Программа специального курса для учащихся 8 классов «Экскурс в историю моего лицея»

1
0
Материал опубликован 7 July 2018

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное общеобразовательное учреждение Лицей № 36

Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»

Экскурс в историю моего лицея

 

Программа специального курса для учащихся

8-х классов

Разработана:

Маловой Анной Николаевной

учителем английского языка

Иркутск

2018

Пояснительная записка

Программа спецкурса «Экскурс в историю моего лицея» разработана для ЧОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД». Лицей является инновационным образовательным учреждением, обеспечивающим образовательные потребности социального заказчика в лице ВСЖД и ИрГУПСа. Спецкурс нацелен ознакомить учащихся 8-х (предпрофильных) классов с историей родного лицея в тесной связи с историей развития железных дорог в Восточной Сибири, способствовать расширению кругозора в краеведческих вопросах и одновременно совершенствовать знания учащихся по английскому языку. Спецкурс также ориентирован на развитие любознательности, интеллектуальной деятельности и познавательной активности учащихся.

Данный курс рассчитан на 1 учебный год, 68 часов (2 часа в неделю). Спецкурс позволит учащимся углубить свои знания в области краеведения, изучения английского языка, ознакомит с основами профессии экскурсовода (гида-переводчика). Умение проводить небольшие экскурсии по музею лицея позволит учащимся снять некоторые психологические и речевые барьеры – они научатся чувствовать себя более уверенно, выступая перед аудиторией.

Спецкурс представляет собой серию лекционных и практических занятий, в ходе которых учащиеся овладевают навыками составления и проведения экскурсий по зданиям лицея и его музею на русском и английском языках. Для достижения цели и задач программы разработаны следующие методические пособия: «Сборник текстов экскурсий «Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» на русском и английском языках (Малова А..Н.), «Обращаясь к истокам» (Томилова Т.П.), «Методические рекомендации по проведению экскурсий для музейных работников Восточно-Сибирской железной дороги» (Кан Е.В.).

Специальный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения), а также урочных технологий (составление учащимися мультимедийных презентаций по темам). В программу включены мини-проекты, творческие задания, которые предлагается выполнить учащимся для закрепления и углубления знаний по пройденным темам.

Современные концепции образования требуют от школы подготовки свободной, самостоятельной, творческой личности. Следуя этим целям, спецкурс позволяет учащимся проявить самостоятельность в проектировании содержания экскурсий, находить дополнительный интересный материал. На лекционных занятиях учащимся даются базовые знания по темам. А на практических – они могут в полной мере проявить творческие способности, раскрыть таланты. Учащиеся также учатся анализировать свои выступления и выступления других ребят в группе (выявляют сильные стороны и те моменты, над которыми нужно поработать).

Занятия рекомендуется проводить в учебных аудиториях с необходимым техническим оснащением (компьютер, проектор). Большинство практических занятий предполагает посещение и работу в музее лицея.

Актуальность.

Специальный курс «Экскурс в историю моего лицея» расширяет знания учащихся инновационного лицея в области краеведения и истории железных дорог в Восточной Сибири, способствует самоопределению учащихся с будущей профессией и совершенствует навыки устной и письменной речи по английскому языку. Специалист, подготовка которого по профилю обучения начинается уже в школе, является более конкурентоспособным на рынке труда. Специальный курс вносит определенный вклад в предпрофильную подготовку учащихся, тем самым, давая им возможность оценить правильность выбора будущей профессии. Спецкурс развивает у учащихся мыслительную и познавательную активность, речь, творческие способности.

Новизна.

Спецкурс является радикальной разработкой для средних образовательных учреждений (школ, лицеев и т.п.), поскольку, во-первых, его программу нельзя соотнести только с одним определенным школьным предметом – это междисциплинарная программа, образованная на пересечении таких предметов как «история», «краеведение», «английский язык», «обществознание», «культура речи» («риторика»), во-вторых, содержание программы не соответствует тематическому планированию государственных программ, утвержденных по данным учебным предметам, в-третьих, программа предполагает определенную предпрофильную подготовку (знакомит с историей ВСЖД, основами профессии экскурсовода).

Цель спецкурса.

Способствовать повышению мотивации учащихся к собственной учебной деятельности и дальнейшему выбору профиля обучения путем углубления их знаний в области краеведения, истории ВСЖД и английского языка. Способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.

Задачи спецкурса:

Обучающая – познакомить учащихся с историей лицея № 36 ОАО «РЖД»; заинтересовать историей ВСЖД; активизировать знания, умения и навыки по английскому языку; увлечь научно-исследовательской деятельностью.

Воспитательная – способствовать формированию мировоззрения, осознанному усвоению материала, расширению кругозора в краеведческих вопросах.

Развивающая – способствовать формированию логического, творческого мышления, развития памяти, воображения, смекалки учащихся.

Принципы:

практическая направленность курса;

развивающий характер обучения;

предпрофильная направленность;

проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Ожидаемый результат:

успешное обучение по английскому языку и истории в последующих классах;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков;

успешная самореализация в научно-исследовательской деятельности.

Структура спецкурса

«Экскурс в историю моего лицея»

Спецкурс состоит из 3 модулей:

Я – экскурсовод (4 часа).

Мой лицей (8 часов).

Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов).

3-й модуль включает в себя следующие 5 разделов:

3.1. Выдающиеся выпускники лицея (12 часов).

3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов).

3.3. Строительство железной дороги в г. Иркутске (6 часов).

3.4. История моей школы (10 часов).

3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа).

 

Содержание спецкурса

Я – экскурсовод (4 часа).

Цель: ознакомить учащихся с современными требованиями, предъявляемыми к специалисту-экскурсоводу и с основными правилами составления экскурсий.

Модуль включает в себя следующие разделы: Знакомство с предметом «Экскурсоведение». Понятие экскурсии. Личность экскурсовода. Признаки экскурсии. Структура экскурсии. Методические рекомендации по проведению экскурсии.

Мой лицей (8 часов).

Цель: заинтересовать и увлечь учащихся изучением истории и жизни родного лицея, совершенствовать речевые навыки на русском и английском языках.

Модуль состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:

1. Здание лицея № 36 ОАО «РДЖ». Краткая история. Деятельность лицея.

2. My lycee. The short history of the lycee. The life and the functions of the lycee.

Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов).

Цель: более подробно ознакомить учащихся с историей лицея, научить проводить небольшие экскурсии по музею на русском и английском языках, совершенствовать навыки устной речи учащихся на данных языках, развивать научно-исследовательский интерес.

Данный модуль включает в себя 5 разделов:

  1. Выдающиеся выпускники лицея (12 часов).

Цель: ознакомить учащихся с информацией о самых выдающихся выпускниках лицея с опорой на соответствующие экспозиции музея лицея, активизировать их интерес к изучению истории родного лицея, совершенствовать речевые навыки на русском и английском языках.

Раздел модуля состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:

Герасимов Михаил Михайлович. Mikhail Gerasimov.

Гайдай Леонид Иович. Leonid Gaidai

3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов).

Цель: заинтересовать учащихся изучением истории и жизни старейшего предместья, располагавшегося по всему левому берегу р. Ангара в г. Иркутске, совершенствовать их речевые навыки на русском и английском языках:

История предместья Глазково. Плашкоутные переправы и понтонный мост. Железнодорожные больницы. Парки. Одежда и предметы быта крестьян в XIX – начале XX вв. Церкви предместья Глазково.

Glaskovo suburb. The Irkutsk Railway Hospital. The resting places of Irkutsk in XIX – the beginning of XX century. The items of household. The churches of Glaskovo suburb.

3.3. Строительство железной дороги в г. Иркутске (6 часов).

Цель: увлечь учащихся историей строительства железной дороги в г. Иркутске, ознакомить с информацией о людях, которые внесли большой вклад в ее строительство; совершенствовать речевые навыки учащихся на русском и английском языках.

Раздел модуля состоит из серии занятий на русском и английском языках по темам:

В.П. Сукачев. Его вклад в проведение железной дороги через г. Иркутск. Прибытие первого поезда в г. Иркутск.

Vladimir Platonovich Sukachev.

3.4. История моей школы (10 часов).

Цель: более подробно изучить основные периоды истории и жизни лицея (школы), детально ознакомиться с экспозициями музея, посвященными истории школы, ее учителям и выпускникам.

Раздел модуля состоит из серии лекций по книге Томиловой Т.П. «Обращаясь к истокам». На практических занятиях учащиеся выполняют творческие задания по теме модуля.

3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа).

Цель: помочь учащимся спроектировать собственную экскурсию по музею лицея, выделить интересные моменты, составить свой интересный текст экскурсии на русском и английском языках; подвести итоги обучения по спецкурсу.

Состоит из двух практических занятий, реализующих цель раздела модуля.

Учащиеся должны знать:

основные требования к современному специалисту-экскурсоводу.

модели составления экскурсий.

экскурсионный материал (основную информацию по каждому из модулей).

Учащиеся должны уметь:

рассказать о своем лицее (Лицее № 36 ОАО «РЖД») на русском и английском языках в объеме 10-12 предложений.

проводить небольшие показательные экскурсии по музею лицея.

сравнивать и анализировать экскурсионный материал, составлять свои собственные экскурсии.

Система оценивания успешности освоения программы специального курса безотметочная, но в ходе работы по программе у учащегося могут быть текущие баллы в рейтинге, которые выставляются за: прослушанный курс, защищенный доклад, разработанный проект, выполненные творческие задания.

Учебно-тематический план спецкурса «Экскурс в историю моего лицея» (68часов)

 

Тема

занятия

Теоретические часы. Деятельность учащихся.

Практические часы. Деятельность учащихся.

Кол-во часов

1. Я – экскурсовод (4 часа).

1. Знакомство с предметом «Экскурсоведение». Понятие экскурсии. Личность экскурсовода. Признаки экскурсии. Структура экскурсии.

Лекция

(русский язык): конспект.

 

2

2. Методические рекомендации по проведению экскурсии.

Лекция

(русский язык): конспект.

 

1

 

Практическое занятие: самопрезентация (сочинение) «Я – экскурсовод» на русском языке.

1

2. Мой лицей (8 часов).

1. Здание лицея № 36 ОАО «РДЖ». Краткая история. Деятельность лицея.

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: творческие работы (доклад о каком-либо направлении деятельности лицея – русск. яз., создание макета лицея, рисунки и др.)

2

2. My lycee. The short history of the lycee. The life and the functions of the lycee.

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами).

 

2

 

Практическое занятие: письмо-приглашение английскому другу посетить наш лицей, фотоальбомы «Мой лицей» (по группам).

2

3. Музей лицея № 36 ОАО «РЖД» (56 часов)

3.1. Выдающиеся выпускники лицея (12 часов)

1. Герасимов Михаил Михайлович.

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией, посвященной Герасимову М.М., составление плана представления экспозиции.

1

 

Практическое занятие:

доклады «Археологические открытия М.М. Герасимова на территории Иркутской области».

1

2. Mikhail Gerasimov

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление кроссворда).

 

1

 

Практическое занятие: презентация экспозиции или защита доклада о научных достижениях М.М.Герасимова (на англ. яз.).

1

3. Гайдай Леонид Иович

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией музея, посвященной Гайдаю Л.И., составление плана презентации экспозиции.

1

 

Практическое занятие: представление экспозиции музея / защита доклада о творчестве Гайдая Л.И./представление мультимедийной презентации о Л.И. Гайдае.

1

4. Leonid Gaidai

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление кроссворда).

 

1

   

Практическое занятие: презентация экспозиции музея, посвященной жизни и творчеству Л.Гайдая на англ.яз.

1

3.2. Предместье Глазково и его достопримечательности (26 часов)

1. История предместья Глазково. Переправы и мосты.

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: знакомство учащихся с экспозицией музея, посвященной предместью Глазково, составление плана представления экспозиции.

1

 

Практическое занятие: составление фотоальбома или компьютерной презентации предместья.

1

2. Glaskovo suburb

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами).

 

1

   

Практическое занятие: представление экспозиции музея на англ.яз.

1

3. Железнодорожная больница.

Лекция (русский язык): конспект.

 

1

 

Практическое занятие: составление схемы расположения жд больниц на территории Иркутской области, изучение фотографий первой жд больницы г. Иркутска в музее.

1

4. The Irkutsk Railway Hospital.

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, диалоги, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода», составление предложений с новыми словами).

 

1

 

Практическое занятие: сравнительный анализ старого и нового зданий первой жд больницы на англ.яз.

1

5. Места отдыха иркутян в XIX – начале XX вв.

Лекция (русский язык): конспект.

 

1

 

Практическое занятие: знакомство с экспозицией, посвященной паркам предместья Глазково, составление плана представления экспозиции.

1

6. The resting places of Irkutsk in XIX - the beginning of XX centuries.

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, словарик, подготовка к созданию мини-проекта «Прогулка по паркам XIX в.»

 

1

 

Практическое занятие: защита проекта.

1

7. Одежда и предметы быта крестьян в XIX – начале XX вв.

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: изучение экспозиции музея по предметам быта; составление краткого толкового словаря по предметам быта, представленным в музее, на русском языке.

2

8. The items of household.

 

Практическое занятие: составление краткого толкового словаря по предметам быта, представленным в музее на английском языке.

2

9. Церкви предместья Глазково.

Лекция (русский язык): конспект.

 

2

 

Практическое занятие: знакомство с экспозицией музея, доклады, презентации, фотоальбомы по теме.

2

10. The churches of Glaskovo suburb.

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, ответы на вопросы, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода»).

 

1

 

Практическое занятие: презентация какой-либо церкви предместья, согласно экспозиции.

1

3.3. Строительство железной дороги в г.Иркутске (6 часов)

1. В.П. Сукачев. Его вклад в проведение железной дороги через г. Иркутск.

Лекция (русский язык): конспект.

 

1

 

Практическое занятие: анализ переговоров В.П. Сукачева с министром путей сообщения о проведении железнодорожного пути. Почему было решено провести дорогу именно через предместье Глазково?

1

2. Прибытие первого поезда в г. Иркутск.

Лекция (русский язык): конспект.

 

1

 

Практическое занятие: перевод основных моментов лекции на английский язык.

1

3. Vladimir Platonovich Sukachev.

Теоретическое занятие: чтение текста на англ. языке с извлечением основной информации, беседа, работа со словарем (заполнение «Словарика экскурсовода»).

 

1

 

Практическое занятие: составление теста по теме «Строительство железной дороги в г. Иркутске».

1

3.4. История моей школы (10 часов).

1. Периоды жизни школы. Смена названий.

Серия лекций по книге Томиловой Т.П. «Обращаясь к истокам» (русский язык): конспект.

 

8

 

Практическое занятие: защита рефератов, мини-проектов по теме, написание сочинений (на русском языке), эссе (на английском языке).

2

3.5. Обзорная экскурсия по музею лицея (2 часа).

1. Итоговое занятие. Составление обзорной экскурсии по музею лицея № 36 ОАО «РЖД» на русском и английском языках.

 

Практическое занятие: анализ источников, отбор содержания экскурсии, составление образца.

2

 

 

Литература для учителя:

Малова А.Н. Методическое пособие. Сборник текстов экскурсий: Музей лицея № 36 ОАО «РЖД». – Иркутск: Лицей № 36 ОАО «РЖД», ЦНИР, 2010.

Томилова Т.П. Обращаясь к истокам/ред. Л.Д.Харченко. – Иркутск: ДНЦТИ ВСЖД, 2010. – [56] с. – (История лицея № 36 ОАО «РЖД»).

Канн Е.В. Методические рекомендации по проведению экскурсий для музейных работников Восточно-Сибирской железной дороги. Иркутск: ДНЦТИ ВСЖД, 2010. – 12 с.

Томилова Т.П. Из истории врачебного дела // Восточно-Сибирский путь. – 2007.24.08. № 33.

Хобта А.В. Главный вокзал дороги // Восточно-Сибирский путь. – 2008. – 25 апреля.

Памятники истории и культуры Иркутска / под ред. А. В. Дулова. – Иркутск, 1993 г. – 448. с

Литература для учащихся:

Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль: Путь в 100 лет (1898-1998) / под ред. А.В. Дулова. – Иркутск, 1998. – 552с.

История железных дорог в Восточной Сибири / под ред. А.В. Дулова. – Иркутск, 1998. – Т.1.

Королева Н.Е., Барсегян Э.З. Английский язык: сервис и туризм: учеб. пособие / Н.Е. Королева, Э.З. Барсегян. - Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 407 с.

Официальный сервер администрации г. Иркутска (www.irkutsk.ru).

Томилова Т.П. Великие открытия М.М. Герасимова // Восточно-Сибирский путь. – 2007. – 14.09. № 36.

Томилова Т.П. Детство, опаленное войной // Восточно-Сибирский путь. – 2007. – 4 мая. № 17.

CD «Иркутск 1661», 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации