Программа по внеурочной деятельности «Волшебная палитра» (ИЗО, 5-6 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №33 г. Орла
Рассмотрено на заседании ШМО учителей эстетического цикла Руководитель ШМО /Л.Б. Васильева/ протокол №_______ от «___» ___________2020__ г. | Согласовано Заместитель директора по УВР /Т.И. Тарасова/ | Утверждаю Директор школы /__________/ Н.И. Зубцова Приказ от «___» _________ 2020__ г. |
| | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебная палитра»
для обучающихся 5-6 классов
(34 часа)
Составитель:
учитель
изобразительного искусства
О.Н. Цыкина
(высшая категория)
г.Орел
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Учебный план МБОУ-СОШ№33 г. Орла.
Инструкции по технике безопасности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часов в год.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
Развитие стремления к углублению знаний.
Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
Формирование чувства коллективизма.
Создание комфортной обстановки на занятиях.
Развитие аккуратности, опрятности.
Структура программы состоит из 7 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Равновесие логического и эмоционального начала в учебном процессе.
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
5. Максимальное соблюдение интересов двух сторон, участвующих в процессе творчества-учителя и обучающегося.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа.
Тематический план 5,6 класс
№ | Тема занятия, раздел | часы |
1. | Вводное занятие Техника безопасности Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность). Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит). Теплохолодность. | 1 1 1 |
2. | Акварельные техники. Вливание цвета в цвет. Техника «по-сырому». Техника «алла-прима». Монохромная живопись. Монохромная живопись. Техника гризайль.
| 1 1 1 1 1 1 |
3. | Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло». Шахматный прием. Текстура. Фактура. Поиск вариантов решения одного задания. Развивающие игры. Силуэт в графике. | 1 2 1 1 1 1 2 |
4. | Сочетание графики и живописи. Практическая работа «Рыбки» Сочетание акварельных техник и приемов. Творческая работа «Бабочки». Монотипия. | 2 2 1 |
5. | Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Работа по замыслу | 1 1 1 1 |
6. | Жанры изобразительного искусства (беседа) Фантастический, сказочный жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. | 1 1 1 1 1 |
7. | Шрифт. Создание открытки (творческий проект). | 2 |
Краткое содержание учебных тем.
№ | Раздел | Теоретическое описание | Практика |
1. | Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность). Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит). Теплохолодность. | Понятие о цветовом круге, нюансности и контрастности. Понятие колорит, гармония и дисгармония. Понятие теплые и холодные цвета. | Практическая работа (цветовые упражнения). Практическая работа ( упражнения с применением различных колоритов). Практическая работа (один пейзаж в теплом и холодном вариантах). |
2. | Акварельные техники. Вливание цвета в цвет. Техника «по-сырому». Техника «алла-прима». Монохромная живопись. Техника гризайль. | Вливание цвета в цвет. Выразительные возможности данной техники и примеры применения. Выполнения акварельной работы в один прием. Применение одной краски. Понятие гризайль. | Практическая работа «Осенние листья». Практическая работа «Пейзаж». Практическая работа «Цветы». Практическая работа на свободную тему. Практическая работа «Ветка дерева с листьями». |
3. | Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло». Шахматный прием. Текстура. Поиск вариантов решения одного задания. Развивающие игры. | Понятие графика, декоративная графика, графические материалы. Шахматный прием для передачи формы и движения. Разнообразие текстур в природе. Вариативность в графике. | Практическая работа «Рыбки». Возможно как индивидуальная , так и коллективная. Свободная тема в применением шахматного приема. Передача текстур в графике. Создание несколько разных зарисовок на одну тему. Поиск определенных очертаний предметы среди хаотично нанесенных графических линий. |
4. | Сочетание графики и живописи. Сочетание акварельных техник и приемов. Монотипия. | Практическая работа «Рыбки»-графика+живопись. Практическая работа «Бабочки». Понятие монотипия. | Фон –вливание цвета в цвет, «рыбки-лоскутное одеяло», применение приемов аппликации. Работа с колоритами+применение аппликации. Практическая работа по теме. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Работа по замыслу | Понятие ДПИ, народные промыслы. Орнамент (история, значение). Примеры различных вариантов создания орнаментов(модуль, повторение, чередование, образующая и т.д.) | Создание геометрического орнамента в квадрате или круге. Создание модулей для орнамента. Разработка авторского орнамента для украшения одежды. |
6.
| Жанры изобразительного искусства (беседа) Фантастический, сказочный жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. | Понятие виды и жанры, историческая справка ,многообразие жанров, примеры художников-мастеров различных жанров. | Творческие работы в соответствии с темой занятия. |
7. | Шрифт. Создание открытки (творческий проект). | Понятия шрифт, творческий проект.Современный дизайн открытки. | Создание проекта открытки на тему «День рождения!», «9 Мая» и т.д. |
Литература.
С.П. Ломов. Искусство. Изобразительное искусство 5класс, 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.- М. Дрофа, 2017.
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
Н.М. Сокольский. Краткий словарь художественных терминов 5-8 класс-М.Титул, 1996 г.
Н.М. Сокольский. Основы рисунка.5-8 класс, М.Титул, 1996г.
Н.М. Сокольский. Основы живописи. 5-8 класс, М. Титул, 1996 г.
Е.И. Забелина. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Программа для 1-8 классов. Орел 2011г.
Стовба Софья Вадимовна