Программа социально - педагогической направленности по подготовке воспитанников детского дома к успешной социальной адаптации в социуме "Готовимся к самостоятельной жизни"
Содержание:
1.Пояснительная записка
2. Цель, задачи
3. Принципы реализации программы
4. Содержание программы
5. Ожидаемый результат программы
6. Учебно - тематический план программы
7. Список литературы
Пояснительная записка
Проблема низкого уровня готовности выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни настолько актуальна, что стала предметом широкого общественного обсуждения. Существующая воспитательная система детских домов не всегда обеспечивает социальное становление воспитанников, их готовность к выбору жизненного пути.
Выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют невысокий адаптационный потенциал, низкий уровень социализации и испытывают недостаток внутренних ресурсов. Проживая в интернатных учреждениях, на всем готовом, по особым твердо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, они оказываются изолированными от реальной жизни.
В результате состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Выпускнику учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.
У воспитанников детских домов масса проблем:
* неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного Человека, Гражданина и Семьянина.
* ограничение социальной активности, недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности создают препятствия на пути интеграции с обществом.
* скудный выбор образов для подражания, усвоение асоциального поведения семьи, в которой он ранее проживал.
* ограниченность их контактов и частичная изолированность, отстраненность от реальной жизни.
Из перечисленных выше проблем можно сделать вывод о том, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны осваивать большой объем содержания социализации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни. Ведь им необходимо научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние ресурсы, реализовать свои жизненные планы. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Цель:подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе.
1. способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;
2. овладение навыками самообслуживания и обустройства быта;
3. формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и институтами (социальными, медицинскими и образовательными организациями и предприятиями жилищно- коммунального хозяйства);
4. воспитание общей этической и нравственной культуры.
Принципы реализации программы
Принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.
Принцип стратегической целостности определяет единую, целостную стратегию деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия.
Принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений.
Принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.
Содержание программы представлено 3-мя разделами
Азбука кухни.
Жилище, одежда, обувь.
Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.
Работа по данной программе происходит на воспитательных часах, специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных
целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д.
Срок реализации данной программы 2 года. В течение учебного года планируется проведение 36 занятий для первой и второй ступени освоения программы, которые основаны на возраст: 1 ступень – 7-12 лет; 2 ступень – 13-17 лет.
Ожидаемый результат программы
В результате усвоения программы у воспитанников должны быть сформированы следующие знания:
- санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;
- правила ухода за одеждой и обувью;
- знать учреждения культуры и спорта нашего города;
- знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;
- что такое центр занятости населения;
- знать образовательные учреждения города.
У воспитанников должны выработаться следующие умения:
- сервировать стол;
- уметь приготовить элементарные блюда;
- производить сухую и влажную уборку помещений;
- следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);
- уметь производить мелкий ремонт одежды;
- стирать личное белье;
- уметь пользоваться почтовыми услугами;
- уметь обратиться в УФМС для получения паспорта, прописки выписки;
- обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;
- выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме.
Учебный в план
№ | Блоки | Всего часов в год I ступень | В том числе | Всего часов в год II ступень | В том числе | |||
Теорети-ческих | Практических | Теорети-ческих | Практических | |||||
1 | Азбука кухни | 6 | 5 | 1 | 6 | 6 | 0 | |
2 | Жилище, одежда, обувь | 6 | 3 | 3 | 6 | 3 | 3 | |
3 | Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами | 6 | 0 | 6 | 6 | 0 | 6 | |
| Всего | 18 | 8 | 10 | 18 | 9 | 9 | |
| | Практические занятия по приготовлению простых блюд проводятся в выходные и каникулярные дни |
Учебно-тематический план
(I ступень7-12 лет)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | ||||
Теоретических | Практических | ||||||
1.Азбука кухни | |||||||
1.1 | Самые полезные продукты питания | 1 | 1 | | |||
1.2 | Приготовление простых салатов из сырых овощей | 1 | 1 | | |||
1.3 | Приготовление бутербродов, яичницы | 1 | 1 | | |||
1.4 | Праздник русского самовара | 1 | 1 | | |||
1.5 | Сервировка стола | 1 | | 1 | |||
1.6 | Бытовая техника на кухне | 1 | 1 | | |||
2.Жилище, одежда, обувь | |||||||
2.1 | Виды жилых помещений | 1 | 1 | | |||
2.2 | Правила ухода за жилыми помещениями | 1 | | 1 | |||
2.3 | Наши помощники в доме | 1 | | 1 | |||
2.4 | Одежда и обувь, их назначение | 1 | 1 | | |||
2.5 | Правила носки, хранение, мелкий ремонт одежды | 1 | 1 | | |||
2.6 | Уход за одеждой и обувью | 1 | | 1 | |||
3. Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами. | |||||||
3.1 | Предприятия города | 1 | | 1 | |||
3.2 | Образовательные и дополнительные организации города | 1 | | 1 | |||
3.3 | Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, больницы | 1 | | 1 | |||
3.4 | Общественный транспорт | 1 | | 1 | |||
3.5 | Почта России | 1 | | 1 | |||
3.6 | Учреждения культуры и спорта | 1 | | 1 | |||
| Всего | 18 | 8 | 10 |
В конце I ступени
Воспитанники должны знать:
- санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- различные меню, виды бутербродов;
- правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;
- санитарно - гигиенические требования к уходу за жилыми помещениями;
- виды одежды и обуви, снятие мерок (размеры);
- правила ухода за одеждой и обувью;
-знать учреждения культуры и спорта города;
- расписание движения городского, междугороднего транспорта, автовокзалы, автостанции;
- виды медицинских учреждений, их назначение.
Воспитанники должны уметь:
- накрывать на стол с учетом конкретного меню;
- выбирать продукты для приготовления конкретного меню;
- резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу;
- подбирать одежду, обувь по сезону и размеру;
- следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);
- сушить мокрую одежду и обувь, чистить готовить к хранению;
-уметь организовать свой досуг;
- пользоваться почтовыми услугами;
- пользоваться общественным транспортом.
Учебно-тематический план
(IIступень 13-17 лет)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | ||
Теоретических | Практических | ||||
1.Азбука кухни | |||||
1.1 | Правильное питание (презентация) | 1 | 1 | | |
1.2 | Блюда из картофеля | 1 | 1 | | |
1.3 | Приготовление салатов из отварных овощей | 1 | 1 | | |
1.4 | Приготовление простых супов | 1 | 1 | | |
1.5 | Оладьи, блины | 1 | 1 | | |
1.6 | Бисквитное тесто. Приготовление «шарлотки» | 1 | 1 | | |
2.Жилище, одежда, обувь | |||||
2.1 | Слагаемые комфорта | 1 | 1 | | |
2.2 | Виды уборки с использованием современных моющих средств | 1 | 1 | | |
2.3 | Практические советы по уходу за кухонной утварью | 1 | | 1 | |
2.4 | Стиральная машина, правила использования | 1 | | 1 | |
2.5 | Ручная стирка и глажение белья | 1 | | 1 | |
2.6 | Сезонная одежда – правила хранения | 1 | 1 | | |
3.Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами. | |||||
3.1 | Администрация города | 1 | | 1 | |
3.2 | Управление труда и социальной защиты населения | 1 | | 1 | |
3.3 | Управление федеральной миграционной службы | 1 | | 1 | |
3.4 | Центр занятости населения г. Светлограда | 1 | | 1 | |
3.5 | Предприятия жилищно-коммунального хозяйства | 1 | | 1 | |
3.6 | Сбербанк России | 1 | | 1 | |
| Всего | 18 | 9 | 9 |
В конце II ступени
Воспитанники должны знать:
- способы приготовления элементарных блюд;
- сроки и порядок хранения продуктов и готовой пищи;
- виды блюд;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
- санитаро- гигиенические требования по уборке кухни, ванной комнаты санузла;
- технологию мелкого ремонта одежды;
- правила ручной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки;
- знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;
- что такое Центр занятости населения и куда обратится впервые ищущим работу;
- в какую организацию, и к каким специалистам нужно обращаться по возникшим вопросам и проблемами.
Воспитанники должны уметь:
- приготовить элементарные блюда;
- сервировать стол;
- чистить и отваривать овощи;
- производить сухую и влажную уборку помещений;
- пользоваться средствами бытовой химии;
- выполнять мелкий ремонт одежды;
- сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани;
- обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;
- выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме;
- пользоваться телефоном, телефонным справочником;
- заполнять бланки, квитанции на оплату.
Список литературы
1.ГКУ «Санаторный детский дом № 12» г. Ставрополь «Дополнительнаяобщеразвивающая программа по подготовке воспитанников учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни «Путь к успеху»» г. Ставрополь 2014 г.
2.Авторы – составители А.И. Остроухова, С.М. Шабанова Примерные программы по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной семейной жизни – г. Ставрополь, СКИРО ПК и ПРО, 2012 г.
3.Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963.
4.Вильчанская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальнуюпосле школьную жизнь) // Классный руководитель, 2001, №6
5. Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. – М.: ТОО “СИМС”, 1996.
Интернет ресурсы:
1.https://infourok.ru/
2.model_prof/mir-kotoromu_ty_nuzhen.pdf
3.http://kolosok1.ru/files/doc/programmy/Programma-Shag-v-budushhee.pdf