Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 - 9 классов «Театральная студия»
Согласовано зам. директора по ВР ____________________ от ________ 20___года | | Утверждено Директор Ю. В. Славгородская ___________________________ от ________ 20___года Приказ № ____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Савдянская средняя общеобразовательная
школа им. И.Т. Таранова.
Программа спецкурса
внеурочной деятельности для учащихся 5 - 9 классов
в соответствии со стандартом
образования 2-го поколения
«Театральная студия »
Составитель программы:
И.В. Бочарова
Срок реализации: 5 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «Театральная студия» рассчитана на пять лет с детьми пятого класса. Направленность программы – общекультурная.
Театральная студия имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Цель программы 1 и 2 годы обучения: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
Формирование общей культуры;
Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
В результате освоения программы театральной студии учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу первого и второго года они должны:
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Цель программы 3, 4 и 5 годы обучения: эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
Развитие творческих способностей.
Занятия в студии ведутся по программе, включающей несколько разделов 1- 2 годы обучения.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Перечень разделов 3 – 4 года обучения
Раздел «Особенности театральной терминологии» включает совокупность терминов театральной области знаний
Раздел «Устройство ширмы и декорации» раскрывает понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физикотехнических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита
Разделы «Виды кукол и способы управления ими» включают особенности изготовления кукол. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей
Раздел «Особенности работы кукловода» раскрывает понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.
Раздел «Кукольный театр» знакомит детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Раздел «Просмотр театра кукол» раскрывает видение театра в целом, умение выражать и проявлять умения, приобретенные в течении предыдущих лет.
Раздел «Речевая гимнастика» раскрывает понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.
Раздел «Выбор пьесы и работа над ней» Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли
Раздел «Генеральная репетиция. Спектакль» Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Формы деятельности на занятиях:
конкурсы
игры
беседы
встречи с интересными людьми
утренники
спектакли
праздники
смотры
концерты
Виды деятельности на занятиях:
игровая деятельность
досугово-развлекательная деятельность
творческая деятельность
познавательная деятельность
Учебно-тематический план на пять лет
№ | Разделы программы | Количество часов | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
1 | Введение | 1 | 1 | __ | __ | |
2 | Культура и техника речи | 7 | 9 | __ | __ | |
3 | Ритмопластика | 8 | 9 | __ | __ | |
4 | Театральная игра | 12 | 13 | __ | __ | |
5 | Этика и этикет | 7 | 3 | __ | __ | |
6 | Всего часов | 35 | 35 | __ | __ | |
7 | Особенности театральной терминологии | __ | __ | 4 | 3 | 6 |
8 | Устройство ширмы и декорации | __ | __ | 4 | 4 | 1 |
9 | Виды кукол и способы управления ими | __ | __ | 2 | 4 | 1 |
10 | Кукольный театр | __ | __ | 2 | 3 | 6 |
11 | Особенности работы кукловода | __ | __ | 3 | 4 | 4 |
12 | Просмотр театра кукол. | __ | __ | 3 | 2 | 2 |
13 | Речевая гимнастика | __ | __ | 5 | 5 | 5 |
14 | Выбор пьесы и работа над ней | __ | __ | 4 | 5 | 3 |
15 | Генеральная репетиция. Спектакль | __ | __ | 8 | 5 | 7 |
16 | Всего часов | | | 35 | 35 | 35 |
Содержание программы на 1 и 2 год обучения
Культура и техника речи.
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Речевой этикет в различных ситуациях.
Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
Логика речи. Составление коротких рассказов.
Стихи. Подбор простейших рифм.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами.
Интонация речи. Выражение основных чувств.
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.
Загадки – логогрифы. «Коварная» викторина на слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). Произведения для занятий:
Считалки
Скороговорки
Русские народные сказки
Сказки, присказки
Произведения Пушкина, Лермонтова
Русские народные песенки
Ритмопластика.
Пантомимический этюд – тень
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.
Театральная игра.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
Построение диалога с напарником по заданной теме.
Как заучить роль своего героя.
Отработка дикции и чёткого произношения слов.
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
Создание образов с помощью выразительных движений.
Этика и этикет.
Круглый стол «Азбука общения»
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).
Анализ работы за год.
К концу первого и второго годов воспитанник
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
Направлять свою фантазию по заданному руслу
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
Общения с партнером (одноклассниками)
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества
Содержание программы на 3 - 5 год обучения.
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций.
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Кукольный театр.
Расширение знаний о театре кукол. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
5. Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
5. Просмотр театра кукол.
Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки).Этюдный тренаж.
6. Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
7. Выбор пьесы и работа над ней.
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
8. Генеральная репетиция. Спектакль.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.
К концу третьего – пятого года занятий воспитанник должен знать:
необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;
о способах кукловождения ;
о сценической речи;
о декорациях к спектаклю;-технологию изготовления куклы-перчатки;
работу с куклами изученных систем при показе спектакля;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
в игре использовать накопленные знания;
о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе; правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
соблюдать правила игры и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Утверждаю
Директор школы
Ю. В. Славгородская
___________________________
от ________ 20___года
Приказ № ____
Календарно-тематический план на первый год (5 класс)
2015 -2016 уч. год
№ | Тема занятий | Содержание деятельности | Количество часов | Сроки |
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом деятельности. | | 1 | 03.09 |
Культура и техника речи | ||||
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета») | Слушание, чтение по ролям сказки. Первичная инсценировка сказки. | 1 | 10.09 |
3 | Игры по развитию внимания («Краски», «Садовник и цветы) | Инсценировка сказки без слов, используя мимику и жесты. | 1 | 17.09 |
4 | Игры по развитию внимания («Айболит») | Создание примерной постановки. Фантазии по сказке | 1 | 24.09 |
5 | Развитие дыхания и свободы речевого аппарата | Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. | 1 | 01.10 |
6 | Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «Снова ищем начало» | Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля | 1 | 08.10 |
7 | Игры по развитию языковой догадки «Наборщик», «Ищем вторую половину» | Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. | 1 | 15.10 |
8 | Игры по развитию языковой догадки «Творческий подход» | Знакомство с русскими народными играми со словами. Учить правильно двигаться и говорить текст. | 1 | 22.10 |
Ритмопластика | ||||
9 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией. | 1 | 29.10 |
10 | Совершенствование осанки и походки. | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. | 1 | 12.11 |
11 | Отработка сценического этюда «Обращение», «Знакомство». | Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией во время обращения. | 1 | 19.11 |
12 | Беспредметный этюд | Создание декораций и костюмов. | 1 | 26.11 |
13 | Сценический этюд «Скульптура». | Усовершенствование театрального мастерства | 1 | 03.12 |
14 | Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. | 1 | 10.12 |
15 | Сценические этюды. | Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией. | 1 | 17.12 |
16 | Шумовое оформление по текстам | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над шумовыми эффектами | 1 | 24.12 |
Театральная игра | ||||
17 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями. | Формировать чёткую и грамотную речь. | 1 | 14.01 |
18 | Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «епка»Репка», «Три медведя» | 1 | 21.01 |
19 | Техника грима. | Создание атрибутов и декораций для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя» | 1 | 28.01 |
20 | Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. | 1 | 04.02 |
21 | Отработка ролей, изготовление декораций | Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. | 1 | 11.02 |
22 | Отработка ролей, изготовление декораций | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | 1 | 18.02 |
23 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. | Общение. Говорить и слушать музыку. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. | 1 | 25.02 |
24 | Репетиция. | Разыгрывание ролей. | 1 | 03.03 |
25 | Генеральная репетиция в костюмах. | Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. | 1 | 10.03 |
26 | Генеральная репетиция в костюмах. | Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением. Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. | 1 | 17.03 |
27 | Выступление | Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. | 1 | 24.03 |
28 | Анализ дела организаторами | Самоанализ | 1 | 07.04 |
Этика и этикет | ||||
29 | Связь этики с общей культурой человека. | Просмотр Театра кукол. Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. | 1 | 14.04 |
30 | Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине | Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. | 1 | 21.04 |
31 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» | Импровизации на свободную тему по имеющимся атрибутам. | 1 | 28.04 |
32 | «Людей неинтересных в мире нет» | Импровизации на свободную тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. | 1 | 05.05 |
33 | Репетиция сценического этюда | Импровизации | 1 | 12.05 |
34 | «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». | Просмотр видео. | 1 | 19.05 |
35 | Подведение итогов деятельности | Самоанализ деятельности. | 1 | 26.05 |
Утверждаю
Директор школы
Ю. В. Славгородская
___________________________
от ________ 20___года
Приказ № ____
Календарно-тематический план на второй год (6 класс)
2016 -2017 уч год
Согласно годовому календарному графику на 2016-2017 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа 1 час в неделю, так как Постановлением РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» установлены выходной день – 23.02. 2017.
№ | Тема занятий | Содержание деятельности | Количество часов | Сроки |
Вводная беседа. Знакомство с планом деятельности. | Беседа о плане работы | 1 | 01.09 | |
Культура и техника речи 9 часов(основы духовно-нравственной культуры народов России) | ||||
Упражнения на дыхание | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 | 08.09 | |
Стихи поэтов Ростовской области | Игры, стихи по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 | 15.09 | |
Мои воспоминания о крае родном | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 | 22.09 | |
Мы и народы России | 1 | 29.09 | ||
О народах России | Составление небольшого рассказа о народах, проживающих на территории России, Ростовской области и Заветинского района | 1 | 06.10 | |
О народах области | 1 | 13.10 | ||
О народах края | 1 | 20.10 | ||
Работа над сценарием | Выпуск телепередачи «Край любимый» (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). | 1 | 27.10 | |
Показ | 1 | 10.11 | ||
Ритмопластика 9 часов | ||||
Пантомима | Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Совершенствование осанки и походки. Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | 1 | 17.11 | |
Пантомима | 1 | 24.11 | ||
Этюды для пантомимы | 1 | 01.12 | ||
Этюды для пантомимы | 1 | 08.12 | ||
Работы над движениями | 1 | 15.12 | ||
Диалог пантомимы | 1 | 22.12 | ||
Оживи картинку | 1 | 12.01 | ||
Моя роль в пантамиме | 1 | 19.01 | ||
Моя роль в пантамиме | 1 | 26.01 | ||
Театральная игра 13 часов | ||||
Значение игры | Значение подробностей в искусстве. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. Техника грима. Светотень. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. Анализ мимики своего лица. Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 | 02.02 | |
Сценические задания | 1 | 09.02 | ||
Действие | 1 | 16.02 | ||
Действие | 1 | 02.03 | ||
Этюды на воображение | 1 | 09.03 | ||
Шумы и звуки | 1 | 16.03 | ||
Мимика | 1 | 23.03 | ||
Грим | 1 | 06.04 | ||
Техника грима | 1 | 13.04 | ||
Инсценирование | 1 | 20.04 | ||
Распределение ролей | 1 | 27.04 | ||
Работа над ролью | 1 | 04.05 | ||
Работа над ролью | 1 | 11.05 | ||
Этика и этикет 3 часа | ||||
Этикет | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 1 | 18.05 | |
Итоговая деятельность | 1 | 25.05 |
Утверждаю
Директор школы
Ю. В. Славгородская
___________________________
от ________ 20___года
Приказ № ____
Календарно-тематический план на третий год (7 класс)
2017 - 2018 уч. год
Программа внеурочной деятельности «Театральная студия» рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2017-2018 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 23.02.2018), с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2017-2018 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2017-2018 учебный год, фактическое количество часов за год составляет 33. Выполнение рабочих программ в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 2 часа тем: «Работа над спектаклем», «Репетиция».
№ | Тема занятий | Содержание деятельности | Количество часов | Сроки |
Особенности театральной терминологии – 4 часа | ||||
Вводная беседа. | Беседа о плане работы. Задача словаря - осмысление основных понятий, связанных с проблемами создания актерского образа. Это первый опыт подобного издания, призванного содействовать правильному пониманию существующей терминологии, без чего невозможно глубокое освоение профессии актера и режиссера. | 1 | 01.09 | |
Словарь театральных терминов. | 1 | 08.09 | ||
Основы спектакля. | 1 | 15.09 | ||
Драма, комедия, трагедия, водевиль. | 1 | 22.09 | ||
Устройство ширмы и декорации – 4 часа | ||||
Виды ширм. | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. | 1 | 29.09 | |
Основные декорации. | 1 | 06.10 | ||
Бутафория. | 1 | 13.10 | ||
Я и кукла. | 1 | 20.10 | ||
Виды кукол и способы управления ими – 2 часа | ||||
Виды кукол. | Познакомить с основными видами театральных кукол. | 1 | 27.10 | |
Способы управления. | 1 | 10.11 | ||
Кукольный театр – 2 часа | ||||
Спектакль. | Расширение знаний о театре кукол. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. | 1 | 17.11 | |
Игра. | 1 | 24.11 | ||
Особенности работы кукловода - 3 часа | ||||
Кукловод. | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). | 1 | 01.12 | |
Работа куклами. | 1 | 08.12 | ||
Анализ деятельности. | 1 | 15.12 | ||
Просмотр театра кукол – 3 часа | ||||
Съемка спектакля. | Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. | 1 | 22.12 | |
Просмотр и обсуждение. | 1 | 12.01 | ||
Анализ поведения. | 1 | 19.01 | ||
Речевая гимнастика – 5 часов | ||||
Работа над текстами. | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. | 1 | 26.01 | |
Работа над выразительностью. | 1 | 02.02 | ||
Актерская игра. | 1 | 09.02 | ||
Значение репетиции. | 1 | 16.02 | ||
Работа над собой. | 1 | 02.03 | ||
Выбор пьесы и работа над ней – 4 часа | ||||
Тематика пьесы. | Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | 1 | 16.03 | |
Работа над спектаклем. | 1 | 23.03 | ||
Разучивание ролей. | 1 | 06.04 | ||
Разучивание ролей. | 1 | 13.04 | ||
Генеральная репетиция. Спектакль – 8 часов | ||||
Декорации к спектаклю. | Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. | 1 | 20.04 | |
Костюмы к спектаклю. | 1 | 27.04 | ||
Музыка в спектакле. | 1 | 04.05 | ||
Репетиция. | 1 | 11.05 | ||
Выступление. | 1 | 18.05 | ||
Анализ деятельности. | 1 | 25.05 |
Утверждаю
Директор школы
Ю. В. Славгородская
___________________________
от ________ 20___года
Приказ № ____
Календарно-тематический план на четвертый год (8 класс)
2018 - 2019 уч. год
Программа внеурочной деятельности «Театральная студия» рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2018-2019 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 01.05.19), с учётом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова на 2018 - 2019 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова на 2018 - 2019 учебный год, фактическое количество часов за год составляет 34 ч.
Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 1 час тем: «Выбор костюмов. Подбор музыки».
№ | Тема занятий | Содержание деятельности | Количество часов | Сроки |
Особенности театральной терминологии – 3 часа | ||||
Вводная беседа. | Первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства; знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства; знания основных этапов развития театрального искусства; первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства; знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства; знания театральной терминологии; знания выразительных средств сценического действия и их разновидности. | 1 | 05.09 | |
Работа над терминами. | 1 | 12.09 | ||
Основы инсценирования. | 1 | 19.09 | ||
Устройство ширмы и декорации – 4 часа | ||||
Работа за ширмой. | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. | 1 | 26.09 | |
Оформление ширмы. | 1 | 03.10 | ||
Бутафория. | 1 | 10.10 | ||
Мои представления о выступлении. | 1 | 17.10 | ||
Виды кукол и способы управления ими – 4 часа | ||||
Виды кукол. | Познакомить с основными видами театральных кукол. | 1 | 24.10 | |
Способы управления. | 1 | 07.11 | ||
Изготовление кукол. | 1 | 14.11 | ||
Изготовление кукол. | 1 | 21.11 | ||
Кукольный театр – 3 часа | ||||
Спектакль. | Расширение знаний о театре кукол. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. | 1 | 28.11 | |
Игра. | 1 | 05.12 | ||
Инсценировка. | 1 | 12.12 | ||
Особенности работы кукловода - 4 часа | ||||
Кукловод. | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). | 1 | 19.12 | |
Работа куклами. | 1 | 26.12 | ||
Репетиция. | 1 | 16.01 | ||
Анализ деятельности. | 1 | 23.01 | ||
Просмотр театра кукол – 2 часа | ||||
«Внимание, запись!». | Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. | 1 | 30.01 | |
Анализ записи. | 1 | 06.02 | ||
Речевая гимнастика – 5 часов | ||||
Работа над текстами. | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. | 1 | 13.02 | |
Работа над выразительностью. | 1 | 20.02 | ||
Работа над выразительностью. | 1 | 27.02 | ||
Актерская игра. | 1 | 06.03 | ||
Работа над собой. | 1 | 13.03 | ||
Выбор пьесы и работа над ней – 5 часа | ||||
Тема инсценировки. | Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | 1 | 20.03 | |
Работа над ролью. | 1 | 03.04 | ||
Разучивание ролей. | 1 | 10.04 | ||
Разучивание ролей. | 1 | 17.04 | ||
Разучивание ролей. | 1 | 24.04 | ||
Генеральная репетиция. Спектакль – 5 часов | ||||
Создание декораций. | Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. | 1 | 08.05 | |
Выбор костюмов. Подбор музыки. | 1 | 15.05 | ||
Репетиция. | 1 | 22.05 | ||
Анализ деятельности. | 1 | 29.05 |
Кияйкина Наталья Федоровна