Программа элективного курса истории для 8-11 классов «Светочи России»

5
0
Материал опубликован 19 October 2016

Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»

 

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«СВЕТОЧИ РОССИИ»

 

Автор-составитель:

Фурлова Ольга Ивановна

учитель истории

МАОУ СОШ № 20 г.Липецка

Липецк, 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Светочи России» разработан для преподавания в 8-11 классах в рамках программы «Русская Школа» или в качестве элективного курса предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Программа элективного курса «Светочи России» ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать знания об исторических личностях. В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Рассматриваются актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Основная
цель курса «Светочи России»: осмысление роли великих деятелей в судьбе России, формирование личности школьника как гражданина и патриота своей страны. Раскрыть идеалы добра, служения отчизне, сформировать самосознание школьника - задача курса «Светочи России».
При этом необходимо решать следующие задачи:
- расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
- через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
- развивать умения составлять характеристику исторической личности;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
- воспитывать патриотические чувства.

Необходимость целенаправленного формирования личности школьника продиктована нашей жизнью. Одной из важнейших задач государства должна стать задача формирования мировоззренческой концепции народного образования. Главной же задачей школы должна стать задача воспитания гражданина и патриота своей страны, России. Школа должна сформировать гражданское самосознание, мировоззренческий идеал - служение своему народу. Стержень просвещения - история. Наша история трагична, но она изумляет величием подвигов. Мировоззренческая позиция в преподавании истории должна быть. Сейчас роль литературных идеалов, героев искусства померкла, детям нужен земной идеал, нужна вера в человека. Мы должны пристально всмотреться в свою историю.

«История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно, - она изображает действительный мир». (Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.,Наука,1989. Т.1.С.13).

«... и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось... «( Там же. С.13).

История заселена людьми, и какими! И пусть будет как можно больше рассказов о героях истории. Знание персонажей истории важно: черты лучших людей, ушедших из жизни, помогают открывать их черты в наших современниках. Наша история богата именами верных сынов и дочерей своих. «Есть имена, которые носили люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но есть имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, выходило по значению далеко за пределы своего века своим благотворным действием, глубоко захватывало жизнь дальнейших поколений, и с лица, его сделавшего, в сознании дальнейших поколений постепенно спадало все временное, местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, в самое дело его, из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть своим идеалом.

Такие люди становятся для грядущих поколений... вечными спутниками, даже путеводителями. И целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила ими завещанного.» (Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1990)

Знает ли наше подрастающее поколение тех, о ком так восторженно писал Карамзин? Ключевский? Знает ли тех, кого можно отнести к светочам России? Жизнь показывает - не знает.

Курс предназначен для того, чтобы российский школьник имел представление о светочах России, наших великих спутниках, путеводителях. Работа по отбору имен героических личностей очень увлекательна и интересна, предполагает сотворчество учителя и ученика, родителей, библиотекарей. Подростку мало просто истории как науки - ему необходимо знать творцов этой истории. Это всегда было важно, но в последние годы произошло размывание нравственно-эстетических идеалов, которые нам предстоит возродить.

Говоря о поисках модели национальной школы, следует указать, что эти поиски идут во всех компонентах: формах, методах, организации, методиках и т.д., но, прежде всего, они идут в отработке подлинно национального содержания образования. При этом авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве его важнейшего компонента указывают на Православие, ставшее историческим фундаментом русской школы и всегда занимавшем важное место во всем строе русской школы. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор, а также, это- деятельность конкретных людей – светочей России.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

Изучение элективного курса «Светочи России» поможет решить эту задачу - раскрыть через образы действующих лиц истории, через живых конкретных людей содержание исторических процессов.

Какими критериями руководствоваться при отборе? Можно по общественному положению. Возможен и другой вариант: нравственно-эстетический, духовный, психологический. Митрополит киевский Илларион еще в далеком Х1 веке считал необходимым воспитывать на образах героев прошлого, на героических традициях. Прославление подвигов предков он рассматривал как общегосударственную задачу. Для всех них, вечных спутников, путеводителей наших самым главным была любовь к Родине!

Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Работая над практической частью данного курса, мы ставим перед собой задачу формирования атмосферы научно-доказательного поискового мышления на основе технологии критического мышления, на основе постановки проблемных вопросов; формирования умений анализировать и систематизировать учебный материал.

