Рабочая программа учебного курса предшкольной подготовки «Дошколята»

1
0
Материал опубликован 31 March 2020

Рабочая  программа

учебного курса   предшкольной подготовки

будущих первоклассников «Дошколята»



Разработчики : Поддубная Марина викторовна, учитель начальных классов

                                                                                                         ФИО, должность


 


на 2019 - 2020 учебный год


      

Содержание

 I. Введение.

Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.


 II. Рабочая  программа подготовки детей к обучению в школе     «Дошколята».

            1.    Пояснительная записка.

     1.1.Обоснование выбора  программы.

           1.2.Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

           1.3.Описание ценностных ориентиров содержания процесса подготовки   дошкольников.

           1.4. Личностные, метапредметные (предпосылки)  и предметные результаты освоения программы.

      2.   Нормативно - правовые документы.

            3.   Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.

      4.   Тематическое планирование

      5.   Материально-техническое обеспечение реализации программы.

      6. Учебно-методическая литература


   III. Приложения.

            1. Работа с родителями.

            2. Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению.

            3. Проверочная работа.

            4. Анкета для проведения  диагностики определения «внутренней позиции школьника»







 

I. Введение

Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет

       Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

        Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

        Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность  ступеней  образовательной системы (актуальность  проблемы обеспечения  непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной  психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

     В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

    Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

    Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

    Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

    Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

    Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

     С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

     «Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

 В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

    Для формирования  «внутренней позиции школьника»,  положительного отношения к школе старшему дошкольнику  необходимо не просто рассказывать о школе,  не просто «дать  поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

     Цель разработки программы: реализация процесса подготовки старших дошкольников к систематическому обучению в школе с учетом ФГОС второго поколения.

     Задачи:

- сформулированы требования  к уровню сформированности  у дошкольников личностных результатов и метапредметных умений, составляющих основу умения учиться;

- раскрыто предметное содержание процесса подготовки  старших дошкольников к обучению в школе;

- разработано тематическое планирование и определены основные виды деятельности старших дошкольников;

- представлен пакет материалов для диагностики мотивационной и интеллектуальной готовности старших дошкольников  к обучению в школе.

      Рабочая  учебная  программа  «Дошколята» обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников 5,5-6,5 лет. Рабочая  программа составлена  в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации.


II. Рабочая  программа подготовки детей к обучению в школе «Дошколята»

  1. Пояснительная записка

      Цель рабочей  программы «Дошколята» - формирование у  старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя  для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.

    Основная форма обучения  по данной программе – занятие.

Занятия   призваны  решать следующие задачи:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

    Цель  и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

1.Принцип развития.  Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

2.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

3.Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

4.Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь,  и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

5.Принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

6.Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

7.Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

8.Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

9.Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

     В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам  не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой,  как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.  


1.2. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане

     Занятия в «Школе  будущего первоклассника» проводятся 2 раза в неделю в период с февраля по апрель учебного года. Предлагаемая программа рассчитана на 72 часа. В один день – 3 занятия. Одно учебное занятие длится 30 минут.  Между занятиями – перерыв 10  минут.   

   Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

    1. Словесные, наглядные и практические методы.
    2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
    3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
    4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.


Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование.


Общая схема организации занятия (30 мин).

  1.Организационный момент, создающий мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, упражнение, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра, упражнение  должны быть такими, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения.  Дети  сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

-понимать, что от него требуется в игре;
-определить, может он играть в эту игру или не может;
-определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (3-5 мин).

В конце игры, упражнения должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (7-10 мин).

Учитель  с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое,  дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На этом этапе проводятся игры, упражнения, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (3-5 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6.Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.


Ожидаемые результаты:

1.Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.                                                                             

2.Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3.Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

4.Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.


    1. Описание ценностных ориентиров содержания процесса подготовки дошкольников

     Посещая занятия в «Школе будущего первоклассника», старшие дошкольники  начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей.

Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.


1.4. Личностные, метапредметные  (предпосылки) и предметные результаты освоения программы

     В результате занятий по программе «Дошколята» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

-  определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками  к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.


Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

-  учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.


Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).


Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.


 Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений


 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы  по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.


Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов  с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры  (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку  и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Ознакомление с окружающим:

- научиться соблюдать элементарные правила поведения в годе и природе

- знать о  правилах личной безопасности

-знать о службах помощи   

-знать и называть свой адрес, название страны, города

-определять родственные отношения

- знать о сезонных изменениях в природе в разных частях света

- знать об условиях, необходимых для роста растений

-основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д

- знать о строении своего тела

- знать о растительном и животном мире разных частей света

-знать об образе жизни людей в других странах

-знать о народных промыслах

- знать  о  трех состояниях вещества (на примере воды)

- уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

-уметь различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плодам

- уметь пользоваться календарем погоды

-уметь ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения

-научить соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.


  1. Нормативно-правовые документы

1.Конвенция о правах ребенка

2.Конституция РФ, ст. 43

3.Семейный кодекс РФ

4.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»

6.Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803).

7.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р).

8.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)

9.Письмо Министерства образования РФ от 22.06.1997 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»

10.Письмо Министерства образования РФ от 09.08.200 № 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

11.Устав МБОУ "Ф СОШ №5"

  1. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 24 часа.

     Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой  анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе  большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся  понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).

Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.

Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Развитие звуковой  культуры речи и фонематического  слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных и согласных звуков;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко - слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями  слов, их использованием в речи.

Введение в математику – 24 часа.

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух  мeньших  чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.

Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных

геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.

     Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать,  делать  собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности  - творческое мышление ребенка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Ознакомление с окружающим – 24 часа.

Подготовка к путешествию (10 часов)

Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в доме. Огонь- друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

Поликлиника Врач и больной. Поведение в гардеробе. Профессии врачей. Строение тела человека. Физкультура, спорт, здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

Библиотека Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги- наши помощники. Путешествие с помощью книг.

Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо или телеграмму. Газеты и журналы и их доставка.

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, здания, парки. Правила поведения на улице.

Осень - время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме.

Оседлые и перелетные птицы.

Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Путешествие на север (2 часа)

Северный полюс  Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни. Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь природы.

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд ,быт, народные промыслы.

Путешествие в леса (3 часа)

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес- наше богатство.

Зима- время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой

На каникулы в Москву (1 час)

На каникулы в Москву Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

В гости к мастерам (3 часа)

В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка

История русского костюма. Как одевались раньше и теперь

Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки

Конкурс Эрудитов

Путешествие на юг (5 часов)

Весна.  Весна в степи.

Труд людей в степных районах. Степь житница страны. Как родится хлеб.

Возвращаемся домой

Путешествие в дальние страны

Африка  Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.

Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля. Томатов, кукурузы.

Австралия. Удивительные животные Австралии.

Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды.

  1. Тематическое планирование

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Наименование темы

Кол-во

часов

1.

Слова и звуки. Звуки и буквы.

1

2.

Гласные звуки. Звуки [А], [О], [У] и [Э]. Знакомство с буквами, обозначающие гласные звуки.

1

3.

Звуки [И]-[Ы]. Печатание букв, обозначающие гласные звуки.

1

4.

Звуки [М] и [ М´], [Н] и [Н΄]. Кодирование звуков. Развитие речи (работа с загадками)

1

5.

Звуки [П] и [П´], [Т] и [Т´], [К] и [К´]. Гласные и согласные звуки. Составление предложений. 

1

6.

Звуки [Х] и [Х´], [Ф] и [Ф´].Развитие речи. Составление предложений по иллюстрации

1

7.

Звук [Й]. Развитие речи. Игра «Угадай цветок по описанию». 

1

8.

Звук [Й]. Дружные звуки. Звуки [Й´О]. Развитие речи (описание насекомого).

1

9.

Звуки [Й´У],  [Й´А],  [Й´Э]. Составление рассказа по картинке.

1

10.

Звуки [В] и [В´]. Звук – буква – слог – слово. Чтение односложных слов.

1

11.

Звуки [В]-[Ф], [В´]-[Ф´]. Звонкие и глухие согласные. Чтение двусложных слов. Понятие об ударении.

1

12.

Звуки [Ч´]- [Щ´]. Развитие речи (работа с сюжетными картинками, что изменилось?)

1

13.

Звуки [Б] и [Б´] Звукобуквенный  анализ.  Развитие речи (описание картинок).

1

14.

