Программа самообразования как модель профессионального развития учителя английского языка
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Челышева Ю.Н.,
МБОУ «Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова»
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Роль учителя повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам, специальным знаниям и методикам.
Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного изменения проектирования профессиональной деятельности учителя. Особое внимание уделяется в последнее время способности педагога к личностно-профессиональному развитию, повышению его компетентности, уровень которой становится решающим фактором обеспечения качества образования. Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].
Профессиональная компетентность определяется в литературе [2, с. 491] как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.
Предполагается, что мое личностное и профессиональное развитие как учителя-предметника будет непосредственно влиять на результативность учебно-воспитательной деятельности по английскому языку. В модели моего профессионального развития можно выделить следующие направления:
Система повышения квалификации, аттестация на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Изучение концептуальных основ и оценка эффективности различных педагогических технологий в рамках самообразования; овладение современными методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование
Транслирование собственного педагогического опыта (активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов; создание публикаций по материалам теоретических и научно-практических конференций, форумов), в том числе и с использованием дистанционных технологий.
Участие в различных конкурсах профессионального мастерства, организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Содержательное наполнение данной модели в разные периоды варьировалось в зависимости от личностных и образовательных потребностей обучающихся, материально-технической базы школы, возможностей и рисков реализации того или иного педагогического проекта. Среди огромного спектра современных педагогических технологий, методов, приемов и средств обучения, считаю целесообразным ориентироваться их практическую эффективность, исходя из личного опыта.
Так, изучение особенностей проектно-исследовательской технологии обучения, возможностей ее применения на уроках биологии и химии, а также во внеурочной деятельности легло в основу разнообразных методических материалов, представленных для экспертной оценки на конкурсах профессионального мастерства (Учитель года, 2012; Фестиваль педагогических идей, 2015; областной конкурс методических разработок «Учебный проект», 2016; всероссийские конкурсы «Национальная экологическая премия», 2014; «Педагогическое творчество и мастерство», 2018; «Мастерская учителя химии», 2018). Обобшение и распространение педагогического опыта по применению данной технологии в учебно-воспитательной деятельности осуществлялось посредством подготовки докладов на педсоветах, заседаниях ШМО и РМО, участия в конференциях (Педагогическое творчество и мастерство-2018; Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов, 2022), прохождении аттестационных испытаний на высшую квалификационную категорию. Практическое использование заключалось в организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности обучающихся, результатом которой стало появление у школьников устойчивого интереса к изучению предмета и формированию познавательных мотивов.
Применение данной технологии позволяет создавать для учащихся индивидуальные образовательные траектории и в дальнейшем готовить их к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности. Профориентационная работа осуществляется как в урочной деятельности (в рамках пропедевтических уроков, а также при проведении уроков в старших классах), так и во внеурочное время.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности [3, с. 43-49].
Включение в учебную деятельность элементов дистанционного и интерактивного обучения, активное использование ИКТ-технологии также, на наш взгляд, может способствовать повышению качества образования за счет усиления межпредметных связей, повышения мотивации, активного использования методов взаимообучения (обсуждение на форумах, в чатах, осуществление рефлексии, оперативное получение подсказок и необходимой консультативной помощи) [4, с. 13-15]. Эффективными формами такого взаимодействия для учителя-предметника могут служить дистанционные курсы (Проектирование современного занятия в условиях ФГОС, 2017, Технология формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС общего образования, 2017), вебинары, электронные научно-методические конференции (БелИРО, 2017). Обучающиеся могут быть вовлечены в сетевые проекты, Web-квесты, дистанционные конкурсы и олимпиады. Так, команды МБОУ Абрамовская СШ приняли участие в региональных сетевых проектах по иностранным языкам «Лучше нет родного края» (2020), «LinguaFest» (2022).
Направления деятельности педагога по теме самообразования
Направления | Мероприятия | Формы самообразования |
Профессиональное | 1. Изучить особенности преподавания английского языка в контексте требований ФГОС. 6. Опубликовывать свои статьи на темы образования и воспитания электронном СМИ. 7. Продолжить создание кабинета - творческой лаборатории: пополнить новой методической литературой, карточками, наглядными пособиями, справочниками и энциклопедиями. | Проведение интегрированных уроков, например, проведение экоурока «Разделяй с нами 4. Мир без мусора» КПК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», 2022 |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Принимать участие в работе педагогических консилиумов. 3. Проводить психолого-педагогическую диагностику. | Онлайн-конференция для учителей английского языка «ММСО. Шекспир» |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по английс- кому языку. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Участие в международной олимпиаде учителей-предметников «Профи-2020», «Профи-2021» Участие во Всероссийском профильном конкурсе для учителей английского языка на лучшую методическую разработку теста по предмету, 2020 Прохождение диагностики педагогических компетенций (Яндексучебник, 2020) |
Информационно-компьютерные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Участие в педагогическом эдутоне «Создаем онлайн-курс с нуля» (проект «Школа 2035», 2020) Участие в марафоне ИКТ-грамотности «Новые вызовы» + КПК «Технологии управления образовательной организацией: Использование открытых онлайн-ресурсов для организации дистанционной работы» (форум «Педагоги России: инновации в образовании», 2020) Участие в мастер-классе «Знакомство с ЦОС ЯКласс – освоение базового функционала цифровой образовательной среды», 2021 |
Конечно, данные результаты не могут быть признаны в качестве абсолютных, но они подтверждают важность проектирования модели профессионально-личностного развития педагога в контексте достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, иллюстрируют взаимосвязь между учительским потенциалом и качеством обучения в современной школе.
Процесс профессионального развития и самообразования — это процесс непрерывный, динамичный, и его моделирование идет в соответствии с требованиями современной образовательной среды. Таким образом, многолетний опыт работы в школе показывает, что именно личностное развитие педагога в процессе профессиональной деятельности тесно взаимосвязано с достижением качественно новых результатов образования, способствует социальному становлению каждого обучающегося, который получает возможность стать успешным в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Список литературы:
1.Алгоритм профессиональной успешности педагога/под ред. Л.А.Флоренковой, Т.В.Щербовой: Учебно-методическое пособие. — СПб, 2013. - 156 с.
2.Барган А. А. Учитель — это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 491-494.
3.Гусева Е.И., Мигович О.И., Тихомирова Л.Ф., Хитрова Г.В.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 2 - С. 43-49.
4.Чернобай Е. Современные виды профессиональной деятельности учителя в условиях работы в информационной образовательной среде — Естественные науки. - 2011.- № 12. - Издательство «Просвещение», - 40 с.
5.Удалова А.Н., Борисова Е.Н. Профессиональная компетентность педагога https://www.informio.ru/publications/id3158/Professionalnaja-kompetentnost-pedagoga