Обучение построено на использовании широкого круга источников самого разного характера. Документы выступают в программе как специфическое для данного курса истории средство обучения. Особое место занимают источники, представляющие собой материал для размышления, для выявления исторических связей; источники, отражающие различные, часто противоположные взгляды на одни и те же события, явления.

Такая работа приучает детей к мысли, что историческая наука не исчерпывается содержанием школьного учебника. Ученикам открывается еще более важная грань исторической науки: неоднозначность истины, т.е. сосуществование разных трактовок одной и той же совокупности фактов. В ходе такой работы ребята убеждаются в том, что нет одной – единственной истины, а всегда будет только часть ее и процесс познания – безграничен.

В ходе работы с разными источниками у учеников формируется привычка и умение делать заключения на основе многообразия фактов. Самостоятельный поиск учениками истины развивает их критическое мышление, нацеливает на то, что любой вывод, содержащийся в учебниках или предлагаемый учителем, каждое обобщение должны быть научно обоснованы и доказаны. Учащимся предстоит не только усвоить основное во взглядах каждого автора, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному.

Степень усвоения учебного материала выявляется в ходе бесед, дискуссий, диспутов-диалогов и т.д. Иногда такие уроки могут превратиться в импровизированный спектакль, где постепенно выстраивается ансамбль главных исторических персон эпохи, и предлагаются наиболее мотивированные варианты их поступков в критические моменты истории. Причем учащиеся самостоятельно выбирают для себя роли защитников, обвинителей, свидетелей, часто ребята выступают от лица конкретной исторической личности. Можно предложить ученикам и другой вариант такого уровня: взглянуть на того или иного лидера с точки зрения современника, иностранца, потомка и т.д., варианты различны. В любом случае на уроке будут отсутствовать крайние оценки, характеристики будут более разноплановыми и менее тенденциозными.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, музеях.

Проектная деятельность - важная составляющая часть внеурочной деятельности, которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

- групповая и индивидуальная работа на уроке;

- экскурсии;

- беседы, викторины;

- коллективные творческие дела;

- смотры-конкурсы, выставки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в конференциях, фестивалях;

- проводить экскурсии для начальной школы.

Межпредметные связи на занятиях по курсу: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками литературы: изучение творчества поэтов и писателей родного края; с уроками изобразительного искусства: с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

Личностные и метапредметные результаты

 

Результаты

Формируемые умения

Средства достижения результатов

личностные

-формирование у детей мотивации к обучению;

- воспитание самоорганизации и саморазвития.

-развитие познавательных навыков учащихся;

-умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация занятий групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- умение планировать свою работу

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;- толерантно относится к людям с различными точками зрения;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

 


 

Требования к уровню подготовки учащихся:

Курс «Светочи России» раскрывает учащимся прошлое родной страны с культурно-антропологических позиций, суть которых состоит в восстановлении традиционного понимания истории как деяний конкретных личностей.

В результате прохождения курса исторические знания должны стать действительной частью исторической памяти личности, учащиеся должны научиться

- анализировать деятельность личностей с точки зрения исторического времени;

- самостоятельно ориентироваться в сложных реалиях прошлого и современной России;

- научно обосновывать и доказывать основное во взглядах каждого автора, разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному;

- уметь анализировать и систематизировать учебный материал;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Курс призван служить основой социального и гражданского самоопределения молодых людей; сформировать основы духовности молодого поколения.

Вести этот курс могут учителя истории, литературы, МХК.

Курс рассчитан на 4 года (по 35 часов в год, планирование можно варьировать с другими элективными курсами, в том числе с курсом «Светочи Липецкого края»).

 

Содержание программы

1. ПРИОБЩЕНИЕ К ЛИКУ СВЯТЫХ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Княгиня Ольга.

Князь Владимир.

Борис и Глеб.

Митрополит Илларион.

Святой Благоверный князь Александр Невский

Сергий Радонежский.

Митрополит Макарий.

Филарет.

Никон и протопоп Аввакум.

Серафим Саровский.

Блаженная Ксения Петербургская.

Маргарита Тучкова – жена и монахиня.

Феофан Прокопович.

Тихон Задонский.

Святой Иоанн Кронштадтский.

Адмирал Федор Ушаков.

Святая Меланья Елецкая.

Амвросий Оптинский.

Семья царя-страстотерпца Николая II.

Петр и Февронья Муромские.

2.ВЕЛИКИЕ ГОСУДАРИ И МУДРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ

Князь Рюрик – легендарный основатель династии.

Вещий Олег.

Княгиня Ольга.

Князь Святослав.

Князь Владимир.

Ярослав Мудрый.

Владимир Мономах.

Юрий Долгорукий.

Александр Невский.

Иоанн Данилович Калита.

Дмитрий Донской.

Иван III.

Иван Грозный.

Алексей Адашев.

Борис Годунов.

Лжедмитрий I.

Михаил Федорович.

Алексей Михайлович.

Ф.М.Ртищев - министр двора Алексея Михайловича.

«Философ на троне» - царь Федор Алексеевич.

В.В.Голицын.

А.Л.Ордын-Нащекин.

Петр Великий.

А.Д.Меньшиков, Ф.М.Апраксин и П.А.Толстой – «птенцы гнезда Петрова».

Анна Иоанновна.

Елизавета Петровна.

Братья И. и П. Шуваловы.

Екатерина Великая.

Князь Потемкин-Таврический.

Е.Р. Воронцова-Дашкова.

Император Александр I.

М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев.

Николай I.

Александр II.

Братья Милютины.

К.П.Победоносцев.

Александр III.

С.Ю.Витте.

П.А.Столыпин.

М.А.Клюев – липецкий городской голова.

Император Николай II.

А.Ф.Керенский.

«Герои и антигерои» Отечества: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев.

3.ВОИНЫ, СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА

Александр Невский.

Князь Святослав.

Князь Игорь Святославич Новгород-Северский.

Дмитрий Донской.

Евпатий Коловрат.

Князь Федор Елецкий.

М.Скопин-Шуйский.

К.Минин и Д.Пожарский.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев.

П.Румянцев и А.Суворов.

Адмирал Ф.Ушаков.

М.И. Кутузов.

Герои 1812 года.

Адмирал Нахимов.

Матрос Кошка

Н.Н.Муравьев-Карский.

Генерал Скобелев.

Герои русско-японской войны.

Герои первой мировой войны.

Генерал Брусилов, генерал Корнилов.

Адмирал А.В.Колчак.

Полководцы Великой Отечественной войны.

Маршал Жуков.

Герои Великой Отечественной войны.

Герои-липчане на полях сражений.

Герои-липчане нашего времени.

4.ГЕНИИ, ВЫРАЗИТЕЛИ РУССКОГО ДУХА

Н.М.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев.

Д.И.Иловайский.

А.С.Пушкин.

М.Ю.Лермонтов.

П.И.Бартенев.

А.С.Хомяков.

Нечаевы-Мальцевы, Стаховичи.

Н.Я.Данилевский.

П.П.Семенов-Тян-Шанский.

Л.Н.Толстой.

Ф.И.Тютчев.

Ф.М.Достоевский.

С.Н.Терпигорев.

А. Липецкий.

Н.А.Бердяев, В.Розанов.

Н.Ф.Федоров, П.Флоренский.

И.А.Бунин, М.М.Пришвин.

Г.В.Плеханов.

Е.В.Быханов.

А.И.Соложеницын.

А.Ахматова и М.Цветаева.

С.Есенин.

Князь Юрий Голицын.

М.И.Глинка.

П.И.Чайковский.

Тихон Хренников.

К.Н.Игумнов.

Н.А.Обухова.

А.Рублев.

В.Васнецов.

А.Саврасов и И.Левитан.

И.Репин и В.Серов.

В.И.Суриков.

И.П.Машков.

М.Ломоносов.

Д.И.Менделеев.

И.Мечников.

Н.Жуковский и Э.Циолковский.

А.В.Колчак и А.И.Деникин.

Н.Миклухо-Маклай

М.Трунов.

В.И.Вернадский.

Н.Г.Басов.

И.Павлов.

Н.И.Вавилов.

С.Королев, И.Курчатов.

Д.Лихачев.

А.Д.Сахаров.

А.Павлова, М.Ермолова.

А.Собинов, Ф.Шаляпин.

Владимир Высоцкий.

5.МУЧЕНИКИ, ЖЕРТВЕННЫЕ ЛЮДИ, СВОБОДОЛЮБЦЫ

Марфа - Посадница.

Боярыня Морозова.

Протопоп Аввакум.

П.Л.Чаадаев.

Декабристы.

А.И.Герцен.

М.Бакунин и П.Кропоткин.

Первый марксист Г.В.Плеханов.

«Белые» и «красные».

Жертвы большого террора 30-50-х гг.

Капитан В.Саблин.

Академик Сахаров.

6.ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ

Анна Ярославна- королева Франции.

Княгиня Ольга.

Княгиня Евпраксия.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская

Софья Палеолог.

Елена Глинская.

Инокиня Марфа – мать первого царя династии Романовых.

Царевна Софья.

Алена Темниковская (Арзамасская).

Сестра царя – Наталья Алексеевна.

Прасковья Жемчугова.

Маргарита Тучкова.

Надежда Дурова.

Царские невесты - Наталья Долгорукая и Мария Меньшикова.

Жены декабристов - Мария Волконская, Александрина Муравьева, Екатерина Трубецкая, Полина Анненкова, Екатерина Нарышкина.

Даша Севастопольская и Юлия Вревская.

М.К.Тенишева.

Варвара Асенкова.

Софья Ковалевская.

Ксения Константинова.

Любовь Орлова.

Анна Бунина- русская Сафо.

Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Екатерина Великая.

Екатерина Воронцова-Дашкова.

Елизавета Петровна.

Екатерина Павловна.

Мария Федоровна- жена Павла I.

Мать последнего русского царя.

Последняя русская императрица – Александра Федоровна.

Дочери последнего царя.

Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Валентина Терешкова.

7.ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕЦЕНАТЫ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Купцы Демидовы.

Строгановы.

Морозовы, Алексеевы.

С.Мамонтов.

П.Третьяков.

Рябушинские, Коноваловы.

С.Дягилев.

Купцы Елисеевы.

Купцы Заусайловы.

Прохоровы.

Нечаевы-Мальцевы.

М.П.Трунов.

Семья Кожиных.

Князья Васильчиковы.

Елизавета Федоровна - сестра последней императрицы.

Меценаты сегодняшнего дня.

Список может быть изменен по желанию учителя и учащихся.

Учитель, ведущий данный элективный курс, может сам определить, в каком классе какие имена отобрать для изучения.

Изучение элективного курса «Светочи России» целесообразно начинать с 8 класса.

Предлагается примерный тематический план для 8-11-х классов.

 

Тематическое планирование курса

п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

8 класс

35

1

Введение. Кого мы называем светочами.

1

Глава 1

Приобщение к лику святых. Религиозные деятели.

6

1-2

Первые русские святые Борис и Глеб.

2

3

Владимир Святой, Креститель Руси.

1

4-5

Заступник земли русской – Сергий.

2

6

Защитники русских влюбленных

Петр и Февронья Муромские.

1

Глава 2

Великие государи и мудрые государственные мужи

7

7

Легенды о Рюрике и начале Руси.

1

8

«Александр Македонский» Восточной Европы --князь Святослав

1

9

Иван Данилович Калита – собиратель Руси.

1

10-11

Государь всея Руси – Иван Третий.

2

12

Славы или позора достоин Иван Грозный.

1

13

Избрание первого Романова

1

Глава 3

Воины, спасители Отечества

6

14-15

Святой благоверный князь Александр

Невский: полководец и дипломат.

2

16-17

Вместе с Дмитрием Донским на поле Куликовом.

2

18

Елецкий князь Федор и легенды о Тамерлане.

1

19

Герои 1612 года: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

1

Глава 4

Гении, выразители русского духа

3

20-21

«Каждый да держит отчину свою»: Владимир Мономах.

2

22

Великий подвиг Андрея Рублева.

1

Глава 5

Мученики, жертвенные люди, свободолюбцы

2

23

Легенда о Евпраксии Рязаночке

1

24

Упущенные возможности начала XVII века: Лжедмитрий Первый

1

     

Глава 6

Великие женщины России

7

25-26

Земные пути княгини Ольги.

2

27

Анна Ярославна – королева Франции

1

28-29

Последняя византийская принцесса

Софья Палеолог

2

30-31

Женщины шестнадцатого столетия:

Марфа Посадница и великая княгиня

Елена Глинская

2

Глава 7

Выдающиеся меценаты

3

32

Строгановы и освоение Сибири Ермаком.

1

33-34

Первые меценаты XVII века.

2

35

Итоговое занятие

1

п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

9 класс

35

1

Введение. «Герои и антигерои» XVII-XVIII вв.

1

Глава 1

Приобщение к лику святых. Религиозные деятели.

6

1

Защитник русских интересов патриарх Филарет

1

2-3

Святой и флотоводец Федор Ушаков

1

4-5

Тихон Задонский

1

6

Святая Меланья Елецкая.

1

Глава 2

Великие государи и мудрые государственные мужи

9

7-8

«Тишайший» Алексей Михайлович:

путь к модернизации.

 

9

«Философ на троне» - Федор Алексеевич.

 

10-11

Петр Первый: «гений или злодей»??!

 

12

Светлейший князь А.Д.Меньшиков: от «апельсиновой крепости» до Березова.

 

13-14

«Северная Семирамида» - Екатерина Великая

 

15

«Екатерининские орлы»: проблема фаворитизма.

 

Глава 3

Воины, спасители Отечества

5

16-17

«Птенцы гнезда Петрова».

2

18

Светлейший князь Потемкин-Таврический: правда и вымысел

1

19-20

«Гении военной науки»: Румянцев и Суворов

2

Глава 4

Гении, выразители русского духа

3

21-22

Загадки Михайлы Ломоносова.

2

23

Н.М.Карамзин – последний летописец России

1

Глава 5

Мученики, жертвенные люди, свободолюбцы

3

24

«Лицо раскола» - боярыня Морозова

1

25-26

Никон и протопоп Аввакум.

2

Глава 6

Великие женщины России

5

27

Инокиня Марфа – мать первого царя династии Романовых

1

28

«Домострой или свобода»: царевна Софья

1

29

Сестра царя - царевна Наталья Алексеевна

1

30

«Царские невесты»: Мария Меньшикова и Наталья Долгорукая.

1

31

Екатерина Дашкова

1

Глава 7

Выдающиеся меценаты

3

32

Демидовы: секрет успеха.

1

33-34

В.В.Голицын и А.Л.Ордын-Нащекин – первые меценаты России

2

35

Итоговое занятие

1

п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

10 класс

35

1

Введение. «История девятнадцатого столетия в лицах».

1

Глава 1

Приобщение к лику святых. Религиозные деятели.

5

2

Блаженная Ксения Петербургская

1

3

Преподобный Серафим Саровский

1

4

Идеи Иоанна Кронштадтского

1

5-6

«Жить – не Тужить»: Амвросий Оптинский.

2

Глава 2

Великие государи и мудрые государственные мужи

9

7-8

«Гамлет русской истории» - Павел Первый

2

9-10

«Неразгаданный император» - Александр

Первый

2

11

Реформаторы XIX столетия

1

12

Кто он - император Николай Павлович?

1

13-14

Александр Второй: трагедия реформатора

2

15

Городской голова Митрофан Клюев

1

Глава 3

Воины, спасители Отечества

5

16-17

Герои 1812 года

2

18

Кавалерист-девица надежда Дурова

1

19

Полководческий талант М.И.Кутузова

1

20

Герои Шипки и Плевны

1

Глава 4

Гении, выразители русского духа

4

21

Тайна великого зодчего Василия Баженова.

1

22-23

Липецкие тропинки к гениям литературы - Пушкину и Лермонтову.

2

24

Герои липецкой истории: литература и искусство русского Подстепья.

1

Глава 5

Мученики, жертвенные люди, свободолюбцы

3

25

Декабристы: революция или бунт?!

1

26

«Герои русской революции» на Липецкой земле

1

27

Первый марксист –Г.В.Плеханов

1

Глава 6

Великие женщины России

 

28

Маргарита Тучкова: подвиг во имя любви

1

29

Даша Севастопольская и Юлия Вревская – подвиг сестер милосердия.

1

30-31

«Во имя бедствия земного» -

подвиг жен декабристов

2

32

Крепостная актриса Прасковья Жемчугова

1

Глава 7

Выдающиеся меценаты

 

33

Русские меценаты: Нечаевы-Мальцевы, Стаховичи.

1

34

Елецкие купцы Заусайловы

1

35

Итоговое занятие

1

 

п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

11 класс

35

1

Введение. «Кто они, герои двадцатого века?»

1

Глава 1

Приобщение к лику святых. Религиозные деятели.

3

2-3

Семья царя-страстотерпца Николая Второго

2

4

Великая княгиня Елизавета Федоровна

1

Глава 2

Великие государи и мудрые государственные мужи

7

5-6

Последние русские реформаторы –

Витте и Столыпин

2

7

«Злой гений??!» русской революции В.И.Ленин

1

8

Иосиф Сталин: «триумф и трагедия».

1

9

«Реформатор» или «волюнтарист»: политическая звезда Н.Хрущева.

1

10

«Антигерой» советской системы: Леонид Брежнев

1

11

Трагедия первого президента (Михаил Горбачев).

1

Глава 3

Воины, спасители Отечества

5

12

«Великий победитель или «советский Бонапарт??!»: маршал Жуков.

1

13

«Крест власти» адмирала Колчака.

1

14-15

Полководцы Великой Войны.

2

16

«Батя» крылатой пехоты-

1

Глава 4

Гении, выразители русского духа

7

17-18

Нобелевские лауреаты-уроженцы

Липецкого края

2

19

Культура русского зарубежья

1

20-21

«Трагедия советского художника»: о судьбах советских писателей.

2

22-23

Академики Д.Лихачев и Д.Сахаров: два взгляда на жизнь.

2

Глава 5

Мученики, жертвенные люди, свободолюбцы

4

24

Мифологические герои Великой Отечественной.

1

25-26

«Три цвета» гражданской войны в России (судьба А.И.Деникина, М.В.Тухачевского, Н.Махно).

2

27

Капитан Саблин: «предатель или герой»??!

1

Глава 6

Великие женщины России

5

28-29

«Две женщины – две судьбы»: Марина Цветаева и Анна Ахматова.

2

30

Звезда советского экрана Любовь Орлова.

1

31

Екатерина Фурцева – женщина и эпоха

1

32

Валентина Терешкова- первая женщина в космосе

1

Глава 7

Выдающиеся меценаты

2

33

Создатели музейного дела: П.Третьяков, М.Трунов, Нечаевы-Мальцевы.

1

34

Морозовы и Алексеевы

1

35

Итоговое занятие

1

 

Учитель по своему усмотрению может выбирать формы и типологию уроков: лекции, семинарские и практические занятия, уроки-суды и диспуты, исторические расследования и уроки - путешествия в прошлое, уроки-портреты и проблемные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий и Интернета, уроки погружения в предмет и критического мышления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аванта - Плюс. Энциклопедия для детей.

Авторханов А.Технология власти. От Хрущева к Брежневу. – «Вопросы истории», 1993. Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М.: Просвещение, 1992.

Андреев Д.Л.Роза мира. - М.,1992.

Балашов Д.Похвала Сергию. - М.,1992.

Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. – М.: Просвещение 1973.

Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М.: Просвещение, 1986.

Бердяев Н.Русская идея. - М.,1990.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. – М.: Просвещение, 1993.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991 г.

Булгаков С.Н.Героизм и подвижничество. - М.,1992.

Булгаков В.И., Богданов А.П.Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М.,1991.

Бугромеев В.Всемирная история в лицах. - М., 1999.

Бурсов Б.И. Личность Достоевского. - Л.,1979.

Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. - Л.,1985.

Буганов В. И. Петр Великий и его время. – М.: Просвещение, 1989.

Валишевский К. Смутное Время. - М.,1993.

Валишевский К. Императрица Екатерина II и императорство в России. - М.,1994.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. – «Вопросы истории», 1991. №12; 1992. № 1.

Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР: В 2 кн. - М.,1996.

Волков С. В. Русский офицерский корпус. – М.: Русь - РКБ, 1993.

Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М.: Просвещение, 1995.

Все обо всех. - М.,1996.

Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. – М.: Просвещение, 1993.

Горский А. В. Александр Невский. - “Родина”, № 11, 1993.

Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? - Л.,1979.

Горький А.М. Портреты. - М.,1963.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - СПб,1992.

Декабристы. В 2-х тт. - М.,1985.

Данцев А.А. Правители России. ХХ век. Серия "Исторические силуэты".- Ростов: Феникс,2000.

Дашкова Е.Р. Записки. - М., 1991.
Державин Г.Р. Сочинения. - М., 1985.
Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. - М., 1983.

Дом Романовых Энциклопедия. - М., 2003.

Друзья Пушкина. В 2-х тт. - М., 1987.

Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х тт. - М.,1990.

Екатерина II Сочинения. - М., 1990.

Жития и жизнеописания святых. В 2-х тт. - М.,1999.

Жизнеописания достопамятных людей земли русской. - М.,1992.

ЖЗЛ. Серия биографий, основана в 1939 г. М.Горьким. - М.: Молодая гвардия.

Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. В 2-х тт. - М., 1987.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М.: Агентство печати Новости,1995.

Забелин И.Е.Домашний быт русского народа. - М., 1990.

Забелин И.Е.Домашний быт русских царей. - М., 1990.

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. - М.,1990.

Замалеев А.Ф. Мыслители Киевской Руси. - М.,1989.

Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М.: Просвещение 1981.

Знамя Преподобного Сергия Радонежского.- М., 1991.

Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г.- “Родина”, № 1, 1994.

Иванов П. Тайна святых. - М.,1993.

Императорский дом. Выдающиеся сановники. В 2-х тт. - М.,2003.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - СПб,1992.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. - М.,1994.

Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. – М.: Просвещение, 1989.

Карпов В. С. Маршал Жуков. – М.: 1994.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школьная пресса, 2002.

Каштанова Алена. Русские женщины. – М.: Белый город, 2004.

Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. - М.,1987.

Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.,1990.

Карамзин Н.М.История Государства Российского. В 12 тт. - М.,1989.

Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей.- М.,1990.

Кронштадтский И. Моя жизнь во Христе. Т.1. - М.,1992.

Кайдаш С.Сильнее бедствия земного. - М.,1983.

Кайдаш С.Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв.). - М.: Сов. Россия, 1989.

Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М.: Русь - РКБ 1999.

Кулаков В. Ф. Во имя России. – М.: Русь - РКБ, 2000.

Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. - С-П.: Полигон, 1992.

Ладинский А.П. Анна Ярославовна - королева Франции. - М.,1980.

Леонтьев К. Россия глазами русского. - СПб,1991.

Липецкая энциклопедия. В 3-х тт. - Липецк,2002.

Липецкая область. Золотой юбилей. - Липецк, 2004.

Лунин М.С. Письма из Сибири. - М.,1988.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. - М.: Школьная пресса, 2003.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. - М.: Школьная пресса, 2004.
Морозова Л.Е. История России в лицах. I половина XVII века. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Милюков П.Н.Воспоминания. В 2-х тт. - М.,1990.

Отечественная война 1812 года. - “Родина”, № 6-7, 1992.

Павленко Н. И. Петр I. - М.: Просвещение, 1989.

Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М.:Просвещение,1989.

Памятники литературы Древней Руси. Х1-Х11 вв. - М.,1978.

Панова В. Сказание об Ольге. - Л., 1975.

Пашков Б. Г. Русь- Россия - Российская империя. - М.,2000.

Переписка протопопа Аввакума с Морозовой. – М., 2002.
Повесть временных лет. Памятники литературы Древней Руси.- М., 1986.
Платонов С. Лекции по русской истории. - СПб,1907.

Повести Древней Руси. Х1-Х11 вв. - Л.,1983.

Пресняков А.Е.Российские самодержцы. – М.,1990.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX - начало XVII века.- М.: Школа-Пресс, 2000..

Решин Л. С. Освободители. “Родина”, № 8 -9, 1992.

Рыбаков Б.А. Мир истории. - М..1987.

Скрынников Р. Борис Годунов. - М.,1983.

Скрынников Р. Иван Грозный. - М.,1983.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 т. - М.,1991.

Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”.- “Родина”, № 11, 1993.

Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. – М.: Вече, 2002.

Тихонравов Н. Боярыня Морозова. - «Русский вестник»,1865.

Чулков Г.И.Императоры. Психологические портреты. – М.,1991.

Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. - М., 1983.

Энциклопедия Дома Романовых. - М., 2003

Ян В. Сочинения в 4 т. - М.,1989.

Комментарии
Комментариев пока нет.