Программа работы научного общества учащихся «Юные исследователи окружающей среды» (биология, география)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОУ ПО БИОЛОГИИ И ГЕОГАФИИ
“Юные исследователи окружающей среды”
Пояснительная записка.
Программа НОУ “Юные исследователи природы” разработана для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению биологии и географии. Материал содержит теоретический материал, виртуальный биологический и географический эксперимент и практические занятия на улице рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. Программа сообщества включает: знакомство с теоретическими вопросами географии и биологии, с виртуальным экспериментом, изучение явлений и установление причинно-следственных связей.
Особенным моментом данной программы является интеграция реальных и виртуальных практических работ. Условием возникновения данной интеграции является: безопасное самостоятельное проведение эксперимента, отсутствие соответствующих препаратов и оборудования в школе, экономия времени при проведение длительных биологических исследований.
Целью занятий НОУ:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников сообщества;
- развитие интереса к инновационной исследовательской деятельности;
- расширение естественнонаучной грамотности;
- формирование экологически ответственного мировоззрения;
- подготовка учащихся личностной самореализации;
Ожидаемые результаты
В результате занятий учащиеся будут иметь представление:
- о правилах и приемах проведения исследований;
- правилах работаты с сервисами Веб 2.0;
- правилами работы со схемами, с текстом, с приборами...
- правилами транслирования и внедрение идей в области исследований и охраны окружающей среды;
В результате занятий учащиеся должны уметь:
- проводить исследования;
- работать с сервисами Веб 2.0;
- работать со схемами, с текстом, с приборами...
- транслировать свои идеи в области исследований и охраны окружающей среды;
Тематика занятий
- Изучение правил техники безопасности.
- Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания
- Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС
- Наблюдение и анализ погоды.
- Наблюдение и питание птиц зимой
- Исследование свойств физико-химических свойств воды
- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
- Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.
- Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания.
- Изучение, с помощью модели, парникового эффекта.
- Анализ экологических проблем, с помощью модели.
- Создание экологической тропы.
- Изучение условий размножения растений. Посадка, самостоятельно выращенных растений.
Основные методы:
Проведение реальных и виртуальных экспериментов, поиск и чтение научно – популярной информации в сети Интернет, выполнение заданий по моделированию процессов и явлений.
Основные формы:
Просмотр обучающего видео, выполнение реальных и виртуальных экспериментальных работ, наблюдения и вычисления.
Электронный адрес кружка: https://clck.ru/Lx3Q8 . На веб-странице сообщества предусмотрена обратная связь с учителем:зона вопросов и ответов.
Тематическое и поурочное планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности | 1 |
2 | Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания | 2 |
3 | Виртуальное наблюдение за планетой Земля с высоты МКС | 2 |
4 | Наблюдение и анализ погоды | 2 |
5 | Наблюдение и питание птиц зимой | 3 |
6 | Исследование свойств физико-химических свойств воды | 5 |
7 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях | 2 |
8 | Оценка качества окружающей среды, с помощью модели | 2 |
9 | Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания | 2 |
10 | Изучение, с помощью модели, парникового эффекта | 2 |
11 | Анализ экологических проблем, с помощью модели | 2 |
12 | Создание экологической тропы | 4 |
13 | Изучение условий размножения растений. Посадка,самостоятельно выращенных растений | 4 |
14 | Подведение итогов | 1 |
Итого: | 34 |
Программа
- Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности.
- Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной и водной среды обитания. Предложен проект наблюдения за животными наземно-воздушной и водной среды обитания, с помощью виртуальных камер он-лайн. Основные вопросы проекта: Зачем нужно охранять и беречь животных? Какие способы сбережения природы вы можете предложить? Что вы делает по охране природы? Точка доступа Проекта: Наблюдение за животными. https://clck.ru/LkH99
- Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС. Предложен проект наблюдения за Землей из космоса, с помощью МКС, а также фотографии поверхности земли, выполненные космонавтами. Изучении:«энциклопедии космонавтов», виртуальной выставки в Музее космонавтики (Москва), просмотр видеоматериала о космосе с помощью сайта «Телестудия Роскосмоса». Основные вопросы проекта: Нужно ли беречь нашу планету? Сложно ли быть космонавтом? Нужно ли изучать космос? Точка доступа проекта https://clck.ru/LkH7P «Планета Земля – наш общий дом»
- Наблюдение и анализ погоды. Анализ Дневника погоды с помощью сайта https://www.gismeteo.ru Анализ температуры воздуха, давления, силы ветра, осадков, направления ветра, облачности. Подсчет и вывод по данным анализа. Построение графика хода температуры, розы ветров, расчет средней месячной температуры воздуха, вычисление амплитуды с помощью программы excel.
