Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
ГОУ «Горловская санаторная школа-интернат № 9»
Программа
летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
"Радуга"
Горловка - 2021
Название лагеря | Пришкольный лагерь |
Тип лагеря | Лагерь дневного пребывания |
Профиль лагеря | Комплексный |
Модель лагеря | Разновозрастное объединение школьников |
Кадры | Педагоги, физкультурный работник, учителя, психолог |
Продолжительность смены | 18 дней |
Количество смен | 1 |
Название проводящей организации | ГОУ «ГСШИ №9» |
Адрес | Ул.Минина-Пожарского,45 |
Телефон | 071 360 41 53 |
Возраст участников | 7 – 14 лет |
Количество детей в смене | 45 |
Сроки проведения | Июнь |
Условия участия в программе | Добровольность, взаимопонимание, должностная субординация |
Пояснительная записка:
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Детские пришкольные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе ГОУ «ГСШИ № 9». В нем отдыхают воспитанники 7 – 14 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник» – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Цель программы:
создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Организовать разнообразную досуговую деятельность воспитанников в условиях временного коллектива.
Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.
Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
закреплять в сознании школьников нравственные и культурные ценности.
Прививать воспитанникам навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений культуры.
Сроки и условия пребывания:
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.
Программа рассчитана на учащихся 1 – 8 классов.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности воспитанников осуществляют:
начальник лагеря;
воспитатели (учителя и воспитатели школы-интерната);
практический психолог школы-интерната;
учитель физкультуры.
Принципы
Программа пришкольного лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям и сотрудникам лагеря необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества обучающихся и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в развитии творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего пришкольного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного лагеря:
патриотическое направление;
физкультурно-оздоровительная деятельность;
экологическое направление;
художественно – эстетическое направление;
трудовая деятельность.
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря;
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
практический психолог;
учитель физкультуры.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, планы;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
деловые и ролевые игры.
Нормативно-правовая база:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция ДНР.
Закон ДНР «Об образовании».
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном лагере отдыха.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
План работы.
Содержание программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – 18 дней.
Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Символ дня
1. Коллективный Красный цвет – коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
2. Особый Оранжевый цвет – такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
3. Житейский Желтый цвет – такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
4. Задорный Зеленый цвет – смешные конкурсы, веселые мероприятия
5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6. Спортивный Синий цвет – спортивные соревнования
7. Фантазийный Фиолетовый цвет – мероприятия, развивающие фантазию детей.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке лагеря
Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
Организационно-педагогическая деятельность:
комплектование штата лагеря кадрами;
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
совещание при директоре по организации летнего отдыха обучающихся;
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом».
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
утренняя зарядка;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация пешеходных экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
подвижные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Огонёк «Расскажи мне о себе».
Коммуникативные игры: «Снежный ком», «Назовись».
Игры на выявление лидеров: «Верёвочка», «Карабас»
Игры на сплочение коллектива: «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика
Вводная диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
анкетирование;
беседы в отрядах;
планерки администрации лагеря, воспитателей.
Пошаговая диагностика:
Оценка результатов мероприятий и дел лагеря предыдущего дня.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).
Итоговая диагностика:
Анкетирование.
Творческий отзыв (стенгазета и презентация « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах.
Оценка результатов мероприятий и дел лагеря всей смены.
Фабрика достижений лагеря.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности».
«Правила поведения детей при проведении прогулок, экскурсий и походов».
«Безопасность детей при проведении спортивных и массовых мероприятий».
«Правила безопасности при терактах».
«По предупреждению кишечных заболеваний».
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом».
«Правила дорожного движения».
Беседы
Беседы о здоровье («Минутка здоровья»)
«Как ухаживать за зубами?»
«Путешествие в страну «Витаминию»
«Как беречь глаза?»
Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
Беседы по основам безопасности жизнедеятельности («Утренняя пятиминутка»):
«Один дома»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Правила поведения и безопасности человека на воде»
«Меры доврачебной помощи»
«Осторожно, дорога»
«Ролики, скейтборды и дорога».
Работа по развитию творческих способностей детей:
оформление отрядных уголков, стенных газет;
ярмарка идей и предложений;
конкурсы рисунков на асфальте: «Моя фантазия», «Это мой город!» и др.
Коллективные творческие дела:
«Алло! Мы ищем таланты!»;
«День защиты детей»;
конкурс агитбригад;
«День памяти»;
театрализованное закрытие лагерной смены « А вот и мы!».
- Кружок « Умелые ручки»
- Кружок «Юный эколог»
- Кружок «Теннис »
Мероприятия на развитие творческого мышления:
загадки, кроссворды, ребусы,
викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
конкурсная программа «Эрудит – шоу»,
конкурс – игра «Весёлые минутки»,
конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
конкурс небылиц «Как меня собирали в лагерь»,
интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
итоговая выставка творческих работ воспитанников лагеря.
Направления деятельности:
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;
формировать уважительное отношение к памятникам истории и развитие интереса к изучению родного края;
формировать национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения;
возрождать нравственные, духовные ценности семьи;
поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство».
Спортивные соревнования «Веселые эстафеты».
Экскурсия в Музей боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
утренняя зарядка;
спортивные игры на площадке;
подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки «Тропа здоровья», «Тропа интересов», «Захват территории»);
эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», снайпер, волейбол, футбол, баскетбол).
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – сплоченности и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
воспитывать бережное отношение к природе;
повышать уровень пропаганды здорового образа жизни и уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
Экологический десант.
Операция « Тропинка».
Участие в экологических акциях:
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
Проектирование деятельности по защите окружающей среды.
Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края».
Поделки из природного материала.
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских пришкольных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере необходимо действовать в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый».
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».
Основным назначением художественно-эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-эстетической деятельности:
изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);
конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);
творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);
игровые творческие программы;
творческие игры («День рекордов»);
праздники («Минута славы»).
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы:
бытовой самообслуживающий труд;
общественно значимый труд (уборка прилегающей территории).
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отряде.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, по столовой
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный – апрель-май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря отдыха начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – май
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, выявление лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Радуга»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация содержания программы пришкольного лагеря отдыха «РАДУГА»;
вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;
работа творческих мастерских, кружков.
IV этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем;
организация взаимодействия летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физического и духовного здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Законы лагеря
Закон точности:
Время дорого у нас,
Берегите каждый час!
Ждать себя не заставляй!
Вовремя всё начинай!
Закон поднятой руки:
Наверху увидел руку –
В зале – тишина, ни звука!
Закон хозяина:
Лагерь – наш дом!
Мы – хозяева в нем!
Чистота, порядок, уют и покой!
Наш лагерь – лучший! Не нужен другой!
Закон доброго отношения к людям:
Покажи всем! Не жалей,
Что доброго есть в душе твоей!
Закон здоровья:
Играй и прыгай! Закаляйся!
На зарядке укрепляйся!
Быть здоровым – не стесняйся!
Каждый в ответе за то, что он делает:
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Сначала – подумай, а потом – действуй!
Не знаешь как поступить – спроси взрослых!
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.
С ней в любое время года
Яркой выглядит природа!
Закон творчества:
Найди занятие по душе!
Покажи все свои таланты и способности!
Символика и атрибутика:
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы.
Название смены – «Радуга».
Девиз лагеря:
«КАЖДОМУ ОХОТНО ЖЕЛАЕМ:
ЗАДОРА, ГЕНИАЛЬНОСТИ, СМЕЛОСТИ, ФАНТАЗИИ!»
Гимн пришкольного лагеря отдыха «РАДУГА»
Мечты разноцветные, желанья заветные
И радужное настроение!
Найдем этим летом и, дружбой согреты,
Вернемся сюда, без сомненья!
ПРИПЕВ: В «РАДУГЕ» мы вместе – ты и я!
В «РАДУГЕ» мы все – одна семья!
Это лагерь наш родной!
«РАДУГА» всегда со мной!
Гордятся вожатые своими ребятами
И все друг за друга горою!
И в городе снежном, с мечтой и надеждой,
Мы «РАДУГУ» вспомним порою!
ПРИПЕВ: В «РАДУГЕ» мы вместе – ты и я!
В «РАДУГЕ» мы все – одна семья!
Это лагерь наш родной!
«РАДУГА» всегда со мной!
Режим дня
08.00-08.10 | Сбор детей |
08.10-08.15 | Минутка безопасности |
08.15-08.30 | Утренняя зарядка |
08.30-08.45 | Завтрак |
08.45-11.00 | Отрядные, лагерные дела |
11.00-12.00 | Игры на свежем воздухе, кружки |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-14.00 | Свободное время |
14.00 | Уход детей домой |
Воспитательный план работы
пришкольного лагеря «РАДУГА»
май - июнь 2021г.
1 июня | День защиты детей Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир» |
| |
4 июня | Торжественная линейка «Открытие пришкольного лагеря «РАДУГА» |
5 июня | Путешествие в «Детский городок» |
6 июня | День Пушкина Сказочная викторина «Там чудеса…» Видеосалон: мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» |
7 июня | Спортивные эстафеты «Быстрые, смелые, ловкие!» |
8 июня | Экскурсия в художественный музей города |
| |
11 июня | Международный День Друзей Игра-путешествие «Поезд дружбы» |
12 июня | День отрядных дел |
13 июня | Экскурсия в музей миниатюрной книги |
14 июня | Первенство лагеря по теннису |
15 июня | Игровой марафон «Все игры в гости к нам!» |
| |
18 июня | Поход в исторический музей города |
19 июня | Выставка творческих работ радужан «Своими руками» |
20 июня | Торжественная линейка «Закрытие пришкольного лагеря «РАДУГА» |
Список использованной литературы:
Байбородова Л.В. , Рожкова М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров.-Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
«Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях. Методические рекомендации»
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.
Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Школьный летний лагерь/Авт.-сост. Е.И.Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – М.:ВАКО, 2004. – 192 с.
15