Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

6
0
Материал опубликован 12 March 2021 в группе

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху» в 2018-2019 учебном году.

Служба психологического сопровождения является связующим звеном между школьниками, их родителями, педагогами и администрацией ОУ, а если рассматривать более глобально, то между семьей и образовательной организацией. Работа службы сопровождения позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешной реализации ФГОС ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в школе-интернате осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ОВЗ, адаптированными основными образовательными программами образовательного учреждения (АООП), с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Цель: организация психологического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических, и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности обучающихся с ОВЗ по слуху.

Задачи:

защита прав и интересов личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ по слуху, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развитая ребенка с нарушением слуха с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодолевая трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов: участие специалистов сопровождения в разработке адаптированных индивидуальных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития (СИПР), адекватных возможностям и способностям обучающихся с множественными нарушениями;

развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;

содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;

психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся с ОВЗ по слуху, требующих особого внимания специалистов;

консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей.


Основные направления деятельности психологической службы

в 2018-2019 году.

Психодиагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.


Психодиагностические данные необходимы: для составления психолого-педагогической характеристика школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.


Формы: диагностический минимум (экспресс-диагностика входная и итоговая), углубленная психологическая диагностика.


Всего за год было проведено:

- первичных индивидуальных обследований детей 140;

- повторных 342;

- 12 групповых обследований, в которых приняли участие 100 обучающихся.


100% школьников приняли участие в диагностических обследованиях.


Направления психологической диагностики в 2018-2019 учебном году:

1. Диагностика уровня развития познавательной сферы с целью определения зоны актуального развития первоклассников и вновь прибывших обучающихся;

2. Мониторинг уровня развития познавательной сферы обучающихся со сложной структурой дефекта;

3. Диагностика сформированности метапредметных результатов по годам обучения в рамках реализации «Программы развития УУД у слабослышащих и позднооглохших обучающихся» у обучающихся основной школы;

5. Диагностика процесса адаптации обучающихся 5 класса к условиям обучения в основной школе;

6. Диагностика удовлетворенности услугами образовательного учреждения родителей (законных представителей) обучающихся,

7. Диагностика «Педагог глазами детей»;

8. Мониторинг сформированности УУД у обучающихся начальной и основной школы;

11. Стартовая диагностика уровня развития личностных и познавательных УУД у обучающихся 5 класса ООО;

12. Диагностика в рамках реализации СИПР;

13. Диагностика выпускников (познавательная сфера, самооценка, мотивация);

14. Профессиональная диагностика выпускников;

15. Участие в социально-психологическом тестировании;

16. Анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся выпускных классов по профессиональному определению выпускников;

17. Диагностика в рамках проведения недели профилактики наркозависимости «Независимое детство», 25 чел. (февраль).


Коррекционно-развивающая работа со школьниками.

Одним из основных направлений в работе педагогов-психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья является проведение коррекционно-развивающих занятий.

Цель - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников и решения конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Психокоррекционная форма работы позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников.

Главный принцип данной работы - целостность. Это означает, что деятельность в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается как процесс поддержки ребенка в целом, во всем разнообразии социально-психологических проявлений его личности. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников. Педагоги-психологи разработали коррекционно-развивающие программы занятии, на основании результатов психодиагностики.

В 2018-2019 году 100% обучающихся были охвачены данным видом работы. Проведено 1926 индивидуальных занятий по следующим программам:

- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 класса II отделения «Умники и умницы»;

- «Раз-ступенька, два-ступенька» (2 год обучения);

- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для слабослышащих и позднооглохших детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);

- «Программа занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников со сложной структурой дефекта»;

- «35 занятий будущего отличника» (5 НОО);

- Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий для обучающихся 5 класса I - II отделения «Умники и умницы» (5ООО);

- «Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 6 класса I-II отделения»;

- Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий для обучающейся 7 класса;

- Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий для 5В класса по СИПР

- Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий для обучающихся 6В, 7В классов «В мире профессий»;

- «Коррекция познавательной сферы у детей с нарушением слуха» (9 класс);

- Программа занятий для слабослышащих и позднооглохших обучающихся со сложной структурой дефекта «Учимся общаться» (8В – 9В);

- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 10 класса (средняя школа).






Просвещение и профилактика.


Цель направления – психологическое просвещение участников образовательного процесса, а также профилактика деструктивного поведения обучающихся.

1. Работа с обучающимися (100% охват).

Проведение групповых занятий по профилактическим и просветительским программам:

Профилактическая программа групповых адаптационных занятий для обучающихся 1 класса II отделения «Здравствуй, школа – это Я».

Профилактическая программа групповых занятий для обучающихся 2 класса II отделения «Необыкновенное путешествие» (с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты). Цель программы – развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции у детей с ОВЗ.

С целью профилактики школьной дезадаптации для обучающихся 3 и 4 класса проводились занятия по программе релаксационных занятий «Волшебный мир» для обучающихся с нарушением слуха в сенсорной комнате.

Профилактическая программа групповых занятий для обучающихся 5 класса III отделения (ФГОС ООО) «Пятиклассники». Цель программы – оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения в основной школе, профилактика явлений школьной дезадаптации.

Для обучающихся 6 класса - «Профилактическая программа групповых занятий «Познай себя» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 6 класса I-II отделения».

Профилактическая программа групповых занятий для обучающихся 7 класса III отделения «Азбука общения». Цель программы – обучение детей навыкам конструктивного общения как одному из условий успешной социализации детей с ОВЗ по слуху.

Программа групповых занятий по повышению социальной компетентности у подростков с нарушением слуха «Мир, в котором я живу» (9 класс)

Просветительская профилактическая программа групповых занятий для обучающихся 10 класса III отделения «Путь к успеху». Цель программы – 1) оказание помощи в определении направления профессиональной деятельности в соответствии с возможностями, склонностями и интересами выпускников, 2) оказание психологической помощи выпускникам при подготовке к выпускным экзаменам.

Программа групповых занятий для обучающихся 10 класса III отделения «Азбука психологии». Цель программы – овладение системой знаний, повышающих психологическую культуру обучающихся с ОВЗ по слуху.

Профилактическая программа групповых занятий для обучающихся 5В, 6В, 7В классов «Волшебный мир сенсорной комнаты». Цель программы – развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции у детей с ОВЗ.

В этом учебном году было проведено 424 занятия.

В рамках реализации Всероссийской программы «Школа-территория здоровья» совместно с региональным центром мониторинга здоровья были организованы и проведены следующие мероприятия: видео интервью «Дети о здоровье»; флешмоб «Делай зарядку – будь в порядке»; конкурс рисунков «Эмблема здоровья»;

Ежегодно педагоги-психологи проводят просветительские и профилактические занятия и в рамках общешкольных мероприятий: «Недели профориентации» (октябрь 2018), «Недели права» (ноябрь 2018), «Неделя профилактики наркозависимости и табакокурения» (25 февраля – 3 марта 2019) и других.

2. Работа с родителями (100% охват):

1) выступления на классных родительских собраниях с целью психологического просвещения и консультирования:

«Адаптация вновь учащихся 1 дополнительного класса к условиям обучения и проживания в школе-интернате;

«Проблемы адаптации первоклассников в школе» - 26.10.2018 г.;

«Формирование успешной школьной мотивации обучающихся школы-интерната» выступление на классном родительском собрании в 4 классе - 29.12.2018

«Результаты психодиагностики УУД и психо-коррекционной работы за 2018-2019 учебный год», выступления на родительских собраниях в 4 и 3 классах – 30.05.2019

«Подготовка родителей и обучающихся для обращения в ЦПМПК с целью перевода из начальной школы в основную и уточнения программы обучения», выступление на классном родительском собрании в 5 классе НОО – 28.12.2018;

«Как помочь ребёнку с ОВЗ по слуху выражать свои эмоции» (4-5 класс, 26.10.2018 г.);

«Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка» выступление в 6 классе;

«Слагаемые успешного самоопределения», 7 класс (декабрь);

«Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)» (9 класс, 29.10.2018 г.);

«Пути самоопределения выпускников», «Получение начального профессионального образования» в 8-9 специальном классе (28.12.2018), выступление по запросу классных руководителей на собраниях в 9 и 10 классах;

«Изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации» (31.05.19г.);

«Порядок получения рекомендаций обучающимся с ОВЗ по слуху для прохождения ГИА» выступление на классном родительском собрании в 9 классе – 30.05.2019;

«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в основной школе», 5 класс (декабрь);

«Результаты диагностических исследований в начале 2018-2019 учебного года» (8-9 специальный класс, 26.10.2018 г.);

«Порядок получения рекомендаций обучающимся с ОВЗ по слуху для прохождения ГИА– 28.12.2018;

«Психологическая готовность выпускников к экзаменам», 10 класс (апрель);

2) Выступление на общешкольном родительском собрании по итоговым результатам проведения диагностики по изучению удовлетворенности услугами образовательного учреждения родителей (законных представителей) обучающихся.



3.Работа с педагогами:

- В рамках НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ для сотрудников школы-интерната педагогами-психологами ОУ был проведен семинар-тренинг «Профилактика ВИЧ и СПИДа» (декабрь 2018);

- Семинары педагога-психолога для педагогов ОУ по запросу МО или администрации:

«Особенности психического развития детей с нарушением слуха» (для молодых / вновь пришедших педагогов) - 4 занятия (сентябрь-октябрь);

«Особенности развития детей со сложной структурой дефекта» - 2 занятия (ноябрь);

«Психологическая компетентность педагога начальных классов как составляющая Профстандарта учителя» - МО учителей начальных классов «Методические рекомендации по развитию внимания, мышления и памяти младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»;

« Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе» (МО учителей предметников, 30.09.2018г.)

«Профессиональная ориентация младшего школьника» - МО учителей начальных классов от 25 марта 2019 г;

выступления на заседаниях социально-психологического МО школы: «Диагностический инструментарий для отслеживания эмоционального состояния обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха» (сентябрь 2018 г.);



4. Проведение/участие в общешкольных мероприятиях

- участие в Неделе Здоровья занятие-тренинг для обучающихся 9-10 классов «Как снять нервное напряжение»;

- проведение Недели профилактики наркозависимости «Независимое детство» (февраль); занятие для старших обучающихся «Спасибо, нет»;

- в рамках Недели «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» проведено анкетирование среди старшеклассников «Что я знаю о правильном питании», интерактивное занятие с обучающимися старших классов «Я то, что я ем»

Консультативное направление


За истекший период специалистами ОУ были проведены:

114 индивидуальные консультации для учащихся по вопросам:

- эмоционально-личностной сферы (поведение) – 51,

- самооценка и уровень притязаний – 27,

- вопросы самоопределения – 36;

77 индивидуальные консультации для родителей обучающихся по следующим вопросам:

- по материалам психологической диагностики, по коррекции поведения учащихся (агрессивность, деструктивное поведение), консультации по вопросам самоопределения выпускников;

- 140 консультаций для педагогов ( ознакомление с рекомендациями по обучению, сопровождению и воспитанию детей по материалам обследования по вопросам , касающимся аттестации педагогов, взаимодействия с детьми с девиантным поведением).


Организационно-методическая деятельность

Задачи:

1) подборка заданий и упражнений по развитию психомоторики и сенсорных процессов, а также для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД,

2) разработка программ коррекционных занятий для слабослышащих детей с использованием оборудования сенсорной комнаты,

3) разработка программ индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с ОВЗ по слуху,

4) участие в работе областного МО педагогов-психологов и социально-психологического МО специалистов ОУ,

5) участие в семинарах, профессиональных конкурсах,

6) разработка анкет по запросу администрации, педагогов,

7) транслирование педагогического опыта,

8) работа по теме самообразования «Организация работы педагога-психолога с обучающимся со сложной структурой дефекта»»

9) прохождение курсов повышения квалификации.


В течение 2018-2019 учебного года педагоги-психологи повышали свою квалификацию:

«Социальное воспитание и обучение слепоглухих детей согласно ФГОС НОО» (72 ч.), г. Москва (ноябрь-декабрь) – Воронина О.Н.;

22-26 апреля 2019 года - Курсы повышения квалификации в ВИРО «Профессиональная компетентность педагога-психолога, социального педагога в условиях реализации новых образовательных и профессиональных стандартов» очно и заочно (36 ч) – Брагина О.В.;

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» «Семинар по социально-психологическому тестированию» - Смирнова С.С.;

АОУ ВО ДПО «Вологодский ин институт развития образования» «Региональные практики организации ППМС-сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР)» (28.02.2019г.) - Смирнова С.С.;

АОУ ВО ДПО «Вологодский ин институт развития образования» «Медиация, медиативные навыки» 36 часов, 03.05.2019-10.05.2019г. - Смирнова С.С..


Участие в семинарах, конференциях, транслирование педагогического опыта:

1.«Организация службы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения (ПМСПС)» на школьном августовском педсовете 30.08.2018 – Брагина О.В.;

2. «Особенности профессионального самоопределения слабослышащих учащихся» заочное участие в информационно-дискуссионной площадке в рамках III Регионального конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» г. Череповец 18.10.2018– Брагина О.В.;

3. Выступление на региональной межведомственной конференции «Жизнь без барьеров: актуальные вопросы помощи детям и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с обучающимися, имеющими сложную структуру дефекта» (Череповец, ноябрь 2018 г.) - Воронина О.Н.,

4. Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС в аспекте модернизации содержания и технологий общего образования» по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ по слуху в рамках реализации ФГОС ОВЗ» (апрель, АОУ ВО ДПО «ВИРО») - Воронина О.Н.,

5. Выступление на круглом столе «Развитие личностных УУД обучающихся: от теории к практике» в рамках реализации муниципальной ресурсной площадки «Инклюзивное образование» по теме: «Развитие личностных УУД у подростков с ОВЗ по слуху» (декабрь, МБОУ СОШ № 1 г. Грязовец) – все педагоги-психологи ОУ;

6. Семинар-практикум «Создание условий для обучения и воспитания детей с нарушением слуха в ОУ» для студентов БОУ ВО «Сокольский педагогический колледж» 14.12.2018;

7. Выступление в рамках проведения круглого стола для педагогов-психологов «Реализация программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ в рамках АООАП» по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ по слуху в рамках реализации АООП» (апрель, БУ ВО «Областной центр ППМСП») - Воронина О.Н..


Участие в профессиональных конкурсах:

1. Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка» с материалом интерактивное занятие – викторина для подростков «Психологическая азбука», диплом 2 степени (февраль-март) - Воронина О.Н.,

2. II Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Коллекция сценариев» на интернет-портале «ПедБлог.ру» с мероприятием – общелагерное мероприятие «Гиннес-шоу», диплом II степени (май) Воронина О.Н.,

3. Аукцион педагогических идей «Моя педагогическая находка» с материалом «Шифровка по координатам» (январь, МО педагогов –психологов (апрель, БУ ВО «Областной центр ППМСП»), сертификат Воронина О.Н.,

4. Марафон презентаций Самообразование как инструмент повышения профессиональной компетенции специалиста» с материалом «Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога» (декабрь, МО педагогов –психологов (апрель, БУ ВО «Областной центр ППМСП»), сертификат Воронина О.Н.,

5. Марафон презентаций «Реализация проектов для обучающихся с ОВЗ» в БУ ВО «Областной центр ППМСП»), все педагоги-психологи;

6. Участие в международном конкурсе, номинация: «Методические разработки» «Мы в профессии играли» (Диплом победителя, 1 место)- Смирнова С.С.;

7. Участие на сайте единый урок в тестировании:

«Социальные педагоги и психологи в образовательных организациях»;

«Обеспечение здоровья обучающихся и санитарные требования в образовании» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС;

«Основы детской психологии, обучения и воспитания»


Участие в проектной деятельности:

Разработка и защита проекта «Книга об учителе» посвященный юбилею школы с 4-5 классом I-II-отделения (5 НОО) 23.05.2019г. – Смирнова С.С.


Участие обучающихся в конкурсах:

1. Региональный конкурс мероприятий в рамках акции «Неделя здоровья» Всероссийской программы «Школа-территория здоровья»

(видео интервью «Дети о здоровье» - Юля Ш., «Эмблема здоровья»- Настя Б. – сертификаты)

2. Региональный конкурс «Правила общения» : олимпиада , (Максим А., 1 место, Ирина Б., 7 класс, сертификат участника - октябрь),

3. Региональный конкурс «Правила общения» рисунок - Руслан Ч., Ксения К , 6 В класс, сертификат участника (октябрь),

4. Региональный конкурс, БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «Тонким пёрышком писать» (Юля Ш., 3 место);

5. VII Межрегиональная предметная интернет-олимпиада с международным участием «Родник Знаний» для слабослышащих и глухих школьников (ОБЖ - Мирон К., Денис А. – 1 место);

6. Всероссийская олимпиада по ОБЖ «Важно знать!» для 1-4 классов образовательного портала «Продленка», Ксения К. 1 место (май);

7. VIII Межрегиональная предметная олимпиада с международным участием «Родник знаний» (ОБЖ), Диана Р., 5 класс, 2 место (март);

8. ХӀӀ международная олимпиада по психологии (Юля Ш., сертификат участника);

9.III муниципальный фестиваль школьных театральных коллективов «Радуга чудес» (диплом,21.03.2019г.);

10. Школьный конкурс рисунков «Моя будущая профессия» (6 класс) в рамках «Недели профориентации».


Экспертная деятельность

За истекший период было проведено 16 заседаний школьного ПМПК, из них 7 плановых и 9 внеплановых. Рассмотрены дела 64 обучающихся школы.

Аналитическая деятельность

Цель: обработка диагностического инструментария, составление аналитических справок и отчетов по запросу администрации.


В течение года по запросу администрации и педагогов были разработаны, проведены и проанализированы анкеты, указанные выше (прописанные в диагностической работе)

21.11 2018 педагогами-психологами было пройдено Всероссийское тестирование педагогов по номинациям:

- «Обеспечение здоровья обучающихся и санитарные требования в образовании»;

- «Основы детской психологии, обучения и воспитания»;

- Социальные педагоги и психологи в образовательных организациях».


13.06.2019 - мониторинг работы педагогов психологов, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и руководителей общеобразовательных организаций в рамках реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2019 годы (осень 2018 г.),

Мониторинг психологической службы ОУ, предоставленный Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России и Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе образования ФГБУ «Российская академия образования» в рамках реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 г. мероприятия 7 плана мероприятий по реализации федерального проекта «Современная школа» в системе образования в РФ.


В течение учебного года составлены по запросу администрации ОУ:

справки по результатам проведения заседаний ШПМПК;

справка о результатах мониторинга сформированности УУД у учащихся 1-5 классов школы за 2018-2019 учебный год в рамках внедрения ФГОС НОО;

справка о результатах мониторинга сформированности УУД у учащихся 1-5 классов школы за пять учебных лет в рамках внедрения ФГОС НОО;

справка по результатам индивидуальной и групповой коррекционной работы педагога-психолога за 2018 -2019 учебный год;

подготовка информации по использовании оборудования по программе здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ в региональный ресурсный центр здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ



Таким образом, деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в школе-интернате за 2018-2019 учебный год считаю удовлетворительной.


30.05.2019 года Педагог-психолог Брагина О.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации