Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 – 9 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ
средняя школа
ПРОГРАММА
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 – 9 классов»
Составитель: Кузьменкова Т. А.,
учитель русского языка и
литературы высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей – одно из важнейших направлений деятельности учителя. Организованная в этом направлении работа позволит создать необходимые и полноценные условия для творческого и интеллектуального развития каждого ребёнка, будет способствовать формированию учебной мотивации, личностному росту.
Данная программа ориентирована на целенаправленную работу с обучающимися 5 – 9 - х классов общеобразовательной школы.
Сроки реализации программы: 2020-2025 год.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся 5 – 9-х классов на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Задачи:
создание банка диагностических методик для выявления уровня интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
определение уровня развития интеллектуальных и творческих компетенций, обучающихся 5 – 9-х классов;
введение в образовательный процесс творческо-познавательных, проектных, учебно-исследовательских технологий, направленных на формирование функциональной грамотности, интеллектуальной компетенции и профессиональных предпочтений обучающихся;
расширение интеллектуальных и творческих возможностей старшеклассников для участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней,
развитие мотивации к обучению, приобретению дополнительных знаний по предметам гуманитарного цикла;
поддержка обучающихся 5 – 9-х классов в профессиональном самоопределении.
Принципы педагогической деятельности в работе
с одаренными и способными детьми
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип вариативности содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
принцип системности;
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности;
принцип свободы выбора учащимся помощи, наставничества;
Формы работы с одаренными и способными обучающимися
диагностика и анкетирование;
практическая работа;
индивидуальные и групповые занятия со способными обучающимися,
подготовка к олимпиадам и конкурсам, творческим выступлениям;
индивидуальное консультирование учащихся по возникшим проблемам;
внеурочная деятельность;
участие в школьных и муниципальных олимпиадах;
проектная деятельность;
исследовательская деятельность;
использование современных средств информации;
участие в конкурсах различного уровня.
Основные этапы реализации программы
1 этап. Аналитический.
Цель: создать условия для выработки системы работы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 – 9-х классов.
На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения с целью выявления творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;
изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных и творческих способностей;
разработка программы работы по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
2 этап. Диагностический.
Цель: выявить обучающихся, имеющих способности к научной и творческой деятельности; провести оценку индивидуальных возможностей обучающихся через различные виды учебной и внеклассной деятельности.
На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
наблюдение за работой обучающихся на уроке;
диагностика уровня интеллектуального развития и творческой активности школьников;
изучение круга интересов обучающихся;
оценка общей одаренности;
диагностика уровня учебно-познавательного интереса и познавательной потребности;
анализ контрольных работ, сочинений, тестов, выполняемых обучающимися.
Диагностики, применяемые в рамках программы:
Методика «ШТУР» (Школьный тест умственного развития).
Определения творческих способностей учащихся (Г. Дэвис).
Диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков и др.).
Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина, модификация «Карты интересов»).
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (Г.Ю. Ксензова).
Анкета «Определение уровня познавательной потребности» (В.С. Юркевич).
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева).
Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков).
Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников
(Дж. Рензулли).
3 этап. Развитие творческих и познавательных способностей.
Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся 5 – 9-х классов на уроках и во внеурочной деятельности.
На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;
индивидуальный подход, использование на уроках элементов дифференцированного обучения;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время;
вовлечение обучающихся с интеллектуальными и творческими способностями в активную познавательную и проектно-исследовательскую деятельность;
консультирование и поддержка обучающихся при выполнении проектных, исследовательских и творческих работ;
привлечение обучающихся 5 – 9-х классов к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различной направленности, Интернет-проектах;
вовлечение старшеклассников во внеурочную деятельность, которая позволит им проявить и развить способности, продемонстрировать свои достижения.
Методы и приемы, способствующие развитию
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
повышение степени сложности заданий;
обучение рациональным приемам познавательной деятельности;
выполнение индивидуальных творческих заданий на уроках русского языка и литературы;
использование заданий проблемно-поисковой направленности;
презентация результатов индивидуальной исследовательской и проектной деятельности;
публичные выступления обучающихся на научно-практических конференциях, театрализованных мероприятиях.
На данном этапе также осуществляется воспитательная работа с обучающимися, направленная на:
формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма;
формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
формирование высокой речевой культуры;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
подготовка к осознанному выбору будущей профессии при помощи накопления опыта деятельности в различных мероприятиях;
утверждение ценности здорового образа жизни.
4 этап. Стимулирующий.
Цель: поощрение и дальнейшее стимулирование обучающихся к осуществлению интеллектуальной, научно-исследовательской и творческой деятельности.
На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
своевременное публичное поощрение успехов и достижений обучающихся;
информирование родителей обучающихся о достижениях детей, признание заслуг родителей в поддержке и воспитании одаренных детей.
Ожидаемые результаты:
формирование банка диагностических методик для выявления способностей обучающихся;
формирование банка образовательных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
выработка системы работы с одаренными и способными обучающимися;
создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
повышение качества образования и уровня воспитания обучающихся 5 – 9-х классов.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе следующих показателей:
Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах и конкурсах различной направленности.
Повышение показателей успешности участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
Высокие показатели результатов итоговой аттестации выпускников 9-х классов по русскому языку и литературе.
Повышение уровня мотивации к учебной и творческой деятельности.
Проявление инициативы и заинтересованности обучающихся 5 – 9-х классов к выполнению интеллектуальной и творческой деятельности.
План работы
по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 – 9-х классов
№ п/п | Этап | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1. | Аналитический этап | Изучение педагогической и психологической литературы по проблеме одаренности | Август – сентябрь |
2. | Диагностический этап Подготовка и проведение диагностической работы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | Методика «ШТУР». Определения творческих способностей учащихся. Диагностика уровня творческой активности учащихся. Методика «Профиль». Шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Анкета «Определение уровня познавательной потребности». Методика экспертных оценок по определению одаренных детей. Оценка общей одаренности. Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников. | Сентябрь – октябрь |
3. | Развитие творческих и познавательных способностей | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь |
Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. | В течение года | ||
Использование активных форм и методов организации образовательного процесса | В течение года | ||
Вовлечение обучающихся 5 – 9-х классов во внеурочную деятельность (кружок «Театральная мозаика»). | В течение года | ||
Подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах. | Сентябрь – октябрь | ||
Открытая всероссийская олимпиада «Наше наследие». | Сентябрь – октябрь | ||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. | Сентябрь – октябрь | ||
Участие в концерте, посвященном Дню учителя. | Октябрь | ||
Международные Рождественские образовательные чтения (школьный и муниципальный этап). | Октябрь | ||
Региональный конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Край мой Смоленский». | Сентябрь – ноябрь | ||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. | Ноябрь | ||
Международная игра – конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех». | Ноябрь | ||
Участие в Новогоднем представлении. | Декабрь | ||
Участие в региональных конкурсах, организуемых СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта». | В течение года | ||
Участие в концерте «Вечер встречи выпускников». | Февраль | ||
Игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое руно». | Февраль | ||
Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика». | Февраль – март | ||
Конкурс исследовательских и проектных работ «День науки» (школьный этап). | Март | ||
Конкурс исследовательских и проектных работ «День науки» (муниципальный этап) | Апрель | ||
Участие в муниципальных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. | В течение года | ||
Участие в региональных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. | В течение года | ||
Участие в Интернет-проектах. | В течение года | ||
4. | Стимулирующий этап | Публичное поощрение победителей и призеров олимпиад и конкурсов. | По итогам, Май |
Список литературы
Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В. М. – М.: Прогресс, 1991
Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Лейтеса Н.C. – М.: Академия, 2000
Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. – М.: Школа-Пресс, 1993
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Просвещение, 2006.
Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та, 2004.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: Зимородок, 2007
Юркевич В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях. – М.: 1997.