12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Почаева Наталия170
11

Программа работы научного общества учащихся "Юные исследователи окружающей среды" (биология, география)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОУ ПО БИОЛОГИИ И ГЕОГАФИИ

“Юные исследователи окружающей среды” 


Пояснительная записка.

Программа НОУ  “Юные исследователи природы”  разработана для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению биологии и географии. Материал содержит   теоретический материал, виртуальный биологический и географический эксперимент  и практические занятия на улице рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. Программа сообщества включает: знакомство с  теоретическими вопросами географии и биологии, с виртуальным экспериментом, изучение  явлений и установление   причинно-следственных связей.

Особенным моментом данной программы является интеграция реальных и виртуальных практических работ. Условием возникновения данной интеграции является: безопасное самостоятельное проведение эксперимента, отсутствие соответствующих препаратов и оборудования в школе, экономия времени при проведение длительных биологических исследований.

Целью занятий НОУ:

  • удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников сообщества;
  • развитие интереса к инновационной исследовательской деятельности;
  • расширение естественнонаучной грамотности;
  • формирование экологически ответственного мировоззрения;
  • подготовка учащихся личностной самореализации;

Ожидаемые результаты

В результате занятий  учащиеся будут иметь представление:

  • о правилах и приемах проведения  исследований;
  • правилах  работаты с сервисами Веб 2.0;
  • правилами работы со схемами, с текстом, с приборами...
  • правилами транслирования и внедрение идей в области исследований и охраны окружающей среды;


В результате занятий  учащиеся должны уметь:

  • проводить исследования;
  • работать с сервисами Веб 2.0;
  • работать со схемами, с текстом, с приборами...
  • транслировать свои идеи в области исследований и охраны окружающей среды;


 

Тематика занятий

  1. Изучение правил техники безопасности.
  2. Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания
  3. Виртуально наблюдение за  планетой Земля с высоты МКС
  4. Наблюдение и анализ погоды.
  5. Наблюдение и питание птиц зимой
  6. Исследование свойств физико-химических свойств воды
  7. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
  8. Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.
  9. Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания.
  10. Изучение,  с помощью модели, парникового эффекта.
  11. Анализ экологических проблем, с помощью  модели.
  12. Создание экологической тропы.
  13. Изучение условий размножения растений. Посадка, самостоятельно выращенных растений.  


Основные методы:

Проведение реальных и виртуальных   экспериментов, поиск и чтение  научно – популярной информации в сети Интернет, выполнение заданий по   моделированию процессов и явлений.


Основные формы:

Просмотр обучающего видео, выполнение реальных и виртуальных  экспериментальных работ, наблюдения и вычисления.

Электронный адрес кружка: https://clck.ru/Lx3Q8 .  На веб-странице сообщества предусмотрена обратная связь с учителем:зона вопросов и ответов.



Тематическое и поурочное планирование

Тема занятия

 Кол-во часов

1

Вводное занятие.  Изучение правил техники безопасности

1

2

Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной среды обитания

2

3

Виртуальное наблюдение за  планетой Земля с высоты МКС

2

4

Наблюдение и анализ погоды

2

5

Наблюдение и питание птиц зимой

3

6

Исследование свойств физико-химических свойств воды

5

7

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

2

8

Оценка качества окружающей среды, с помощью модели

2

9

Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания

2

10

Изучение,  с помощью модели, парникового эффекта

2

11

Анализ экологических проблем, с помощью  модели

2

12

Создание экологической тропы

4

13

Изучение условий размножения растений. Посадка,самостоятельно выращенных растений

4

14

Подведение итогов

1


Итого:

34


                                        

Программа


  1. Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности.  
  2. Виртуально наблюдение за животными наземно-воздушной  и водной среды обитания. Предложен проект наблюдения за животными наземно-воздушной и водной  среды обитания, с помощью виртуальных камер он-лайн. Основные вопросы проекта: Зачем нужно охранять и беречь животных? Какие способы сбережения природы вы можете предложить? Что вы делает по охране природы? Точка доступа Проекта: Наблюдение за животными.  https://clck.ru/LkH99
  3. Виртуально наблюдение за  планетой Земля с высоты МКС. Предложен проект наблюдения за Землей из космоса, с помощью МКС, а также фотографии поверхности земли, выполненные космонавтами. Изучении:«энциклопедии космонавтов», виртуальной выставки в Музее космонавтики (Москва), просмотр видеоматериала о космосе с помощью сайта «Телестудия Роскосмоса». Основные вопросы проекта: Нужно ли беречь нашу планету? Сложно ли быть космонавтом? Нужно ли изучать космос? Точка доступа проекта https://clck.ru/LkH7P  «Планета Земля – наш общий дом»
  4. Наблюдение и анализ погоды. Анализ Дневника погоды с помощью сайта https://www.gismeteo.ru  Анализ температуры воздуха, давления, силы ветра, осадков, направления ветра, облачности. Подсчет и вывод по данным анализа. Построение графика хода температуры, розы ветров, расчет средней месячной температуры воздуха, вычисление амплитуды с помощью программы excel.
  5. Питание птиц зимой. Наблюдение за питанием птиц зимой. Выяснить какой корм  предпочитают птицы (и наоборот) зимой. Построение кормушек, подкормка птиц.
  6. Исследование свойств физико-химических свойств воды. Изучение физических свойств воды: прозрачность, вкуса, запаха, цвета, плотность пресной и соленой воды, зависимость содержания газа в  воде от температуры. Изучение химических свойств воды: кислотность, наличие растворимого кислорода.
  7. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Виртуальное исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/LybwG Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы.
  8. Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.  Знакомство с биоиндикаторным методом оценки качества окружающей среды. Исследование  качество воды в разных источниках. С помощью виртуальной модели. Точка доступа модели https://clck.ru/Lyc7w
  9. Изучение приспособленности живых организмов к среде обитания. Изучить и доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.  Развитие умений выделять черты приспособленности организмов к среде обитания. С помощью виртуальной модели. Точка доступа моделей https://clck.ru/LycE8 (животные) и https://clck.ru/LycFK (растения) 
  10. Изучение,  с помощью модели, парникового эффекта. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели  https://clck.ru/LycGc
  11. Анализ экологических проблем, с помощью  модели. Проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества. Предложить и проанализировать возможные пути их решения. С помощью виртуальной модели теплицы. Точка доступа модели https://clck.ru/FF5uN
  12. Создание экологической тропы.  Составление маршрута экологической тропы на пришкольном участке: описание растений, животных.
  13. Изучение условий роста растений. Изучить зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Посадка, самостоятельно, выращенных растений.
  14. Итоговое занятие: выступление и анализ   выполненных работ. 

Литература

  1. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.- 192 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).- ISBN 5-09-002838-9. http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000028/
  2. Биологические эксперименты | Томпсон Роберт Брюс, Томпсон Барбара Фричман. ДМК Пресс, 2019г, 442 с., ил. ISBN 978-5-97060-728-2

Цифровые ресурсы:

  1. Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net
  2. Опыты и эксперименты по биологии http://unisait.blogspot.com/2013/03/blog-post.html
  3. Классификация биологического эксперимента. https://helpiks.org/8-92076.html
  4. Темы проектов и исследовательских работ по биологии и географии https://obuchonok.ru/



Приложение 1.

Содержание занятий  НОУ.

 Задание 1. Техника безопасности! 

Знакомство с правилами сообщества. Правила безопасной работы про проведении исследования, виртуального эксперимента, изучение правил техники безопасности. 

Что нужно иметь: Майкрософт офис: текстовый редактор и электронные таблицы

Электронная почта на Яндексе и Мэйл.ру (лучше здесь); ноутбук или мобильное устройство с выходом в интернет; уютное местечко для совместного творчества;

ручки, бумага; смекалка; хорошее настроение и желание идти до конца!

Сроки проведения:Сентябрь - май учебного года

Место проведения:Кабинет информатики, химии, дома, Интернет, Wiki-Владимир

Участники: Учащиеся 5х-6х классов, МБОУ СОШ № 41

Правила

1.Продолжительность занятий зависит от вашего настроения, умения работать, искать информацию, выполнять эксперимент. Задания выбираются, самостоятельно. по желанию. Свой выбор согласуете с учителем. Получаете у него консультации и рекомендации.

2.Можно пользоваться всеми мобильными устройствами, всеми поисковыми системами.

Задание 2. Наблюдение за животными (5-6 кл)

Выполняя проект вы найдете ответы на вопросы:

  • Зачем нужно охранять и беречь животных?
  • Какие способы сбережения природы вы можете предложить?
  • Что вы делает по охране природы?

Перейдите на страницу Проекта: Наблюдение за животными. Точка доступа: https://clck.ru/LkH99

Задание 3.

Виртуально наблюдение за  планетой Земля с высоты МКС.

Выполняя проект вы найдете ответы на вопросы:

  • Нужно ли беречь нашу планету?
  • Сложно ли быть космонавтом?
  • Нужно ли изучать космос?

Точка доступа проекта https://clck.ru/LkH7P   «Планета Земля – наш общий дом»

Задание 4.

Наблюдение и анализ погоды. Вы научитесь анализировать погоду, строить график хода температуры, розу ветров, рассчитывать среднюю месячную температуру воздуха, вычислять амплитуду. После всего этого, вы, почти, метеоролог!!!

