12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москалева Лилия Викторовна239
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
2

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей». Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

53 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово


«Психолого-педагогическое сопровождение

одарённых и талантливых детей».


Статья


Учитель-логопед Москалева Лилия Викторовна

Организация условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день признано, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные “хобби”. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

В нашем детском саду есть хорошая традиция – каждый год с 2017 по 2022 г.г. учитель-логопед Москалева Лилия Викторовна организует и проводит различные крнкурсы по выявлению одаренных детей.

В марте – апреле 2017 года в нашем детском саду проходил

творческий конкурс «Книга своими руками».

Предложены были номинации:

1. Книжка о Кемерово. Мои любимые места в городе.

2. Кемерово – город будущего. (Если бы я был волшебником).

3. Сказка про маленького кемеровчанина.

Цель конкурса - организация интересного и полезного семейного досуга для воспитанников.

Задачи конкурса:

- повышение интереса дошкольников к книге;

- выявление и поддержка творческого потенциала педагогов и воспитанников, увлеченных литературно-художественным творчеством;

- пополнение книжных уголков детского сада, книгами воспитанников.

Конкурсные работы должны были представлять собой полноценную самодельную книгу, сопровождаемую иллюстрациями, в жанре сказки, фэнтези/приключения, сборника стихотворений (не более трех), энциклопедии.

Участниками конкурса стали воспитанники ДОУ и их родители. Консультационную помощь участникам Конкурса оказывали учитель-логопед, воспитатели. Количество работ, принимаемых от одного участника, не ограничено.

Книги, предоставляемые на конкурс, остаются в группах ДОУ для дальнейшего использования.


С 5 по 16 февраля 20218 года прошел  творческий конкурс

«Мой защитник».

С 20 февраля была оформлена мини-экспозиция творческих работ воспитанников группы.

Конкурс проводится в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества.

Цели и задачи конкурса.
Цель:  Популяризация культурного наследия России, героического прошлого нашего народа, пропаганда боевых традиций, предоставление творческим детям возможности для самовыражения.

Задачи:

Воспитание у детей патриотизма, гражданственности, чувства гордости за свой народ, уважения к защитникам Отечества. Сохранение и развитие традиций служения Родине.

Создать условия для творческого обмена и сотрудничества, самовыражения детей и активизации творчества всех участников конкурса.

Выявление, поддержка и поощрение художественно и литературно одаренных детей. 

С 11 по 25 февраля 2019 года проходил творческий конкурс сочинений

«Театральный калейдоскоп».

Конкурс был организован в рамках проведения мероприятий, посвященных Году театра в России.

Цели и задачи конкурса.
Цель:  Приобщение детей к театральной культуре.

Задачи:

- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

- Создать условия для творческого обмена и сотрудничества, самовыражения детей и активизации творчества всех участников конкурса.

- Выявление, поддержка и поощрение художественно и литературно одаренных детей. 

В творческих работах были отражены различные аспекты темы Конкурса: 

Рассказ о любимом спектакле, о посещении театра с родителями, с друзьями. О своем знакомстве с театрами города Кемерово и других городов. О семейных традициях домашних театров, драматизации произведений в кругу семьи. Сообщения о любимых героях спектаклей, актерах театров.

Все участники конкурса были награждены дипломами в торжественной обстановке.


С 5.02 по 20 апреля 2020 года прошел творческий конкурс «И помнит мир спасённый…», посвящённый 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

С 20 апреля в приёмной каждой группы была оформлена мини-экспозиция творческих работ воспитанников группы.

Конкурс проводился в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы в 2020 году А4-17978 от 18.10.2019, с письмом Минпросвещения России от 27.05.2019 N ТС-1314/04 «О календаре образовательных событий на 2019/2020 учебный год» (вместе с «Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры»), с годовым планом ООП МБДОУ № 53.

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы», — Указ Президента РФ.
Цель конкурса: воспитывать патриотизм и любовь к Родине, формировать знания об исторических фактах и явлениях, воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, развивать у дошкольников память к прошлому.

 Задачи Конкурса:

изучение истории Отечества;

воспитание у дошкольников чувства гордости за свою страну, уважения к истории Отечества;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, уважения к героическому прошлому страны;

привлечение педагогов и семьи к более качественному патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию детей.



с 08.02.2021 г. по 22.02.2021 года прошел конкурс творческих работ «Семейная летопись" в рамках подготовки к 300-летию Кузбасса.

1. Цель Конкурса:

формирование духовного-нравственного единства семьи через составление своей родословной.

Задачи:

- развивать социализацию, уважительное отношения к семейным традициям своего народа, позитивные установки к труду и творчеству;

- сохраненять и развивать семейные и родословные традиции у граждан Кузбасса;

- приобщать к поисково-исследовательской и проектной деятельности;

- воспитывать чувства гордости за своих предков;

- изучать причастность истории семьи и рода к истории Кузбасса, бережное отношение к достижениям предков;

- воспитывать патриотизм и национальное самосознание на основе причастности истории семьи к истории Кузбасса.

Конкурс проводился по 2 номинациям:

Номинация 1: "Родословное древо"

- руководствуясь полученными рекомендациями и собственными идеями, семьи-участники создают генеалогическое древо, оформляя его в выбранном формате, собрав сопутствующие материалы;

Номинация 2: "Генеалогические исследования"

Требования к оформлению конкурсных работ:

- письменная работа (реферат, эссе, сочинение и т.д.) в печатном виде, выполненного шрифтом Times New Roman 14 размера, и в компьютерной версии на электронных информационных носителях с предоставлением изобразительных приложений к тексту поля слева – 2 см, справа – 1,5 см., верхнее и нижнее по 2 см. (нумерация страниц обязательна);

- видео-работы - домашние фильмы об истории семьи (продолжительность до 10 минут);

- презентации в формате Microsoft Power Point (до 50 слайдов).


С 14. 03 по 28. 03. 2022 года проводится конкурс чтецов

«Сказки А. С. Пушкина».

С 28 марта будет оформлена видео-экспозиция творческих работ воспитанников группы.

Целью конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала детей, привлечение интереса к отечественной истории и литературе.

Задачи конкурса чтецов:

возрождение традиции звучащего слова;

пробуждение интереса к чтению;

воспитание литературного и художественного вкуса;

воспитание культуры чтения;

воспитание активной жизненной позиции;

Выявление, поддержка и поощрение художественно и литературно одаренных детей, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Конкретные цели обучения одаренных детей определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями детей.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.