ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные волонтеры»
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №23» М.Ф. Бидонько
Приказ № 25_ОД от 30.08.2024
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные волонтеры»
Составитель: учитель немецкого языка Сметанина Елена Константиновна
г.Краснотурьинск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные волонтеры» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путѐм, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребѐнка навязанной извне.
Цель:
Развитие детского волонтѐрского движения в школе.
Задачи:
Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтѐрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. Принцип культуросообразности предполагает, что волонтѐрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного
общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 14-15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.
Продолжительность учебного года: 8 классы - 34 учебных недели. Занятие по внеурочной деятельности проходит два раза в неделю по 2 часа для 8 классов. Продолжительность занятия – 80 минут.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей
содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой;
КТД (коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели).
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Я волонтер – я помощник» должны отражать:
духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга учащихся.
Критерии оценки волонтѐрской деятельности учащихся:
активность участия;
умение планировать работу волонтѐров;
самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
о волонтерском движении в России;
права и обязанности волонтеров;
основные направления деятельности волонтеров;
основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
издавать агитационную печатную продукцию;
принимать общечеловеческие ценности.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс
№ п/п | Темы | Кол-во час. |
1. | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. | 12 |
2. | Доброта, забота, милосердие | 74 |
3. | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | 14 |
4. | Учимся работать с документами. | 10 |
5. | Пропаганда здорового образа жизни . | 24 |
6. | В кругу друзей | 12 |
Итого | | 136 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема разделов, занятия | Часы учебного времени | Теорет ическа я часть | Практи ческая часть | Примечание |
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (12ч.) | |||||
1 | Вводное занятие «Кто такие волонтеры». Мифы о волонтерстве. Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда» (А.Гайдара) | 2 | 2 | | Участие в беседе, обсуждение |
2 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Что умеет волонтер? Что умеем мы? | 2 | | 2 | Составление плана, изготовление эмблемы, разработка правил |
3 | Права и обязанности волонтера. Встреча с руководителем Школы социального партнерства | 2 | 2 | | Участие в беседе, просмотр Интернет ресурсов, обсуждение |
4 | Встреча с руководителем Школы социального партнерства | 2 | 2 | | Налаживание взаимодействи я. Просмотр презентации |
5 | История волонтерского движения в России и за рубежом. (Беседа). | 2 | 2 | | обсуждение |
6 | Проект. Разработка визитки «Ты хочешь стать волонтером? Кодекс настоящего волонтера, куда могут войти «10 заповедей волонтера» или «права | 2 | 2 | | Участие в беседе Выполнение |
| волонтера» | | | | проекта «Паспорт Волонтера» | | | |||||
Учимся работать с документами. Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность (10ч) | | |||||||||||
7 | Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность | 4 | | 4 | | | | |||||
8 | Создание печатной продукции для проведения мероприятий | 6 | | | | | | |||||
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (14ч.) | | | ||||||||||
9 | Тренинг «Познаю себя». Тренинг «Эффективное общение» | 2 | 2 | | Участие в тренинге | | | |||||
10 | Тренинг «Я» в команде!» | 2 | 2 | | Участие в тренинге | | | |||||
11 | Психологические особенности людей с ограниченными возможностями | 2 | 2 | | Участие в беседе | | | |||||
12 | Психологические особенности пожилых людей | 2 | 2 | | Презентация, участие в беседе | | | |||||
13 | Практическое занятие по профилактике подростковых суицидов «Мысли подростка» | 2 | 2 | | Интернет- ресурсы, участие в беседе | | | |||||
14 | «Как не допустить суицид у подростка» тренинг с родителями (памятка для учителей и родителей) | 2 | | 2 | Создание буклета | | | |||||
15 | Тренинг «Позитивное мышление» | 2 | 2 | | Участие в тренинге | | | |||||
Доброта, забота, милосердие (74 ч) | | | ||||||||||
16 | Изготовление праздничной открытки с Днем пожилого человека. Помощь пожилым людям | 2 | | 2 | Участие в беседе, изготовление открытки | | ||||||
17 | Поздравление пожилых людей на квартирах, на улице с Днем пожилого человека | 2 | | 2 | Выступление детей, вручение открытки | | ||||||
18 | Помощь в подготовке праздника ко Дню Учителя | 2 | | 2 | Творческая работа (плакат ко Дню учителя) | | ||||||
19 | Подготовка и проведение акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам педагогического | 2 | | 2 | Помощь ветеранам пед.труда на | | ||||||
| труда) | | | | дому |
20 | Проведение акции «самая чистая территория» | 2 | | 2 | Уборка территории школы |
21 | Подготовка и проведение квеста по ПДД для начальных классов | 2 | 1 | 1 | Разработка заданий, распределение обязанностей |
22 | Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне | 2 | 2 | | Просмотр презентации, Интернет ресурсов, обсуждение |
23 | Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11) | 2 | | 2 | Проведение беседы в 5-х классах школы |
24 | Мероприятия ко Дню матерей России (27.11) | 2 | | 2 | Изготовление открыток к празднику |
25 | Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12) | 2 | | 2 | Проведение беседы в 8-9 классах школы |
26 | Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12) | 2 | | 2 | Проведение беседы в 7-х классах |
27 | Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро!» | 2 | | 2 | Оказание помощи воинам СВО |
28 | Изготовление поделки «Новогодняя игрушка» для школьной елки | 2 | | 2 | Изготовление новогодней игрушки из бумаги |
29 | Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом» | 2 | 2 | | Благотворительн ая помощь для детей, находящихся в приюте |
30 | К Всероссийскому дню зимующих птиц «Покормите птиц зимой» | 2 | | 2 | Буклеты, развешивание кормушек |
31 | Интерактивная игра для младших школьников | 2 | 1 | 1 | Подготовка и проведение игры |
| «Полезные и вредные привычки» | | | | для учащихся 4- х классов |
32 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как солнце» | 2 | | 2 | Участие в беседе, выполнение тренинга |
33 | Операция «Снежок» (Помощь пожилым людям в уборке снега) | 2 | | 2 | Оказание помощи пожилым людям |
34 | Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днем защитника Отечества и поздравление с Праздником | 4 | 2 | 2 | |
35 | Подготовка и выступление агитбригады по ПДД (внутри школы и детских садах) | 4 | 2 | 2 | Подготовка и проведение мероприятия по ПДД |
36 | Подготовка и поздравление педагогов с Днем 8 Марта | 4 | 3 | 1 | |
37 | Подвижные игры для младших школьников | 2 | 2 | | Подготовка игр для младших школьников |
38 | Подвижные игры для младших школьников | 4 | | 4 | Игры с младшими школьниками на переменах |
39 | Подготовка и проведение акции ко Дню школьных библиотек «Живи, книга» 02.04. | 4 | | 4 | Ремонт книг в школьной библиотеке |
40 | Акция «Георгиевская ленточка» | 2 | | 2 | |
41 | Акция «Звезда за Победу» | 4 | 2 | 2 | Подготовка и беседа для учащихся 5-6 классов о пионерах-героях |
42 | Трудовая акция «Школьный двор» | 2 | | 2 | Уборка территории школы |
43 | Акция «Волонтеры Победы» | 4 | | 4 | Уборка на территории памятника |
44 | «Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся | 4 | | 4 | Подготовка и |
| | | | | проведение выставки (поделки учащихся) |
Пропаганда здорового образа жизни (24ч) | |||||
45 | Путешествие в страну «Здоровье». Игра «Я - тоже» (Гигиена. Профилактика. Активность). | 2 | 2 | | Участие в беседе |
46 | Вредные привычки - беседа для 5-6 классов с показом презентации, вручение буклетов. | 2 | 1 | 1 | Подготовка презентации, буклетов, вручение буклетов |
47 | «Мы – за ЗОЖ!» Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами» | 2 | 2 | | Дискуссия, проведение конкурса |
48 | Акция «Скажи сигарете нет!» конкурс рисунков. | 2 | | 2 | Проведение конкурса в 5-8 классах |
49 | Заочный онлайн - конкурс на лучший видео ролик «Папа, мама, я - спортивная семья» | 2 | | 2 | Создание видиоролика |
50 | «Наркотик знак беды» | 2 | | 2 | Диспут, презентация |
51 | Фильм «Право на жизнь» | 2 | 2 | | Просмотр фильма, обсуждение |
52 | «Все на лыжню» (лыжные гонки среди 5-11 кл) | 2 | | 2 | Участие в соревнованиях «Лыжня России» |
53 | Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья (7.04) | 2 | | 2 | Спортивная эстафета в 5-х классах |
54 | Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы» | 2 | | 2 | Проведение игры в 3-х классах |
55 | Тренинг «Поход в продуктовый магазин» (здоровое питание) | 2 | | 2 | Участие в тренинге |
56 | Тренинг «Вместе мы – СИЛА» (теоретическое занятие об иммунной системе) | 2 | | 2 | Участие в тренинге |
В кругу друзей (2 ч) | |||||
57 | Итоговый сбор «Волонтер – это здорово!» | 2 | | 2 | Оформление дневника «Юные волонтеры» |
ИТОГО: 136 часов
Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.
Групповые занятия: 1 раз в неделю
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому руководителем учреждения, продолжительность занятий 2 часа с перерывом 10 мин. Продолжительность для отдыха детей (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)
Режим работы в период школьных каникул. Занятия в объединениях проводятся:
по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного изменения расписания с учётом удобства обучающихся.
по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебно- тренировочных сборов, акций.
Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 18 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;
спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.
Ноутбук
Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
Планов проведения обучающих семинаров;
Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);
Сценарии различных игр и игровых программ;
Сценарий и план проведения акций;
Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и
привлеченных ресурсов);
Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов
Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/