Звуки [Б] и [П] , [Б´] и [П´]. Составление рассказа (определи лишний предмет).

1

15.

Звуки [Д] и [Д´]. Работа с сюжетными картинками.

1

16.

Звуки [Д]-[ Т],[Д´]-[Т´]. Коллективный рассказ беседа, составление характеристики предмета.

1

17.

Звуки [C] и [С´],  [Ц]. Составление рассказов детьми (игры, игрушки, портреты-рассказы).

1

18.

Звуки [Г] и [Г´]. Слово. Предложение. Составление предложений.

1

19.

Звук [Г]-[К],[Г´]-[К´]. Составление рассказа по сюжетным  картинкам. Определи последовательность (5 картинок)

1

20.

Звуки [З] и [З´] Характеристика животных.  Мини рассказ.

1

21.

Звуки [З]-[С],[З´]-[С´]. Свистящие согласные звуки. Характеристика животных. Рассказ описание.

1

22.

Звуки [Ш] и [Ж]. Коллективное придумывание загадок. Заучивание стихов о буквах

1

23.

Звук [Ж]-[З],[Ж]-[Ш]. Шипящие согласные звуки. Проведение звукового анализа слов из 3-5 букв

1

24.

Звуки [Р]  и [Р´],  [Л] и [Л´]. Страна Азбука. Чтение слогов, слов.  Рассказ придуманных сказок.

1

2.Введение в математику

Наименование темы

Кол-во

часов

1.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

1

2.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

3.

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

1

4.

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

1

5.

Удаление части из целого (вычитание)

1

6.

Пространственные отношения:  между, посередине

1

7.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много

1

8.

Число 1 и цифра 1. Пространственные отношения: внутри, снаружи

1

9.

Число 2 и цифра 2. Пара. Представление о точке и линии. Отрезке и луче

1

10.

Соотнесение количества предметов и цифр. Логические задачи.

1

11.

Число 3. Цифра 3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Об отрезке и многоугольнике

1

12.

Счет по названному числу, задачи в стихах, геометрические фигуры.

1

13.

Число 4. Цифра 4. Представление о числовом отрезке

1

14.

Число 5. Цифра 5. Пространственные отношения: впереди, сзади

1

15.

Понятия: «Предыдущее», «последующее». Ориентировка во времени - дни недели, месяцы

1

16.

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше- меньше

1

17.

Временные отношения: раньше, позже

1

18.

Число 6. Цифра 6. Пространственные отношения: длиннее, короче

1

19.

Число 7 и цифра 7. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы .

1

20.

Число 8 и цифра 8. Представление об объеме. Сравнение объема.

1

21.

Число 9 и цифра 9. Преставление о площади. Сравнение площади

1

22.

Число 0 и цифра 0

1

23.

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

24.

Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

1


3.Ознакомление с окружающим.

Наименование темы

Кол-во

часов

1.

Мы живем в посёлке. Прогулка по посёлку.

          1

2.

Моя семья. Правила хорошего тона

1

3.

Береги себя. Если хочешь быть здоров.

1

4.

Район, в котором ты живешь. Правила поведения на улице

1

5.

Помощники в путешествии:  глобус и карта

1

6.

Выбираем транспорт

1

7.

Путешествие на северный полюс

1

8.

Путешествие в тундру. Жители тундры

1

9.

Обитатели тайги.

1

10.

Путешествие в смешанный лес

1

11.

Времена года. Сезонные изменения в природе. «Идет волшебница зима».

1

12.



На каникулы в Москву.Москва-столица России. Герб и флаг России.

Театры и музеи Москвы. Улицы Москвы

1

13.

В гости к дымковским мастерам

1

14.

Филимоновская игрушка

1

15.

История русского костюма

1

16.


Весна. Сезонные изменения в природе.Откуда пришел хлеб

1

17.

Профессии людей

1

18.


Мы идем в магазин. Откуда овощи в магазине. Фрукты на прилавках магазинов

1

19.

Конкурс эрудитов.

1

20.

Путешествие в Африку

1

21.

Путешествие в Австралию

1

22.

Путешествие в Антарктиду

1

23.

Путешествие в Америку

1

24.

Береги природу

1





  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

     Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника».  Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.).     Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).

