Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сопыревская основная школа»
Красносельского района Костромской области
Рассмотрено на педагогическомсовете: от «_____»____________201__г. | Утверждаю: директор школы _____________/Е.В. Сметанина Приказ №____от «___»_________201___г. |
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
с детьми с ОВЗ
(первый год психологического сопровождения)
Разработала:
Педагог-психолог Щепкина Е. П.
2019
Содержание программы:
1. Пояснительная записка…………………………………………………….................3
2. Содержание разделов программы…………………………………………............8
3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….................9
4. Литература, использованная для разработки программы………………13
Пояснительная записка.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Основными целями программы являются:
формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
- Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.
- Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
- Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
- Формирование положительной учебной мотивации.
- Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
- системность;
- комплексность;
- деятельностный подход;
- общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.
Задачи:
- Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования;
- Выбор стратегии воспитания;
- Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ;
Консультации по индивидуальным запросам.
Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).
Заключительная часть - подведение итогов, обратная связь.
Продолжительность занятия 20 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год -54.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;
- положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;
- повышение уровня развития когнитивной сферы;
- повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием).
- формирование положительной мотивации к обучению.
формирование положительной самооценки у детей;
Описание разделов программы
Диагностика развития психических процессов.
Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.
Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.
Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.
Развитие восприятия.
Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.
Развитие памяти.
Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание разделов и наименование форм работы |
1. | Диагностика развития психических процессов (начало учебного года): | 6 | |
1.1 | Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Мышление. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
1.2 | Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
1.3 | Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
1.4 | Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
1.5 | Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
1.6 | Диагностика развития личностной сферы. | 1 | В соответствии с программой диагностики |
2. | Развитие внимания | 10 | |
2.1 | Развитие концентрации внимания | 2 | Упр. «Радуга внимания» Упр. Копировальщики» |
2.2 | Развитие концентрации и устойчивости внимания | 1 | Упр. Корректурные пробы» |
2.3 | Развитие умения распределять внимание | 1 | Упр. «Шифровщики» |
2.4 | Развитие внимания и мышления | 1 | Упр. «Кодирование слов с помощью цифр» |
2.5 | Развитие слухового внимания | 2 | Упр. «Арифметический диктант» Упр. «Графический диктант» |
2.6 | Увеличение уровня распределения внимания. | 3 | Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание). Упр. «Счет с помехой» Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка» |
3. | Развитие мышления | 20 | |
3.1 | Развитие мышления и речи | 2 | Сочиняем рассказ по картинкам Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий |
3.2 | Развитие способности к синтезу | 3 | Упр. «Словообразователи» Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений Упр. «Плохо или хорошо?» |
3.3 | Развитие логики | 7 | Решение ребусов Упр. «Спичечные головоломки» Упр. «Инструкция» Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах) Отгадывание загадок Упр. «Зашифрованные слова» Составление анаграмм |
3.4 | Развитие умения анализировать | 4 | Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов. Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы. Упражнения на классификацию предметов и явлений Игра «Спорщики». |
3.5 | Развитие умения действовать по образцу | 2 | Упр. «Занимательная лесенка» Упр. «Змейка» |
3.6 | Развитие умения выстраивать аналогии | 1 | Упражнения на визуальные и слуховые аналогии. |
3.7 | Развитие ассоциативного мышления | 1 | Упражнения на выстраивание ассоциаций. |
4 | Развитие восприятия | 5 | Упр.«Наложенные изображения» Упр. «Найди спрятанные изображения» Упр. «Закончи незаконченные изображения» Упр. «Собираем целое из частей» Упр. «Парные изображения» |
5 | Развитие памяти. | 10 | |
5.1 | Развитие зрительной памяти. | 4 | Упр. и задания на работу по образцу Работа по карточкам Упражнения с использованием раздаточного материала Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки) |
5.2 | Развитие ассоциативной и логической памяти. | 3 | Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу. Выстраивание ассоциации, Поиск закономерностей |
5.4 | Развитие слуховой памяти | 3 | Воспроизведение историй на слух Кинезиологические упражнения Игры |
6 | Развитие эмоциональной сферы | 9 | Беседа об эмоциях человека. Комплекс игр «Волшебная страна чувств»: «Грусть» «Обида» «Злость» «Гнев» «Страх» 2.6 «Радость» «Любовь» Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека. |
7. | Диагностика развития психических процессов (конец года): | 6 | Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года. |
| Всего часов: | 66 | |
8 | Работа с родителями | В соответствии с годовым планом работы педагога-психолога | Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования; Выступление на родительских собраниях Консультации по индивидуальным запросам. |
Список используемой литературы.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491
Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
| ||||
|