Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»

3
0
Материал опубликован 15 November 2021

ГОУ «Горловская санаторная школа-интернат № 9»














Программа

летнего пришкольного лагеря

с дневным пребыванием детей

"Радуга"





















Горловка - 2021








Название лагеря



Пришкольный лагерь


Тип лагеря



Лагерь дневного пребывания


Профиль лагеря



Комплексный


Модель лагеря



Разновозрастное объединение школьников


Кадры



Педагоги, физкультурный работник, учителя, психолог



Продолжительность смены



18 дней


Количество смен



1


Название проводящей организации



ГОУ «ГСШИ №9»


Адрес



Ул.Минина-Пожарского,45


Телефон



071 360 41 53


Возраст участников



7 – 14 лет


Количество детей в смене



45


Сроки проведения



Июнь


Условия участия в программе



Добровольность, взаимопонимание, должностная субординация






Пояснительная записка:


Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.


Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.


Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.


Детские пришкольные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.


Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе ГОУ «ГСШИ № 9». В нем отдыхают воспитанники 7 – 14 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.


Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник» – гласит восточная мудрость.


Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.


Цель программы:

создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.


Задачи:


Организовать разнообразную досуговую деятельность воспитанников в условиях временного коллектива.

Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.

Формировать у школьников навыки общения и толерантности.

закреплять в сознании школьников нравственные и культурные ценности.

Прививать воспитанникам навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей.

Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.

Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений культуры.


Сроки и условия пребывания:


По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.

Программа рассчитана на учащихся 1 – 8 классов.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности воспитанников осуществляют:

начальник лагеря;

воспитатели (учителя и воспитатели школы-интерната);

практический психолог школы-интерната;

учитель физкультуры.


Принципы


Программа пришкольного лагеря опирается на следующие принципы:


1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям и сотрудникам лагеря необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.


2. Принцип соответствия типа сотрудничества обучающихся и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.


3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в развитии творческих способностей.


4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего пришкольного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

активное участие детей во всех видах деятельности.


5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.







Направления деятельности пришкольного лагеря:

патриотическое направление;

физкультурно-оздоровительная деятельность;

экологическое направление;

художественно – эстетическое направление;

трудовая деятельность.


Кадровое обеспечение


В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

начальник лагеря;

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

практический психолог;

учитель физкультуры.



Методические условия предусматривают:

наличие необходимой документации, программы, планы;

проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

коллективные творческие дела;

творческие мастерские;

индивидуальная работа;

деловые и ролевые игры.



Нормативно-правовая база:


Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция ДНР.

Закон ДНР «Об образовании».

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном лагере отдыха.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Приказы Управления образования.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

План работы.








Содержание программы


Лагерная смена проводится в рамках игры.

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.

Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Символ дня

1. Коллективный Красный цвет – коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.

2. Особый Оранжевый цвет – такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

3. Житейский Желтый цвет – такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

4. Задорный Зеленый цвет – смешные конкурсы, веселые мероприятия

5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления

6. Спортивный Синий цвет – спортивные соревнования

7. Фантазийный Фиолетовый цвет – мероприятия, развивающие фантазию детей.


В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке лагеря


Красный цвет – классный день!

Оранжевый – очень хороший день!

Зеленый – день как день.

Синий – скучный день.



Организационно-педагогическая деятельность:


комплектование штата лагеря кадрами;

участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;

совещание при директоре по организации летнего отдыха обучающихся;

проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом».


Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

утренняя зарядка;

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

организация пешеходных экскурсий;

организация здорового питания детей;

организация спортивно-массовых мероприятий;

подвижные игры.



Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

Огонёк «Расскажи мне о себе».

Коммуникативные игры: «Снежный ком», «Назовись».

Игры на выявление лидеров: «Верёвочка», «Карабас»

Игры на сплочение коллектива: «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».



Диагностика

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

анкетирование;

беседы в отрядах;

планерки администрации лагеря, воспитателей.


Пошаговая диагностика:

Оценка результатов мероприятий и дел лагеря предыдущего дня.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).


Итоговая диагностика:

Анкетирование.

Творческий отзыв (стенгазета и презентация « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах.

Оценка результатов мероприятий и дел лагеря всей смены.

Фабрика достижений лагеря.


Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период


Инструктажи


Инструктажи для детей:

«Правила пожарной безопасности».

«Правила поведения детей при проведении прогулок, экскурсий и походов».

«Безопасность детей при проведении спортивных и массовых мероприятий».

«Правила безопасности при терактах».

«По предупреждению кишечных заболеваний».

«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом».

«Правила дорожного движения».


Беседы

Беседы о здоровье («Минутка здоровья»)

«Как ухаживать за зубами?»

«Путешествие в страну «Витаминию»

«Как беречь глаза?»

Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».

Беседы по основам безопасности жизнедеятельности («Утренняя пятиминутка»):

«Один дома»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Меры доврачебной помощи»

«Осторожно, дорога»

«Ролики, скейтборды и дорога».


Работа по развитию творческих способностей детей:

оформление отрядных уголков, стенных газет;

ярмарка идей и предложений;

конкурсы рисунков на асфальте: «Моя фантазия», «Это мой город!» и др.


Коллективные творческие дела:

«Алло! Мы ищем таланты!»;

«День защиты детей»;

конкурс агитбригад;

«День памяти»;

театрализованное закрытие лагерной смены « А вот и мы!».


- Кружок « Умелые ручки»


- Кружок «Юный эколог»


- Кружок «Теннис »


Мероприятия на развитие творческого мышления:

загадки, кроссворды, ребусы,

викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,

конкурсная программа «Эрудит – шоу»,

конкурс – игра «Весёлые минутки»,

конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,

конкурс небылиц «Как меня собирали в лагерь»,

интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,

конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

итоговая выставка творческих работ воспитанников лагеря.








Направления деятельности:


Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;

формировать уважительное отношение к памятникам истории и развитие интереса к изучению родного края;

формировать национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения;

возрождать нравственные, духовные ценности семьи;

поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.


Основные формы работы:

Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство».

Спортивные соревнования «Веселые эстафеты».

Экскурсия в Музей боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

выработка и укрепление гигиенических навыков;

расширение знаний об охране здоровья.


Основные формы организации:

утренняя зарядка;

спортивные игры на площадке;

подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки «Тропа здоровья», «Тропа интересов», «Захват территории»);

эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», снайпер, волейбол, футбол, баскетбол).

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – сплоченности и воспитанию дружбы.


Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

воспитывать бережное отношение к природе;

повышать уровень пропаганды здорового образа жизни и уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

Экологический десант.

Операция « Тропинка».

Участие в экологических акциях:

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

Проектирование деятельности по защите окружающей среды.

Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края».

Поделки из природного материала.


Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских пришкольных лагерей.


Задачи эстетической деятельности:

пробуждать в детях чувство прекрасного;

формировать навыки культурного поведения и общения;

прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере необходимо действовать в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый».

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».

Основным назначением художественно-эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-эстетической деятельности:

изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);

конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);

творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);

игровые творческие программы;

творческие игры («День рекордов»);

праздники («Минута славы»).

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.


Трудовая деятельность

Трудовое воспитание - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Основные формы работы:

бытовой самообслуживающий труд;

общественно значимый труд (уборка прилегающей территории).

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отряде.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, по столовой









ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Подготовительный – апрель-май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря отдыха начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельностью этого этапа является:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

издание приказа по школе о проведении летней кампании;

разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – май

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, выявление лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Радуга»;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация содержания программы пришкольного лагеря отдыха «РАДУГА»;

вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;

работа творческих мастерских, кружков.

IV этап. Аналитический – июнь

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем;

организация взаимодействия летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом.


Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физического и духовного здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.


Законы лагеря

Закон точности:

Время дорого у нас,

Берегите каждый час!

Ждать себя не заставляй!

Вовремя всё начинай!


Закон поднятой руки:

Наверху увидел руку –

В зале – тишина, ни звука!


Закон хозяина:

Лагерь – наш дом!

Мы – хозяева в нем!

Чистота, порядок, уют и покой!

Наш лагерь – лучший! Не нужен другой!


Закон доброго отношения к людям:

Покажи всем! Не жалей,

Что доброго есть в душе твоей!


Закон здоровья:

Играй и прыгай! Закаляйся!

На зарядке укрепляйся!

Быть здоровым – не стесняйся!


Каждый в ответе за то, что он делает:

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Сначала – подумай, а потом – действуй!

Не знаешь как поступить – спроси взрослых!


Закон чистоты:

Чистота нам всем вокруг

Дарит свежесть и уют.

С ней в любое время года

Яркой выглядит природа!


Закон творчества:

Найди занятие по душе!

Покажи все свои таланты и способности!


Символика и атрибутика:

Символы и атрибуты: флаг, эмблемы.

Название смены – «Радуга».


Девиз лагеря:

«КАЖДОМУ ОХОТНО ЖЕЛАЕМ:

ЗАДОРА, ГЕНИАЛЬНОСТИ, СМЕЛОСТИ, ФАНТАЗИИ!»


Гимн пришкольного лагеря отдыха «РАДУГА»


Мечты разноцветные, желанья заветные

И радужное настроение!

Найдем этим летом и, дружбой согреты,

Вернемся сюда, без сомненья!


ПРИПЕВ: В «РАДУГЕ» мы вместе – ты и я!

В «РАДУГЕ» мы все – одна семья!

Это лагерь наш родной!

«РАДУГА» всегда со мной!


Гордятся вожатые своими ребятами

И все друг за друга горою!

И в городе снежном, с мечтой и надеждой,

Мы «РАДУГУ» вспомним порою!


ПРИПЕВ: В «РАДУГЕ» мы вместе – ты и я!

В «РАДУГЕ» мы все – одна семья!

Это лагерь наш родной!

«РАДУГА» всегда со мной!



Режим дня



08.00-08.10



Сбор детей


08.10-08.15



Минутка безопасности


08.15-08.30



Утренняя зарядка


08.30-08.45



Завтрак


08.45-11.00



Отрядные, лагерные дела


11.00-12.00



Игры на свежем воздухе, кружки


13.00-13.30



Обед


13.30-14.00



Свободное время


14.00



Уход детей домой



Воспитательный план работы

пришкольного лагеря «РАДУГА»

май - июнь 2021г.


1 июня

День защиты детей

Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»



4 июня

Торжественная линейка

«Открытие пришкольного лагеря «РАДУГА»

5 июня

Путешествие в «Детский городок»

6 июня

День Пушкина

Сказочная викторина «Там чудеса…»

Видеосалон: мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»

7 июня

Спортивные эстафеты «Быстрые, смелые, ловкие!»

8 июня

Экскурсия в художественный музей города



11 июня

Международный День Друзей

Игра-путешествие «Поезд дружбы»

12 июня

День отрядных дел

13 июня

Экскурсия в музей миниатюрной книги

14 июня

Первенство лагеря по теннису

15 июня

Игровой марафон «Все игры в гости к нам!»



18 июня

Поход в исторический музей города

19 июня

Выставка творческих работ радужан

«Своими руками»

20 июня

Торжественная линейка

«Закрытие пришкольного лагеря «РАДУГА»










Список использованной литературы:


Байбородова Л.В. , Рожкова М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров.-Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

«Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях. Методические рекомендации»

Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.

Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.

Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007 г.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

Школьный летний лагерь/Авт.-сост. Е.И.Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – М.:ВАКО, 2004. – 192 с.


15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации