Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким уровнем школьной неуспешности «Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

1
0
Материал опубликован 21 October 2022 в группе

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся

с высоким уровнем школьной неуспешности.

«Интеллектуальное развитие учащихся

с ограниченными возможностями здоровья».


Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач современного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся и в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы. Воспитание и развитие детей с умственной отсталостью осложняется нарушением их познавательной деятельности, низким уровнем интеллекта. Это является актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблемой.

Интеллектуально неразвитый ребенок испытывает затруднения не только в учебе, но и в общении с окружающими, не умеет строить диалог с собеседником. Это объясняется недостаточным уровнем развития мыслительных процессов.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Умственно отсталые дети не всегда быстро и легко могут адаптироваться в ближайшем окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Поэтому принципиальное значение приобретает проблема развития и формирования у ребенка социального опыта, воплощенного в духовной и материальной культуре, требующего особых, развивающих условий воспитания, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий его мир людей, вещей, действий, отношений, и многих других явлений жизни.

Следует указать еще на один из важнейших факторов психического развития — спонтанность, т. е. наличие самодвижения, где каждая новая ступень психического развития ребенка неизбежно следует за предыдущей, а переход от одной ступени к другой объясняется не только социальными, но и внутренними причинами. Эти общие положения детской и возрастной психологии приобретают ключевой и ценностный смысл в организации и выборе содержания обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Данная проблема особенно остро стоит перед учителями, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции. Задача педагога-психолога организовать коррекционную работу таким образом, чтобы у ребенка сформировалась потребность в творческом развитии с целью овладеть интеллектуальными навыками. Эти навыки помогут им в жизни, в обучении, профессиональной деятельности, успешной реализации и адаптации в современных условиях.

У детей при посещении психокоррекционных занятий должны формироваться необходимые предпосылки, ментальные средства и способы, на основе которых он может усваивать те или иные знания, социализироваться в обществе.

Программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом умеренная умственная отсталость.

Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Занимаясь развитием интеллектуальных способностей надо помнить, что способности развиваются в деятельности и для их развития нужна высокая познавательная активность ребенка.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, ему интересна. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной, эмоционально-положительной обстановке, с создаваемой ситуацией успеха.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по активизации познавательной деятельности, вводятся в качестве отдельных упражнений в традиционные уроки и классифицированы по основным целям воздействия. Так, например, в 1 классе целью является научить анализировать простые закономерности, а в 4 классе - анализировать, сравнивать и обобщать предметы, числа понятия по заданному основанию. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Занятия проводятся по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, и имеют непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения, таким образом, осуществляется межпредметная связь.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения в учебный процесс, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Развитие познавательной деятельности отслеживается при помощи непрерывного мониторинга. Показатели выполнения учащимися тех или иных заданий представляют непосредственную информацию о текущем уровне развития ребенка.

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем.

Принцип организации деятельностного подхода к воспита­нию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимули­рование, обогащение содержания развития, опора на зону бли­жайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах:

началу любой коррекционной работы должен предшество­вать этап комплексного диагностического обследования, позво­ляющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития;

реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений лично­сти, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятель­ности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индиви­дуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разра­ботке таких заданий, при решении которых у школьника возни­кают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможно­стей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддержи­вать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключа­ется в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся формировался навык переноса обработки информации и тем са­мым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математи­кой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Система коррекционно-развивающего обучения предусмат­ривает групповые коррекционные занятия обще развивающей направленности.

Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-про­странственных нарушений, общей и мелкой моторики. Коррек­ционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробе­лов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных осо­бенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план обра­зовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю. Продолжительность занятий с группой 30-40 мин. В группы можно объединять учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные за­труднения в учебной деятельности. Принципами построения занятий являются:

частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчи­вое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятель­ности внимание ребенка снова привлекается, и это дает возмож­ность продуктивно продолжать занятие;

повторяемость программного материала. Младшим школь­никам с интеллектуальным недоразвитием требуется значитель­но большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на но­вых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия про­водит педагог-психолог или учитель-дефектолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целост­ного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ре­бенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное пережи­вание успеха на фоне определенной затраты усилий. В даль­нейшем трудность задания следует увеличивать пропорцио­нально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении кор­рекционных занятий необходимо также помнить и об особенно­стях восприятия детьми учебного материала и специфике моти­вации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражне­ний, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, с трудно­стями в обучении, в связи с чем, важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена ви­дов деятельности учащихся и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррек­цию всей личности и включает все формы средового, личност­ного и коллективного воздействия на ребенка и представлена следующими принципами:

развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего раз­вития»;

развитие в адекватном темпе;

вовлечение в интересную деятельность;

воздействие через эмоциональную сферу;

объяснение материала в интересной форме;

гибкая система контроля знаний и их оценки.

Цели и задачи программы:

Целью программы является развитие ребенка, включающее коррекцию обучения и познавательных процессов, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуют­ся стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познаватель­ной деятельности и личностной сфере.

1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

опора на личный опыт ученика;

обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

развитие речи;

формирование учебной мотивации;

развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Предполагаемый результат:

У детей, занимающихся по данной программе, отмечается улучшение всех психических функций, общего развитие речи, коммуникативных способностей.

Тематическое содержание коррекционных занятий

Вводное занятие - 2 часа.

Обследование детей.

Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов - 6 часов.

уточнение и развитие зрительное восприятие;

формирование и развитие пространственной ориентировки;

уточнение и совершенствование представлений об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.


Развитие восприятия, воображения - 8 часов.

закрепление сформированных понятий, характеризующих ве­личину;

сравнение и группировка предметов по заданным пара­метрам величины;

совершенствование восприятия формы;

различение цветовых тонов и правильное их словесное обо­значении;

классифицирование предметов по форме, цвету и размеру, составление комбинаций из трех цветов;

формирование произвольности зрительного восприятия, до­рисовывание незаконченных изображений, нахождение отличи­тельных и общих признаков на наглядном материале, выде­ление нереальных элементов «нелепых» картинок, гимнастика для глаз;

развитие пространственного, творческого воображения. Мо­делирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятель­ное моделирование пространственных ситуаций, предоставле­ние словесного отчета.

Развитие внимания - 6 часов.

развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане;

составление детьми собственных планов к лабиринтам;

самостоятельное планирование этапов деятельности;

контроль за выполнением одновременно двух и трех действий.

Развитие памяти - 6 часов.

развитие вербальной и визуальной кратковременной и дол­говременной памяти;

расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств;

использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.

Развитие аналитико-синтетической деятельности - 19 часов.

формирование предпосылок к переходу от наглядно - образ­ного к абстрактно-логическому мышлению;

развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на про­ведение классификации предметов, чисел, понятий по заданно­му основанию классификации. Упражнения на поиск недостаю­щей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур, (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение;

правило цветового магического квадрата, заполнение цве­товых магических квадратов с геометрическими фигурами;

выявление закономерности и продолжение орнамента по об­разцу;

выявление закономерности расположения чисел, нахожде­ние «лишнего» числа в ряду чисел, словесная закономерность;

решение логических и комбинаторных задач, решение задач путем рассуждения с опорой на схему;

формирование пространственных представлений в играх с палочками, построение заданного числа фигур из заданного числа палочек;

закрепление понятий «справа - слева», «вверх - вниз», вы­полнение графического диктанта под диктовку учителя, состав­ление задания для соседа по парте;

закрепление понятий «четырехугольник», «квадрат», «пря­моугольник», формирование представлений о ромбе, вычерчи­вание прямоугольников, квадратов, ромбов;

окружность, круг, их отличие, про­пущенные цифры, нахождение пропущенных цифр.

Развитие речи - 4 часа.

активизация словаря учащихся, выражающего понятия и отношения по данной теме;

создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;

формирование социальных контактов и развитие способности к совместным действиям;

Развитие личностно-мотивационной сферы - 4 часа.

знакомство с понятием «успех», составляющие успеха;

знакомство с понятием «цель», определение предстоящей деятельности;

обучение целеполаганию и планированию, обу­чение составлению планов и алгоритмов деятельности;

развитие навыков самоконтроля.

Итоговое занятие - 2 часа.

Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и уме­ний учащихся. Проверочная работа. Диагностика уровня сфор­мированности логического мышления.






Календарно – тематическое планирование


Тема

Содержание, цель

Методики и задания

1

2

3

4

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

1

2

Школа

Обследование детей, выбор соответствующего бразовательного маршрута

Корректурная проба, графический диктант, нахождение закономерностей, сравнение по величине предметов»

(большой - маленький,

больше - меньше)


Раздел 2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов (6 часов)

3

Осень

Упражнения на формирование умений работать с трафаретом, шаблоном

Цель: выявить умение учащихся различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами

Обводка по шаблону и трафарету, штриховка в разных направлениях, раскрашивание с соблюдением контура, рисование бордюров, вычерчивание кривых линий

4

Осень

Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет.

Цель: уточнять и развивать умение учащихся различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его. Развитие общей и мелкой моторики. Создание положительного эмоционального климата

Гимнастика для кистей и пальцев рук. Штриховка фигур, предметов желтым цветом. Упражнения в нахождении предметов жёлтого цвета по наглядному образцу и словесному указанию. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету. Игра «Подарки принца из Жёлтого царства».

5

Фрукты овощи


Упражнения на формирование умения обводить по шаблону овощи (огурец).

Цель: учить обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета. Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета

Пальчиковая гимнастика.

Отгадывание загадок об огурце. Игры «Фрукты-овощи», «Волшебный мешочек». Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении.

Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина

6

Фрукты овощи


Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

Цель: формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий - низкий». Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику. Учить работать с цветной бумагой. Учить работать с ножницами

Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета. Игра «Съедобное - несъедобное», «Фрукты - овощи». Конструирование. Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий».

Коллективная работа. Аппликация «Фрукты в вазе». Расположение фруктов в вазе, заранее изготовленной учителем на листе ватмана. Отгадывание загадок про фрукты.

7

Грибы

Упражнения на закрепление умений определять размер предмета.

Цель: закрепить умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.

Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику

Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов. Рисование одинаковых предметов разного размера. Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий».

Работа с наборами «Кубики», «Матрёшки».

8

Ягоды

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

Цель: развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве.

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать коммуникативную функцию речи.

Упражнения для кистей и пальцев рук. Упражнения в расположении предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции. Бумажная аппликация. Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».

Раздел 3. Развитие восприятия, воображения (8 часов)

9

Домашние животные и их детеныши осенью


Конструирование по образцу человечков, зверей, птиц, геометрических фигур.

Цель: учить конструировать по образцу, по словесной инструкции учителя, по памяти. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение учащихся.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на формирование тактильного восприятия.

«Рисование» геометрических фигур на тыльной стороне руки, на спине соседа. Упражнения на классификацию, обобщение, группировку. Конструирование из геометрических фигур по образцу, по памяти, самостоятельно.

10

Домашние животные осенью

(жилища)

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

Цель: формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий - низкий». Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику.

Упражнения для кистей и пальцев рук. Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета. Рисование одинаковых предметов разной высоты. Конструирование.

Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий». Лепка предметов определённой высоты.

11

Дикие животные и их детеныши осенью


Форма. Вели­чина предмета

Цель: формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий - низкий». Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику.

Упражнения для кистей и пальцев рук. Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Игры: «Волшебный мешо­чек», «Что лишнее?». Зашумленные фигуры «Животные». Множественное число, составление предложений

12

Дикие животные осенью и их жилища

Пространст­венные представления

Цель: формировать умение находить положение фигуры на плоскости стола, в пространстве используя в речи слова «справа - слева, вверху - внизу». Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику.

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении положения предмета. Упражнения: «Кто быстрее пройдет свой лабиринт», «Разложи по порядку». Штриховка. Обводка по контуру

Ответы на вопросы по картинке « Теремок». Лабиринт

13

Птицы осенью

(домашние)

Пространст­венное вооб­ражение

Цель: формировать умение находить положение фигуры на плоскости стола, в пространстве используя в речи слова «правее - левее, выше - ниже». Развивать зрительное восприятие.

Упражнения для глаз.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Упражнения: «Кто назовет большее количество фи­гур?», «Что изменилось?». Графический диктант

14

Перелетные и зимующие птицы

Пространст­венное вооб­ражение

Цель: формировать умение находить положение фигуры на плоскости листа, в пространстве используя в речи слова «левый нижний угол, правый верхний угол». Развивать зрительное восприятие.

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении положения на листе предмета. Упражнения: «Отгадай слово», «Составь», «Найди недостающую фигуру». Игры: «Готовимся к поис­ку», «Отгадай название», «Повторяем друг за другом», «Сложи узор», «Лабиринты».

15

Я и моя семья. Досуг


Развитие твор­ческого воображения

Цель: формировать умение участвовать в ролевых играх.

Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику. Развивать схематическое мышление

Упражнения для глаз

Упражнения для кистей и пальцев рук. Задания: «Заполни пустые клетки», «Реши ребус»

16

Я и моя семья

Три поколения.

Развитие творческого воображения.

Цель: формировать умение составлять генеалогическое древо. Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику

Упражнения для глаз

Упражнения для кистей и пальцев рук. Обводка по контуру. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Рисунок семьи

Раздел 4. Развитие внимания (6 часов)

17

Профессии

Развитие рас­пределения внимания

Цель: формировать умение концентрировать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге. Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику.

Упражнения: «Вычеркивай буквы и слушай», «Что вокруг?», «Где находится?». Корректурная проба (смайлики). Графический диктант

18

Профессии

Развитие рас­пределения внимания

Цель: формировать умение концентрировать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге. Развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику.

Упражнения для глаз. Графический диктант, тест Пьерона – Рузера. Найти отличия, Путаница, Корректурная проба (смайлики)


19

Транспорт. Поведение в транспорте.


Развитие ус­тойчивости внимания

Цель: формировать умение удерживать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге. Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

Упражнения для глаз

Игры: «Совмести фигу­ры», «Поезд», Корректурная проба (смайлики),

« Посмотри и запомни». Игры: «Стенографы», «Расположи слова». Найти отличия

20

Наш друг - светофор.

Произвольность движений

Цель: обводка по шаблону геометрических фигур из цветной бумаги. Вырезание. Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Учить определять цвет бумаги по инструкции учителя и самостоятельно. Учить вырезать фигуры по контуру.

Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие восприятие цвета «Что бывает такого цвета?»

Обводка по шаблону геометрических фигур определенного цвета. Вырезание фигур по контуру.Игра на формирование пространственного представления «Первый-красный, второй-зеленый и т.д.». Упражнения: « Найди смысл», «Отыщи числа». Корректурная проба (смайлики - светофор)

21

Осень, демисезонная одежда

Развитие концентрации внимания

Цель: определение демисезонной одежды. Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении сезонной одежды. Игры « подбери следующее», « Сосчитай предметы», «Стенографы», «Зеваки»

22

Осень, осенние месяцы

Развитие концентрации внимания

Цель: закрепление понятий осень, осенние месяцы. Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности сосредотачиваться на восприятии слуховой инструкции

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении времен года. Графический диктант (слуховой). Обводка по линям и штрихам. «Назови месяц»

Раздел V. Развитие памяти (6 часов)

23

Зима, признаки зимы. Зимние месяцы.

Развитие визуальной памяти

Цель: закрепление понятий зимние месяцы. Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности удерживать условие задачи

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении признаков зимы

Упражнения: «Точки», «Зрительный диктант», «Запомни и вос­произведи», «Назови месяц»

24

Зима, зимняя одежда и обувь.

Развитие визуальной памяти

Цель: определение зимней одежды

Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении зимней одежды

Упражнения: «Найди отличия», «Внимательный художник»,

«Запомни и вос­произведи»,

25

Зимние забавы.


Развитие аудиальной памяти

Цель: закрепление признаков зимы. Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи. Принимать и удерживать речевую инструкцию

Упражнения для глаз.

Упражнения в самостоятельном определении предметов для зимнего отдыха. Упражнения: «Подбери общее понятие»,

« Снежный ком», «Запомни и вос­произведи»

26

Зимние забавы. Волшебные сказки.

Развитие аудиальной памяти

Цель: расширение кругозора,

Развитие внутреннего плана действий. Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи. Принимать и удерживать речевую инструкцию. Различать фигуры большой, маленький, средний

Упражнения для глаз.

Упражнения в самостоятельном определении героев сказок, деталей для снеговика, их размера

Игры: «Запомни и вос­произведи»,

«Мнемические опоры»,

«Послушай и запомни»

27

Новый год. Наряжаем елочку.

Развитие тактильной и эмоциональной памяти

Цель закрепление признаков зимы. Развитие сенсорных функций. Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи. Принимать и удерживать речевую инструкцию

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении деталей для строительства елки. Игры: «Кот в мешке» (сенсорная панель)

«Найди оди­наковые», «Запомни и вос­произведи», Зажги огоньки на ёлочке

28

Новый год. Новогодние костюмы.

Развитие тактильной памяти

Цель: профилактика дисграфии и дислексии. Раз­витие логического мышления, зрительного и слу­хового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изобра­женных буквами.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении героев сказок в Новогодних костюмах. Упражнения: «Вырезай точно», «Запомни и вос­произведи», « Нарядим Буратино»

29

Промежуточная диагностика «Посмотри и запомни» Развиваем память стр 51-52, 53

Раздел 6. Развитие аналитико-синтетической деятельности (19 часов)

30

Посуда Материалы и детали посуды


Решение задач на раскрашивание

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по цвету предметов

Упражнения для глаз.Упражнения в самостоятельном определении разновидностей посуды и материалов для ее изготовления

Раскрашивание тарелочек, картинок по заданию, «Чего не было», «Четвертый лишний»

31

Посуда. Размеры посуды.


Решение задач на раскрашивание

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по размеру предметов.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении размеров посуды и материалов для ее изготовления

Соедини похожие цвета из двух столбиков. Соедини предметы стрелочками

32

Продукты питания. (молочные, мясные,)

Логический ряд чисел и букв

Цель: научить различать цифры по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных предметов.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении мясных и молочных продуктов. «Лабиринты,

« Логические квадраты»

33

Продукты питания. (поход в магазин)

Нахождение последовательности

Цель: определение в тексте порядка следования предложений, расположенных в нарушенной по­следовательности

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении типов магазинов

Продолжи числовой ряд, «Подбери подходящее по смыслу слово»

34

Тело человека. Части тела.

Нахождение закономерностей

Цель: научить устанавливать закономерности с помощью сравнения однородных и различных предметов.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении частей тела

Продолжи закономерность

35

Тело человека. Уход за собой.

Логические задачи

Цель: научить выстраивать логические цепочки цифр, и букв с помощью операции сравнения.

Привить навыки гигиены тела

Упражнения для глаз

Упражнения в формировании навыков ухода за собой. Продолжи логический ряд

36

Дом, многоэтажные дома.


Решение нетрадиционных задач

Цель: обучение построению высказываний. За­крепление знания названий трудовых обязаннос­тей, строитель­ных специальностей

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей домов и материалов для их строительства. Дорисуй девятое, « Кто в кубе?» « Маляры»

37

Мебель, бытовые приборы.


Решение задач с использова­нием рисунка.

Цель: формирование умения правильно использовать предлоги, обозначающие пространственные отно­шения.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении назначения мебели и бытовых приборов. «Дорисуй девятое, «Куда спрятался щенок», «Посмотри и запомни»

38

Моя армия, день защитника Отечества


Активизация лексикона.

Цель: профилактика дисграфии и дислексии. Вы­бор правильного изображения печатной буквы сре­ди пар или рядов букв, напечатанных зеркально. Развитие связной речи

Упражнения для глаз

Упражнения в определении видов войск. «Найди пару», «Собираем слова»

39

Моя армия, военные профессии.


Введение в активный словарь точных наименований предметов.

Цель: обучение построению высказываний о на­значении отдельных предметов (из 2—3 предложе­ний). Формирование обобщающего понятия «меди­цинские принадлежности»,

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении военных профессий

«Медицинские инструменты»

40

Проводы Зимы. Масленица.


Активизация лексикона.

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных предметов.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении формы и размера предметов для Масленицы

Упражнения: «Сварим варенье»,

«Найди законо­мерность»,

«Графический диктант»

41

Загадки от Масленицы. Дни недели

Город Четырехугольников.

Цель: обучение построению высказываний. За­крепление знания названий дней недели, и соответствующих им названиям во время масленичной недели

Упражнения для глаз. Упражнения в самостоятельном определении дней недели.

Задачи со спичками « Спираль», «Дом» Вычерчивание четырехуголь­ников. Задачи со спичками « Шесть квадратов»

Магический квадрат

42

Ранняя весна. 8 Марта.


Мир четырехуголь­ников

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных предметов. Знакомство с геометрическими фигурами «Ромб, трапеция»

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении признаков ранней весны. «Найди ошибки», «Льдинки»

43

Ранняя весна Весенние месяцы.

Закрепление употребления предлогов.

Цель: развитие читательского интереса у детей в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, разви­тие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении «Треугольники», « Задача», «Найди ошибку»,

«Куда спрятались звери»

44

Животные севера.

Антарктида.

Магические треугольники

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных предметов

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении животных севера

«Стрела», «Колобок», «Кошки-мышки», «Какой цвет»

45

Времена года (закрепление).

Магические цепочки

Цель: развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и действия). Упражнения в опознании позиции звука в слове

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении времен года, весенних месяцев. Задания: «Вспомни назва­ния месяцев в году», «Букет», «Найди картинки»

46

Животные жарких стран.


Разгадывание ребусов

Цель. Развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и действия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении животных жарких стран. Задание «Реши ребус»,

« Посмотри и запомни»

47

Зоопарк.

Город кругов и окружностей

Цель: развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Различение в практических действиях понятия «круг» и «окружность»

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении значений слов

Задания: «Рассмотри чер­теж»,

«Начерти»

48

Весна. Дикие, домашние животные, их детеныши.

Полезные на­блюдения

Цель развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении диких и домашних животных

«На­блюдаем за числами»,

«В чем сходство и в чем различие», « Посмотри и запомни»,

49

Весна. Перелетные и зимующие птицы

Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые».

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу (перелетные - зимующие).

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении перелетных и зимующих птиц. Упражнения: «Четвертый лишний», «Разминка»

50

Посуда. Материалы и детали посуды.


Решение задач на раскрашивание

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по цвету предметов.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей посуды и материалов для ее изготовления. Раскрашивание тарелочек, картинок по заданию

« Чего не было»

« Четвертый лишний»

Раздел 7. Развитие речи. ( 8 часов)

51

Растительный мир (деревья, кустарники)


Игры со сло­вами

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении видов деревьев и кустарников. Упражнения: «Исключи лишнее», «Слова-действия», «О чем мечтаешь»,

«Посмотри и запомни»

52

Растительный мир. (травы, цветы)

Игры со сло­вами

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориям.

Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей трав, цветов. Игры: «Сходство и различие», « Новые слова», «Подбери слово», «Рассмотри и запомни»

53

Космос. Планеты.


Игры со словами

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориям принципу

Упражнения для глаз

Упражнения в определении планеты Земля и ее спутника

Игры: «Противоположное слово»,

«Найди ошибки», Подбери предметы»

54

Космос и человек.

Игры со сло­вами

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу.

Упражнения для глаз

Упражнения в определении внешнего вида космонавта, спутника. Игры: «Скажи наоборот», «Зашифруй»,

«Подбери признак»

55

Водоемы и их обитатели

Реки, озера.

Игры со сло­вами. Ребусы

Цель: упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу.

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении рек, озер.

Упражнения: «Кто это и какого цвета?», «Пра­вило ребуса»,

56

Водоемы и их обитатели.

Моря, океаны.

Игры со словами

Цель: формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении морей и океанов с использованием глобуса

«Подбери подходящее по смыслу слово», « Рассказ по серии картинок», « Посмотри и запомни»

57

Береги свою планету.

Игры со словами

Цель: формирование приемов синтезирования объекта (восполнение недостающих звеньев целого), восприятия объекта как целого.

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении последовательности действий. Упражнения: «Составь рассказ по серии картинок», «Составь рассказ по картинке»

58

Правила ухода за территорией вокруг дома.

Игры со словами

Цель: формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать пере­носный смысл пословиц

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном подборе инструментов для ухода за территорией дома

«Объясни пословицу»

Раздел 8. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)

59

День Победы.


Знакомство с понятием «успех».

Цель: формирование навыков целеполагания, умения планировать собственную деятельность, формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия «успех, победа. Задания: «Прочитай задачу», «Соедини две по­ловинки», «Со­ставляющие успеха»

60

День Победы

Что такое цель и зачем она нужна

Цель: формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия «успех, победа. Упражнения: «Ставим цели»

61

Насекомые.


Ставим цели

Цель: формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении полезных и вредных насекомых. Упражнения: « Я хочу». «Рисуем бабочек»,

«Посмотри и запомни»

62

Насекомые.

Учимся плани­ровать

Цель: формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении полезных и вредных насекомых

Упражнения: « Я хочу»

Работа со спичками «Жук» « Бабочка»,

« Посмотри и запомни»

63

Лето

Составляем план

Цель формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия лето, летние месяцы. Игра «Построим план»,

«Перепутанный сюжет»,

«Вспомни эмоцию»

64

Лето

Составляем план

Цель формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия лето, летние месяцы. Игра «Лабиринты»

Раздел 9. Итоговое занятие (2 часа)

65

66

Итоговое занятие "Путешествие в страну знаний".

Комплексное занятие

Проверочная работа

Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении пользы знаний

Упражнения: « Я могу». Игры, упражнения, тесты,

67

68

Итоговая диагностика










Ресурсы, необходимые для реализации программы.

Материально-техническое оснащение:

кабинет с библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, дидактическим материалом, современными пособиями;

дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей;

учебная зона кабинетов укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующим числу детей, посещающих занятия, доской.

Материал и оборудование, используемое на занятиях:

Ноутбук;

Принтер-копир-сканер HP;

Столы и стулья;

Доска;

Мягкие игрушки разных размеров;

Цветные счетные палочки Кюизерна;

Игра «Тренируем память»;

Карточки «Азбука настроения», «Волшебный мешочек»;

Карточки «Азбука развития эмоций ребенка»;

Игра «Игры на бумаге», «Умные клеточки»;

Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования, непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;

Папка «Найди четвертый», «Найди такое же», «Найди заплатку», «Найди девятый», «Найди слово», «Найди картинку», «Найди отличия», «Найди и отметь», «Аналогии»;

Игра «Волшебные ладошки», игра «Волшебный цветок».


Использованная литература

1. Л.В.Лазаренко «Развитие графомоторных функций» 1 класс– М.: Владос, 2014 г.

2. Л.В.Лазаренко «Звукобуквенный анализ» 2 класс– М.: Владос, 2014 г.

3. Л.В.Лазаренко «Словарный запас и лексико-грамматические конструкции. 1 класс– М.: «Владос», 2014 г.

4. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва. 1988 г.

5. Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» - М.: ООО «Аквариум-Бук», 2004

6. Бабкина Н.В. «Радость познания» – М.: «Аркти». 2000 г.

7. Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина «Практикум по возрастной и педагогической психологии»

8. И. Е. Светлова «Развиваем память». – М. «Эксмо», 2000.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации