12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна517

                                                        Программа







по здоровьесбережению учащихся

« Школа Айболита»



























Автор: Довбня Светлана Александровна,

учитель начальных классов

с.Кулунда

Актуализация.

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое. «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности», - писал В. А. Сухомлинский. Современные условия жизни российского общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физическое здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет. Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.“ Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников. В течение 3 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание.

Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний определены следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.

Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья , но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

«Школа Айболита»

Актуальность внедрения здоровьесберегающей программы «Школа Айболита» является приоритетной в деятельности образовательного учреждения. Не у всех детей, даже в пределах одного возраста, одинаковое здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом, учебе.

Данная программа имеет ведущее место в системе воспитательной работы класса, и она тесно связана со всеми ее разделами, направленными на то, чтобы вырастить детей здоровыми, закаленными, ловкими, сильными, смелыми, приспособленными к практической деятельности, труду, гармонично развитыми физически и психически.

Уместно вспомнить слова Михаила Ивановича Калинина о воспитании: «Мы хотим всесторонне развивать человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке, - словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества».

Школа Айболита

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья.

Цель программы:

представление всех возможностей для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Обучение учащихся беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Задачи программы:

формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

формирование здоровых взаимоотношений с окружающими миром, обществом и самим собой.

просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации.

Педагогические средства:

диагностика состояния здоровья

программа учебных предметов («Окружающий мир», физ.воспитание), формирующие основы здорового образа жизни

Значимость программы:

1.Для учащихся:

- Снижение уровня заболеваемости;

- Сформированность мотивации на сохранение и развитие здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни;

- Отказ от вредных привычек

2.Для родителей:

- Формирование у родителей валеологического мышления, улучшение микроклимата семьи.

Принципы создания программы:

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей;

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

- учет особенностей мышления.

4. Дифференциация:

- учет возрастных особенностей;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации:

1. Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я – человек», «Я и движение», «Я осваиваю гигиену и этикет», «Я и опасные предметы», «Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

2. Раздел «Правила светофора». Отдельным планом выделены мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортного травматизма.

3. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы

Условия реализации программы:

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с детьми и родителями по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Участники реализации:

Учащиеся, родители, учитель.

В программу включены следующие блоки:

организация и проведение диагностических мероприятий;

организация учебной деятельности;

организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;

формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.

Методы реализации программы:

1.Словесные:

· Беседы.

· Чтение художественной литературы.

· Заучивание стихотворений.

· Дидактические игры.

· Сюжетно-ролевые игры.

· Подвижные игры.

· Развлечения.

· Консультации.

· Наблюдения.

2.Наглядные:

· Организация выставок, конкурсов.

· Сбор фотоматериалов.

· Рассматривание иллюстраций.

· Информационно-агитационные стенды.

· Театральная деятельность.

3.Практические:

· Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание учащихся в школе.

· Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

· Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

Ожидаемые результаты:

1. Получение ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

4. Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

Деятельность классного руководителя по обеспечению жизни и здоровья учащихся.

Сентябрь

Школьный поход

Беседы по технике безопасности

Участие в конкурсе «За безопасность всей семьёй».

Родительское собрание на тему «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни»

Октябрь

Твоё здоровье и курение.

а ) Курение табака. Компоненты табачного дыма ;

б) Влияние курения на здоровье ;

в) Преимущества некурения перед курением табака ;

г) Возможности избавиться от привычки курить.

Род.собрание « Не курить-это модно»

Ноябрь

Режим дня - основа жизни человека.

Моё здоровье – богатство нации.

Твоё здоровье и личная гигиена:

а) закаливание;

б) гигиена кожи;

в) гигиена зубов и полости рта;

г) гигиена одежды и обуви;

д) подвижный образ жизни ( внедрение модуля «Твоё здоровье»)

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (весёлые старты)

Декабрь

Викторины, посвященные ЗОЖ

Беседа «Нарушение осанки. Зрение». Встреча с мед.работником. Выпуск листовок по пропаганде ЗОЖ.

Витамины и мы.

Что мы едим (презентация)

Январь

Правильное питание-залог здоровья (презентация)

« Вкусное мороженое на блюдечко положено» (кл.час)

Твоё здоровье и питание:

а) принципы рационального питания;

б) влияние питания на здоровье;

в) правила здорового питания;

г) тарелка оптимального соотношения продуктов.

Февраль

Тв оё здоровье и наркотики:

а )психоактивные вещества;

б) наркотик разрушает;

в) этапы развития зависимости от наркотиков;

г)пять способов сказать «нет»- наркотикам.

Беседа «Профилактика употребления ПАВ школьниками».

«Зарничка» спортивная игра к Дню защитника отечества.

Март

Твоё здоровье и алкоголь:

а) действие алкоголя на организм;

б) последствия и осложнения;

в) зависимость.

Апрель

Декада «В здоровом теле здоровый дух»

Твоё здоровье и насилие:

а) виды насилия;

б) последствия насилия;

в) предупреждение ситуаций насилия;

г)как не стать жертвой;

д) помощь в предупреждении насилия.

7 апреля- Всемирный день здоровья . Анкетирование учащихся: мотивация детей к здоровому образу жизни.

Май

Интеллектуальная игра «Волшебный футбол». Итоговое занятие.

Театрализованное представление «Парад вредных привычек».

Диагностика учащихся.

Итоги работы по программе «Школа Айболита».



Глоссарий:

Здоровье- состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.

Алкоголь- вещество, относящееся к классу спиртов.

Витамины-вещества, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека…

Вредные привычки - система самопроизвольных действий индивида в процессе его жизнедеятельности, которая наносит вред его здоровью.

Гнев- чувство сильного возмущения или негодования.

Гигиена- область медицины, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения.

Закаливание-система направленного воздействия на организм внешних температурных и световых воздействий…

Курение-действие индивида, сопровождающееся втягиванием внутрь органов дыхания дыма от тлеющих растительных продуктов (табака и др.)

Наркотики- сильнодействующие специфические вещества растительного происхождения возбуждающего воздействия, парализующие центральную нервную систему, вызывающие привыкание.

Питание-совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых продуктов в форме пищи, являющейся для человека и животных источников энергии и химических соединений для синтеза собственных органических веществ, образующих тело человека…







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.