12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пиотрович Наталья Алексеевна116
Образование: 1)высшее - "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина". Факультет русской филологии и национальной культуры.Квалификация: русский язык и литература. Специальность: учитель русского языка и литературы; 2) учитель музыки.
Россия, Рязанская обл., Рязань

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сынтульская средняя общеобразовательная школа»










«Выявление и сопровождение музыкально - одаренных детей на уроках музыки

и методы работы с ними»


Учитель музыки

высшей квалификационной категории

Пиотрович Н.А.











2020 – 2021 учебный год




СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение ................................................................................................. ………….3

II. Основная часть

1. Общая характеристика одаренности……………………………………...............4

2.Понятие «Музыкальной одаренности»……………………………………………5

3.Система педагогической деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей…………………………………………............................. .......................6

4. Этапы работы по выявлению одаренных детей………………………………….7

5. Методические принципы сопровождения………………………………………10

6.Результаты работы………………………………………………………………...11

III. Заключение……………………………………………………………..…..........13

I V. Информационные источники.............................................................................14

Приложения…………………………………………………………………………………. 15



















I. Введение

Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными детьми.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что за период обучения в начальной школе 30% одаренных детей снижают показатели интеллектуального и творческого развития. В связи с этим можно утверждать, что проблема «частичного затрагивания» в школьном обучении подлинных возможностей одаренных младших школьников по-прежнему остается актуальной.











II. Основная часть

1.Общая характеристика одарённости

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Основой работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

Современные трактовки одаренности позволяют выделить следующие ее виды:

Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);

Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);

Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);

Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).
















2.Понятие «Музыкальной одаренности»

По роду своей деятельности большое внимание я уделяю работе с детьми, имеющими выраженные музыкальные способности.

Что же такое музыкальность и музыкальная одаренность? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой.

Итак, Б.М.Теплов (крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей)  выявляет три основные музыкальные способности:

ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты.

При работе с музыкально - одарёнными детьми, прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три вышеуказанные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже (Никонова Алина, Грушин Вова) развиваются труднее.

Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в раннем возрасте на основе наблюдения и изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха.

3.Система педагогической деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей

Учебная деятельность тесно связана с внеклассной работой по предмету, которая направлена на развитие творческих способностей учащихся.

Прежде чем представить особенности работы с одаренными детьми должна отметить, что основным содержанием музыкального воспитания детей является реализуемая мной авторская программа «Развитие музыкальных способностей младших школьников» , а так же программы внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»,объединения дополнительного образования «Мир вокального искусства» и план работы с одарёнными детьми.

Целью работы по выявлению и сопровождению музыкально - одаренных детей является создание условий для реализации и развития творческого возможностей музыкально одаренных школьников.

В своей педагогической деятельности я выделяю следующие основные задачи работы с одаренными детьми:

Задачи:

1.Одной из приоритетных задач в работе является выявление музыкально - одаренных детей и дальнейшее углубленное развитие их музыкальных способностей (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей.

2. Освоение приемов и навыков (звукообразование, звуковедение и т.д.) в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

3.Расширение возможностей для участия музыкально способных и одарённых детей в музыкальных олимпиадах, конкурсах разного уровня, творческих выступлениях.

Основными принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми являются:

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип свободы выбора ребенком сферы музыкальной деятельности;


К методам выявления одаренных детей относятся:

наблюдение;

общение с педагогами и родителями;

работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

фестивали, конкурсы разного уровня, творческие выступления, соревнования.


4. Этапы работы по выявлению одаренных детей

Итак, подробнее остановлюсь на этапах проводимой мною работы.

Диагностический этап: Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения в свободной деятельности. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, в обстановке, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Целью наблюдения является выявление детей с задатками музыкальности, а именно:

Проявляет ли ребёнок интерес к музыке и всему, что с ней связано;

Выражает ли желание петь, танцевать, выступать на сцене;

Использует ли элементы музыкального творчества в произвольной игре, в свободной деятельности.

По характеру общения и поведения на музыкальных занятиях проявляет ли ребёнок:

заинтересованность

инициативность

активность

На данном этапе проводятся так же беседы и консультации с педагогами и родителями.

Таким образом, к группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников музыкальные способности, восприимчивость к теоретическому музыкальному учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

3) испытывают радость от музыкальных занятий уроков музыки.


Итог диагностического этапа:

-создание информационной базы данных одаренных детей (приложение № 4).

Второй этап – вовлечение одаренного ребенка в музыкально - творческую деятельность.

На данном этапе разрабатывается календарно-тематический план, подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, формы занятий, приемы и методы, а так же формы определения итогов.

В своей работе на данном этапе большое внимание я уделяю развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.

Пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и певческую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

Музыкальный материал подбирается с учетом возможностей и предпочтений детей. Он не обязательно должен быть сложнее, но должен быть разнообразным и вариативным.

Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

В своей работе с одарёнными детьми использую следующие формы и методы:

- работа на уроке с более сложными заданиями;

- написание докладов, рефератов, творческих работ;

- работа над проектами и их защита (приложение);

- индивидуальные занятия;

- групповые занятия;

- участие обучающихся в конкурсах различных уровней.

Музыкальные занятия проводится по следующей структуре:

Распевание, пение;

Музыкально-ритмическое движение (развитие чувства ритма, музицирование);

Игра на детских музыкальных инструментах

Слушание музыки;

Пляски, игры, хороводы, танцевально-хореографические номера.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, учитель может помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку; 
- способность к переживанию  музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух; 
- ладовое чувство; 
- чувство ритма;

- формирование навыков сценического поведения.


Третий этап - этап оценки успехов ребёнка. На данном этапе используются такие формы как:

участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;

подготовка сольных номеров для концертных программ и общешкольных мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в школе.


Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

- создание постоянно действующих стендов, победителям и призерам конкурсов различных уровней;

- публичное своевременное поощрение успехов детей и их родителей;

- отправление благодарственных писем родителям;

- отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.













5. Методические принципы сопровождения


Одним из главных принципов в моей работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем (День знаний, Дни воинской славы («Поклон тебе, солдат России!»), «Созвездие талантов», фестиваль детского творчества «Радуга», День Матери, «Новогодняя сказка» Последний звонок, торжественные линейки День защиты детей и др.)

Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и учитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

Учет специфики возрастного и индивидуального развития;

Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.


Для работы с детьми в наличии имеется всё необходимое.

Кабинет музыки оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. За 35 лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а так же диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей. Кабинет музыки оснащен персональным компьютером, в котором собраны и систематизированы материалы (рабочие программы, педагогические проекты, сценарии, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.







6.Результаты работы

Большая работа по выявлению одарённых детей, занятия по внеурочной деятельности и в объединениях дополнительного образования (кружках) дают стабильно высокие результаты на выступлениях различного уровня.

По итогам участия детей в фестивалях и конкурсных программах на муниципальном уровне («Радуга», «Поклон тебе, солдат России!») за последние 2 года результаты следующие:


2019-2020 учебный год

«Радуга»

хор

муниципальный

2

«Радуга»

Младшая вокальная группа

муниципальный

1

«Радуга»

Дуэт Жиркова Мария

Жиркова Екатерина


1

«Радуга»

Кухарь Дпрья


1

«Радуга»

Савина Наталья


1, гран-при

«Поклон тебе, солдат России!»

Младшая вокальная группа


1

«Поклон тебе, солдат России!»

Савина Наталья


3

Итог:

8 призовых мест, из которых:

Гран-при;

1место – 5;

2 место – 1;

3 место – 1.


2020-2021 учебный год

«Поклон тебе, солдат России!»

Савина Дарья


1

«Поклон тебе, солдат России!»

Соцков Сергей


1

«Поклон тебе, солдат России!»

Кухарь Дарья


1

«Поклон тебе, солдат России!»

Хор


1

«Поклон тебе, солдат России!»

Младшая вокальная группа


1

«Радуга»

Хор


2

«Радуга»

Младшая вокальная группа


1

«Радуга»

Савина Дарья


2

«Радуга»

Потапова Виктория


2

«Радуга»

Соцков Сергей


1

«Радуга»

Ломоносов Евгений


3


Итог:

Призовых мест - 11. Из них:

1место – 7;

2 место – 3;

3 место – 1.


































III. Заключение

Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.

От всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, успехов и творчества в работе.




































I V. Информационные источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

2. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.

3. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220с.

5. Информационный сайт: http://nachalnya-shkola.blogspot.ru







































Приложение №4

База данных одарённых детей, обучающихся в МОУ «Сынтульская СОШ»

2017-2018 учебный год















Класс


Категория

одарённости


1

2

3

4

5

6

7

Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников музыкальные способности, восприимчивость к теоретическому музыкальному учению, творческие возможности и проявления


Потапова Виктория


Савина Дарья



Ломоносов Евгений

Соцков Сергей


Имеют доминирующую, активную познавательную потребность

Зуйкова Анна

Торопова Марина


Антипкина Дина

Ларюшкина Екатерина

Николаева Яна

Сафронова Кристина

Фомина Вероника


Боровая Анна

Колчина Дарья

Пчёлкин Даниил

Родин Глеб

Савин Иван

Сильнова Ксения

Соболев Александр

Чумакова Лилия


Акулин Дмитрий

Аниковская Анастасия

Беликова Виктория

Кауркина Валерия

Лёвина Алёна

Лёвина Диана

Шкварин Сергей


Кочетков Руслан



Ларюшкина Елизавета

Панкова Варвара

Шемонаева Анна


Лёвина Дарья

Испытывают радость от музыкальных занятий уроков музыки





Серова Вероника

Никонова Мария

Шибанова Алина




Итого:

0 -2- 0

1- 5 -0

0 -8 -0

1 -7- 0

0-1-3

0-3-0

2-1-0
















База данных одарённых детей, обучающихся в МОУ «Сынтульская СОШ»

2018-2019 учебный год



Класс


Категория

одарённости


1

2

3

4

5

6

7

8

Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников музыкальные способности, восприимчивость к теоретическому музыкальному учению, творческие возможности и проявления

Бахрушина Екатерина

Шандро Василий



Потапова Виктория


Савина Дарья



Ломоносов Евгений

Соцков Сергей


Имеют доминирующую, активную познавательную потребность

Фимин Владимир

Панкова Наталья


Зуйкова Анна

Торопова Марина


Антипкина Дина

Ларюшкина Екатерина

Николаева Яна

Сафронова Кристина

Фомина Вероника


Боровая Анна

Колчина Дарья

Пчёлкин Даниил

Родин Глеб

Савин Иван

Сильнова Ксения

Соболев Александр

Чумакова Лилия


Акулин Дмитрий

Аниковская Анастасия

Беликова Виктория

Кауркина Валерия

Лёвина Алёна

Лёвина Диана

Шкварин Сергей


Кочетков Руслан



Ларюшкина Елизавета

Панкова Варвара

Шемонаева Анна



Испытывают радость от музыкальных занятий уроков музыки

Денисов Кирилл

Пиюков Максим

Коровина Ангелина

Сухова Дарья






Серова Вероника

Никонова Мария

Шибанова Алина




Итого:

2-2-4

2-0-2

1-5-0

0-8-0

1-7-0

0-1-3

0-3-0

2-1-0











План работы с одаренными детьми

на 20018-2019 учебный год.

п/п

Основные мероприятия

Сроки   проведения

Ответственные

1

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, и т.д. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

Пиотрович Н.А.

2

Подготовка песен для концерта, посв. Дню учителя

октябрь

Пиотрович Н.А.

3

Подготовка музыкальных номеров для   концерта, посв. Дню Матери

Ноябрь

Пиотрович Н.А.

4

Подготовка песен к новому году

Декабрь


Пиотрович Н.А

5

Начало оформления творческих работ

Ноябрь

Пиотрович Н.А

6

Творческие работы

Конец ноября


Пиотрович Н.А

8

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Пиотрович Н.А

9

Работа факультативов, кружков

В течение года

Пиотрович Н.А

10

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Пиотрович Н.А


Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

(работа с одаренными детьми)

Учебные планы

Учебники, методическая литература

Дидактические, раздаточные материалы

Наглядные пособия

Компакт-диски по предмету

Компьютерные учебные программы


Дата проведения: 13 февраля 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.