Статья «Педагогическое сопровождение музыкально одарённых детей»
Благодарственное письмо педагогу
DOC / 768 Кб
Индивидуальный образовательный маршрут
музыкально способного ребенка
«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
Практика музыкального воспитания в ДОО показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала:
- с радостью участвуют в подготовке сольных номеров,
- легко усваивают дополнительный материал,
- их привлекает сценическая деятельность.
Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных, талантливых детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
План работы с одарёнными детьми на 2021-2022 учебный год
Тема | Дата | Ответственные |
1.Корректировка списков одаренных детей во всех возрастных группах 2.Участие в конкурсах различного уровня | Сентябрь - октябрь в течение года | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Продолжить смотр-конкурс среди воспитателей «Работа с одаренными детьми» | в течение года | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Работа с родителями. 1.Консультация для родителей " Что нужно знать родителям одаренных детей". 2.Изготовление поздравительных буклетов для мам к празднику День Матери. Работа с воспитанниками. 1.Конкурс рисунков ко Дню Матери. Работа с педагогами. 1.Консультация по изготовлению буклетов. 2.Подготовка к общему родительскому собранию. | Ноябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель |
Работа с родителями. 1.Оформление стендов в группах "День защитников Отечества". Работа с воспитанниками. 2.Конкурс творческих работ "Подарок для папы". Работа с педагогами. 1. Круглый стол "Обмен опытом по работе с одаренными детьми". | Февраль | Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели |
Презентация работы педагогов по работе с одаренными детьми. | Апрель | Воспитатели Музыкальный руководитель |
-Анализ работы с одаренными детьми. -Подведение итогов смотра-конкурса среди педагогов МДОУ «Работа с одаренными детьми». | Май | Воспитатели Музыкальный руководитель |
1.Индивидуальный маршрут сопровождения способного ребёнка
Психолого-педагогический портрет ребенка
Катя Т., 6 лет
Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- раскрыть музыкальные способности;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемые результаты:
- усовершенствована система дополнительного образования;
- участие в конкурсах и концертах;
- создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
У Кати ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Катей был составлен план индивидуальной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, работы, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
План индивидуальной работы
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | 1.Изучение индивидуальных особенностей и интересов. 2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД. 3. Разучивание песни «Бабушки-старушки». 4. Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Октябрь | 1. Выступление на «День пожилого человека». 2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка. 3. Викторина «Угадай мелодию». 4. Дидактическая игра «Музыкальный магазин». 5.Выступление на родительском собрании по теме: «Музыкальное развитие вашего ребенка» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Ноябрь | 1. Игра «Определи жанр музыки». 2. Разучивание песен о маме. 3. Упражнение «Дыхание и звук». 4. Участие в концерте на «День матери». | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Декабрь | 1. Музыкальная гостиная. 2. Развивающие музыкальные игры. 3. Подготовка сольного номера. 4. Сольное выступление на новогоднем утреннике. 5. Беседа «Творческий потенциал дошкольника». | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Январь | 1. Составление картотеки «Любимая песенка». 2. Разгадывание ребусов. 3. Участие в развлечении «Святки». 4. Музыкальная игра «Ритмическое лото». 5. Советы родителям «Музыкальное воспитание в семье». | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Февраль | 1. Выставка рисунков «Сказки Михалкова». 2. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях П. И. Чайковского». 3. Викторина «Его величество – ритм». 4. Разучивание песни на 8 марта. 5. Памятка «Что такое музыкальные способности?» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Март | 1. Выступление на празднике «8 марта». 2. Театрализованная игра «Кот, петух и заяц». 3. Игра на музыкальных инструментах. 4. Участие в конкурсе спортивного танца. 5. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок? » | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Апрель | 1. Игра «Песенка-чудесенка». 2. «Разгадай ребус». 3. Упражнение «Музыкальная лесенка». 4. Подготовка к выступлению на «День Победы». 5. Консультация «Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольника». | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
Май | 1. Участие в концерте «День Победы» 2. Мониторинг эффективности работы. Рекомендации. | Муз.рук. Воспитатели |
В течение года | 1.Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ. 2.Участие в конкурсах. | Муз.рук. Воспитатели |
2.Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения способного дошкольника
Психолого-педагогический портрет ребенка
Егор С., 6 лет
Егор – способный мальчик, но подчас не умеет сдерживать эмоции, «выскакивает» раньше других детей, неусидчивый, не умеет подчиняться правилам и социальным нормам, не умеет радоваться успехам других детей.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной работы, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
План индивидуальной работы
Виды музыкальной деятельности | Проблема | Игры-упражнения для устранения проблемы | |
1. Слушание музыки | 1. Не умеет сдерживать эмоции | Упражнения, развивающие мимику через игру «Обезьянка и тигр», «Аист и лягушка» Г. Насауленко, этюд «Хорошее настроение» Льва-Компанейца | |
2. Не способен к волевым усилиям | «Марш зайчат» 3-х частная форма А.Жилинского, | ||
3. Не может следовать социальным нормам и правилам поведения | Игровое упражнение с предметами «Давай поторгуемся», «Соберем букет» | ||
2. Пение | 1. Отсутствует самоконтроль во время пения | Вокальная игра «Передразнилки», Вокально-логоигра на полу «Тук – тук», «Вышивание» М.Гоголева | |
3. Движение под музыку | 1. Не умеет договариваться | Музыкально-дидактическая игра «Найди пару», Подвижная игра «Иголочка с ниточкой» Т. Островская | |
2. Учитывать интересы и чувства других детей | Музыкально-дидактическая игра «Третий лишний», подвижная игра «Плетень» «Приглашение» р.н.м. | ||
3. Сопереживать неудачам и радоваться их успехам | Музыкально-ритмическая игра «Марш зайчат» 3х ч. форма А.Жилинского | ||
4.Элементарное музицирование | 1. Не умеет подчиняться правилам и социальным нормам | Оркестровая импровизация «Про медведя» ст.К.Некрасовой муз. Д.Кабалевского |
Заключение.
Хочется отметить, что работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Поэтому цель моей работы, как музыкального руководителя, – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в ДОО.
Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально-эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
И, как следствие, у воспитанников детского сада развиваются музыкальные и творческие способности, которые ярко проявляются на занятиях, утренниках, развлечениях и во время различных выступлений наших маленьких артистов!