Психолого - педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей
Автор: Ольховченко Э. А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества», с. Кочубеевское, Ставропольский край.
Психолого - педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей.
Современные тенденции реализации индивидуализации образования.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Меняющаяся современная окружающаяся среда требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения.
Реальные социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования. Это - повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Современная система образования все чаще предполагает больше альтернативности и индивидуализации обучения, расширение форм образовательной деятельности. Сейчас актуально - выбор учеником, исходя из его реальных интересов и возможностей, содержательных аспектов образования. Вариант, способствующий реализации индивидуальных образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут. Занятия в дополнительном образовании имеют большие преимущества по сравнению с уроками в средней школе. Сама система организации и проведения занятий в дополнительном образовании предполагает учитывать особенности и потребности личности каждого обучающегося, и, исходя уже их них, организовывать весь процесс обучения.
Существуют разные определения одарённости. В течение многих лет высокий интеллект служил определением одарённости.
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
Одно из определений: одаренность — единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. Одаренность проявляется в высоком уровне умственного развития и склонности к инициативной творческой деятельности.
Отличительная черта одарённого ребёнка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом оценивается способность к творчеству.
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию.
Познавательные способности и навыки.
Владение большим объёмом информации;
Богатый словарный запас;
Перенос усвоенного на новый материал;
Установление причинно – следственных связей;
Обнаружение скрытых зависимостей и связей;
Умение делать выводы;
Умение интегрировать и синтезировать информацию;
Участие в решении сложных проблем;
Организация информации;
Умение улавливать сложные идеи;
Умение различать тонкие отличия;
Чувствительность к противоречиям;
Использование альтернативных путей поиска информации;
Анализ ситуации;
Умение оценить как сам процесс, так и результат;
Умение предвидеть последствия;
Умение рассуждать, строить гипотезы;
Применение идеи на практике;
Способность к преобразованиям;
Критичность мышления;
Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать;
Дивергентное мышление;
Гибкость в мышлении и в действиях;
Быстрота мышления;
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что – то новое;
Богатое воображение;
Восприятие неоднозначных вещей;
Высокие эстетические ценности;
Развитая интуиция.
Методы работы по развитию научно – исследовательской деятельности учащихся.
Под термином «научно – исследовательская работа» понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя, Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты поэтапно фиксируются в виде описаний и фотографий этапов работы. Итоги научной работы учащихся должны быть реальными, то есть теоретическая проблема должна завершаться её конкретным решением, а практическая – её конкретным результатом.
Окончательный выбор темы научной работы остаётся за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, педагог имеет возможность максимально точно подобрать тематику и определить уровень сложности научной работы.
Основные моменты, на которые обращает внимание научный руководитель при работе с научным проектом учащегося:
Постановка проблемы.
Изучение различной информации.
Выбор методов исследования.
Анализ и обобщение.
Формулировка выводов.
Рекомендации.
Методы научных исследований.
Исследовательская работа – средство развития познавательных интересов воспитанников, их способностей, а так же профессиональной ориентации. Она предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методики исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, эго анализ и обобщение, собственные выводы.
Выполняя исследовательскую работу, воспитанники должны применять следующие методы научных исследований:
- Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным.
- Естественный и лабораторный эксперимент – означает «опыт», «испытание». Эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.
- Специализированные анкеты, опросники, бланковые тексты.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников. Существуют следующие типы анкет: открытые, закрытые, именные, анонимные.
- Анализ описаний исследования.
- Компьютерное моделирование.
Принципы увеличения восприятия:
- Эмоциональность.
- Повторения.
- Ассоциативная связь с предыдущим материалом.
- Смысловая разбивка текста.
- Использование всех органов чувств.
- Игровой тренинг.
При использовании этих принципов так же увеличивается качество восприятия материала: возникает большое количество эмоционально – смысловых связей между информационными блоками, что повышает долговременность и качество полученной информации.
Задача обучения творчеству, расширение творческих возможностей человека рассматривается как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие «творчество» рассматривается в более широком смысле: как способность находить альтернативные варианты решения проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.
Но успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Необходимо вырабатывать три различные составляющие успешной творческой самореализации:
- Творческая: умение находить новые интересные идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.
- Аналитическая: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.
- Практическая: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.
Принципы построения программ для обучения одаренных детей
При составлении программ для обучения и воспитания одарённых детей в первую очередь нужно учитывать индивидуальные особенности конкретного ребёнка. Это и его способности самостоятельного нахождения необходимой информации и применения полученных знаний на практике. Темперамент и психологический тип ребёнка – от этого будет зависеть скорость выполнения эскизов и самих работ. Его лидерские и ораторские качества – от этого будет зависеть желание и умение хорошо выступить и удержать внимание большой аудитории слушателей. И развитость его профессиональных умений и навыков – от этого будет зависеть практическое выполнение задуманных идей и реализация всего творческого проекта.
При построении программы необходимо учитывать особенности данного ребёнка, чтобы интерес к выбранной для исследования темы и реализации творческого проекта не пропал. Выбранная тема может исходить из опыта по выполнению работ с использованием определённой технологии, но творческий проект продолжает её на более углубленном уровне. Вначале нужно познакомиться с аналогами, затем можно применить «мозговой щтурм» или другие технологии, чтобы получить множество идей по выбранной теме. Затем идёт процесс поиска – разработки идей и эскизов. Хорошо подключать различные творческие упражнения и задания. Потом уже, поэтапно, идёт работа над теоретической и практической составляющими выбранного творческого проекта. Затем следует систематизация наработок и обобщение всего материала. Завершающий этап – оформление полученного теоретического и практического материала, рефлексия, самооценка.
Из опыта работы самым сложным всегда оказывалось подготовить ребёнка для публичной защиты. Ведь дети, которые занимаются прикладным творчеством, как правило, немногословны, больше настроены на сосредоточенную деятельность, а не на активные речевые выступления. Поэтому, зачастую, им сложно настроиться на вербальную подачу материала, иногда они теряются. Но на помощь всегда привлекается психолог, который проводит серию упражнений, тренингов на тему публичных выступлений. Педагог должен разработать ИОМ. Основная цель вариативных образовательных маршрутов - обеспечение формирования и реализации потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии на основе оптимизации и выбора учебной, психологической и физической нагрузок.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Библиографический список:
1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика - 2003. - №8. - с.13-18.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
3. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии - 2003. - № 4.
4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
5. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.
6. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии . - 2000. № 3.
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
8. В.С. Юркевич, Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, 1998. Книга для учителей и родителей.
9. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 2004.- № 9.
10. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989. -№ 6 .
11. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
12. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса,1986.
13. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2000. № 1. С. 46-50.
14. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследова¬тельские способности, творчества. Москва, 2006.
15. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников, творчества. Москва, 2006.