Рабочая программа психологического сопровождения в школе-интернат педагога-психолога
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа – интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психологического сопровождения в школе – интернат
педагога – психолога
Шамиловой Альбины Ильнуровны
2021 – 2022 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи
1.2 Организация мероприятий
1.3 Планируемые результаты
1.4 Форма контроля
1.5 Содержание программы (1-5 классы)
2. Лист корректировки
3. Литература
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);
Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки РТ от 18.08.2016 № 1600/16 «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
«Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся». – М: Просвещение, 2017;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
1.1 Цель программы –оказание психолого – педагогической помощи и сопровождение обучающихся в освоении общеобразовательной программы.
Задачи:
проведение психолого–педагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития;
выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся; изучения интересов обучающихся в связи с профоориентационной работой в образовательной организации;
осуществление коррекционно–развивающей работы с учетом результатов психолого – педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия;
содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей;
осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия;
проведение психолого–педагогического консультирования, направленного на оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся, родителями, педагогами; осуществление профилактики, формирование и развитие психологически комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье;
профилактику внутриличностных конфликтов;
психолого – педагогическое содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения мониторинговых исследований психологического климата в системах администрация - педагоги – обучающиеся– родители, психолого – педагогического сопровождения эффективного их взаимодействия,
участия в разработке программ развития общеобразовательной организации;
осуществление просветительской деятельности для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
1.2 Организация мероприятий
Формы работы – психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, коррекционные занятия, лекции и семинары, родительские собрания, тренинги, консультации.
Контингент – 1-5 классы.
Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся
На основе АООП НОО (вариант 1.2) обучаются дети с двусторонней сенсоневральной глухотой, не имеющие дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников. К началу школьного обучения эти дети не достигают уровня развития, позволяющего им получить начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант1.1) в календарные сроки, предусмотренные ФГОС НОО, находясь в среде слышащих нормально развивающихся сверстников.
Для наиболее полноценного личностного развития данной категории глухих детей, получения ими качественного образования, социальной адаптации необходимо создание образовательных условий, учитывающих их общие и особые образовательные потребности,в том числе, связанные с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), наиболее полноценным развитием познавательной деятельности, жизненных компетенций.
Начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 1.2) обучающиеся получают в пролонгированные сроки: пять лет (1 -5 классы) - для глухих детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 дополнительный, 1- 5 классы) - для глухих детей, не получивших дошкольное образование, способствующее качественному начальному общему образованию на основе данного варианта АООП.
АООП НОО (вариант 1.2) предусматривает, что образовательный процесс на всех уроках, занятиях, во внеурочное время имеет коррекционно – развивающую направленность, обязательное включение предметов коррекционно – развивающей области, способствующих наиболее полноценному личностному развитию обучающихся, качественному образованию, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.1. предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращённую к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился - он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса. До операции оценивается характер нарушения, степень его выраженности, время потери слуха, сроки и характер слухопротезирования, его эффективность, наличие вторичных нарушений развития, условия предыдущего воспитания и обучения. После подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была сформирована.
• Относительно позднооглохших детей важно отметить, что после операции кохлеарной имплантации позднооглохший ребёнок, не имеющий выраженных дополнительных отклонений в развитии, восстанавливает возможность коммуникации в течение 1-3 месяцев. В этом случае прекращается (а чаще всего предотвращается) процесс распада речи.
• Таким образом, по варианту 2.1. могут обучаться 1) глухие дети с кохлеарными имплантами, вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, которая или сформирована еще до операции на зрительно-слуховой или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным), или имплантированные в раннем и дошкольном возрасте; 2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией.
• АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, определяется с учётом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности естественного развития коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению того или иного варианта АООП НОО, т.е. они должны иметь уровень общего и речевого развития близкий к возрастной норме.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.3 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами):
с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
с задержкой психического развития или легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения, проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП);
с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соматическими заболеваниями (почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма.
Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой формой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны детерминирующиеся особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития.
Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальных условий организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуального клинико – психолого-педагогического подхода, учитывающего особенности сложной структуры нарушения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с интеллектуальными нарушениями.
Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ученика позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психолого-педагогического сопровождения на разных этапах образования, как в школе, так и в семье. При сложной структуре дефекта обучение ребенка носит компенсирующий характер, определяя приоритет социальных (жизненных) компетенций. Основной задачей обучения и воспитания становится формирование социальных (жизненных) компетенций: формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания, привитие простых социо-культурных и трудовых допрофессиональных навыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д.
Среди группы слабослышащих и позднооглохших обучающихся выделена группа детей, имеющих выраженное снижение интеллекта (умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость), может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, может быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Их обучение должно быть организовано по АООП НОО (вариант 1.4). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР); к АООП НОО может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 2.3.предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей с нарушением слуха и нормально слышащими детьми, а также взрослыми.
Обязательным является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Специальные условия обучения и воспитания включают использование с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций звукоусиливаюшей аппаратуры разных типов: индивидуальных слуховых аппаратов, стационарной аппаратуры коллективного и индивидуального пользования или беспроводной аппаратуры, например, на радиопринципе, и других; при необходимости применяются вибротактильные устройства, в случае наличия тяжелых нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата необходимы дополнительные ассистивные средства и средства альтернативной коммуникации.
1.3 Планируемые результаты
Младшее звено (1-5 классы):
успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
повышение уровня учебной мотивации;
базовые способности к самопознанию и познанию других;
способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
формирование положительного образа своего «Я»;
формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
положительные отношения со сверстниками и учителями.
1.4 Форма контроля
Поощрение. Базируется на принципе индивидуального и дифференциального подходов.
Предметные результаты оцениваются как «верные» и «неверные». Самостоятельное выполнение оценивается с позиции наличия/ отсутствия помощи и её видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено при оказании различных видов помощи.
Балловая система используется при диагностике.
1.5 Содержание программы в начальной звене (1-5 классы)
Продолжительность учебного года – для обучающихся (первого дополнительного)1 класса — 33 недели. Для обучающихся первого дополнительного и 1 классов продолжительность занятий – 35 минут
Продолжительность учебного года – для обучающихся 2-4 (5) – 34 недель. Во 2-4(5) классах продолжительность занятий – 40 минут.
№ | Название блока | Содержание мероприятий | Сроки | Количество часов |
1 | Адаптация первоклассников
Диагностика Развивающие занятия
| 1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников. 2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. 4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. 5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. | В течении года |
|
2 | Сопровождение 2-х классов Диагностика Коррекционно– развивающие занятия с детьми, испытывающие трудности в адаптации и обучении Групповая коррекционно-развивающая работа
| 1. Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. 2. Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. 3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 4. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 5. Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения. | В течении года |
|
3 | Сопровождение 3-х классов Диагностика Коррекционно– развивающие занятия с детьми, испытывающие трудности в адаптации и обучении Групповая коррекционно-развивающая работа | 6. Проведение промежуточной групповой диагностики а (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД). 7. Аналитическая деятельность по анализу результативности. 8. Психолого-педагогическая работа: | В течении года |
|
4 5 | Сопровождение 4-х классов Диагностика тренинги по темам Сопровождение 5-х классов Диагностика тренинги по темам | 1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей, испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии. 2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей.. 3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей. 4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе. 1. Проведение психологической диагностики в рамках изучения процесса адаптации пятиклассников. 2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. 4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. 5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. | В течении года В течении года |
|
Диагностическое направление
УУД | Инструментарий | Класс | Сроки |
Измерение познавательных универсальных учебных действий (УУД)
Измерение личностной (УУД) | «Группировка предметов» (модифицированная методика У.В. Ульенковой). Методика Н.И. Гуткиной «Домик»; «Что изменилось?» (модифицированная методика С.Д. Забрамной); «Сложи круг» (разработка Л.Ф. Фатиховой) Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) «Что мне нравится в школе?» - проективный рисунок (Н.Г.Лусканова) Методика «Палочки и черточки» (У.В. Ульенкова) Метод наблюдения, беседа. Карта наблюдения Д. Стотта | 1А класс (1 этап) | Сентябрь Октябрь - ноябрь |
Измерение познавательных универсальных учебных действий (УУД)
| «Парные картинки» Е.А. Стребелева; «Разрезные картинки» Е.А. Стребелева; «Группировка предметов» (модифицированная методика У.В. Ульенковой) Наблюдение на уроках. Карта наблюдения Д. Стотта | 1 Б класс (1 этап) | Сентябрь Октябрь-ноябрь |
Измерение личностной (УУД)
Измерение познавательных универсальных учебных действий (УУД) | Восьмицветный тест М.Люшера (модификация Вольнефера) Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н. Г. Лускановой Методика «Рисование бус» (И. И. Аргинская); Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) | 1 А класс (2 этап) | Март-апрель |
Измерение познавательных универсальных учебных действий (УУД) | » «Парные картинки» Е.А. Стребелева; «Разрезные картинки» Е.А. Стребелева; «Группировка предметов» (модифицированная методика У.В. Ульенковой) Наблюдение на уроках | 1 Б класс (2 этап) | Март-апрель |
Измерение личностной (УУД) Изучение познавательных универсальных учебных действий (УУД) Изучение коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) | Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Тест Люшера Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман); Социометрическая методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | 2 Б, 2А 2А, 2Б | Октябрь-ноябрь Февраль |
Измерение личностной (УУД) | Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Тест Люшера Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)
| 3 А | Ноябрь-декабрь |
Измерение личностной (УУД)
Изучение коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) | Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л. Венгер(по необходимости) Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман); Социометрическая методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | 4А, 4 Б | Январь |
Измерение личностной (УУД) | Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л. Венгер (при необходимости) Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой) Методика «Диагностики уровня школьной тревожности» (Филлипс) | 5 А | Декабрь (1 этап) Апрель (2 этап) |
\
Коррекционно – развивающее направление
Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с нарушением слуха.
Задачи программы:
-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе (при групповых занятиях).
Курс коррекционно-развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Программа рассчитана на детей 1-2 классов
Курс программы рассчитан:
- 1 класс – 33 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут;
- 2 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа в 1-5 классах
ФИО | Класс | Направленность программы | Место проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консультирование и просвещение
Составляют два направления:
1. Работа с родителями.
2. Работа с учителями.
3. Работа с учащимися
I направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Планирование консультативной и просветительской работы с родителями
№ | Тема | Форма проведения | Класс | Дата |
1 | Психологические особенности первоклассников. Кризис 7 лет. | собрание | 1 А, 1 Б, 1 В | 1, 2 четверти |
2 | Развитие познавательной сферы | собрание | 1 В, 2 Б, 4 Б, 5 В | в течении года |
3 | По запросу родителей, учителей | собрания, консультации, мероприятия | 1-5 классы | в течении года |
4 | Анкетирование | тестирование | 1-5 классы | в течении года |
ДI направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
-Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений; направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Планирование консультативной и просветительской работы с учителями
№ | Тема | Форма проведения | Адресат | Дата |
1 | Консультации (индивидуальные) | Беседа по проблематике | педагогический коллектив | в течение года |
2 | Выступление на МО, на педагогическом совете по заданным темама | Выступление | педагогический коллектив | в течение года |
III направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
2. Лист корректировки
№ | Тема занятий | Класс/ ученик
| Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректируемые мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Список литературы
1. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008
2. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
3. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
4. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
5. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
10. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
11. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
12. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
13. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
14. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
15. Зарипова А. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.
16. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
17. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
18. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.
19. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.
20. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – СПб.: Северо-Запад, 2006.
21. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.: Вита-пресс, 2007.
22. Сборник О.В Хухлаевой « Тропинка к своему Я» Москва, «Генезис»,2012г
23. Сборник Е.Чеха « Мне не страшно». «Речь»,2011г
24. Учебно- методическое пособие « Я и другие Я». Психолого- педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков.М.Ю.Григорьева,М.Москва.»Школьная пресса»2011г
25. Сборник « Психологический комфорт в школе. Как его достичь»Е.П.Карпушина, Т.В.Романенко. «Учитель» Волгоград.2012.
26. Сборник «Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия».Е.Д Шваб. «Учитель» Волгоград.2013.
27. Сборник «Психолого- педагогическое сопровождение ЕГЭ»М.А.Павлова, О.С.Гришанова. . «Учитель» Волгоград.2012.
28. Сборник «Психолого- педагогическое сопровождение ЕГЭ»М.А.Павлова, О.С.Гришанова. . «Учитель» Волгоград.2012.
29. Сборник «Психолого- педагогическое сопровождение ЕГЭ»М.А.Павлова, О.С.Гришанова. . «Учитель» Волгоград.2012.
30. Сборник «Профориентация»Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменамЮ.Савченко.Москва «Вако»2008г
31. Справочник психолога средней школы.Ростовна Дону «Феникс»2006г
32. Справочник практического психолога.»Эксмо»2005г
33. Настольная книга практического психолога в образованииМосква «Владос»1995г
34. Сказкотерапия для решения личных проблем И.В.СтешонокС.Петербург 2013
35. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.Л.Н.Блинова Москва «Издательство НЦ ЭНАС»2004г