12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максим Андреевич1641
Высшее педагогическое образование. Окончил ЯГПУ имени К.Д. Ушинского по специальности "Безопасность жизнедеятельности". Имею второе образование "Менеджмент организации". Педагогический стаж моей работы составляет более 10 лет.Высшая категория.
Россия, Ярославская обл., Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию  новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой ориентировке. Программа по социально – бытовой ориентировке предназначена для учащихся общеобразовательных классов школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

У детей замедлены и заметно отстают от нормы развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, то это обстоятельство учитывается при осуществлении инклюзивное (коррекционное) обучение с данными учениками. Учитываются особенности физического и умственного состояния детей.

Социальная ориентировка представляет  собой механизм социализации, позволяющий  учащимся принимать активное участие  в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.  

При проведении занятий по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. Общее количество часов в год – 34 часа.

Цель программы: 

Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Задачи программы: 

Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне. 

Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

Формирование представления о чистоте и порядке в помещении.

Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.

Воспитание позитивных качеств личности. 

Развитие умений, необходимых для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.


 


 


 


 

Планирование занятий по программе социально-бытовая ориентировка

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)

п/п

Название темы

Количество часов

1

Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа  о содержании и значении программы «Социально-бытовая ориентировка».  

1

2

Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний).

1

3

Осанка - стройная спина.

1

4

Уход за волосами. Причёски.

1

5

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1

6

Виды обуви, их назначение, уход за обувью.

1

7

Правила выбора обуви и одежды.

1

8

Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты      растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека.

1

9

Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита.  

1

10

Заваривание чая. Лесные чаи.  

1

11

Приготовление бутербродов.

1

12

Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки.

1

13

Сервировка стола к завтраку.

1

14

Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов?

1

15

Поведение в общественном месте.

1

16

Поведение дома, в кафе, столовой

1

17

Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека.                      

1

18

Музыка. Великие композиторы. Домашние аудиоколлекции.                      

1

19

Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии.  

1

20

Уроки городской безопасности

1

21

Осторожно-огонь! Правила противопожарной безопасности.

1

22

Виды жилых помещений в городе, деревне.

1

23

Правила уборки комнаты. Уроки Золушки.

1

24

Рациональная расстановка мебели в комнате. Интерьер.

1

25

Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?

1

26

Кто помогает мне сохранить здоровье?

1

27

Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.

1

28

Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине.

1

29

Экскурсия в продовольственный магазин.

1

30

Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений.    

1

31

Экологический рейд на природу

1

32

Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады  цветочных однолетних культур, луковиц, клубней.

1

33

Уход за саженцами.                                                                          

1

34

Посадка деревьев и кустарников на территории школы.        

1

 

Всего:

34

Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 8 «Г» (ОВЗ) класса

п/п

Название темы

Количество часов

1

Уход за руками и ногами.

1

2

Как сохранить здоровыми зубы?

1

3

Правила закаливания.

1

4

Полезные и вредные привычки.

1

5

Повседневная и регулярная уборка. Пылесос.  

1

6

Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна.

1

7

Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями.

1

8

Наш двор. Осенние работы на участке.

1

9

Экология жилища

1

10

Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля.

1

11

Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля.

1

12

Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину.

1

13

Питание человека. Овощи, приготовленные на пару

1

14

Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков.

1

15

Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых  тканей.

1

16

Уход за сезонной одеждой и обувью.    

1

17

Телефон. Телефонная книга. Правила пользования.

1

18

Культура речи. Телефон  доверия.

1

19

Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье.  

1

20

Организация семейных праздников.

1

21

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

22

Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах

1

23

Пешеход. Безопасность пешехода

1

24

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

25

Экскурсия на общественном транспорте

1

26

Экскурсия в музей

1

27

Здоровье и его главные законы.  

1

28

Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест)        

1

29

Рациональное питание

1

30

Город и мы. Дисциплина улицы.                                                              

1

31

Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке

1

32

Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке,  приглашение?

1

33

Как научиться хорошим манерам?                                                            

1

34

Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады  цветочных однолетних культур, луковиц, клубней.

1

 

Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 9 «В» (ОВЗ) класса

п/п

Название темы

Количество часов

1

Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды).    

1

2

Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде.

1

3

Правила  выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей,  характера деятельности).

1

4

Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение).

1

5

Основы современного этикета.

1

6

Правила гостеприимства.    

1

7

Подарки.  

1

8

Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора.    

1

9

Мы христиане. Заповеди. Посты. Праздники.

1

10

Древние образы в современных народных игрушках.

1

11

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность.

1

12

Роль и место обеда в дневном рационе питания.                        

1

13

Приготовление первых блюд.

1

14

Салаты - основа питания. Приготовление салатов.

1

15

Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

1

16

Виды мебели и уход за ней.            

1

17

Генеральная уборка жилого помещения.                                                  

1

18

Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла.  Уход за кухней и санузлом.

1

19

Обустройство гостиной и прихожей комнат.                                          

1

20

Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции.  

1

21

Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет.

1

22

Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.                  

1

23

Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства.

1

24

Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.

1

25

Экскурсия в Сбербанк

1

26

Взаимоотношения с родителями.

1

27

Самооценка. Ответственность за себя.

1

28

Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и  гриппа. Домашняя аптечка. Термометр.

1

29

Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду...         

1

30

Уход за больными в домашних условиях.                                                

1

31

Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики).

1

32

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

1

33

Профилактика пожаров в повседневной жизни.

1

34

Посещение ЦЗН с целью получения профконсультаций в выборе профессий и рода трудовой деятельности с учётом личностных качеств.

1

 

Всего:

34

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.