Дополнительная общеобразовательная программа «Предшкольная подготовка»
ГОСУДаРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Образовательный центр ИМ. е.м.ЗЕЛЕНОВА
П.Г.Т. НОВОСЕМЕЙКИНО МУНИЦиПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СП ДОД ЦДТ
| |
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Предшкольная подготовка»
Социально-педагогическая направленность
Разработчик:
Педагог дополнительного образования:
Букаева Светлана Валентиновна
Дополнительная общеобразовательная программа «Предшкольная подготовка» разработана на основе «Закона об образовании РФ». Программа ориентирована на детей 6 – 7, и построена с учётом психолого - возрастных особенностей учащихся данного возраста. Программа «Предшкольная подготовка» социально – педагогической направленности, включает в себя три тематических модуля.
Программа предназначена подготовить дошкольника к новой социальной роли школьника, сформировать психологическую готовность к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям. Данная программа предполагает создание условий для выравнивания стартовых возможностей к обучению в школе, планирование стратегии и тактики обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей. Программа является базовой.
По данной программе возможно инклюзивное обучение детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.
Пояснительная записка
В системе дошкольного образования происходят серьезные процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик.
Отсюда и возникает задача нового типа обучения дошкольников – направленная на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивающая максимальную включенность в практическую деятельность, связанную с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности.
По данной программе возможно инклюзивное обучение детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.
Нормативно-правовая база
Данная программа составлена на основе следующих нармативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-Р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р);
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019г. №262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам";
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015г. №МО-16-09-01/826-ТУ
По данной программе возможно инклюзивное обучение детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.
Новизна заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Так же новизна программы определяется тем, что при разработке были учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению дошкольников, переход на личностно – ориентированную модель обучения. В программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, преемственность между дошкольным и начальным образованием работы образовательного учреждения и семьи. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами: с изобразительным искусством и прикладным творчеством, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой, окружающим миром.
Актуальность данного курса состоит в том, что он призван помочь учащемуся в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, педагогов.
Актуальность и социальная значимость предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития дошкольников, так как в современных условиях количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения ещё достаточно велико. Программа «Предшкольная подготовка» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным образованием.
В данной программе возможно использование дистанционных технологий.
Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, поиск закономерностей и т.д.
Отличие данной дополнительной общеобразовательной программы от других программ заключается в том, что подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, помогает освоить специфику социальных отношений, ориентирует на развитие потенциальных возможностей обучающегося, готовит переход от игровой деятельности к творческой и учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Цель всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на личностно-ориентированном развивающем обучении, формировании и развитии творческих способностей детей и интереса к различным видам деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
Обогатить конкретные начальные представления детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;
Сформировать базовые понятия, навыки и основные базовые компетентности на начальном этапе;
Приучить детей к дисциплине, самообслуживанию, уважению к педагогам и взрослым людям.
Воспитательные задачи:
Сформировать нравственные и эстетические представления об общечеловеческих ценностях у детей;
Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
Приобщить детей к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Развивающие задачи:
Выявить и развить творческие способности;
Развить внимание, память, сообразительность, мышление;
Развить эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Программа нацелена на социализацию детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Режим занятий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Предшкольная подготовка» рассчитана на дошкольников 6 – 7 лет, на 1 учебный год, 108 часов в год. Программа является базовой.
Программа содержит 3 модуля:
Развитие речи – 1 раз в неделю 1 академический час.
Веселый счет – 1 раз в неделю 1 академический час.
Окружающий мир – 1 раз в неделю 1 академический час.
Все три модуля реализуются параллельно друг с другом, предусматривающее последовательное освоение программы.
Число обучающихся в группе до 10 человек. Форма деятельности очная.
Формы организации учебного процесса.
Ведущей формой организации занятий является фронтальная. Наряду с фронтальной формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Это подготовка индивидуальных дополнительных заданий для детей, которые быстрее других справляются с основной задачей занятия, коррекционно – развивающее сопровождение детей, нуждающихся в дополнительной поддержке. Форма обучения очная. Уровень освоения программы – базовый.
Формы деятельности детей: игровая; беседа; просмотр и обсуждение развивающих и обучающих мультфильмов; развлечения; конкурсы; выставки; экскурсии; творческие мастерские.
Планируемые результаты
Личностные:
Проявление положительных качеств, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие;
Умение оценивать свои поступки и события
Наличие устойчивого интереса к учебе
Наличие этических качеств, основанных на уважении к друг другу
Готовность выполнять правила школьной жизни.
Проявление трудолюбия
Проявление образного восприятия мира
Регулятивные:
определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью педагога;
действует по образцу и заданному плану;
Находит ошибки и корректирует их
Планирует свою деятельность с помощью педагога и по его требованию
Оценивает свою работу
Познавательные:
ориентируется в своей системе знаний;
Отличает новое от уже известного;
ориентируется в учебном пособии;
Сравнивает, анализирует полученные знания
Выделяет признаки основных понятий, действий с учетом программы
Сравнивает, классифицирует и обобщает полученные знания
Переводит символы и знаки в устную и письменную речь
Коммуникативные:
Слушает педагога и выполняет его требования
Сотрудничает с педагогом и детьми
входит в контакт с детьми и педагогом
вступает в диалог, поддерживать его
Проявляет чувства коллективизма при работе на занятиях.
Виды и формы контроля.
Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения внутреннего мира, возможно при отслеживании достижений ребенка. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятия с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.
Поэтому особое место в образовательном процессе принадлежит диагностике усвоения учебного материала. Промежуточная диагностика проводится в конце раздела каждого модуля, в форме теста. Результаты диагностического обследования обучающихся используются в целях проектирования воспитательно – образовательного процесса. Для этого разработаны тесты и диагностические карты. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые задания, но в усложненном варианте. Данные о результатах диагностики заносятся в диагностическую карту по модулям.
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения обучающихся в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
Наблюдение за активностью обучающихся в различные периоды пребывания на занятии;
Анализ продуктов детской деятельности.
Мониторинг детского развития включает в себя: развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Его основная задача – выявить индивидуальные особенности развития обучающегося, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за обучающимся и бесед с ним, тестовых методов. На основании проведенных мероприятий составляется индивидуальная траектория его развития
Формой фиксации личных результатов служат информационные карты. В них отражены результаты участия детей в творческих уроках, праздниках, конкурсных мероприятиях, акциях.
2. Учебно - тематический план программы
№ | модуль | всего часов | теория | практика | форма контроля |
| 1 модуль Развитие речи | 36 | 14 | 20 | 2 |
| 2 модуль Веселый счет | 36 | 14 | 20 | 2 |
| 3 модуль Окружающий мир | 36 | 14 | 20 | 2 |
| Итого | 108 | 42 | 60 | 6 |
1 модуль «Развитие речи»
Цель: развитие у дошкольников навыков образования слов из слогов.
Задачи:
- обогатить и активировать словарный запас обучающихся;
- совершенствовать навыки устной связной речи;
- научить простым способам изменения слов, согласования слов в предложении;
- дать представление о твердых и мягких согласных звуках;
- научить составлять из букв слоги;
- научить составлять слова из слогов.
Развивающие:
- развить мышление, память, воображение;
- развить грамматический строй речи обучающихся;
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для формирования положительной мотивации обучению в школе;
Планируемые результаты:
- знают простые способы изменение слов, согласование слов в предложении;
- имеют представление о твердых и мягких согласных звуках;
- умеют составлять слоги;
Компетенция обучающийся получает навык составления слов из слогов.
Учебно – тематический план 1 модуля
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | форма контроля |
Входящий контроль | 1 | | | тест | |
Звуки и буквы. | | 1 | | беседа наблюдение | |
Слова и звуки | 1 | 1 | | беседа наблюдение | |
звук [а]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [о]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [э]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [и]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [ы]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [у]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [м] и [м’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 1 | | беседа наблюдение | |
Звуки [н]- [н’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [п]- [п’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [т]- [т’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [к]- [к’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [х]- [х’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [ф]- [ф’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [й’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [й,о]. Дружные звуки. | 1 | 1 | | практическая работа | |
Звуки [й’у]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [й’а]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [й’э]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [л] и [л’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [в]-[в’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [ч’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [щ’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [б]- [б’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [д]- [д’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [c] и [c’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [ц]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звуки [г]- [г’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [з] и [з’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [ш]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [ж]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
Звук [р] и [р’]. | 1 | | 1 | практическая работа | |
контроль по окончании модуля. | 1 | | | тест | |
| итого | 36 | 4 | 30 | 2 |
Содержание 1 модуля «Развития речи»
Звуки
• Знакомство с буквами
• Дифференциация понятий «звук» и «буква»
• Согласные и гласные буквы
• Соотнесение букв и звуков
Слоги
• Понятие «слог», слоговой анализ слов
• Подбор слов на заданное количество слогов
• Выделение в словах первого и последнего слогов
• Подбор слов на заданный слог
• Составление прямых и обратных слов
Слова
• Выявление различий в звуковом составе двух слов
• Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок
• Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов
• Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам
• Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова
• Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава
2 модуль «Веселый счет»
Цель: формирование понятия математических действий в пределах 10.
Задачи:
Обучающие:
Научить продолжать заданную закономерность с изменяющимися признаками;
Научить выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
Научить сравнивать числа в пределах 10;
Научить записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
Научить сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади
Развивающие:
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения;
Способствовать формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
Способствовать формированию умения планировать свои действия
Воспитательные:
способствовать созданию условий для формирования положительной мотивации обучению в школе;
Планируемые результаты:
могут продолжать заданную закономерность с изменяющимися признаками;
могут выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
могут сравнивать числа в пределах 10;
могут записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
могут сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
умеют анализировать, синтезировать, сравнивать.
Могут планировать свои действия
Компетенция получают навык математических действий в пределах 10.
Учебно – тематический план 2 модуля
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | форма контроля |
| Входящий контроль | 1 | | | тест |
| Выявление математических представлений детей. | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа |
| Число и цифра 6. | 2 | | 2 | |
| Измерение длины | 1 | 1 | | |
| Число и цифра 7. | 2 | | 2 | |
| Сравнения по массе, измерение массы | 1 | 1 | | |
| Число и цифра 8. | 2 | | 2 | |
| Сравнение по объему | 1 | 1 | | |
| Число и цифра 9. | 2 | | 2 | |
| Измерение площади площади. | 1 | 1 | | |
| Число 0. | 1 | | 1 | |
| Число и цифра 10. | 2 | | 2 | |
| Представление о сложении и вычитании в пределах. | 1 | 1 | | |
| вычитание | 6 | | 6 | |
| сложение | 6 | | 6 | |
| Знакомство с фигурами шар, куб. | 1 | 1 | | |
| Знакомство с фигурами - пирамида, конус, цилиндр. | 1 | 1 | | |
| Символы | 2 | 1 | 1 | |
| Контроль по окончании модуля | 1 | | | тест |
| итого | 36 | 9 | 25 | 2 |
Содержание 2 модуля
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
3 модуль «Окружающий мир»
Цель: расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
Задачи:
обучающие:
− накапливать фактические знания и опыт познавательной деятельности;
− развивать диалогическую и монологическую речь, способность к
рассуждению и доказательству.
Развивающие
− развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение;
− развивать наблюдательность, творческую активность детей;
− развивать умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать
свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами;
− способствовать приобретению детьми коммуникативных и управленческих
навыков путем использования активных форм обучения (работа в паре, в
группе).
Воспитательные
− воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
− воспитывать доброжелательность и терпимости друг к другу;
− формировать умение видеть и понимать прекрасное в жизни;
− прививать бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам;
− воспитывать способность слышать других и желание помогать другим;
− учить вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
• различают сезонные изменения в природе;
• отличают город от села;
• отличают деревья и кустарники и называют их;
•знают названия грибов и ягод;
• знают элементарные правила поведения в городе и на природе;
•знают представителей животного и растительного мира;
• знают основные профессии людей.
• решают задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
• правильно себя ведут на занятиях (давать правильный и полный ответ,
правильно задавать вопрос).
Компетенция: расширенные знания об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
Учебно – тематический план 3 модуля
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | форма контроля |
| Входящий контроль | 1 | | | тест |
| Приглашение к путешествию | 1 | 1 | | беседа |
| Береги себя | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Если хочешь быть здоров | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Книги в дорогу | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Уж небо осенью дышало | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Район, в котором ты живешь | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Помощники в путешествии: глобус и карта | 1 | 1 | | беседа практическая работа наблюдение |
| Выбираем транспорт | 1 | 1 | | беседа практическая работа наблюдение |
| Путешествие на Северный полюс | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Путешествие в Тундру | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Обитатели Тайги | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Путешествие в смешанный лес | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Идет волшебница зима | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| В гости к городецким мастерам | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Путешествие к мастерам Хохломы | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| На экскурсию в Москву | 1 | 1 | | беседа практическая работа наблюдение |
| Театры и музеи Москвы | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Времена года | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Времена суток | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| В гости к дымковским мастерам | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Филимоновская игрушка | 2 | 1 | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| История русского костюма | 1 | 1 | | беседа практическая работа наблюдение |
| Весна в степи | 1 | | 1 | беседа практическая работа наблюдение |
| Ярмарка | 3 | | 3 | практическая работа наблюдение |
| Контроль по окончанию модуля | 1 | | | тест |
| Итого | 36 | 13 | 21 | |
Содержание модуля 3
Времена года
Осень – время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке. Парк:
деревья, кустарники, травы. Собираемся в лес. Съедобные и ядовитые грибы. Как вести себя в лесу. Осень – подготовка к зиме. Запасы на зиму.
Признаки зимы. Приметы зимы. Зима-время года. Месяцы зимы. Помощь
животным.
День защитников Отечества. Восьмое марта.
Весна-время года. Месяцы весны, приметы. Прилет птиц.
Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).
Путешествие в гости к насекомым. Уход за комнатными растениями.
Времена года. Признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.
Какие мы?
Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Все мы – люди.
Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.
Кошки и собаки члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое
любимое животное. Семья, взаимоотношение, взаимопомощь. Правила хорошего тона. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь.
Мы живем в городе
Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания,
широкие асфальтированные улицы и дворы. Зачем нужны растения в городе.
Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Водитель.
Пешеход. Пассажир.
Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра»,
подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.
Москва - столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Прогулки по
Москве.
Цветной мир
Знакомство с цветовой гаммой окружающего мира. Расширение
представлений о цвете. Что какого цвета?
Животный мир
Звери зимой и летом. Герои сказок. Помощь людей зверям.
Домашние животные, разнообразие. Забота человека о домашних животных.
Птицы – обитатели воздуха. Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц). Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум –
искусственный водоем. Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры.
Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки.
Зоопарк. Отличия животных.
Растительный мир
Поле и огород. Крестьяне. Машины для помощи сбора урожая. Разнообразие
овощей. Съедобные и несъедобные части. Плоды. Сад и уход за ним. Разнообразие фруктов, ягод и орехов. Парк: деревья, кустарники, травы.
Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений.
Уход за комнатными растениями.
Профессия людей
Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий.
Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа.
Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.
Как в магазин пришли товары
Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный,
книжный, гастроном, булочная. Фрукты и овощи. Символы.
Методическое обеспечение программы
Это современная личностно - ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно на всем этапе дошкольного и младшего школьного обучения. В этой программе непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования. Под непрерывностью - наличие последовательной цепи учебных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, в данном случае творческое объединение «Школа раннего развития» — школа.
Особенность программы «Предшкольная подготовка» одновременно решает две задачи:
готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
готовит детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Основные принципы построения программы с дошкольниками строится на основе системы дидактических принципов:
Принцип психологической комфортности. Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Принцип минимакса. Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом.
Принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Принцип вариативности. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия.
Принцип творчества. Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип непрерывности. Обеспечиваются приёмственные связи между всеми ступенями обучения.
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решения задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Модули предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, педагогов. Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове. У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука. «Звуковичок» в красных башмачках и без шляпки обозначает гласный звук. Если у «звуковичка» зелёные башмачки – это мягкий согласный звук; если синие – твёрдый согласный звук; «звуковичок» в жёлтом колпачке – звоночке – обозначает звонкий звук, в тёмной соломенной шляпке – глухой звук.
Диагностика речевого развития, определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики, выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми умениями и навыками познавательно речевого развития рассчитывается по 10-бальной системе и отображается в диагностической карте цветом:
1 - 3 балла – низкий уровень- ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает; выполняет некоторые предложенные задания с помощью взрослого (красный цвет);
4 - 6 балла – средний уровень- ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого (желтый цвет);
7 -10 баллов – высокий уровень- ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все задания; ребенок выполняет все задания самостоятельно (зеленый цвет).
Данная оценочная система позволяет определить уровень овладения учащимися необходимыми умениями и навыками познавательно- речевого развития для их возрастной группы.
Возможность обучения детей с ОВЗ, других особых социальных групп
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в учреждениях дополнительного образования. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы с данной группой детей по программе используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование.
На занятиях программы «Предшкольная подготовка» используются современные образовательные технологии.
Игровые технологии:
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени (особенно это относится к детям не посещающим ДОУ). В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Здоровьесберегающие технологии:
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни. Поэтому задача педагогов и родителей — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь.
Главным образом, в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Поэтому в данной программе предусмотрены не только ритмические перемены, физкультминутки и динамические паузы, целью которых является обеспечение воспитанников необходимой двигательной активностью, но и вышеперечисленные мероприятия по профилактике здоровьесбережения.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни
Коммуникационные технологии:
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятия по программе «Развитие речи» с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учащимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество.
Использование дистанционных технологий на программу
«Предшкольная подготовка» (Базовый уровень)
МОДУЛЬ 1 «Развитие речи»
МОДУЛЬ 2 «Веселый счет»
МОДУЛЬ 3 «Окружающий мир»
Материально – техническое обеспечение
Программа составлена с учётом возможностей Центра детского творчества:
Наличие материально-технической базы:
учебный кабинет;
Книги, цветные карандаши, альбомы.
Аудиокассеты со сказками, настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников анкеты, тесты по определению уровня воспитанности,
диагностические карты, дидактические игры, DVD диски с обучающими мультфильмами.
Компьютер для показа учебных занятий, подготовки к занятию, для оформления необходимой информации и рабочей документации.
фотоаппарат для фиксации готовых работ, мастер – классов, праздников.
6. Литература
Для педагога
1.«Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей дошкольного возраста. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. :Баласс, 2012.
2. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/Авт. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Денякина Л.М., Чиндилова О.В. - М. :Баласс, 2008- 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения : теория и практика : Р.Н. Бунеев. – М. :Баласс, 2009.
4. Бунеев, Р.Н. Учёт психолого-педагогических принципов нового поколения в образовательной системе / Р.Н. Бунеев. // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6.
5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла. Сборник материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Ба-ласс, Издательский дом РАО, 2003.
6. Образовательная система «Школа 2100» – качественноеобразо-
вание для всех : сб. материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. :Баласс, 2006.
7. Образовательная система «Школа 2100» : сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2008.
8. Основная образовательная программа. «Детский сад 2100». –
М. :Баласс, 2012.
9. Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Методическое издание. Автор - составитель Верещагина Н.В.(Подготовительная к школе группа)- ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». С-П., 2011 г.
Для обучающегося
Интернет – ресурсы
https://youtu.be/8Kdny9FPyrs?t=62