Программа школьного лагеря «Юнармеец» с дневным пребыванием детей (1–5 классы)
Муниципальный район «Красночикойский район»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УРЛУКСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
| УТВЕРЖДЕНО: Директор школы: Семенова О.В. _____Приказ №13_______ «__21__»_______марта______2022 г. |
Программа
школьного лагеря «Юнармеец» с дневным пребыванием детей
Профильная смена военно - патриотической направленности.
Авторы: начальник лагеря Комогорова Любовь Федоровна, воспитатели: Михайлова Наталья Михайловна, Хлуднева Ольга Валерьевна, Дроздова Галина Васильевна, Гаврилова Татьяна Сергеевна, Григорьева Виктория Михайловна
с. Урлук, 2022 год
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Патриотическое воспитание детей в системе образования осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную заблаговременную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно юнармейцев, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях школьного лагеря, и об актуальности данного направления деятельности.
Актуальность программы заключается еще и в том, что деятельность созданного в 2016 году движения «ЮНАРМИЯ» в настоящее время имеет острую необходимость в методических разработках по всем основным направлениям деятельности движения «ЮНАРМИЯ» и наполнении их новыми идеями, формами и методами работы в целях дальнейшего развития движения. Программа направлена на достижение национальных целей Российской Федерации, создание условий воспитания социально ответственной личности учащихся начальной школы. Новизной является выстраивание системы юнармейского лагеря «Юнармеец», которая будет осуществлять главную заявленную цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, героев спецоперации по освобождению ДНР и ЛНР. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Данная Программа способствует отдыху и оздоровлению и занятости детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети – сироты; дети из малоимущих семей несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел; дети из неблагополучных семей).
Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 11 лет на 18 дней. Дети в этом возрасте с повышенным интересом стремятся к получению новых знаний, у них наблюдается общая активность, готовность включаться в новые виды деятельности, особенно если они преподносятся в игровой форме. Основная деятельность юнармейского лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Основания для разработки Программы
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ.
Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации
от 27 октября 2017 г. № 22.
Методические рекомендации Минпросвещения России «О летней оздоровительной кампании 2022 года»
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (письмо от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06)
Цель. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых, направленных на формирование личностных качеств ребенка, приобретение нового социального опыта; обеспечения полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, патриотическое и нравственное воспитание, творческое развитие, формирование устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству, и личной ответственности за судьбу страны через участие в массовом всероссийском движении «ЮНАРМИЯ».
Задачи.
Образовательные:
1.
Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности.
2. Обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении предметов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Содействовать формированию первоначальных знаний об истории «Юнармии», назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, вооружении и военной технике Армии России, о размещении и быте военнослужащих.
Воспитательные:
1. Сформировать у младших школьников первоначальные мотивационные установки патриотической направленности
2. Создать условия для воспитания у детей гордости за свою страну, уважения к Государственным символам Российской Федерации, Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии.
3. Способствовать формированию у обучающихся интереса к военной службе.
4. Содействовать воспитанию морально-волевых качеств.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у детей социальной активности через коллективное творческое дело и формированию коллектива.
2. Содействовать повышению культурного уровня обучающихся, формированию первоначальных представлений и навыков о правилах поведения, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине;
4. Обеспечить оздоровление детей через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в юнармейском лагере.
5. Создавать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности.
Сроки реализации: 1.06-21.06 2022 г.
Концептуальные подходы
Программа выполняет следующие функции:
социально - коммуникативная - находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе;
воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;
развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;
обучающая - развитие умений и навыков: внимание, память, общение;
развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, посредством введения игровых и интерактивных форм деятельности;
оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.
Законы лагеря.
Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон доброго отношения к людям. Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива
Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Рука молчания». Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.
Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)
Закон «Мотор». Долой скуку!
Закон «Выносливость». Будь вынослив!
Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Закон точности. Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
Закон улыбки. Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
Закон песни. С песней по жизни веселей. Песня – душа народа
Технологии, формы и методы,
используемые при реализации Программы.
Ведущей технологией программы является игровая. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие), состязательности. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
В условиях лагеря широко используются методы:
В обучении: | В воспитании: |
практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа); наглядный (знакомство с вооружением и военной техникой Российской Армии, повседневной жизнью и бытом военнослужащих); словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения). | методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения). |
Основное содержание деятельности
Анализ работы лагеря с дневным пребыванием детей за предыдущие годы показал, что эффективной является работа, построенная в форме игры. Программа реализуется в условиях проведения военно-патриотической тематической игры – юнармейский календарь. Программа «Юнармеец» - это последовательность игровых, интеллектуальных, трудовых, спортивных, познавательных дел, в которые включены все до одного участника программы. Лагерь - это военный городок со своими законами. Каждый имеет звание: начальник лагеря - главнокомандующий, старший воспитатель - командир смены, воспитатели - командиры отрядов, вожатый - помощник командира отряда, ребята - солдаты. Ребята делают все сами, живут и «работают» отрядами. В целях повышения эффективности воспитательного процесса и развития ученического самоуправления в профильной смене, для оказания помощи воспитателям в организации осуществления оперативного руководства структурными подразделениями назначаются младшие командиры из числа учащихся.
Программа включает ТРЕКИ ПРОГРАММЫ:
1. «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» (познавательная деятельность)
Цикл просветительских мероприятий «Беседы о важном», конкурс рисунков, конкурс чтецов, конкурс инсценированной песни и т.д.
2. «Орлёнок - Эрудит» (познавательная деятельность)
Интеллектуальная игра по различным темам: природа, общество, история своей страны, спорт, наука и т.д.
3. «Орлёнок - Мастер» (художественное творчество)
Конкурс рисунков, конкурс чтецов, конкурс инсценированной песни, конкурс – устный рассказ «История моей семьи.
4-5. «Орлёнок - Доброволец», «Орлёнок - Лидер» (проблемно-ценностное общение)
Инициирование и проведение добровольческих дел, мероприятия на сплочение команды
6-7. «Орлёнок - Турист», «Орлёнок - Исследователь» (туристско-краеведческая деятельность)
Туристическая игра, фотографии, легенды, сказки о достопримечательностях села
8. «Орлёнок - Спортсмен» (спортивно-оздоровительная деятельность)
Шахматный турнир, Веселые старты, турнир по футболу среди смешанных команд, участие во Всероссийском физкультурно-спортивном конкурсе «Готов к труду и обороне»
9. «Орлёнок - Архитектор будущего» (трудовая деятельность)
10. «Орлёнок - Эколог» (познавательная деятельность)
Механизмы реализации программы
1.Подготовительный:
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной:
-гражданско-патриотическая деятельность.
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- организаторская деятельность;
- предметно-трудовая деятельность;
- досуговая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- профориентационная деятельность;
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Режим работы – с 8.30 – 14.30 с организацией двухразового питания.
Режим дня
08.30-09.00 – Сбор детей, зарядка. Выполнение традиционного комплекса физических упражнений, танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Содружество Орлят России».
09.00-09.15 – Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание песен.
09.15-10.00 – Завтрак. Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. Данная презентация может звучать по радио.
10.00-12.00 – Работа по программе лагеря, по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций. Рекомендуется разделить работу на два занятия по 45 минут с перерывом между ними в полчаса, или на 45 минут и 60 минут с перерывом между ними в 15 минут. Обязательно чередование спокойного и активного видов деятельности.
12.00-13.00 – Оздоровительные процедуры. Рекомендуются подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн.
13.00-14.00 – Обед. Знакомство отрядов с меню, представленным на обед.
14.00-14.30 – Свободное время. В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать. Кроме того, педагог может использовать это время для подведения с детьми итогов дня, проведения анализа.
Каждый день начинается с церемонии подъема флага Российской Федерации и исполнения Гимна Российской Федерации.
В рамках реализации программы предусматривается цикл просветительских мероприятий «Беседы о важном»; практическое изучение истории родного края и ВОВ, экологические проблемы села посредством получения навыков, знаний, впечатлений на нескольких уровнях:
научном (исследования, экскурсии, беседы);
игровом (развивающие историко-познавательные игры, викторины, конкурсы, игры с элементами военной подготовки, ориентирования, туризма, спорта).
По результатам практической работы, исследований, экскурсий в рамках осуществления данной программы предлагается подготовка информационных материалов, организация выставок, выступления в средствах массовой информации, накопление материала для школьного музея.
На отрядном уровне: на «Вечернем огоньке» дня каждый отряд определяет ребят, отличившихся в деятельности лагеря по следующим номинациям, за каждую из которых вручаются звездочки различных цветов:
1. Желтая звездочка – солдат организатор (деловой лидер).
2. Красная звездочка – солдат инициатор (генератор идей).
3. Синяя звездочка - солдат умелец (исполнитель).
4. Зеленая звездочка – солдат эрудит.
Разработана система мер поощрения: Личная книжка юнармейца, «Доска почета» и «Боевые заслуги».
Огромное внимание уделяется вопросам безопасности.
Инструктажи:
Вводный инструктаж (начальник лагеря).
Инструктаж по ПДД (воспитатели).
Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий (воспитатели).
Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (воспитатели).
Текущие инструктажи (воспитатели).
Большое внимание уделяется правильному и здоровому питанию через реализацию мероприятий: бесед, игр, конкурсов рисунков.
В программе предусмотрены различные формы работы с родителями:
родительское собрание «Режим работы в лагере»;
индивидуальные беседы;
организация выставок рисунков и поделок, защита проектов;
Дни открытых дверей.
Организация взаимодействия школьного юнармейского лагеря с дневным пребыванием детей «Юнармеец» с социумом.
Кадровое обеспечение
Реализация осуществляется за счет штатных педагогических работников образовательного учреждения с привлечением для проведения занятий по основам военной подготовки учащихся оборонно-спортивного класса.
Кадровый состав:
начальник лагеря (главнокомандующий) Комогорова Л.Ф. – осуществляет подбор кадров, комплектует смену, несет полную ответственность за выполнение программы лагеря. Осуществляет общее руководство, координирует деятельность структурных элементов лагеря, взаимоотношения с организациями, обеспечивающими программу лагеря. Отвечает за хозяйственную и финансовую деятельность, за организацию питания детей;
заместитель начальника (командир смены) Михайлова Н.М. – координирует деятельность отрядов в лагере, отвечает за соблюдение режима дня, организацию досуга, культурных мероприятий, индивидуальных работ. Контроль выполнения качества программы;
воспитатели (командиры отрядов) Хлуднева О.В., Гаврилова Т.С., Дроздова Г.В., Григорьева В.М.- ведение документации отряда, организуют работу по проведению учебно-тренировочных занятий, культурных мероприятий, индивидуальных работ, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников;
шеф-повар (Михайлова А.А.) - отвечает за качественное приготовление пищи, за санитарное состояние пищеблока;
бухгалтер (Шелопугина Н.П.) – ведет финансовую документацию и отвечает за своевременный отчёт.
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение осуществляется за счет Фонда социального страхования.
Ресурсное обеспечение
Структура управления
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Приобщение школьников к деятельности движения «ЮНАРМИЯ».
2. Воспитание в детях любви к Отечеству, гордости за Вооруженные Силы, привитие интереса к военной истории России, культуре, традициям и обычаям родного края, бережного отношения к природе.
3.Формирование первоначальных профориентационных установок.
4. Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных
интересов.
5. Укрепление физического и психического здоровья детей, его закалки.
6. Развитие индивидуальных способностей школьников, приобщение к труду и творческой деятельности.
7. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул дома.
8. Создание необходимых условий для самореализации обучающихся в различных сферах деятельности.
9. Улучшение отношений в детской среде. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
В результате выполнения образовательной программы обучающиеся должны знать:
-основные события героической истории Российского государства, Государственные символы Российской Федерации;
-историю создания Вооруженных Сил РФ, структуру, их основные традиции;
-структуру, задачи, историю, традиции, и правила Всероссийского детско- юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;
-основные виды стрелкового оружия и военной техники, стоящего на вооружении Российской армии;
-правила стрельбы из пневматической винтовки из положений лежа и сидя;
-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Уметь:
-выполнять строевые приемы;
-правильно ориентироваться на местности и иметь первоначальные навыки выживания в природной среде;
-накапливать материал для школьного музея «Патриот России».
Иметь представление:
-о понятии патриотизма;
-о способах оказания первой доврачебной помощи.
Мониторинг эффективности реализации программы
1. На уровне ОУ:
№ | Методы | Ответственный | Время проведения |
1. | Определение уровня подготовки ЛОУ | Комиссия МР «Красночикойский район» | До открытия смены |
2. | Определение уровня взаимодействия с социальными партнерами | Начальник лагеря | 3 неделя смены |
2. На уровне воспитанника:
№ | Методы | Ответственный | Время проведения |
Медицинский осмотр детей | Медицинский работник | 1 и 3 неделя смены | |
Вводная диагностика детей и родителей (Приложение 1) | Воспитатели | 1 неделя смены | |
Определение уровня сформированности культуры ЗОЖ, навыков безопасного поведения (наблюдение) | Воспитатели | 3 неделя смены | |
Определение уровня сформированности навыков самоуправления, положительного отношения ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт (наблюдение) | Воспитатели | В течение смены | |
Определение уровня взаимодействия воспитанников в детском коллективе, взаимодействие с родительской общественностью, с социальными партнерами (наблюдение) | Воспитатели | 3 неделя смены | |
Итоговая диагностика детей (Приложение 1) | Воспитатели | 3 неделя смены |
3. На уровне воспитателя:
№ | Методы | Ответственный | Время проведения |
1. | Анализ деловой репутации авторов и организации, реализовавших представленную программу | Начальник лагеря | 3 неделя смены |
4. На уровне родителей:
№ | Методы | Ответственный | Время проведения |
1. | Итоговая диагностика родителей (Приложение 1) | Воспитатели | 3 неделя смены |
2. | Определение уровня взаимодействия с родительской общественностью | Начальник лагеря | 3 неделя смены |
Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Достигнутые результаты
1. На уровне ОУ:
№ | Показатель | Результат |
1. | Уровень подготовки ЛОУ | Высокий уровень подготовки, создания необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей |
2. | Уровень взаимодействия с социальными партнерами | Привлечено 8 социальных партнеров |
2. На уровне воспитанника:
№ | Показатель | Результат |
Медицинский осмотр детей | Отсутствие заболеваемости | |
Уровень сформированности культуры ЗОЖ, навыков безопасного поведения | 1. Повышение показателя физической подготовленности детей на начало и конец смены: бег, прыжки в длину, игровые навыки. 2. Отсутствие травматизма | |
Уровень сформированности навыков самоуправления, положительного отношения ребёнка к духовно-нравственным ценностям | 1. Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри отрядов и между отрядами. 2. 100% участие в мероприятиях воспитанников. 3. Реализация 5 социальных проектов 4. Положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям | |
Уровень взаимодействия воспитанников в детском коллективе | Отсутствие правонарушений | |
Уровень удовлетворённости детей | 100% детей удовлетворены работой лагеря |
3. На уровне воспитателя:
№ | Показатель | Результат |
1. | Анализ деловой репутации авторов и организации, реализовавших представленную программу | 1. В течение смены проводились ежедневно педагогические планерки. 2. Информация о работе лагеря опубликована в СМИ, на сайте школы 3. 100% работников лагеря отмечены грамотамиадминистрации школы за добросовестное отношение к выполнению обязанностей, за большой вклад в организацию летнего отдыха детей в лагере «Юнармеец» |
4. На уровне родителей:
№ | Показатель | Результат |
1. | Уровень удовлетворенности родителей родителей | 100 % родителей удовлетворены работой лагеря |
2. | Определение уровня взаимодействия с родительской общественностью | 80% родителей привлечено к мероприятиям |
Тематическое планирование
Юнармейский календарь | Треки | Мероприятия |
1 день - 1.06 День Безопасности. День защиты детей | «Орлёнок - Мастер» «Орлёнок - Доброволец» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктаж «Правила техники безопасности в летний период». Инструктажи по безопасности. 2. Командообразование. Тренинг общения. Распределение обязанностей в отряде, разучивание флешмоба «Содружество Орлят России». Беседа: «Юнармейская форма: элементы, правила ношения». Конкурс рисунков «День защиты детей» 3. Тренировка по эвакуации при пожаре. Праздничная программа «Планета Детство». Торжественное открытие школьного юнармейского лагеря. |
2 день-2.06 День военной подготовки «ЮНАРМИЯ: выбор молодых!» | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Доброволец» «Орлёнок - Эколог» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Взрослый разговор о мире». Конкурс – устный рассказ «История моей семьи» 3. Встреча с представителем пожарной части. Экологическая акция «Село без свалок». Конкурс рисунков «Чистая планета» 4. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Сборка и разборка автомата. Спортивные игры. |
3 день-3.06 День Дружбы | «Орлёнок - Мастер» «Орлёнок - Лидер» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Братство славянских народов» Географическая игра-квест: Поезд «Россия» с привлечением работников ДК. Международный день невинных детей-жертв агрессии. Знакомство с Героями спецоперации по освобождению ДНР и ЛНР 3. Творческая мастерская 4. Кружки «Шахматы», «Театральный», «Акварелька» |
4 день-4.06 День Туризма | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Лидер» «Орлёнок - Турист» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Историческая правда». Поисковое движение. Топография. 3. Экскурсия на приграничную территорию в с. Усть-Урлук. Экскурсия в пожарную часть. Туристическая эстафета. 4. Встреча с инспектором ГИБДД. Игра « Волшебное колесо» (по правилам ДД) |
5 день-6.06 День русского языка | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Эрудит»
| 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Литературная викторина «Наш Пушкин» 3. Праздник «День русского языка». |
6 день-7.06 День культурного наследия народов России | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Доброволец» «Орлёнок - Лидер» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Поисковое движение. Внесение практического вклада в музейное дело. 3. Концерт «Моя многонациональная страна» |
7 день-8.06 День открытых дверей | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Герои нашего времени - Нурмагомед Гаджимагомедов и Алексей Панкратов» Игра «Богатырская застава». Песни под гитару «Разучиваем песни о России». 2. Акция «Голубь мира». Турнир по футболу среди смешанных команд «Кубок дружбы». Чайный стол дружбы. |
8 день-9.06 350 лет со дня рождения Петра I | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Эрудит» «Орлёнок - Мастер» Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Викторина «350 лет со дня рождения Петра I» 3. Конкурс рисунков 4. Кружки «Шахматы», «Театральный», «Акварелька» |
9 день-10.06 День истории | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Доброволец» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Агитационный выезд «ЮНАРМИЯ – выбор молодых!»: выезд в соседние лагеря. Акция «Свеча памяти». Спортивные состязания. 3. Библиочас: «Герои спецоперации по защите Донбасса». «От кольчуги до «Ратника» (об истории военной формы). Беседа «Земляки в годы войны» |
10 день-11.06 День России | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Эрудит» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности. Тренировка по эвакуации при пожаре. 2. Из цикла «Беседы о важном»: «О военных корреспондентах» 3. Спортивные состязания «Моя Россия» |
11 день-13.06 День юнармейской игры | «Орлёнок - Эрудит» «Орлёнок - Исследователь» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Санкционная война». Игра «Зарница» с привлечением учащихся классов оборонно-спортивного профиля 3.Игры, конкурсы |
12 день-14.06 День медицинской помощи | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Эрудит» «Орлёнок - Мастер» «Орлёнок - Доброволец» «Орлёнок - Лидер» «Орлёнок - Эколог» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. . Из цикла «Беседы о важном»: «О военных врачах». 3. Встреча с медицинским работником «Экстренная медицинская помощь. Перевязки, шинирование. Аптечка.» 4. Квест-игра «Правильное питание – здоровое поколение» |
13 день-15.06 День разведчиков | «Орлёнок - Турист» «Орлёнок - Архитектор будущего» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Игра с элементами ориентирования на местности «Юные разведчики» 3. Волонтерство |
14 день-16.06 Малая Юнармейская Олимпиада | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «Уроки истории добровольчества». 3. Малая Юнармейская Олимпиада. 4. Первенство лагеря по футболу, шашкам и шахматам. |
15 день-17.06 День Рекордов | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Спортсмен» «Орлёнок - Доброволец» «Орлёнок - Лидер»
| 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Из цикла «Беседы о важном»: «История космонавтики». 3. Соревнования «От значка ГТО к олимпийской медали». Выполнение нормативов ВФСК ГТО. 3. Кинолекторий. Обсуждение фильма «Движение вверх» |
16 день -18.06 День Памяти и скорби | «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» «Орлёнок - Архитектор будущего» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Возложение венка к памятнику. Акция «Тимуровец XXI века». Оказание помощи ветеранам и семьям погибших при защите Отечества, наведение порядка у памятника. Акция «Письмо солдату». 3.Музыкальный час «Песни военных лет» с привлечением руководителя фолкгруппы «Русь». |
17 день-20.06 День героев | «Орлёнок - Эрудит» «Орлёнок - Исследователь» «Орлёнок - Спортсмен» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2. Викторина «Герои и полководцы». Просмотр и обсуждение художественного фильма «Бессмертный гарнизон», посвященный защитникам Брестской крепости 3. Спортивная эстафета в поддержку военнослужащих, участвующих в спецоперации по защите Донбасса. |
18 день-21.06 Закрытие профильной смены школьного юнармейского лагеря | «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок - Лидер» | 1. Сбор детей, зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ. Инструктажи по безопасности 2.Развлекательная программа «До новых встреч!» 3.«Почта пожеланий» 4. Игра «Поиск клада» |
Используемая литература
Бочков А.С. Организация и проведение лагерей актива для учащихся как факторинновационной деятельности образовательных учреждений // Внешкольник. – 2011.– №3.
Горелова Е.В. Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в летнем лагере «Агентство добрых дел» // Воспитание школьников. – 2011. – №3. Ж. Народное образование 2011г. №3.
Гормакова Л.Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города // Воспитание школьников. – 2010. – №1.
Грошенко А.И. Детское самоуправление на смене: За и очень За! // Внешкольник. – 2011. – №2.
Джеус А.В., Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева. Программа смен «Содружество Орлят России» для проведении в детских лагерях Российской Федерации / методическое пособие для организаторов детского отдыха / – Краснодар: Новация, 2022. – 283с.
Гибкий адаптивный подход к построению программы лагерной смены // Воспитание школьников. – 2009. – №3.
Коваль С.А. Профессиональная компетентность специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей // Внешкольник. – 2011. – №3.
Лето – 2010: приоритетные направления // Народное образование. – 2010.– №3.
Матросова Н.Н. Организация профильной смены для одаренных детей в учреждении дополнительного образования во время школьных каникул // Методист. – 2011 – № 3.
Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей // Внешкольник. – 2011. – №3.
Хомутова К.В. Как создать пресс – центр в детском оздоровительном лагере // Воспитание школьников. – 2010. – №1.
Храмых Г.Г. Роль лагеря труда и отдыха в экологическом образовании и воспитании подростков // Дополнительное образование и воспитание – 2011. – №3.
Интернет ресурсы: (http://yunarmy.ru/; www.metobraz.ru)
https://disk.yandex.ru/d/bVERtLtUTExvJA
https://minobr.75.ru/deyatel-nost/otdyh-detey-i-ih-ozdorovlenie.
Приложение 1.
Диагностический инструментарий.
Вводная диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование, беседы в отрядах, планерки администрации лагеря и воспитателей.
Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах, экран настроения.
Итоговая диагностика. Анкетирование
Анкеты (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
3. В какой класс перешѐл _________________________________________
4. Я пришѐл в лагерь для того, чтобы _______________________________
5. Вожатого представляю себе как _________________________________
6. Моѐ самое любимое занятие ____________________________________
7. Мои первые впечатления о лагере _______________________________
8. Каким должен быть житель вашего дома _______________________
9. Укачивает ли тебя в автобусе? ___________________________________
10. Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
11. Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
12. Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________
13. Как ты относишься к спорту? ___________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________
Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены
Анкета (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
Что ты ожидал (а) от лагеря? _______________________________________
Что тебе понравилось в лагере? _____________________________________
Что тебе не понравилось? __________________________________________
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере? ______
Если изменился (ась), то, что с тобой произошло? _____________________
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего? ___________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? _____
Было ли скучно в лагере? __________________________________________
Было ли тебе страшно? ____________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? _____________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать себе? _________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам? ________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?_____________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно? _______________________
Закончи предложения: Я рад, что __________________________________
Мне жаль, что ___________________________________________________
Я надеюсь, что ___________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память _____________________________
Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы?
| Да | Нет | Частично |
организацией отдыха вашего ребенка | | | |
организацией оздоровления вашего ребѐнка | | | |
организацией питания в лагере | | | |
учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере | | | |
возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка | | | |
организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий | | | |
участием ребенка в мероприятиях | | | |
организацией работы кружков и секций | | | |
взаимодействием всех организаций на территории города по организации отдыха и оздоровления детей | | | |
оснащенностью настольными играми | | | |