Программа по здоровьесбережению учащихся «Школа Айболита»
Программа
по здоровьесбережению учащихся
« Школа Айболита»
Автор: Довбня Светлана Александровна,
учитель начальных классов
с.Кулунда
Актуализация.
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое. «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности», - писал В. А. Сухомлинский. Современные условия жизни российского общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физическое здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет. Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.“ Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников. В течение 3 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание.
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний определены следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.
Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья , но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
«Школа Айболита»
Актуальность внедрения здоровьесберегающей программы «Школа Айболита» является приоритетной в деятельности образовательного учреждения. Не у всех детей, даже в пределах одного возраста, одинаковое здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом, учебе.
Данная программа имеет ведущее место в системе воспитательной работы класса, и она тесно связана со всеми ее разделами, направленными на то, чтобы вырастить детей здоровыми, закаленными, ловкими, сильными, смелыми, приспособленными к практической деятельности, труду, гармонично развитыми физически и психически.
Уместно вспомнить слова Михаила Ивановича Калинина о воспитании: «Мы хотим всесторонне развивать человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке, - словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества».
Школа Айболита
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья.
Цель программы:
представление всех возможностей для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.
сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Обучение учащихся беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Задачи программы:
формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
формирование здоровых взаимоотношений с окружающими миром, обществом и самим собой.
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации.
Педагогические средства:
диагностика состояния здоровья
программа учебных предметов («Окружающий мир», физ.воспитание), формирующие основы здорового образа жизни
Значимость программы:
1.Для учащихся:
- Снижение уровня заболеваемости;
- Сформированность мотивации на сохранение и развитие здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни;
- Отказ от вредных привычек
2.Для родителей:
- Формирование у родителей валеологического мышления, улучшение микроклимата семьи.
Принципы создания программы:
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей;
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
- учет особенностей мышления.
4. Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1. Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я – человек», «Я и движение», «Я осваиваю гигиену и этикет», «Я и опасные предметы», «Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
2. Раздел «Правила светофора». Отдельным планом выделены мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортного травматизма.
3. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья.
4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы
Условия реализации программы:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с детьми и родителями по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Участники реализации:
Учащиеся, родители, учитель.
В программу включены следующие блоки:
организация и проведение диагностических мероприятий;
организация учебной деятельности;
организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;
формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.
Методы реализации программы:
1.Словесные:
· Беседы.
· Чтение художественной литературы.
· Заучивание стихотворений.
· Дидактические игры.
· Сюжетно-ролевые игры.
· Подвижные игры.
· Развлечения.
· Консультации.
· Наблюдения.
2.Наглядные:
· Организация выставок, конкурсов.
· Сбор фотоматериалов.
· Рассматривание иллюстраций.
· Информационно-агитационные стенды.
· Театральная деятельность.
3.Практические:
· Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание учащихся в школе.
· Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
· Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
Ожидаемые результаты:
1. Получение ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
4. Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
Деятельность классного руководителя по обеспечению жизни и здоровья учащихся.
Сентябрь
Школьный поход
Беседы по технике безопасности
Участие в конкурсе «За безопасность всей семьёй».
Родительское собрание на тему «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни»
Октябрь
Твоё здоровье и курение.
а ) Курение табака. Компоненты табачного дыма ;
б) Влияние курения на здоровье ;
в) Преимущества некурения перед курением табака ;
г) Возможности избавиться от привычки курить.
Род.собрание « Не курить-это модно»
Ноябрь
Режим дня - основа жизни человека.
Моё здоровье – богатство нации.
Твоё здоровье и личная гигиена:
а) закаливание;
б) гигиена кожи;
в) гигиена зубов и полости рта;
г) гигиена одежды и обуви;
д) подвижный образ жизни ( внедрение модуля «Твоё здоровье»)
Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (весёлые старты)
Декабрь
Викторины, посвященные ЗОЖ
Беседа «Нарушение осанки. Зрение». Встреча с мед.работником. Выпуск листовок по пропаганде ЗОЖ.
Витамины и мы.
Что мы едим (презентация)
Январь
Правильное питание-залог здоровья (презентация)
« Вкусное мороженое на блюдечко положено» (кл.час)
Твоё здоровье и питание:
а) принципы рационального питания;
б) влияние питания на здоровье;
в) правила здорового питания;
г) тарелка оптимального соотношения продуктов.
Февраль
Тв оё здоровье и наркотики:
а )психоактивные вещества;
б) наркотик разрушает;
в) этапы развития зависимости от наркотиков;
г)пять способов сказать «нет»- наркотикам.
Беседа «Профилактика употребления ПАВ школьниками».
«Зарничка» спортивная игра к Дню защитника отечества.
Март
Твоё здоровье и алкоголь:
а) действие алкоголя на организм;
б) последствия и осложнения;
в) зависимость.
Апрель
Декада «В здоровом теле здоровый дух»
Твоё здоровье и насилие:
а) виды насилия;
б) последствия насилия;
в) предупреждение ситуаций насилия;
г)как не стать жертвой;
д) помощь в предупреждении насилия.
7 апреля- Всемирный день здоровья . Анкетирование учащихся: мотивация детей к здоровому образу жизни.
Май
Интеллектуальная игра «Волшебный футбол». Итоговое занятие.
Театрализованное представление «Парад вредных привычек».
Диагностика учащихся.
Итоги работы по программе «Школа Айболита».
Глоссарий:
Здоровье- состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.
Алкоголь- вещество, относящееся к классу спиртов.
Витамины-вещества, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека…
Вредные привычки - система самопроизвольных действий индивида в процессе его жизнедеятельности, которая наносит вред его здоровью.
Гнев- чувство сильного возмущения или негодования.
Гигиена- область медицины, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения.
Закаливание-система направленного воздействия на организм внешних температурных и световых воздействий…
Курение-действие индивида, сопровождающееся втягиванием внутрь органов дыхания дыма от тлеющих растительных продуктов (табака и др.)
Наркотики- сильнодействующие специфические вещества растительного происхождения возбуждающего воздействия, парализующие центральную нервную систему, вызывающие привыкание.
Питание-совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых продуктов в форме пищи, являющейся для человека и животных источников энергии и химических соединений для синтеза собственных органических веществ, образующих тело человека…