- Питание птиц зимой. Наблюдение за питанием птиц зимой. Выяснить какой корм предпочитают птицы (и наоборот) зимой. Построение кормушек, подкормка птиц.
- Исследование свойств физико-химических свойств воды. Изучение физических свойств воды: прозрачность, вкуса, запаха, цвета, плотность пресной и соленой воды, зависимость содержания газа в воде от температуры. Изучение химических свойств воды: кислотность, наличие растворимого кислорода.
- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Виртуальное исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/LybwG Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы.
- Оценка качества окружающей среды, с помощью модели. Знакомство с биоиндикаторным методом оценки качества окружающей среды. Исследование качество воды в разных источниках. С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/Lyc7w
- Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания. Изучить и доказать, что приспособленность – общее свойство организмов. Развитие умений выделять черты приспособленности организмов к среде обитания. С помощью виртуальной модели. Точка доступа моделей https://clck.ru/LycE8 (животные) и https://clck.ru/LycFK (растения)
- Изучение, с помощью модели, парникового эффекта. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели https://clck.ru/LycGc
- Анализ экологических проблем, с помощью модели. Проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества. Предложить и проанализировать возможные пути их решения. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели https://clck.ru/FF5uN
- Создание экологической тропы. Составление маршрута экологической тропы на пришкольном участке: описание растений, животных.
- Изучение условий роста растений. Изучить зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Посадка, самостоятельно, выращенных растений.
- Итоговое занятие: выступление и анализ выполненных работ.
Литература
- Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.- 192 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).- ISBN 5-09-002838-9. http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000028/
- Биологические эксперименты | Томпсон Роберт Брюс, Томпсон Барбара Фричман. ДМК Пресс, 2019г, 442 с., ил. ISBN 978-5-97060-728-2
Цифровые ресурсы:
- Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net
- Опыты и эксперименты по биологии http://unisait.blogspot.com/2013/03/blog-post.html
- Классификация биологического эксперимента. https://helpiks.org/8-92076.html
- Темы проектов и исследовательских работ по биологии и географии https://obuchonok.ru/
Приложение 1.
Содержание занятий НОУ.
Задание 1. Техника безопасности!
Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности.
Что нужно иметь: Майкрософт офис: текстовый редактор и электронные таблицы
Электронная почта на Яндексе и Мэйл.ру (лучше здесь); ноутбук или мобильное устройство с выходом в интернет; уютное местечко для совместного творчества;
ручки, бумага; смекалка; хорошее настроение и желание идти до конца!
Сроки проведения:Сентябрь - май учебного года
Место проведения:Кабинет информатики, химии, дома, Интернет, Wiki-Владимир
Участники: Учащиеся 5х-6х классов, МБОУ СОШ № 41
Правила
1.Продолжительность занятий зависит от вашего настроения, умения работать, искать информацию, выполнять эксперимент. Задания выбираются, самостоятельно. по желанию. Свой выбор согласуете с учителем. Получаете у него консультации и рекомендации.
2.Можно пользоваться всеми мобильными устройствами, всеми поисковыми системами.
Задание 2. Наблюдение за животными (5-6 кл)
Выполняя проект вы найдете ответы на вопросы:
- Зачем нужно охранять и беречь животных?
- Какие способы сбережения природы вы можете предложить?
- Что вы делает по охране природы?
Перейдите на страницу Проекта: Наблюдение за животными. Точка доступа: https://clck.ru/LkH99
Задание 3.
Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС.
Выполняя проект вы найдете ответы на вопросы:
- Нужно ли беречь нашу планету?
- Сложно ли быть космонавтом?
- Нужно ли изучать космос?
Точка доступа проекта https://clck.ru/LkH7P «Планета Земля – наш общий дом»
Задание 4.
Наблюдение и анализ погоды. Вы научитесь анализировать погоду, строить график хода температуры, розу ветров, рассчитывать среднюю месячную температуру воздуха, вычислять амплитуду. После всего этого, вы, почти, метеоролог!!!
* Посмотрите https://cloud.mail.ru/public/LaYF/GXPRhy4Hc видеоролик как работать с дневником погоды (5-6 класс)
**Скачайте https://cloud.mail.ru/public/22jV/2DyatHbHN таблицу характеристики погоды
**Скачайте https://cloud.mail.ru/public/77yK/5c38d1y9Z таблицу характеристики силы ветра
**Скачайте https://cloud.mail.ru/public/2jXn/3eMUCSgTu таблицу итогового анализа
*Посмотрите https://cloud.mail.ru/public/EXgZ/Ruts6KSi4 видеоролик как строить график хода температуры и розу ветров. (6 класс)
Задание 5.
Питание птиц зимой.
Принимая участие в данном исследовании вы найдете ответ на такие вопросы:
*Какие прилетали кормиться?
*Сколько птиц прилетело?
*Какой корм они предпочитают?
*Какой им совсем не понравился?
*Напишите свои размышления: почему именно этот корм им понравился?
*Почему другой корм им не понравился?
*Скачай https://cloud.mail.ru/public/3hW2/MZ33aykrL таблицу исследования ,проведи исследование,заполни таблицу. Результат и выводы пришли https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 6.
Исследование свойств физико-химических свойств воды. Принимая участие в данном исследовании вы найдете ответ на такие вопросы:
*Какими физическим свойствами обладает вода: вкус,цвет,запах,плотность.
*Как ведет себя пресная и соленая вода?
*В какой воде содержится больше газа в теплой или холодной
*Скачай https://cloud.mail.ru/public/4G3U/3nXRvvc65 План исследования, проведи исследование, заполни таблицу. Результат и выводы пришли https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 7.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Виртуальное исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы.
Ход работы:
*Перейти в виртуальную экосистему Точка доступа модели https://clck.ru/LybwG
*Задать биотические компоненты моделируемой экосистемы (виды и количество рыб, улиток, растений).
*Управляя внешними параметрами модели (фильтр, аэратор, количество вносимого корма, температура, освещение), добиться устойчивости системы во времени.
*Оформить работу и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 8.
Оценка качества окружающей среды, с помощью модели. Виртуальная лабораторная работа
Цель:
*Ознакомиться с биоиндикаторным методом оценки качества окружающей среды
*Сделать вывод про качество воды в разных источниках.
Ход работы:
*Перейти по ссылке к модели. Точка доступа модели https://clck.ru/Lyc7w
*Выполнить работу, оформить ее и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 9.
Цель:
*Доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.
*Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Ход работы
*Перейти в виртуальную модель, точка доступа https://clck.ru/LycE8 (животные)
**Рассмотреть предлагаемые объекты живой природы. Выбрать из них тех, которые имеют приспособления к полету.
* Перейти в виртуальную модель, точка доступа https://clck.ru/LycFK (растения)
**Определить, какие особенности строения и физиологии суккулентного растения (кактус) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания.
*Описать выполнение работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 10.
Цель:
*На примере теплицы изучить парниковый эффект.
Ход работы:
*Перейти в виртуальную теплицу. Точка доступа модели https://clck.ru/LycGc
*Изучить условия увеличение температуры в теплице
* Предложить простые способы уменьшения теплового эффекта.
*Описать выполнение работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 11.
Цель:
*Проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества.
*Предложить и проанализировать возможные пути их решения.
Ход работы'
*Перейти в виртуальную лабораторию. Точка доступа модели https://clck.ru/FF5uN
*Заполнить предлагаемую таблицу таким образом, чтобы получились причинно-следственные цепочки, описывающие формирование глобальных экологических проблем.
*Оформить выполнение лабораторной работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
Задание 12.
Создание экологической тропы. Составление маршрута экологической тропы на пришкольном участке: описание растений, животных.
Составь экологическую тропу пришкольного участка.
*Нарисуй маршрут в яндекс-карте.
*Опиши какие растения и животные встречаются на твоей экологической тропе.
*В чем особенность этих растений и животных.
*Описать выполнение работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.
*Выпуск буклета
Задание 13
Получи у учителя семена растений. Изучи условий роста растений. Изучи зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Высади ростки рассаду на пришкольном участке.
Задание 14.
Итоговое занятие: выступление и анализ выполненных работ.