Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

2
0
Материал опубликован 25 March 2021 в группе




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова




Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 1

г. Данкова

_________ Н.А. Блинова

«___» июля 2020 г.



Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

«Мечта»

(Возраст детей: 7 - 16 лет)


Авторы-составители:

Кротов А.В.

учитель математики и физики

высшей квалификационной категории


Кротова Н.П.

заместитель директора, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории





Данков, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………. стр. 2

Актуальность программы…… …………………………………….... стр. 2

Отличительные особенности программы…………………………… стр. 3

Новизна программы…………………………………………………... стр. 3

Направленность программы…………………………………………. стр. 4

Адресат программы…………………………………………………... стр. 4

Цель и задачи программы……………………………………………. стр. 5

Ожидаемые результаты………………………………………… …… стр. 6

Принципы реализации программы………………………………….. стр. 7

Методы реализации программы…………………………………….. стр. 8

Формы организации деятельности детей…………………………… стр. 8

Развитие детского самоуправления…………….…………………… стр. 9

Система мотивации и стимулирования……………………………... стр. 10

Образовательная деятельность ……………..................................... стр. 10

Механизм оценки результатов программы…………………………. стр. 11

Факторы риска………………………………………………………... стр. 14

Содержание программы смены……………………………. стр. 15

Модель игрового взаимодействия…………………………………. стр. 15

Ход реализации программы смены………………………………… стр. 15

План-сетка смены……………………………………. ……………... стр. 17

Условия реализации программы………………………… стр. 19

Кадровое обеспечение……………………………………………... стр. 19

Информационно-методическое обеспечение……………………... стр. 19

Ресурсное обеспечение программы………………………………...стр. 20

Оценка эффективность программы…………………… ..стр. 20

Система показателей оценки качества реализации программы….стр. 20

Система обратной связи…………………………………………… стр. 21

Список использованной литературы…………………... стр. 22



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Взаимодействие человека и человека, природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения друг к другу, к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно быть терпимее друг к другу, добрее, помогать людям и животным в трудной ситуации, бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.

Актуальность программы

Нравственное и экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Воспитание патриотизма, нравственности и экологической культуры параллельно с оздоровлением детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря.

Работа лагеря при школе с экологическим направлением наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Пришкольный лагерь патриотического, нравственного и экологического направления “Мечта” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по экологической тематике.

Отличительные особенности программы

В процессе проектирования программы были изучены аналогичные программы: «Город детства».

Направления программы:

- физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);

- художественно-эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);

- экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);

- духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).

Отличительная особенность программы заключается в практической направленности, индивидуальном и креативно - личностном подходе к каждому ребенку, в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью (игровой и креативно - практической). Педагоги используют элементы ТРИЗ при организации и проведении всех мероприятий, а также элементы актерского мастерства и игры на развитие творческих способностей.

Новизна программы

Данная программа является естественнонаучной по своей направленности. Образовательный компонент представляет собой целостную систему мероприятий, направленных на расширение экологических знаний учащихся, формирование активного и ответственного отношения к окружающей среде положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

Данная программа направлена на воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, на формирование нравственных качеств ребенка, его гражданской позиции и патриотического мировоззрения, а также на развитие коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе, в коллективе, стимулирование детской самодеятельности и творческой активности.

Реализация программы «Мечта» происходит посредством организации игровой деятельности и организации воспитателями творческих групп. В каждый этап программы включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений и навыков, способностей ребенка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребенок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником в общественной жизни лагеря.

Направленность программы

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря:

- естественнонаучная;

- физкультурно-оздоровительная;

- художественная;

- социально-педагогическая.

Адресат программы

Лагерь комплектуется на базе МБОУ СОШ №1 г. Данкова из числа детей в возрасте 7-16 лет. Срок реализации 18 дней, общее количество детей в смену – 100 человек.





Цель и задачи программы

Цель программы: создать условия для отдыха и личностного роста обучающихся школы в период летних каникул, через включение их в коллективную, творческую, общественно-полезную деятельность.

Задачи:

обучающие:

расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

расширить представления детей о видах театрального творчества (посещение всех театров города), воспитывать уважительное отношение к классике (постановки сценок, спектаклей);

познакомить детей с историей своего города;



развивающие:

развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой посредством методов инсценирования и актерского мастерства;

утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей;

воспитательные:

формирование чувства патриотизма, личности юного гражданина России;

формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

воспитывать позитивные взаимоотношения внутри микро-социума.


Ожидаемые результаты

Благодаря соблюдению санитарно – гигиенических правил, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок - взрослый», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить здоровье и овладеть навыками здорового жизненного стиля.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках будут способствовать развитию творческих способностей детей. Ребята научаться планировать свою деятельность, узнают о коллективно – творческих делах и научатся проводить их. У детей появиться навык работы в группе, в команде, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе.

В ходе реализации программы в игровой форме дети познакомятся со своими правами и обязанностями, приобретут навыки в их использовании. Игра – путешествие поможет ребятам развивать чувство товарищества, взаимопомощи, ощутить радость победы. У группы детей сформируются лидерские качества, они попробуют себя в роли ведущих и экскурсоводов, и уже практически подготовятся к вступлению в детскую организацию. У всех детей значительно расширится кругозор. Ребята узнают много нового об истории открытия космоса.

Сюжетно – ролевые темы будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе детского оздоровительного лагеря.

Принципы реализации программы

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации: признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

Принцип индивидуализации воспитания требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип демократизации воспитательного процесса. Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником. Воспитательный процесс не должен ущемлять права взрослого и ребёнка

Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребенка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

Принцип креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке, условиях эмоционального комфорта отношений, при участии педагога творящего.

Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.

Принцип наглядности данной программы: каждое дело экипажа и индивидуально каждого матроса отражается на карте экспедиции.

Методы реализации программы

Для достижения поставленных в программе целей и задач, реализации программного содержания используются методы:

объяснительно-иллюстративный;

словесный;

частично-поисковый;

игровой;

приемы обучения: изложение различных точек зрения на вопрос, рассмотрение явления или предмета с различных ракурсов, побуждение детей к самостоятельному творчеству;

стимулирования поведения и деятельности.

Для активного включения ребят в природоохранную и здоровьесберегающую деятельность используется универсальное средство - игра, как один из основных методов организации воспитательного процесса.

Формы организации деятельности детей

Основные направления и формы реализации программы


Направления деятельности

Задачи

Формы реализации




Оздоровление детей

Укреплять здоровья детей.

Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, физически развитой личности.

ежедневная утренняя зарядка,

игры на свежем воздухе,

динамические паузы,

спортивные игры,

закаливающие процедуры,

игра – путешествие,


Формирование чувства патриотизма

Приобщать к истории Родины.

Развивать чувства гордости за свою страну.

Воспитание гражданско-патриотических качеств личности

конкурсы рисунков,

беседы,

викторины,

экскурсии

фестиваль военной песни


Развитие творческих способностей и лидерских качеств детей

Развивать фантазию и воображение, память и мышление.

Формировать умение выступать на сцене.

Развивать организаторские способности.

Развивать навыки работы в группе, в команде.

конкурсы рисунков,

конкурсы стихов,

инсценировки,

проведение КТД,

тренинги,

деловые игры,

творческие конкурсы,

самоуправление

фестиваль военной песни

Развитие кругозора детей, их познавательных способностей.

Формировать потребности детей в новых знаниях.

Воспитывать активную личность.


познавательные игры,

викторины,

презентации,

беседы,

игры – путешествия,

конкурсы,

экскурсии.



Работа ведется на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях. Режим занятий и мероприятий регламентируется утвержденным режимом дня ДОЛ «Мечта».

Развитие детского самоуправления

Традиционно из участников программы формируются 4 отряда. Название отрядам дают сами дети. В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

название;

девиз;

достижения;

список отряда.


Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье.

Система мотивации и стимулирования

За активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены, ребята получают бонусы. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В конце смены подводятся итоги. По итогам победители получают призы и награды. 

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.

Варианты нематериальных стимулов детей и подростков:

грамота;

благодарственное письмо родителям;

устная благодарность;

исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;


Традиции лагеря:

Отрядная линейка – 10 минутный сбор – Начало (старт) дня и окончание (анализ событий за день).

Кроме того, ребята ежедневно отражают цветом своё эмоциональное состояние во время мероприятий. В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего лагерь.



Образовательная деятельность

Образовательная деятельность является составной частью программы тематической смены «Мечта». В содержательном плане программа летнего отдыха детей «Мечта» посвящена элементам инсценирования и актерского мастерства, а также экологическому и гражданско-патриотическому воспитанию. Программа представляет собой целостную систему мероприятий, направленных на воспитание толерантности, привитие таких качеств личности как: доброта, отзывчивость, взаимопомощь, взаимовыручка, а также расширение знаний о родном крае, воспитание любви к малой Родине и ее богатствам, формирование у детей и подростков экологического мировоззрения и ценностных установок.

Олимпиады, конкурсы, выставки художественного творчества;

Коллективные творческие дела с детьми;

Краеведческая, юннатская и экологическая работа;

Различные формы общественно полезного и педагогически целесообразного труда детей, включая самообслуживание;

Воспитательно-профилактическая работа с целью предотвратить или устранить негативные психологические факторы, ухудшающие психическое здоровье;

Психологическая коррекция поведения детей для преодоления или ослабления нарушений в их общении с окружающими, искажений в психике;

Психологические тренинги, снимающие последствия нервно-психической напряжённости, выработка умений и навыков социальной адаптации к условиям проживания;

Психологическое консультирование детей. Налаживание их межличностных взаимоотношений.

Естественнонаучная направленность образовательного компонента определяет специфику его содержания и классификационных характеристик: по содержанию образовательный компонент является однопрофильным, по форме организации содержания - комплексным, по цели обучения -познавательным, по уровню освоения - общеразвивающим, по уровню реализации - разноуровневым.

Механизм оценки результатов программы

Безусловная безопасность всех мероприятий

Учет особенностей каждой личности

Возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности всеми участниками лагеря

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Диагностика

Входная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Текущая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись



Учебно–тематический план образовательного компонента

Блоки

Количество часов

всего

теория

практика

1

Образовательная деятельность

Девиз:

«Хочу все знать!»


10

2

8

2

Практическая деятельность

Девиз:

«Войди в мир природы другом...»


10

2

8

3

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Девиз:

«От экологии природы - к экологии человека»


10

2

8


ВСЕГО

30

6

24


Содержание учебно–тематического плана образовательного компонента

Раздел 1. «Хочу все знать!»

Теория: беседы, видеолектории, экскурсы и др. для формирования у детей экологической культуры, чувства патриотизма и гордости за свою страну, толерантного отношения к другим людям.

Практика: познавательные программы, конкурсно-игровые программы, познавательные игры и соревнования.

Раздел 2. «Войди в мир природы другом...»

Теория: беседы, видеолектории, просмотр художественных и документальных фильмов, экскурсы и виртуальные экскурсии для формирования у детей экологической культуры, толерантного отношения к другим людям.

Практика: организация акций, трудовых десантов, конкурсы рисунков, поделок, творческих проектов, мастер-классов, экологического патруля.

Раздел 3. «От экологии природы - к экологии человека»

Теория: беседы, лектории с просмотром видеофайлов, экскурсии для формирования у детей желания вести здоровый образ жизни, экологической культуры, коммуникативных способностей.

Практика: организация спортивно-экологических игр, соревнований, акций.

Факторы риска

Риск

программы

Последствия

Пути решения

Несоответствие сюжетной линии программы лагеря интересам участников смены.

Отсутствие у детей желания участвовать в реализации программы лагеря. Отсутствие у детей желания посещать лагерь.

Корректировка программы в процессе реализации соответственно интересам детей. Использование мотивирующих методов вовлечения участников лагеря в сюжет.

Нежелание детей находиться в той или иной группе.

Снижение личного интереса ребенка, накопление негатива. Торможение общей работы группы.

Выяснение причин. Устранение причин. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Психологическая помощь.

Нежелание ребенка по каким-либо причинам участвовать в тематике лагеря.

Снижение личного интереса. Нежелание находиться в лагере.

Выяснение причин. Психологическая помощь. Индивидуальный подход. Быстрое реагирование педагогического состава на определенный поворот ситуации. Возможность предложения ребенку иной роли и альтернативной деятельности.

Природно-климатические условия.

Сбой плана дня.

Вариативность мероприятий на случай плохой погоды и невозможности их проведения на улице (разработанный вариант проведения в закрытых помещениях). Прописанные заранее внутриотрядные мероприятия, не требующие подготовки.





2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модель игрового взаимодействия

Во время смены ребята «путешествуют» в поисках сокровищ. Участники смены делятся на 4 отряда. «Путешествуя», ребята участвуют в различных делах лагеря, инсценировках. Вся жизнедеятельность лагеря строится на взаимопонимании, взаимопомощи и взаимовыручке, а также на природоохранной деятельности и актерском мастерстве. Задача отрядов – найти сокровища. «Путешествуя» по карте, т.е. выполняя различные задания и участвуя в различных мероприятиях, отряды с каждым днем приближаются к заветной цели. Добравшись до сокровищ, они обнаруживают, что это вовсе не драгоценности, а те качества личности и ценности, которых так не хватает в современном мире: доброта, отзывчивость, толерантность, взаимоуважение, порядочность, честность и т.д.

Ход реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

– подбор кадров;

- определение целей и задач, разработка общелагерных и отрядных дел;

– комплектование отрядов, разработку документации;

- разработка музыкального и художественного оформления смены.

II. Организационный этап включает:

– знакомство;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по программе;

- корректировка плана смены.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

- организация и проведение общелагерных мероприятий, др.;

- тренинговые занятия по отрядам и между ними;

- работа педагогов по коррекции эмоционального климата в отряде и в лагере в целом.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, готовят презентации и проводят школьный экологический мониторинг.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

- подведение итогов работы тренинговых занятий и диагностика их результатов;

- итоговая диагностика детского коллектива «Степень удовлетворенности сменой»;

- закрытие лагерной смены.





План – сетка летнего лагеря «Мечта»


I неделя


понедельник

03.08.20

Отплытие корабля в поисках приключений

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3. Открытие первой лагерной смены.

4. Знакомство с символикой и правилами лагеря

5. Инструктаж «Правила безопасного поведения детей в летнем оздоровительном лагере».

вторник

04.08.20

Василисков день.

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3.Васильковый день - праздник полевых цветов.

4. Мастер-класс по рисованию и изготовлению цветов

5. Инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

среда

05.08.20

День охраны окружающей среды

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3.Экологическая акция – митинг «Бой Королю Мусора и принцессе Замарашке»

4. Мастер-класс

5.Инструктаж «Правила поведения детей при проведении прогулок и походов»

четверг

06.08.20

В гостях у Робинзоно Крузо.

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3.Развлечение в хижине

4. "Пиратская вечеринка" игровая программа.

5. Игры на свежем воздухе

пятница

07.08.20

Пушкинский день

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3. Конкурсная программа, посвященная творчеству

А.С. Пушкина.

4. « Игровая дискотека»

5. Игры на свежем воздухе

суббота

08.08.20

День человека

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Посещение детской библиотеки.

4. Просмотр художественного фильма о ВО войне «Солдатик»

5.Творческая мастерская «Журавлик»

II неделя


понедельник

10.08.20

День друзей 1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3. Конкурс проектов «Дружат дети на планете»

4.КВН «Что за прелесть эти сказки»

Вторник

11.08.20

День Земли

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3. « В мире цирка»

4. Спортивная игра «Зоологические забеги»

5. Конкурсно-игровая программа «День Земли»

Среда

12.08.20

День творчества

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3. Конкурс творческих проектов «Давайте сохраним…»

4 Игры на свежем воздухе


Четверг

13.08.20

День ветра

1.Приемка детей.

