12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТЮТЮННИКОВА ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА225
Педагог дополнительного образования педагогический стаж 31год
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» города Нерюнгри

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

совета протокол № _____

от «__» __________20_г.

Утверждаю

Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»

__________Д.С. Ахметова

«____»_________20 __г.

ПРОГРАММА

«Путешествие по сказкам»

авторская

общеразвивающая (базовая)

специализация – сказкатерапия

срок реализации - 108 час.
возраст обучающихся - 5-10 лет.

Автор:

педагог дополнительного образования

Тютюнникова Людмила Леонидовна

г. Нерюнгри, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Принципы построения программы 5

Методы, применяемые в ходе реализации программы 5

Учебно-тематический план для детей дошкольного возраста «Я расту, я развиваюсь» 5

Содержание программы 6

Учебно-тематический план для детей младшего школьного возраста «Я и другие» 7

Содержание программы 7

Условия реализации программы 9

Формы и методы организации занятий 9

План воспитательной работы 10

Психологическое сопровождение программы 11

Ожидаемые результаты после реализации программы 11

Контроль и оценка знаний 12

Модель выпускника 12

Литература для педагога 13

Список литературы для детей 13

Приложение №1 14

Приложение № 2 22


 

 Пояснительная записка

Данная программа была разработана в 2010 году. На основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (от 29.08.2013) ежегодно производится корректировка: внесены пункты «План воспитательной работы», «Психологическое сопровождение», разрабатывается календарно-тематическое планирование на текущий учебный год.

В программе нашли отражение нормативные документы, вступившие в силу в 2014-2015 учебном году:

Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996-р)

Образовательная программа в объединении «Путешествие по сказка» реализуется на базе Нерюнгринского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Тускул» с детьми, попавшими в трудную жизненную социальную ситуацию.

В Учреждении дети содержатся до полугода. Это дети, преимущественно 5 -16 лет, в индивидуальном личностном опыте которых имели место неблагоприятные воздействия психологического характера: разлука с родителями, отсутствие необходимых ребенку любви и заботы старших, педагогическая запущенность. У детей с подобным опытом жизни наблюдаются многочисленные трудности в поведении и обучении.

Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальный. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят, в основном, примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Таким детям трудно принять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, таких как добро, зло, правда, лож, красота, ум, и пр. Для оказания правильной педагогической помощи очень важно определить ту область развития, которая в большей степени нуждается в исправлении и коррекции.

Данная программа ориентирована на детей дошкольного, младшего школьного возраста, с кратковременным пребыванием в группах переменного состава. Группы делятся с учетом возрастных особенностей детей, при этом учитывается разный уровень подготовки.

Программа включает два цикла. Первый цикл «Я расту, я развиваюсь», ориентирован на работу с детьми от 5-7 лет. В нем ребенку дается представление об отношении к себе и другим, о развитии личностного отношения ребенка к миру человеческих ценностей, развивает социальные, «теплые» эмоции, обогащает опыт позитивными самоощущениями. На этом уровне работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции. Содержание первого цикла включает в себя 108 часа для дошкольного возраста. В группе рекомендуем примерно 8 детей, два занятия по 25 минут с переменой, три раза в неделю, занятия проводить в специально оформленном помещении.

Второй цикл «Я и другие, я и мир». Направлен на работу с детьми от 7-10 лет, в нем акцент ставиться на духовно – нравственные основы, оказание помощи ребенку в создании целостной картины мира, ощущении гармонии и психологического комфорта, создание условий для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов. Содержание второго цикла включает в себя 108 часов для детей младшего школьного возраста, занятия проводятся по 40 мин с переменной по 2 занятия 3 раза в неделю, в группе рекомендуем примерно 8-10 детей.

Начинается и завершается обучение диагностикой. Это делается для оценки эффективности развивающей работы, для коррекции содержания программы, структуры, формы, материала тех или иных занятий и для подбора нужного дидактического материала.

Цель: создание условий для социальной адаптации в обществе детей находящихся в трудной жизненной ситуации через мир сказок.

Задачи программы:

Обучающие

Познакомить с нормами и правилами, существующие в обществе.

Научить ребенка как поддерживать и укреплять позитивные чувства, предупреждать негативные эмоции, стремление ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

Развивающие

Познакомить с национальной культурой и бытом (русской и якутской), через устное народное творчество.

Воспитательные

Приобщить к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно – нравственного развития человека.

 Принципы построения программы

1. Принцип позитивности. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

2. Принцип духовности. Установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни

3. Принцип целостности развития усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самопознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

4. Принцип индивидуального подхода, максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

5. Принцип развития и саморазвития личности, активизация творческих возможностей.

Методы, применяемые в ходе реализации программы

Объяснительно- иллюстративный метод (предлагается иллюстрация, которую дети рассматривают, анализируют).

Исследовательско–поисковый метод (обучение поиском самостоятельного решения творческих замыслов, решения ситуаций).

Игровой метод (набор игровых методик, развивающий социальную, коммуникативную, творческую деятельность).

Групповая дискуссия повышает уровень доверия и сплачивает воспитанников, увидеть свое сходство с другими и понять себя и получить позитивную обратную связь.

Сказкатерапия, на сказках апробируются приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

 Учебно-тематический план для детей дошкольного возраста
«Я расту, я развиваюсь»

Цель программы – ранняя социализация обучающихся в конкретной жизненной ситуации, через мир сказок.

Задачи:

Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующие в обществе.

Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых

Познакомить детей с русскими народными сказками.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.

 

РАЗДЕЛЫ

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие: «Какой Я. Давайте познакомимся»

1

1

2

2.

Диагностика (первичная)

-

2

2

3.

«Что я знаю о себе»

4

16

20

4.

Русские народные сказки

6

16

22

5.

Волшебная кисточка

2

8

10

6.

Волшебный пластилин

4

10

14

7.

Куклотерапия

4

10

14

8.

Сказкатерапия

4

18

22

9.

Диагностика (заключительная)

-

2

2

ВСЕГО

25

83

108

 Содержание программы

1.Вводное занятие – 2ч. «Какой Я. Давайте познакомимся».

Игра: «Знакомство», «Волшебные слова», «Волшебные лепестки».

Беседа: Эмоциональный комфорт.

Путешествие с друзьями по волшебной Стране.

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

2. Диагностика - 2ч.

Игры - «Солнечный лучик», «Палитра чувств» А.И. Шемшурина. Методика «Друг из сказки». (В.Ф.Гаврилычева) Тест «Добро, Зло, и Я».

3. «Что я знаю о себе» - 20ч.

Взаимоотношения людей. Симпатия и антипатия. Общения и его виды. Мимика – «выражения лица» и пантомима – «язык движений». Правила приличия. Чувства окружающих. Мои чувства. Настроение. Дружба. Способы взаимодействия с окружающими.

4. Русские народные сказки – 10ч.

Чтение и анализ сказок «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Снегурочка», «Репка», «Теремок», Гуси - лебеди», «Колобок», «Морозко». «В гостях у русской народной сказки» итоговое занятие: анализ характера героев и их поступков; установление связи между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом.

5. Волшебная кисточка - 10ч.

Сюжетное рисование: «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Снегурочка», «Репка», «Теремок», Гуси – лебеди», «Колобок», «Морозко»..

6. Волшебный пластилин - 14ч.

Сюжетная лепка: «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Снегурочка», «Репка», «Теремок», Гуси – лебеди». «Колобок», «Морозко». Техника изготовления игрушки. Приемы лепки из пластилина.

7.Куклотерапия – 14ч.

Верховая кукла. Вождение верховой куклой. Анализ поступков кукольных героев. Сочинение сказок. Этюды. Особенности типажа, настроения, и обстоятельств действий. «Оживление» бытовых предметов.

Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

8. Сказкатерапия – 22ч.

Анализ сказок. Разыгрывание сказок. Коллаж из сказок. Спасательные ситуации. Эксперименты в сказках. Сказка с новым концом. Сочиняем сказку. Цветные сказки. Сказка притча-нравоучение. Сказки от превращений. Семейная сказка. Оценки хорошо, плохо. «Живые капли». Сказки о временах года, запахах, звуках.

9. Диагностика итоговая – 2ч.

 Учебно-тематический план для детей младшего школьного возраста
«Я и другие»

Цель: социализация личности обучающегося в современных условиях

посредством эмоционально- чувственного восприятия.

Задачи:

Соотнести собственный индивидуальный опыт с нормативным, показать вариативность правил.

Научить ребенка выражать словами события внутренней жизни. Осознать свои чувства, мысли, поступки.

Научить ребенка как поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомляемость, предупреждать негативные эмоции.

4. Воспитывать такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.

5. Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

6. Познакомить с русской и якутской культуре посредством устного народного творчества.

 

РАЗДЕЛЫ

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие «Какой Я, и другие. Давайте познакомимся»

1

1

2

2

Диагностика (вводная)

-

2

2

3

Я и другие, я и мир

4

16

20

4

Русская народная культура: материальная, духовная

3

9

12

5

Якутская народная культура: материальная, духовная

1

7

8

6

Русские и якутские сказки

2

16

18

7

Волшебная кисточка

3

11

14

8

Умелые ручки

-

6

6

9

Игровые аттракционы

2

8

10

10

Нравственный урок

2

10

12

11

Диагностика (заключительная)

-

2

2

12

Итоговое занятие

-

2

2

ВСЕГО

18

90

108

 Содержание программы

1.Вводное занятие «Какой я, какие другие» - 2ч.

Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

2. Диагностика первичная - 2ч.

3.«Я и другие, я и мир» - 20ч.

«Какие дары дала человеку природа». Человек дитя природы и общества. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Знакомство с «цветком волшебства», «Мои чувства, мой ум», «Мое настроение», «Как быть, если тебе страшно».

Правила общения. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, несогласия. Человек – часть природы.

Родина и родные. Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого члена. Правила безопасного поведения в доме.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, чувствами, воздействие друг на друга. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки). Общение в природе. Виды общения у человека и животных. Права человека в обществе. Права ребенка. Защита прав ребенка.

4.Русская народная культура: материальная, духовная – 12ч.

Русский народ и русская культура. Материальная культура: мир жилища, народный костюм, пища. Духовная культура: традиционные занятия, ремесла, представление о вселенной. Обычаи, традиции, фольклор, народные праздники и игры.

«Мировое древо жизни», «Великая богиня неба», «Древо жизни важнейший образ народного искусства», «Символ солнца в народном творчестве», «Легенда о сказочной птице», «Мир далеких предков славян», Экскурсия в краеведческий музей, «Народный костюм» «Народный календарь. Обычаи и обряды», Итоговое занятие.

5. Якутская народная культура: материальная, духовная -8ч.

Материальная культура: круг года, мир жилища, народный костюм, пища. Духовная культура. Традиционные занятия ремесла, обычаи и традиции, представление о вселенной. «Мир жилища, пища, традиционные занятия ремеслом». «Народный костюм» «Обычаи и традиции» «Путешествие по ОЛОНХО» Знакомство с традициями Олонхо. Культ огня и обычаи поклонения ему, о духе огня. Обереги.

6.Русские и якутские сказки – 18ч.

Устное народное творчество. Сказки, загадки, скороговорки как жанры устного народного творчества. Сказочные приметы: зачин, концовка. Герои народных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя, поведение, мысли героя.

«Никита Кожемяка», «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Снежная королева», «Старуха Бейберикен с пятью коровами» (якутская) «Как ветер к большой горе ходил» (якутская), «Былинный Эпос ОЛОНХО».

7. Волшебная кисточка - 14ч.

