Программа «Социально-бытовая ориентировка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой ориентировке. Программа по социально – бытовой ориентировке предназначена для учащихся общеобразовательных классов школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
У детей замедлены и заметно отстают от нормы развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, то это обстоятельство учитывается при осуществлении инклюзивное (коррекционное) обучение с данными учениками. Учитываются особенности физического и умственного состояния детей.
Социальная ориентировка представляет собой механизм социализации, позволяющий учащимся принимать активное участие в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.
При проведении занятий по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. Общее количество часов в год – 34 часа.
Цель программы:
Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Задачи программы:
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формирование представления о чистоте и порядке в помещении.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.
Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.
Воспитание позитивных качеств личности.
Развитие умений, необходимых для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.
Планирование занятий по программе социально-бытовая ориентировка
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении программы «Социально-бытовая ориентировка». |
1 |
2 |
Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний). |
1 |
3 |
Осанка - стройная спина. |
1 |
4 |
Уход за волосами. Причёски. |
1 |
5 |
Виды одежды и головных уборов, их назначение. |
1 |
6 |
Виды обуви, их назначение, уход за обувью. |
1 |
7 |
Правила выбора обуви и одежды. |
1 |
8 |
Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека. |
1 |
9 |
Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита. |
1 |
10 |
Заваривание чая. Лесные чаи. |
1 |
11 |
Приготовление бутербродов. |
1 |
12 |
Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки. |
1 |
13 |
Сервировка стола к завтраку. |
1 |
14 |
Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? |
1 |
15 |
Поведение в общественном месте. |
1 |
16 |
Поведение дома, в кафе, столовой |
1 |
17 |
Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека. |
1 |
18 |
Музыка. Великие композиторы. Домашние аудиоколлекции. |
1 |
19 |
Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии. |
1 |
20 |
Уроки городской безопасности |
1 |
21 |
Осторожно-огонь! Правила противопожарной безопасности. |
1 |
22 |
Виды жилых помещений в городе, деревне. |
1 |
23 |
Правила уборки комнаты. Уроки Золушки. |
1 |
24 |
Рациональная расстановка мебели в комнате. Интерьер. |
1 |
25 |
Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого? |
1 |
26 |
Кто помогает мне сохранить здоровье? |
1 |
27 |
Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. |
1 |
28 |
Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине. |
1 |
29 |
Экскурсия в продовольственный магазин. |
1 |
30 |
Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений. |
1 |
31 |
Экологический рейд на природу |
1 |
32 |
Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней. |
1 |
33 |
Уход за саженцами. |
1 |
34 |
Посадка деревьев и кустарников на территории школы. |
1 |
Всего: |
34 |
Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 8 «Г» (ОВЗ) класса
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Уход за руками и ногами. |
1 |
2 |
Как сохранить здоровыми зубы? |
1 |
3 |
Правила закаливания. |
1 |
4 |
Полезные и вредные привычки. |
1 |
5 |
Повседневная и регулярная уборка. Пылесос. |
1 |
6 |
Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна. |
1 |
7 |
Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями. |
1 |
8 |
Наш двор. Осенние работы на участке. |
1 |
9 |
Экология жилища |
1 |
10 |
Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля. |
1 |
11 |
Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля. |
1 |
12 |
Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину. |
1 |
13 |
Питание человека. Овощи, приготовленные на пару |
1 |
14 |
Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков. |
1 |
15 |
Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей. |
1 |
16 |
Уход за сезонной одеждой и обувью. |
1 |
17 |
Телефон. Телефонная книга. Правила пользования. |
1 |
18 |
Культура речи. Телефон доверия. |
1 |
19 |
Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье. |
1 |
20 |
Организация семейных праздников. |
1 |
21 |
Основы безопасности жизнедеятельности человека |
1 |
22 |
Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах |
1 |
23 |
Пешеход. Безопасность пешехода |
1 |
24 |
Безопасное поведение в бытовых ситуациях |
1 |
25 |
Экскурсия на общественном транспорте |
1 |
26 |
Экскурсия в музей |
1 |
27 |
Здоровье и его главные законы. |
1 |
28 |
Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест) |
1 |
29 |
Рациональное питание |
1 |
30 |
Город и мы. Дисциплина улицы. |
1 |
31 |
Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке |
1 |
32 |
Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение? |
1 |
33 |
Как научиться хорошим манерам? |
1 |
34 |
Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней. |
1 |
Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 9 «В» (ОВЗ) класса
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды). |
1 |
2 |
Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. |
1 |
3 |
Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности). |
1 |
4 |
Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение). |
1 |
5 |
Основы современного этикета. |
1 |
6 |
Правила гостеприимства. |
1 |
7 |
Подарки. |
1 |
8 |
Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора. |
1 |
9 |
Мы христиане. Заповеди. Посты. Праздники. |
1 |
10 |
1 |
|
11 |
Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность. |
1 |
12 |
Роль и место обеда в дневном рационе питания. |
1 |
13 |
Приготовление первых блюд. |
1 |
14 |
Салаты - основа питания. Приготовление салатов. |
1 |
15 |
Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. |
1 |
16 |
Виды мебели и уход за ней. |
1 |
17 |
Генеральная уборка жилого помещения. |
1 |
18 |
Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом. |
1 |
19 |
Обустройство гостиной и прихожей комнат. |
1 |
20 |
Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции. |
1 |
21 |
Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет. |
1 |
22 |
Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. |
1 |
23 |
Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства. |
1 |
24 |
Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. |
1 |
25 |
Экскурсия в Сбербанк |
1 |
26 |
Взаимоотношения с родителями. |
1 |
27 |
Самооценка. Ответственность за себя. |
1 |
28 |
Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр. |
1 |
29 |
Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду... |
1 |
30 |
Уход за больными в домашних условиях. |
1 |
31 |
Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики). |
1 |
32 |
Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. |
1 |
33 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни. |
1 |
34 |
Посещение ЦЗН с целью получения профконсультаций в выборе профессий и рода трудовой деятельности с учётом личностных качеств. |
1 |
Всего: |
34 |