Программа работы научного общества учащихся "Юные исследователи окружающей среды" (биология, география)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОУ ПО БИОЛОГИИ И ГЕОГАФИИ
“Юные исследователи окружающей среды”
Пояснительная записка.
Программа НОУ “Юные исследователи природы” разработана для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению биологии и географии. Материал содержит теоретический материал, виртуальный биологический и географический эксперимент и практические занятия на улице рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. Программа сообщества включает: знакомство с теоретическими вопросами географии и биологии, с виртуальным экспериментом, изучение явлений и установление причинно-следственных связей.
Особенным моментом данной программы является интеграция реальных и виртуальных практических работ. Условием возникновения данной интеграции является: безопасное самостоятельное проведение эксперимента, отсутствие соответствующих препаратов и оборудования в школе, экономия времени при проведение длительных биологических исследований.
Целью занятий НОУ:
удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников сообщества;
развитие интереса к инновационной исследовательской деятельности;
расширение естественнонаучной грамотности;
формирование экологически ответственного мировоззрения;
подготовка учащихся личностной самореализации;
Ожидаемые результаты
В результате занятий учащиеся будут иметь представление:
о правилах и приемах проведения исследований;
правилах работаты с сервисами Веб 2.0;
правилами работы со схемами, с текстом, с приборами...
правилами транслирования и внедрение идей в области исследований и охраны окружающей среды;
В результате занятий учащиеся должны уметь:
проводить исследования;
работать с сервисами Веб 2.0;
работать со схемами, с текстом, с приборами...
транслировать свои идеи в области исследований и охраны окружающей среды;
Тематика занятий
Изучение правил техники безопасности.
Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания
Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС
Наблюдение и анализ погоды.
Наблюдение и питание птиц зимой
Исследование свойств физико-химических свойств воды
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.
Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания.
Изучение, с помощью модели, парникового эффекта.
Анализ экологических проблем, с помощью модели.
Создание экологической тропы.
Изучение условий размножения растений. Посадка, самостоятельно выращенных растений.
Основные методы:
Проведение реальных и виртуальных экспериментов, поиск и чтение научно – популярной информации в сети Интернет, выполнение заданий по моделированию процессов и явлений.
Основные формы:
Просмотр обучающего видео, выполнение реальных и виртуальных экспериментальных работ, наблюдения и вычисления.
Электронный адрес кружка: https://clck.ru/Lx3Q8 . На веб-странице сообщества предусмотрена обратная связь с учителем:зона вопросов и ответов.
Тематическое и поурочное планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности
1
2
Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания
2
3
Виртуальное наблюдение за планетой Земля с высоты МКС
2
4
Наблюдение и анализ погоды
2
5
Наблюдение и питание птиц зимой
3
6
Исследование свойств физико-химических свойств воды
5
7
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
2
8
Оценка качества окружающей среды, с помощью модели
2
9
Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания
2
10
Изучение, с помощью модели, парникового эффекта
2
11
Анализ экологических проблем, с помощью модели
2
12
Создание экологической тропы
4
13
Изучение условий размножения растений. Посадка,самостоятельно выращенных растений
4
14
Подведение итогов
1
Итого:
34
Программа
Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности.
Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной и водной среды обитания. Предложен проект наблюдения за животными наземно-воздушной и водной среды обитания, с помощью виртуальных камер он-лайн. Основные вопросы проекта: Зачем нужно охранять и беречь животных? Какие способы сбережения природы вы можете предложить? Что вы делает по охране природы? Точка доступа Проекта: Наблюдение за животными. https://clck.ru/LkH99
Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС. Предложен проект наблюдения за Землей из космоса, с помощью МКС, а также фотографии поверхности земли, выполненные космонавтами. Изучении:«энциклопедии космонавтов», виртуальной выставки в Музее космонавтики (Москва), просмотр видеоматериала о космосе с помощью сайта «Телестудия Роскосмоса». Основные вопросы проекта: Нужно ли беречь нашу планету? Сложно ли быть космонавтом? Нужно ли изучать космос? Точка доступа проекта https://clck.ru/LkH7P «Планета Земля – наш общий дом»
Наблюдение и анализ погоды.Анализ Дневника погоды с помощью сайта https://www.gismeteo.ruАнализ температуры воздуха, давления, силы ветра, осадков, направления ветра, облачности. Подсчет и вывод по данным анализа. Построение графика хода температуры, розы ветров, расчет средней месячной температуры воздуха, вычисление амплитуды с помощью программы excel.
Питание птиц зимой. Наблюдение за питанием птиц зимой. Выяснить какой корм предпочитают птицы (и наоборот) зимой. Построение кормушек, подкормка птиц.
Исследование свойств физико-химических свойств воды. Изучение физических свойств воды: прозрачность, вкуса, запаха, цвета, плотность пресной и соленой воды, зависимость содержания газа в воде от температуры. Изучение химических свойств воды: кислотность, наличие растворимого кислорода.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Виртуальное исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/LybwG Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы.
Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.Знакомство с биоиндикаторным методом оценки качества окружающей среды. Исследование качество воды в разных источниках. С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/Lyc7w
Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания.Изучить идоказать, что приспособленность – общее свойство организмов. Развитие умений выделять черты приспособленности организмов к среде обитания. С помощью виртуальной модели. Точка доступа моделей https://clck.ru/LycE8 (животные) и https://clck.ru/LycFK (растения)
Изучение, с помощью модели, парникового эффекта. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели https://clck.ru/LycGc
Анализ экологических проблем, с помощью модели. Проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества. Предложить и проанализировать возможные пути их решения. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели https://clck.ru/FF5uN
Создание экологической тропы. Составление маршрута экологической тропы на пришкольном участке: описание растений, животных.
Изучение условий роста растений. Изучить зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Посадка, самостоятельно, выращенных растений.
Итоговое занятие: выступление и анализ выполненных работ.
Литература
Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.- 192 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).- ISBN 5-09-002838-9. http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000028/
Биологические эксперименты | Томпсон Роберт Брюс, Томпсон Барбара Фричман. ДМК Пресс, 2019г, 442 с., ил. ISBN 978-5-97060-728-2
Темы проектов и исследовательских работ по биологии и географии https://obuchonok.ru/
Приложение 1.
Содержание занятий НОУ.
Задание 1. Техника безопасности!
Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности.
Что нужно иметь: Майкрософт офис: текстовый редактор и электронные таблицы
Электронная почта на Яндексе и Мэйл.ру (лучше здесь); ноутбук или мобильное устройство с выходом в интернет; уютное местечко для совместного творчества;
ручки, бумага; смекалка; хорошее настроение и желание идти до конца!
Сроки проведения:Сентябрь - май учебного года
Место проведения:Кабинет информатики, химии, дома, Интернет, Wiki-Владимир
Участники: Учащиеся 5х-6х классов, МБОУ СОШ № 41
Правила
1.Продолжительность занятий зависит от вашего настроения, умения работать, искать информацию, выполнять эксперимент. Задания выбираются, самостоятельно. по желанию. Свой выбор согласуете с учителем. Получаете у него консультации и рекомендации.
2.Можно пользоваться всеми мобильными устройствами, всеми поисковыми системами.
Задание 2. Наблюдение за животными (5-6 кл)
Выполняя проект вы найдете ответы на вопросы:
Зачем нужно охранять и беречь животных?
Какие способы сбережения природы вы можете предложить?
Что вы делает по охране природы?
Перейдите на страницу Проекта: Наблюдение за животными. Точка доступа:https://clck.ru/LkH99
Задание 3.
Виртуально наблюдение за планетой Земля с высоты МКС.
Наблюдение и анализ погоды.Вы научитесь анализировать погоду, строить график хода температуры, розу ветров, рассчитывать среднюю месячную температуру воздуха, вычислять амплитуду. После всего этого, вы, почти, метеоролог!!!
*Заполнить предлагаемую таблицу таким образом, чтобы получились причинно-следственные цепочки, описывающие формирование глобальных экологических проблем.
Получи у учителя семена растений. Изучи условий роста растений. Изучи зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Высади ростки рассаду на пришкольном участке.
Задание 14.
Итоговое занятие: выступление и анализ выполненных работ.