Сюжетное рисование: «Сюжет из сказки Никита Кожемяка», «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Снежная королева», «Старуха Бейберикен с пятью коровами» (якутская) «Как ветер к большой горе ходил» (якутская), «Былинный Эпос ОЛОНХО», «Самостоятельный выбор сюжета».

8. Умелые ручки - 6ч.

Создание микро-музея «Мир далеких предков» (Русская и якутская культура): иллюстрации, мир жилища, народный костюм, обереги, традиционные занятия ремесла, обычаи и традиции.

9. Игровые аттракционы - 10ч.

Волшебные слова. Сопереживание. Взаимовыручка. Общение сверстников. Толерантность.

10. Нравственный урок - 12ч.

Учимся заботиться. Город помощи. Планета Единства. Во что мы верим. Кто придет на помощь? Помощь. Помогаем друг другу. Помоги больному. Вместе наведем порядок. В ответе друг за друга. На необитаемом острове.

11. Диагностика итоговая – 2ч.

12. Итоговое занятие – 2ч.

Условия реализации программы

1. Игровая комната, столы, стулья с учетом возрастных особенностей детей.

2.Дидактический материал помогает логически мыслить, знакомит с окружающим миром и в целом на общем развитии ребенка, такие как:

Игры – упражнения:

«карточки цветные» (определение характера героя);

«сказочное путешествие» (сочиняем сказку);

«на что похоже» (логическое мышление);

«проведи красную шапочку» (образное мышление);

«подбери каждому герою карнавальную маску»;

«с кем из мальчиков подружится девочка» (азбука настроения);

«найди героев из сказок» (мышление памяти);

«необыкновенное превращение» (фантазия, образное мышление);

«гномы» (характер героев, мимика).

3. Детские книжки со сказками, рекомендованные в программе, с иллюстрациями.

4. Для рисования: краски, альбомы, кисточки разного размера, стаканчики для воды, карандаши цветные. Для лепки: пластилин, клеенки, стеки. Ручной труд: цветная бумага, кусочки ткани, ножницы, клей, салфетки, кожа, мех, иллюстрации, фотоальбом.

5.Компьютер, развивающие игры, познавательные, музыкальное сопровождение для арттерапии.

В ходе реализации программы необходимо уделять внимание сохранению здоровья детей и подростков. С этой целью использовать чередование видов деятельности, для предотвращения утомляемости обучающихся. Занятия проводить в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении. Педагог знакомит воспитанников с правилами по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем, красками, и другими материалами для работы. Регулярно в ходе занятий проводить физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию.

Формы и методы организации занятий

Программа предлагает нетрадиционные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательной – воспитательной работы с детьми: игровых аттракционов, день добрых сюрпризов.

Интегрированные занятия, проведенные в форме: конкурс, викторин.

Занятия, основанные на имитации разнообразной деятельности: заочная экскурсия по историческим местам края, экскурсия в прошлое, экскурсия в будущее. Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, занятие – соревнование, занятие – путешествие.

Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство (живопись, скульптура). Знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства.

Занятия по данной программе, являются развивающими, включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно ролевые, направленные на развитие у воспитанников культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, эстетического вкуса. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной атмосферы в детском объединении.

Работа с произведением начинается со знакомством с текстом сказки (дошкольникам читает педагог, а школьники читают по ролям), пересказ близко к тексту, уточнение и объяснение непонятных слов по тексту. В устной речи обязательно нужно правильно оформить фразу грамматически и в определенной логической последовательности.

Монологическая речь, (изложение последовательности событий, описание предметов, расширение активного словаря).

Диалогическая речь поддерживать диалог, активно участвовать в нем, умение задавать вопросы самому.

Анализ характера героев и их поступки, умение, высказывать, свое отношение и оценивать героев, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо.

Волшебная кисточка. Использование рисунка можно считать весьма эффективным при обучении пересказу детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения, вспомнить, как был описан в сказке тот или иной герой, предмет, действие, которые дети хотят изобразить, учитывая цветовую гамму. Объясняется, какие краски нужно соединить для получения нужного цвета. Также создавать условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снятие напряжения и положительные эмоции.

Возможно участие детей в выставках, в конкурсах наиболее удачными рисунками.

Волшебный пластилин. Дать знания по технике изготовления игрушки и овладение приемами лепки из пластилина. Полезные навыки: разрабатываются пальцы, улучшается координация движений, дети фантазируют.

Упражнения: «Выражение лица» (мимика, эмоции), «раскрась коврик для доброй и злой волшебницы» (характер героев и фантазия), «настроение в цвете», «дорисуй картинку» (фантазия, образное мышление), «угадай, кто я такой», «назови одним словом» (логическое мышление), «язык животных».

Речевое развитие: поговорки, пословицы, этюды.

Игры: «На что похоже» (описание речи), «отгадай» (мышление память речи), «закончи предложение» (образное мышление, речь), «начало, середина, конец» (память, речь, воображение), «узнай по голосу» (мышление, слух, память).

Народные игры: «Заря», «Волк», «Птицелов», «Сокол и лиса», «Перетягивание на палках», «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Игровая», «Краски».

План воспитательной работы

Задачи воспитательной работы на учебный год:

Приобщить к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно – нравственного развития человека.

План мероприятий

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Работа с обучающимися

1

Беседа «Правила поведения в ТО «Путешествие по сказкам»

Сентябрь

ПДО

2

Праздник, посвященный Дню матери

Ноябрь

ПДО

3

Анкетирование «Педагог глазами обучающихся»

Январь

Педагог-психолог

4

Анкетирование «Уровень психологического комфорта в творческом объединении»

Октябрь, апрель

Педагог-психолог

5

Экскурсия в краеведческий музей г. Нерюнгри

Февраль

ПДО

6

Тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья

В течение года

ПДО

7

Отчетное занятие по итогам учебного года

Май

ПДО

Работа с родителями

8

Родительское собрание «Знакомство с образовательной программой «Путешествие по сказкам»

Сентябрь

ПДО

9

Анкетирование «Анализ запросов родителей на дополнительное образование»

Сентябрь

Педагог-психолог

10

Анкетирование «Удовлетворенность качеством реализации образовательных услуг»

Апрель

Педагог-психолог

11

Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты»

По отдельному плану организации

Инструктор по ФК

12

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год»

Май

ПДО

Психологическое сопровождение программы

Психологическое сопровождение реализации Программы осуществляет педагог-психолог ЦРТДиЮ. Цель: создание условий для качественной реализации программы «Путешествие по сказкам». Направления психологического сопровождения:

Работа с обучающимися:

- анкетирование «Педагог глазами обучающихся»;

- анкетирование «Уровень психологического комфорта в творческом объединении»;

- проведение развивающих занятий (по запросу педагога).

Работа с родителями:

- анкетирование «Анализ запросов родителей на дополнительное образование»;

- анкетирование «Удовлетворенность качеством реализации образовательных услуг»;

- консультирование (по запросу);

- психологическое просвещение (через сайт ЦРТДиЮ).

Работа с педагогом:

- психологическое консультирование по вопросам организации учебно-воспитательного процесса (по запросу);

- консультирование по результатам проведенных диагностик;

- психологическое просвещение (семинары).

Ожидаемые результаты после реализации программы

Предметные знания

Дети дошкольного возраста должны знать:

сказки, которые были предложены в период обучения;

свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимовыручку, доброжелательность;

о правилах поведения в общественных местах (в парке, магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, музее, на транспорте, во время путешествия.)

Дети дошкольного возраста должны уметь:

пересказывать сказки близко к тексту;

понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное;

участвовать в совместных игровых действиях;

в рисунках передавать сюжеты из сказок;

передавать образ героя в лепке;

соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Дети младшего школьного возраста должны знать:

Материальную и духовную культуру русского народа «Как жили наши предки славяне»;

Материальную и духовную культуру Якутского народа;

Что такое общение и какова роль в жизни человека.

Дети младшего школьного возраста должны уметь:

ощущать уверенность в себе, быть отзывчивым к чужой беде;

уметь взаимодействовать, общаться, адаптироваться в социуме;

по тексту определять характер героев, поэтапную работу над сказкой;

пересказывать текст произведения, используя в речи монолог, диалог;

выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки;

чувствовать и понимать других людей, сверстников и взрослых;

поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции;

правильно вести себя в природе.

Развивающий эффект занятий проявится в доверии ребенка к педагогу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте позитивных чувствах, в отреагировании, в разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми и др. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.

Отдельные результаты

Они будут состоять в:

профилактике нарушений поведения, и дезаптивации;

снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, беспокойства, расторможенности и пр.

развитие творческого потенциала личности создании позитивного настроения, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами, осознать основания собственных действий мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляции.

 Контроль и оценка знаний

Для определения результатов реализации образовательной программы «Золотые руки» проводится мониторинг, который включает в себя следующие параметры:

Предметные результаты (теоретическая и практическая подготовка),

Метапредметные результаты

Личностные результаты.

Для оценки предметных результатов, педагогом разрабатывается контрольно-измерительные материалы (практические задания), оценка осуществляется на итоговом занятии.

Метапредметные и личностные результаты оцениваются на основе наблюдения. На каждую группу заполняется диагностический лист, в который заносятся все индивидуальные данные по направлениям мониторинга.

По результатам освоения образовательной программы выпускникам, при условии успешной сдачи итогового задания, вручается свидетельство о дополнительном образовании.

 Модель выпускника

1.Существенно повысилась самооценка ребенка, появилась уверенность в себе.

2.Облегчился процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.

3.Снизилось количество агрессивных действий, во взаимоотношениях детей.

4. Вырабатываются социальные нормы общения у воспитанников.

5.Освоение социального опыта, ребята самостоятельно находят выход из сложных ситуаций (младший школьный возраст).

6.Доброжелательное отношение к детям других национальностей.

 Литература для педагога

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном процессе, - М.:

Короткова Л.Д. Сказкотерапия для младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической работы: Учеб. Пособ. – «ЦГЛ».: 2003.-246 с.

Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие для начальных классов. – Ростов – Н/Д: Изд-во «Учитель», 2003 128с. Н.А. Сазонова, Е.А. Романова. Йошкар-Ола Марийский полиграф-изд. 1999.

Максимова П.В, Якутские сказки « Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)». 1994.

Синицына Е. Умные раскраски. Серия: Через игру – к совершенству. М.: Лист, 1999-144с.

Шемпурова А.И Основы этической культуры Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 122.с – (Воспитание и доп. Образование детей).

 

Арциховский А.В. История культуры Древней Руси. – М., 1948.

Гибсон Р. Тайлер Д. Веселые игры Москва «Росмэн» 1997Зайцев Ю.В. История России. – М., 2001.

Народы России. Энциклопедия. –М., 1994.

Синицына Е Умные раскраски. Серия: Через игру к совершенству. М.:1999.

Семенова М. Мы славяне! – СПб., 1997.

Фольклор народов севера. Якутск 1993.

 Приложение №1

Календарно – тематический план по программе «Путешествие в сказку» дошкольный возраст

Дата

Тема

Задачи занятия

02.09

Вводное занятие «Какой Я». Давайте познакомимся.

Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Включить каждого ребенка в групповые взаимодействия. Познакомить с правилами поведения во время пожара.

04.09

Диагностика первичная

Выявить базовый уровень обучающихся до реализации образовательной программы

07.09

Чувства окружающих. Мои чувства поступки, умения.

Дать детям возможность ощутить яркие моменты своей жизни, создать оптимистическое состояние, помочь организовать жизненный опыт детей. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства¸ мысли

09.09

Способы взаимодействия с окружающими.

Дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, значении добра. Обогатить индивидуальный опыт детей социокультурными представлениями. Закрепить представление о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную активность и развивать способность помогать и сочувствовать людям. Побудить к активным личностным проявлениям.

11.09

Настроение.

Научить детей тонкой дифференцировке внутренних психических состояний, дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека. Обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями, познакомить с приемами психотехнической саморегуляции настроения. Обсуждение чувств детей, закрепить позитивное самоощущение. Формировать умения находить выход из сложной жизненной ситуации.

14.09

Взаимоотношения людей.

Дать детям четкие представления о труде и отдыхе, о важности правильной организации своей деятельности, и проведение свободного времени. Обогатить индивидуальный опыт социокультурными представлениями, побудить к активным личностным проявлениям.

16.09

Симпатия и антипатия.

Познакомить с понятиями симпатия, антипатия.

18.09

Мимика – «выражения лица» и пантомима – «язык движений» Вавилон.

Познакомить с понятием мимика, научить выражать свои эмоции с помощью выражения лица.

21.09

Правила приличия. Дружба

Познакомить с правилами приличия, понятием дружба. Научить применять их в жизни.

23.09

Общения и его виды.

Научить общаться с окружающими.

25.09

Строим город

Обучить навыкам работы в группе.

28.09

Итоговое занятие: «Какой Я, и другие»

Закрепить позитивный результат занятий, обогатить опыт самопознания, развивать способность тонко дифференцировать внутренние изменения, создавать позитивную мотивацию для физического и личностного развития

30.09.

Сказка «Маша и медведь».

Сюжетное рисование.

Определять эмоциональное состояние персонажей сказки. Познакомить с техникой акварели.

02.10

Сюжетная лепка по сказке

«Маша и медведь»

Учить лепить медведя, передавать форму, пропорции, характерные детали, закрепить умение аккуратно соединять части путем примазывания. Создавать выразительный образ пользоваться стекой.

05.10

Куклотерапия «Вредные черты»

Вызвать свободную ассоциацию. Обсуждение мотивы поведения персонажей. Придумывать истории, используя фантазию. Развивать творческую мотивацию.

Создать ситуацию игрового общение детей между собой, чувствовать сопереживания попавшего в беду. Формировать культуру общения, умение находить выходы из разных ситуаций.

07.10

Сказкотерапия: изменение ситуации в знакомых сказках

Научить переживать свои эмоции через проигрывание сказочных ситуаций.

09.10

«Красная шапочка».

Сюжетное рисование по сказке.

Определять эмоциональное состояние персонажей сказки. Познакомить с техникой акварели.

12.10

Сюжетная лепка. «Красная шапочка»

Учить передавать в лепке фигуру человека, передавая форму и строение, передавать какие части тела изменяют свое положение при том или ином движении, использовать усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание…).

14.10

Куклотерапия: Разыгрывание сценок. «Коллаж из сказок»

Проводить трансформация личности обучающихся с помощью игровых этюдов.

16.10

Сказкатерапия: Сказки на новый лад.

Приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок.

19.10

«Волк и семеро козлят».

Сюжетное рисование по сказке.

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок в категориях: хорошо, плохо.

21.10

«Волк и семеро козлят». Сюжетная лепка.

Учить лепить волка и козленка по выбору, передавать форму, пропорции, характерные детали, закрепить умение аккуратно соединять части путем примазывания. Создавать выразительный образ пользоваться стекой.

23.10

Куклотерапия: «Сочиняем сказку». «Эксперименты в сказках»

Обучить технике вождения перчаточными, верховыми куклами.

Прочувствовать значимые ситуации и сыграть эмоции путем проигрывания эпизодов сказки.

26.10

Сказкатерапия.

Цветные сказки

Обратить внимание на цвета. Вместе с детьми сочинять и красные, и зеленые сказки. Важно только при этом договариваться и не забывать о правилах.

28.10

«Два жадных медвежонка». Сюжетное рисование по сказке.

Определять эмоциональное состояние персонажей сказки.

30.10

«Два жадных медвежонка». Сюжетная лепка.

Развивать игровое общение детей, закрепление в памяти «волшебные, добрые слова», отреагирование переживаний.

02.11

Куклотерапия: «Решение противоречий»

Обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошо», «плохо», используя сказку как притчу- нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации.

06.11

Сказкатерапия

Семейная сказка

Отреагирование семейных переживаний.

08.11

«Снегурочка».

Сюжетное рисование.

Обсуждение характер героев и их поступки, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо. Выразительно передавать диалоги композиционное построение сцен передача игрового образа. Правильно располагать предметы на листе, как смешивать краски, передавать характер героев.

11.11

«Снегурочка». Сюжетная лепка.

Сказкатерапия

«Сказка с новым концом»

Закрепить приемы лепки человека. Аккуратно соединять части. Создавать выразительный образ Снегурочки. Формировать умение находить выход из различных ситуаций, анализировать свои поступки.

13.11

Куклотерапия:

Обыгрывание сказок.

Активизация эмоционального тонуса, выявление адекватности притязаний. Уметь разыгрывать игровые задания. Развивать умение находить правильный выход из ситуаций, владеть эмоциями.

16.11

Сказкатерапия

Сказки о любимых игрушках

Сочинить сюжет сказки о любимой игрушки, а затем обыграть с помощью верховой куклы.

18.11

«Репка».

Сюжетное рисование по сказке.

Обсуждение характер героев и их поступки, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо. Выразительно передавать диалоги композиционное построение сцен передача игрового образа. Правильно располагать предметы на листе, как смешивать краски, передавать характер героев.

20.11

«Репка». Сюжетная лепка.

Сказкатерапия

«Цветные сказки»

Учить лепить героя по выбору, передавать форму, пропорции, характерные детали, закрепить умение аккуратно соединять части путем примазывания. Обсуждение характер героев и их поступки, выявить систему оценок человека в категориях.

19.11

Куклотерапия:

Сказки о путешествиях

Обучить способам преодоления препятствия.

23.11

«Теремок».

Сюжетное рисование.

Учить обучающихся высказывать, свое отношение героев, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Способствовать развитию артикуляционному аппарату, дикции, обыгрывание отдельных диалогов.

25.11

Репка. Сюжетная лепка.

Дать понятие композиция. Формирование собственного отношения к персонажам, и умение анализировать свою работу.

27.11

Сказкатерапия

Сказка притча-нравоучение

Обсудить мотивы поведения персонажей, мотивы их поступков, подвести детей к пониманию ценностей счастливой семейной жизни.

30.11

Сказкатерапия

Сказки от превращений

Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно.

02.12

«Гуси – лебеди».

Сюжетное рисование.

Обсудить характеры героев и их поступки, поведение и мотивы действий персонажа, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо

04.12

«Гуси – лебеди».

Сюжетная лепка

Развивать игровой опыта общения детей разного возраста, диагностика эмоционального состояния, эмоциональная разрядка, игра приветствие сверстников, взрослых людей.

Уметь распознавать эмоции: злость, грусть, радость, печаль

07.12

Сказкатерапия

Оценки хорошо, плохо. «Живые капли»

Развивать игровое общение детей, закрепление в памяти «волшебные, добрые слова». Развивать фантазию, умение создавать сказочное волшебство с помощью живых капель.

09.12

Куклотерапия

Этюды сочиняем сказку

Подвести детей к пониманию связей между членами семьи и их зависимости друг от друга. Почувствовать отношение в семье умение делать выбор.

11.12

Сказкатерапия

Сказки о временах года, запахах, звуках

Развивать умения составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях.

14.12

«Морозко».

Сюжетное рисование.

Обсудить характеры героев и их поступки, поведение и мотивы действий персонажа, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо

16.12

«Морозко». Сюжетная лепка.

Учить лепить героя по выбору, передавать форму, пропорции, характерные детали, закрепить умение создавать выразительный образ.

18.12

Сказкатерапия

Коллаж из сказки

Проводить трансформация личности обучающихся с помощью игровых этюдов.

21.12

Куклотерапия

Сказки с новым концом

Совершенствовать умения придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:

23.12

В гостях у Забавушки.

Итоговое занятие

25.12

Аттестация

Выявить уровень усвоения образовательной программы

28.12

Повторение пройденного

Повторение пройденного по итогам учебного года

30.12

Повторение пройденного

Повторение пройденного по итогам учебного года

Календарно тематическое планирование младший школьный возраст

Дата

Тема

Задачи занятия

01.09

Знакомство: Какой я, какие другие.

Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Включить каждого ребенка в групповые взаимодействия. Познакомить с правилами поведения во время пожара.

03.09

Диагностика

Выявить базовый уровень обучающихся до реализации образовательной программы

04.09

Человек дитя природы и общества.

Дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношения живого с живым, развить экологический взгляд на мир и интуицию.

08.09

Дары природы.

Обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями, познакомить с приемами саморегуляции настроения.

10.09

Общение с природой.

Развивать наблюдательность и способность созерцать прекрасное. Формировать способность чувствовать природу.

11.09

Правила общения

Научить вступать в контакт со сверстниками, взрослыми и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

15.09

Характер

Познакомить с понятием характер.

17.09

Мои положительные качества характера

Научить детей видеть и развивать в себе положительные черты характера

18.09

Основные качества личности

Развивать способность выражать словами собственные мысли, действия, чувства во взаимоотношениях с людьми.

22.09

Права человека в обществе.

Познакомить с правами и обязанностями ребенка в обществе. Развивать элементарные представления о взаимосвязи человека в обществе.

24.09

Друг и друзья.

Познакомить с понятием дружба, обогатить индивидуальный опыт социокультурными представлениями

25.09

Русский народ и русская культура.

Знакомство с историей и с культурой древнерусского народа.

29.09

Мир жилища. Народный костюм

Познакомить с жилищем, народным костюмом славян. Установить взаимосвязь с жилищем и костюмами современных россиян.

01.10

Традиционные занятия и ремесла славян.

Познакомить с традиционными занятиями и ремеслами славян. Установить взаимосвязь с занятиями современных россиян.

02.10

Народная педагогика: род, семья, я

Подвести детей к пониманию связей между членами семьи и их зависимости друг от друга.

06.10

Обычаи и традиции славян

Познакомить с основными обычаями и традициями славян.

08.10

Народные праздники и игры славян.

Познакомить с народными праздниками и играми славян. Установить взаимосвязь с праздниками и играми современных россиян.

09.10

Якутский народ и якутская культура

Знакомство с историей и с культурой якутского народа.

13.10

Мир жилища, народный костюм, обереги

Знакомство с народами, проживающими в Якутии. Познакомить с миром жилища якутов - юрта, урса, балаган, расширить представление об одежде, посуде и национальной еде, оберегах

15.10

Путешествие по Олонхо

Познакомить с элементами былинного эпоса Олонхо. Воспитывать уважение к народным традициям, культуре родного края.

16.10

Устное народное творчество славян

Познакомить с устным народным творчеством славян: сказки, загадки, скороговорки.

20.10

Художественно речевая деятельность «Никита Кожемяка».

Сюжетное рисование по сказке.

Чтение сказок, уточнение и объяснение непонятных слов по тексту. Формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

22.10

Нравственный урок №1

Интервью

Мозаика

Отыщи кого-нибудь

Развивать умение задавать друг другу вопросы, выясняя, как зовут собеседника, каковы у него интересы, есть ли увлечение — хобби.

23.10

Художественно речевая деятельность «Гуси лебеди». Сюжетное рисование по сказке.

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

27.10

Нравственный урок №2

Учимся заботиться

Планета Единства

Город помощи

Во что мы верим

Развивать умение участников группы обсуждать, какую заботу можно проявить по отношению к разным людям в различных ситуациях. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уточнить что, значит для детей дружба.

29.10

Художественно речевая деятельность « «Красная шапочка». Сюжетное рисование.

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

30.10

Нравственный урок №3

Кто придет на помощь?

Помогаем друг другу

Помоги больному

Совершенствовать умение придумывать рассказ о том, как представители мира природы могут помочь людям в ситуациях. Предлагается придумать и проиграть сюжет, в котором бы все четыре персонажа в чем-то помогли друг другу.

03.11

Художественно речевая деятельность « «Снегурочка». Сюжетное рисование по сказке.

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

05.11

Нравственный урок №4

Театр пальцев

Репка

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

06.11

Художественно речевая деятельность « «Снежная королева». Сюжетное рисование по сказке.

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

10.11

Нравственный урок №5

Вместе наведем порядок

На необитаемом острове

Развивать фантазию и представить себя оказавшимися после кораблекрушения на необитаемом острове. Обсудить, как и с чего они начнут свою жизнь на этом острове. Записать план своих действий и обосновать его (желательно осуществить защиту проекта с наглядным материалом, т.е. на бумаге). Представитель от группы зачитывает план, разработанный его группой.

Уметь объединяться в группы.

12.11

Художественно речевая деятельность « «Старуха Бейберикен с пятью коровами».

Знакомство с творчеством якутского народа.

13.11

«Старуха Бейберикен с пятью коровами». Сюжетное рисование по сказке.

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные. Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

17.11

Нравственный урок №6

В ответе друг за друга

Обсудить, что чувствовали ребята, когда были за кого-либо в ответе или, когда кто-нибудь был в ответе за них. Разыграть игровые этюды на коррекцию явных недостатков до уровня положительного качества. Трансформацию личности самых трудных мальчиков и девочек

19.11

Художественно речевая деятельность «Как ветер к большой горе ходил».

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные.

20.11

Сюжетное рисование по сказке. «Как ветер к большой горе ходил».

Оформление выставки

Развивать умение через художественное творчество передавать образы героев, выражать свое отношение к ним.

24.11

Положительные, отрицательные качества человека

Продолжить формировать умение анализировать характер героев и их поступки, развивать систему оценок человека в категориях: положительные, отрицательные.

26.11

Былинный Эпос Олонхо

Формировать интерес к былинному эпосу Олонхо.

27.11

Игротерапия

Игровые аттракционы №1

Активизация игрового общения детей и взрослых; концентрация внимания, закрепление в памяти «волшебных, добрых слов», наделение традиционно отрицательного образа Бабки-Ежки положительными качествами отреагирование переживаний, закрепление положительного образа Бабки-Ежки.

01.12

Игротерапия

Игровые аттракционы №2

Активизация игрового общения детей между собой и с родителями; развитие чувства сопереживания попавшему в беду; развитие способности к взаимопомощи и взаимодействию; развитие координации движений. Формировать навыки этического общения.

03.12

Толерантность.

Формировать толерантное отношение к окружающим

04.12

Игротерапия

Игровые аттракционы №3

Формирование активного общения детей между собой и с родителями, способности к взаимовыручке, развивать умения детей распознавать и выражать эмоции, реагирование на переживания, развитие моторики.

08.12

Сопереживание.

Развивать чувство сопереживания попавшему в беду.

10.12

Игротерапия

Игровые аттракционы №4

Формирование игрового опыта общения детей разного возраста, диагностика эмоционального состояния, развитие соображения, внимания, эмоциональная разрядка, развитие находчивости. Формирование культуры приветствия сверстников, взрослых людей.

11.12

Учимся заботиться. Город помощи.

Развивать способность к взаимопомощи и взаимовыручки

15.12

Игротерапия

Игровые аттракционы №5

Формирование и укрепление игрового общения детей разного возраста, активизации эмоционального тонуса, выявление адекватности притязаний, развитие воображения, ловкости, сообразительности, развитие мелкой и крупной моторики

17.12

Моя семья

Формировать положительное отношение к семейным ценностям.

18.12

Итоговое занятие «Во дворце сказок»

Активизация игрового общения детей разного возраста. Путем проигрывания эпизодов сказки. Учить преодолевать препятствия. Находить выход из трудных ситуаций, понимать ответственность за принятое решение

22.12

Аттестация

Вопросы по итоговой беседе по сказкам. Творческие задания с заданием занимательной или проблемной ситуации нравственного выбора. Воспитывать любознательность, творческое отношение к заданиям, развитие творческие способности учащихся.

24.12

Итоговая диагностика

Выявить уровень усвоения образовательной программы

25.12

Повторение пройденного

Повторение пройденного по итогам учебного года

29.12

Повторение пройденного

Повторение пройденного по итогам учебного года

31.12

Итоговое занятие

Повторение пройденного по итогам учебного года

 Приложение № 2

Аттестационные задания по курсу «Я расту, я развиваюсь»

для детей дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: выявление уровня развития способностей и личностных качеств воспитанника и их соответствия прогнозируемым результатам программы, каким образом воспитанник самостоятельно без помощи педагога добивается решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности усвоения программы.

Форма проведения: устный опрос, творческое задание.

Вопросы для собеседования:

По иллюстрации определить название сказки. И пересказать близко к тексту.

Дать характеристику персонажу из сказки и их поступков, объяснить эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное.

Описать поведения и мотивы действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо (по иллюстрациям).

Правила поведения в общественных местах ( в парке, магазине, в гостях, поликлинике, театре, в транспорте, во время путешествия).

Создать «Коллаж из сказок» (сказки по выбору детей).

Сказки от «живых» капель и клякс» (придумать по выбору детей)

«Семейная сказка», «Сказки о любимых игрушках».

«Сказки о временах года, запахах, звуках» (придумать по выбору детей), «Сказки с новым концом.

«Сказки с середины», «Спасательные ситуации в сказках».

Творческие задания

1.Инсценировать отрывок из сказки (по выбору воспитанников):

«Маша и медведь»

«Красная шапочка»

«Волк и семеро козлят»

«Два жадных медвежонка»

«Снегурочка»

«Репка»

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

2. «Оживи куклу» (характер персонажа, движения) разыграть импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол.

Критерии оценки ответов: правильный ответ 2 балла (при собеседовании), 4 балла творческое задание.

Низкий уровень – 0-5 баллов

Средний уровень – 6 - 9 баллов

Высокий уровень – 10 балов

Аттестационные задания по курсу «Я и другие»

для детей младшего школьного возраста

Цель: выявление уровня развития способностей и личностных качеств воспитанника и их соответствия прогнозируемым результатам программы, каким образом воспитанник самостоятельно без помощи педагога добивается решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности усвоения программы.

Форма проведения: собеседование, творческое задание.

Вопросы:

По иллюстрации определить название сказки. И пересказать близко к тексту.

Дать характеристику персонажу из сказки и их поступков.

Описать поведения и мотивы действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявить систему оценок человека в категориях: хорошо, плохо (по иллюстрациям)

Духовная культура: Традиционные занятия, ремесла, обычаи и традиции (РНК).

Духовная культура: Фольклор, народные праздники и игры (РНК и ЯНК).

Духовная культура: Мир далеких предков: «Мировое древо жизни», «Великая богиня Неба».

Духовная культура: Древо жизни важнейший образ народного искусства.

Духовная культура: Символ солнца в народном творчестве.

Материальная культура: круг года, мир жилища, народный костюм, пища (РНК, ЯНК).

«Путешествие по Олонхо» рассказать один из эпосов якутского народа

«Коллаж из сказок» (сказки по выбору детей)

«Сказки с новым концом» (придумать по выбору детей)

Творческие задания

1.Инсценировать отрывок из сказки (по выбору воспитанников):

«Гуси – лебеди»

«Никита Кожемяка»

«Старуха Бейберикен»

«Как ветер к большой горе ходил»

«Красная шапочка»

2. Инсценирует сказку вся группа (по выбору воспитанников):

Критерии оценки ответов: правильный ответ 2 балла (при собеседовании), 4 балла творческое задание.

Низкий уровень – 0-5 баллов

Средний уровень – 6 - 9 баллов

Высокий уровень – 10 балов

МОНИТОРИНГ

результатов обучения обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие по сказкам»

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

 

1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Теоретическая подготовка

 

1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

практически не усвоил теоретическое содержание программы;

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

объем усвоенных знаний составляет более ½;

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Собеседование

 

Практическая подготовка

 

1.2.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0-5

6-9

10

Практическая работа

 

1.3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

2

3

Наблюдение

 

1.4.Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

правила ТБ не запоминает и не выполняет;

овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

объем усвоенных навыков составляет более ½;

освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой, за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

Наблюдение

 

2. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       

2.1. Культура поведения

Соблюдение нравственно–этических норм

Имеют место нарушения.

Выполняет правила поведения ТО.

Выполняет правила поведения ТО и призывает других.

1

2

3

Наблюдение

 

2.2. Конфликтность

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Провоцирует конфликты, участвует в них.

Сам не участвует в конфликтах, равнодушно наблюдает.

Не участвует и пытается уладить возникающие конфликты.

1

2

3

Наблюдение

 

2.3. Толерантность

Степень развития толерантного отношения к окружающим

Нетерпим к детям с физическими и психологическими нарушениями.

Доброжелателен.

Доброжелателен сам и призывает других.

1

2

3

Наблюдение

 

2.4.Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

 

3.1. Планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

организовывать работу и распределять время не умеет;

испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.2. Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

рабочее место организовывать не умеет;

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.3. Профессиональная направленность

Знание и выполнение профессионально–этических норм

В оценивании работ превалируют негативные личностные оценки.

Доброжелателен в оценках работы других.

Стремится к профессиональной оценке работы других. Объективно оценивает свои работы и других.

1

2

3

Наблюдение

 

3.4. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия

Терпения хватает более чем на ½занятия

Терпения хватает на все занятие

1

2

3

Наблюдение

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

 

3.5. Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.6 Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

компьютерные источники не использует, работать с ними не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с компьютерными источниками с помощью педагога или родителей;

работает с компьютерными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.7 Пользоваться технологическими картами

Способность читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты

Читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты не умеет и не стремится учится.

Умеет читать графики, схемы, таблицы, карты.

Умеет читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты.

0

2

3

Наблюдение

 

3.8 Решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный

Гибкость мышления

Решает задачи одним способом, не пытается оптимизировать процесс.

Решает задачи разными способами, выделяет наиболее оптимальный при помощи педагога, родителей.

Решает задачи разными способами, выделяет наиболее оптимальный самостоятельно.

0

2

3

Наблюдение

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

 

3.9. Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнения других.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.10 Выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

перед аудиторией не выступает;

испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.11 Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1

2

3

Наблюдение

 

3.12 Работать в группе

Умение работать в групповых формах обучения

Не умеет работать в группе, предпочитает работать самостоятельно.

Не умеет работать в группе, но присутствует в качестве пассивного участника.

Работает в группе с удовольствием, может организовать работу всех членов группы

1

2

3

Наблюдение

 

3.13 Интерес к занятиям в детском объединении

Степень заинтересованности учащегося в занятиях в творческом объединении

Часто имеют место пропуски без уважительных причин.

Занятия посещает только по расписанию.

Занятия посещает сверх установленного расписанием времени.

1

2

3

Наблюдение

 

3.14Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Принимает активное участие в общих делах.

1

2

3

Наблюдение

 

Итого:

Низкий уровень – до 25 баллов

Средний уровень – 26-45 баллов

Высокий уровень – 46-73 баллов

 

2

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.