Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 17 April 2020

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сопыревская основная школа»

Красносельского района Костромской области




Рассмотрено

на педагогическомсовете:

от «_____»____________201__г.

Утверждаю:

директор школы

_____________/Е.В. Сметанина

Приказ №____от «___»_________201___г.









ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с детьми с ОВЗ

(первый год психологического сопровождения)













                                                                                                                        Разработала:

                                                                                           Педагог-психолог Щепкина Е. П.

2019




Содержание программы:


1. Пояснительная записка…………………………………………………….................3

2. Содержание разделов программы…………………………………………............8

3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….................9

4. Литература, использованная для разработки программы………………13


Пояснительная записка.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Основными целями программы являются:

формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.



Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

  • Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.
  • Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
  • Формирование положительной учебной мотивации.
  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.


Программа опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • деятельностный подход;
  • общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).


Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

Задачи:

  • Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;
  • Выбор стратегии воспитания;
  • Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ;
  • Консультации по индивидуальным запросам.





Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.


Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).

Заключительная часть  - подведение итогов, обратная связь.

Продолжительность занятия 20 минут.

Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год -54.



Ожидаемые результаты реализации программы:

  • адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;
  • положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;
  • повышение уровня развития когнитивной сферы;
  • повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием).
  • формирование положительной мотивации к обучению.
  • формирование положительной самооценки у детей;




Описание разделов программы

Диагностика развития психических процессов.

Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.

Развитие внимания.

Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.

Развитие мышления и речи.

Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.

Развитие памяти.

Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.



Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Содержание разделов и наименование форм работы

1.

Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):

6


1.1

Диагностика уровня развития когнитивной сферы.

Мышление.


1

В соответствии с программой диагностики

1.2

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.

1

В соответствии с программой диагностики

1.3

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.

1

В соответствии с программой диагностики

1.4

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

1

В соответствии с программой диагностики

1.5

Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.


1

В соответствии с программой диагностики

1.6

Диагностика развития личностной сферы.



1

В соответствии с программой диагностики

2.

Развитие внимания

10


2.1

Развитие концентрации внимания

2

Упр. «Радуга внимания»

Упр. Копировальщики»

2.2

Развитие концентрации и устойчивости внимания

1

Упр. Корректурные пробы»

2.3

Развитие умения распределять внимание

1

Упр. «Шифровщики»

2.4

Развитие внимания и мышления

1

Упр. «Кодирование слов с помощью цифр»

2.5


Развитие слухового внимания

2

Упр. «Арифметический диктант»

Упр. «Графический диктант»

2.6

Увеличение уровня распределения внимания.

3

Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).

Упр. «Счет с помехой»

Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка»

3.

Развитие мышления

20


3.1

Развитие мышления и речи

2

Сочиняем рассказ по картинкам

Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий


3.2

Развитие способности к синтезу

3

Упр. «Словообразователи»

Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений

Упр. «Плохо или хорошо?»

3.3

Развитие логики

7

Решение ребусов

Упр. «Спичечные головоломки»

Упр. «Инструкция»

Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)

Отгадывание загадок

Упр. «Зашифрованные слова»

Составление анаграмм

3.4

Развитие умения анализировать

4

Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.

Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

Упражнения на классификацию предметов и явлений

Игра «Спорщики».

3.5

Развитие умения действовать по образцу

2

Упр. «Занимательная лесенка»

Упр. «Змейка»

3.6

Развитие умения выстраивать аналогии

1

Упражнения на визуальные и

слуховые аналогии.

3.7

Развитие ассоциативного мышления

1

Упражнения на выстраивание ассоциаций.

4

Развитие восприятия

5

Упр.«Наложенные изображения»

Упр. «Найди спрятанные изображения»

Упр. «Закончи незаконченные изображения»

Упр. «Собираем целое из частей»

Упр. «Парные изображения»


5

Развитие памяти.

10


5.1

Развитие зрительной памяти.

4

Упр. и задания на работу по образцу

Работа по карточкам

Упражнения с использованием раздаточного материала

Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки)

5.2

Развитие ассоциативной и логической памяти.

3

Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.

Выстраивание ассоциации,

Поиск закономерностей

5.4

Развитие слуховой памяти

3

Воспроизведение историй на слух

Кинезиологические упражнения

Игры


6

Развитие эмоциональной сферы

9

Беседа об эмоциях человека.

Комплекс игр «Волшебная страна чувств»:

«Грусть»

«Обида»

«Злость»

«Гнев»

«Страх»

2.6 «Радость»

«Любовь»

Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.


7.

Диагностика развития психических процессов (конец года):

6

Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.


Всего часов:

66


8

Работа с родителями

В соответствии с годовым планом

работы педагога-психолога

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;

Выступление на родительских собраниях

Консультации по индивидуальным запросам.





Список используемой литературы.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.

Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации