ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные волонтеры»

0
0
Материал опубликован 9 November

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №23» М.Ф. Бидонько

Приказ 25_ОД от 30.08.2024













ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юные волонтеры»






Составитель: учитель немецкого языка Сметанина Елена Константиновна



















г.Краснотурьинск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные волонтеры» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путѐм, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных

каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребѐнка навязанной извне.

Цель:

Развитие детского волонтѐрского движения в школе.

Задачи:

Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Правовой базой для составления программы являются:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

Конвенция ООН о правах ребенка.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтѐрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. Принцип культуросообразности предполагает, что волонтѐрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного

общения.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 14-15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.

Продолжительность учебного года: 8 классы - 34 учебных недели. Занятие по внеурочной деятельности проходит два раза в неделю по 2 часа для 8 классов. Продолжительность занятия – 80 минут.

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей

содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой;

КТД (коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели).

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения программы «Я волонтер я помощник» должны отражать:

духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с

другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы являются в:

-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;

расширении круга структурирования материала;

умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность;

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

умении организовывать волонтѐрскую деятельность;

способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

духовно-нравственное воспитание проектная, просветительская деятельность;

патриотическое и гражданское воспитание шефство; благоустройство школы и микрорайона;

здоровьесберегающее пропаганда ЗОЖ;

формирование толерантности организация досуга учащихся.

Критерии оценки волонтѐрской деятельности учащихся:

активность участия;

умение планировать работу волонтѐров;

самостоятельность.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

Обучающиеся будут знать:

о волонтерском движении в России;

права и обязанности волонтеров;

основные направления деятельности волонтеров;

основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

аргументировано отстаивать свою позицию;

адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

издавать агитационную печатную продукцию;

принимать общечеловеческие ценности.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс


п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.

12

2.

Доброта, забота, милосердие

74

3.

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)

14

4.

Учимся работать с документами.

10

5.

Пропаганда здорового образа жизни .

24

6.

В кругу друзей

12

Итого


136


Календарно тематическое планирование


п/п

Тема разделов, занятия

Часы

учебного времени

Теорет ическа я часть

Практи ческая часть

Примечание

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (12ч.)

1

Вводное занятие «Кто такие волонтеры». Мифы о волонтерстве.

Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда» (А.Гайдара)

2

2


Участие в беседе, обсуждение

2

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Что умеет волонтер? Что умеем мы?

2


2

Составление плана, изготовление эмблемы,

разработка правил

3

Права и обязанности волонтера. Встреча с руководителем Школы социального партнерства

2

2


Участие в беседе, просмотр Интернет ресурсов,

обсуждение

4

Встреча с руководителем Школы социального партнерства

2

2


Налаживание взаимодействи я. Просмотр презентации

5

История волонтерского движения в России и за рубежом. (Беседа).

2

2


обсуждение

6

Проект. Разработка визитки «Ты хочешь стать волонтером? Кодекс настоящего волонтера, куда

могут войти «10 заповедей волонтера» или «права

2

2


Участие в беседе

Выполнение


волонтера»




проекта

«Паспорт Волонтера»



Учимся работать с документами. Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность (10ч)


7

Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность

4


4




8

Создание печатной продукции для проведения мероприятий

6






Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (14ч.)



9

Тренинг «Познаю себя». Тренинг «Эффективное общение»

2

2


Участие в тренинге



10

Тренинг «Я» в команде!»

2

2


Участие в тренинге



11

Психологические особенности людей с ограниченными возможностями

2

2


Участие в беседе



12

Психологические особенности пожилых людей

2

2


Презентация, участие в беседе



13

Практическое занятие по профилактике подростковых суицидов «Мысли подростка»

2

2


Интернет-

ресурсы, участие в беседе



14

«Как не допустить суицид у подростка» тренинг с родителями (памятка для учителей и родителей)

2


2

Создание буклета



15

Тренинг «Позитивное мышление»

2

2


Участие в тренинге



Доброта, забота, милосердие (74 ч)



16

Изготовление праздничной открытки с Днем пожилого человека. Помощь пожилым людям

2


2

Участие в беседе, изготовление открытки


17

Поздравление пожилых людей на квартирах, на улице с Днем пожилого человека

2


2

Выступление детей, вручение открытки


18

Помощь в подготовке праздника ко Дню Учителя

2


2

Творческая

работа (плакат ко Дню учителя)


19

Подготовка и проведение акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам педагогического

2


2

Помощь ветеранам

пед.труда на



труда)




дому

20

Проведение акции «самая чистая территория»

2


2

Уборка территории школы

21

Подготовка и проведение квеста по ПДД для начальных классов

2

1

1

Разработка заданий,

распределение обязанностей

22

Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне

2

2


Просмотр

презентации,

Интернет ресурсов,

обсуждение

23

Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11)

2


2

Проведение беседы в 5-х классах школы

24

Мероприятия ко Дню матерей России (27.11)

2


2

Изготовление открыток к празднику

25

Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12)

2


2

Проведение беседы в 8-9 классах школы

26

Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12)

2


2

Проведение беседы в 7-х классах

27

Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро!»

2


2

Оказание

помощи воинам СВО

28

Изготовление поделки «Новогодняя игрушка» для школьной елки

2


2

Изготовление новогодней игрушки из бумаги

29

Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»

2

2


Благотворительн ая помощь для детей, находящихся в приюте

30

К Всероссийскому дню зимующих птиц «Покормите птиц зимой»

2


2

Буклеты,

развешивание кормушек

31

Интерактивная игра для младших школьников

2

1

1

Подготовка и

проведение игры


«Полезные и вредные привычки»




для учащихся 4- х классов

32

17 февраля День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как солнце»

2


2

Участие в беседе, выполнение тренинга

33

Операция «Снежок» (Помощь пожилым людям в уборке снега)

2


2

Оказание помощи

пожилым людям

34

Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днем защитника Отечества и поздравление с Праздником

4

2

2


35

Подготовка и выступление агитбригады по ПДД (внутри школы и детских садах)

4

2

2

Подготовка и проведение мероприятия по ПДД

36

Подготовка и поздравление педагогов с Днем 8 Марта

4

3

1


37

Подвижные игры для младших школьников

2

2


Подготовка игр для младших школьников

38

Подвижные игры для младших школьников

4


4

Игры с

младшими школьниками на переменах

39

Подготовка и проведение акции ко Дню школьных библиотек «Живи, книга» 02.04.

4


4

Ремонт книг в школьной библиотеке

40

Акция «Георгиевская ленточка»

2


2


41

Акция «Звезда за Победу»

4

2

2

Подготовка и беседа для учащихся 5-6 классов о

пионерах-героях

42

Трудовая акция «Школьный двор»

2


2

Уборка территории школы

43

Акция «Волонтеры Победы»

4


4

Уборка на территории памятника

44

«Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся

4


4

Подготовка и






проведение выставки (поделки учащихся)

Пропаганда здорового образа жизни (24ч)

45

Путешествие в страну «Здоровье». Игра «Я - тоже» (Гигиена. Профилактика. Активность).

2

2


Участие в беседе

46

Вредные привычки - беседа для 5-6 классов с показом презентации, вручение буклетов.

2

1

1

Подготовка презентации, буклетов, вручение буклетов

47

«Мы за ЗОЖ!» Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими

глазами»

2

2


Дискуссия, проведение конкурса

48

Акция «Скажи сигарете нет!» конкурс рисунков.

2


2

Проведение конкурса в 5-8 классах

49

Заочный онлайн - конкурс на лучший видео ролик

«Папа, мама, я - спортивная семья»

2


2

Создание видиоролика

50

«Наркотик знак беды»

2


2

Диспут,

презентация

51

Фильм «Право на жизнь»

2

2


Просмотр фильма, обсуждение

52

«Все на лыжню» (лыжные гонки среди 5-11 кл)

2


2

Участие в

соревнованиях

«Лыжня России»

53

Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья (7.04)

2


2

Спортивная эстафета в 5-х классах

54

Подготовка и проведение интерактивной игры

«Будем здоровы»

2


2

Проведение игры в 3-х классах

55

Тренинг «Поход в продуктовый магазин» (здоровое питание)

2


2

Участие в тренинге

56

Тренинг «Вместе мы СИЛА» (теоретическое занятие об

иммунной системе)

2


2

Участие в тренинге

В кругу друзей (2 ч)

57

Итоговый сбор «Волонтер это здорово!»

2


2

Оформление дневника

«Юные волонтеры»

ИТОГО: 136 часов



Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.

Групповые занятия: 1 раз в неделю

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию, утверждённому руководителем учреждения, продолжительность занятий 2 часа с перерывом 10 мин. Продолжительность для отдыха детей (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)

Режим работы в период школьных каникул. Занятия в объединениях проводятся:

по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного изменения расписания с учётом удобства обучающихся.

по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебно- тренировочных сборов, акций.

Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы.

-Аудиторное помещение на 18 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;

спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.

Технические средства:

Ноутбук

Мультимедиапроектор

- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы предполагает наличие:

Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;

Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;

Планов проведения обучающих семинаров;

Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;

Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);

Сценарии различных игр и игровых программ;

Сценарий и план проведения акций;

Наглядные пособия:

Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;

Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;

Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и

привлеченных ресурсов);

Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов


Сайты Интернет

Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm

Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/

Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.