12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыкина Ольга Николаевна121
учитель изобразительного искусства, черчения, МХК и технологии МБОУ-СОШ №33 г. Орла, высшая категория, лауреат городского конкурса "Учитель года-2006",победитель областного конкурса "Учитель года -2006" в номинации "Лучшие традиции в образовании".
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №33 г. Орла



Рассмотрено

на заседании ШМО учителей эстетического цикла

Руководитель ШМО

/Л.Б. Васильева/

протокол №_______

от  «___» ___________2020__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР


/Т.И. Тарасова/

             Утверждаю        

  Директор школы


 /__________/ Н.И. Зубцова

Приказ

   от «___» _________ 2020__ г.









 



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебная палитра»


для обучающихся 5-6 классов

(34 часа)










Составитель:

учитель

изобразительного искусства

О.Н. Цыкина

(высшая категория)







г.Орел

2020-2021 учебный год




Пояснительная записка


Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

Закон «Об образовании» в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Учебный план МБОУ-СОШ№33 г. Орла.

Инструкции по технике безопасности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часов в год.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.

Развитие стремления к углублению знаний.

Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

Формирование чувства коллективизма.

Создание комфортной обстановки на занятиях.

Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 7 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1. Многообразия.

разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Равновесие логического и эмоционального начала в учебном процессе.

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

5. Максимальное соблюдение интересов двух сторон, участвующих в процессе творчества-учителя и обучающегося.

Формы занятий:

беседы;

практические занятия;

создание проектов;

индивидуальные и групповые занятия;

коллективная работа.

Тематический план  5,6 класс

Тема занятия, раздел

часы

1.


Вводное занятие

Техника безопасности

Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность).

Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит).

Теплохолодность.



1

1


1

2.

Акварельные техники. Вливание цвета в цвет.

Техника «по-сырому».

Техника «алла-прима».

Монохромная живопись.

Монохромная живопись.

Техника гризайль.

 

1

1

1

1

1

1



3.

Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло».

Шахматный прием.

Текстура.

Фактура.

Поиск вариантов решения одного задания.

Развивающие игры.

Силуэт в графике.

1

2

1

1

1

1

2

4.

Сочетание графики и живописи. Практическая работа «Рыбки»

 Сочетание акварельных техник и приемов. Творческая работа «Бабочки».

Монотипия.

2

2

1


5.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу


1

1

1

1

6.

Жанры изобразительного искусства (беседа)

Фантастический, сказочный жанр.

Пейзаж.

Портрет.

Натюрморт.

1

1

1

1

1

 7.

 Шрифт.

Создание открытки (творческий проект).


2


Краткое содержание учебных тем.


Раздел

Теоретическое описание

Практика

1.

Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность).

Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит).

Теплохолодность.


Понятие о цветовом круге, нюансности и контрастности.



Понятие колорит, гармония и дисгармония.



Понятие теплые и холодные цвета.

 Практическая работа

(цветовые упражнения).



Практическая работа ( упражнения с применением различных колоритов).

Практическая работа (один пейзаж в теплом и холодном вариантах).

2.

Акварельные техники. Вливание цвета в цвет.

Техника «по-сырому».

Техника «алла-прима».

Монохромная живопись.

Техника гризайль.


Вливание цвета в цвет.



Выразительные возможности данной техники и примеры применения.

Выполнения акварельной работы в один прием.

Применение одной краски.


Понятие гризайль.

Практическая работа «Осенние листья».


Практическая работа

«Пейзаж».

Практическая работа «Цветы».

Практическая работа на свободную тему.


Практическая работа «Ветка дерева с листьями».

3.

Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло».

Шахматный прием.

Текстура.


Поиск вариантов решения одного задания.

Развивающие игры.


Понятие графика, декоративная графика, графические материалы.




Шахматный прием для передачи формы и движения.

Разнообразие текстур в природе.


Вариативность в графике.




Практическая работа «Рыбки». Возможно как индивидуальная , так и коллективная.


Свободная тема в применением шахматного приема.

Передача текстур в графике.

Создание несколько разных зарисовок на одну тему.

Поиск определенных очертаний предметы среди хаотично нанесенных графических линий.

4.

Сочетание графики и живописи.

Сочетание акварельных техник и приемов.



Монотипия.

Практическая работа «Рыбки»-графика+живопись.



Практическая работа «Бабочки».




Понятие монотипия.

Фон –вливание цвета в цвет, «рыбки-лоскутное одеяло», применение приемов аппликации.

Работа с колоритами+применение аппликации.


Практическая работа по теме.

5.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу

Понятие ДПИ, народные промыслы. Орнамент (история, значение).




Примеры различных вариантов создания орнаментов(модуль, повторение, чередование, образующая и т.д.)

Создание геометрического орнамента в квадрате или круге.



Создание модулей для орнамента.





Разработка авторского орнамента для украшения одежды.

6.

 

 

 

Жанры изобразительного искусства (беседа)

Фантастический, сказочный жанр.

Пейзаж.

Портрет.

Натюрморт.

Понятие виды и жанры, историческая справка ,многообразие жанров, примеры художников-мастеров различных жанров.

Творческие работы в соответствии с темой занятия.

7.

 Шрифт.

Создание открытки (творческий проект).

Понятия шрифт, творческий проект.Современный дизайн открытки.

Создание проекта открытки на тему «День рождения!», «9 Мая» и т.д.






Литература.



С.П. Ломов. Искусство. Изобразительное искусство 5класс, 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.- М. Дрофа, 2017.

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

Н.М. Сокольский. Краткий словарь художественных терминов 5-8 класс-М.Титул, 1996 г.

Н.М. Сокольский. Основы рисунка.5-8 класс, М.Титул, 1996г.

Н.М. Сокольский. Основы живописи. 5-8 класс, М. Титул, 1996 г.

Е.И. Забелина. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Программа для 1-8 классов. Орел 2011г.




Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (1)

Стовба Софья Вадимовна, 14.11.20 в 16:18 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная программа! Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.