Программа социально-педагогического сопровождения одарённых детей (1–4 классы)
Программы социально-педагогического сопровождения одаренных детей
Пояснительная записка
Требования современного мира все более усложняются, на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.
Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе. Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала Российской федерации. В связи с этим актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов, социальных педагогов о возможностях социально-педагогического сопровождения одаренных, талантливых детей.
Одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных, талантливых детей в школе широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их социально-педагогического сопровождения.
Работа по развитию таких детей может быть реализована в рамках общешкольной программы при условии специально организованного социально-педагогического сопровождения.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.
Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся у школьника способностей и коррекции факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создаёт условия для выявления, сохранения и развития одарённых детей, реализацию индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся. Реализация программы позволит развить систему работы с одарёнными детьми, повысить квалификацию педагогических работников, организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей.
Целью программы является создание социально-педагогических условий для сохранения и развития одарённости у младших школьников.
Задачи программы:
повышение уровня индивидуальных достижений одарённых детей в различных областях;
повышение педагогической компетенции родителей в воспитании одарённого ребёнка;
повышение уровня компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми;
организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования и организациями, реализующими дополнительное образование.
Участники реализации программы:
В реализации программы принимают участие одарённые учащиеся начальных классов, специалисты, работающие с одарёнными детьми, администрация образовательного учреждения, родители, педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации программы:
Сентябрь 2016 год - май 2018 год.
Этапы программы:
1. Диагностический (сентябрь-октябрь 2016 года).
Целью данного этапа является выявление одарённых детей учащихся начальной школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №36» Петропавловск-Камчатского городского округа. Для этого были проведены диагностические методики и проанализирована работа дополнительного образования в учебном учреждении.
2. Содержательно-созидательный (ноябрь 2016 года – март 2018 года).
Данный этап работы включал в себя три направления работы социального педагога с детьми, специалистами, родителями.
3. Рефлексивный (апрель-май 2018 года).
Данный этап подразумевает под собой подведение итогов, анализа проделанной работы.
Ожидаемые результаты при реализации данной программы:
повышение ответственности и педагогической компетентности родителей в развитии собственных детей;
повышение уровня компетентности педагогов и специалистов дополнительного образования в работе с одарёнными детьми начальной школы;
повышение уровня индивидуальных (интеллектуальных, творческих, академических, социальных, психомоторных) достижений одарённых детей в образовательных областях (городских, краевых, всероссийских);
повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
План работы
Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
Проведение диагностических мероприятий по выявлению одарённых детей. |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Сентябрь 2016 год |
||
2. |
Изучение индивидуальных достижений одарённых детей. |
Социальный педагог, учителя (классные руководители). |
Октябрь 2016 год |
||
3. |
Организация дополнительного образования на базе школы. |
Социальный педагог, педагоги дополнительного образования. |
Ноябрь-декабрь 2016 года |
||
4. |
Заключение договоров сотрудничества с организациями, осуществляющими дополнительное образование. |
Социальный педагог, администрация ОУ. |
Ноябрь-декабрь 2016 года |
||
5. |
Организация посещения музеев, выставок. |
Социальный педагог. |
В течение 2017 года |
||
6. |
Участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, фестивалях. |
Социальный педагог, учителя, педагоги дополнительного образования. |
2017- 2018 год |
||
Социально-педагогическое сопровождение в работе с родителями |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
Курсы «Наши одарённые дети». |
Социальный педагог. |
2017-2018 год |
||
2. |
Родительское собрание «Мой ребёнок одарённый». |
Учителя (классные руководители), социальный педагог. |
Декабрь 2016 год |
||
3. |
Лекторий «Трудность взаимоотношений с одарёнными детьми». |
Социальный педагог, педагог-психолог. |
Январь 2017 год |
||
4. |
Круглый стол «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка». |
Социальный педагог, учителя, педагог-психолог. |
Май 2017 год |
||
5. |
Родительский всеобуч. |
Социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе. |
Декабрь 2017 год |
||
6. |
Сопровождение детей на различные мероприятия. |
Социальный педагог. |
В течение реализации программы |
||
7. |
Индивидуальные консультации. |
Социальный педагог, учителя, педагог-психолог. |
Ежедневно, в течение реализации программы. |
||
Социально-педагогическое сопровождение в работе со специалистами |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
Интерактивные курсы «Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС». |
Социальный педагог. |
Февраль 2017 год |
||
2. |
Лекция на тему «Работа с учащимися, проявляющими высокую степень мотивации к учебно-познавательной деятельности». |
Социальный педагог, КГОАУ Центр образования «Эврика». |
Апрель 2017 год |
||
3. |
Школьное методическое объединение (ШМО) |
Социальный педагог, руководители школьного методического объединения. |
Ноябрь 2016 год |
||
4. |
Семинар «Совершенствование предметно-методической компетентности педагога как одно из условий достижения образовательных результатов». |
Социальный педагог, администрация школы, КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования». |
Май 2017 год |
||
5. |
Проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности». |
Социальный педагог, ассоциация специалистов в сфере превентивного образования. |
Декабрь 2017 года- март 2018 года |
||
6. |
Вебинар на тему «Специфика и содержание работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС». |
Социальный педагог. |
Март 2017 год |
||
7. |
Всероссийская педагогическая конференция. |
Социальный педагог, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, психолог и медицинский работник. |
Январь 2018 год |
||
8. |
Выставка книг и журналов об одарённых детях. |
Социальный педагог, библиотекарь. |
Январь 2017 год |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вопросы одаренности: от теории к практике. Диагностика одаренности. Программа работы с одаренными детьми. Психолого-педагогические аспекты одаренности. // Завуч, 2009. – №8. – 138 с.
2. Дементьева Л. А. Диагностика детской одарённости: методические рекомендации для специалистов, работающих с одарёнными детьми. Курган, 2009. – 36 с.
3. Кириенко Т. Ж. Система работы с одаренными детьми //Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №9. – 35 с.
4. Леонтович А. В Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №2. – 45 с.
5. Платунова Е. Ю. Материалы для организации работы с одаренными детьми//Практика административной работы в школе, 2012. – №4. – 40 с.
6. Романова М. В., Карпунина В. А. Дополнительного образования детей – «среда успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных//Методист, 2012. – №2. – 62 с.
7. Сапожников И. В. Разработка и внедрение социально-педагогических проектов - Ровно, РГГУ, 2010. – 114 с.
8. Сатынская А. К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей //Одар. ребенок. Библиогр., 2010. – № 6. – 55 с.
9. Темчишена С. П. Организация работы с одаренными детьми в условиях учреждения ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2010. – №11. – 34 с.
10. Тулупова О. В., Ковкина И. В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей//Методист, 2012. – №1. – 27 с.