* Посмотрите  https://cloud.mail.ru/public/LaYF/GXPRhy4Hc  видеоролик  как работать с дневником погоды  (5-6 класс)

**Скачайте  https://cloud.mail.ru/public/22jV/2DyatHbHN  таблицу характеристики погоды

**Скачайте  https://cloud.mail.ru/public/77yK/5c38d1y9Z  таблицу характеристики силы ветра

**Скачайте  https://cloud.mail.ru/public/2jXn/3eMUCSgTu  таблицу итогового анализа

*Посмотрите  https://cloud.mail.ru/public/EXgZ/Ruts6KSi4  видеоролик  как строить график хода температуры и розу ветров. (6 класс)

Задание 5.

Питание птиц зимой.

Принимая участие в данном исследовании вы найдете ответ на такие вопросы:

*Какие прилетали кормиться?

*Сколько птиц прилетело?

*Какой корм они предпочитают?

*Какой им совсем не понравился?

*Напишите свои размышления: почему именно этот корм им понравился?

*Почему другой корм им не понравился?

*Скачай  https://cloud.mail.ru/public/3hW2/MZ33aykrL  таблицу исследования ,проведи исследование,заполни таблицу. Результат и выводы  пришли https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

Задание 6.

Исследование свойств физико-химических свойств воды. Принимая участие в данном исследовании вы найдете ответ на такие вопросы:

*Какими физическим  свойствами обладает вода: вкус,цвет,запах,плотность.

*Как ведет себя пресная и соленая вода?

*В какой воде содержится больше газа в теплой или холодной

*Скачай https://cloud.mail.ru/public/4G3U/3nXRvvc65  План исследования, проведи исследование, заполни таблицу. Результат и выводы  пришли https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

Задание 7.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Виртуальное исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы.

Ход работы:

*Перейти в виртуальную экосистему Точка доступа модели https://clck.ru/LybwG

*Задать биотические компоненты моделируемой экосистемы (виды и количество рыб, улиток, растений).

*Управляя внешними параметрами модели (фильтр, аэратор, количество вносимого корма, температура, освещение), добиться устойчивости системы во времени.

*Оформить работу и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012 учителю.

Задание 8.

Оценка качества окружающей среды, с помощью модели.  Виртуальная лабораторная работа

 Цель:

*Ознакомиться с биоиндикаторным методом оценки качества окружающей среды

*Сделать вывод про качество воды в разных источниках.

Ход работы:

*Перейти по ссылке  к модели. Точка доступа модели https://clck.ru/Lyc7w

*Выполнить работу, оформить ее и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.    

Задание 9.

Цель:

*Доказать, что приспособленность – общее свойство организмов.

*Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Ход работы

*Перейти в виртуальную  модель, точка доступа https://clck.ru/LycE8 (животные)

**Рассмотреть предлагаемые объекты живой природы. Выбрать из них тех, которые имеют приспособления к полету.

* Перейти в виртуальную  модель, точка доступа https://clck.ru/LycFK (растения) 

**Определить, какие особенности строения и физиологии суккулентного растения (кактус) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания.

*Описать выполнение работы и прислать  https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

Задание 10.

Цель:

*На примере теплицы изучить парниковый эффект.

Ход работы:

*Перейти в   виртуальную теплицу. Точка доступа модели  https://clck.ru/LycGc

*Изучить условия увеличение температуры в теплице

* Предложить простые способы  уменьшения теплового эффекта.

*Описать выполнение работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

Задание 11.

Цель:

*Проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества.

*Предложить и проанализировать возможные пути их решения.

Ход работы'

*Перейти в   виртуальную лабораторию.  Точка доступа модели https://clck.ru/FF5uN

*Заполнить предлагаемую таблицу таким образом, чтобы получились причинно-следственные цепочки, описывающие формирование глобальных экологических проблем.

*Оформить выполнение лабораторной работы и  прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

Задание 12.

Создание экологической тропы.  Составление маршрута экологической тропы на пришкольном участке: описание растений, животных.

Составь экологическую тропу пришкольного участка.

*Нарисуй маршрут в яндекс-карте.

*Опиши какие растения и животные встречаются на твоей экологической тропе.

*В чем особенность этих растений и животных.

*Описать выполнение работы и прислать https://simpoll.ru/run/survey/10b71012  учителю.

*Выпуск буклета

Задание 13

Получи у учителя семена растений. Изучи условий роста растений. Изучи  зависимость роста растений от света, тепла, влажности, типа почвы. Высади ростки  рассаду на пришкольном участке.

Задание 14.

Итоговое занятие: выступление и анализ   выполненных работ. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.