  1. Учебно-методическая литература

1.Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»1-4 часть. Методические рекомендации

2.Пособие «По дороге к азбуке» ч. 1-4, «Наши прописи» ч.1-2, авторы  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Р.К.Кислова. О.В.Пронина

3.«Здравствуй, мир!» методическое пособие. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова

4. «Здравствуй, мир!» пособие для дошкольников в 4-х частях А.А Вахрушев, Е.Е Кочемасова

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-predshkolnoi-podgotovki-shkola-razvitiya ; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/metody-i-priemy-razvitiya-rechi-na

6. Хрестоматия для детей  дошкольного возраста


ΙΙΙ. Приложения

1. Работа с родителями по программе «Дошколята»

п/п

Виды деятельности

Сроки

Ответственные


1.

Групповые родительские собрания с приглашением, психолога, логопеда, учителя начальных классов. Психолого-социальная готовность ребенка к школе (собрание).

            февраль

Учитель начальных классов

 

2.

«Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению».Стартовая

           Февраль-март

Педагог-психолог





3.

Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников

    февраль - апрель





Учитель начальных классов , педагог-психолог

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.

Родительское собрание «Как готовы к школе выпускники дошкольных образовательных учреждений»

апрель



Учитель

5.

«Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению». Итоговая

            апрель

Педагог-психолог

  1. Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению

   Для успешного обучения в массовой средней школе ребёнок к моменту поступления в школу должен иметь определённый уровень личностного, интеллектуального и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия,  а определение уровня личностного и интеллектуального развития – задача школы.

     Для этой цели из огромного количества методик  выбраны те, которые наиболее информативны прогностичны и вместе с тем  достаточно удобны и просты в использовании в ситуации тестового испытания при приёме в школу. Данные методики подобраны таким образом, что их выполнение не занимает много времени, а материал заданий наглядный и интересный для ребёнка.

     Стоит отметить, что целью данной диагностики  готовности ребёнка к школе – это прежде всего предоставление учителю информации о психологических особенностях его будущих учеников. Такого рода информация всегда полезна учителю, т.к. позволяет ему знать сильные стороны своих учеников и понимать природу их проблем.

     Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Данная диагностика строится с учётом следующих принципов:

      -  при тестировании необходимо чередование вербальных и невербальных заданий;

- трудность предлагаемых заданий должна увеличиваться по ходу проведения диагностики: в начале  обследования для установления контакта с ребёнком и создания у него ощущения успеха ему должны предъявляться более  игровые, лёгкие, «расковывающие» задания, затем - более сложные.

      Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:

  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 15 тестов для тестирования детей.

 Диагностика  проходит в режиме индивидуального диалога педагога-психолога с ребёнком. Она состоит из двух частей:


  1. Беседа-знакомство. В ходе беседы выясняется, знает ли ребёнок свои анкетные данные, фамилию имя родителей, свой адрес, возраст и день рождения. Предлагается также несколько свободных, «творческих» вопросов.


     Задача педагога-психолога здесь - не столько выяснение данных, которые дублируются вопросами родительской анкеты, сколько установление контакта с ребёнком.

Вопросы этой части диагностики приведены в бланке  «Анкета ребёнка» на первой стороне. Ответы ребёнка максимально подробно фиксируются прямо во время беседы. По этим ответам можно качественно оценить уровень общей осведомлённости ребёнка, а также специфику его речи, что бывает необходимо при обращении к логопеду для специального глубокого обследования.


  1. Собственно тестирование. Эта часть собеседования включает в себя диагностику готовности ребёнка к школе при помощи субтестов, перечисленных ниже.

       Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания за все  задания баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

Результаты диагностики оцениваются следующим образом:

  • ребенок, набравший 19 баллов и больше, к обучению школе готов;
  • ребенок, набравший от 14  до 18 баллов, к школе "готов условно", в этом случае требуются дополнительные занятия;
  • ребенок, набравший 13 баллов и менее, к школе не готов.

Данная методика не только дает представление готов или не готов ребенок к обучению в школе, а прежде всего представление информации о психологических особенностях ребенка. Такого рода информация полезна не только психологу, но и воспитателю, и учителю, так как позволяет знать сильные стороны детей и понимать природу их проблем.


Вывод:

  1. Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
  2. По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
  3. Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий.
  4. По данным тестирования  проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.

Комментарии
Комментариев пока нет.