Программа социально-педагогического сопровождения одарённых детей (1–4 классы)

3
0
Материал опубликован 23 June 2018

Программы социально-педагогического сопровождения одаренных детей

Пояснительная записка

Требования современного мира все более усложняются, на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.

Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе. Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала Российской федерации. В связи с этим актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов, социальных педагогов о возможностях социально-педагогического сопровождения одаренных, талантливых детей.

Одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных, талантливых детей в школе широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их социально-педагогического сопровождения.

Работа по развитию таких детей может быть реализована в рамках общешкольной программы при условии специально организованного социально-педагогического сопровождения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.

Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся у школьника способностей и коррекции факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создаёт условия для выявления, сохранения и развития одарённых детей, реализацию индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся. Реализация программы позволит развить систему работы с одарёнными детьми, повысить квалификацию педагогических работников, организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей.

Целью программы является создание социально-педагогических условий для сохранения и развития одарённости у младших школьников.

Задачи программы:

повышение уровня индивидуальных достижений одарённых детей в различных областях;

повышение педагогической компетенции родителей в воспитании одарённого ребёнка;

повышение уровня компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми;

организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования и организациями, реализующими дополнительное образование.

Участники реализации программы:

В реализации программы принимают участие одарённые учащиеся начальных классов, специалисты, работающие с одарёнными детьми, администрация образовательного учреждения, родители, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации программы:

Сентябрь 2016 год - май 2018 год.

Этапы программы:

1. Диагностический (сентябрь-октябрь 2016 года).

Целью данного этапа является выявление одарённых детей учащихся начальной школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №36» Петропавловск-Камчатского городского округа. Для этого были проведены диагностические методики и проанализирована работа дополнительного образования в учебном учреждении.

2. Содержательно-созидательный (ноябрь 2016 года – март 2018 года).

Данный этап работы включал в себя три направления работы социального педагога с детьми, специалистами, родителями.

3. Рефлексивный (апрель-май 2018 года).

Данный этап подразумевает под собой подведение итогов, анализа проделанной работы.

Ожидаемые результаты при реализации данной программы:

повышение ответственности и педагогической компетентности родителей в развитии собственных детей;

повышение уровня компетентности педагогов и специалистов дополнительного образования в работе с одарёнными детьми начальной школы;

повышение уровня индивидуальных (интеллектуальных, творческих, академических, социальных, психомоторных) достижений одарённых детей в образовательных областях (городских, краевых, всероссийских);

повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

План работы

Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми

п/п

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Проведение диагностических мероприятий по выявлению одарённых детей.

Социальный педагог, педагог-психолог

Сентябрь 2016 год

2.

Изучение индивидуальных достижений одарённых детей.

Социальный педагог, учителя (классные руководители).

Октябрь 2016 год

3.

Организация дополнительного образования на базе школы.

Социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Ноябрь-декабрь

2016 года

4.

Заключение договоров сотрудничества с организациями, осуществляющими дополнительное образование.

Социальный педагог, администрация ОУ.

Ноябрь-декабрь

2016 года

5.

Организация посещения музеев, выставок.

Социальный педагог.

В течение 2017 года

6.

Участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

Социальный педагог, учителя, педагоги дополнительного образования.

2017- 2018

год

Социально-педагогическое сопровождение в работе с родителями

п/п

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1.

Курсы «Наши одарённые дети».

Социальный педагог.

2017-2018 год

2.

Родительское собрание «Мой ребёнок одарённый».

Учителя (классные руководители), социальный педагог.

Декабрь

2016 год

3.

Лекторий «Трудность взаимоотношений с одарёнными детьми».

Социальный педагог, педагог-психолог.

Январь

2017 год

4.

Круглый стол «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка».

Социальный педагог, учителя, педагог-психолог.

Май

2017 год

5.

Родительский всеобуч.

Социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе.

Декабрь 2017 год

6.

Сопровождение детей на различные мероприятия.

Социальный педагог.

В течение реализации программы

7.

Индивидуальные консультации.

Социальный педагог, учителя, педагог-психолог.

Ежедневно, в течение реализации программы.

Социально-педагогическое сопровождение в работе со специалистами

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Интерактивные курсы «Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС».

Социальный педагог.

Февраль 2017 год

2.

Лекция на тему «Работа с учащимися, проявляющими высокую степень мотивации к учебно-познавательной деятельности».

Социальный педагог,

КГОАУ Центр образования «Эврика».

Апрель 2017 год

3.

Школьное методическое объединение (ШМО)

Социальный педагог, руководители школьного методического объединения.

Ноябрь 2016 год

4.

Семинар «Совершенствование предметно-методической компетентности педагога как одно из условий достижения образовательных результатов».

Социальный педагог, администрация школы, КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования».

Май

2017 год

5.

Проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности».

Социальный педагог, ассоциация специалистов в сфере превентивного образования.

Декабрь 2017 года-

март

2018 года

6.

Вебинар на тему «Специфика и содержание работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС».

Социальный педагог.

Март

2017 год

7.

Всероссийская педагогическая конференция.

Социальный педагог, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, психолог и медицинский работник.

Январь 2018 год

8.

Выставка книг и журналов об одарённых детях.

Социальный педагог, библиотекарь.

Январь 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вопросы одаренности: от теории к практике. Диагностика одаренности. Программа работы с одаренными детьми. Психолого-педагогические аспекты одаренности. // Завуч, 2009. – №8. – 138 с.

2. Дементьева Л. А. Диагностика детской одарённости: методические рекомендации для специалистов, работающих с одарёнными детьми. Курган, 2009. – 36 с.

3. Кириенко Т. Ж. Система работы с одаренными детьми //Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №9. – 35 с.

4. Леонтович А. В Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №2. – 45 с.

5. Платунова Е. Ю. Материалы для организации работы с одаренными детьми//Практика административной работы в школе, 2012. – №4. – 40 с.

6. Романова М. В., Карпунина В. А. Дополнительного образования детей – «среда успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных//Методист, 2012. – №2. – 62 с.

7. Сапожников И. В. Разработка и внедрение социально-педагогических проектов - Ровно, РГГУ, 2010. – 114 с.

8. Сатынская А. К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей //Одар. ребенок. Библиогр., 2010. – № 6. – 55 с.

9. Темчишена С. П. Организация работы с одаренными детьми в условиях учреждения ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2010. – №11. – 34 с.

10. Тулупова О. В., Ковкина И. В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей//Методист, 2012. – №1. – 27 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации