Программа специального курса для учащихся 8 классов «Экскурс в историю моего лицея»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Частное общеобразовательное учреждение Лицей № 36
Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»
Экскурс в историю моего лицея
Программа специального курса для учащихся
8-х классов
Разработана:
Маловой Анной Николаевной
учителем английского языка
Иркутск
2018
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Экскурс в историю моего лицея» разработана для ЧОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД». Лицей является инновационным образовательным учреждением, обеспечивающим образовательные потребности социального заказчика в лице ВСЖД и ИрГУПСа. Спецкурс нацелен ознакомить учащихся 8-х (предпрофильных) классов с историей родного лицея в тесной связи с историей развития железных дорог в Восточной Сибири, способствовать расширению кругозора в краеведческих вопросах и одновременно совершенствовать знания учащихся по английскому языку. Спецкурс также ориентирован на развитие любознательности, интеллектуальной деятельности и познавательной активности учащихся.
Данный курс рассчитан на 1 учебный год, 68 часов (2 часа в неделю). Спецкурс позволит учащимся углубить свои знания в области краеведения, изучения английского языка, ознакомит с основами профессии экскурсовода (гида-переводчика). Умение проводить небольшие экскурсии по музею лицея позволит учащимся снять некоторые психологические и речевые барьеры – они научатся чувствовать себя более уверенно, выступая перед аудиторией.
Спецкурс представляет собой серию лекционных и практических занятий, в ходе которых учащиеся овладевают навыками составления и проведения экскурсий по зданиям лицея и его музею на русском и английском языках. Для достижения цели и задач программы разработаны следующие методические пособия: «Сборник текстов экскурсий «Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» на русском и английском языках (Малова А..Н.), «Обращаясь к истокам» (Томилова Т.П.), «Методические рекомендации по проведению экскурсий для музейных работников Восточно-Сибирской железной дороги» (Кан Е.В.).
Специальный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения), а также урочных технологий (составление учащимися мультимедийных презентаций по темам). В программу включены мини-проекты, творческие задания, которые предлагается выполнить учащимся для закрепления и углубления знаний по пройденным темам.
Современные концепции образования требуют от школы подготовки свободной, самостоятельной, творческой личности. Следуя этим целям, спецкурс позволяет учащимся проявить самостоятельность в проектировании содержания экскурсий, находить дополнительный интересный материал. На лекционных занятиях учащимся даются базовые знания по темам. А на практических – они могут в полной мере проявить творческие способности, раскрыть таланты. Учащиеся также учатся анализировать свои выступления и выступления других ребят в группе (выявляют сильные стороны и те моменты, над которыми нужно поработать).
Занятия рекомендуется проводить в учебных аудиториях с необходимым техническим оснащением (компьютер, проектор). Большинство практических занятий предполагает посещение и работу в музее лицея.
Актуальность.
Специальный курс «Экскурс в историю моего лицея» расширяет знания учащихся инновационного лицея в области краеведения и истории железных дорог в Восточной Сибири, способствует самоопределению учащихся с будущей профессией и совершенствует навыки устной и письменной речи по английскому языку. Специалист, подготовка которого по профилю обучения начинается уже в школе, является более конкурентоспособным на рынке труда. Специальный курс вносит определенный вклад в предпрофильную подготовку учащихся, тем самым, давая им возможность оценить правильность выбора будущей профессии. Спецкурс развивает у учащихся мыслительную и познавательную активность, речь, творческие способности.
Новизна.
Спецкурс является радикальной разработкой для средних образовательных учреждений (школ, лицеев и т.п.), поскольку, во-первых, его программу нельзя соотнести только с одним определенным школьным предметом – это междисциплинарная программа, образованная на пересечении таких предметов как «история», «краеведение», «английский язык», «обществознание», «культура речи» («риторика»), во-вторых, содержание программы не соответствует тематическому планированию государственных программ, утвержденных по данным учебным предметам, в-третьих, программа предполагает определенную предпрофильную подготовку (знакомит с историей ВСЖД, основами профессии экскурсовода).
Цель спецкурса.
Способствовать повышению мотивации учащихся к собственной учебной деятельности и дальнейшему выбору профиля обучения путем углубления их знаний в области краеведения, истории ВСЖД и английского языка. Способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.
Задачи спецкурса:
Обучающая – познакомить учащихся с историей лицея № 36 ОАО «РЖД»; заинтересовать историей ВСЖД; активизировать знания, умения и навыки по английскому языку; увлечь научно-исследовательской деятельностью.
Воспитательная – способствовать формированию мировоззрения, осознанному усвоению материала, расширению кругозора в краеведческих вопросах.
Развивающая – способствовать формированию логического, творческого мышления, развития памяти, воображения, смекалки учащихся.
Принципы:
практическая направленность курса;
развивающий характер обучения;
предпрофильная направленность;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Ожидаемый результат:
успешное обучение по английскому языку и истории в последующих классах;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков;
успешная самореализация в научно-исследовательской деятельности.
Структура спецкурса
«Экскурс в историю моего лицея»
Спецкурс состоит из 3 модулей:
Я – экскурсовод (4 часа).
Мой лицей (8 часов).
Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов).
3-й модуль включает в себя следующие 5 разделов:
3.1. Выдающиеся выпускники лицея (12 часов).
3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов).
3.3. Строительство железной дороги в г. Иркутске (6 часов).
3.4. История моей школы (10 часов).
3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа).
Содержание спецкурса
Я – экскурсовод (4 часа).
Цель: ознакомить учащихся с современными требованиями, предъявляемыми к специалисту-экскурсоводу и с основными правилами составления экскурсий.
Модуль включает в себя следующие разделы: Знакомство с предметом «Экскурсоведение». Понятие экскурсии. Личность экскурсовода. Признаки экскурсии. Структура экскурсии. Методические рекомендации по проведению экскурсии.
Мой лицей (8 часов).
Цель: заинтересовать и увлечь учащихся изучением истории и жизни родного лицея, совершенствовать речевые навыки на русском и английском языках.
Модуль состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:
1. Здание лицея № 36 ОАО «РДЖ». Краткая история. Деятельность лицея.
2. My lycee. The short history of the lycee. The life and the functions of the lycee.
Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов).
Цель: более подробно ознакомить учащихся с историей лицея, научить проводить небольшие экскурсии по музею на русском и английском языках, совершенствовать навыки устной речи учащихся на данных языках, развивать научно-исследовательский интерес.
Данный модуль включает в себя 5 разделов:
-
Выдающиеся выпускники лицея (12 часов).
Цель: ознакомить учащихся с информацией о самых выдающихся выпускниках лицея с опорой на соответствующие экспозиции музея лицея, активизировать их интерес к изучению истории родного лицея, совершенствовать речевые навыки на русском и английском языках.
Раздел модуля состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:
Герасимов Михаил Михайлович. Mikhail Gerasimov.
Гайдай Леонид Иович. Leonid Gaidai
3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов).
Цель: заинтересовать учащихся изучением истории и жизни старейшего предместья, располагавшегося по всему левому берегу р. Ангара в г. Иркутске, совершенствовать их речевые навыки на русском и английском языках:
История предместья Глазково. Плашкоутные переправы и понтонный мост. Железнодорожные больницы. Парки. Одежда и предметы быта крестьян в XIX – начале XX вв. Церкви предместья Глазково.
Glaskovo suburb. The Irkutsk Railway Hospital. The resting places of Irkutsk in XIX – the beginning of XX century. The items of household. The churches of Glaskovo suburb.
3.3. Строительство железной дороги в г. Иркутске (6 часов).
Цель: увлечь учащихся историей строительства железной дороги в г. Иркутске, ознакомить с информацией о людях, которые внесли большой вклад в ее строительство; совершенствовать речевые навыки учащихся на русском и английском языках.
Раздел модуля состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:
В.П. Сукачев. Его вклад в проведение железной дороги через г. Иркутск. Прибытие первого поезда в г. Иркутск.
Vladimir Platonovich Sukachev.
3.4. История моей школы (10 часов).
Цель: более подробно изучить основные периоды истории и жизни лицея (школы), детально ознакомиться с экспозициями музея, посвященными истории школы, ее учителям и выпускникам.
Раздел модуля состоит из серии лекций по книге Томиловой Т.П. «Обращаясь к истокам». На практических занятиях учащиеся выполняют творческие задания по теме модуля.
3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа).
Цель: помочь учащимся спроектировать собственную экскурсию по музею лицея, выделить интересные моменты, составить свой интересный текст экскурсии на русском и английском языках; подвести итоги обучения по спецкурсу.
Состоит из двух практических занятий, реализующих цель раздела модуля.
Учащиеся должны знать:
основные требования к современному специалисту-экскурсоводу.
модели составления экскурсий.
экскурсионный материал (основную информацию по каждому из модулей).
Учащиеся должны уметь:
рассказать о своем лицее (Лицее № 36 ОАО «РЖД») на русском и английском языках в объеме 10-12 предложений.
проводить небольшие показательные экскурсии по музею лицея.
сравнивать и анализировать экскурсионный материал, составлять свои собственные экскурсии.
Система оценивания успешности освоения программы специального курса безотметочная, но в ходе работы по программе у учащегося могут быть текущие баллы в рейтинге, которые выставляются за: прослушанный курс, защищенный доклад, разработанный проект, выполненные творческие задания.
Учебно-тематический план спецкурса «Экскурс в историю моего лицея» (68часов)
Тема занятия |
Теоретические часы. Деятельность учащихся. |
Практические часы. Деятельность учащихся. |
Кол-во часов |
1. Я – экскурсовод (4 часа). |
|||
1. Знакомство с предметом «Экскурсоведение». Понятие экскурсии. Личность экскурсовода. Признаки экскурсии. Структура экскурсии. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
2. Методические рекомендации по проведению экскурсии. |
Лекция (русский язык): конспект. |
1 |
|
Практическое занятие: самопрезентация (сочинение) «Я – экскурсовод» на русском языке. |
1 |
||
2. Мой лицей (8 часов). |
|||
1. Здание лицея № 36 ОАО «РДЖ». Краткая история. Деятельность лицея. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: творческие работы (доклад о каком-либо направлении деятельности лицея – русск. яз., создание макета лицея, рисунки и др.) |
2 |
||
2. My lycee. The short history of the lycee. The life and the functions of the lycee. |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами). |
2 |
|
Практическое занятие: письмо-приглашение английскому другу посетить наш лицей, фотоальбомы «Мой лицей» (по группам). |
2 |
||
3. Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов) 3.1. Выдающиеся выпускники лицея (12 часов) |
|||
1. Герасимов Михаил Михайлович. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией, посвященной Герасимову М.М., составление плана представления экспозиции. |
1 |
||
Практическое занятие: доклады «Археологические открытия М.М. Герасимова на территории Иркутской области». |
1 |
||
2. Mikhail Gerasimov |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление кроссворда). |
1 |
|
Практическое занятие: презентация экспозиции или защита доклада о научных достижениях М.М.Герасимова (на англ. яз.). |
1 |
||
3. Гайдай Леонид Иович |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией музея, посвященной Гайдаю Л.И., составление плана презентации экспозиции. |
1 |
||
Практическое занятие: представление экспозиции музея / защита доклада о творчестве Гайдая Л.И./представление мультимедийной презентации о Л.И. Гайдае. |
1 |
||
4. Leonid Gaidai |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление кроссворда). |
1 |
|
Практическое занятие: презентация экспозиции музея, посвященной жизни и творчеству Л.Гайдая на англ.яз. |
1 |
||
3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов) |
|||
1. История предместья Глазково. Переправы и мосты. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией музея, посвященной предместью Глазково, составление плана представления экспозиции. |
1 |
||
Практическое занятие: составление фотоальбома или компьютерной презентации предместья. |
1 |
||
2. Glaskovo suburb |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами). |
1 |
|
Практическое занятие: представление экспозиции музея на англ.яз. |
1 |
||
3. Железнодорожная больница. |
Лекция (русский язык): конспект. |
1 |
|
Практическое занятие: составление схемы расположения жд больниц на территории Иркутской области, изучение фотографий первой жд больницы г. Иркутска в музее. |
1 |
||
4. The Irkutsk Railway Hospital. |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами). |
1 |
|
Практическое занятие: сравнительный анализ старого и нового зданий первой жд больницы на англ.яз. |
1 |
||
5. Места отдыха иркутян в XIX – начале XX вв. |
Лекция (русский язык): конспект. |
1 |
|
Практическое занятие: знакомство с экспозицией, посвященной паркам предместья Глазково, составление плана представления экспозиции. |
1 |
||
6. The resting places of Irkutsk in XIX - the beginning of XX centuries. |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, словарик, подготовка к созданию мини-проекта «Прогулка по паркам XIX в.» |
1 |
|
Практическое занятие: защита проекта. |
1 |
||
7. Одежда и предметы быта крестьян в XIX – начале XX вв. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: изучение экспозиции музея по предметам быта; составление краткого толкового словаря по предметам быта, представленным в музее, на русском языке. |
2 |
||
8. The items of household. |
Практическое занятие: составление краткого толкового словаря по предметам быта, представленным в музее на английском языке. |
2 |
|
9. Церкви предместья Глазково. |
Лекция (русский язык): конспект. |
2 |
|
Практическое занятие: знакомство с экспозицией музея, доклады, презентации, фотоальбомы по теме. |
2 |
||
10. The churches of Glaskovo suburb. |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода»). |
1 |
|
Практическое занятие: презентация какой-либо церкви предместья, согласно экспозиции. |
1 |
||
3.3. Строительство железной дороги в г.Иркутске (6 часов) |
|||
1. В.П. Сукачев. Его вклад в проведение железной дороги через г. Иркутск. |
Лекция (русский язык): конспект. |
1 |
|
Практическое занятие: анализ переговоров В.П. Сукачева с министром путей сообщения о проведении железнодорожного пути. Почему было решено провести дорогу именно через предместье Глазково? |
1 |
||
2. Прибытие первого поезда в г. Иркутск. |
Лекция (русский язык): конспект. |
1 |
|
Практическое занятие: перевод основных моментов лекции на английский язык. |
1 |
||
3. Vladimir Platonovich Sukachev. |
Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода»). |
1 |
|
Практическое занятие: составление теста по теме «Строительство железной дороги в г. Иркутске». |
1 |
||
3.4. История моей школы (10 часов). |
|||
1. Периоды жизни школы. Смена названий. |
Серия лекций по книге Томиловой Т.П. «Обращаясь к истокам» (русский язык): конспект. |
8 |
|
Практическое занятие: защита рефератов, мини-проектов по теме, написание сочинений (на русском языке), эссе (на английском языке). |
2 |
||
3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа). |
|||
1. Итоговое занятие. Составление обзорной экскурсии по музею лицея № 36 ОАО «РЖД» на русском и английском языках. |
Практическое занятие: анализ источников, отбор содержания экскурсии, составление образца. |
2 |
Литература для учителя:
Малова А.Н. Методическое пособие. Сборник текстов экскурсий: Музей лицея № 36 ОАО «РЖД». – Иркутск: Лицей № 36 ОАО «РЖД», ЦНИР, 2010.
Томилова Т.П. Обращаясь к истокам/ред. Л.Д.Харченко. – Иркутск: ДНЦТИ ВСЖД, 2010. – [56] с. – (История лицея № 36 ОАО «РЖД»).
Канн Е.В. Методические рекомендации по проведению экскурсий для музейных работников Восточно-Сибирской железной дороги. Иркутск: ДНЦТИ ВСЖД, 2010. – 12 с.
Томилова Т.П. Из истории врачебного дела // Восточно-Сибирский путь. – 2007.24.08. № 33.
Хобта А.В. Главный вокзал дороги // Восточно-Сибирский путь. – 2008. – 25 апреля.
Памятники истории и культуры Иркутска / под ред. А. В. Дулова. – Иркутск, 1993 г. – 448. с
Литература для учащихся:
Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль: Путь в 100 лет (1898-1998) / под ред. А.В. Дулова. – Иркутск, 1998. – 552с.
История железных дорог в Восточной Сибири / под ред. А.В. Дулова. – Иркутск, 1998. – Т.1.
Королева Н.Е., Барсегян Э.З. Английский язык: сервис и туризм: учеб. пособие / Н.Е. Королева, Э.З. Барсегян. - Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 407 с.
Официальный сервер администрации г. Иркутска (www.irkutsk.ru).
Томилова Т.П. Великие открытия М.М. Герасимова // Восточно-Сибирский путь. – 2007. – 14.09. № 36.
Томилова Т.П. Детство, опаленное войной // Восточно-Сибирский путь. – 2007. – 4 мая. № 17.
CD «Иркутск 1661», 2008.