый браслет» «Олеся», «Поединок», дать письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем нравственный пафос произведения Куприна «Гранатовый браслет»». |
0,5 |
|||||||||||||||
Тема 5.4. А.М.Горький |
Содержание учебного материала |
3 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор). Романтизм раннего рассказа Горького «Старуха Изергиль». |
2 |
||||||||||||||
2. |
Люди дна в пьесе «На дне».Судьбы ночлежников |
1 |
||||||||||||||
3. |
Споры о назначении человека в пьесе. Подготовка к сочинению |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказ «Старуха Изергиль», пьесу «На дне», роман «Фома Гордеев», составить цитатную характеристику героев, создать читательскую иллюстрацию к пьесе «На дне», подготовить сообщение «Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание пьесы Горького «На дне»», выучить наизусть монолог Сатина. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 5.5. А.А.Блок |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Судьба и поэзия А.А.Блока. Поэма «Двенадцать» |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть, проанализировать и интерпретировать стихотворения А. Блока, прочитать поэму «Двенадцать», подготовить доклад «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»; «Тема революции в творчестве А.Блока» |
1 |
1 |
||||||||||||||
Раздел 6. Особенности развития литературы 1920-ых годов |
6 |
|||||||||||||||
Тема 6.1. Литературный процесс 1920-ых годов |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. |
|||||||||||||||
Тема 6.2. В.В.Маяковский |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского |
1 |
||||||||||||||
2. |
Своеобразие лирики поэта. Новаторство поэзии Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха) |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Маяковского, подготовить доклад «Жизнь и творчество В.Маяковского», создать презентацию по творчеству В.Маяковского, прочитать поэму «Облако в штанах». |
1 |
|||||||||||||||
Тема 6.3. С.А.Есенин |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества С.А.Есенина |
1 |
||||||||||||||
2. |
Основные мотивы лирики С. Есенина |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Есенина, создать презентацию по творчеству С.А.Есенина, читательскую иллюстрацию к прочитанным стихотворениям Есенина, провести сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и поэтов чистого искусства (по выбору преподавателя и студентов), прочитать стихотворения: «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», поэму «Анна Снегина». |
1 |
2 1 |
||||||||||||||
Тема 6.4. А.А.Фадеев |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Тема революции и гражданской войны в творчестве А.А.Фадеева («Разгром») и И.Э.Бабеля («Конармия») |
|||||||||||||||
Раздел 7. Особенности развития литературы 1930-начала 1940-ых годов |
14 |
|||||||||||||||
Тема 7.1. Литературный процесс 1930-начала 1940-ых годов |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Развитие литературного процесса в 1930-начале 1940-ых годов. Метод социалистического реализма |
|||||||||||||||
Тема 7.2. М.И. Цветаева |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы творчества Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Трагическая судьба М.Цветаевой», сообщение: «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», выразительно прочитать и проанализировать стихотворения Цветаевой, создать презентацию по творчеству Цветаевой. Прочитать стихотворения О.Мандельштама: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». Стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны…», «Рим», «Европа», «Адмиралтейство», «Айа-София», «На площадь выбежав, свободен…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Природа — тот же Рим…». |
1 |
2 |
||||||||||||||
Тема 7.3. А. П.Платонов |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Идейно-художественное своеобразие повести «Котлован» |
|||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире», повесть «Котлован» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 7.4. М.А.Булгаков |
Содержание учебного материала |
6 |
||||||||||||||
1. |
Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова |
2 |
||||||||||||||
2. |
Творческая история, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» |
2 |
||||||||||||||
3. |
Библейская легенда в романе, проблема совести |
2 |
||||||||||||||
4. |
Проблема творчества и судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» |
2 |
||||||||||||||
5. |
Изображение любви как высшей духовной ценности в романе «Мастер и Маргарита» |
2 |
||||||||||||||
6. |
Проверочная работа по творчеству М.А.Булгакова |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Жизнь и творчество М.Булгакова», прочитать роман «Мастер и Маргарита», просмотр художественного фильма по книге «Мастер и Маргарита», подготовить сообщение: «Судьба Мастера» (по 13 главе), «Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита», «Фантастика в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»» (сопоставительный анализ), подготовить художественный пересказ главы «Великий бал у Сатаны». |
2 |
|||||||||||||||
Тема 7.5. М.А.Шолохов |
Содержание учебного материала |
5 |
||||||||||||||
1. |
Очерк жизни и творчества М.А.Шолохова. «Донские рассказы» |
2 |
||||||||||||||
2. |
История создания и проблематика романа «Тихий Дон» |
1 |
||||||||||||||
3. |
Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества |
2 |
||||||||||||||
4. |
Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе – эпопее «Тихий Дон» |
2 |
||||||||||||||
5. |
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Смысл финала |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать выборочные главы из романа «Тихий Дон», «Донские рассказы», подготовить доклад: «Жизнь и творчество М.Шолохова», «Женские образы в романе «Тихий Дон», просмотр отрывков из х/ф «Тихий Дон». Подготовить доклад «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения» |
3 |
|||||||||||||||
Раздел 8. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
3 |
|||||||||||||||
Тема 8.1. Особенности поэзии, публицистики, прозы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо- лева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Песни военных лет», «Творчество К.Симонова», «Лирика О.Берггольц» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 8.2. А.А.Ахматова |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Судьба А.А.Ахматовой и своеобразие лирики |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Ахматовой, прочитать поэму «Реквием», подготовить сообщение: «1930-ые годы в судьбе Ахматовой». |
1 |
|||||||||||||||
Тема 8.3. Б.Л.Пастернак |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Основные мотивы лирики Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (обзор) |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выразительно прочитать и проанализировать стихотворения Пастернака, прочитать выборочные эпизоды из романа «Доктор Живаго». |
1 |
|||||||||||||||
Раздел 9. Особенности развития литературы 1950-1980-ых годов |
14 |
|||||||||||||||
Тема 9.1. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Общая характеристика литературы 1950-1980-ых годов. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: изучить материал учебника: с.607-632, подготовить сообщение: «Развитие бардовской песни», прочитать произведения: Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей», Э. Хемингуэй. «Старик и море», М. Карим. «Помилование», подготовить доклад: «Развитие жанра фантастики в произведениях К. Булычева» |
2 |
|||||||||||||||
Тема 9.2. В.М.Шукшин |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Рассказы В.М.Шукшина |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Шукшина «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик», повесть «Калина красная», подготовить сообщение «Судьба В.М.Шукшина», рецензию на прочитанное произведение В.М.Шукшина. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.3. Современная литература о Великой Отечественной войне |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Обелиск» |
2 |
||||||||||||||
2. |
«У войны не женское лицо» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие») |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать повести «Обелиск», «А зори здесь тихие», подготовить доклад: «Образ простого солдата в повести В.Кондратьева «Сашка», «Тяготы плена в повести К.Воробьева «Это мы, господи», «Любовь и война в повести В Астафьева «Пастух и пастушка», написать рецензию на прочитанное произведение о ВОВ. |
2 |
|||||||||||||||
Тема 9.4. В.Г. Распутин |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» |
2 |
||||||||||||||
2. |
Нравственные проблемы в повести В.Распутина «Живи и помни» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать романы «Живи и помни», «Прощание с Матерой», написать рецензию на прочитанное произведение Распутина. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.5. В.Астафьев |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Проблема взаимоотношений человека и природы в романе «Царь-рыба» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать романы «Печальный детектив», «Царь-рыба», подготовить доклад: «Жизнь и творчество В.Астафьева», дать письменный ответ на проблемный вопрос. |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.6. Тема коллективизации в современной литературе |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Тема коллективизации в рассказах В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать рассказы Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», написать сочинение-размышление на тему «Правда коллективизации: какая она?» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.7. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Поэзия 1950-1980-ых годов |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение: «Судьба Н.Рубцова», «Жизнь и творчество И.Бродского», «Тематическое и художественное своеобразие поэзии Б.Ахмадулиной», «Ключевые темы, особенности поэтического языка Б.Окуджавы», «Поэма А.Вознесенского «Ров», «Судьба и творчество В.Высоцкого» (с презентационным материалом), выучить наизусть стихотворения поэтов. |
2 |
|||||||||||||||
Тема 9.8. Драматургия 1950-1980-ых годов |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Особенности драматургии в 1950-1980-ых годах. Розов В. «Гнездо глухаря» |
1 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать пьесы В.Розова «Гнездо глухаря», Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!», подготовить сообщение: « Творчество Б. Брехта» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.9. А.Т.Твардовский |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество (обзор) Своеобразие лирики А.Т.Твардовского |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворения Твардовского, подготовить сообщение: «Тема Великой Отечественной войны в творчестве Твардовского», прочитать поэмы «По праву памяти», «За далью - даль» |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.10. А.И.Солженицын |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича» |
2 |
||||||||||||||
2. |
Судьба русской деревни в повести «Матренин двор» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать повести «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (прочитать фрагменты), подготовить доклад «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий, дать письменные ответы на проблемные вопросы. Прочитать «Колымские рассказы» В.Шаламова |
1 |
|||||||||||||||
Тема 9.11. А.В.Вампилов |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||||||||||
1. |
Своеобразие драмы А.Вампилова «Утиная охота» |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения А.Вампилова «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» |
1 |
|||||||||||||||
Раздел 10. Русское литературное зарубежье 1920-1990-ых годов (три волны эмиграции) |
2 |
|||||||||||||||
Тема 10.1. Русское литературное зарубежье |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||||||
1. |
Характерные черты литературы русского зарубежья. 3 волны эмиграции |
1 |
||||||||||||||
2. |
Творчество И.Шмелева («Лето Господне», «Про одну старуху») |
2 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения: В.Набоков «Машенька», И Шмелев «Про одну старуху», подготовить сообщения: «История: три волны русской эмиграции» |
1 |
|||||||||||||||
Раздел 11. Особенности развития литературы конца 1980-2000-ых годов |
8 |
|||||||||||||||
Тема 11.1. Литература конца 1980-начала 2000-ых г. |
Содержание учебного материала |
8 |
||||||||||||||
1. |
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Основные направления развития современной литературы. Постмодернизм |
1 |
||||||||||||||
2. |
В.Дудинцев «Белые одежды» |
2 |
||||||||||||||
3. |
Проблема нравственных ценностей в повести В.Астафьева «Печальный детектив» |
2 |
||||||||||||||
4. |
О.Ермаков «Афганские рассказы» |
2 |
||||||||||||||
5. |
Творчество Т.Толстой. Повесть «Соня» |
2 |
||||||||||||||
6. |
Творчество Л.Петрушевской. Рассказ «Гигиена» |
2 |
||||||||||||||
7. |
Зачет |
3 |
||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: прочитать произведения современных авторов |
2 |
|||||||||||||||
Итого |
175 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века |
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века |
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
Поэзия второй половины XIX века |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века |
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы 1920-х годов |
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом |
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения |
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов |
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) |
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений |
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов |
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Литература: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования/ под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Горланов Г.Е. Повторение пройденного. Учебное пособие в 2 частях. – Пенза, 2012.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века: 11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2012.
Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2014.
Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2014.
Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2012.
Лебедев Ю.В. Литература: 10 кл.: Метод. советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
Русская литература 19 века: 10 кл.: Практикум: Учеб.пособие / Авт. – сост. Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, С.А.Леонов и др; Под ред. Б.И.Лыссого. – М.: Просвещение, 2014.
Русская литература 20 века. Вторая половина. 11 класс/ Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под. ред. В.Р.Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Современная русская поэзия. 10-11 классы: пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений. Элективный курс /Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2014.
Тодоров Л.В. Современный кабинет литературы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы
www.gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). www. spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).