Программа «Биогеоценозы Ленинградской области» летнего экологического лагеря «Симбиоз» для профильных 5-х классов естественнонаучной направленности
МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9
с углублённым изучением отдельных предметов»
Школьный Кванториум
Программа «Биогеоценозы Ленинградской области»
летнего экологического лагеря «Симбиоз»
для профильных 5-х классов
естественнонаучной направленности
Автор программы: Гуськова Светлана Анатольевна,
учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории
Гатчина
2023
Пояснительная записка
Современные экологические проблемы, возникшие в результате деятельности людей, угрожают не только окружающей природе, но и существованию человечества в целом. Изменения климата, происходящие из-за перегревания атмосферы, загрязнения вод мирового океана, исчерпания и нерационального использования полезных ископаемых приводят к нарушению естественной среды обитания многих организмов, а это, в свою очередь, уменьшает биоразнообразие на планете. Кроме этого, антропогенное воздействие на природу приводит к ухудшению экологического состояния среды обитания самого человека.
Экологические проблемы люди пытаются решать на разных уровнях - от международного, межгосударственного, до уровня семьи, класса, группы. Понимание важности сохранения природы, элементарная экологическая сознательность каждого человека и общества в целом может уменьшить негативное влияние человека на окружающий мир.
Воспитание экологически оправданного поведения, формирование экологической культуры – одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Однако, для формирования полноценной картины мира важными являются не только теоретические знания о закономерностях происходящих в природе явлений и процессов, но и непосредственное общение с природой, практическое изучение природных объектов, наблюдение взаимоотношений организмов между собой и со средой обитания. Изучение природы на практике приводит к пониманию того, что природа – это множество разнообразных организмов, населяющих Землю зависящих друг от друга, и человек – один из компонентов этого множества.
Одной из важных и эффективных форм экологического воспитания школьников является организация летнего экологического лагеря для учащихся профильных классов естественнонаучной направленности. Познавательная, исследовательская и проектная деятельность детей во время летней смены в экологическом лагере сочетаются с досуговой и оздоровительной деятельностью. В программу лагеря включены учебные экскурсии, выходы в природу, полевая практика, наблюдения за живыми объектами в природных сообществах, экологические игры, праздники, викторины, экологические десанты, мастер-классы и другие мероприятия экологической направленности. Отведено время и на лабораторные исследования собранного в природе материала.
Программа летнего экологического лагеря направлена на формирование коммуникативных способностей детей, на воспитание ответственного отношения к природе и её богатствам, на удовлетворение познавательной активности детей, формирование целостной картины мира, на формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, связанной с изучением объектов живой и неживой природы, на формирование патриотического отношения к своему краю.
Знания и практические навыки, полученные в экологическом лагере, позволят детям лучше понимать материал предметов естественнонаучного цикла, а выполненные исследовательски работы и проекты позволять принять участие в конференциях и конкурсах различных уровней.
Цель программы
Формирование у детей основ экологической культуры, ответственного отношения к природе и к человеку как части живой природы.
Задачи программы
Познавательные:
- формирование экологического понятийного аппарата; знакомство с основными экологическими закономерностями; ознакомление с правилами поведения во время похода и полевой практики; изучение методик проведения полевых исследований.
- формирование навыков сбора и анализа информации, умения формулировать экологические проблемы, предлагать пути их решения, прогнозировать последствия.
Развивающие:
- развитие экологического мышления и экологического сознания;
- раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирование коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к природе;
- воспитание эстетического восприятия природных объектов;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Профиль лагеря
Программа разработана для профильного летнего экологического лагеря.
Место реализации
Программа реализуется на базе МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов» (Школьный Кванториум).
Участники программы
Участниками программы летнего экологического лагеря являются обучающиеся 5Б, химико-биологического и 5К, курчатовского классов естественнонаучного профиля. Возраст обучающихся - 11-12 лет.
Количество детей в смене составляет 52 человека, из них формируются 2 отряда по 26 человек.
Срок действия программы
Программа реализуется с 1.06.2023 по 29.06.2023
График работы лагеря
1.06.23-29.06.23
Понедельник-пятница
Начало занятий 9.00, окончание занятий 14.00
*В дни экскурсий и походов время оговаривается индивидуально и доводится до сведения родителей
План работы лагеря
Дата | Мероприятия | Время проведения | Ответственные | Примечания |
1.06.23 |
| 9.00 - 9.25 930 – 10.00 10- 10 – 11 – 00 11.10 – 12.00 12.10 – 13.00 13.10 – 14.00 | Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Гуськова С.А. Гуськова С.А. | |
2.06.23 |
| 9.00 – 10.30 10.40 – 11.20 11.30 – 12.30 12.40 – 13.20 13.30 – 14.00 | Гуськова С.А. Сойту О.Г. Гуськова С.А. Бирюков Б.В. Андреева Ю.С. | |
5.06.23 |
| 7.00 – 7.20 7.30 – 14.00 | Сойту О.Г. Сойту О.Г. | Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш |
6.06.23 |
| 9.00 – 10.00 10.10 – 11.10 11.30 – 12.30 12.40 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Гуськова С.А. | |
7.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.30 10.40 – 11.20 11.20 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. | |
8.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.10 10.20 – 11.00 11.10 – 14.00 | Сойту О.Г. Бирюков Б.В. Гуськова С.А. Гуськова С.А. | |
9.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.20 10.30 – 11.30 11.40-12.40 12.50 – 14.00 | Андреева Ю.С. Сойту О.Г. Гуськова С.А. Бирюков Б.В. Бирюков Б.В. | |
13.06.23 |
| 9.00 – 9.30 9.40 – 13.00 13.00 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Гуськова С.А. | |
14.06.23 |
| 8.00 – 17.00 | Сойту О.Г. | Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш |
15.06.23 |
| 9.00 – 9.40 10.00 – 11.00 11.10 – 12.00 12.20 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Бирюков Б.В. Гуськова С.А. | |
16.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.20 10.30 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Гуськова С.А. | |
19.06.23 |
| 9.00 – 12.00 12.30 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. | |
20.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.10 10.20 – 11.20 11.30 - 12.30 12.40 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Гуськова С.А. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Гуськова С.А. | |
21.06.23 |
| 9.00 – 14.00 | Сойту О.Г. | Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир |
22.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.30 10.40 – 11.20 11.30 – 12.30 12.40 – 14.00 | Андреева Ю.С. Сойту О.Г. Гуськова С.А. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. | |
23.06.23 |
| 9.00 –14.00 | Гуськова С.А. Андреева Ю.С. | |
26.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.30 10.40 – 12.40 12.50 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Сойту О.Г. | |
27.06.23 |
| 9.00 – 17.00 | Сойту О.Г. | Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш |
28.06.23 |
| 9.00 – 9.20 9.30 – 10.30 10.40 – 11.20 11.30 – 12.30 12.40 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. Бирюков Б.В. | |
29.06.23 |
| 9.00 – 9.30 10.00 – 12.00 13.00 – 14.00 | Андреева Ю.С. Гуськова С.А. Андреева Ю.С. |
Содержание программы
Работа в летнем экологическом лагере предполагает аудиторные и лабораторные занятия по экологии, тематические экскурсии и походы, полевую практику. В программу включены элементы почвоведения, метеорологии, климатологии, гидробиологии, микробиологии, микологии, ботаники, зоологии, лесоведения, биоиндикации, краеведения, этнографии.
Основные виды деятельности
Во время аудиторных занятий школьники повторяют теорию экологии, знакомятся с новыми понятиями и терминами, изучают планируют темы исследовательских и проектных работ, формулируют гипотезы, цели, задачи работы, оформляют презентации работ. В аудитории проводятся викторины, интеллектуальные игры, просмотр документальных фильмов.
В лаборатории проводят исследования проб воды, почвы и других объектов, собранных во время полевой практики, изготовление и оформление гербариев.
Во время полевой практики проводят наблюдение за объектами живой и неживой природы, измерения, фотографирование, сбор растений для изготовления гербарных препаратов.
Пешие походы предполагают посещение экологических троп и изучение ландшафта, флоры и фауны на них, сбор разрешённых материалов на данных объектах. Так же разработаны краеведческие маршруты по исторически значимым местам.
Основные педагогические подходы к реализации программы
- Научный подход (знания, предоставляемые школьникам должны быть достоверными, научно обоснованными, современными);
- Исследовательский подход (школьникам предоставляется возможность приобретать знания в ходе самостоятельной исследовательской деятельности под руководством педагога);
- Практико-ориентированный подход (приобретаемые знания школьники должны уметь реализовывать в жизни на практике);
- Личностный подход (учитываются интересы и особенности каждого ребенка);
- Гуманитарный подход (естественнонаучные знания и экологическая культура рассматриваются как компоненты общей культуры человека).
Механизм реализации программы
Подготовительный этап:
- подготовка материально-технической базы;
- разработка профильной программы и методического сопровождения;
Основной этап
- реализация направлений программы;
- подведение промежуточных итогов по видам деятельности.
Заключительный этап
- подведение итогов и награждение;
- оформление плакатов, листовок, дневников наблюдений, презентаций, видеороликов;
- демонстрация приобретённых навыков и умений, защита проектов, демонстрация итогового общего видеоролика о работе лагеря.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы школьники достигнут следующих результатов:
Познавательный
- расширят общий кругозор, получат новые знаний о закономерностях функционирования экологических сообществ;
- научатся формулировать и анализировать экологические проблемы, предлагать пути их решения;
- получат навыки планирования и проведения наблюдений, исследовательской работы;
- усовершенствуют способность работать в команде;
Личностный результат:
- научатся осознавать себя частью природы;
- приобретут опыт активного, здорового, экологически грамотного образа жизни
Критерии оценки результатов
Уровни оценки результатов | Качественный показатель | Уровень сформированности компетенций |
Высокий | Наблюдается очевидный прогресс в развитии мыслительных способностей обучающегося, высокие способности ставить цели и решать задачи, высокий уровень коммуникативных и прикладных умений, творческий подход к изучению предмета, оригинальность и креативный подход к выполнению, оформлению и представлению результатов работы. Высокий уровень рефлексии и способность к объективному самоанализу | Повышенный |
Средний | Наблюдается определённый прогресс в развитии мыслительных способностей обучающегося, может формулировать цели и задачи работы с помощью учителя, средний уровень коммуникативных и прикладных умений | Базовый |
Низкий | Прогресс в развитии мыслительных способностей незначителен или отсутствует, учащийся не может самостоятельно сформулировать цель и задачи работы, средний или низкий уровень коммуникативных и прикладных навыков | Не сформирован |
Материалы
- Экологические игры в летнем лагере https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/5833-ekologicheskie-igry-dlja-detej-v-letnem-lagere.html
- Экотропы Ленинградской области https://tamtravel.ru/leningradskaya-oblast/stati-o-turisme-v-leningradskoj-oblasti/32-ekotropy-leningradskoj-oblasti/
- Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь… (игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия). – Волгоград: Учитель, 2007. – 183 с.
- Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. (Мозаика детского отдыха).
- Г.Т.Фрумин. Занимательная экология. – С-Пб., 2021.- 232с.
Материально-техническое оснащение
Реализация программы осуществляется на базе школьного Кванториума с использованием естественнонаучной лаборатории.
Для проведения лабораторных и аудиторных занятий используется следующее оборудование: ПК, планшеты, проектор, интерактивная доска, световые и цифровые микроскопы, цифровые лаборатории BITronics Lab, оснащенные датчиками для экологических исследований, лабораторная посуда и оборудование для проведения химического анализа воды и почвы.
Для проведения полевых исследований используются гербарные сетки, лопатки и тд.
Кадровый состав
Программу экологического лагеря реализуют опытные специалисты по профилю: руководители школьного экологического клуба «Симбиоз», педагоги дополнительного образования, учителя высшей квалификационной категории: Гуськова Светлана Анатольевна, учитель биологии и экологии, Андреева Юлия Сергеевна, учитель истории, Сойту Ольга Геннадьевна, учитель географии.
Наставник: Бирюков Богдан Владимирович, студент Санкт-Петербургского Аграрного Университета