2. Зарядка.

3 Конкурсная программа «Через тернии – к звездам»

4. Викторина о России


Пятница

14.08.20

День солнцезащитных очков

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Посещение детской библиотеки.

4. Игровая программа "Солнечные зайчики"

5. Игры на свежем воздухе

суббота

15.08.20

День рыболовства.

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Игровая программа "Рыболов"

4. Мастер - класс по изготовлению рыбок из оригами, изготовление плаката

5. Игры на свежем воздухе



III неделя







Понедельник

17.08.20

День творчества

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Остров затейников - изготовление лизунов и слаймов

4. Вместе весело играть- развлекательная программа

5.Игры на свежем воздухе.


Вторник

18.08.20

День человека

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Военно-спортивная игра «Зарничка»

4. Познавательная программа «Тот далекий 41-й год»

5.Игры на свежем воздухе.


Среда

19.08.20

День культуры

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3.Посещение библиотеки.

4.Игровая программа « Что такое театр» театр - экспромт.

5. Настольные игры

Четверг

20.08.20

День творчества

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Посещение «Выставки творчества»

4. «Нет войне» Конкурс рисунков на асфальте ВОВ.


Пятница

21.08.20

День рождения зубной щетки

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Игровая программа «Здоровей-ка »

4. Турнир по шахматам и шашкам


суббота

22.08.20

Нас здесь не было

1.Приемка детей.

2. Зарядка

3. Праздник Мисс и Мистер Лагеря,.

4. Закрытие лагерной смены (праздничный концерт.



3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы будет осуществляться педагогами лагеря дневного пребывания согласно штатному расписанию и должностным инструкциям. Подбор воспитателей проводит администрация МБОУ СОШ №1 г. Данкова. Количество специалистов, принимающих участие в реализации программы следующее: начальник лагеря - 1 чел.; старший воспитатель – 1 чел; воспитатели отрядов – 7 чел.; медицинский работник - 1 чел.

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Информационно-методическое обеспечение

Информационное обеспечение включает в себя: проведение для педагогов установочного семинара для ознакомления с тематикой и спецификой программы лагеря; создание информационного стенда, посвящѐнного тематике смены; формирование библиотеки методической литературы и электронных ресурсов.

Методическое обеспечение программы смены «Места» включает в себя: нормативные документы, регламентирующие летний отдых детей; программу тематической смены; сценарии и методические разработки мероприятий; диагностический инструментарий для отслеживания эффективности организации летнего отдыха детей.

Ресурсное обеспечение программы

Для технического оснащения программы необходимы: компьютер, аудиоаппаратура (микрофоны, акустические колонки), проектор, экран. Для организации работы спортивных секций, проведения спортивных мероприятий, праздников, соревнований необходим спортивный инвентарь (мячи, набор шахмат, шашек, обручи, скакалки, кегли, теннисные ракетки, настольные игры, теннисные столы).

4.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Система показателей оценки качества реализации программы



Показатели

Методы

1. Соблюдение режима дня, правил гигиены.

2. Участие в спортивных мероприятиях.

3. Уровень заболеваемости

4. Мотивация на здоровый образ жизни.

5. Отсутствие травматизма.

6. Сбалансированное питание.

7. Контрольные показатели по ОФП на начало и конец смены.

8. Благоприятный психологический климат.

Наблюдение

Анкетирование

Анализ документации медработника и журнала по ТБ

Диагностика показателей ОФП детей

1. Количество и качество познавательных, развлекательных мероприятий.


Анкетирование

Наблюдение

Анализ кол. показателей

1. Доброжелательность в отношениях с товарищами, взаимопомощь.

2. Бесконфликтное общение.

3. Способность к рефлексии, самооценке.

Наблюдение

Опрос

Сюжетно-ролевые игры

Психологические тренинги общения

1. Качество и количество мероприятий

2. Количество кружков

3. Качество подготовки вожатых.

Наблюдение

Опрос

Анализ совместных планов

Анкетирование

1. Взаимодействие детей и педагогов.

2. Качество проводимых мероприятий.

3. Освоение новых форм организации детей.

Собеседование

Анализ работы в отрядах

Тестирование


Система обратной связи

Разработан механизм обратной связи с участниками программы, главными элементами которого являются: входное и итоговое анкетирование детей и подростков, педагогов и родителей; анализ результатов анкетирования на совещаниях и принятие управленческих решений; ежедневная рефлексия воспитанников по результатам их проживания в лагере; публикация фото и видео материалов, отражающих жизнь лагеря на сайте МБОУ СОШ №1 г. Данкова.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Программа «Муравейник»/ Белянинова О.В, Галнина О.М, Рог В.С. // Научно – методический журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» - 2010. -№7. – с.115 – 127.



2.Летний пришкольный лагерь дневного пребывания «Светлячок»/ Гарифуллина З.С. // Научно – методический журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» - 2008. -№1. – с.99 – 112.



3.Программа «На экологической тропе»/ Самарина И.А. // Научно – методический журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» - 2008. -№1. – с.112 – 124.



4.Программа деятельности «Лето – это маленькая жизнь» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Бригантина»/ Авдакова С.С, Бабенкова Е.Л. // Научно – методический журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» - 2013. -№2. – с.90 – 103.



5.Игры в летнем оздоровительном лагере./ Тимофеев Ю. // Воспитание школьников.- 2002. - №5. – с.53 – 55.



6.Внеклассная работа в начальной школе «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» / Елизарова Е.М., Решетникова Г.Н.: «Учитель» Волгоград – 2005 г.



7.Материалы в помощь вожатому / Постнова С.В. // Педсовет. – 2007. - №3.



8.Патриотическое воспитание школьников/ Касимова Т.А. – М., «Айрис», 2005.



9.Классному руководителю. – М., «Владос», 2001.



10.Путешествие по Играй – городу / Курганский С.М. – М., 2007.



11.Поиграем в эрудитов? / Шаульская Н.И. – Р-на-Д., «Феникс», 2005.



12.Школа интересных каникул./ Огнева С.Г. и др.- Волгоград: «Учитель», 2007.

13.Программа организации летнего отдыха «Экоград» / Соловых О.А., Шверид С.И., Савченко А.В. – МАУ ДО «ЦДТ» Промышленного района, Оренбург, 2017г.

14.Организационно-правовое сопровождение летней оздоровительной кампании на базе общеобразовательных учреждений (методические рекомендации) 2012 г.

























































6.ПРИЛОЖЕНИЕ

Советы и рекомендации по проведению лагерной смены

Ответственность за жизнь и здоровье детей

Совет 1. Дети лагерной смены должны иметь представление о том, что такое опасность для жизни и здоровья.

Следует не только провести инструктаж по технике безопасности, но и необходимо серьезно убедить ребят в том, что в любом месте человека могут подстерегать риски и опасности, но не надо паниковать, нужно просто думать о том, как сохранить свое здоровье и жизнь.

«Каждый может остаться здоровым, если будет чаще думать о последствиях собственных действий»

Совет 2. Познакомьтесь с медицинскими картами детей или переговорите с родителями о здоровье их детей.

Особенно внимательно нужно отнестись к жалобам малышей. Никакие самые неотложные дела не могут быть оправданием, если больной ребенок не получит необходимой помощи.

Совет 3. Периодически проверять площадки, на которых находятся воспитанники.

Наши дети часто находят приключения с последующими травмами там, где взрослому просто не придет в голову их поискать: им всегда хочется куда-то залезть, усесться, прислониться и т.д.

В перечень потенциально опасных факторов можно отнести:

торчащие из земли острые корни, арматуру;

разбитое стекло, банки, бутылки, разбросанный строительный мусор;

лужи, разлитую воду, на чем можно поскользнуться;

ветхие строения, незакрепленные ворота для мини-футбола.

Совет 4. Важно в каждый момент смены знать, где находятся ребята.

Воспитанники же обязуются соблюдать такие правила:

при необходимости отлучиться за пределы лагеря получают разрешение от начальника лагеря при заявлении от родителей.

Совет 5. Собираясь на экскурсию, в поход, важно проверить, как одеты дети. Одежда должна соответствовать погоде. О предстоящем выходе детей необходимо предупредить накануне.

Совет 6. Внимательно следить за тем, что едят и пьют дети вне стен столовой.

Совет 7. Не проявлять самодеятельности в изменение инструкций и распоряжений начальника лагеря.

Совет 8. Оперативно реагировать на возникающие обстоятельства.

Ответственность за межличностные отношения

Совет1. Задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются друг от друга положительными и отрицательными эмоциями.

Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги. Воспитанию терпимости, снисходительности друг к другу содействуют многие приемы. Широка известная норма – «закон доброго отношения к людям».

Совет 2. Опираться на лидеров, поддерживать «еретиков», защищать «выпадающих».

Совет 3. Ничего так не содействует хорошим межличностным отношениям, как правильно организованная совместная деятельность.

Совет 3. Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, национальностям.

Совет 4. Необходимо занять позицию ответственности за то, что желая или не желая того, педагог формирует будущее – те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей. Значит, ему надо быть мудрым в оценках и высказываниях.

3.Организация деятельности временного детского объединения

Совет 1. Поделись заботою своей.

Надо определить меру делегирования полномочий своим воспитанникам – лидерам.

Совет 2. Культура начинается с нормы.

Чтобы организовать детей, следует формировать организующую их культуру. Организованность отряда зависит от наличия корпоративной микрокультуры – системы знаков, символов и их значений. Символы могут быть: музыкальными – отрядные песни; визуальными – эмблемы; словесными – девизы, речевки, названия; предметными – атрибуты; действенными – ритуалы. Для полноценной корпоративной культуры отряда должны быть представлены все пять групп символов. Придумывание названия и всех символических атрибутов может стать весьма веселым и захватывающим занятием.

Совет 3. Приучение к порядку в начале смены – залог спокойной работы. Особенно важны в этом смысле первые 3-4 дня (оргпериод или период адаптации). В это время закладываются такие нормы, как общий сбор перед походом в столовую, на экскурсии.

Совет 4. При организации временного коллектива важную роль играет место общего сбора. Здесь должно быть удобно сидеть, должна быть какая–то информация. Оформление отрядного места целесообразно превратить в общее творческое дело.


Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности при  терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

«Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»

«Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Меры доврачебной помощи»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Законы и Заповеди

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Человек - часть природы, а не её властелин.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. По итогам работы летнего экологического лагеря победители получают призы и награды.

Диагностические методики

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Народный форум (фабрика достижений лагеря)


АНКЕТА

«СТЕПЕНЬ КОМФОРТНОСТИ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В летнем лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.


Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов


Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.


Анкета (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере?

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что_____________________________________

Я не хочу, чтобы_________________________________________________

Я хочу, чтобы___________________________________________________

Я боюсь, что____________________________________________________

Пожалуйста, напиши также:

Имя_____________________________

Фамилия_________________________

Анкета (в конце смены)

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

Было ли скучно в лагере?

Было ли тебе страшно?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

Закончи предложения: Я рад, что__________________________________

Мне жаль, что__________________________________________________

Я надеюсь, что_________________________________________________

Твое имя, фамилия и автограф на память ________________________________


Итоговое анкетирование

Фамилия______________________________________________________,

Имя___________________________________________________________.

Пожалуйста, закончи предложение

Самое яркое впечатление за эти дни у меня …

Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …

Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …

Несколько слов о нашем отряде …

Мои впечатления о лагере.

Если бы я был вожатым, то бы я …

Хочу пожелать нашему лагерю «…» …

Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?





16



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации