Программа социально - педагогической направленности по подготовке воспитанников детского дома к успешной социальной адаптации в социуме "Готовимся к самостоятельной жизни"

1
0
Материал опубликован 14 February 2020

Содержание:


1.Пояснительная записка

2. Цель, задачи

3. Принципы реализации программы

4. Содержание программы

5. Ожидаемый результат программы

6. Учебно - тематический план программы

7. Список литературы





























Пояснительная записка


Проблема низкого уровня готовности выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни настолько актуальна, что стала предметом широкого общественного обсуждения. Существующая воспитательная система детских домов не всегда обеспечивает социальное становление воспитанников, их готовность к выбору жизненного пути.

Выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют невысокий адаптационный потенциал, низкий уровень социализации и испытывают недостаток внутренних ресурсов. Проживая в интернатных учреждениях, на всем готовом, по особым твердо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, они оказываются изолированными от реальной жизни.

В результате состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Выпускнику учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.

У воспитанников детских домов масса проблем:

* неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного Человека, Гражданина и Семьянина.

* ограничение социальной активности, недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности создают препятствия на пути интеграции с обществом.

* скудный выбор образов для подражания, усвоение асоциального поведения семьи, в которой он ранее проживал.

* ограниченность их контактов и частичная изолированность, отстраненность от реальной жизни.

Из перечисленных выше проблем можно сделать вывод о том, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны осваивать большой объем содержания социализации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни. Ведь им необходимо научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние ресурсы, реализовать свои жизненные планы. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Цель:подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе.

Задачи:

1. способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;

2. овладение навыками самообслуживания и обустройства быта;

3. формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и институтами (социальными, медицинскими и образовательными организациями и предприятиями жилищно- коммунального хозяйства);

4. воспитание общей этической и нравственной культуры.


Принципы реализации программы

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.

Принцип стратегической целостности определяет единую, целостную стратегию деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия.

Принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений.

Принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.



Содержание программы представлено 3-мя разделами


Азбука кухни.

Жилище, одежда, обувь.

Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.


Работа по данной программе происходит на воспитательных часах, специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных

целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д.

Срок реализации данной программы 2 года. В течение учебного года планируется проведение 36 занятий для первой и второй ступени освоения программы, которые основаны на возраст: 1 ступень – 7-12 лет; 2 ступень – 13-17 лет.


Ожидаемый результат программы


В результате усвоения программы у воспитанников должны быть сформированы следующие знания:

- санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;

- правила ухода за одеждой и обувью;

- знать учреждения культуры и спорта нашего города;

- знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;

- что такое центр занятости населения;

- знать образовательные учреждения города.

У воспитанников должны выработаться следующие умения:

- сервировать стол;

- уметь приготовить элементарные блюда;

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);

- уметь производить мелкий ремонт одежды;

- стирать личное белье;

- уметь пользоваться почтовыми услугами;

- уметь обратиться в УФМС для получения паспорта, прописки выписки;

- обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;

- выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме.








Учебный в план


Блоки

Всего часов в год I ступень

В том числе

Всего часов в год II ступень

В том числе

Теорети-ческих

Практических

Теорети-ческих

Практических

1

Азбука кухни

6

5

1

6

6

0

2

Жилище, одежда, обувь

6

3

3

6

3

3

3

Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами

6

0

6

6

0

6


Всего

18

8

10

18

9

9



Практические занятия по приготовлению простых блюд проводятся в выходные и каникулярные дни



Учебно-тематический план

(I ступень7-12 лет)

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.Азбука кухни

1.1

Самые полезные продукты питания

1

1


1.2

Приготовление простых салатов из сырых овощей

1

1


1.3

Приготовление бутербродов, яичницы

1

1


1.4

Праздник русского самовара

1

1


1.5

Сервировка стола

1


1

1.6

Бытовая техника на кухне

1

1


2.Жилище, одежда, обувь

2.1

Виды жилых помещений

1

1


2.2

Правила ухода за жилыми помещениями

1


1

2.3

Наши помощники в доме

1


1

2.4

Одежда и обувь, их назначение

1

1


2.5

Правила носки, хранение, мелкий ремонт одежды

1

1


2.6

Уход за одеждой и обувью

1


1

3. Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.

3.1

Предприятия города

1


1

3.2

Образовательные и дополнительные организации города

1


1

3.3

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, больницы

1


1

3.4

Общественный транспорт

1


1

3.5

Почта России

1


1

3.6

Учреждения культуры и спорта

1


1


Всего

18

8

10


В конце I ступени

Воспитанники должны знать:

- санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- различные меню, виды бутербродов;

- правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;

- санитарно - гигиенические требования к уходу за жилыми помещениями;

- виды одежды и обуви, снятие мерок (размеры);

- правила ухода за одеждой и обувью;

-знать учреждения культуры и спорта города;

- расписание движения городского, междугороднего транспорта, автовокзалы, автостанции;

- виды медицинских учреждений, их назначение.

Воспитанники должны уметь:

- накрывать на стол с учетом конкретного меню;

- выбирать продукты для приготовления конкретного меню;

- резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу;

- подбирать одежду, обувь по сезону и размеру;

- следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);

- сушить мокрую одежду и обувь, чистить готовить к хранению;

-уметь организовать свой досуг;

- пользоваться почтовыми услугами;

- пользоваться общественным транспортом.


Учебно-тематический план

(IIступень 13-17 лет)


Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.Азбука кухни

1.1

Правильное питание (презентация)

1

1


1.2

Блюда из картофеля

1

1


1.3

Приготовление салатов из отварных овощей

1

1


1.4

Приготовление простых супов

1

1


1.5

Оладьи, блины

1

1


1.6

Бисквитное тесто. Приготовление «шарлотки»

1

1


2.Жилище, одежда, обувь

2.1

Слагаемые комфорта

1

1


2.2

Виды уборки с использованием современных моющих средств

1

1


2.3

Практические советы по уходу за кухонной утварью

1


1

2.4

Стиральная машина, правила использования

1


1

2.5

Ручная стирка и глажение белья

1


1

2.6

Сезонная одежда – правила хранения

1

1


3.Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.

3.1

Администрация города

1


1

3.2

Управление труда и социальной защиты населения

1


1

3.3

Управление федеральной миграционной службы

1


1

3.4

Центр занятости населения

г. Светлограда

1


1

3.5

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства

1


1

3.6

Сбербанк России

1


1


Всего

18

9

9


В конце II ступени

Воспитанники должны знать:

- способы приготовления элементарных блюд;

- сроки и порядок хранения продуктов и готовой пищи;

- виды блюд;

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- санитаро- гигиенические требования по уборке кухни, ванной комнаты санузла;

- технологию мелкого ремонта одежды;

- правила ручной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки;

- знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;

- что такое Центр занятости населения и куда обратится впервые ищущим работу;

- в какую организацию, и к каким специалистам нужно обращаться по возникшим вопросам и проблемами.

Воспитанники должны уметь:

- приготовить элементарные блюда;

- сервировать стол;

- чистить и отваривать овощи;

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- пользоваться средствами бытовой химии;

- выполнять мелкий ремонт одежды;

- сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани;

- обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;

- выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме;

- пользоваться телефоном, телефонным справочником;

- заполнять бланки, квитанции на оплату.










Список литературы


1.ГКУ «Санаторный детский дом № 12» г. Ставрополь «Дополнительнаяобщеразвивающая программа по подготовке воспитанников учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни «Путь к успеху»» г. Ставрополь 2014 г.

2.Авторы – составители А.И. Остроухова, С.М. Шабанова Примерные программы по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной семейной жизни – г. Ставрополь, СКИРО ПК и ПРО, 2012 г.

3.Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963.

4.Вильчанская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальнуюпосле школьную жизнь) // Классный руководитель, 2001, №6

5. Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. – М.: ТОО “СИМС”, 1996.


Интернет ресурсы:

1.https://infourok.ru/

2.model_prof/mir-kotoromu_ty_nuzhen.pdf

3.http://kolosok1.ru/files/doc/programmy/Programma-Shag-v-budushhee.pdf

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации